Основные темы творчества некрасова с примерами. Произведения Некрасова Н

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” – это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом. “). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:

Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее могла служить бы лира.

Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка – образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье – это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись. Вороти их! в тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу. герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой. “). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:

Ты проснешься ль, исполненный сил?

Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая
“покаянная лирика” – “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя. “. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.

Умру я скоро.
Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе.

Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,”Пророк”). Народный заступник – страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.

Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.

По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей. “). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья – вот отличительные черты поэзии Некрасова.

(Пока оценок нет)

Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии - ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии - одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” - это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художе-ственного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом...”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее могла служить бы лира?..
Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье - это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу... герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой...”). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая
“покаянная лирика” - “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя...”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро...
Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе...
Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,“Пророк”). Народный заступник - страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей...”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья - вот отличительные черты поэзии Некрасова.

Некрасов - народный поэт не только потому, что он говорил о народе, но потому, что им говорил народ. Отсюда все его особенности: герои, темы, образы, ритмы. Народный поэт. И нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще. Лирику поэта отличает обилие героев. Это подчас целая галерея перевоплощений.

Умение Некрасова войти в мир других, многих людей, стать поэтом массы и определило своеобразие его многотемной, многогеройной и многоголосной лирики. Умение проникать в мир других людей определяло и совершенно новое изображение характера простого человека, мужика - такого в лирике до Некрасова не было. Особенно ясно это видно на примере стихотворения «В дороге», где рассказывается о трагической истории крестьянской девушки, воспитанной в барской семье и по прихоти помещика отданной в мужицкую семью, на свою гибель и на горе мужику-крестьянину.

  • Мир народной жизни предстал разложимым, анализируемым, исследуемым в его сути, в его обнаженности. Оказались убранными все опосредствования, отвергнуты привычные эстетические формы приобщения к народу через народное творчество, через песню. Взгляд Некрасова уже стремится проникнуть далее того, что может дать песня. В самом деле, песня может быть столько же средством к изучению народной жизни, сколько и средством остаться в сугубо эстетической сфере. Дело не в том, что в песне не рассказывается о тяжелой жизни. Отвергается песня, даже поющая о несчастье: … Ямшик удалой,
  • Разгони чем-нибудь мою скуку!
  • Песню, что ли, приятель, запой
  • Про рекрутский набор и разлуку.
  • Но песня не состоялась.

Привычной эстетической форме представления народной жизни в поэзии поэт предпочел непривычную - живой рассказ в стихах - и через него дал анализ, который в песне невозможен. Но лирика оставалась и лирикой. Это не очерк и не рассказ. Это лирическое выявление типа народного сознания. Суть стихотворения (и в этом открытие Некрасова) не просто и не только в обличении угнетения и барского произвола, но и в восприятии сложности и противоречивости народного характера как результата этого произвола. Ужас охватывает, может быть, не столько от рассказанной истории, сколько от этой непосредственности, от этой наивности:

  • А слышь, бить - так почти не бивал,
  • Разве только под пьяную руку…

Своеобразный лиризм стихотворения обусловлен и этой безыскусностью, этой цельностью взгляда на мир. Но она возможна в произведении лишь как следствие утраты, правда временной, самим поэтом цельного восприятия народной жизни… Само страдание в некрасовском стихотворении представлено в необычной сложности, оно почувствовано вдвойне или даже втройне: оно и от горя мужика, которого сокрушила «злодейка-жена», и от горя несчастной Груши, и от общего горя народной жизни.

  • Ну, довольно, ямщик!
  • Разогнал Ты мою неотвязную скуку!..

без этого конца, без этих двух строчек не было бы подлинно некрасовского произведения. Появилось лирическое я самого поэта, и это очень важно. Лишь в 1856 году после семнадцати лет напряженной и плодотворной работы вышла вторая, а по существу первая, книга стихотворений Некрасова. Все современники пишут об успехе, невиданном «со времен Пушкина». Сборник готовился в пору для поэта очень тяжелую. «Последние элегии» - так прощально озаглавил он ряд стихотворений. Тяжелая болезнь заставила думать о близком конце.

Поэтому первый сборник в глазах Некрасова приобрел и характер поэтического завещания. Этим, в частности, объясняется тщательная продуманность композиции сборника, явившего собой книгу с четким планом, с внутренним соотношением разделов, ее составляющих. Характер книги как целого определялся вступлением, роль которого сыграло знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин».

Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений "Мечты и

звуки" (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же

Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге"

("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 года, является

продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по

преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический

герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с

определенным типом личности, как Лермонтова, а общими

принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов

выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую

лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности,

охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика

разнообразна.

Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно

назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил

новой темой- социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года

"Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стихотворении "О

Муза, я у двери гроба" поэт последний раз вспомнит "эту бледную, в

крови,/ Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза,

у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и

угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания

замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний

во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет

характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы

всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается

стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, "кто

все терпит", "чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно

нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и

страстям". Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает

здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные

стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не

умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться

от изнанки жизни.

В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а

разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской

любовной лирики "Я не люблю иронии твоей" (датируется

предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к

К.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии,

герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное,

высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей



любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная

ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения

героев Чернышевского "Что делать?".

Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало

стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это

душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть

ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная",

женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной

жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие

стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка",

"Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая

полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице".

Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и

обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в

знаменитых строках:

"От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови

Уведи меня в стан погибающих

За великое дело любви," - обращается поэт к матери. Эти строки

волнуют и сегодня.

Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный

аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у

Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного

возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про

мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в

стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой

стороною медаль" крестьянского детства: "Положим, крестьянский

ребенок свободно \Растет, не учась ничему, \Но вырастет он, если богу

угодно, \А сгибнуть ничто не мешает ему".

То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл

воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим

излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной

Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения

"Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864).

В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с

просьбой или жалобой к министру государственных имуществ -

возводится в ранг типичного явления: "Знать, брели-то долгонько они/

Из каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой домысливает то,

что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То

же в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой...", строки 86-89 и,

наконец, знаменитый финал стихотворения "Назови мне такую

обитель...".

За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые была

предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от

самого министра внутренних дел Валуева, известного автора

либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры

вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли,

что все "страшно эффектное", как выразился один из них,

стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и

бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской

железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами

графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне

царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения,

проведенный в них социальный анализ выливались в страшное

обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и

спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и

презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному

труду простого народа.

Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике

закономерно выходили на третий принцип - революционность.

Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,

крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два

разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот

принцип: отрывок "Назови мне такую обитель" из "Размышлений" и

последние три строфы второй части "Железной дороги".

Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его

стихам агитационно-пропагандистский характер.

Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в

стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по

революционно-демократическому движению, другим вождям этого

движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.

Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что

революционно-демократическая деятельность является самым завидным

и желанным уделом, и вообще роль "народного заступника" для

Некрасова есть, используя формулу Фета, "патент на благородство" для

любого честно мыслящего современника. Черты вождей

революционной демократии приобретают иконописный характер, их

жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета,

подвижника за народ.

Таково стихотворение "Памяти Добролюбова" (1864). В его содержании

не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем

воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся

критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший

когда-то человек, а "идеал общественного деятеля, который одно время

лелеял Добролюбова", как позднее признавался сам автор.

Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской

тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе,

в которых он выступает достойным продолжателем петербургских

страниц "Евгения Онегина" и "Медного всадника" и предшественником

Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его

социальными драмами является "Утро" (1872-73 гг.). Но три первые

строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к "ней",

связывая ее грусть и душевные страдания с "окружающей нас

нищетою", с которой "здесь природа сама заодно". Затем следуют две

"сельские" строфы с характерными, эмоционально окрашенными

эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, "кляча с крестьянином

пьяным,/ Через силу бегущая вскачь", туман, мутное небо, и вывод

воскрешаются мотивы ранних "городских" стихов: "Еду ли ночью", "На

улице", "Убогая и нарядная" (1859), цикла "О погоде" (1858-65 гг.).

Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в

ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия

обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не

видно: "железной лопатой... мостовую скребут", "начинается всюду

работа", "возвестили пожар с каланчи", "на позорную площадь кого-то

провезли" - преобладают безличные и неопределенно-личные

конструкции. То же и в последних строках: "кто-то умер", "где-то

раздался выстрел -Кто-то покончил с собой".

Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность

людей друг от друга и от жизни - смерть. Первыми, если не лицами -

лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым в

стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут

гражданскую казнь, т.е. ритуал публичного лишения гражданских и

политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще

целый ряд образов проходит перед нами.

Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта

революционной демократии - торжество бессмыслицы:

"Торгаши просыпаются дружно

И спешат за прилавки засесть:

Целый день им обмеривать нужно,

Чтобы вечером сытно поесть".

Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был

поклонником и сторонником капитализма. А вот отголоски

литературных предшественников Некрасова: "Чу! из крепости грянули

пушки! Наводненье столице грозит", - эхо "Медного всадника", но в

совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворником

уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым

проникнута сценка поимки вора в цикле "На улице". Слова "колотит" и

"попался" -- низкая лексика, просторечие: "Опять вор! Опять бьют".

"Гонят стадо гусей на убой" - понятно: чтоб есть. И заключительный

аккорд - самоубийство на чердаке - лучше не придумаешь в этой

Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения

не точка, а многоточие, т.е. этот бессмысленный ряд можно длить

бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в

могилу обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать

эмоциональному колориту стихотворения размер - трехстопный

анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия

скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале

стиха: "Верю - здесь не страдать мудрено"; "В даль сокрытую...", "Жутко

нервам..."; "Чу! из крепости..."; "Выстрел - кто-то покончил с собой...".

Большинство произведений русской классики сочетают

художественную неувядаемость с глубиной и поистине

неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма "Кому на Руси жить

хорошо?" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и

однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мы

экзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.

Лирика Некрасова – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи – представителя демократических разночинных кругов, пережившего тяжелые противоречия периода распада крепостничества и зарождения буржуазных капиталистических отношений.

Лирические стихи Некрасова знаменовали собой прежде всего новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности, дотоле лишь намечавшейся. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.

Осмысливая свое творчество, дискутируя с апологетами чистого искусства. Некрасов неоднократно выступал с поэтическими декларациями, в которых подчеркивал демократический и революционный характер своей поэзии. В 1848 году он пишет стихотворение, тема которого стала лейтмотивом всего его творчества. В этом стихотворении образ Музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа.

Вчерашний день, часу в шестом
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди.
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гпяди!
Сестра твоя родная!»

Поэзии Некрасова чужды условность, отвлеченность. Образ Музы запечатлен не в традиционной символике античной мифологии, а е образе страдающей крестьянской женщины подвергаемой жестокой и позорной казни. Это Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.

Взгляды Некрасова на роль поэта и назначение поэзии в обществе нашли свое отражение в другом, более позднем стихотворении «Поэт и гражданин», ставшем поэтическим манифестом нового, демократического направления в литературе. В этом программном произведении утверждается социально значимая направленность поэзии, ее активное участие в жизни определяет саму роль поэта – гражданина, общественного деятеля:

Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно –
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…

Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, требует от поэта гражданского подвига, но и бичует пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином назначении поэзии:

Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.

Некрасов не отрывает поэта от служения искусству, но требует подчинять это служение высоким и гуманным задачам. Эту программу и осуществлял Некрасов в своем творчестве.

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Лирическим пафосом и сатирическим бичеванием проникнуто одно из наиболее известных его стихотворений – «Размышления у парадного подъезда», резко разоблачающее самодержавно-крепостнический режим.

Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бюрократически-дворянского общества с его внешним благополучием противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ. С большой изобразительной силой поэт наглядно показывает примеры нищеты, забитости, обездоленности мужицкой России:

И пошли они солнцем палимы.
Повторяя: «Суди его Бог!»
Разводя безнадежно руками.
И покуда я видеть их мог.
С непокрытыми шли головами.

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится оттенить Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбах России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущим. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями: «Ты проснешься ль исполненный сил?»

Безжалостные правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей, создаваемые поэтом, приобретают типический характер в цикле стихов «На улице».
Простая будничная сценка, будничная «физиология» столицы, казалось бы, случайно увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм повседневности. Голодного бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой. Старуха мать в слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты – все это эскизные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эскизов кроется жизненная драма.

Судьба мужика была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной* поэт рисует типичную картину нужды, страданий, горя, выпавшего на долю простои русской женщины. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства человека.

Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа и видя единственный путь переустройства жизни в революции, Некрасов создает образы людей, способных встать во главе восставших масс. Изображению революционеров-демократов посвящен целый цикл. В стихотворении «Памяти Добролюбова», одном из лучших в этом цикле, Некрасов рисует портрет человека новой социальной формации, передает черты революционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к самопожертвованию:

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы.
Но болев, учил ты умирать.

Духовную чистоту, веру в высокий идеал, революционный патриотизм Добролюбова Некрасов раскрывает в следующих строках:

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил…
Как женщину, ты родину любил…

Дабы передать духовное величие Добролюбова, поэт обращается к возвышенно-одическому стилю. Это стихотворение – поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове.

Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг тем: не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира.

Это лирика жизни, лирика действия. Ей чужды пассивность, созерцательность, недоговоренность. Центральное место в ней – народ в своем стремлении к счастью, красоте, справедливости. Это стремление у Некрасова; приобретает конкретный, социальный характер.