Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии – ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии – одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” – это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова – сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом. “). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе:
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее могла служить бы лира.
Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка – образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье – это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись. Вороти их! в тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу. герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой. “). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая
“покаянная лирика” – “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя. “. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро.
Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе.
Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,”Пророк”). Народный заступник – страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей. “). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья – вот отличительные черты поэзии Некрасова.
(Пока оценок нет)
Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии - ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии - одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение “Поэт и гражданин” - это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между “гражданской поэзией” и “чистым искусством”.
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования “громить” пороки смело, “обличать зло” к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего, речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художе-ственного таланта, но и гражданских убеждений.
В литературу XIX века вошла Муза Некрасова - сестра страдающего, истерзанного, угнетенного народа (“Вчерашний день, часу в шестом...”). Муза Некрасова не только сочувствует, она протестует и зовет к борьбе.
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира -
Чему достойнее могла служить бы лира?..
Тема народа традиционно считается некрасовской темой. Ап. Григорьев назвал его “человеком с народным сердцем”. По словам Достоевского, поэт “любил всех тех, кто страдал от насилья”.
Стихотворение “Тройка” написано в излюбленном для Некрасова жанре песни. Ритмико-стилистический строй стихотворения характеризуется особой напевностью, повторами, присущими Народной песне. В центре стихотворения образ крестьянской девушки, на которую “заглядеться не диво”. Стихотворение имеет два временных пласта: настоящее и будущее. В настоящем девушка живет в ожидании любви: “знать, забило сердечко тревогу”. Но в будущем ее ждет тяжелая доля, обычная для женщины-крестьянки: “будет бить тебя муж-привередник и свекровь в три погибели гнуть”. Конец стихотворения полон грусти (“и схоронят в сырую могилу, как пройдешь ты тяжелый свой путь”). Тройка - образ-символ, часто появляющийся в народных песнях (“Вот мчится тройка почтовая”), это всегда образ свободы, воли, символ движения, мечты о счастье. В последней строфе отчетливо звучит мотив: счастье - это только мечта: “не догнать тебе бешеной тройки”.
В стихотворении “Размышления у парадного подъезда” преобладает эпическое начало: обобщенная характеристика “парадного подъезда” и обрисовка мужиков-просителей. Поэт не наделяет каждого из крестьян какими-либо конкретными, индивидуальными чертами. Детали портрета сливают эту группу людей в единый поэтический образ: “деревенские люди”, “армячишко худой на плечах”, “крест на шее и кровь на ногах”. Во второй части появляется лирическая нота. Это авторское обращение к “владельцу роскошных палат”, которое звучит то взволнованно-патетически (“Пробудись!.. Вороти их! в тебе их спасенье!”), то скорбно и гневно (“Что тебе эта скорбь вопиющая, что тебе этот бедный народ?”), то зло и иронично (“и сойдешь ты в могилу... герой”).
В заключительной, третьей части эпическое и лирическое сливаются воедино. История мужиков получает конкретное завершение (“За заставой, в харчевне убогой все пропьют мужики до рубля и пойдут, побираясь дорогой...”). Завершается стихотворение вопросом, на который у поэта не находится определенного ответа:
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Очень важна для понимания особенностей поэзии Некрасова так называемая
“покаянная лирика” - “Умру я скоро”, “Рыцарь на час”, “Я за то глубоко презираю себя...”. Именно некрасовский герой явил образец мужества и попытки преодоления трагического разлада с самим собой, потому что ему все казалось, что он не соответствует высокому идеалу поэта и человека.
Умру я скоро...
Жалкое наследство,
О родина, оставлю я тебе...
Особое место в “покаянной лирике” занимает тема нравственного идеала, в поисках которого лирический герой обращается прежде всего к тем, кто нес в себе боль о человеке, боль о России (“На смерть Шевченко”, “Памяти Добролюбова”,“Пророк”). Народный заступник - страдалец, идущий на жертву. Характерен мотив избранности, исключительности великих людей, которые проносятся “звездой падучей”, но без которых “заглохла б нива жизни”. В образе “народных заступников” проявляется их глубокий демократизм, органичная связь с народной культурой.
Не хуже нас он видит невозможность
Служить добру, не жертвуя собой.
Но любит он возвышенней и шире,
В его душе нет помыслов мирских.
По-новому Некрасов писал о любви. Поэтизируя взлеты любви, он не обошел вниманием ту “прозу”, которая “в любви неизбежна”. В его стихах появился образ независимой героини, подчас своенравной и неприступной (“Я не люблю иронии твоей...”). Отношения между любящими стали в лирике Некрасова более сложными: духовная близость сменяется размолвкой и ссорой, герои часто не понимают друг друга, и это непонимание омрачает их любовь.
Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Трагическое восприятие жизни, сострадание ближнему, беспощадная рефлексия и в то же время безудержная жажда счастья - вот отличительные черты поэзии Некрасова.
Некрасов - народный поэт не только потому, что он говорил о народе, но потому, что им говорил народ. Отсюда все его особенности: герои, темы, образы, ритмы. Народный поэт. И нет в великой русской литературе писателя, которого бы эти слова определяли столь точно и всеобъемлюще. Лирику поэта отличает обилие героев. Это подчас целая галерея перевоплощений.
Умение Некрасова войти в мир других, многих людей, стать поэтом массы и определило своеобразие его многотемной, многогеройной и многоголосной лирики. Умение проникать в мир других людей определяло и совершенно новое изображение характера простого человека, мужика - такого в лирике до Некрасова не было. Особенно ясно это видно на примере стихотворения «В дороге», где рассказывается о трагической истории крестьянской девушки, воспитанной в барской семье и по прихоти помещика отданной в мужицкую семью, на свою гибель и на горе мужику-крестьянину.
- Мир народной жизни предстал разложимым, анализируемым, исследуемым в его сути, в его обнаженности. Оказались убранными все опосредствования, отвергнуты привычные эстетические формы приобщения к народу через народное творчество, через песню. Взгляд Некрасова уже стремится проникнуть далее того, что может дать песня. В самом деле, песня может быть столько же средством к изучению народной жизни, сколько и средством остаться в сугубо эстетической сфере. Дело не в том, что в песне не рассказывается о тяжелой жизни. Отвергается песня, даже поющая о несчастье: … Ямшик удалой,
- Разгони чем-нибудь мою скуку!
- Песню, что ли, приятель, запой
- Про рекрутский набор и разлуку.
- Но песня не состоялась.
Привычной эстетической форме представления народной жизни в поэзии поэт предпочел непривычную - живой рассказ в стихах - и через него дал анализ, который в песне невозможен. Но лирика оставалась и лирикой. Это не очерк и не рассказ. Это лирическое выявление типа народного сознания. Суть стихотворения (и в этом открытие Некрасова) не просто и не только в обличении угнетения и барского произвола, но и в восприятии сложности и противоречивости народного характера как результата этого произвола. Ужас охватывает, может быть, не столько от рассказанной истории, сколько от этой непосредственности, от этой наивности:
- А слышь, бить - так почти не бивал,
- Разве только под пьяную руку…
Своеобразный лиризм стихотворения обусловлен и этой безыскусностью, этой цельностью взгляда на мир. Но она возможна в произведении лишь как следствие утраты, правда временной, самим поэтом цельного восприятия народной жизни… Само страдание в некрасовском стихотворении представлено в необычной сложности, оно почувствовано вдвойне или даже втройне: оно и от горя мужика, которого сокрушила «злодейка-жена», и от горя несчастной Груши, и от общего горя народной жизни.
- Ну, довольно, ямщик!
- Разогнал Ты мою неотвязную скуку!..
без этого конца, без этих двух строчек не было бы подлинно некрасовского произведения. Появилось лирическое я самого поэта, и это очень важно. Лишь в 1856 году после семнадцати лет напряженной и плодотворной работы вышла вторая, а по существу первая, книга стихотворений Некрасова. Все современники пишут об успехе, невиданном «со времен Пушкина». Сборник готовился в пору для поэта очень тяжелую. «Последние элегии» - так прощально озаглавил он ряд стихотворений. Тяжелая болезнь заставила думать о близком конце.
Поэтому первый сборник в глазах Некрасова приобрел и характер поэтического завещания. Этим, в частности, объясняется тщательная продуманность композиции сборника, явившего собой книгу с четким планом, с внутренним соотношением разделов, ее составляющих. Характер книги как целого определялся вступлением, роль которого сыграло знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин».
Некрасов отдал дань романтизму сборником стихотворений "Мечты и
звуки" (1840), жестоко осужденным, даже высмеянным тогда же
Белинским. Зрелый Некрасов, начиная со стихотворения "В дороге"
("Скучно? скучно!... Ямщик удалой...") 1845 года, является
продолжателем пушкинской линии в русской поэзии - по
преимуществу реалистической. В некрасовской лирике есть лирический
герой, но единство его определяется не кругом тем и идей, связанных с
определенным типом личности, как Лермонтова, а общими
принципами отношения к действительности. И здесь Некрасов
выступает как выдающийся новатор, существенно обогативший русскую
лирическую поэзию, расширивший горизонты действительности,
охваченной лирическим изображением. Тематика Некрасова-лирика
разнообразна.
Первый из художественных принципов Некрасова-лирика можно
назвать социальным. Узкий круг лирической тематики он дополнил
новой темой- социальной. Вспомним хрестоматийные строки 1848 года
"Вчерашний день, часу в шестом". В своем последнем стихотворении "О
Муза, я у двери гроба" поэт последний раз вспомнит "эту бледную, в
крови,/ Кнутом иссеченную Музу". Источник вдохновения поэта, Муза,
у Некрасова - родная сестра несчастных, подвергаемых насилию и
угнетению. Не любовь к женщине, не красота природы, а страдания
замученных нуждой бедняков - вот источник лирических переживаний
во многих стихах Некрасова. Причем эта социальная тема меняет
характер и собственно любовной лирики Некрасова. "Ночь. Успели мы
всем насладиться. Что ж нам делать? Не хочется спать", - начинается
стихотворение 1858 года. И герой предлагает помолиться за тех, "кто
все терпит", "чьи работают грубые руки,/ Предоставив почтительно
нам/ Погружаться в искусства, в науки,/ Предаваться мечтам и
страстям". Ясно, что дворянин по происхождению, Некрасов выражает
здесь сознание разночинца, истинного демократа, знающего темные
стороны общественного бытия, испытавшего на себе голод и холод, не
умеющего, не способного дворянски брезгливо и спесиво отвернуться
от изнанки жизни.
В то же время лирический герой Некрасова не просто разночинец, а
разночинный интеллигент. Вот еще один шедевр некрасовской
любовной лирики "Я не люблю иронии твоей" (датируется
предположительно 1850 годом и тоже предположительно обращенное к
К.Я.Панаевой). Одновременно это и образец интеллектуальной поэзии,
герой и героиня культурные люди, в их отношениях ирония и, главное,
высокий уровень самосознания. Они знают, понимают судьбу своей
любви и заранее грустят. Воспроизведенная Некрасовым интимная
ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения
героев Чернышевского "Что делать?".
Ярчайшим проявлением новой лирической темы - социальной - стало
стихотворение "Еду ли ночью по улице темной" (1847). Это
душераздирающая история женщины, которую нужда, голод и смерть
ребенка выгнали на панель. "Беззащитная, больная и бездомная",
женщина вызывает жалость, но нет возможности помочь несчастной
жертве социальной неустроенности. Из этого же ряда многие
стихотворения 40-50-х годов: "В дороге". "Перед дождем", "Тройка",
"Родина", "Псовая охота", маленький цикл "На улице", "Несжатая
полоса". "Маша". "Тяжелый крест достался ей на долю", " В больнице".
Пафос этих стихотворений, источник лиризма в них суммируется и
обобщается в небольшой поэме "Рыцарь на час" (1862), особенно в
знаменитых строках:
"От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви," - обращается поэт к матери. Эти строки
волнуют и сегодня.
Второй художественный принцип Некрасова-лирика - социальный
аналитизм. И это было новым в русской поэзии, отсутствующим и у
Пушкина, и у Лермонтова, тем более у Тютчева и Фета. С дошкольного
возраста мы помним стихи "Однажды, в студеную зимнюю пору" - про
мужичка с ноготок. Но не все знают, что предшествует этому отрывку в
стихотворении "Крестьянские дети", где герой оборачивает "другой
стороною медаль" крестьянского детства: "Положим, крестьянский
ребенок свободно \Растет, не учась ничему, \Но вырастет он, если богу
угодно, \А сгибнуть ничто не мешает ему".
То есть герой некрасовской лирики умеет видеть социальный смысл
воспроизводимых явлений и придавать его своим вполне лирическим
излияниям. Иными словами, носителем, субъектом социальной
Социальный аналитизм пронизывает два известнейших стихотворения
"Размышления у парадного подъезда" (1858) и "Железная дорога" (1864).
В "Размышлениях..." конкретный единичный факт - приход мужиков с
просьбой или жалобой к министру государственных имуществ -
возводится в ранг типичного явления: "Знать, брели-то долгонько они/
Из каких-нибудь дальних губерний". Лирический герой домысливает то,
что на увиденных им из окна мужиках, как говорится, не написано. То
же в четверостишии "За заставой, в харчевне убогой...", строки 86-89 и,
наконец, знаменитый финал стихотворения "Назови мне такую
обитель...".
За "Железную дорогу" редактор "Современника", где она впервые была
предпоследнее предупреждение о возможном закрытии журнала от
самого министра внутренних дел Валуева, известного автора
либерально-реформаторских проектов. Особые нарекания цензуры
вызвал, на первый взгляд, вполне невинный эпиграф: цензоры поняли,
что все "страшно эффектное", как выразился один из них,
стихотворение придает эпиграфу острый общественный смысл и
бросает тень не только на руководившего строительством Николаевской
железной дороги бывшего главноуправляющего железными дорогами
графа Клейнмихеля, но и на его умершего покровителя, и на его ныне
царствующего сына. Вторая и четвертая части стихотворения,
проведенный в них социальный анализ выливались в страшное
обвинение правительства в геноциде, как сказали бы сегодня, и
спаивании собственного народа. Столь же социально заострено и
презрительное отношение Ванюшиного папаши-генерала к каторжному
труду простого народа.
Два принципа отражения действительности в некрасовской лирике
закономерно выходили на третий принцип - революционность.
Лирический герой поэзии Некрасова убежден, что только народная,
крестьянская революция может изменить жизнь России к лучшему. Два
разобранных выше стихотворения вполне ясно иллюстрируют этот
принцип: отрывок "Назови мне такую обитель" из "Размышлений" и
последние три строфы второй части "Железной дороги".
Революционность сознания лирического героя Некрасова придавала его
стихам агитационно-пропагандистский характер.
Особенно сильно эта сторона сознания лирического героя проявилась в
стихотворениях, посвященных сподвижникам Некрасова по
революционно-демократическому движению, другим вождям этого
движения: Белинскому, Добролюбову, Чернышевскому, Писареву.
Некрасов в обрисовке их личностей исходит из того, что
революционно-демократическая деятельность является самым завидным
и желанным уделом, и вообще роль "народного заступника" для
Некрасова есть, используя формулу Фета, "патент на благородство" для
любого честно мыслящего современника. Черты вождей
революционной демократии приобретают иконописный характер, их
жизненный путь представляется в традициях жития мученика-аскета,
подвижника за народ.
Таково стихотворение "Памяти Добролюбова" (1864). В его содержании
не стоит выискивать реальных или вымышленных черт, в нем
воспроизведено преимущественно должное. Безвременно скончавшийся
критик в некрасовском стихотворении не есть конкретный, живший
когда-то человек, а "идеал общественного деятеля, который одно время
лелеял Добролюбова", как позднее признавался сам автор.
Обычно Некрасова представляют поэтом деревенско-крестьянской
тематики. Но есть у него и урбанистическая лирика, т.е. стихи о городе,
в которых он выступает достойным продолжателем петербургских
страниц "Евгения Онегина" и "Медного всадника" и предшественником
Блока. Гениальным образцом стихотворения о большом городе с его
социальными драмами является "Утро" (1872-73 гг.). Но три первые
строфы (из 9) в нем не городские. Сначала поэт обращается к "ней",
связывая ее грусть и душевные страдания с "окружающей нас
нищетою", с которой "здесь природа сама заодно". Затем следуют две
"сельские" строфы с характерными, эмоционально окрашенными
эпитетами: унылые, жалкие, мокрые, сонные, "кляча с крестьянином
пьяным,/ Через силу бегущая вскачь", туман, мутное небо, и вывод
воскрешаются мотивы ранних "городских" стихов: "Еду ли ночью", "На
улице", "Убогая и нарядная" (1859), цикла "О погоде" (1858-65 гг.).
Жизнь города ужасна, никакой отрады для измученной души героя в
ней нет. Прежде всего, в городской суете нет смысла, трудовые усилия
обитателей столицы отчуждены от них: дела их налицо - лиц, людей не
видно: "железной лопатой... мостовую скребут", "начинается всюду
работа", "возвестили пожар с каланчи", "на позорную площадь кого-то
провезли" - преобладают безличные и неопределенно-личные
конструкции. То же и в последних строках: "кто-то умер", "где-то
раздался выстрел -Кто-то покончил с собой".
Человеческие фигуры в стихотворении символизируют отчужденность
людей друг от друга и от жизни - смерть. Первыми, если не лицами -
лиц нет, - то первым родом деятельности, встречаемым в
стихотворении, оказывается работа палача. Сейчас они произведут
гражданскую казнь, т.е. ритуал публичного лишения гражданских и
политических прав. Затем мы видим офицеров, едущих на дуэль. Еще
целый ряд образов проходит перед нами.
Торговля, этот двигатель буржуазного прогресса, у поэта
революционной демократии - торжество бессмыслицы:
"Торгаши просыпаются дружно
И спешат за прилавки засесть:
Целый день им обмеривать нужно,
Чтобы вечером сытно поесть".
Всего лишь. Понятно, что певец капиталистического Петербурга не был
поклонником и сторонником капитализма. А вот отголоски
литературных предшественников Некрасова: "Чу! из крепости грянули
пушки! Наводненье столице грозит", - эхо "Медного всадника", но в
совершенно другой эмоциональной окраске. Избиение вора дворником
уже не вызывает в душе героя тех чувств, того сочувствия, которым
проникнута сценка поимки вора в цикле "На улице". Слова "колотит" и
"попался" -- низкая лексика, просторечие: "Опять вор! Опять бьют".
"Гонят стадо гусей на убой" - понятно: чтоб есть. И заключительный
аккорд - самоубийство на чердаке - лучше не придумаешь в этой
Впрочем, нет ни заключения, ни аккорда, ибо в конце стихотворения
не точка, а многоточие, т.е. этот бессмысленный ряд можно длить
бесконечно. Некрасов оборвал свое гнетущее, сводящее с ума и в
могилу обозрение столичной жизни на полуслове... Под стать
эмоциональному колориту стихотворения размер - трехстопный
анапест, напевно-тягучий и заунывный. Поется тяжело, мелодия
скрипит и буксует: размер нарушают сверхсхемные ударения в начале
стиха: "Верю - здесь не страдать мудрено"; "В даль сокрытую...", "Жутко
нервам..."; "Чу! из крепости..."; "Выстрел - кто-то покончил с собой...".
Большинство произведений русской классики сочетают
художественную неувядаемость с глубиной и поистине
неисчерпаемостью смысла. К сожалению, поэма "Кому на Руси жить
хорошо?" не из их числа. Она прямолинейна в своей однозначности и
однопланова, трудно заключить о глубине ее содержания. Поэтому мы
экзаменом или иным образом освежить в памяти ее содержание.
Лирика Некрасова – новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, настроения, взгляды человека новой социальной эпохи – представителя демократических разночинных кругов, пережившего тяжелые противоречия периода распада крепостничества и зарождения буржуазных капиталистических отношений.
Лирические стихи Некрасова знаменовали собой прежде всего новый подход к действительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности, дотоле лишь намечавшейся. По правдивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее дальнейшее развитие.
Осмысливая свое творчество, дискутируя с апологетами чистого искусства. Некрасов неоднократно выступал с поэтическими декларациями, в которых подчеркивал демократический и революционный характер своей поэзии. В 1848 году он пишет стихотворение, тема которого стала лейтмотивом всего его творчества. В этом стихотворении образ Музы вырастает в трагический символ порабощенного и измученного народа.
Вчерашний день, часу в шестом
Зашел я на Сенную,
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди.
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гпяди!
Сестра твоя родная!»
Поэзии Некрасова чужды условность, отвлеченность. Образ Музы запечатлен не в традиционной символике античной мифологии, а е образе страдающей крестьянской женщины подвергаемой жестокой и позорной казни. Это Муза бедняков, Муза народа, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмщению.
Взгляды Некрасова на роль поэта и назначение поэзии в обществе нашли свое отражение в другом, более позднем стихотворении «Поэт и гражданин», ставшем поэтическим манифестом нового, демократического направления в литературе. В этом программном произведении утверждается социально значимая направленность поэзии, ее активное участие в жизни определяет саму роль поэта – гражданина, общественного деятеля:
Иди в огонь за честь Отчизны,
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно –
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь…
Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жизнью, требует от поэта гражданского подвига, но и бичует пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждениями об ином назначении поэзии:
Поэтом можешь ты не быть.
Но гражданином быть обязан.
Некрасов не отрывает поэта от служения искусству, но требует подчинять это служение высоким и гуманным задачам. Эту программу и осуществлял Некрасов в своем творчестве.
Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угнетателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внутренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а наоборот, энергично и страстно борется за ее переустройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.
Лирическим пафосом и сатирическим бичеванием проникнуто одно из наиболее известных его стихотворений – «Размышления у парадного подъезда», резко разоблачающее самодержавно-крепостнический режим.
Владельцу роскошных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет жизнь крепостных крестьян; фальшивой парадной стороне бюрократически-дворянского общества с его внешним благополучием противопоставляется нищая крестьянская Россия, народ. С большой изобразительной силой поэт наглядно показывает примеры нищеты, забитости, обездоленности мужицкой России:
И пошли они солнцем палимы.
Повторяя: «Суди его Бог!»
Разводя безнадежно руками.
И покуда я видеть их мог.
С непокрытыми шли головами.
Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится оттенить Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходимости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судьбах России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочувствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущим. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями: «Ты проснешься ль исполненный сил?»
Безжалостные правдивые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей, создаваемые поэтом, приобретают типический характер в цикле стихов «На улице».
Простая будничная сценка, будничная «физиология» столицы, казалось бы, случайно увиденный эпизод раскрывают социальные противоречия столицы, трагизм повседневности. Голодного бедняка, укравшего у торговца калач, ведет в участок городовой. Старуха мать в слезах провожает своего Ванюшу, которого забрали в рекруты – все это эскизные зарисовки уличных впечатлений, но они типичны для будней города, в каждом из этих эскизов кроется жизненная драма.
Судьба мужика была тяжела, но еще более тяжелой была судьба крестьянской женщины, описание которой занимает значительное место в лирике Некрасова. В стихотворении «Еду ли ночью по улице темной* поэт рисует типичную картину нужды, страданий, горя, выпавшего на долю простои русской женщины. Это рассказ о безрадостной любви бедняков, о зловещей нищете, калечащей самые светлые, чистые чувства человека.
Рисуя страшные картины страданий и бедствий народа и видя единственный путь переустройства жизни в революции, Некрасов создает образы людей, способных встать во главе восставших масс. Изображению революционеров-демократов посвящен целый цикл. В стихотворении «Памяти Добролюбова», одном из лучших в этом цикле, Некрасов рисует портрет человека новой социальной формации, передает черты революционера. В облике Добролюбова он прежде всего выделяет подчинение личной жизни высоким общественным целям, интересам народа, готовность к самопожертвованию:
Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы.
Но болев, учил ты умирать.
Духовную чистоту, веру в высокий идеал, революционный патриотизм Добролюбова Некрасов раскрывает в следующих строках:
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил…
Как женщину, ты родину любил…
Дабы передать духовное величие Добролюбова, поэт обращается к возвышенно-одическому стилю. Это стихотворение – поэтический памятник новому человеку, революционеру, облик которого Некрасов увидел в Добролюбове.
Таким образом, мы видим, что Некрасов широко раздвинул границы лирики. Прежде всего, необычайно раздвинул круг тем: не только личные переживания поэта стали достоянием его поэзии, но и все многообразие окружающего мира.
Это лирика жизни, лирика действия. Ей чужды пассивность, созерцательность, недоговоренность. Центральное место в ней – народ в своем стремлении к счастью, красоте, справедливости. Это стремление у Некрасова; приобретает конкретный, социальный характер.