Отрицательное влияние общества на личность. Влияние общества на развитие личности

У многих девушек и женщин, увлекающихся вышиванием, наблюдаются такие проблемы, как неправильная осанка, искривление позвоночника. Вследствие, вышивальщиц часто донимают боли в шее, спине, устают глаза и руки. Чтобы избежать этих неприятных последствий, следует обратить внимание на такие моменты, как организация рабочего места и поза самой вышивальщицы.

Правильно организовав свое рабочее место, вышивальщица сможет заниматься любимым делом с удобством и комфортом. Выбирая рабочее место, следует обратить внимание на то, как падает свет. Лучше, если он будет падать с левой стороны на работу. Вышивание при дневном освещении - идеальное решение. Правда, в большинстве случаев вышивать приходится по вечерам или даже ночам. В таких случаях просто необходимо позаботиться о хорошем освещении, которое должно светить как можно ярче.

Дополнительное удобство создают специальные ящички в столе для вышивания. Если же такого стола нет, можно завести специальные коробочки и шкатулки для хранения ниток и инструментов. Эти емкости должны постоянно находиться у вышивальщицы под рукой. Если же процесс вышивания осуществляется на напольном станке, следует позаботиться о его оборудовании так, чтобы нитки, игольницы и ножницы держали вспомогательные детали станка. Находиться они должны на видном месте.

Еще одним обязательным моментом, на который должна обратить внимание каждая вышивальщица, является ее поза, положение во время работы. Если вышивать в неправильной позе, может появиться сутулость, искривление позвоночника, близорукость. Грудь должна быть свободной, а не сжатой. Корпус следует немного наклонить вперед, ноги поставить на небольшую подставку. Чтобы ноги не затекали, их можно разместить на подставке в вытянутом положении.

Чтобы не навредить своим глазам и не испортить зрение, нужно следить за расстоянием между работой и глазами. Оно должно составлять 25-30 см. Некоторые вышивальщицы для этого устанавливают немного выше раму или пяльцы, пользуются такими приспособлениями, как держатели и подставки. Если вышивальщица во время работы сидит за столом, кресло или стул нужно придвинуть поближе к нему.

Немаловажную роль играет во время вышивки и постановка рук девушки. Левую руку следует держать вверху, а правую - над пяльцами или рамой. На это должны обратить внимание, прежде всего, те, кто вышивает обеими руками. Кстати, использование такого способа вышивания не дает рукам сильно уставать и увеличивает скорость самой работы.

Оборудовав рабочее место так, чтобы все находилось под рукой, и было комфортно работать, каждая вышивальщица сможет максимально насладиться своим любимым делом.

Вернее, таких подушек надо две: чтобы поменять их местами, когда вы дошьете до другой стороны рамы.

Они внутри поролоновые, сверху - неотбеленная бязь.

(чтобы меньше грязь было видно.Шутка юмора).
Чтобы глаза не резала белизна и уж тем более, рисуночки различные не мешались перед глазами.


Сзади - резинка-вздежка. Чтобы крепко держалось и к любой раме подходило.

Надеваются просто - верхом. На левой подушке-парковушке на двухсторонний скотч приклеена сама эта парковушка: табличка с символами и номерами и воткнутыми в нее иголками с нитками.


Табличку-парковушку я залепила сверху прозрачным скотчем, чтобы не обтрепывалась, подогнула скотч наизнанку, прилепила. А саму ее - на узенькие полосочки двухстороннего скотча прилепила к ткани.

Насчет надежности и прочности крепления воткнутых иголок: можете сами попробовать, обернув на кухне губку для мытья посуды какой-либо тканью, воткнув в нее иголку и попробовав ее оттуда смахнуть рукой, вытащить за нитку. Вытащить 2 пальцами-то за иголку и то с трудом! Так что все оч. надежно.

Парковушка с изнанки выглядит - шов посередине. В принципе, можно обойтись и без швейной машины, при помощи двухстороннего скотча, например, или обычного канцелярского степлера. Размеры нужно подогнать по своей раме: в ширину, чтобы они внахлест друг на друга немного заходили, можно три сделать для рамы 90 см, в высоту - сколько у вас символов, примерно образовать решетку из 4-5 по высоте. Ну и подогнать под нее подушечку саму.
Теперь главный вопрос: а зачем оно надо?
  1. Ну, во-первых , сидеть в напряженной позе у станка - это не для меня. Я люблю раму на веревочке, вышивать сидя в кресле, ноги - на другом кресле, или на кровати, и чтоб все было в пределах досягаемости рук. Тут все так и есть. Цветов в этой вышивке 50 -а это не так уж и мало.
  2. Во-вторых , я не паркую в сторону, в которую не шью. И поскольку нитку закрепить в аиде совсем несложно и абсолютно не видно под 1 и последний крестик, то предпочитаю отрезать и закреплять нитку столько раз, сколько надо, и не путаться в бесконечных ниточных хвостах.
  3. В-третьих , не паркую и далеко вверх, не больше 5 крестиков, поэтому отрезанную нитку надо куда-то быстро воткнуть, а потом не менее быстро ее достать и продолжать вышивание. Вот тут-то парковушка и необходима.
Так паркуются рабочие нитки - веером.

Это изнанка, нитки свисают свободно, они не мешают, т.к. рама во время работы не поворачивается. Ну или крайне редко - посмотреть, что там творится.

Инструменты всегда под рукой: ножницы на магните, а он сам - на двухстороннем скотче. Нитковдеватель плохо крепился на магнит, потому что легкий. Я к нему приделала цепочку из шариков.



Лоток с бобинками на кольцах по номерам и маркерами,



игольница в баночке из под тест-полосок к глюкометру. Открывается одной рукой, иголки помещаются идеально, внутри имеет нечто осушающее, предотвращающее ржавчину как таковую.

Удобно стало с таким гибридом вышивки по цветам и парковкой. Я еще станок под Стоянкину икону парковками переделала с добавлениями некоторых деталей.

Вот мы тут в полный рост и по деталям.



Все в одном месте, прямо на станке! В отдельной папке только схема и органайзеры с нитками (уже нарезанными). Но можно вышивать и без них, пользуясь парковушкой и бобинками на кольцах.

Парковушка здесь целая, т.к. рама небольшая. Выходим из положения так: распечатываем две таблички, и когда надо будет шить у другого края рамы, лепим ее на подушку-парковушку и перетыкаем иголочки. Все. Мне нравится более толстенькая.



Внизу там висит колечко на веревочке. Это "удочка" для собирания с пола металлических предметов: просто возим ее за веревочку, все прилипнет, т.к. это магнит.

Во вспомогательную планку ввинчены шурупы-крючки для подвеса чего угодно. Мусорка служит также для хранения маркера. Лампа энергосберегающая, не греется.

Станок-гибрид + . Зачем? Для устойчивости!


Чтоб не тряслось совсем это чудо на одной ноге... Стоит между креслами: на одном - я, на другом - мои ноги. Станок можно взять сверху или сзади одной рукой и унести куда угодно. С него ничего не упадет. Функциональность полная: под левую\правую руку наклон есть, наклон рамы относительно горизонтали есть, приближение-удаление от вышивающего есть, свет прямо на вышивку есть, легкий доступ к изнанке в той же плоскости есть, устойчивость достигается тем, что мы его ставим между ног и ими держим, ставя ступни на его крестовину, нижний край рамы опирается о грудину, тогда он вообще не трясется. Но можно и не держать - это на любителя.
Для небольших рам - самое то что надо!

Как я вышиваю диагональной парковкой рассказано .

Приветствую всех у себя в постике:-).

Сначала я хотела просто показать своё последнее приобретение - доску, которая так удачно стала планшетом для схем. Но потом решила сделать несколько больше фотографий, и показать как в целом у меня организовано рабочее место. Вдруг кому-то может пригодится мой опыт .

Для начала несколько слов о себе и своём вышивальном опыте. Вышиваю я не очень давно (в сравнении с вязальным опытом), начала вышивать в 2009 году, сначала с лент и иконы бисером. Дальше заинтересовалась темой вышивок на желание и был вышит домик, моя первая картина. И после этого я уже поняла, что вышивка меня затянула. Стала искать разные способы удобнее организовать своё рабочее место, много читала на форумах, смотрела постики девочек. В один момент упросила мужа сделать мне вышивальный станок (ибо согласитесь, что стоят они довольно не дешево, а 5 лет назад и выбор был намного скромнее и цены значительно выше). Муж пошел мне навстречу, я ему нарисовала примерно вид станка, а дальше уже он всё делал сам.
Вот так выглядит мой станов сбоку. Он универсален под размер рамок и регулируется по высоте. Так что я могу вышивать не заботясь на какую раму у меня закреплена вышивка (а их у меня на текущий момент уже 5 штук) и не важно на кресле, стуле или диване.

К слову на изготовление у нас ушло максимум рублей 300-400 на все детали и фурнитуру.

Далее очень важный элемент - как сберечь свои глаза, ведь на них приходится значительная нагрузка, когда мы вышиваем. На этот случай у меня есть две настольные лампы дневного света. Одна при этом ещё со встроенной лупой, что очень удобно когда вышиваешь на очень мелкой канве (я только с ней вышиваю свой гобелен), или к примеру икону ювелирным бисером.
У меня она выглядит вот так

Куплена в обычном магазине электротоваров. Обошлась мне в 600руб. Для сравнения в интернет-магазинах подобные лампы дешевле 1500руб мне ещё ни разу не встречались. А если учесть ещё и расходы на пересылку и на перевод денег, то получается, что и все 2000руб. Что согласитесь может быть накладно для семейного бюджета. Так что опять получилось и улучшить эргономику и не пробивать дыр в бюджете, занимаясь любимым делом.

Ещё мне сильно не нравилось когда вышивала собирать хвостики ниток и периодически бегать до мусорного ведра. Так как иначе периодически они цеплялись за рукав, падали и разносились по дому. Очень меня напрягал такой бардачок в доме. А что делать приходилось бегать.
И тут я озадачилась поиском небольшой мусорки, которая бы позволила сразу сбрасывать хвостики ниток и таким образом избежать и отрыва от занятия и загрязнения в квартире. Вот что у меня теперь есть, очень удобно, и местами даже симпатично

Далее . Долго шла к такому моменту, как возможность заправить сразу несколько иголок и вышивать определенный участок вышивки, не отвлекаясь на процесс заправки игл. НО!. Всё сводилось - правильно к органайзеру. В интернете встречаются только ПАКовские и они опять же не дешёвые. от 700руб и выше (это без стоимости расходов на доставку). Нет, я вообще то не жадина, и наборы у меня есть довольно дорогие, и с подбором я не связываюсь с целью сэкономить расходы на вышивку (потому что не доверяю я своим глазам и чувству цвета, а вышить и разочароваться в результате - это выше моих сил). Но вот не вижу я что может стоить таких денег в этом органайзере вот чесслово. Тут я велосипед не изобретала, увидела в нескольких форумах как девочки показывали свои приспособления в виде пенных трубочек, которые используются как утеплители и попросила мужа купить мне такую трубу. Он прикупил мне пару метров, всё это удовольствием встало в 50 руб. Дальше я просто нарисовала ключи к схемам процессов, которые мне сейчас больше всего интересны, нарезала нужного размера трубу и прикрепила с помощью скотча ключ. Вот так выглядит один из моих органайзеров для игл

А ещё есть у меня такая игольница, с маленьким секретом (для свободных и игл). Я её кстати вязала в одной их своих авантюр. ВОт она моя помощница

Ну а теперь к той самой виновнице, которая сподвигла меня на написание этого поста.
Итак, вы уже видели, что о многом думалось и со временем начинала использовать для того, чтобы вышивать было удобнее. Но оставалось одно слабое место - это размещение схемы. Ох, сколько же я намучилась с этим . Лежит сбоку на столе - не удобно, постоянно головой вертишь, бывает теряешь место вышивки . Пытаюсь разместить над рамой - сваливается периодически, опять же бумага гибкая, тоже не всё удобно. И чтобы зачеркнуть вышитый участок - надо снять, положить на стол, потом опять разместить, как-то прикрепить. Ну вы поняли, неудобно одним словом. Возвращаясь опять же к приспособлениям в интернет магазинах. Видела я эти планшеты. Останавливала всё та же цена. Планшет на формат А4 (обычная магнитная дощечка) стоимость 1,5тыс. руб и к ней отдельно продается магнитная линейка, стоимостью 700 с лишним рублей. Вот каково это ? Мне лично жалко, да-да .
Вот что мне попалось на глаза в детском канцелярском отделе. Это доска для рисования маркерами. Зацените сами.

Человек живёт и развивается в обществе, которое определяет его поступки и стремления. Но зачастую между личностью и коллективом, в рамках которого она вынуждена существовать, возникают противоречия, которые очень сложно решить. Можно ли быть полноценной частью социума, при этом, не теряя собственной индивидуальности? Стоит ли подчиняться тому, что другие считают правильным и единственно возможным? Возможно ли, обрести внутреннюю гармонию в узких рамках диктуемых обществом правил и условий? Чтобы ответить на эти вопросы, многие знаменитые авторы рассуждали, как решается проблема взаимодействия человека и общества. В этой подборке мы перечислили самые яркие аргументы из литературы, иллюстрирующие влияние коллектива на личность.

  1. В драме А.Н. Островского «Гроза» обособленный, замкнутый в своей ограниченности город Калинов живёт согласно патриархальным порядкам, многие из которых порядком обветшали и устарели. Однако, быт и нравы, господствующие здесь, исключают свободу выбора, принуждая каждого жителя следовать законам, основанным на страхе и обмане. Бунтующим героем в пьесе становится Катерина, готовая вступить в бой с вековой косностью, чтобы отвоевать своё право на любовь и свободу. Дабы избавиться от внутренней дисгармонии, обрести надежду на счастье, она бросает вызов условностям и домостроевским традициям. Однако героиня не способна противостоять тирании в одиночку. Отказываясь жить в неволе, она предпочитает погибнуть. В данном случае коллектив, опасаясь перемен, довел свободолюбивую личность до мятежа и отчаяния.
  2. Общество диктует человеку правила поведения и жизненные установки, в которых каждому необходимо выстраивать свою собственную модель поведения. Но соответствовать узким общественным стандартам для свободолюбивой и мыслящей личности становится невыполнимой задачей. В романе Рэя Бредбери «451 градус по Фаренгейту» социум давно утратил оригинальность и самобытность. Это мир механических будней, развлечений и телесериалов. В нем люди живут по четко отлаженным установкам, исключающим отказ от стереотипа. Гай Монтэг – пожарный. В его обязанности входит проводить обыски и сжигать книги, которые попадутся ему на глаза. Но очень скоро он понимает, что его жизнь представляет собой холодное посредственное существование, подчинённое абсурдным законам, лишённое мысли и тепла. Монтэг вступает в борьбу с прошлым своим существованием, бунтуя против уравнительных законов мира, которым больше не желает подчиняться. Так, авторитарное общество «выдавливает из себя» непокорных членов.
  3. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» герой-бунтарь – Евгений Базаров оказывается одиноким в своей верности идеям нигилизма. Его резкие суждения, философия всеобщего отрицания пугают и раздражают старшее поколение, воспитанное на традиционных представлениях о морали, культуре и этических нормах. Базаров уверен, что устаревшие ценности, прочно вошедшие в сознание и быт поколения «отцов», необходимо искоренить. Он чувствует своё несоответствие с обществом, в котором принужден существовать. Попытки неравной борьбы обрекают героя на одиночество и непонимание. Глубина и незаурядность личности Базарова не соответствуют обществу устоявшихся вековых традиций, которые тот пытается низвергнуть. В данном примере влияние общества выражается у личности в отрицании социальных традиций и закономерностей, как таковых.
  4. Противопоставление – излюбленный приём авторов, стремящихся показать в произведении острый социальный конфликт или актуальную для читателя проблему. Противостояние человека и общества – одна из сквозных тем романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», который считается одной из самых масштабных книг за всю историю литературы. Писатель создает живописные и во многом иронические образы посетителей салона Анны Павловны Шерер. Высшее общество Петербурга стеснено рамками принятого поведения. Их диалоги, рассуждения и мысли подчинены привычке, которая сделала их чопорными, тщеславными и лишёнными индивидуальности. В салоне поднимаются серьёзные общественно-значимые темы, которые перевираются, искажаются и упрощаются, превращаясь в пошлые беседы и сплетни о том, что модно обсуждать. Даже патриотизм для Анны Павловны заключается только в том, что она принципиально отказывается разговаривать на французском языке. Для героев, знающих цену мысли и слову, пребывание в подобных гостиных превращается в пытку. Так, общество вынуждает Болконского бежать прочь от мирной жизни и искать свое место на войне. Но влияние социума сказалось на целях, которые первоначально ставил герой: он хотел славы ценою крови. Это желание было искусно навязано ему в праздной болтовне о гении Наполеона, которого превозносили при дворе.
  5. В рассказе А. Солженицына «Матренин двор» автор рисует быт и нравы патриархальной деревеньки, где каждый живёт в границах искусственно созданного уютного мирка, подчиненного личным интересам и эгоизму. И только простая деревенская женщина Матрена всю свою жизнь отдает на служение и помощь людям, а страдания и многочисленные потери не озлобляют её души. Она совсем не богата: любовно поливает цветы в кадках, растит картошку, заботится о хромой кошке, и, конечно, помогает соседям, которые пользуются её бескорыстностью. С гибелью героини рушится и всё, созданное ею с таким усердием: односельчане с жадностью обсуждают её жизнь, делят имущество, растаскивают по лоскуткам пожитки. Каждый не может удержаться от своей примитивной оценки: они смеются над Матреной, осуждают ее за открытость и искренность. Мир, в котором Матрена видела столько тепла и любви, оказывается к ней жестоким и несправедливым. Зато героиня не поддалась тлетворному влиянию деревенских нравов и сохранила индивидуальность.
  6. Велика ли цена за человеческое счастье? Можно ли измерить его земными благами и богатством? Что в жизни по-настоящему значительно и ценно? В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» никто из героев не задается подобными вопросами, ведь, в сущности, ответ на каждый из них очевиден: чем больше денег, тем счастливее человек. Пароход «Атлантида», на котором путешествуют герои, – это общество людей циничных, успешных и, разумеется, богатых. В центре повествования — образ состоятельного господина, путешествующего с семьей, посвятившего свою жизнь накоплениям, которые позволяют ему приобрести все удовольствия, которые только можно купить за деньги. Однако оказывается, что в мире существуют вещи, не подверженные отношениям купли-продажи. Перед лицом смерти господин оказывается беззащитным, брошенным на произвол судьбы, лишним на веселом празднике людского тщеславия. Смерть героя, ещё недавно уважаемого всеми, воспринимается как досадная неприятность. Общество, полноправным членом которого ещё совсем недавно мнил себя господин, отрекается от него. И такой же финал ждет каждого человека, превратившегося в безликого «господина» в угоду коллективу, который превращает своих членов в универсальные копии друг друга.
  7. «…Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…» — задумчиво произносит Воланд в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Действительно, сколько бы ни существовал род человеческий, слабости его всегда одни и те же: жажда денег и признания. Общество на страницах романа колоритно в своей примитивности: члены писательского объединения МАССОЛИТ занимаются бесцельной графоманией, пишут бездарные стихи и мечтают о «творческих отпусках». А зрители театра «Варьете» в безумном порыве кидаются на сцену в попытках поймать падающие с потолка червонцы. Все они – бездарны и мелки в своем существовании, подчиненном незначительным, вещественным целям. В этом вечная меркантильная сущность человеческой природы, которая не подвластна времени и истории. Это общество подминало под себя всех москвичей, а тех, кого не удавалось, вычеркивало из жизни с помощью критиков Латунских и им подобных. Пошлые, обывательские, ложные ценности распространялись через тот же МАССОЛИТ по цене «судачков а-ля натюрель» и захватывали умы людей, делая их однотипными и безликими.
  8. Общество может уничтожить человека. Может ли человек, бросив вызов обществу, одержать победу? Едва ли. В повести А. Куприна «Олеся» героиня воспитывается вдали от крестьянской деревни. Она не знакома с бытом и нравами живущих там людей, ей чужды их традиции и взгляды, точно так же, как чужды и предрассудки. Она вольна в своих действиях и решениях. Её любовь к случайному гостью Ивану Тимофеевичу — это простое и сильное чувство, которому не может быть преград в её естественном, живущем по закону природы мире. Однако под гнётом суеверных предрассудков и неоправданной злости крестьян, не принимающих девушку, героиня вынуждена сдаться обстоятельствам и отвергнуть возлюбленного.
  9. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» общество, в котором оказывается Чацкий, едва ли ценит достоинства личности, измеряя всех и каждого исключительно размером кошелька. Нет здесь представлений о благородстве и долге, есть только блестящие перспективы и высокие должности. В центре такого общества Александр Чацкий оказывается лишним, осмеянным, поскольку преследует иные цели, не гонится за чинами и богатством. Он бросает вызов фамусовскому обществу, презирает Молчалина, готового пойти на обман и лицемерие с выгодой для себя. Чацкий отказывается принимать жизнь такой, какой ее видят окружающие, сохраняя верность себе. Он не способен лгать и притворятся там, где необходимо сказать правду. Чацкий остро чувствует уродство и ограниченность людей, которые ещё совсем недавно были дороги ему, поэтому покидает дом Фамусова. Так, влияние общества не коснулось героя, он сумел устоять и спасти свою личность от нравственного падения.
  10. Что заставляет человека отказываться от своих идеалов, упрощать свою жизнь до примитивных радостей и удовольствий? Главный герой рассказа А.П. Чехова «Ионыч» Дмитрий Старцев под влиянием общества, которое обозначило круг его общения и интересов, превращается из добродушного, подвижного, чувствительного человека в тяжелого на подъем, эгоистичного, ограниченного обывателя, которого знакомые по-домашнему называют «Ионыч». Узкие рамки той среды, в которой вынужден проживать герой, его духовная слабость и нежелание действовать делают из него футлярного персонажа, человека без имени. Он вынужден принять бесцельность своего существования и жить согласно условиям того мира, с которым он не нашел в себе силы вступить в борьбу.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Современное общество – это сложно структурированный и в то же самое время, стремящийся к единому, глобальному стандарту ценностей механизм, на который наложили свой отпечаток наследия различных культур и традиций. Как известно, любая макросистема состоит из множества микросоставляющих, и социум здесь не исключение. Каждый отдельно взятый его представитель, так или иначе, вносит свой вклад в развитие всего «организма» в целом, но в природе всегда действует закон обратной связи и, в свою очередь, влияние общества на каждого человека не менее важно и является, чуть ли не самым главным и основополагающим его фактором.

Откуда родом?

Любой человек с момента своего рождения попадает в определенную социальную среду, где свою роль играют присущие ей традиции, обычаи, а также религиозные и культурные ценности. Семья, ближайшее окружение и наконец, общепризнанные каноны, по которым живет тот мир, с которым мы начинаем себя ассоциировать, как только входим в сознательный возраст, как из пластилина лепят из нас то, что впоследствии станет основной нашей сущностью и определяют тот духовный и моральный вектор, ориентируясь на который, мы будем строить свою дальнейшую жизнь.

Таким образом, влияние общества на становление личности огромно и умалять его значимость на этом уровне ни в коем случае нельзя. Но и в дальнейшем, оно не прекращается. Мы постоянно оглядываемся на общепринятые правила жизни при выборе того или иного варианта взаимодействия с окружающими и пытаемся дать объективную оценку своему поведению согласно именно этим нормам. Так что влияние общества на личность человека продолжается до конца его дней. Социум может казнить, а может и короновать. Он вешает ярлыки, по которым определяется наш статус и место в иерархии себе подобных. Все это отражается на сильных и слабых сторонах нашей личности, заставляет вырабатывать умение приспосабливаться к ситуации в зависимости от обстоятельств.

Поверить или разобраться?

Но влияние общества на развитие личности заключается не только в этом. Смешение различных культурных идеологий или же их вынужденная смена (к примеру, переезд в другую страну) может привести к формированию в взятого индивидуума чувства запутанности и надлому в отдельнопроцессе переоценки ценностей, что в свою очередь, чревато различными негативными последствиями для психологического состояния человека.

Окружающий нас социум обычно четко определяет где черное, а где белое, но между этими двумя цветами в жизни, как известно, есть еще много оттенков и не смотря на бесспорное влияние общества на личность, очень многое в ее становлении и дальнейшем развитии зависит от степени самосовершенствования человека и от его стремления к состоянию внутренней гармонии и целостности, а также к компромиссному взаимодействию с окружающей его социальной средой.