Печенеги торки половцы. Печенеги и половцы

План

1. Великая Степь: печенеги, половцы и монголы.

Монгольское нашествие.

Улус Джучи.

Русь и Орда.

Внешняя политика русских князей.

Вспомним основной смысловой блок предыдущей лекции:

Как видим, Ярослав Владимирович основной интерес во внешней политике проявлял к западным странам и Византии. После того, как в 1036 году Великий князь Киевский разбил печенегов под Киевом, Степи и восточному направлению он уделял мало внимания. Повесть временных лет констатирует:«Одва одоле к вечеру Ярославъ. И побегоша печенези разно, и не ведяхуся, камо бежати, и овии тоняху въ Сетомли, ине же въ инехъ рекахъ, а прокъ ихь пробегоша и до сего дне». Часть печенегов ушла на запад к границам Византии, а часть – на восток, к Дону, где попала в зависимость от более сильных племён и потом была поглощена половцами.

Так же поступали и его потомки. Их контакты со Степью были эпизодичными и ситуативными. И Степь отомстила.

Перед тем, как приступать к изучению истории формирования и развития Древнерусского государства в XIII – XVI вв., необходимо разобраться со Степью.

Итак, кто такие печенеги, половцы и монголы? И какое влияние они оказали на Русь?

Печенеги, половцы и монголы.

Прежде чем приступать к изучению этой темы, необходимо познакомиться с одним учёным-историком.

Георгий Владимирович Вернадский , или Джордж Вернадский, George Vernadsky (1887 – 1973).

Русский и американский историк-евразиец, сын В.И. Вернадского. В период Гражданской войны (1917 – 1920) Вернадский преподавал в Перми, Киеве и в Симферополе. С сентября 1917 года – приват-доцент, с января 1918 года – ординарный профессор кафедры русской истории историко-филологического факультета Пермского университета. В 1918 году участвовал в разработке проекта устава Пермского университета. Читал общий курс русской истории XVIII века, вёл семинар «Дворянские наказы в Екатерининскую комиссию 1767 г.». Эмигрировав из России в 1920 году, жил и работал в Константинополе, Афинах и затем в Праге, где преподавал на Русском юридическом факультете Карлова университета, совместно с Н.С. Трубецким и П. Н. Савицким разрабатывал теорию евразийства .

С 1927 года был научным сотрудником Йельского университета по истории России. В 1946 году получил звание профессора русской истории того же университета, в 1956 году ушёл на пенсию.

Вернадский имел сложную национальную идентичность, считая себя «украинцем и русским одновременно». Однотомный учебник «Русская история» Вернадского по истории России (1929) на Западе и сегодня считается классическим . (См.: Вернадский Г.В. Русская история. – / Г.В. Вернадский. – М.: Аграф, 1997. – 542 с. – ISBN 5-7784-0023-3).

Нас интересует его работа: Вернадский Г.В. «Mongols and Russia» (Монголы и Русь ) – Перевод с английского Е.П. Беренштейн, Б.Л. Губман, О. В. Строганова. / Г.В. Вернадский. – Тверь: ЛЕАН, 1997. – 476 с. – ISBN 5-85929-004-6.

В частности, утверждение, что«экспансия монголов стала последней великой волной западной эмиграции евразийских кочевников . Монголы последовали путём скифов, сарматов, гуннов; им предшествовали в понтийских степях печенеги и половцы. Арабская экспансия VII столетия была параллельным натиском иной группы кочевников.

Принимая во внимание масштабность территории, завоёванной монголами, мы можем сказать, что монгольская фаза кочевнической экспансии составила кульминацию этих натисков . Однако первоначальные монгольские племена, объединенные Темучином (Чингисханом) , были численно не сильнее печенегов и половцев».

Итак, Г.В. Вернадский предлагает такой алгоритм влияния Степи на Русь, а через неё – и на всю Европу:

Экспансия на земли Русипеченегов,

Экспансия на земли Русиполовцев

- экспансия на земли Русимонголов .

Всех их приносит историческая волна:

- в Х веке печенегов , которые вытесняют хазар и распространяют свою власть на Северное Причерноморье, Приазовье и Крым;

- в ХI веке половцев , которые частично ассимилируют, частично уничтожают и вытесняют печенегов и занимают их место;

- в XIII веке монголов , которые частично уничтожают, частично вытесняют половцев и оказывают сильнейшее влияние на правящую русскую элиту вплоть до конца XV века,

Печенеги. Из предыдущих лекций мы знаем, что печенеги (ст.-слав. печенѣзи, др.-греч. πατζινάκοι, пачинакия) – это союз племён, образовавшийся в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угро-финскими племенами. Этнически представляли европеоидов с небольшой примесью монголоидности. Печенежский язык относят к тюркским языкам. Некогда печенеги кочевали в степях Средней Азии и составляли один народ с торками и половцами. О родстве этих трёх народов и общем их тюркском происхождении свидетельствуют и русские, и арабские, и византийские, и западные писатели. Неизвестно в точности, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII – IX веках они обитали между Волгой и Уралом, откуда ушли на запад под напором огузов, кыпчаков и хазар. Разгромив в IX веке в причерноморских степях кочевавших там венгров, печенеги заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Киевская Русь подвергалась печенежским нашествиям в 915, 920, 968 годах. В 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич водили отряды печенегов в походы на Византию и Дунайскую Болгарию. В 972 году войска печенегов, возглавляемые ханом Курей, по подстрекательству византийцев уничтожили дружину Святослава Игоревича у днепровских порогов. В продолжение с лишком полувека борьба Руси с печенегами была беспрестанной. Русь старалась оградить себя от них укреплениями и городами. Владимир строил укрепления по реке Стугна, Ярослав Мудрый по реке Рось.

Приблизительно в 1010 году среди печенегов возникла междоусобная война: одни из племён приняли ислам, а два других, перейдя на византийские территории – христианство. В 1036 году Ярослав Мудрый нанёс печенегам-мусульманам поражение под Киевом и положил конец их набегам на Русь.

Вспомните картину внутри- и внешнеполитических процессов Руси в конце XII и начале XIII веков в лекции № 4. Картину, которая характеризуется одним понятием – «Удельная Русь» .

Киевская Русь 1054 – 1132 гг.

В связи с ней необходимо сказать, что, подобно Западной Европе, Русь, несмотря на политические и территориально-экономические распри среди князей, добивалась постепенных экономических и культурных завоеваний.

Более того, её политические институты обеспечивали уникальность положения между восточными монархиями и западными феодальными государствами. Но внутренняя борьба князей и нарастающая опасность крестового похода с Запада серьёзно ставили под угрозу шансы Руси отвратить опасность нашествия с Востока.

Историческая картина двойной угрозы – с запада меченосцы и крестоносцы, с востока – монголы, достаточно адекватно описана другим учёным-евразийцем –Львом Николаевичем Гумилёвым .

Лев Николаевич Гумилёв (1912 – 1992), советский историк-этнолог, археолог, востоковед, писатель, переводчик. Сын известных поэтов Анны Ахматовой и Николая Гумилёва. В 1930 – 1940-е годы, сочинял стихи и прозу; на рубеже 1950 – 1960-х годов переводил поэзию с персидского языка. С 1931 года активно участвовал в геологических и археологических экспедициях. Всего до 1967 года принял участие в 21 экспедиционном сезоне. В 1934 году поступил в Ленинградский государственный университет на только что восстановленный исторический факультет.

Л.Н. Гумилёв в 1934 году

Четырежды арестовывался. В 1938 году после третьего ареста получил пять лет лагерей, наказание отбывал в Норильске. В 1944 году по собственному желанию вступил в ряды Красной армии, участвовал в Берлинской операции. После демобилизации окончил экстерном исторический факультет, в 1948 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук. В 1949 году вновь был арестован, обвинения были заимствованы из следственного дела 1935 года. Осуждён на 10 лет лагерей, наказание отбывал в Казахстане, на Алтае и в Сибири. В 1956 году после ХХ съезда КПСС освобождён и реабилитирован. Несколько лет работал в Эрмитаже.

С 1962 года до выхода на пенсию в 1987 году состоял в штате научно-исследовательского института при географическом факультете ЛГУ. С 1960-ых годов начал разработку собственной пассионарной теории этногенеза , с помощью которой он пытался объяснить закономерности исторического процесса. Крупным вкладом Гумилёва в науку считается теория периодического увлажнения центральной Евразии и популяризация истории кочевников. В исторических исследованиях Л.Н. Гумилёв придерживался идей, близких евразийству.

Монография «Древняя Русь и Великая степь» .

Гумилёв Л. Н. Древняя Русь и Великая степь / Л.Н. Гумилев. – М.: Мысль, 1993. – 782 с. – ISBN 5-244-00338-0.

Во вступлении со своеобразным названием «Оправдание книги» Л.Н. Гумилёв формулирует цель своей работы: «Ещё на первом курсе истфака автору пришла в голову мысль заполнить лакуну во Всемирной истории, написав историю народов, живших между культурными регионами: Западной Европой, Левантом (Ближним Востоком) и Китаем (Дальним Востоком) . Задача оказалась сверхсложной; её нельзя было решить без помощи географии, потому что границы регионов за исторический период неоднократно передвигались, этническое наполнение Великой степи и сопредельных с нею стран часто менялось как вследствие процессов этногенеза , так и из-за постоянных миграций этносов и вытеснения одних мировоззрений другими . Не оставалась стабильной и физико-географическая обстановка. На месте лесов возникали степи и пустыни, как из-за климатических колебаний, так и из-за хищнического воздействия человека на природную среду. Вследствие этого людям приходилось менять системы хозяйственной деятельности, что в свою очередь влияло на характер социальных взаимоотношений и культур. Да и культурные связи привносили в мироощущение населения Евразийского континента разнообразие, в каждую эпоху – специфическое».

Прослеживая причинно-следственные связи становления русской государственности, Л.Н. Гумилёв акцентирует внимание на следущем:

- В начале ХІІІ века в восточноевропейском ареале Евразии происходит не одно, а три события, определивших судьбу древнерусской государственности.

- В 1202 году рижский архиепископ Альберт учреждает рыцарско-монашеский Орден меченосцев , который явился авангардом крестового похода на восток, объявленного папой Целестином ІІІ.

- В апреле 1204 года английские, французские и апеннинские крестоносцы врываются в осаждённый Константинополь , и мировой центр православия перестаёт существовать.

https://youtu.be/aQwD3fdpNWE. Четвёртый крестовый поход. 09.42.

- В 1206 году на Великом курултае монгольских племён была провозглашена Яса , а хан Чингисова улуса Тэмуджин объявлен Чингис-ханом Великой степи.


Похожая информация.


Печенемги -- союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII--IX веках. Печенежский язык, по мнению ряда ученых (Н. А. Баскаков), относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

Согласно Константину Багрянородному, часть печенегов называла себя кангарами. В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии, а также под давлением соседних племен кимаков и огузов форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали венгры. При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия. Около 882 года печенеги достигли Крыма. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киевской Руси Аскольдом (875 год -- это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, Мордовией и населявшими Западный Казахстан огузами. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян и донских алан были разорены и уничтожены. В 968 печенеги осадили Киев, но были разбиты. В 970 участвовали в битве под Аркадиополем на стороне киевского князя Святослава Игоревича, но после заключения русско-византийского мира (июль 971) стал назревать новый русско-печенежский конфликт. В 972 печенеги князя Кури у днепровских порогов убили великого князя Святослава Игоревича, а из его черепа сделали по скифскому обычаю чашу.

Таковы военные обычаи скифов. С головами же врагов (но не всех, а только самых лютых) они поступают так. Сначала отпиливают черепа до бровей и вычищают. Бедняк обтягивает череп только снаружи сыромятной воловьей кожей и в таком виде пользуется им. Богатые же люди сперва обтягивают череп снаружи сыромятной кожей, а затем еще покрывают внутри позолотой и употребляют вместо чаши.

В 990-е произошло новое ухудшение отношений между Русью и печенегами. Великий князь Владимир разбил их (993) на Трубеже, но в 996 сам потерпел поражение под Васильевом. Владимир строил на степной границе крепости с системой оповещения для эффективного противодействия вторжениям печенегов.

К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Около 1010 в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха и в Добрудже приняли христианство византийского образца. Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу. Однако в 1048 огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии.

Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).

Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван печенегом.

В 1048 западные печенеги осели в Мёзии. В 1071 печенеги сыграли неясную роль при разгроме византийского войска под Манцикертом. В 1091 византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение печенегам у стен Константинополя.

Печенеги описываются как европеоиды, брюнеты, которые брили свои бороды (согласно арабу Ахмеду ибн Фадлану). Внутри европеоидной расы печенеги могут быть отнесены к понтидам, поскольку они также имели невысокий рост и узкие лица. Впрочем, печенеги не составляли какого-то особого антропологического типа, отличного от соседних народов. Повесть временных лет сообщает, что киевлянин мог легко затеряться среди печенегов:

«И собрались люди противоположной стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу, и нельзя было никому из них пробраться в Киев, ни из города к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: «Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: если не подступите утром к городу, -- сдадимся печенегам». И сказал один отрок: «Я смогу пройти». Горожане же обрадовались и сказали отроку: «Если знаешь, как пройти, -- иди». Он же вышел из города, держа уздечку, и прошел через стоянку печенегов, спрашивая их: «Не видел ли кто-нибудь коня?» Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего (ПВЛ, л?то 6476)»

Как говорится, «сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Действительно ли они были по уровню развития ниже славян? Что мы вообще знаем об этом народе?

Давайте вместе получим ответы на эти вопросы.

Тайна исчезнувшего народа

Благодаря упоминаниям в письменных источниках периода Киевской Руси, мы знаем, что князь Святослав разрушил основные города Хазарского каганата.

Саркел, Семендер и Итиль были уничтожены, а положение государства подорвано. После 12 века о них вообще ничего не говорится. Последняя существующая информация свидетельствует, что они были захвачены и покорены монголами.

До этого же времени - с 7 столетия - о Хазарии говорится в арабских, персидских, христианских источниках. Ее цари имеют огромное влияние на территориях Северного Кавказа и прикаспийских степей в районе устья Волги. Многие соседи платили дань хазарам.

До настоящего момента этот народ окутан тайной, а многие сведения не сходятся. Исследователи с трудом пробираются через национальную специфику свидетельств очевидцев.

У арабов одни меры расстояния и времени, у тюрок - совершенно другие, прибавьте сюда еще византийские, иудейские, славянские и собственно хазарские понятия. Названия городов часто приводятся в одном абзаце в исламской манере, в другом - на иврите или тюркском языке. То есть вполне возможно, что городов было больше или меньше, так как полностью сопоставить этнонимы пока не удалось. Равно как и обнаружить остатки всех крупных поселений.

Судя по переписке, получается совершеннейшая путаница и бессмыслица. В описаниях царя города - громадные, по 500 километров, а провинции малюсенькие. Возможно, опять же, это особенность кочевнической меры расстояний. Хазары, печенеги, половцы считали как днями путь, так и различали длину дороги в горах и на равнине.
Как же на самом деле все было? Давайте разбираться постепенно.

Гипотезы о происхождении

В середине 7 века на просторах равнинного Дагестана, в Восточном Предкавказье, появляется неведомый доселе, но очень сильный народ - хазары. Кто это?

Сами себя они называют «казары». Слово, по мнению большинства исследователей, происходит от общетюркского корня «каз», обозначающим процесс «кочевания». То есть они могут себя именовать просто кочевниками.

Другие теории касаются персидского («хазар» - «тысяча»), латинского (кесарь) и тюркского («порабощать») языков. На самом деле доподлинно не известно, поэтому добавляем этот вопрос к списку открытых.

Происхождение самого народа тоже находится под покровом тайны. Сегодня большинство считает его все-таки тюркским. Какие же племена претендуют на роль прародителей?

Согласно первой теории - это наследники племени акациров, одной части некогда великой империи гуннов.

Второй вариант заключается в том, что их считают переселенцами из Хорасана.
Эти гипотезы имеют мало подтверждений.

Зато две следующие достаточно сильны и подтверждаются некоторыми фактами. Вопрос только в том, какие источники более точны.

Итак, третья теория относит хазар к потомкам уйгуров. Китайцы в своих хрониках упоминают их как «народ ко-са». В ходе распада гуннской империи, пользуясь ослаблением авар, часть огузов ушла на запад. Самоназвания групп переводятся как «10 племен», «30 племен», «белые племена», и так далее.

Были ли среди них хазары? Кто это может подтвердить? Считается, что этот народ был в их числе.

В процессе переселения они оказываются в Северном Прикаспие и Кубани. Позже, с ростом влияния, расселяются в Крыму и возле устья Волги.

С появлением городов развиваются ремесла. Ювелиры, кузнецы, гончары, кожевники и прочие мастера формируют основу для внутреннего товарооборота.

Знать и правящая верхушка, а также армия, жили за счет грабежей и дани с покоренных соседей.

Кроме этого, значительную статью дохода составляли пошлины и налоги с товаров, которые провозили по территории каганата. В виду того, что история хазар неразрывно связана с перекрестком «восток-запад», они просто не могли не воспользоваться возможностями.

В руках каганата оказался путь из Китая в Европу, под контролем государства было судоходство по Волге и северной части Каспийского моря. Дербент стал стеной, отделяющей две враждующих религии - православие и ислам. Что дало беспрецедентную возможность возникновения посреднической торговли.

Кроме того, Хазария стала крупнейшим перевалочным пунктом в работорговле. Плененные северяне отлично раскупались персами и арабами. Девушки - как наложницы для гаремов и прислуга, мужчины - как воины, работники по хозяйству и для прочего тяжелого труда.

Также государство в 10-11 веках чеканило собственную монету. Хотя она и была подражанием арабским деньгам, но примечательным моментом является то, что в надписи «Мухаммед - пророк», на хазарских монетах, стояло имя «Моисей».

Культура и религия

Главные сведения о народе исследователи получают из оригинальных письменных источников. С кочевыми племенами, такими как хазары, печенеги, половцы, дела обстоят сложнее. Упорядоченного свода каких-либо документов просто не существует.
А разрозненные надписи религиозного или бытового характера не несут большой смысловой нагрузки. Из них получают лишь крупицы информации.

Много ли мы узнаем о культуре племени из надписи на горшке «сделано Иосифом»? Здесь получится понять только то, что было распространено гончарство и некоторые языковые традиции, например принадлежность имен к разным народам. Хотя и это не совсем верно. Этот сосуд могли просто купить и привезти, допустим, из той же Византии или Хорезма.

Фактически известно лишь одно. «Неразумные хазары» включали в себя несколько народностей и племен, которые говорили на славянских, арабских, тюркских и еврейских наречиях. Элита государства общалась и вела документацию на иврите, а простой люд пользовался руническим письмом, что подводит к гипотезе о его тюркских корнях.

Современные исследователи считают, что наиболее близким к хазарскому языку из ныне существующих является чувашский.

Религии в государстве также были разные. Однако, к эпохе заката каганата, иудаизм становился все более преобладающим и главенствующим. История хазар основательно связана с ним. В 10-11 веках «мирное сожительство вер» пришло к концу.

Начинались даже непорядки среди еврейских и мусульманских кварталов крупных городов. Но громили в этом случае последователей пророка Мухаммеда.

О положении вещей в низах общества мы можем судить с трудом ввиду отсутствия каких-либо источников, кроме нескольких кратеньких упоминаний. Но об этом далее.

Хазарские документы

Потрясающие источники о положении дел в государстве, его истории и устройстве пришли к нам, благодаря одному испанскому еврею. Кордовский придворный, по имени Хасдай ибн Шафрут, написал письмо царю хазар с просьбой рассказать о каганате.

Подобный поступок был вызван его удивлением. Будучи сам евреем, причем высокообразованным, он знал о рассеянности своих соплеменников. А тут приезжие с востока купцы рассказывают о существовании централизованного, мощного и высокоразвитого государства, в котором главенствует иудаизм.

Поскольку в числе обязанностей Хасдая была и дипломатия, он на правах посла и обратился к кагану за правдивыми сведениями.

Ответ он все-таки получил. Причем написал (скорее продиктовал) его сам лично «мелех Иосиф, сын Аарона», каган хазарской империи.

В письме он сообщает много интересной информации. В приветствии говорится, что его предки имели дипломатические связи с Омейядами. Далее он повествует об истории и укладе государства.

По его словам, предком хазар является библейский Яфет, сын Ноя. Также царь рассказывает легенду о принятии иудаизма в роли государственной религии. Согласно ей, было принято решение заменить язычество, которое раньше исповедовали хазары. Кто это мог сделать наилучшим образом? Конечно же священники. Были приглашены христианин, мусульманин и иудей. Последний оказался самым красноречивым и переспорил остальных.

По второй версии (не из письма), испытание для жрецов состояло в расшифровке неизвестных свитков, которые по «счастливой случайности» оказались Торой.
Далее каган повествует о географии своей страны, ее главных городах и быте народа. Они весну и лето проводят в кочевье, а на холодное время года возвращаются в поселения.

Заканчивается письмо хвастливой репликой о положении Хазарского каганата в роли главного сдерживающего фактора, который спасает мусульман от нашествия северных варваров. Русь и хазары, оказывается, сильно враждовали в 10 веке, что привело к гибели

Куда пропал целый народ?

И все же, не могли же уничтожить весь народ под корень русские князья, такие как Святослав, Олег Вещий. Хазары должны были остаться и ассимилировать с захватчиками или соседями.

Кроме того, армия наемников каганата тоже не была маленькой, поскольку государство вынуждено сохранять мир на всех захваченных территориях и противостоять арабам со славянами.

На сегодняшний день наиболее правдоподобной версией признана следующая. Своим исчезновением империя обязана стечению нескольких обстоятельств.

Во-первых, подъем уровня Каспийского моря. Более чем половина страны оказалась на дне водоема. Пастбища и виноградники, жилища и прочие вещи просто перестали существовать.

Таким образом, теснимые природной катастрофой, люди начали спасаться и перемещаться на север и запад, где столкнулись с противостоянием соседей. Вот и появилась у киевских князей возможность «отмстить неразумным хазарам». Повод был давно - увод людей в рабство, пошлины на

Третья причиной, послужившей контрольным выстрелом, стал разброд в покоренных племенах. Они почувствовали слабость положения угнетателей и восстали. Постепенно терялись провинции одна за другой.

Как сумма всех этих факторов, обессиленное государство пало в результате похода русичей, который разрушил три главных города, включая столицу. Князя звали Святослав. Хазары не смогли противопоставить северному напору достойных противников. Наемники не всегда сражаются до конца. Своя жизнь дороже.

Наиболее правдоподобная версия того, кто является выжившими потомками, состоит в следующем. В ходе ассимиляции, хазары слились с калмыками, и сегодня являются частью этого народа.

Упоминания в литературе

В виду маленького количества сохранившейся информации, произведения о хазарах делятся на несколько групп.

Первая - это исторические документы или религиозная полемика.
Вторая - художественный вымысел на мотив поисков пропавшей страны.
Третья - псевдоисторические произведения.

Основные действующие лица - каган (часто как отдельный персонаж), царь или бек Иосиф, Шафрут, Святослав и Олег.

Главная тема - легенда о принятии иудаизма и отношения между такими народами, как славяне и хазары.

Война с арабами

Всего историки выделяют два вооруженных конфликта в 7-8 столетиях. Первая война длилась около десяти лет, вторая - более двадцати пяти.

Противостояние было каганата с тремя халифатами, которые в процессе исторического развития сменяли друг друга.

В 642 году первый конфликт был спровоцирован арабами. Они вторглись через Кавказ на территорию Хазарского каганата. С этого периода сохранилось несколько изображений на сосудах. Благодаря им, мы можем понять какие были хазары. Внешность, оружие, доспехи.

Через десять лет бессистемных стычек и локальных конфликтов, мусульмане решились на массированную атаку, во время которой потерпели разгромное поражение при Беленджере.

Вторая война была более долгой и подготовленной. Началась она в первых десятилетиях восьмого века, и продолжалась до 737 года. В ходе этого военного конфликта хазарские войска дошли до стен Мосула. Но в ответ арабские войска захватили Семендер и ставку кагана.

Подобные столкновения продолжались вплоть до 9 века. После этого был заключен мир в виду укрепления позиций христианских государств. Граница проходила за стеной Дербента, который был хазарским. Все южнее принадлежало арабам.

Русь и хазары

Киевским князем Святославом были повержены хазары. Кто это будет отрицать? Однако факт отражает только финал отношений. Что же было в течение пары веков, предшествовавших завоеванию?

Славяне в летописях упоминаются отдельными племенами (радимичи, вятичи и прочие), которые были в подчинение у Хазарского каганата, пока их не захватил Вещий Олег.

Говорится, что он их обложил более легкой данью с единственным условием, что хазарам они теперь платить не будут. Такой поворот событий, несомненно, вызвал соответствующую реакцию империи. Но о войне не упоминается ни в одном источнике. Мы о ней можем догадываться только по тому, что был заключен мир и русы, хазары и печенеги ходили в совместные походы.

Вот такая интересная и сложная судьба оказалась у этого народа.

4 737

Печенеги (Патзанакитаи, у Константина Порфирогенета, Бачанаки, у Иштакри), были, как мы видели, тюркским племенем, которое, согласно Маркуарту, некогда составляло часть конфедерации западных тукю, но были вытеснены карлуками к низовью Сыр-Дарьи и Аральскому морю.

Продолжая передвижение на запад, они кочевали между Уралом (Яик) и Волгой (Итиль), когда, между 889 и 893 гг. (по Константину Порфирогенету), они были изгнаны из страны совместной атакой хазар и огузов. Это привело к тому, что печенеги захватили «Лебедию», севернее Азовского моря, отобрав ее у мадьяр. Немного спустя, печенеги, возобновив свое продвижение на запад, вновь преследовали мадьяр в Ателькузу, то есть западной части русской степи, между Днепром и низовьем Дуная. К 900 г. печенеги уже кочевали между устьем Днепра и Дуная. В 934 г. они принимали участие в венгерском нашествии на Византийскую империю, во Фракии, в 944 г. – в походе русского князя Игоря в собственно Византию. В 1026 г. они перешли Дунай, но были рассеяны Константином Диогеном. В 1036 г. русский князь Ярослав Киевский нанес им крупное поражение, в результате которого они потеряли свое господство в степи, что заставило их вновь изменить свою позицию в отношении Византийской империи. В 1051 г. в силу этого давления и в ответ на продвижение огузов они снова напали на империю; новое нашествие имело место в 1064 г., когда они прошли через Фракию до ворот Константинополя. Настоящая драма для Византии началась тогда, когда она использовала наемников из числа язычников тюрков Европы для противостояния тюркам – мусульманам Азии, так как кровное родство тюрков-язычников было часто гораздо сильнее, чем их верность василевсу. Это произошло в 1071 г., накануне битвы при Малазкерте, когда отряды печенегов оставили службу императору Роману Диогену и перешли на сторону султана Алп Арслана. В Европе, во время правления Алексея Комнина, печенеги в 1087 г. совершили новое вторжение во Фракию, и дошли до Куле (между Аэносом и Константинополем), где они были обращены в бегство, оставив своего вождя Тзелгу на поле битвы. Алексей Комнин совершил ошибку, преследуя их, и был разбит в Дристре (Силистрия) (осень 1087 г). Империя была спасена в результате прибытия другой тюркской орды, кипчаков или половцев, которые продвигались из русских степей вслед за печенегами и разбили их на Дунае. Но так как все эти орды возвращались в Россию, печенеги, под давлением кипчаков, снова вступили во Фракию в 1088-1089 гг., дойдя до Ип-салы, южнее Адрианополя, где Алексей добился мира посредством откупа. В 1090 г. печенеги соединились с сельджукидами из Малой Азии для нападения на Константинополь через долину Маритцы, от Андрионополя до Аэноса, в то время как сельджукидская флотилия, хозяйка Смирны, атаковала побережье и из Никеи сельджукидская армия угрожала Никомедии.

Это было положение, напоминавшее времена Гераклия и Аваров, но теперь в Азии, как и в Европе Византия противостояла Тюркам, тюркам-язычникам в Европе и тюркам-мусульманам в Азии, соединившимся против империи узами общего происхождения. Печенеги зимовали близ Луле Бургаса, напротив византийских линий, которые отступили в Тчорлу. Вновь Алексей Комнин призвал на помощь кипчаков. Те, под командованием Тогор-така и Маниака, спустились из России во Фракию и напали на печенегов с тыла. 29 апреля 1091 г. соединенные войска византийцев и кипчаков разбили армию печенегов на Лебурньоне. Это была практически «ликвидация» всего народа.

Оставшиеся печенеги, восстановившись в Валахии, предприняли уже последующим поколением, в 1121 году, новую инициативу, ограниченную территорией Болгарии, на севере Балкан, но были захвачены врасплох и уничтожены императором Иоаном Комнином весной 1122 г.

Печенеги были заменены в русских степях огузами и кипчаками.

Огузы – Гуззы по арабски, чьи азиатские потомки, известны как туркмены – кочевали на северо-востоке Каспия и севере Аральского моря. Один из кланов этого народа, а именно сельджукиды, в XI в., после принятия ислама, двинулись в поисках лучшей доли в Персию, где они основали великую тюркскую мусульманскую империю Тогрул-бека, Алп Арслана и Мелик – шаха. Другой огузский клан, оставаясь языческим, а именно, Озои, у византийских историков, сверг в том же XI веке господство печенегов на территории русской степи. Русские летописи впервые упоминают этих Огузов, под простым именем Торки, в 1054 г., одновременно с появление Половцев и Кипчаков.

Византийские историки отмечают, что в период правления византийского императора Константина X Дукаса, эти Озои перешли Дунай в 1065 г., численностью в 600 000 человек и опустошили Балканский полуостров до Тессалоников и Северной Греции, но вскоре были уничтожены Печенегами и Булгарами. Последние отряды огузов ушли на запад от Волги, где были окончательно подчинены, уничтожены и ассимилированы кипчаками.

Народ, называемый на тюркском языке – Кипчак, известен у русских как Половцы, у Византийцев их называли Команои, у арабского географа Идризи – Куманы, и наконец, у Венгров, они – Куны. Согласно Гардизи, они происходили из той части группы Тюрков Кимаков, которые жили в Сибири, на среднем течении Иртыша, и возможно, по мнению Минорского, вдоль Оби.

Кимаки и огузы были, во всяком случае, близкородственными народами. (Кашгари отмечал, что те и другие отличались от остальных изменением звука внутреннего «у» в «dj». К середине XI в., Кипчаки, отделившись от основной массы Кимаков, эмигрировали в направлении Европы. В 1054 г., как мы видели, русские летописи впервые отмечают их присутствие в степях севернее Черного моря, как и Огузов. Кипчаки разбили Огузов и теснили их перед собой. Кипчаки использовали победу Огузов над Печенегами и, когда Огузы были разбиты Византийцами и Булгарами во время неудачного нашествия на Балканы (1065 г. и последующие годы), Кипчаки оказались единственными хозяевами русских степей. В 1120-1121 годах Ибн аль-Атхир наделяет их этим наименованием, и как союзников Грузин. В это же время, монгольские кланы, близкородственные Киданям и менее близкие с мигрировавшими на запад Каракитаями, пришли с китайско-маньчжурских границ в район р. Урала и Волги, где соединились с основной массой кипчаков, среди которых они играли организаторскую роль и имели статус правящего класса; однако, очень скоро они ассимилировались, восприняв тюркский образ жизни, с чисто кипчакским элементом. Кипчаки остались хозяевами русских степей вплоть до нашествия полководцев Чингиз-хана в 1222 г. Мы видим, что в это время, под влиянием русских, некоторые предводители кипчаков начали принимать христианство. Мы увидим также, что кипчаки оставили свое имя в монгольской Руси, так как Чингизханидское государство, созданное в этой стране, называлось Кипчакское ханство.

Необходимо отметить, что достижением Византийской империи является ее способность сопротивляться на протяжении веков нашествию многочисленных орд, которые обрушивались на ее границы. От Аттилы до Огузов, все эти Тюрки и Монголы, представляли значительно более грозную опасность для христианской цивилизации, чем события 1453 г.

Тартария: Некоторые факты I

Тайная оккупация немцами Русского Севера в годы ВО...

Падение Фатты на Землю

И еще раз о Либерии Иоанна Грозного...

Половцы или куманы и печенеги составляли народ кипчаки. Они сыграли значительную роль в истории России, ибо долгое время господствовали в южных областях России. Согласно Абульгази Бахадур-хану, они были татарского происхождения, и их страна, простиравшаяся от реки Дон до Волги, называлась «Дашт-Кипчак». Он писал: «На юге расположены великие горы /Кавказ/, населенные кергизами /черкесы/ и аланами или акасами /осетины/, которые являются христианами и ве­дут бесконечные войны со своими соседями татарами».

Византийские источники подтверждают тот факт, что печенеги жили у рек Итил /Волга/ и Яик, откуда их прогнали объединенные силы асов и хазар. В результате они бежали на запад и, перейдя Дон, рассеялись среди венгров и обосновались на берегах Черного моря от Дона до Дуная, на востоке их соседями были родственные им куманы. Константин Порфирогенет писал: «Патонаоты /печенеги/ в древние времена /894 г./ назывались канга-рами. Они выступили против хазар, но потерпели поражение и были вынуждены, покинув свою страну, поселиться в стране тюрков /венгров/».

После вторжения Туши-хана, сына. Чингисхана в их страну Дешт-и-Кипчак, силы куманов и печенегов были окончательно подорваны, и они были вытеснены частью в Венгрию, частью к Каспийскому морю. Однако часть осталась под господством потомков Чингисхана в стране кипчаков, где оба народа смешались и дали начало народу Ногай, по имени их предводителя Нога.

Взятые вместе, приведенные выше свидетельства служат достаточным доказательством того, что куманы, печенеги и канглы принадлежали к одному и тому же татарскому роду, говорили на одном и том же татарском диалекте и, в конце концов, исчезли, дав начало ногайскому народу. Однако здесь есть историческая загадка: большинство имен половецких вождей, записанных в русских летописях, за исключением небольшого числа татарских и ногайских, являются черкесскими именами, принадлежавшими раз­личным родам в Кабарде и на Кубани. Поэтому весьма вероятно, что в те времена куманы и печенеги были в подчинении у черкесов и что их возглавляли черкесские князья. Особенно примечательно, что встречающиеся в летописях имена - в основном княжеские. Кроме того, известно; что дочери куманских князей отличались такой красотой, что многие великие русские князья, а также сам Стефан V, король Венгрии, брали их себе в жены. Это не могло относиться к татарским красавицам, которые вряд ли могли нравиться европейцам, которым был чужд этот тип красоты.

Если принять во внимание тот факт, что черкесы были многочисленным народом и проживали в тот период как в Крыму, так и на Кавказе, покажется странным, что ни один из историков не упоминает о них. Причиной этого может быть то, что они каким-то образом затерялись среди печенегов и половцев, так как мы знаем, что в 1317 году они проживали под названием кабари /кабардинские черкесы/ прямо рядом с куманами на севере Крыма около Таганрога. /Это свидетельство взято с исторической карты в библиотеке Вены, на которой их название помечено к востоку от куманов./ Более того, сохранилось старинное предание о бывшем господстве черкесов над ногайцами. Поэтому не исключено, что те, кого греческие авторы называли куманами, а русские хроники - половцами, были кипчакскими татарами, находившимися под господ­ством черкесских князей.

Впервые половцы появились в истории в 966 году во времена правления Владимира, когда они совершили набег на Россию. В этом походе им не повезло, так как Александр Попович, главнокомандующий Владимира, атаковал их ночью и убил Володара, предводителя половцев. Им пришлось вернуться домой с пустыми руками. Спустя 65 лет они вернулись под предводительством князя Сокола, и 2 февраля 1061 года произошла решающая битва, в которой они одержали убедительную победу над русскими. Дважды потерпев поражение от половцев, Святополк пытался заключить с ними мирный договор, что ему удалось сделать в 1094 году. Чтобы закрепить этот союз, он женился на дочери князя Тогоркана. Когда вскоре после этого Олег был изгнан из Чернигова, половцы поспешили ему на помощь под предводительством князей Бонджака и Курджа, совершили набег на Россию, где вызвали большие волнения. Через шесть дней после разрушения Усты, князь Тогоркан, тесть Святополка, взял в осаду Переяславль. Однако у реки Трубежа он был разбит, сам погиб от руки своего сына и был похоронен Святополком в Берестове. В свою очередь, Бонджак совершил неожиданное нападение на Киев и чуть было не захватил его, но вынужден был довольствоваться грабе­жом окрестностей и разрушением монастыря святого Стефана и дворца Всеволода Красного.

В следующем году все русские князья, кроме Олега, собрались в поход на половцев. Узнав о приготовлениях русских, половцы послали вперед Алтунопа, одного из самых способных командиров, на разведку, но его отряд был внезапно окружен русскими и перебит до единого человека.

Вскоре после этого 24 апреля 1103 года русские и половцы вновь встретились в сражении, но половцев обуял такой страх, что они бежали в полном беспорядке. На поле боя были найдены тела 20 половецких князей, трое из которых - Урусоба, Кореп и Сурбар, были известными воинами.

В 1106 году половцы снова совершили набег на Россию, но и этот поход оказался неудачным, потому что полководец Святополк догнал их в пути и отобрал всю добычу. В следующем году половцы совершают новый поход под предводительством Старого Шарукана и самого Бонджака. Но и на этот раз они встретили сильный отпор объединенных войск, так как между русскими князьями царило согласие.

В этих военных действиях были убиты многие поло­вецкие князья и среди них Тас и Сокур, братья Бонджака. Лишь каким-то чудом удалось бежать самому Шарукану. Русским же удалось захватить весь лагерь противника.

Когда в 1114 году Владимир Мономах взошел на трон, русские совершили нападение на объединенные силы половцев и печенегов на реке Дон, и последние потерпели такое жестокое поражение, что были вынуждены скрывать­ся у самого Владимира, который взял их к себе на службу.

В следующем году Ярополк, сын Владимира, вышел на войну и захватил три половецких города на Дону. Он вернулся домой с большим числом пленников из ясов /осетин/. Среди них была молодая девушка, на которой он женился и которую окрестили Еленой.

Пока был жив Владимир, половцы вели себя мирно, но после его смерти в 1125 году они возобновили свои набеги на Россию. В 1184 году князь Киева Святослав предложил выйти против половцев и, когда все князья согласились с ним, он объявил войну половцам. Многочисленная армия половцев, в которой насчитывалось более 417 князей, была разбита, и русские захватили семь тысяч пленников. В их числе были следующие тринадцать князей: Кобжак, Осалук, Бараж, Тарга, Данила, Башкард, Тарсук, Иссуг-лейб, Тереевич, Иксор, Алак, Атурги и его сын.

В 1211 году половцы совершили набег на Переяславль и нанесли ему значительный урон. Через пять лет, в 1215 году они предприняли еще один набег на Россию, вступили с русскими в бой, выиграли его и даже захватили в плен самого Владимира.

Наконец, в 1223 году Туши-хан, сын Чингисхана, и его военачальники - Сана-Ноян и Судай-Боядур появились на Кавказе и вступили в войну с аланами, с которыми половцы были в союзе. Но монгольский предводитель знал, как убедить половцев отказаться от этого союза и, таким образом, преуспел в битве против алан. Вскоре после этого монголы напали на половцев, которые быстро объедини­лись с ногайцами. В тот момент они были слишком слабы, чтобы оказать сопротивление монголам, и поэтому обратились к русским князьям за помощью. В битве с монголами объединенные силы половцев и ногайцев были разбиты, а их предводители Кобджакович и Канчокович были убиты.

Когда половцы были уже отброшены к реке Днепр, один из наиболее известных князей по имени Котек отправился к Мстиславу, своему зятю просить помощи. Монголы пытались помешать этому, но их эмиссары были убиты, и половцы получили необходимую помощь.

Наконец, объединенные войска русских и печенегов вступили в бой на реке Калке, в котором победу одержали монголы. Половцы бежали, вызвав тем самым панику в русских рядах. Все было кончено. В живых осталось не больше одной десятой части армии: только из Киева погибло шестьдесят тысяч человек. После этой решитель­ной битвы монголы смогли проникнуть вглубь России и дошли до Великого Новгорода. Затем, в 1229 году половцы, частью изгнанные, а частью покоренные, исчезли со страниц истории.

Имена половецких предводителей и князей, сохранивши­еся в русских летописях, в основном черкесские. Этот факт не противоречит историческим данным, согласно которым их прежнее местожительство находилось намного севернее, чем сегодня. Во-вторых, то, что черкесский язык был распространен во времена Константина Багрянородного на Западном Кавказе - факт, подтверждаемый им самим, так как упоминаемое им слово «Сапаксис» /с греческим окончанием/ - это то же слово,что черкесское «сапа», означающее пыль.

Согласно Клапроту, в русских хрониках сохранились следующие имена: Абарук, фамилия из абхазского племени; Аброко - другое, но непохожее на него имя из этого же племени.

Тарсук...

Курток /Курчок/ - фамилия, распространенная в аб­хазском племени.

Озалук /Залук/ - фамилия у кабардинцев. Канчокович...

Итлар, Елтарх - фамилия у кемиргоевцев. Курка /Кургоко/, известная фамилия, распространенная среди бесланеевцев. Сокол, княжеская фамилия у кумыков.

Кобран, фамилия в Кабарде.

Тогоркан...

Шарукан...

Урусоба...

Алак - распространенное имя.

Бонджак - фамилия у шапсугов в деревне Шмитт. Яросланоп - фамилия в Кабарде. Алтуноп - фамилия у абадзехов. Сурбар...

Атурги - фамилия у бесланеевцев. Когреп...

Блуиш - фамилия в племени кемиргой.