Первый дом в антарктиде был построен. Как называется дом у эскимосов


Британская станция Halley VI сможет подниматься по мере роста снежного покрова


Немецкая станция Neumayer-III будет построена из передовых материалов


Американская станция Амундсена-Скотта — самый южный населенный пункт на планете


Станция «Принцесса Элизабет». Количество обитателей: 12−20 человек. Время эксплуатации: с ноября по февраль. Общая площадь помещения: 700 кв. м. Энергопотребление: около 45 кВт. Основные источники энергии: 8 ветровых турбин мощностью 6 кВт (90% энергии), солнечные элементы (10% энергии). Аварийные источники энергии: два дизель-генератора, дублирующие друг друга, мощностью по 30 кВт. Стоимость проекта: 11,5 млн. евро. Ожидаемый срок службы: 25 лет

Основной материал экологически чистой станции — дерево

Для эффективной температурной изоляции применяются стены с воздушной прослойкой. Сверху они покрыты листами нержавеющей стали


Расположение на возвышенности ограждает станцию от завала снегом


Энергопотребление станции по расчетам не должно превышать 40 кВт. Ее обеспечат электричеством восемь ветровых турбин мощностью по 6 кВт

Известный полярный путешественник бельгиец Алан Хьюберт подготовил к инаугурации красивую речь, заставившую многих из собравшихся в «столице Евросоюза» журналистов почувствовать себя причастными к этому грандиозному проекту. Хьюберт предложил начать «озеленение» планеты с Антарктиды, сделав ее первым экологическим чистым континентом XXI века. А затем, вооружившись знаниями о природе глобального потепления, полученными антарктическими исследователями, и используя Южный полюс как экспериментальную площадку, перейти к внедрению альтернативных источников энергии на пяти других континентах мира. Вот вам и решение проблемы глобального потепления, которая уже несколько лет сильно беспокоит умы человечества. И хотя переход других антарктических баз на возобновляемые источники энергии пока вызывает большие сомнения, идея бельгийцев кажется удачной. Альтернативные источники энергии — ветровые турбины и солнечные батареи — не только позволят бельгийцам заявить о себе как о нации, всерьез заботящейся об экологии, но и сэкономить на топливе и его доставке. Солярку полярникам будут доставлять, но куда в меньших количествах, чем обитателям других станций, — на ней будут работать моторы исследовательских снегоходов.

Собрать, чтобы разобрать

Простые жители Брюсселя, пришедшие посмотреть на станцию в местный выставочный центр Tour & Taxis, глядели на журналистов с неподдельной завистью. Подняться по лестнице, чтобы осмотреть интерьеры полярной базы, было дозволено только наследнику бельгийского престола принцу Филиппу и прессе. Но, по правде говоря, не побывав внутри станции, брюссельцы потеряли не так уж много. Станцию собрали только для того, чтобы убедиться, что все детали состыкуются друг с другом. После инаугурации ее разберут и отправят по частям в Кейптаун. Так что внутри нас встречали практически голые стены. Только лишь на кухне можно было познакомиться с последними моделями компании Electrolux. Шведы, известные трепетным отношением к экологии, не упустили возможности поучаствовать в «зеленом» проекте бельгийцев. Так что если у вас дома стоят последние модели стиральных, сушильных, посудомоечных машин Electrolux, знайте — точно такими же будут пользоваться бельгийские исследователи в Антарктиде. А еще у них будет свой холодильник. В нем холодными зимними вечерами полярники будут греться, а если серьезно, то современная техника настолько разумно расходует электроэнергию, что нет нужды снижать комфорт полярников, вынуждая их хранить продукты на улице. Так что жить бельгийцы будут со всеми удобствами, особенно если учесть, что проводить исследования на базе они будут только полярным южным летом — с ноября по февраль, когда температура в окрестностях базы будет временами подниматься до -50С.

Двойная забота

В течение наступающего южного лета полярники собираются окончить строительство базы, а на ноябрь 2008 года уже намечены первые исследования на станции. Следующим антарктическим летом завершится ее обустройство, а питание будет полностью переведено на возобновляемые источники энергии — ветер и солнце.

Бельгийцы горды собой: после сорокалетнего отсутствия они возвращаются в Антарктиду. С тех пор, как в 1967 году была закрыта база «Король Бодуэн», бельгийским исследователям приходилось гостить на станциях других стран, теперь же у них снова будет своя станция. Расположена она, кстати, будет недалеко от прежней — на малоисследованном участке Земли Королевы Мод, в секторе между российской станцией «Новолазаревская» (в 431 км езды) и японской Syowa (684 км). Станция будет построена на небольшом гранитовом горном хребте с координатами 71057" южной широты и 23020" восточной долготы.

Главным стимулом к созданию базы, названной в честь шестилетней дочери принца Филиппа, которая после отца должна стать королевой Бельгии, стало желание специалистов лучше разобраться в проблеме глобального потепления. Ведь именно на Южном полюсе изменения климата планеты особенно ощутимы. А если уж заниматься исследованиями, целью которых является преодоление глобального потепления, почему бы не внести свой вклад в общий процесс борьбы с выбросами, проявив двойную заботу?.. Эта мысль и побудила бельгийцев стать первыми в мире полярниками, использующими только возобновляемые ресурсы.

Живущие на ветре

Главным источником энергии в Антарктиде, разумеется, будут ветровые турбины, а не солнечные батареи. В расчете на их установку было выбрано и место базирования станции. Скорость ветра здесь не слишком высока, зато он дует практически всегда.

Вырабатывать электроэнергию будут восемь сравнительно небольших ветровых турбин мощностью 6 кВт, выстроенных в ряд. Им на помощь должны прийти фотоэлектрические панели. Хотя в условиях полярного дня солнечные батареи смогут обеспечить только 10% энергии, необходимой для функционирования станции, они позволят значительно сократить число аккумуляторных батарей, необходимых для запаса электроэнергии. На случай аварии станция оснащена двумя дублирующими друг друга дизель-генераторами мощностью по 30 кВт.

Перевести антарктическую станцию на работу от возобновляемых источников энергии позволяет не только удачный выбор места и применение высокоэффективных солнечных панелей и ветровых турбин, но и относительно низкое энергопотребление станции. Благодаря ряду удачных технических решений для ее функционирования требуется примерно в 20 раз меньше энергии, чем для некоторых других полярных станций. Так, в помещениях базы поддерживается естественное освещение за счет системы световодов, а крайне низкий расход энергии, требуемый на поддержание температуры 18−200С, достигается с помощью отличной теплоизоляции.

Полярники будут экономно расходовать не только энергию, но и воду, получая ее из растопленного снега. Около 90% воды будет повторно использоваться после тщательной химической очистки. Осталось только перевести транспорт на альтернативные виды топлива, и тогда бельгийцы смогут с чистой совестью называть свою базу Zero Emission Station («станцией с нулевым выбросом»). Но это вопрос отдаленного будущего: в планах на ближайшее — повысить в парке станции долю машин с более экономичными и экологичными четырехтактными двигателями, заменив ими более популярные сегодня снегоходы с двухтактными моторами. Так что полное «озеленение» Антарктиды пока откладывается на неопределенный период.

Аннотация серии статей

Задавать вопросы - чисто детское занятие. Этот «террор» хорошо известен любому родителю без исключения. Но скажем начистоту, что, когда перед подростками ставится задача задать вопросы сознательно, да ещё знаменитому человеку, да ещё и с последующей публикацией, ребятам приходится очень сильно напрягать мозги. Журналистика входит в программу клуба юных полярников, действующих под эгидой Энциклопедии. Ребята с уважением и интересом относятся к этому необычному для них занятию. И все-таки, каждая встреча с интервьюируемым человеком для них - непростая задача. Интервью проходит с помощью Интернета и электронной почты, вопросы формулируются совместными усилиями.

Вам было когда-нибудь страшно? Да, когда провалился в трещину на леднике. Она была занесена снегом и ее не было видно. Хорошо, что оказалась узкая и я в ней застрял)))

Владимир Кирьянов живет в Санкт-Петербурге. Он - самый настоящий полярник. Любит свое дело и пишет книги. Владимир общителен, - предложение ответить на ряд вопросов, которые хотели задать ему ребята, встретил «на ура». Тринадцатилетние воспитанники московского кадетского корпуса - участники клуба юных полярников имени С. Покровского «Центральный полюс» взяли полярного волка в нешуточный оборот…
В каких домах живут люди в Антарктиде?

Дома у нас яркого цвета (красный, оранжевый).

Внешне дома похожи на контейнеры или строительные бытовки, но сделаны из утепленных сэндвич-панелей и с окнами на потолке и по бокам. В комнате (их по две в каждом домике) проживает 1-2 человека. В тамбуре - туалет и умывальник.

Что едят полярники?
Продукты привозят из Кейптауна (ЮАР) на самолете, еженедельно, по нашей заявке (более 200 наименований, включая свежие фрукты и овощи).

На чем вы готовите?
На электрической плите (как и дома, только более мощной).

Какую систему очистки проходит питьевая вода?
Воду не нужно очищать. Мы топим лед и получаем дистиллированную воду, в которую добавляем витамины, потому что в чистом виде дистиллят пить вредно.

Как утилизируется мусор?
Весь мусор из Антарктиды, включая пищевые отходы и пустые бочки из-под топлива, вывозится самолетом и судами. Бочки предварительно прессуются прессом в виде «таблеток» 15-20 см толщиной (чтобы занимать меньше места при вывозе).

Есть ли в Антарктиде домашний холодильник?
Обязательно! В нем хранятся йогурты, молоко, масло, - продукты, которые могут замерзнуть на улице. А вот хлеб, чтобы долго не черствел, лучше хранить на холоде (можете проверить сами).

Видели ли Вы белых медведей и как Вам удалась дружба с пингвинами?
Медведя видел на Северной Земле (Арктика). А пингвинов - в Антарктиде. Дружить с ними не получается, хотя пингвины очень любопытны и бегут к людям, принимая их издалека за своих собратьев.

Какие пингвины на ощупь?
Перья жесткие. А под ними мягкий и теплый пух.

Может ли самолет в Антарктиде совершить мягкую посадку?
Небольшой самолет может сесть на лыжах (вместо колесных шасси) на снег до 50 см глубиной. А большие самолеты (ИЛ-76) садятся только на жесткий лед.

Под Вами ломался лед?
Нет. В Антарктиде под нами 500 м льда (ледник).

Как полярники скрепляют лед?
Никак. В Арктике на дрейфующих станциях полярники заранее выбирают льдину в несколько метров толщиной, чтобы она долго не таяла. А в Антарктиде лед и так толстый и прочный, хотя часто с трещинами глубиной до 20 м.

Какого цвета бывает лед?
Серый, синий, голубой. Прозрачный. Все зависит от его толщины и угла преломления солнечных лучей.

Как Вы передвигаетесь в плохую погоду?
Когда сильная пурга, лучше сидеть дома. Но на станциях, где живут полярники, натянуты тросы и веревки, или сделаны перила, чтобы за них держаться при передвижении во время бурана и в темное время.

Видели ли Вы полярное сияние и различается ли оно по цветам в разных полушариях?
Видел. Сияния немного отличаются по цвету. На юге больше красного цвета.

Как вы стираете одежду, находясь в экспедиции?
Если нет стиральной машины или вибрирующей таблетки для стирки, то просто в тазу, с мылом и порошком.

Какие бытовые хитрости вы используете, живя в Антарктиде?
Делаем всякие приспособления, чтобы быстро сушить обувь.

Что Вы делаете в часы отдыха, скучаете ли по дому?
Скучаем, конечно, но сейчас практически отовсюду можно позвонить домой по спутниковому телефону. В Антарктиде теперь есть и электронная почта и наш 1 канал телевидения (ОРТ).

Как Вы стали полярником?
Сам не знаю. Съездил несколько раз и очень понравилось.

Как часто Вы ходили на ледоколе?
Один раз возвращался из Антарктиды в Кейптаун на ледоколе с заходом на другие станции. Целый месяц на нем провел.

Вам было когда-нибудь страшно?
Да, когда провалился в трещину на леднике. Она была занесена снегом и ее не было видно. Хорошо, что оказалась узкая и я в ней застрял)))

Как вырабатывается электричество на станциях?
На каждой станции стоит дизель-генератор на 100 киловатт (работает на солярке). Он и обогревает всю станцию. Сейчас начинают все больше использовать солнечные батареи, а на некоторых станциях - ветровые генераторы.

Какое топливо используется для техники?
Бензин и дизельное топливо. А для самолетов - авиационный керосин.

Какой транспорт самый популярный в Антарктиде?
Вездеход. Он на гусеницах, поэтому везде проходит.

Купались ли вы в Ледовитом океане?
Да, когда был студентом на практике, на Северной Земле. И один раз - в Антарктиде в озере среди льдин (на Крещение).

Кирьянов Владимир Юрьевич родился в 1956 в г. Ломоносове Ленинградской области. После окончания Ленинградского Государственного Университета (Географический факультет) с 1978 по 2002 работал на Камчатке в Институте вулканологии и в Институте вулканической геологии и геохимии. Изучал вулканические извержения на Камчатке и в других районах мира (Япония, Никарагуа, Гавайи, Мексика, Италия, Исландия и др.). Автор и соавтор более 50 научных статей. Кандидат геолого-минералогических наук.

Кроме основной работы, в разные годы являлся совладельцем туристической компании «Альфа Тур», работал заместителем директора по экологии в камчатском филиале Канадской золотодобывающей компании «TVX Gold», преподавал в Камчатском педагогическом институте. Имею лицензию гида-проводника пешего туризма. С 2002 года проживает в Санкт-Петербурге, работает в фирме «ИНТААРИ», которая занимается логистической поддержкой международных проектов и экспедиций в Арктике и Антарктике. В Арктике в 1976 году более четырех месяцев работал промывальшиком россыпного золота на производственной практике на о. Октябрьской Революции (архипелаг Северная Земля), Тогда же посещал пос. Диксон, пос. Хатанга и г. Норильск. В 2005 году в рамках подготовки международной экспедиции был на Чукотке. Несколько сезонов работал на Аляске и Алеутских островах. В 2010 и 2012 обеспечивал логистическую поддержку шведским геологическим экспедициям на Таймыре. Девять последних лет от 2 до 4 месяцев году работал в Антарктиде, на аэродроме российской антарктической станции Новолазаревская в должности начальника аэродрома. В 2006 на борту НИС «Академик Федоров» посетил станции Мирный и Прогресс. Посещал с рабочими визитами российскую станцию Беллинсгаузен и международные антарктические станции Великобритании, Германии, Индии и Чили. Владимир Кирьянов - доцент Санкт-Петербургского Государственного Университета, на Геологическом факультете читает курс «Вулканизм». Член Российского межрегионального союза писателей, автор нескольких художественных книг.

Справка Всемирной Энциклопедии Путешествий
Другие материалы, связанные с Клубом юных полярников:

Жилье и одежда

Большая часть антарктических поселений создана в самых благоприятных местах на прибрежных скалах и островах. Именно там расположены наши станции «Молодежная», «Мирный», «Новолазаревская», «Ленинградская», «Беллинсгаузен», «Русская», «Прогресс», американские «Мак-Мердо» и «Пальмер», австралийские «Моусон», «Кейси», «Дейвис», японская «Сева» и др. Но нередко станции возводились на шельфовых ледниках. На этих плавучих ледяных образованиях в разные годы действовали норвежско-шведско-британская зимовка «Модхейм», бельгийская - «Король Бодуэн», советская - «Лазарев», несколько американских станций «Литл-Америка». Все они со временем были оставлены, погребены под снегом или унесены течениями вместе с айсбергами. Такая участь постигла недавно нашу сезонную базу «Дружная», расположенную на шельфовом леднике Фильхнера в море Уэдделла.

1. Пейзаш с пингвинами Адели

2. Пришелец из австралийской экспедиции

Некоторые полярные обсерватории обосновались в центральной части Антарктиды. Это прежде всего станции на полюсах: наша «Восток» - на геомагнитном и американская «Амундсен-Скотт» - на географическом.

Конструктивные особенности антарктических построек, многие приметы жизни и быта полярников сильно зависят от того, в каком природном ландшафте построена та или иная станция. Вот как, к примеру, выглядит наш главный полярный поселок - аэрометеорологический центр «Молодежная», расположенный на побережье. Еще с борта корабля внимание приковывает полоска темно-коричневых сопок, со всех сторон окруженных ледниками. Там среди невысоких горбатых скал и находится станция. Уже издали присутствие человека выдают мачты радиоантенн. А с берега, с ближайшего пригорка, перед глазами открывается панорама станции. С высоты холма можно насчитать около двух десятков домов на сваях, по форме напоминающих спичечные коробки. Большая часть их выстроилась в центре поселка, образовав главную улицу, остальные разбросаны на скалах в отдалении.

«Молодежная» раскинулась километра на полтора в длину, а если в ее пределы включить аэродром и бензохранилище, то наберется добрых 3 км. Станция имеет веселый, праздничный вид. Дома раскрашены в яркие сочные цвета - красный, голубой, синий, желтый, зеленый. Конструкция зданий необычна. Домики подняты над скалами на двухметровую высоту. Под ними можно свободно прогуливаться.

Дома на сваях на других континентах строят обычно либо в болотистых местностях на затопляемых водой участках, либо на мерзлых грунтах, как у нас в Сибири, чтобы мерзлота не оттаивала и грунт не проседал. А здесь, в Антарктиде, и пожалуй, только на этом материке, чтобы уберечься от снежных заносов. Здания, поставленные прямо на скальный грунт или лед, быстро заносятся метелями. Такая судьба постигла в прошлом многие антарктические станции. Первые домики «Мирного» давно погребены под многометровым слоем снега. А домам на сваях метели не страшны. Снег, гонимый ураганными ветрами, проносится под домами, не задерживается около построек.

Здание кают-компании - центральное на станции. Здесь размещаются столовая, библиотека, демонстрируются кинофильмы, проводятся собрания, вечера. Сюда приходят после работы сыграть партию в шахматы или в бильярд, просто посидеть, побеседовать. Это своего рода полярный клуб. На фасаде кают-компании укреплены на флагштоках стяг СССР и, как правило, еще один-два иностранных флага. На советской станции почти всегда живут и работают зарубежные ученые.

Часть домов на «Молодежной» построена из плит арболита спрессованных опилок и цемента, недорогого материала. Однако под давлением температурных изменений и постоянных вибраций, вызываемых ветрами, арболитовые плиты растрескиваются. Новые здания снаружи обшиты алюминием, изнутри - пластиковое покрытие, в промежутке - теплоизоляционная прокладка. Толщина таких стен около 20 см. В Антарктиду завозятся готовые блоки домов, строителям остается установить свайный фундамент и собрать дом. По типу «Молодежной» реконструируются и другие наши станции. В «Мирном», где площадь скальных выходов ограничена, сооружены двухэтажные дома на сваях.

Здания оригинальных конструкций возведены и на зарубежных станциях. На американской станции «Амундсен-Скотт» на Южном полюсе домики упрятаны под огромную металлическую сферу - своего рода крышу. На японской станции «Сева» часть домов соединена переходами. Австралийская станция «Кейси» похожа на изогнутую гусеницу - попытка архитектурно «вписаться» в неровности скального рельефа антарктического оазиса. Когда знакомишься со станциями Англии, ФРГ, ЮАР, Индии, расположенными на шельфовых ледниках и погребенных под многометровым слоем снега, невольно приходит сравнение с подводной лодкой. Каждая страна вносит свой вклад, свой опыт в строительство антарктических баз.

В той же степени, как и жилища, полярники стараются приспособить к суровым условиям Антарктиды свою одежду. Образцы полярной, так называемой климатической, одежды постоянно совершенствуются. Одежда наших полярников, как правило, заслуживает высокой оценки прежде всего благодаря натуральным материалам: коже, шерсти, меху, хотя пошив оставляет желать лучшего. В иностранных экспедициях широко используется одежда из синтетических материалов. Верхняя одежда полярников обычно броская, яркая. В случае необходимости это помогает быстрее отыскать человека в снежной пустыне. Но конечно, главное требование к одежде, чтобы она была легкой, теплой, удобной.

В зависимости от сезона, местоположения станции, рода выполняемых работ меняется одежда, в нее вносятся те или иные новшества. Например, на станции «Восток» на полюсе холода планеты зимой во время работы на открытом воздухе иногда применяются специальные защитные маски.

Из книги Повседневная жизнь американской семьи автора Баскина Ада

Жилье Когда я описываю внешние украшения перед входом, я имею в виду частный дом-коттедж в одном из небольших городов или в пригороде мегаполиса. Еще лет двадцать назад именно таким был дом американской мечты. Тогда богатые жители городов мощной волной двинулись из своих

Из книги Особа [этнографический очерк] автора Хетагуров Коста Леванович

Из книги Да здравствует «Застой»! автора

Одежда Ермолка из грубого сукна, из такого же сукна черкеска до колен с несколькими газырями, надетая прямо на голое тело, суконные штаны, такие же ноговицы, кожаные арчъита (обувь) с ремешковым переплетом и пучком мягкой шелковистой травы вместо чулок; кинжал, шапка,

Из книги Экозащита: полевой путеводитель по саботажу автора Форман Дейв

Жилье В «годы застоя» рядовой человек не покупал жилье, а получал даром от государства или предприятия. Можно было и строить жилье. В малых городах и селах получали участок под застройку и строились. В больших городах к «застою» с этим стало труднее, потому что основную

Из книги Потреблятство [Болезнь, угрожающая миру] автора Ванн Дэвид

Камуфляж - одежда и маскировка Нельзя недооценивать важность правильного выбора одежды. Помните - то, что идеально соответствует для одного типа операций, может не годиться для других. На выбор могут влиять разные факторы в зависимости от того, происходит ли действие в

Из книги Россия будущего автора Буровский Андрей Михайлович

Одежда Одежда для ночных операций должна быть темной. Длинные рукава должны закрывать светлую кожу. Если вы хотите двигаться бесшумно, избавьтесь от одежды из нейлона и синтетики, поскольку они издают при движении свистящие звуки. Одежда из шерсти бесшумнее

Из книги Как за 50 евро слетать в Европу [Готовые решения для экономных путешественников] автора Бородин Андрей

Из книги Эксперт № 46 (2013) автора Эксперт Журнал

Жилье Темпы строительства жилья в начале 1990-х действительно упали, но и в 1992–1995 годах люди въезжали в новые квартиры. И тоже не одни воры и неимоверно богатые люди. А после 1995 года…В 1950–1970-е годы Красноярск переживал строительный бум. На средства всего Советского Союза

Из книги Девяностые (июль 2008) автора Русская жизнь журнал

Одежда Зачем коммунистам нужно было выпускать именно некрасивую и неудобную одежду - выше моего понимания. Это - на уровне классической фразы профессора Преображенского: «Будем считать - если социальная революция, значит, не надо топить!»Но люди постарше помнят, как

Из книги Без тормозов. Мои годы в Top Gear автора Кларксон Джереми

Одежда Не следует путать бэкпэкинг с поездкой на модный курорт - демонстрировать свои наряды в пути будет некому и некогда. Поэтому с собой следует брать минимум одежды: головной убор (я лично предпочитаю бандану), джинсы, пару маек или рубашек, свитер, легкую куртку «а-ля

Из книги Быть женщиной. Откровения отъявленной феминистки автора Моран Кейтлин

Базовая одежда Елена Николаева На что делаете ставку? - На развитие рынка, тренд на произведенные в России качественные вещи Сфера деятельности: дизайн и продажа одежды Стартовые вложения: 2009 г. (заемные и собственные средства) 580 000 руб.; 2011–2013 гг. (заемные средства) 3

Из книги Почему наш мир таков, каков он есть [Природа. Человек. Общество (сборник)] автора Кронгауз Максим Анисимович

Жилье В московское жилищное законодательство внесены изменения: теперь претендовать на получение социального жилья могут не только малоимущие, как было раньше, но и все семьи, где на человека приходится менее 10 кв. м жилья (такая семья должна быть не менее десяти лет

Из книги Провокация века [Кто сбил малайзийский «Боинг»?] автора Мухин Юрий Игнатьевич

Одежда В этот раз я пишу об одежде, поэтому должен с порога предупредить, что разбираюсь в теме как свинья в апельсинах. Сам я обычно надеваю то, что валяется ближе к кровати, и не парюсь, если на мне разные носки. Вчера вот я по ошибке явился в гости в непарных туфлях.Зрители,

Из книги автора

Одежда Итак, мы обсудили, что у меня на ногах и в чем я таскаю сигареты. Но что я ношу на себе? Как я одеваюсь, будучи убежденной феминисткой?Женщины отлично знают, как важна одежда. И не только потому, что значительную часть нашего мозга заполняют ленты, турнюры и

Из книги автора

Одежда по сезону Однако, хоть совершенства в мире нет, есть разнообразие, возможность выбора и перехода из одной системы в другую. Если у вас в шкафу висят шуба, смокинг, джинсовый костюм и купальник и вам нужно выбрать, что лучше надеть, вы не можете сказать, что

Из книги автора

Где одежда? Далее. То, что многочисленные свидетели сообщают, что от тел несло трупным запахом и воняло формалином, можно списать на некомпетентность свидетелей в этих вопросах - спутали, дескать, с запахом авиационного керосина. Но то, что тела были голыми,

Официальная его цель - изучение древнегерманской культуры, но истинные задачи были значительно глубже.

Теоретики фашизма нашли подходящую для своих целей кандидатуру - властолюбивого, имеющего мистический опыт Адольфа Гитлера и внушили ему идею мирового господства немецкой нации. В конце 1918 года молодой оккультист Гитлер был принят в общество `Туле` и быстро стал одним из активнейших его членов. А вскоре идеи теоретиков `Туле` нашли отражение в его книге `Моя борьба`. Грубо говоря, общество `Туле` решало задачи приведения к господству немецкой расы в видимом - материальном - мире. Но `тот, кто видит в национал-социализме лишь политическое движение, мало что знает о нем`. Эти слова принадлежат самому Гитлеру. Дело в том, что у оккультных хозяев `Туле` была и другая, не менее важная цель - победить и в мире невидимом, метафизическом. С этой целью в Германии создавались более закрытые структуры.

Так, в 1919 году была основана тайная `Ложа Света` (впоследствии `Врил` - по древнеиндийскому названию космической энергии жизни). Позднее, в 1933 году, - элитарный мистический орден `Аненербе` (Ahnenerbe - `Наследие предков`), который с 1939 года по инициативе Гиммлера стал главной научно-исследовательской структурой в рамках СС. Имеющее в своем подчинении полсотни исследовательских институтов, общество `Аненербе` занималось поиском древних знаний, позволяющих разрабатывать новейшие технологии, управлять с помощью магических методов человеческим сознанием, проводить генетические манипуляции в целях создания `сверхчеловека`.

Практиковались и нетрадиционные методы получения знаний - под действием галюциногенных наркотиков, в состоянии транса или контакта с Высшими Неизвестными, или, как из называли, `Умами Внешними`. Использовались и найденные с помощью `Аненербе` старинные оккультные `ключи` (формулы, заклинания и т.п.), позволявшие устанавливать контакт с `Чужими`. Для `сеансов с богами` привлекались самые опытные медиумы и контактеры (Мария Отте и др.). Для чистоты результатов эксперименты проводились независимо в обществах `Туле` и `Врил`. Утверждают, что некоторые оккультные `ключи` сработали и по независимым `каналам` была получена почти идентичная информация техногенного характера.

Древних высоких цивилизаций, в частности, сведения о магических методах Атлантиды, считавшейся прародиной арийской расы. Особенный интерес для нацистских ученых представляли технологические знания атлантов, помогавшие, по легенде, строить огромные морские суда и воздушные корабли, движимые неведомой силой.

В архивах третьего рейха найдены рисунки, объясняющие принципы `закрутки` тонких физических полей, позволяющие создавать некие техномагические аппараты. Полученные знания передавались ведущим ученым для `перевода` их на понятный конструкторам инженерный язык.

Одним из разработчиков техномагических устройств считается знаменитый ученый д-р В.О. Шума. Если верить свидетельствам, то его электродинамические машины, использовавшие быстрое вращение, не только изменяли вокруг себя структуру времени, но и парили в воздухе. (Сегодня ученым уже известно, что быстро вращающиеся объекты изменяют вокруг себя не только гравитационное поле, но и пространственно-временные характеристики. Так что ничего фантастического в том, что при разработке `машины времени` нацистские ученые получили эффект антигравитации, нет. Другое дело, насколько управляемыми были эти процессы.)

Есть данные, что аппарат с такими возможностями отправили под Мюнхен, в Аугсбург, где его исследования продолжили. В результате технологическое подразделение SSI создало серию `летающих дисков` типа `Врил`.

Следующим поколением `летающих тарелок` была серия `Haunebu`. В этих аппаратах, как считается, использованы некоторые идеи и технологии древних индийцев, а также двигатели Виктора Шаубергера - виднейшего ученого в области движения жидкостей, создавшего нечто подобное `вечному двигателю`. Есть сведения о разработке в IV опытно-конструкторском центре СС, подчинявшемся обществу `Черное солнце`, особо секретной `летающей тарелки` `Хонебу-2` (Haunebu-II). В своей книге `Немецкие летающие тарелки` О. Бергманн приводит ее некоторые технические характеристики. Диаметр 26,3 метра. Двигатель: `Туле`-тахионатор 70, диаметром 23,1 метра. Управление: импульсный генератор магнитного поля 4а. Скорость: 6000 км/ч (расчетная - 21000 км/час). Длительность полета: 55 часов и выше. Приспособленность к полетам в космическом пространстве - 100 процентов. Экипаж девять человек, с пассажирами - двадцать человек. Запланированное серийное производство: конец 1943-го - начало 1944 года.

Судьба этой разработки неизвестна, однако американский исследователь Владимир Терзийски (V. Terzicki) сообщает, что дальнейшим развитием этой серии стал аппарат Haunebu-III, предназначенный для борьбы с воздуха с морскими эскадрами. Лиаметр `тарелки` составлял 76 метров, высота 30 метров.

На ней были установлены четыре орудийные башни, в каждой из которых смонтировано по три орудия калибра 270мм с крейсера `Мейзенау`. Терзийски утверждает: в марте 1945 года эта `тарелка` сделала один оборот вокруг Земли. В движение `тарелку` приводил `двигатель на свободной энергии, который... использовал практически неисчерпаемую энергию гравитации`.

В конце 50-х годов австралийцы обнаружили среди трофейных кинолент документальный немецкий фильм-отчет об исследовательском проекте летающего диска `Фау-7`, о котором до того времени ничего известно не было. В какой степени этот проект реализован, пока не ясно, но достоверно известно, что знаменитому специалисту по `спецоперациям` Отто Скорцени в середине войны поручили создать отряд пилотов в 250 человек для управления `летающимитарелкамиип и пилотируемыми ракетами.

Ничего невероятного нет и в сообщениях о гравитационных двигателях. Сегодня ученым, работающим в области альтернативных источников энергии, известен так называемый конвертор Ганса Колера, превращающий энергию гравитации в электрическую. Есть сведения, что эти конверторы использовались в так называемых тахионаторах (электромагнитогравитационных двигателях) `Туле` и `Андромеда`, производившихся в Германии в 1942-1945 годах на заводах `Сименс` и `АЕГ`. Указывается, что эти же конверторы применялись в качестве источников энергии не только на `летающих дисках`, но и на каких-то гигантских (5000-тонных) подводных лодках и на поздемных базах.

Результаты были получены учеными `Аненербе` и в других нетрадиционных областях знаний: в психотронике, парапсихологии, в использовании `тонких` энергий для управления индивидуальным и массовым сознанием и т.п. Считается, что трофейные документы, касающиеся метафизических разработок третьего рейха, дали новый толчок аналогичным работам в США и СССР, до того времени недооценивавших подобные исследования или свернувших их. Из-за чрезвычайной закрытости информации о результатах деятельности немецких тайных обществ сегодня трудно отделить факты от слухов и легенд. Однако та невероятная психическая трансформация, которая в считанные годы произошла с осторожными и рациональными немецкими обывателями, превратившимися вдруг в послушную толпу, фанатично поверившую в бредовые идеи о мировом господстве, заставляет задуматься...

В поисках древнейших магических знаний `Аненербе` организовывал экспедиции в самые удаленные уголки земного шара: в Тибет, Южную Америку, Антарктиду... Последней уделялось особое внимание...

Эта территория и сегодня полна тайн и загадок. По всей видимости, нам предстоит узнать еще много неожиданного, в том числе и того, о чем знали древние. Официально Антарктида была открыта русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева в 1820 году. Однако неутомимые архивисты обнаружили старинные карты, из которых следовало, что об Антарктиде знали задолго до этого исторического события. Одну из карт, составленную в 1513 году турецким адмиралом Пири Рейсом, обнаружили в 1929 году. Всплыли и другие: французского географа Оронциуса Финеуса от 1532 года, Филиппа Буаше, датированная 1737 годом. Фальсификации? Не будем торопиться...

На всех этих картах очень точно изображены очертания Антарктиды, но... без ледяного покрова. Более того, на карте Буаше прекрасно виден пролив, разделяющий континент на две части. А его наличие под толщей льда установлено новейшими методами лишь в последние десятилетия. Добавим, что международные экспедиции, проверявшие карту Пири Рейса, выяснили - она точнее карт, составленных в ХХ веке. Сейсмическая разведка подтвердила то, о чем никто не догадывался: некоторые горы Земли Королевы Мод, считавшиеся до сих пор частью единого массива, оказались на самом деле островами, как это и было указано на старинной карте. Так что о фальсификации речи, скорее всего, не идет. Но откуда такие сведения у людей, живших за несколько столетий до открытия Антарктиды?

И Рейс, и Буаше утверждали, что при составлении карт пользовались древнегреческими оригиналами. После обнаружения карт выдвигались самые разные гипотезы об их происхождении. Большинство из них сводятся к тому, что первоначальные карты составлены какой-то высокой цивилизацией, существовавшей во времена, когда берега Антарктиды еще не были покрыты льдом, то есть до глобального катаклизма. Высказывалось мнение, что Антарктида - бывшая Атлантида. Один из аргументов: размеры этой легендарной страны (30000 х 20000 стадий по Платону, 1 стадия - 185 метров) примерно соответствуют размерам Антарктиды.

Естественно, ученые `Аненербе`, которые по всему свету рыскали в поисках следов атлантической цивилизации, не могли пройти мимо этой гипотезы. Тем более что она прекрасно согласовывалась с их философией, утверждавшей, в частности, что на полюсах планеты имеются входы в огромные полости внутри земли. И Антарктида стала одной из главных целей нацистских ученых.

Интерес, который проявили руководители Германии накануне Второй мировой войны к этому далекому и безжизненному району земного шара, разумного объяснения тогда не находил. А между тем внимание к Антарктиде было исключительным. В 1938-1939 годах немцами были организованы две антарктический экспедиции, в которых летчики `люфтваффе` не просто обследовали, но и металлическими вымпелами со знаком свастики застолбили за третьим рейхом огромную (величиной с Германию) территорию этого континента - Землю Королевы Мод (вскоре она получила название `Новая Швабия`). Вернувшийся в Гамбург командир экспедиции Ритшер 12 апреля 1939 года рапортовал: `Я выполнил миссию, возложенную на меня маршалом Герингом. Впервые германские самолеты пролетели над антарктическим континентом. Каждые 25 километров наши самолеты сбрасывали вымпелы. Мы покрыли зону приблизительно в 600 тысяч квадратных километров. Из них 350 тысяч были сфотографированы`.

Воздушные асы Геринга сделали свое дело. Настал черед действовать `морским волкам` `фюрера подводных лодок` адмирала Карла Дёница (1891-1981). И к берегам Антарктиды скрытно направились субмарины. Известный писатель и историк М. Демиденко сообщает, что, разбирая сверхсекретные архивы СС, он обнаружил документы, указывающие на то, что эскадра подводных лодок во время экспедиции к Земле Королевы Мод нашла целую систему соединенных между собой пещер с теплым воздухом. `Мои подводники обнаружили настоящий земной рай`, - обронил тогда Дёниц. А в 1943 году из его уст прозвучала и другая загадочная фраза: `Германский подводный флот гордится тем, что на другом конце света создал для фюрера неприступную крепость`. Каким образом?

Оказывается, в течение пяти лет немцы проводили тщательно скрываемую работу по созданию в Антарктиде нацистской секретной базы под кодовым названием `База 211`. Во всяком случае, это заявляет целый ряд независимых исследователей. По показаниям очевидцев, уже с начала 1939 года между Антарктидой и Германией начались регулярные (раз в три месяца) рейсы исследовательского судна `Швабия`. Бергман в книге `Немецкие летающие тарелки` утверждает, что с этого года и в течение нескольких лет в Антарктиду постоянно отправлялось горнопроходческое оборудование и другая техника, в том числе рельсовые дороги, вагонетки и огромные фрезы для проходки туннелей. По всей видимости, использовались для доставки грузов и подводные лодки. Причем не только обычные.

Отставной американский полковник Уиндел Стивенс (Wendelle C. Stivens) сообщает: `Нашей разведке, где я работал в конце войны, было известно, что немцы строят восемь очень больших грузовых субмарин (не на них ли были установлены конверторы Колера? - В. Ш.) и все они были спущены на воду, укомплектованы и далее бесследно исчезли. До сего дня мы не имеем никакого понятия, куда они ушли. Они не на океанском дне, и их нет ни в одном порту, о котором мы знаем. Это загадка, но она может быть раскрыта благодаря австралийскому документальному фильму (о нем мы упоминали выше. - В. Ш.), в котором показаны большие немецкие грузовые субмарины в Антарктиде, вокруг них льды, экипажи стоят на палубах в ожидании остановки у причала`.

К концу войны, утверждает Стивенс, у немцев имелось девять исследовательских предприятий, на которых испытывали проекты `летающих дисков`. `Восемь из этих предприятий вместе с учеными и ключевыми фигурами были успешно эвакуированы из Германии. Девятое сооружение взорвано... Мы имеем закрытую информацию, что некоторые из этих исследовательских предприятий перевезены в место под названием `Новая Швабия`... Сегодня это может быть уже порядочных размеров комплекс. Может быть, там находятся эти большие грузовые субмарины. Мы полагаем, что в Антарктику было перевезено как минимум одно (или более) предприятие по разработке дисков. У нас есть информация о том, что одно было эвакуировано в район Амазонки, а другое - на северное побережье Норвегии, где много немецкого населения. Они были эвакуированы в секретные подземные сооружения`.

Известные исследователи антарктических тайн третьего рейха Р. Веско, В. Терзийски, Д. Чайлдресс утверждают, что с 1942 года с помощью подводных лодок на Южный полюс были переброшены тысячи узников концлагерей (рабочая сила), а также видные ученые, летчики и политики с семьями и члены гитлерюгенда - генофонд будущей `чистой` расы.

Кроме таинственных гигантских субмарин для этих целей использовались не менее сотни серийных подводных лодок класса `U`, в том числе и сверхсекретное соединение `Конвой Фюрера`, в состав которого входили 35 субмарин. В самом конце войны в Киле с этих элитных субмарин сняли все военное снаряжение и погрузили контейнеры с каким-то ценным грузом. Подлодки взяли на борт также каких-то таинственных пассажиров и большое количество продовольствия. Достоверно известно о судьбе лишь двух лодок из этого конвоя. Одна из них, `U-530`, под командованием 25-летнего Отто Вермаута 13 апреля 1945 года вышла из Киля и доставила в Антарктиду реликвии третьего рейха и личные вещи Гитлера, а также пассажиров, лица которых скрывали хирургические повязки. Другая, `U-977`, под командованием Хайнца Шеффера чуть позднее повторила этот маршрут, но что и кого она перевозила, неизвестно.

Обе эти субмарины летом 1945 года (10 июля и 17 августа соответственно) прибыли в аргентинский порт Мар-дель-Плата и сдались властям. По всей видимости, показания, которые дали подводники на допросах, чрезвычайно взволновали американцев, и в конце 1946 года известный адмирал Ричард Е. Берд (Byrd) получил приказ уничтожить нацистскую базу в `Новой Швабии`.

Операция `Высокий прыжок` (High Jump) была замаскирована под обычную научно-исследовательскую экспедицию, и далеко не все догадывались, что к берегам Антарктиды направилась мощная военно-морская эскадра. Авианосец, 13 кораблей различных типов, 25 самолетов и вертолетов, более четырех тысяч человек, полугодовой запас продуктов - эти данные говорят сами за себя.

Казалось бы, все шло по плану: за месяц было сделано 49 тысяч фотоснимков. И вдруг случилось нечто, о чем официальные власти США молчат до сих пор. 3 марта 1947 года только что начатую экспедицию свернули, и корабли поспешно взяли курс домой. Через год, в мае 1948 года, на страницах европейского журнала `Бризант` всплыли некоторые детали. Сообщалось, что экспедиция встретила жеское сопротивление противника. Были потеряны как минимум один корабль, десятки людей, четыре боевых самолета, еще девять самолетов пришлось оставить как непригодные к использованию. О том, что именно произошло, можно только догадываться. Мы не располагаем подлинными документами, однако, если верить прессе, отважившиеся на воспоминания члены экипажей говорили о `выныривавших из-под воды` и атаковавших их `летающих дисках`, о странных атмосферных явлениях, которые вызывали психические расстройства. Журналисты приводят отрывок из доклада Р. Берда, якобы сделанного на секретном заседании спецкомиссии: `США необходимо принять защитные акции против истребителей противника, совершающих вылеты из полярных районов. В случае новой войны Америка может подвергнуться атаке врага, обладающего способностью летать с одного полюса на другой с невероятной скоростью!`

Почти через десять лет адмирал Берд возглавил новую полярную экспедицию, в которой при загадочных обстоятельствах погиб. После его смерти в печати появились сведения якобы из дневника самого адмирала. Из них следует, что во время экспедиции 1947 года самолет, на котором он вылетел на разведку, принудили приземлиться странные летательные аппараты, `похожие на британские солдатские каски`. К адмиралу подошел высокий голубоглазый блондин, который на ломаном английском языке передал обращение к американскому правительству с требованием прекратить ядерные испытания. Некоторые из источников утверждают, что после этой встречи между нацистской колонией в Антарктиде и американским правительством было подписано соглашение об обмене немецких передовых технологий на американское сырье.

Ряд исследователей полагает, что немецкая база в Антарктиде сохранилась до сих пор. Более того, говорят о существовании там целого подземного города под названием `Новый Берлин` с населением два миллиона человек. Основным занятием его жителей являются генная инженерия и полеты в космос. Впрочем, прямых доказательств в пользу этой версии пока никто не представил. Главный аргумент тех, кто сомневается в наличии полярной базы, - трудность доставки туда колоссального количества горючего, необходимого для выработки электроэнергии. Аргумент серьезный, но слишком традиционный, и ему возражают: если созданы конверторы Колера, то необходимость в горючем минимальна.

Косвенным подтверждением существования базы называют неоднократные наблюдения НЛО в районе Южного полюса. Часто видят зависшие в воздухе `тарелки` и `сигары`. А в 1976 году японские исследователи с помощью новейшей аппаратуры засекли одновременно девятнадцать круглых объектов, которые `спикировали` из космоса на Антарктиду и пропали с экранов. Пищу для разговоров о немецких НЛО периодически подбрасывает и уфологическая хроника. Вот только два типичных сообщения.

5 ноября 1957г. США, штат Небраска.
Поздно вечером к шерифу города Керни явился бизнесмен - скупщик зерна Раймонд Шмидт и рассказал историю, происшедшую с ним недалеко от города. Машина, на которой он ехал по трассе Бостон - Сан-Франциско, внезапно заглохла и остановилась. Когда он вышел из нее, чтобы посмотреть, что случилось, то заметил недалеко от дороги на лесной поляне огромную `металлическую сигару`. Прямо на его глазах открылся люк и на выдвинувшейся платформе появился человек в обычной одежде. На превосходном немецком языке - родном языке Шмидта - незнакомец предложил ему зайти в корабль. Внутри бизнесмен увидел двоих мужчин и двух женщин вполне обычной наружности, но передвигавшихся необычным способом - они как бы скользили по полу. Остались в памяти у Шмидта и какие-то пылающие трубы, наполненные цветной жидкостью. Примерно через полчаса его попросили уйти, `сигара` бесшумно поднялась в воздух и скрылась за лесом.

В половине седьмого утра продолговатый объект `неопределенного цвета` приземлился в поле в ста метрах от дома семьи Кларков. Двенадцатилетний Эверет Кларк, выгуливавший в это время собаку, рассказал, что двое мужчин и две женщины, вышедшие из аппарата, говорили между собой, `словно немецкие солдаты из кинофильма`. К ним с отчаянным лаем бросилась собака Кларков, а за ней и другие соседские собаки. Незнакомцы сначала безуспешно пытались поймать одну из подскочивших к ним собак, но затем оставили эту затею, прошли в объект, и аппарат беззвучно улетел. Репортер Карсон Бревер из ноксвиллской газеты `Ньюс-Сентинел` обнаружил на этом месте примятую траву на участке 7,5 на 1,5 метра.

Естественно, что у многих исследователей возникает желание возложить ответственность за подобные случаи на немцев. `Создается впечатление, что некоторые из кораблей, которые мы сегодня видим, - не более чем дальнейшее развитие технологии немецких дисков. Таким образом, на самом деле может быть так, что нас периодически посещают немцы` (У. Стивенс).

Виталий Шелепов,
полковник, кандидат технических наук.

как живут полярники на станции “Беллинсгаузен”

Антарктида - самый холодный и непригодный для жизни континент на нашей планете, постоянно там проживают лишь пингвины и тюлени. На континенте запрещена добыча полезных ископаемых, заморожены все территориальные притязания, а ученые ведут важнейшие климатические и космические исследования. О том, как живут полярники с российской станции “Беллинсгаузен” читайте в репортаже корреспондента ТАСС Марии Дорохиной, которая посетила берега Антарктиды в составе экспедиции предпринимателей из “Клуба лидеров”.

Остров Кинг-Джордж охраняет вход в Антарктиду и первым встречает нас после двухдневного прохождения на судне ледового класса через пролив Дрейка. Этот пролив отделяет Огненную землю от Антарктиды и считается одним из самых опасных в мире из-за сильных штормов. Качка прекратилась, морская болезнь отступила, впереди - долгожданная высадка на землю. Причем встречи с нетерпением ждали не только участники экспедиции, но и полярники, поскольку наше судно прибыло первым в эти края после длинной антарктической зимы.

Российские полярники живут на острове не одни, а в окружении соседей с других станций - Китай, Чили, Уругвай, Аргентина, Бразилия, Перу, Южная Корея и Польша. Причем разные языки, политика и предрассудки не влияют на отношения: здесь все стараются дружить и помогать друг другу, иначе на краю света не выживешь.

“Когда мы ходим в гости, то говорим: я поехал в Китай, я пошел в Уругвай, сейчас сгоняю в Корею. Помогаем друг другу в бытовых вопросах, чинить поломки или с едой, если кому-то внезапно завезли свежих фруктов, - говорит начальник станции “Беллинсгаузен” Сергей Никитин. - Но, конечно, мы здесь не просто дружим, а представляем свою страну”.

Дом в миниатюре

С борта судна российская станция показалась большой - скопление убегающих вверх от воды домов-вагончиков, похожих на строительные бытовки, ангары, цистерны с топливом, антенны. Однако на берегу выяснилось, что на долю “Беллинсгаузена” приходится лишь треть из всего увиденного. Остальное - это чилийская станция “Фрей”, которая вплотную прилегает к нашей и похожа на село с населением около 100 человек.

Чилийцы живут на станции семьями, поэтому здесь есть детский сад и школа, большой спортивный зал, почта. Также на станции работает взлетно-посадочная полоса длиной 1300 метров. Она обслуживает все станции на острове, а также служит перевалочной базой для туристов, которые предпочитают добираться до Антарктиды по воздуху, а не морем.

Наша станция на этом фоне выглядит скромнее, но все необходимое для жизни имеется - столовая, больница (на консультацию к нашему врачу приходят даже полярники с иностранных станций), библиотека, баня, помещения для общих чаепитий, церковь. На станции также есть интернет, но его едва хватает для просмотра почты - сериал или фильм не скачаешь. Поэтому наши полярники покупают чилийские сим-карты с мобильным интернетом.

Живут на станции одни мужчины, а так и не скажешь - в домиках очень чисто и уютно. Внутри жилые помещения напомнили мне бабушкину дачу: обшитые вагонкой стены, немного потрепанные кресла словно из 80-х, обилие фотографий и книг, на столе - пряники и конфеты, чай. Удивительно, как можно улететь на край света, преодолеть 15 тыс. километров и оказаться дома, в России.

“Антарктида - это зеркало, все, что у нас дома, то и здесь, - соглашается со мной начальник станции Сергей Никитин. - Понимаете, здесь нотка патриотическая, она выше, чем дома”.

В этом году зимовать на станции осталось 14 человек - ученые, механики, врач, радист, повар, системный администратор и двое священников, которые выполняют бытовые работы наравне со всеми. В ноябре, когда в Антарктике началось лето, на станцию приехали двое немецких орнитологов - наблюдать за пингвинами на соседнем острове. Всего зимовочный состав пяти российских станций в Антарктиде в этом году составил порядка 90 человек.

Некоторые в шутку называют остров Кинг-Джордж курортом для полярников. Мол, и морозов 80-градусных здесь не бывает, и до соседних дружественных станций рукой подать. А еще летом на побережье частично сходит снег, обнажая робкую зелень - мхи и лишайники. Но когда говоришь об этом полярникам, они хмурятся.

“Какой такой курорт? Я понимаю на “Прогрессе” (материковая антарктическая станция РФ - прим. ТАСС) в это время светит сумасшедшее солнце, ходишь в очках, загораешь. А у нас такой туманище, сырость”, - говорит механик Герман.

Действительно, если основная часть Антарктиды - это ледяная пустыня с сухим воздухом и редкими осадками, то здесь все наоборот. Из-за большой влажности и ветра местные минус 20 зимой ощущаются как все 40, часто идет снег и небо серое.

Но главная беда - это сильная коррозия из-за соли и сырости. Здесь очень быстро приходит в негодность все металлическое - лестницы, сваи домов, ангары, емкости для хранения топлива, техника. А замена или материалы для лечения проржавевших предметов приходят не так оперативно, как хотелось бы. Да и в целом техническое оснащение станции отстает от конкурентов.

“У соседей даже в бытовом плане все более технологичное. Вон, пошли пацаны в гостях у корейцев в уборную и не знали, на какие кнопки нажимать - их там 40!”, - смеется один из полярников, а глаза при этом грустные.

Россия в последнее время оптимизирует объем научных исследований в Антарктиде, сетуют ученые. Выделяемого финансирования по сути хватает лишь на поддержание станций в рабочем состоянии. А ведь на станциях проводятся важные исследования, возможные лишь в уникальных условиях Антарктиды. Например, на “Беллинсгаузене” круглый год ведутся метеорологические, геофизические и океанографические наблюдения, изучаются аспекты возможного глобального потепления. Кроме того, станция осуществляет прием спутниковой информации для Роскосмоса.

Подарки с Большой земли

Прибытие большого судна к берегам Антарктиды - это всегда огромное событие для полярников, которые истосковались по новым лицам. Но главное - это возможность пополнить запасы продовольствия, которое завозится на станцию раз в год.

“Первое, что мы попросили - это свежие овощи. Не потому, что мы бедные какие-то. У меня овощи восьмой месяц лежат на складе. Попробуйте из такой капусты сварить суп, например”, - разводит руками начальник станции Никитин.

Предприниматели из “Клуба лидеров” приехали в Антарктиду с проектами по улучшению условий на станции. Среди основных - создание российского вездехода на гусеничном ходу на замену западным машинам, прибор для восполнение дефицита солнечного света в условиях полярной ночи, генераторы альтернативной энергии.

От некоторых идей после осмотра станции пришлось отказаться. Так, один из предпринимателей предлагал собрать частные средства и приобрести полярникам самолет для доставки грузов. Однако выяснилось, что самолет на станции не нужен, поскольку нет ресурсов для его обслуживания, а вот мелкая техника - квадроциклы и вездеходы - очень нужна.

В целом полярники неохотно говорят о своих проблемах. Но в личных беседах, а не на общих встречах, они признаются, что в первую очередь на станции необходимо менять ангары. “Они стоят с советских времен, уже прогнили”, - сказал один из сотрудников станции. Также “Беллинсгаузену” нужны новые морозильные камеры - в старых не поддерживается необходимая температура, в результате замороженные продукты оттаивают, портятся и их приходится выбрасывать. Например, однажды пришлось выкинуть 30 кг печенки.

По итогам бесед с полярниками предприниматели пообещали помочь им с решением озвученных бытовых проблем.

Китайская стена

На следующий день начальник “Беллинсгаузена” предложил журналистам съездить на китайскую станцию “Чанчэн” (“Великая стена”). Она находится всего в 2,5 километрах от нашей станции, однако путь туда через снежные завалы занимает более 20 минут. Взяв с собой в качестве сувенира бутылку водки, мы загрузились в машину на гусеничном ходу - ратрак.

Дорог на острове нет: полярники при помощи снегоуборочной техники прокладывают сквозь сугробы колею. Машину в пути сильно трясет и периодически она опасно наклоняется вбок. Видимость плохая: кругом туман, идет мокрый снег, завывает сильный ветер. Несколько раз нам встречались равнины, на которых дремали сотни тюленей, некоторые лежали прямо на дороге и не хотели пропускать машину.

Ближе к “Великой стене” начинают появляться валуны с красными китайскими иероглифами. А на въезде на территорию станции стоит здание в виде огромного футбольного мяча. Говорят, в нем находятся приборы связи. На станции нас встречает поклонами китайский доктор по прозвищу Рич (богатый).

“Мы дали ему такую кличку, потому что у него есть элитная недвижимость в Шанхае”, - сквозь смех поясняет начальник “Беллинсгаузена” Сергей Никитин. По его словам, в Китае полярники очень уважаемые люди, и зимовка на станции является хорошим трамплином для карьеры. Поэтому на одно место в полярной экспедиции одновременно могут претендовать до 18 человек.

Из развлечений на станции есть большой баскетбольный зал, караоке, музей, комната отдыха и безлимитный доступ к закускам - орешки, конфеты, соевое молоко, чай. Внутри помещения декорированы красными китайскими фонариками, масками, иероглифами. Снаружи станция мало чем отличается от соседних, разве что у домиков вид не такой уставший, как на “Беллинсгаузене”.

Экскурсию нам проводит начальник китайской станции, и Сергей все время просит меня побольше фотографировать, поскольку таким образом гость демонстрирует уважение к хозяевам. Если ничего не фотографировать, значит, тебе не интересно, поясняет он. После экскурсии полярники начинают вспоминать свои семьи, считать, сколько месяцев осталось до окончания зимовки. Сергей показал доктору Ричу фотографию, на которой изображены его дети и внуки.

“И после этого ты называешь меня богатым? Это ты Рич, потому что у тебя есть большая семья!”, - говорит китаец и улыбается.

Когда мы покидали “Великую стену”, Сергей попросил меня обратить внимание, выйдет ли начальник китайской станции провожать нас на порог. По его словам, это проявление глубочайшего уважения к гостям. Сев в машину, я оглянулась: и начальник станции, и доктор Рич стояли на пороге и кланялись нам вслед.