Первый корабль балтийского флота штандарт. Журнал «Императорская яхта Штандарт

Новая коллекция Императорская яхта «Штандарт» – это изящная, большая модель яхты семьи Романовых. Издательство ДеАгостини .

«Штандарт» очень любили Николай II и его семья: это была их плавучая резиденция, на которой совершались ежегодные отпускные круизы и официальные визиты, проходили дипломатические приемы или безмятежные дни в кругу семьи, когда императора разрешалось беспокоить только по экстренным случаям. Вы сможете построить своими руками модель музейного качества этой великолепной яхты. Еженедельно с каждым выпуском коллекции вы получите новые детали модели и журнал.

Модель

Модель яхты «Штандарт» создана по эксклюзивному заказу ДеАгостини в сотрудничестве с ФГБУ «Центральный Военно-Морской Музей Министерства Обороны РФ», выполнена в масштабе 1:130 из деревянных и металлических деталей, и украшена декором. Эта изящная модель, как и ее оригинал, – образец морской элегантности. На модели воспроизведены все особенности реально существовавшей яхты. Она, несомненно, станет жемчужиной в коллекции любого судомоделиста и порадует всех, кто увлекается историей судостроения и мореходства.

  • Модель точно воспроизводит облик утраченного оригинала.
  • Деревянные детали.
  • Металлические детали и декор модели выполнены методом литья и фототравления.
  • Палубный настил из ценных пород дерева.
  • Паруса из ткани и подвижные детали.

Журнал

Эта серия журналов – исчерпывающий источник информации о яхте «Штандарт» и о других представительских кораблях, старинных и современных. Каждый выпуск, снабженный чертежами, историческими документами и современными иллюстрациями, познакомит вас с множеством любопытных сведений и малоизвестных фактов о выдающихся конструкторах и легендарных парусниках.

  • Под андреевским флагом – Рассказ об истории, кораблях и моряках русского флота. А также все самое интересное о главной героине коллекции – яхте «Штандарт», не ограничиваясь описанием конструкции и особенностей внешнего вида. Путь «Штандарта» – это вся его яркая жизнь, со всеми происходившими на борту яхты событиями, семейными и официальными.
  • Легендарные яхты – Эти яхты – настоящие «иконы стиля» в высокой корабельной моде, разделявшие судьбу своих «звездных» владельцев, как говорится, «и в горе, и в радости».
  • Из истории мореплавания – Познакомьтесь с ключевыми изобретениями в области кораблестроения и техники хождения под парусами. Вас ждет точная историческая реконструкция старинных торговых, военных, гоночных и царских судов, вписанная в контекст морских традиций отдельных стран и эпох.
  • Шаг за шагом – Пошаговые инструкции позволят превратить изготовление модели в увлекательный процесс, а тем, кто впервые приступает к подобной работе, приобрести необходимый опыт.

График выхода

№1 – Детали для сборки + DVD-диск – 08.01.2016
№2 – Детали для сборки – 22.01.2016
№3 – Детали для сборки + наклейки для папки – 29.01.16
№4 – Детали для сборки – 05.02.16
№5 – Детали для сборки – 12.02.16

Сколько выпусков

Всего запланировано 120 выпусков .

Видео

Презентация модели

Сборка модели яхты «Штандарт»

Форум

Современный фрегат «Штандарт» – реплика знаменитого , построенного в 1703 году и ставшего первым линейным кораблем российского Балтийского флота.

Так получилось, что даже в архивах не было найдено никаких чертежей петровского «Штандарта» . Историк Виктор Крайнюков воссоздавал их практически заново по разрозненным даным из разных источников. В 1988 году по заказу «Эрмитажа» Григорий Атавин , используя данные, собранные Крайнюковым, построил модель фрегата «Штандарт» для музея «Дворец А.Д. Меньшикова» . А в 1994 году , собрав команду единомышленников, приступил к строительству полноценного парусника. Перед Мартусем и его командой стояла задача совместить историческую достоверность нового корабля с современными требованиями к безопасности судна и комфорту для команды и пассажиров, ведь «Штандарт» изначально подразумевался как судно, которому предстоит отправиться не в одно дальнее плавание.

В первые годы в строительстве «Штандарта» принимали участие только энтузиасты. В основном это были молодые ребята и девушки, которых привлекала сама идея постройки настоящего парусного корабля. Все работы велись в ручную: пилили бревна, изготавливали из них шпангоуты, устанавливали шпангоуты на киль. Финансировался проект за счет средств от продажи Мартусем шхуны «Св. Петр».

В 1996 году началась обшивка корабля. По мере того, как продвигалось строительство, на верфи появились такелажная и парусная мастерские, мастерская резьбы по дереву, построили свою кузницу, где ковали специальные корабельные гвозди и прочите металлические детали. Проект расширялся и получал все большую популярность. В 1996 году появился у «Штандарта» первый спонсор – Родрик Кей, создатель компании Долфин Эксибишнз. Заинтересовались строительством старинного парусника правительства Великобритании и Голландии. Консульства этих стран приняли активное участие в привлечении спонсоров для проекта «Штандарт» .

Новый фрегат совмещает в себе историческую и современную части. Все, что находится выше пушечной палубы, делалось в соответствии с реалиями XVIII века: штурвал, трапы, мачты, шпили, пушки, декоративное оформление.

Фрегат «Штандарт» был спущен на воду 4 сентября 1999 года в Санкт-Петербурге на верфи «Петровское Адмиралтейство» , а в июне 2000 года отправился в свое первое плавание по маршруту Великого Посольства Петра I. Первым экипажем «Штандарта» стали его строители, те, кто на протяжении нескольких лет вкладывали в будущий корабль свое время, умения и душу. Капитаном корабля стал сам Владимир Мартусь.

Из-за различных юридических проволочек, фрегату «Штандарт» с 2009 года запрещено находиться в российских водах, так как судно не соответствует стандартам ГИМС МЧС России. Поэтому парусник осуществляет плавания только за границей. Фрегат «Штандарт» имеет сертификаты соответствия немецкой морской администрации BG Verkehr и Голландского регистра исторических и парусных судов Register Holland.

Каждый год «Штандарт» совершает плавания по Европе, участвует в парусных фестивалях, морских регатах. «Штандарт» не раз принимал участие в съемках исторических фильмов: «Записки экспедитора тайной канцелярии», «Новая Земля», «Слуга государев» и др.

Фрегат «Штандарт» – один из тех парусников, на котором может оказаться любой желающий. Во время стоянок в портах на «Штандарте» проводят экскурсии, а те, кто хочет в полной мере окунуться в атмосферу морских путешествий, может отправиться в плавание вместе с экипажем.

Штандарт - трехмачтовый фрегат, заложенный Петром Первым на Олонецкой верфи и ставший первенцем российского военного флота.

Северная война (1700-1721), которая велась на просторах Балтийского моря, поставила перед Петром Первым задачу о создании Балтийского флота. И уже 24 марта (4 апреля) 1703 года первый фрегат будущего великого флота был заложен на Олонецкой верфи на реке Свирь (сейчас это Лодейное поле).

Руководителем проекта был назначен голландский кораблестроитель Выбе Геренс . Петр Первый познакомился с Геренсом еще в Амстердаме, когда осваивал там морскую науку. При строительстве нового фрегата мастера совмещали голландскую и английскую методики. Различались они в основном тем, что голландцы строили суда «опытным» путем, без схем, основываясь на знаниях корабельных мастеров, которые передавались от отца к сыну. Англичане уже в то время отдавали предпочтение расчетам и чертежам. К тому же голландские корабли отличались более плоским днищем и мелкой осадкой, а английские парусники имели такелаж выше голландских.


«Штандарт»
построили в рекордные сроки, уже через полгода, 22 (31) августа 1703 года фрегат был спущен на воду. Длина нового судна составляла 27,5 метров, ширина 7,3 метра, водоизмещение 220 тонн. Численность экипажа - 120 человек. «Штандарт» был вооружен 28 пушками: 8-, 6- и 3-фунтовыми, тогда как основная масса российских кораблей того времени была вооружена трехфунтовыми пушками.

Свое название «Штандарт» получил неслучайно. В 1703 году после взятия крепости Ниеншанц в устье Невы Петр Первый утвердил новый государственный флаг, на котором был изображен двуглавый орел, держащий в лапах и клювах карты четырех морей: Черного, Белого, Азовского и Балтийского. Это означало то, что Россия теперь имеет выход к четырем стратегически важным морям, и по праву может именоваться морской державой.

8 (19) сентября 1703 года «Штандарт» отправился в свое первое плавание к крепости Шлиссельбург. Капитаном судна стал сам Петр Первый под именем Петра Михайлова.

Фрегат «Штандарт» более 25 лет пробыл на службе Российского военного флота. Наиболее активное участие парусник принимал в сражениях Северной войны - защищал Санкт-Петербург с моря. В июне 1705 года «Штандарт» в составе эскадры вице-адмирала Крюйса оборонял остров Котлин от нападений шведского флота.

В 1709-1711 гг. «Штандарт» стоял в Санкт-Петербурге на тимберовке (капитальный ремонт). В 1719 году фрегат по приказу Петра Первого отправился на вечную стоянку в Кронверкской протоке, так как состояние «Штандарта» уже не позволяло ему выходить в море. В 1727 году парусник был вытащен на берег, предполагалось сохранить его как первый фрегат русского Балтийского флота. Но корабль оказался настолько ветхим, что от этой затеи пришлось отказаться. И в 1730 году «Штандарт» был разобран.

Имя «Штандарт» носили различные парусные суда до 1917 года, последним из них была императорская яхта Николая Второго.

В 1999 году на воду была спущена , построенная в Санкт-Петербурге под руководством Владимира Мартуся.

Императорская яхта «Штандарт»

На страницах журналов этой серии приводится информация о яхтах российских императоров и королевских парусниках, известных моряках и конструкторах-проектировщиках, интересные факты из истории мореплавания, описание старинных методов навигации и масса другой увлекательной информации. Кроме этого, к каждому журналу серии прилагаются высококачественные детали для сборки модели императорской яхты «Штандарт» в масштабе 1:130.

История

Яхта «Штандарт» была создана на верфи в Дании по заказу Николая II, отличалась особым комфортом и прекрасными мореходными качествами. Она была любимой яхтой императора и признавалась лучшей во всем мире среди аналогичных судов. Свое название она получила в честь флага главы государства, который принято было вывешивать над посещаемым им местом. Такой обычай появился в средневековой Европе и подчеркивал могущество монархов. Когда на яхте пребывал Николай II, над ней возвышался штандарт из золотистого шелка, на котором изображались морские карты и черный двуглавый орел.

«Штандарт» блестяще исполнял роль представительского судна для официальных приемов и визитов, участвовал в торжественных мероприятиях, использовался для летних морских круизов. Хотя яхта была восхитительным «плавучим дворцом», члены императорской семьи особенно ценили ее не за удивительную комфортабельность и роскошность, а за возможность на время скрыться от посторонних глаз, государственных обязанностей и придворного этикета. На борту своей любимицы Романовы могли побыть просто родителями и детьми, отдыхающими в узком семейном кругу. «Штандарт» стал для них своеобразным «оазисом» человеческих отношений, где они могли освободиться от официоза, играть, веселиться и радоваться жизни.

Особенности журнальной серии «Императорская яхта «Штандарт» от Де Агостини

Вы увлекаетесь судомоделированием и историей России? Тогда вам непременно стоит купить коллекцию журналов «Императорская яхта «Штандарт» от издательского дома De Agostini. Журналы этой серии имеют еженедельный график выхода и дополняются деталями для сборки модели судна. Вы сможете собрать модель императорской яхты «Штандарт» в масштабе 1:130, размерами 104х40х17,5 см, с точным воспроизведением каждого элемента и тщательной проработкой наименьших деталей.

На страницах журналов приводится подробное описание процесса сборки, с пошаговыми инструкциями и фото. Они помогут без проблем справиться с процессом сборки даже новичкам. Собранная модель императорской яхты станет гордостью своего владельца и уникальным украшением интерьера, а коллекция журналов этой серии актуально дополнит домашнюю библиотеку, поможет разнообразить досуг и расширить знания в области мореплавания, истории и кораблестроения.

В истории любого флота есть корабли-символы, играющие чрезвычайно важную психологическую роль. Балтийский флот — не исключение. Парусники-красавцы «Ингерманланд» и «Полтава» навеки останутся в памяти потомков. Но даже в этом блистательном ряду особенно выделяется корабль-первенец — фрегат Штандарт , построенный для новосозданного Балтфлота Петром I. Неудивительно, что яхтсмен и судостроитель Владимир Мартусь решил воссоздать именно этот корабль — заново строился не просто парусник, но один из первых боевых кораблей славного Балтийского флота.

«Штандарт» Петра Великого

Первый “Штандарт” был построен в 1703 году и стал первым линейным кораблем балтийского флота. Особенность фрегата в том, что он сочетал в себе две школы судостроения — английскую и голландскую. Голландцы в судостроении больше полагались на опыт и мастерство инженеров, а те частенько многие детали отмеряли «на глазок». Царь, после поездки туда справедливо рассудил, что такой подход не самый надежный и предпринял визит на Туманный Альбион. Англичане к кораблестроительству относились с большей долей педантизма и старались документировать все.

Автором проекта 28-пушечного Штандарта был сам Петр І. После поездки в Нидерланды и Англию, он сам спроектировал корабль, совместив конструкторские особенности парусников обеих европейских стран и добавив свой талант кораблестроителя. Работами над Штандартом на Олонецкой верфи руководил голландец Геренс.

Название корабля символообразующее — к тому времени император утвердил новый флаг, который представлял из себя двуглавого орла, держащего в своих клювах и лапах карты Азовского, Каспийского, Белого и недавно приобретенного Балтийского морей. Это ознаменовало присоединение России к морским державам, подчеркивая при этом, что выход к четырём стратегически важным морям уже имеется. Фрегат, строившийся с 24 апреля по 22 августа 1703 г., стал сильнейшей боевой единицей флота и заслуженной гордостью царя.

Через две недели после спуска на воду, 8 сентября 1703 года, фрегат под штандартом отправляется к новому городу Санкт-Петербург.

Судьба корабля сложилась вполне удачно. Уже в 1705 г. Штандарт участвовал в отражении атаки шведов на остров Котлин. Да и вообще в гавани не застаивался — в период 1705-1709 гг. фрегат регулярно крейсировал недалеко от Санкт-Петербурга, защищая его от атак врага. Но уже в 1709 дали о себе знать сверхскороткие сроки постройки — корабль обветшал и пришел в негодность. Тогда Штандарт отправили на тимберовку — капитальный ремонт. Вновь на воду его спустили в 1711 г. Еще три года корабль был в строю, ходил по Балтике в составе эскадр, но с 1714 г. уже не выходил в море.

В 1725 году фрегат вытащили на берег, собираясь сохранить для потомков, но корпус Штандарта обветшал настолько, что его не смогли даже поднять. Через 5 лет корабль разобрали, оставив однако завет «В память его имени, которое Его Величеством Петром I было дано, заложить и сделать новый». Пока на троне оставалась царская династия, в составе флота находились корабли с названием Штандарт, последним из которых стала царская яхта Николая ІІ.

К счастью, традиция нашла свое продолжение и в 21 веке — фрегат Штандарт, почти такой же как и 300 лет назад, бороздит просторы Балтики.

Амбициозный проект

Препятствием для начала строительства нового Штандарта стало отсутствие архивных чертежей корабля — те, что делал царь Петр, не сохранились. К счастью, в 1988 году историк Виктор Крайнюков по заказу Эрмитажа изучил сохранившиеся документы и смог собрать максимально точную и полную информацию о Штандарте. Именно эти данные были использованы при строительстве фрегата-реплики.

4 ноября 1994 года в Петербурге на верфи клуба Штандарт в Орловском парке был заложен киль — основа, своеобразный “хребет” парусника. 8 апреля следующего года установили первый шпангоут — поперечную балку, а в течение года подготовили и установили еще 44.

Судостроители работали во многом на энтузиазме, профессионалов было мало — много совсем юных парней и девушек, узнав о строительстве парусника, приходили помогать. И справлялись! Без тяжелой техники, используя только свои силы и искренний интерес, они валили деревья, распиливали их на бревна, из которых делали шпангоуты. Не обошлось тут, конечно, без грамотного руководства и глубоких знаний — к тому времени Владими Мартусь уже участвовал в постройке парусной шхуны «св. Петр» и под его началом работа плавно двигалась в нужном направлении.

В апреле 1996 был готов остов фрегата — его “скелет”. Строители приступили к обшивке корпуса, установке мачт и прочим работам, которые, однако, не были завершающими. Несмотря на то, что на воду корабль спустили 4 сентября 1999 года, еще целый год Штандарт продолжали достраивать. В первую очередь нужно было завершить работу над внутренними помещениями и украшениями.

Мартусь разработал максимально удобную и одновременно исторически достоверную конструкцию фрегата. Выше пушечной палубы строители детально воссоздали Штандарт начала 18 века — палуба, штурвал с рулевым устройством, паруса, такелаж.

Совсем немного вещей не на 100% соответствуют историческому прототипу — например, канаты, они синтетические и намного более устойчивые к износу, хотя выглядят как изготовленные из натуральных волокон. Пушки на ”Штандарте” не литые, их всего 5 вместо 28 — все это чтобы не отяжелеть корабль. Зато салютуют макеты пушек исправно, совсем как настоящие!

Все остальное делали по технологии — мачты из высоченных сосен, найденных в Ленинградской области. Обшивку бортов делали из лиственницы — особого корабельного дерева, устойчивого к воздействию воды. На вырубку этих деревьев пришлось просить специальное разрешение в профильном министерстве. К декору фрегата Штандарт подошли особо скрупулезно, долго изучали архивные данные, чтобы корабль выглядел максимально аутентично. Все резные фигуры изготовлены из мягкого дерева липы, как и в петровские времена.

Все что ниже орудийной палубы Штандарта — отдано под современные технологии и удобство экипажа. Вместо трюма, заполненного водой, порохом и ядрами, на паруснике поставили два двигателя, построили камбуз, кают-компанию и кубрики для команды.

«Штандарт» выходит в море!

В июне 2000 года копия Штандарта отправилась в Европу по маршруту Великого посольства Петра I, которое царь совершил когда обучался в Европе корабельному и артиллерийскому делу. До сегодняшнего момента фрегат посетил более 50 европейских портов. Регулярно совершаются плавания в акватории Балтийского и Северного морей, выходил “Штандарт” и в Атлантику.

Первоначальный экипаж корабля-реплики сформировался из тех ребят, что долгие 5 лет строили его в Питере. Но кроме неизменных членов команды, вроде капитана Владимира Мартуся, часто большинство составляют волонтеры — люди, готовые отдать время и силы прекрасному паруснику петровской эпохи. Да и поддерживают Штандарт во многих странах Европы — поистине, корабли штука интернациональная!