Пилоты люфтваффе о советских летчиках. «Остфлигеры»: какие советские асы воевали за Гитлера

О предателях говорить не любят. Предатели - позор для любой страны. А война, как лакмусовая бумажка, выпячивает наружу истинные качества людей. Касаясь Великой Отечественной Войны, конечно, больше вспоминают русских лётчиков, перешедших на сторону Германии. Тем не менее, такие же перебежчики были и среди немецких лётчиков Люфтваффе. Сейчас трудно сказать, кто на самом деле добровольно перешёл границу и сдался в плен, а кто сделал это вынужденно. Но в отношении некоторых людей сомневаться не приходится.

Граф Генрих фон Айнзидель

Самый высокопоставленный среди них - граф Генрих Айнзидель, который приходился правнуком по материнской линии «железному канцлеру» Отто фон Бисмарку. В 1939 году в возрасте 18 лет он добровольно вступил в германскую авиацию. Когда началась война, граф был пилотом-истребителем Ме-109 элитной эскадрильи «фон Рихтгофен», где его знали по кличке Граф. Он сбил несколько британских самолётов, вместе с другими пилотами сорвал торпедную атаку британских торпедоносцев на германские корабли. В июне 1942 года Айнзидель был переведен на Восточный фронт как опытный лётчик-истребитель в эскадрилью «Удет». Всего за месяц боёв под Сталинградом он сбил 31 советский самолет, за что его наградили Германским крестом в золоте.

Лейтенант Айнзидель попал в советский плен 30 августа 1942 года, его «мессершмитт» 109F сбили под Сталинградом, в районе Бекетовки. В плену он написал открытое письмо домой, вспомнил слова своего деда Бисмарка, сказанные перед его смертью: «Никогда не ходите войной на Россию». Лётчика отправили в Красногорский лагерь, где находились другие пленные немцы. Они были настроены против Гитлера, и в ноябре 1943 года Айнзидель присоединился к антифашистской организации «Свободная Германия». После войны граф стал её вице-председателем и комиссаром пропаганды, контролировал выпуск антифашистских листовок.

Его мать, графиня Ирена фон Айнзидель, урождённая фон Бисмарк-Шонхаузен, писала письмо к Иосифу Сталину с просьбой освободить её сына из плена, и в 1947 году он получил разрешение вернуться в Восточную Германию. В следующем году, когда Айнзидель хотел поехать к матери в Западный Берлин, разразился скандал. Графа арестовали по обвинению в шпионаже на СССР. За отсутствием доказательств он был оправдан, но отношения с коммунистами стремительно портились. Айнзидель так и остался жить в Германии, работал переводчиком и журналистом, выпустил книгу воспоминаний «Дневник немецкого лётчика: сражаясь на стороне врага». На родине он до конца считался предателем, а Советский Союз был к нему равнодушен.

Франц-Йозеф Бееренброк

Франц-Йозеф Бееренброк родился в 1920 году. Мать его была русской и сына научила хорошо говорить по-русски. Бееренброк вступил в Люфтваффе в 1938 году и сначала служил в зенитных войсках. В начале 1941 года он окончил лётную подготовку в звании унтер-офицера, а с 22 июня уже участвовал в боях на Восточном фронте. Бееренброк был настоящим асом Люфтваффе. Всего через несколько месяцев войны с Россией его наградили Рыцарским Крестом с дубовыми листами, а в начале декабря на его счету было 50 сбитых самолётов. В феврале 1942 года Францу-Йозефу присвоили звание фельдфебеля, а в августе - лейтенанта. К тому времени число его «побед» перевалило за сотню. В начале ноября Бееренброка назначили командиром эскадрильи 10./JG51.

11 ноября 1942 года в районе г. Велиж Смоленской области он сбил три истребителя, но в том же бою его самолёт был подбит, задет радиатор. Бееренброку пришлось совершить вынужденную посадку за линией фронта, где его взяли в плен. Всего он совершил более 400 боевых вылетов и сбил 117 самолётов. Его товарищи из эскадрильи поняли, что пилот перешёл на сторону врага, когда заметили, что советские лётчики используют их тактические приёмы. В плену Бееренброк и Вальтер фон Зейдлитц (Walter von Seydlitz), бывший командир 51-го армейского корпуса и генерал артиллерии, вошли в число основателей антифашистской организации «Союз немецких офицеров», созданной 12 сентября 1943 года. Также в плену ас Люфтваффе консультировал советских пилотов по тактике ведения истребительного боя. Бееренброк вернулся в Германию из плена в середине декабря 1949 года, умер в 2004 году.

Герман Граф

Сын простого кузнеца, до войны работал на фабрике. В 1939 окончил военную лётную школу, вступил в Люфтваффе и был направлен в первую группу 51-й истребительной эскадры, расквартированной на западной границе. В 1941 году он участвовал в Балканской кампании, затем был переведён в Румынию, где одержал свои первую победу. К маю 1942 года Граф сбил около 100 самолётов, и Геринг лично запретил ему участвовать в боях, но пилот не подчинился и вскоре сбил очередной самолёт. 17 мая 1942 года Граф награждён орденом Рыцарского креста с дубовыми листьями.

Он отличился в боях под Сталинградом. 26 сентября 1942 года Граф первым среди всех асов Люфтваффе сбил свой двухсотый самолёт. С февраля 1943 года его назначили командиром учебной группы «Восток» во Франции. В марте 1943 он получил задание сформировать особое подразделение для борьбы с самолётами-разведчиками «Москито», получившее название истребительной группы «Юг». С октября 1944 года и до конца войны он командовал 52-й истребительной эскадрильей, самым известным соединением люфтваффе.

8 мая 1945 года Граф был взят в плен американскими военными и передан советскому командованию. Всего за время войны он совершил около 830 боевых вылетов и сбил 202 самолёта на советско-германском фронте. Граф провёл в советском плену пять лет, сотрудничая с большевиками. По возвращении в Германию в 1950 году был исключён из объединения лётчиков Люфтваффе за свои действия в плену.

Харро Шульце-Бойзен

Харро Шульце-Бойзен родился в 1912 году в богатой семье немецких националистов. Его отец во время Первой мировой был начальником штаба германского военно-морского командования в Бельгии, а мать происходила из известной семьи адвокатов. С самой ранней юности Шульце-Бойзен участвовал в оппозиционных организациях, летом 1932 года примкнул к кругу национальных революционеров в Берлине, которые выступали против всей политической власти. Во время войны входил в антифашистскую организацию «Красная Капелла».

В 1936 году он женился на Либертас Хаас-Нейе, а свидетелем на свадьбе выступал сам маршал Геринг. В то же время Бойзен стал работать в Исследовательском институте Геринга, где он и познакомился со многими коммунистами и стал сотрудничать с советской разведкой, передавая ей информацию о ходе войны в Испании.
Ещё перед войной Шульце-Бойзен был завербован НКВД и работал под псевдонимом «Старшина». С января 1941 года он служил в Оперативном штабе Люфтваффе в звании обер-лейтенанта, в штабе рейхсмаршала Геринга, где находились самые секретные подразделения. Затем Шульце-Бойзена перевели в группу военно-воздушных атташе, и фактически он стал офицером разведки. На новом месте советский шпион фотографировал секретные документы, поступавшие от атташе Люфтваффе при немецких посольствах за границей.

Шульце-Бойзен обладал великолепным умением заводить нужные связи, и благодаря этому имел доступ к самой различной секретной информации, в том числе о разработке новых самолётов, бомб, торпед, а также о потерях германской авиации. Ему удалось получить сведения о размещении арсеналов химического на территории Рейха. Шульце-Бойзен находился в доверительных отношениях даже с одним из любимцев Геринга Эрихом Гертсом, который руководил 3-ей группой сектора инструкций и учебных пособий отдела подготовки. Информаторами советского агента были инспектор строительства, руководитель строительного сектора и лейтенант отдела Абвера, занимавшегося проведением диверсий.

Шульце-Бойзен передал сведения о многих разведывательных полетах немецких самолётов-призраков, но советское руководство не придало им особого значения.

Немцы раскрыли предателя, и 31 августа 1942 года Харро Шульце-Бойзен был арестован. Через несколько дней гестапо забрали и его жену. Военный суд приговорил его к смерти, и 22 декабря Бойзен вместе с женой были казнены через повешение в берлинской тюрьме.

Эбергард Каризиус

Каризиус был первым лётчиком Люфтваффе, попавшим в советский плен. Во время его первого боевого вылета в сторону СССР 22 июня 1941 года, через пять часов после начала войны, у его самолёта отказал мотор и Каризиусу пришлось совершить вынужденную посадку в районе Тарнополя. Штурман от страха застрелился, а остальной экипаж во главе с Эбергардом сдался в плен. Каризиус заявил о своём «несогласии с гитлеровской войной против Советского Союза». Остальные члены его экипажа погибли в плену.

Позже немецкий лётчик сам предложил свои услуги и прибыл на фронт зимой 1943 года. Своими знаниями немецкой армии изнутри он помог 7-му отделу ПУ 3-го Украинского фронта наладить осмысленную пропаганду. При активном участии Каризиуса 32 пленных немца написали антифашистское обращение к населению Германии. Присоединился к участникам организации «Свободная Германия», одной из главных задач которой было проведение антифашистской разъяснительной работы среди немецких солдат на фронте. Пропаганда велась с помощью листовок, газет, пластинок с записями выступлений лидеров организации. Также участники имели право беседовать с пленными немецкими солдатами и привлекать их к сотрудничеству.

После войны Каризиус окончил военную академию в Москве и потом командовал танковыми соединениями немецкой национальной армии. Вышел на пенсию в чине генерал-лейтенанта и был награждён орденом Карла Маркса. Служил в пограничной полиции Тюрингии, дослужился до полковника и шефа полиции. Преподавал в Дрездене русский язык, где и умер в 1980 году.

Вилли Френгер

Вилли Френгер считался лучшим лётчиком на Северном фронте, настоящим асом. К моменту пленения он совершил 900 боевых вылетов, сбил 36 самолётов. Награждён Немецким крестом в золоте. Оберфельдфебель Вилли Френгер, ас Люфтваффе из 6-й эскадрильи 5-ой истребительной эскадры был сбит пилотом-истребителем Борисом Сафоновым в районе Мурманска 17 мая 1942 года. Он успел выброситься на парашюте, и был взят в плен. На допросе Френгер охотно отвечал на все вопросы, но при этом держался самоуверенно, и утверждал, что его подбили не советские истребители, а свои. Дал ценную информацию о дислокации германских аэродромов.

В 1943 Френгера как диверсанта забросили в немецкий тыл, чтобы угнать новый Messerschmitt Bf109G, но как только Вилли оказался на немецкой территории, тут же сдался своим. После проверки и очной ставки с бывшим командиром Френгера восстановили в правах и вернули на службу, перебросив на Западный фронт. Личность довольно тёмная, и известно о нём немного.

Эдмунд «Поль» Россман

С детства любивший авиацию, Россман окончил лётную школу в 1940 году и был зачислен в 7-ю эскадрилью 52-й истребительной эскадры. Участвовал во Французской кампании и в битве за Англию, сбил 6 самолётов. В июне 1941 года Россмана перевели на советско-германский фронт, и к концу этого года на его счету было уже 32 победы. Он получил ранение в правую руку, и уже не мог вести маневренные бои, как раньше. С 1942 года Россман стал летать с ведомым, Эрихом Хартманном. Хартманн считается самым результативным асом Люфтваффе. К концу войны на его счету было 352 победы, и этот рекорд никому не удалось побить.

9 июля 1943 года «мессершмитт» Россмана и Хартманна сбили в районе Белгорода. К этому времени Эдмунд Россман имел на своём счету 93 победы, был награждён «Рыцарским железным крестом». На допросе охотно отвечал на все вопросы, рассказал о новых моделях германских самолётов. По версии Россмана, один из его пилотов перелетел за линию фронта, и он совершил вынужденную посадку, чтобы забрать пилота. Но тут подоспели советские зенитчики и взяли Россмана в плен. Однако по другой версии перелёт через границу был совершён намеренно. Россман активно сотрудничал с советскими властями, был освобождён из плена в 1949 года. Умер в Германии в 2005 году.

Эгберт фон Франкенберг унд Прошлитц

Родился в 1909 году в Страсбурге, в семье военных. Закончил лётную школу и в 1932 году стал членом СС. Участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании как командир Люфтваффе. В 1941 году, когда Германия атаковала Советский Союз, Франкенберг был отправлен на Восточный фронт уже в звании майора, коммодора.

Весной 1943 году Франкенберг был взят в плен и сразу согласился сотрудничать с Советами. Через некоторое время немцы услышали его выступление по радио, в котором он призывал немецкие войска не сражаться на стороне «преступного режима», а объединиться с русскими и вместе построить новую, социалистическую жизнь. Вскоре Франкенберг стал одним из основателей Национального Комитета «Свободной Германии», а также «Ассоциации немецких офицеров». Позднее обе организации сыграли важную роль в становлении правительства послевоенной Восточной Германии.
Франкенберг вернулся в Германию в 1948 году и до 1990 года вёл активную политическую деятельность в составе Демократической Партии Германии.

Люфтваффе - огромная организация, включающая не только пилотов-истребителей, но также механиков, техников, инженеров, радистов, связистов и так далее. Кроме того, зенитные и десантные войска также относились к Люфтваффе. В составе этой военной организации числились десятки, сотни тысяч людей. Тут приведены лишь самые известные факты предательства немцев, а сколько их было на самом деле, сейчас уже сложно ответить. Личные дела многих немецких офицеров хранятся в архивах Министерства обороны и наверняка могут представить ещё немало интересных материалов о Великой Отечественной войне.

Трофейная техника на Второй мировой войне использовалась повсеместно. Об абсолютном превосходстве германской техники над «поделками восточных варваров» вещала вся пропагандистская машина Третьего Рейха, но советские самозарядные винтовки повсеместно использовались в вермахте, на вооружение принимались захваченные пушки, танки и самолёты. Сами «варвары» также нередко использовали оружие врага. В дерзких набегах захватывались «Тигры» и «Пантеры», ремонтировались брошенные бронетранспортёры, особой популярностью пользовались пистолеты. Естественно, силуэт союзного трофея легко можно было перепутать с врагом, но нанесения стандартных опознавательных знаков обычно вполне хватало. Каково же было удивление асов Люфтваффе, когда они столкнулись с немецкими самолётами с красными крестами на крыльях. Первое упоминание о странных «сослуживцах» относится к началу 1945 года. В небе над Ригой немецкие пилоты заметили знакомые самолёты Go.145 и Fw44. На их крыльях можно было разглядеть привычные Балкенкройцы (Балканские кресты), но только красного цвета, а фюзеляжи украшали звёзды.

В феврале краснокрестые пилоты пересаживаются на машины посерьёзнее и в небе над германскими городами всё чаще начинают замечать Fw190 и Bf109. Отмечалось, что на первых порах вели эти необычные самолёты себя вполне мирно и ограничивались разбрасыванием листовок. Однако в марте их становится столь много, что немецкое командование предлагает внести изменения в опознавательные знаки Люфтваффе, а пилоты вермахта начинают вступать с ними в бой. В ответ таинственные пилоты выходят на свободную охоту и начинают повсеместно атаковать зазевавшихся немцев. Пилоты сообщают о внезапных нападениях со стороны своих. Одни нападавшие были украшены красными крестами, другие вообще не имели опознавательных знаков.

Единственным возможным объяснением была так называемая Seydlitz-Armee. В 1943 году части РККА подавили последние очаги сопротивления армии фельдмаршала Паулюса. В плен попало огромное число как простых солдат, так и офицеров. Среди них оказались и те, кто попал на войну по принуждению или просто осознал всю бессмысленность авантюры своего фюрера. К последним относился и известный немецкий генерал Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах.

За время войны он проявил себя как талантливый генерал, и, когда 6-я армия Паулюса оказалась в окружении под Сталинградом, генерал разработал план по прорыву кольца и спасению оставшихся немецких солдат. Но ни один из его коллег, в том числе и Паулюс, предложение его не поддержали, сославшись на безумный приказ Гитлера ждать спасения. Именно в тот момент Зейдлиц осознал, что сражается не за Германию и народ, а за фюрера. После этого он приказал всем своим солдатам и офицерам сложить оружие.

Попав в плен, генерал пошёл на контакт с советским командованием и предложил создать Союз немецких офицеров, куда вошли его единомышленники. Ещё в 1943 году Зейдлиц предложил создать из пленных немецких солдат специальные батальоны, которые он бы повёл на освобождение своей Родины от тирана. Естественно, что в СССР такое предложение оценили, но соглашаться на него было слишком опасно. Вместо этого ему предложили заняться агитационной работой.

Но упорство Зейдлица не знало границ, и его идея в конце войны всё же была воплощена в жизнь – Германию от Гитлера шли освобождать и немецкие солдаты. Были они одеты в обычную немецкую форму, но с повязанными на рукавах флагами Веймарской республики. Ну а пилоты-зейдливцы пошли в бой на привычных машинах. Они расценивались как германские солдаты, поэтому шли в бой с немецкой символикой, наградами и знаками различия.

Данных о точной численности армии Зейдлица не сохранилось. Неизвестно сколько солдат пошло в бой и сколько пилотов вело бои за небо Берлина. Данные о «Сталинских соколах» Зейдлица сохранились лишь в донесениях пилотов Люфтваффе.

Крылатые герои

На фоне продолжающейся грязной и злобной клеветы на нашу историю Запад продолжает твердить об «успехах» авиации стран фашистского блока в ходе Великой Отечественной войны.
А как обстояли дела на самом деле? Попробуем разобраться.
Ложь продолжает литься рекой…
Прошло 70 лет со дня окончания самой страшной войны в истории человечества - Великой Отечественной войны, в которой СССР не только отстоял свою независимость, но и сокрушил фашизм, силы зла. При этом советские Военно-воздушные Силы внесли огромный вклад в Победу над врагом.

Запад продолжает раскручивать тему итогов Второй мировой войны в выгодном для себя ключе, стремясь выдать себя как «спасителя мира» от фашизма. Но то, что западные политиканы, поправ все этические нормы, превозносят роль своих армий и умалчивают роль советских воинов — это переходит все грани добра и зла.
При этом до сих пор живуча клевета, что авиация стран немецко-фашистского блока якобы имела подавляющее преимущество на советско-германском фронте. И в данной статье речь пойдёт о развенчании одного из устойчивых мифов Второй мировой войны - мифе о так называемом «тотальном превосходстве» немецких пилотов над своими противниками.
Западные «историки», не стесняясь фальсификаций и передёргивания фактов, утверждают о превосходстве фашистских лётчиков в мастерстве. Правда, в таком случае непонятно, почему до 1943 года Берлин бомбили только советские пилоты. Впрочем, и сами «союзники» не слишком прославились в небе. Так, английский лётчик, полковник Д. Джонсон записал на свой счёт всего лишь 38 побед.
Большинство так называемых зарубежных «историков» охотно соглашаются с архивными данными германского Генштаба. К тому же вдобавок ставят знак равенства между списанными советскими самолётами и уничтоженными врагом. За время войны безвозвратные боевые потери ВВС Красной армии составили менее 24 тысячи самолётов. Из них только 12500 были сбиты в воздушных боях, 8500 были уничтожены огнём зенитной артиллерии, 2500 уничтожены на аэродромах (из них 1885 машин в 1941 году), что соответствует отчётам советского Генерального штаба.
Также следует отметить, что из 9200 советских самолётов, которые накануне войны были сосредоточены в приграничных округах, к современным относились только 1540 против 4300 германских. Остальные ждали замены как устаревшие. Но многие из них всё же поднялись в воздух и били врага!

Бумажные «асы» Гитлера и сталинские соколы СССР

В июле 1941 года главком ВВС фашистской Германии Г. Геринг отрапортовал Гитлеру о якобы полном уничтожении боевой авиации Советского Союза. Однако только 22 июня люфтваффе потеряли более 200 машин. Нефтяные промыслы в Плоешти (Румыния) советские самолёты бомбили с 23 июня. 7 августа начались бомбардировки Берлина. Гитлер отказывался верить, что это результаты ответных налётов советских лётчиков. Уже к 1944 году люфтваффе теряли в среднем 300 самолётов в неделю против 25 советских, а к последней военной зиме вообще редко появлялись в небе.
Как же так получилось, что до сих пор доверяют немецким данным в «43 тысячи побед на Восточном фронте»? На Западе считают, что немцы были очень педантичными и не верить им просто нельзя. Их самолёты были оборудованы фотопулемётами, которые фиксировали воздушные бои. Для того, чтобы пилоту люфтваффе засчитали победу, это должны были подтвердить либо наземные войска, либо товарищи по вылету. Кроме того, нужно было заполнить анкету из 21 пункта. Не придраться!
Между тем получила огласку неприятная история. Был зафиксирован 17-минутный воздушный бой над Ладожским озером 6 ноября 1943 года. Немецкий пилот Эрих Рудорффер (всего 222 «сбитых») заявил, что будто бы он один уничтожил, ни много, ни мало, 13 советских самолётов. Когда его спросили, кто может это подтвердить, тот, недолго думая, ответил: «Почём я знаю? Поищите на дне озера» . Победы, естественно, засчитали.
Это не единственный случай. Например, Эрих Хартманн после одного из вылетов заполнил анкеты на три советских штурмовика Ил-2. Всё бы ничего, но оружейники заметили, что немец на это израсходовал всего лишь 120 снарядов. И это на три «летающих танка», как называли наши штурмовики? Всем было ясно, что это настоящая ложь. Таким образом, фашисты занимались банальными приписками, преувеличивая потери советских ВВС и преуменьшая свои.
В советских авиаполках до декабря 1941 года индивидуальный подсчёт не вели, так как фотопулемёты были только на ленд-лизовских машинах. А подтвердить победу до 1943 года было очень сложно. Например, учитывались только свидетельства наземных войск.

А.И. Покрышкин

Энтузиасты из Новосибирского университета провели альтернативный подсчёт побед легендарного аса Александра Покрышкина. Выяснилось, что он уничтожил 116 самолётов противника.
И об этом, кстати, стало известно не от лётчика, или Министерства обороны, а от историков.
Немцы так боялись машины Покрышкина с бортовым номером 100, что даже не пытались вступить с ним в бой.
Другой прославленный советский ас, Иван Кожедуб сбил 102 немецких самолёта, плюс 5 американских. Итого - 107 машин.
Иван Фёдоров, начавший свой боевой путь ещё в небе Испании, в годы войны сбил 96 машин противника. В 1941-1945 гг. советскими ВВС, авиацией ВМФ, истребительной авиацией ПВО в воздухе и на аэродромах было уничтожено 57 тысяч немецких самолётов. Общие потери врага на советско-германском фронте составляли 77 тысяч самолётов, а на остальных фронтах — почти в два с половиной раза меньше. Следовательно, вражеская авиация была разбита в основном на советско-германском фронте.
Кстати, хвалёные асы люфтваффе прекрасно знали о существовании в Красной армии элитных лётных соединений и местах их базирования. Однако фашисты ни разу не атаковали их, предпочитая не иметь дела с гвардейскими частями. Зато советские асы искали противника посерьёзнее.
Например, летом 1944 года в зоне ответственности 3-го Прибалтийского фронта объявилась эскадрилья майора Вильха (130 «сбитых»). Там были собраны добровольцы, которые сильно досаждали советским частям. Полк Кожедуба разогнал их в течение недели с соотношением потерь 6:1 в свою пользу. Сам Вильх погиб от меткой очереди Кожедуба.
Наши лётчики, когда заканчивались боеприпасы, шли на таран. А немцы при виде превосходящих сил противника бросали исправные машины с полным боекомплектом и прыгали с парашютом. Того самого Рудорффера даже в люфтваффе называли «парашютистом» - он прыгал 18 раз, и далеко не всегда из горящего истребителя.
Когда фашисты рвались к Москве и Ленинграду, советские лётчики поднимались в воздух, на чём придется, даже на списанных И-15, и срывали бомбардировки важнейших объектов ценой собственной жизни. Когда же Красная армия подошла к границам Германии, немецкие истребители при посадке специально ломали шасси новейших реактивных Ме-262, чтобы не летать. Потому что фашисты знали, что почти все «победы» Хартманна и других пилотов - чистой воды ложь.
Сам собой напрашивается вывод, что советская авиация в полной мере обеспечивала успех наших наземных операций, и здесь уместно привести слова ярого врага СССР У. Черчилля: «Очень многим мы обязаны немногим». Гитлеровский пилот Герхард Баркхорн говорил: «…нужно признать, что русские лётчики были намного лучше, чем пилоты других европейских стран, с которыми нам приходилось сражаться» .

В.И.Попков

А вот что вспоминал известный советский ас, дважды Герой Советского Союза Виталий Попков: «…с асом Графом, сбившим более пяти самолётов под Сталинградом, - сам он был сбит там же, - мы разговаривали в купе поезда, когда ехали в Волгоград.
А в том купе мы заодно проверили по «гамбургскому счёту» количество самолётов, сбитых немецким пилотом. Их оказалось 47, а не 220…».

И действительно, подвиги Бориса Сафонова и Григория Речкалова , Александра Ефимова и Павла Камозина , Юрия Горохова и Фёдора Архипенко , Виталия Попкова , а также многих других крылатых Героев приблизили НАШУ, ВЫСТРАДАННУЮ ПОБЕДУ!
А чего стоят победы Героя Советского Союза Евгения Азарова ! Вся уникальность ситуации состояла в том, что в 1943 году из-за плохого зрения пилота чуть не списали с лётной работы. Его убеждали, что летать ему больше нельзя. На все доводы он отвечал так: «Прошу оставить меня на фронте до окончания войны. Я не подведу, даю слово» . Его ведомый Андрей Громов тоже просил оставить командира, обещая зорко смотреть за двоих. И Азарова оставили в полку. Свое слово лётчики сдержали - на личном счету каждого росло число сбитых вражеских самолётов.
Запад не жалеет средств на то, чтобы создать у обывателей плохое мнение о нашей стране в целом, и об авиации, в частности. Так, о воздушной битве за Англию слышали, наверное, все. Ей посвящены тысячи публикаций, снято множество документальных и игровых кинофильмов; о подвигах наших лётчиков до сих пор говорят очень мало…

Такое умалчивание фактов, такое подлое враньё имеет свою коварную цель - чтобы наши потомки не имели гордость за свою Советскую страну, которая спасла мир от фашистской чумы. А советским лётчикам, которые показали образцы героизма, патриотизма, доблести - ВЕЧНАЯ ИМ СЛАВА!

На фоне многочисленных публикаций отечественных исследователей о Восточных войсках в 1941-1945 гг. по-прежнему малоизвестным остается ряд сюжетов, связан-ных с историей боевого использования русских добро-вольцев в германских Военно-воздушных силах (Luftwaffe, далее в тексте статьи - LW). Одним из первых восточных добровольческих подразделений в LW стала техническая рота (около 200 чел.) в батальоне аэродромного обслужи-вания в Смоленске, сформированная весной 1942 г. Рота состояла из технических специалистов, использовавших-ся на подсобных работах. В 1942 г. возникли и другие ана-логичные части - кавказский полевой батальон при IV во-енно-воздушном флоте, рота пропагандистов при VI во- енно-воздушном флоте и т. д.

Вероятно, первую попытку формирования русской лет-ной части можно связывать с инициативой, проявленной в начале августа 1942 г. группой бывших командиров Крас-ной армии из кадров Абвергруппы - 203- Данное подраз-деление Абвера, для формирования которого привлека-лись добровольцы из лагерей военнопленных, находилось в поселке Осинторф близ Орши и более известно как Рус-ская Национальная Народная Армия (РННА). Одним из инициаторов создания летной части при РННА был капи-тан ВВС Красной армии Ф. И. Рипушинский - командир эскадрильи 13-го авиационного полка скоростных бом-бардировщиков, сбитый в воздушном бою в 1941 г. и всту-пивший из лагеря военнопленных в РННА. В 4-м батальоне полковника А. Н. Высоцкого (Кобзева) оказалась груп-па бывших летчиков, которых комендант центрального штаба полковник К. Г. Кромиади (Санин) не мог использо-вать на строевых должностях ввиду их своеобразной слу-жебной специализации. Майор Филатов - один из едино-мышленников Рипушинского - подал начальнику штаба РННА майору В. Ф. Рилю и полковнику К. Г. Кромиади ра-порт о создании в рамках Осинторфской бригады авиа-ционного отряда. Первоначально планировалось вести со специалистами теоретические занятия, а в перспективе - просить штаб группы армий «Центр» в Смоленске о пере-даче отряду трофейной материальной части. Несмотря на скептицизм Риля, Кромиади поддержал летчиков и дал раз-решение на формирование группы под личную ответ-ственность. В состав группы вошли 9 летчиков, 3 штурма-на, 4 стрелка-радиста, 6 инженеров и техников. В качестве пособий для занятий использовались доставленные в Осинторф учебные материалы Могилевского аэроклуба.

1 сентября 1942 г. в командование РННА, вместо отстра-ненного по приказу генерал-фельдмаршала Г. фон Клюге полковника Кромиади, вступил бывший командир 41-й стрелковой дивизии полковник В. Г. Баерский (В. И. Бояр-ский). Он попытался прекратить несанкционированную ак-цию, опасаясь, что самочиние Рипушинского и Филатова может в целом повредить бригаде. Однако ряд других стар-ших офицеров РННА (А. Н. Высоцкий, майоры Красной ар-мии А Л. Безродный, А М. Бочаров (Бугров), Н. П. Николаев) убедили Боярского не трогать авиагруппу. В начале сентяб-ря 1942 г. начались занятия по теории авиации и полетов, навигации, метеорологии, изучению материальной части и т. д. Группа продолжала неформально существовать вплоть до февраля 1943 г., когда произошла окончательная ликви-дация Осинторф-ской бригады с ее последующим перефор-мированием в 700-й восточный добровольческий полк.

Вопрос о создании активного летного подразделения фронтового использования в силу специфических условий его комплектования и существования мог быть решен толь-ко при активном участии немецкой стороны. Тем более что в истории ВВС Красной армии существовали перелетчики - явление беспрецедентное для традиций русской авиа-ции. Перелеты из СССР за рубеж по политическим мотивам

случались еще в 1920-1930-е гг. 1 февраля 1927 г. в Польшу перелетели в одном самолете командир 17-го авиаотряда Клим, бывший прапорщик Русской армии, и старший мо-торист Тимащук. Правда, последний 22 февраля явился в советское полпредство и вернулся на родину, где 8 мая был приговорен к расстрелу, но, учитывая «чистосердечное рас-каяние», суд смягчил наказание до 6 лет лагерей. Дальней-шая судьба моториста неизвестна. Клим получил в Польше вид на жительство на имя Рублецкого и затем служил рефе-рентом польской печати. В 1934 г. на территорию Латвийс-кой республики из ЛенВО перелетел Г. Н. Кравец , в 1938 г. на самолете «У-2» на территорию Литовской республики - на-чальник Лужского аэроклуба старший лейтенант В. О. Унишевский. К 1943 г., по данным И. Хоффманна, на советско-германском фронте на сторону противника перелетели 66 самолетов ВВС Красной армии, а в первом квартале 1944 г. прибавились еще 20. Среди «воздушных перебежчиков» 1941-1943 гг. мы назовем капитана В. К. Рублевика, переле-тевшего к немцам на «ЛАГГ-3», лейтенанта О. Соколова, пе-релетевшего на «МиГ-3», старшего лейтенанта В. В. Шияна и др. Шиян в 1941 -1943 гг. участвовал на Восточном фрон-те в боевых действиях в составе специальной группы из че-тырех самолетов. По сообщению газеты «Голос Крыма» (Симферополь), 10 мая 1943 г. в районе Пскова сел истре-битель «Як-7», в котором находились два летчика (старший лейтенант Борис А., 1915 г. р. и Петр Ф.), якобы перелетев-шие под влиянием власовских листовок Этот эпизод еще нуждается в уточнении.

Инициатива создания авиационной части из пленных советских летчиков и перелетчиков принадлежала началь-нику пункта обработки разведывательных данных «Восток» (Auswertestelle Ost) штаба OKL (Oberkommando der Luftwaffe) подполковнику Г. Холтерсу. Холтерс принимал участие в допросах сбитых советских летчиков и высоко-поставленных военнопленных с лета 1941 г. 18 июля 1941 г. он допрашивал старшего лейтенанта Я. И. Джугашвили. Ве-роятно, на мысль о боевом использовании части военноп-ленных летчиков его натолкнул анализ материалов допро-сов и бесед, в которых фиксировались различные проявле-ния недовольства советским общественно-политическим строем. В круг задач, решаемых AWSt./Ost, входили опросы плененных летчиков, оперативная обработка полученных сведений, а также анализ политико-морального состояния опрашиваемых. Среди активных сотрудников AWSt./Ost стоит назвать обер-лейтенантов LW О. Геллера и А А Иодля, профессора Бадера, а также кадровых командиров Красной армии,- героя челюскинской эпопеи командира 503-го штурмового авиаполка подполковника Б. А. Пивенштейна, капитанов К. Арзамасцева, А. Никулина и Тананаки. Функ-ционировал AWSt./Ost в Восточной Пруссии в населенном пункте Морицфельде под Инстербургом. В сентябре 1943 г. Холтерс предложил создать русскую авиационную группу (Russisches Fleigergruppe, далее - РАГ), позднее известную как «группа Холтерса». Получив разрешение, в конце сен-тября 1943 г. Холтерс приступил к реализации задуманно-го. Его первым незаменимым помощником и русским ру-ководителем акции стал полковник ВВС Красной армии В. И. Мальцев.

Виктор Иванович Мальцев родился 13/25 апреля 1895 г. в Гусь-Хрустальном Владимирской губернии в семье крес-тьянина. В РККА Мальцев вступил добровольно и в 1919 г. окончил Егорьевскую летную школу, став одним из первых военлетов РККВФ. Во время Гражданской войны был ранен. В Егорьевской школе в 1922-1923 гг. он был инструкто-ром В. П. Чкалова. В 1925-1927 гг. Мальцев занимал долж-ность начальника Московского центрального аэродрома, а с февраля 1927 г. служил в Управлении ВВС Сибирского во-енного округа (СибВО). В 1931 г. Мальцев стал начальни-ком ВВС СибВО, а позднее был выведен в резерв. Прика-зом Народного Комиссара Обороны № 1916 от 26 ноября 1936 г. ему было присвоено воинское звание полковник авиации. В 1937 г. Мальцев возглавил Туркменское управ-ление Гражданского Воздушного Флота СССР. За руковод-ство и развитие гражданской авиации в Туркменской ССР Мальцева зимой 1938 г. представили к награждению орде-ном Ленина, но получить орден полковник не успел. 11 мар-та 1938 г. он был арестован органами НКВД по обвинению в участии в «военно-фашистском заговоре» и 27 марта уволен из кадров ВВС РККА. Под следствием Мальцев содержал-ся в Ашхабадском УНКВД, где подвергался постоянным из-биениям, допросам в виде «конвейера» и другим пыткам, однако никаких «признаний», сфабрикованных следовате-лями обвинений не подписал и мужественно перенес осо-бенности сталинского «уголовного процесса». Это обстоя-тельство спасло ему жизнь в канун кратковременной бе-риевской «либерализации» 1939 г. 5 сентября 1939 г. Мальцева освободили, затем восстановили в звании, а в июле 1940 г. - в рядах ВКП(б). Партийное членство летчи-ка подвергалось разнообразным испытаниям в ходе служ-бы в армии. В Коммунистическую партию Мальцев всту-пил во время Гражданской войны в 1919 г., но в 1921 г. был исключен из партии по подозрению в родстве с крупным миллионером-заводчиком Владимирской губернии Маль-цевым. В 1925 г. Мальцева восстановили в РКП(б) и исклю-чили вторично после ареста НКВД 13 лет спустя.

Освобождение и реабилитация не принесли Мальцеву удовлетворения, от полетов он был отстранен и на деле лишен права возвращения на службу в военную авиацию.

1 декабря 1939 г. Мальцев занял тихую и неприметную дол-жность начальника санатория Аэрофлота в курортной Ялте. Здесь он познакомился со своей будущей женой Ан-тониной Михайловной. Фактически Мальцеву предостави-ли возможность поправить здоровье и восстановить силы после истязаний в Ашхабадском УНКВД, но к тому момен-ту в сознании летчика прочно укоренилось яростное не-приятие сложившейся в стране социально-экономической системы, граничившее с ненавистью. Как он сам позднее писал: «Оказались оплеванными лучшие идеалы. Но самым горьким было сознание того, что я всю жизнь являлся сле-пым орудием политических авантюр Сталина». На допро-се 1 февраля 1946 г. следователем Главного управления контрразведки «СМЕРШ» Мальцев резко заявил, что его приход к немцам произошел вследствие «его антисовет-ских убеждений, чтобы вместе с ними вести борьбу про-тив советской власти».

После нападения Германии на Советский Союз Маль-цев колебался недолго. 28 октября 1941 г. три дивизии LIV армейского корпуса 11-й армии Вермахта прорвались в Крым. Укрывшись от поспешной эвакуации Ялты, в первый же день оккупации 8 ноября 1941 г. В. И. Мальцев в форме полковника ВВС Красной армии явился в немецкую комен-датуру, объяснил причины своего поступка и немедленно предложил создать антисталинский добровольческий ба-тальон. Любопытно, что вплоть до мая 1943 г. начальники Главного управления Гражданского Воздушного флота СССР были уверены, что Мальцев «по проверенным сведе-ниям» находился в одном из партизанских отрядов Крыма, занимая в нем «руководящее положение». Однако 14 июня 1943 г. секретарь Крымского обкома ВКП(б) Лещинер со-общил, что начальник ялтинского санатория Аэрофлота в списках крымских партизан не числился, а погиб при эва-куации из Ялты в ноябре 1941г. на теплоходе «Армения», затонувшем после бомбардировки. Почему крымские ком-мунисты вводили в заблуждение Москву, наверняка зная об открытой антисоветской деятельности Мальцева, остает-ся пока неясным.

Первая встреча с потенциальными «союзниками» обер-нулась для Мальцева совершенно неожиданно - из комен-датуры он отправился... в лагерь военнопленных, где и про-вел несколько дней. В середине ноября 1941 г. Мальцев встретился с гауптштурмфюрером СС Хайнцем, предло-жившим ему заняться выявлением советского партийного актива в Ялте, но сомнительное предложение встретило решительный отказ - Мальцев сослался на «незнание жи-телей». На свои повторные предложения о создании доб-ровольческого батальона он не получил ясного ответа. Из плена его освободили. С декабря 1941 г. по июнь 1942 г. по предложению отдела пропаганды штаба 11-й армии Вер-махта Мальцев в Ялте писал мемуары о пережитом в 1938- 1939 гг. в застенках Ашхабадского НКВД. В июне 1942 г. рукопись была вручена в Симферополе доктору Маураху, начальнику отдела пропаганды, и спустя месяц издана тиражом в 50 тыс. экземпляров под броским названием «Конвейер ГПУ». На русском, белорусском и украинском языках книга распространялась на оккупированных тер-риториях и имела определенный успех. 9 марта 1942 г.

В. И. Мальцев принял дела Ялтинского городского управле-ния и два месяца занимал должность бургомистра города, организуя повседневный быт Ялты и работу коммунальных служб. С должности бургомистра Мальцева снял военный комендант Ялты полковник Кумп, мотивировавший свое решение партийным прошлым бургомистра - даже быв-шие коммунисты, по мнению Кумпа, не могли занимать столь ответственный пост. С октября 1942 г. Мальцев был Ялтинским мировым судьей, часто выступал с пропаган-дистскими антисталинскими речами на собраниях мест-ной интеллигенции в Евпатории, Симферополе, Ялте.

Решающий перелом в судьбе Мальцева наступил весной 1943 г. в связи с распространением на оккупированных тер-риториях открытого письма бывшего заместителя коман-дующего Волховским фронтом и командующего 2-й Удар-ной армии генерал-лейтенанта А. А. Власова «Почему я встал на путь борьбы с большевизмом». 18 марта 1943 г. это пись-мо опубликовала газета Симферопольского городского са-моуправления «Голос Крыма», и оно вызвало определенные надежды у той части крымской интеллигенции, которая сотрудничала в той или иной степени с оккупационными властями. Публикация письма воспринималась как давно ожидаемый шаг в деле создания русского военно-полити-ческого центра. 28 мая 1943 г. Мальцев написал ответ на письмо-призыв Власова, опубликованный «Голосом Крыма» 4 июня. В своем письме Мальцев в частности писал: «Тюрь-ма перековала и меня. Сидя в ней, я многое наблюдал, пере-думал и испытал на себе все прелести “сталинской” забо-ты олюдях [..]Для каждого становилось ясно, что вместе с истерзанными телами были растоптаны их души... Ре-зультатом всей этой переоценки родилось твердое реше-ние бороться против этой системы обмана и лжи».

Всю весну 1943 г. Мальцев настойчиво пытался добить-ся перевода в «армию Власова», однако даже штаб восточ-ных добровольческих частей 11-й армии Вермахта в Сим-ферополе не мог сообщить ее местонахождения. В конце июня 1943 г. по предложению штаба Мальцев приступил в Евпатории к формированию 55-го добровольческого ба-тальона по борьбе с партизанами численностью около 500 чинов. В августе 1943 г. формирование батальона завер-шилось, за приложенные старания Мальцев был награж-ден бронзовой и серебряной медалями для восточных на-родов. Принадлежность батальона к Восточным войскам Вермахта или национальным формированиям нуждается в уточнении, но, по крайней мере, «Голос Крыма» писал, что сформированный в Евпатории батальон, в котором 15 ав-густа состоялся большой антисоветский митинг, относил-ся к РОА (то есть к Восточным войскам Вермахта).

Продолжая добиваться перевода в распоряжение Вла-сова, Мальцев 20 августа прибыл в особый опросной ла-герь Восточных войск в Летцене. Вскоре здесь с ним встретился Генерал Добровольческих войск генерал-лей-тенант X. Гельмих, позднее порекомендовавший друг дру-гу Мальцева и Холтерса. В середине сентября 1943 г. Мальцев лично познакомился с подполковником Г. Хол- терсом и его адъютантом А. А. Иодлем. В конце концов Холтерс полностью предоставил Мальцеву подбор кадров технического и летного персонала для I восточной эскад-рильи LW, а Мальцев согласился участвовать в создании эскадрильи, надеясь, что в свое время она послужит ос-новой для развертывания ВВС РОА. Его ближайшим по-мощником стал поручик РОА Михаил Васильевич Гарновский - сын полковника Русской армии, участвовавшего в Белом движении на Юге России. В октябре 1943 г. Маль-цев в сопровождении Иодля посетил ряд лагерей воен-нопленных, находившихся в ведении OKL: в Лодзи, Вольфене, Хаммельбурге и Хазельтале. Для вербовавшихся в РАГ добровольцев Холтерс создал специальный «карантин-ный» лагерь в Сувалках, куда направлялись летчики, бор-тинженеры и техники. Здесь они проходили медицин-ское обследование, многочасовые собеседования и пси-хологические тесты, с каждым индивидуально беседовал Мальцев. Прошедшие отбор переводились в Морицфельде, где непосредственно размещалась РАГ.

Формально группа возникла в конце сентября 1943 г. и была укомплектована пятнадцатью летчиками-доброволь- цами, числившимися в РОА Среди летчиков находился и старший лейтенант Бронислав Романович Антилевский - кавалер ордена Ленина и Герой Советского Союза. Антилев-ский родился в 1916 г. в деревне Марковцы Озерского уезда и происходил из крестьян Ковенской губернии. После окон-чания техникума хозяйственного учета 3 октября 1937 г. он вступил на службу в РККА Окончил Монинское училище авиации особого назначения в 1938 г., участвовал в совет-ско-финляндской войне 1939-1940 гг. и 7 апреля 1940 г. был награжден орденом Ленина с присвоением звания Ге-роя Советского Союза. В 1941 г. Антилевский окончил Качинское Краснознаменное военно-авиационное училище им. А. Мясникова и с апреля 1942 г. участвовал в боевых дей-ствиях на Западном фронте. В 1943 г. в звании старшего лей-тенанта он занимал должность заместителя командира эс-кадрильи 20-го истребительного полка 303-й истребитель-но-авиационной дивизии 1-й воздушной армии. 28 августа 1943 г. Антилевский был сбит в воздушном бою и попал в плен, скоро познакомившись с Мальцевым, который своей внутренней убежденностью и энергичностью производил сильное впечатление. В конце 1943 года Антилевский под непосредственным влиянием Мальцева стал не только лет-чиком РАГ, но и одним из специалистов по антисталинской пропаганде в лагерях военнопленных. Чины РАГ участво-вали в перегонах самолетов Люфтваффе с военных заводов на аэродромы Восточного фронта, изучали материальную часть немецкой авиации. В частности, Антилевский в мар-те 1944 г. проходил под Берлином переподготовку на не-мецких истребителях.

Всего в составе РАГ до мая 1944 г. функционировали три группы для перегонов самолетов, две из которых включали всебяпо 10 летчиков каждая, а одна 8. К концу ноября 1943 г. М. В. Тарновский, произведенный в октябре за отличия в службе в чин капитана РОА, завершил комплектование кад-ров, и 3 декабря 1943 г. I восточная авиационная эскадри-лья LW завершила формирование. Все отобранные Тарнов- ским добровольцы были чинами РАГ. Под командованием Тарновского эскадрилья вылетела из Морицфельде и пере-базировалась в район Двинска, где с января 1944 г. числи-лась в составе группы ночного боя «Остланд» (11-е эстонс-кое крыло: 3 эскадрильи, 12-е латышское крыло: 2 эскадри-льи) при I воздушном флоте LW, а в марте 1944 г. перешла в подчинение штаба VI воздушного флота в район Лиды. Эс-кадрилья была укомплектована первоначально 9 трофей-ными самолетами типа «У-2», «Гота-145» и «Ар-66», а позднее, после потерь и пополнений в ней насчитывалось 12 самоле-тов. Русский летно-технический состав в начале лета 1944 г. насчитывал 79 чинов, включая 14 летчиков и штурманов, 6 бортстрелков.

До июля 1944 г. летчики эскадрильи участвовали в аэрофотосъемке местности, разведывательных полетах, обнаружении и атаках с воздуха партизанских лагерей, уничтожении с воздуха партизанских баз и отдельных объектов в районе Двинска, в Налибокской пуще, южнее Молодечно, на р. Неман между Лидой и Минском. Боевые задачи ставились офицерами по борьбе с партизанами при штабах I и VI флотов LW, а также полевой комендату-рой Двинска. Боевое использование эскадрильи й - значи-тельной степени себя оправдало. Суммарно до расфор-мирования летом 1944 г. чины эскадрильи совершили не менее 500 боевых вылетов, на каждого из них в среднем пришлось от 35 до 50 вылетов. По свидетельству Тарнов- ского, в результате интенсивных операций I восточной эскадрильи LW «партизанам пришлось значительно потесниться» . Безвозвратные потери эскадрильи за пери-од пребывания на фронте с декабря 1943 г. по июль 1944 г. составили 3 самолета, 9 пилотов, штурманов и бортстрел-ков, а 12 чинов эскадрильи получили ранения.

К расформированию эскадрильи в конце июля - на-чале августа 1944 г. привело несколько причин. С весны 1944 г. капитан Тарновский все чаще и острее конфликто-вал с офицером связи LW при эскадрилье обер-лейтенан- том В. Дуусом по поводу откровенного саботирования военно-политическими кругами Германии полноценного раз-вертывания власовской армии и русского политического центра, а также гибельных последствий восточной оккупа-ционной политики. Негативную роль играло и членство Тарновского в НТС. Несмотря на то, что Тарновский не вел никакой союзной пропаганды среди подчиненных, член-ство в Союзе в достаточной степени его компрометирова-ло перед немцами. НТС к лету 1944 г. окончательно лишил-ся политической поддержки и прикрытия со стороны уча-стников антигитлеровской оппозиции, а Гестапо и СД готовили против членов НТС репрессивные акции. В резуль-тате в июне 1944 г. капитан М. В. Тарновский был снят с дол-жности и отправлен в отпуск в Пльзень (Чехия). Командо-вание временно принял поручик В.В. Шиян. Отпуск у Тар-новского истек 20 июля 1944 г., но вместо возвращения в эскадрилью его направили в Морицфельд, где он занялся разработкой штатов новой русской авиационной учебно-запасной группы. 28 июля 1944 г. в авиакатастрофе погиб единомышленник Тарновского, начальник штаба эскадрильи капитан В. О. Унишевский. Среди некоторых чинов эс-кадрильи зародились подозрения в причастности к катаст-рофе немцев, и после гибели Унишевского три из 12 экипа-жей перелетели на сторону партизан. Это ЧП привело к рас-формированию I воздушной эскадрильи LW, чины которой были интернированы в Цехануве, севернее Варшавы.

Материалы к составлению штатного расписания I восточной эскадрильи LW в составе VI воздушного флота (по состоянию на май 1944 г.)

Командир эскадрильи: капитан Михаил Васильевич Тарновский.

Начальник штаба: капитан Владимир Осипович (Иосифо-вич-?) Унишевский.

Офицер связи LW: обер-лейтенант Виканд Дуус.

Заместитель командира эскадрильи: поручик Василий Васильевич Шиян.

Заместитель начальника штаба: поручик Петр Иванович Песиголовец.

Летчики: капитан Владимир Кириллович Рублевик;

поручики - Владимир Москалец, Пантелеймон Владимирович Чкаусели;

подпоручики - Арам Сергеевич Карапетьян, Александр Нико-лаевич Скобченко, Александр Михайлович Соловьев, Виктор Ива-нович Черепанов.

Штурманы: подпоручики - Юрий Горский, Константин Кон-стантинович Мишин, Николай Кириллович Назаренко, Владимир Строкун.

Бортстрелки: унтер-офицеры Михаил Иванович Гришаев, Василий Зубарев, Константин Сорокин;

ст. фельдфебель Иван Иванович Никоноров;

фельдфебели - Дмитрий Кузнецов, Алексей Чуянов.

Инженер эскадрильи: подпоручик Петр Николаевич Шендрик.

Техник эскадрильи: поручик Василий Иванович Трунов.

Техники звеньев: фельдфебели Михаил Михайлович Бара-нов, Александр Разумов, Петр Родионов.

Механики звеньев: унтер-офицеры - Александр Донецкое, Николай Масальский, Владимир Середа;

фельдфебели - Виктор Крахин, Владимир Лаптев.

Оружейник эскадрильи: унтер-офицер Николай Мухин.

Укладчнк парашютов: ст. фельдфебель Дмитрий Шевчук.

Полковник В. И. Мальцев в первой половине 1944 г. большую часть времени проводил в Морицфельде в лаге-ре РАГ. Им были сформированы 3 группы для перегона са-молетов с заводов на прифронтовые аэродромы, он под-готовил ряд пропагандистских выступлений и заявлений, занимался вербовкой военнопленных летчиков в лагерях Зюдауэн-Зюд (Польша) и Гросс-Мариенгоф (Германия). Специалист по истории военной авиации в годы Второй мировой войны доктор Карл Геуст (Хельсинки) сообщил автору, что немецкие документы подтверждают службу 20- 25 бывших советских летчиков в подразделении (эскадри-лье?) 3. Staffel/Gruppe Ziid des Flugzeuguberfuhrungs- geschwaders 1 по состоянию на май 1944 г. В обязанности военнослужащих входила перегонка истребителей Bf 109 (Me 109) с заводов на прифронтовые аэродромы LW. Из-вестны случаи катастроф, в которых при выполнении слу-жебных заданий погибли бывшие советские летчики. Не исключено, что речь может идти и о гибели пилота в ре-зультате воздушных боев, особенно это вероятно в после-дних двух случаях.

Перечень бывших советских летников, погибших при выполнении служебных заданий в Люфтваффе

  1. Лейтенант Алексей Часовников из Новосибирска - 3 сентября 1944 г. под Арбером;
  2. Старшина (в 1944 - подпоручик РОА?) Илья Филип-пович Савкин, родившийся в 1918 г. в Смоленске, служив-ший в 1-й эскадрилье 691-го истребительного полка, пе-релетевший на истребителе «И-16» 24 января 1942 (или 1940?) на сторону финнов на Олонецком направлении и
  1. Лейтенант Кирилл Карелин из Москвы - 11 сентября 1944 г., в Венгрии;

Всего Мальцев в первой половине 1944 г. завербовал в РАГ 33 летчика. Одним из его несомненных достижений стала вербовка второго Героя Советского Союза - капитана С. Т. Бычкова. Семен Трофимович Бычков родился в 1918 г. в селе Петровка Хохольского уезда, происходил из кресть-ян Воронежской губернии. Летом 1934 г. будущий летчик работал коногоном на руднике Бокчеева в Воронежской области, а в 1934-1935 гг. - водосливщиком на руднике «Стрелица». В 1936 г. окончил семилетку и Воронежский аэроклуб, до июня 1938 г. работал в аэроклубе инструкто-ром и летчиком-планеристом. В 1936-1941 гг. состоял в ВЛКСМ, а с 1943 г. - кандидатом в члены ВКП(б). В сентяб-ре 1938 г. окончил Тамбовскую школу Гражданского воз-душного флота и затем работал рейсовым пилотом Воронеж-ского аэропорта. На службу в РККА Бычков вступил 16 янва-ря 1939 г. и в том же году окончил Борисоглебское авиационное училище им. В. П. Чкалова, а в июне 1941 г. - курсы летчиков-истребителей Конотопской военной шко-лы. С началом войны Бычков служил летчиком в 42-м и 287-м истребительно-авиационных полках. В 1942 г. лейтенант Бычков был осужден за аварию самолета на 5 лет исправи-тельно-трудовых лагерей, однако затем судимость была сня-та. До пленения Бычков совершил 130 успешных вылетов, участвовал в 60 воздушных боях. Участвуя в боях под Брян-ском, Москвой и Сталинградом, сбил 13 самолетов против-ника, включая 5 бомбардировщиков, 7 истребителей и транспортник. В 1943 г. в звании капитана Бычков занял должность заместителя командира 482-го истребительно-го полка 322-й истребительной авиадивизии. Заслуги Быч-кова были отмечены двумя орденами Красного Знамени.

Его друг и непосредственный начальник майор А. И. Коль-цов вскоре подал представление на отважного истребителя, в котором, в частности, указывал:«Участвуя в ожесточен-ных воздушных боях с превосходящими силами авиации противника с 12 июля по 10 августа 1943 г. проявил себя отличным летником-истребителем, у которого отва-га сочетается с большим мастерством. В бой вступает смело и решительно, проводит его в большом^ темпе, навязывает свою волю врагу, используя его слабые сторо-ны. Летчики полка, воспитанные его повседневной кро-потливой учебой, личным примером и показом произве-ли 667 успешных боевых вылетов, сбили 69 вражеских самолетов, причем случаев вынужденных посадок и по-терь ориентировок не было ни разу. [...] В последней опе-рации с 12 июля по 10 августа 1943 г. сбил 3 самолета врага. 14 июля 1943 г. в группе из 6Ла-5 в бою против 10 Ю-87, Ю-88, 6 ФВ-190 лично сбил Ю-87, который упал в районе Речица. [...] За мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками, и сбитые лично 15 и в группе 1 самолетов противника, представляю к званию Героя Советского Союза».

Начальство представление поддержало, тем более что аналогичное представление подали и на Кольцова. «За об-разцовое выполнение боевых заданий командования и про-явленные при этом отвагу и геройство» указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 г. Бычкову и Кольцову было присвоено звание Героев Советского Союза с вручением орденов Ленина и медали «Золотая Звезда». 10 (по другим данным 11) декабря 1943 г. «Ла-5» Бычкова ока-зался сбит в районе Орши огнем зенитной артиллерии, и раненый летчик, совершив вынужденную посадку на боло-то, попал в плен. Вскоре его перевели в Морицфельде. В РАГ Бычков вступил в феврале 1944 г. под влиянием Маль-цева и еще в большей степени - под влиянием Б. Р. Антилев- ского. Позднее на допросе в Главном управлении контрраз-ведки «СМЕРШ» 8 марта 1946 г., стремясь облегчить соб-ственную незавидную участь, Бычков заявлял следователям, будто бы Анти леве кий с подручным Вараксиным, фамилия которого больше никогда нигде не фигурировала, избил его в Морицфельде, заставляя вступить в группу Мальцева. Прав-да, даже на допросе следователям «СМЕРШ» Бычков подтвер-дил, что Мальцев «в резкой форме высказал свое враждеб-ное отношение к советской власти, к руководителям партии и советского правительства», а затем старался «ан-тисоветской клеветой скомпрометировать в моих глазах политику советского правительства».

На наш взгляд, на самом деле Бычкова никго не бил - подобные методы зимой 1944 г. не могли всерьез повлиять на человека, более двух лет постоянно смотревшего смер-ти в лицо. Скорее всего, «клеветал» полковник Мальцев уж слишком убедительно. А может быть доверие к «руководи-телям партии» у Бычкова колебалось давно, тем более что облик «руководителей» при серьезном размышлении о нем производил страшное впечатление. В коллекции автора есть свидетельства лиц, хорошо знавших и Антилевского, и Быч-кова. В частности, адъютант Мальцева поручик Б. П. Плю- щов в беседе с автором в ответ на соответствующий вопрос засмеялся и категорически опроверг версию избиений, ут-верждая, что оба «власовских» Героя Советского Союза от-личались... искренней дружбой и симпатией друг к другу. Стоит учесть и то, что, совершив десятки вылетов в 1944- 1945 гг., Бычков неоднократно имел возможность переле-теть на советскую сторону «Все кто хотели перелететь об-ратно, -могли в любой момент это всегда сделать поэто-му, как можно было заставлять вступать военнопленных в авиагруппу при помощи избиений? Нет, речь шла только об убеждении и добровольном выборе», - подчеркивал Плющов. Действительно, в апреле 1945 г. служивший в ВВС КОНР поручик И. Стежар, бывший советский летчик-истребитель, вступивший во власовскую армию зимой 1945 г., во время учебно-тренировочного полета перелетел, по одной вер-сии - на советскую сторону, по другой - на сторону амери-канцев. Бычков с февраля 1944 г. стал одним из ближайших соратников Мальцева, совместно с Антилевским с чувством выступал по радио, перед остарбайтерами и военноплен-ными. Он разделил участь практически всех летчиков ВВС КОНР, принудительно репатриированных союзниками в 1945 г. в СССР

Доверительные отношения установились у Мальцева и с полковником Александром Федоровичем Ванюшиным - выпускником Военной академии им. М. В. Фрунзе и быв-шим и. д. командующего ВВС 20-й армии Западного фрон-та (1941), который позднее стал его заместителем и началь-ником штаба ВВС КОНР. Сильное впечатление произвел Мальцев на начальника связи 205-й истребительноавиа-ционной дивизии 2-й воздушной армии майора С. 3. Сит-ник. Самолет Серафимы Захаровны Ситник был сбит 29 октября 1943 г. огнем зенитной артиллерии над дерев-ней 5-я Николаевка в районе Козельщины. Она неудачно приземлилась с парашютом и раненой попала в плен. Пос-ле некоторого пребывания в полевом госпитале женщи- ну-майора привезли в Морицфельде, куда позднее доста-вили с оккупированной территории ее пятилетнего сына и мать, считавшихся погибшими. Это незаурядное обсто-ятельство привело женщину-летчицу, кавалера орденов Красного Знамени и Отечественной войны И ст., майора ВВС Красной армии к будущим власовцам. Однако из-за последствий ранения ее скоро отчислили из РАГ в одно из подразделений восточной пропаганды. Дальнейшая судьба С. 3. Ситник сложилась трагично - она стала слу-чайной жертвой провокации СД и погибла в конце 1944 г., о чем Мальцев узнал уже постфактум.

20 февраля 1944 г. в Берлине полковник В. И. Мальцев наконец-то познакомился с генерал-лейтенантом А. А. Вла-совым. Впечатление друг от друга осталось более чем бла-гоприятное. С 7 по 14 марта в Морицфельде побывал гене-рал Власов в сопровождении капитанов-В. К. Штрик- Штрикфельда и С. Б. Фрёлиха. По свидетельству Фрёлиха, «личное появление Власова вызвало сенсацию», подчинен-ные Мальцева и произведенного к тому времени в чин пол-ковника Холтерса остались под сильным впечатлением от недельного общения с бывшим генерал-лейтенантом Красной армии. И Холтерс, и Мальцев заверили Власова в перспективе развертывания на базе РАГ авиационного пол-ка РОА.

Вместе с тем провал антигитлеровского выступления 20 июля 1944 г., последовавшие за ним репрессии Гестапо, наконец, уже известное нам ЧП в I восточной эскадрилье только усилили желание определенных лиц в штабе OKL избавиться от русского добровольческого подразделения. Группа старших офицеров LW: начальник 8-го отдела Гене-рального штаба OKL генерал-майор Г. фон Роден, началь-ник Генерального штаба OKL генерал авиации К. Коллер и др. имели все основания опасаться, что не санкционирован-ная рейхсмаршалом Г. Герингом акция по созданию РАГ может создать им существенные осложнения. Формальная передача РАГ в состав Восточных войск генерала от кавале-рии Э. А Кестринга избавляла бы OKL от возможных непри-ятностей. Для сохранения влияния на группу Холтерса - Мальцева и во избежание чрезмерного вмешательства Кес-тринга в ее специфические проблемы учреждалась долж-ность инспектора иностранных кадров LW при штабе Кес-тринга. Инспектор должен был ведать иностранными доб-ровольцами в LW и параллельно поддерживать связь с OKI, Дальнейшая история РАГ полковников Г. Холтерса и В. И. Мальцева оказалась связана с именем генерал-лейтенанта X. Ашенбреннера, занявшего в сентябре 1944 г. должность инспектора иностранных кадров LW «Восток», а также с историей создания и развития Вооруженных Сил Комитета освобождения народов России в последние 6 месяцев войны.

Александров К.

Из книги «Русские солдаты Вермахта. Герои или предатели: Сборник статей и материалов». — М.: 2005.


В 1945 г. - майор ВВС КОНР, заместитель командира 1-го авиа-ционного полка. См.-.Александров К. М. Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А. А. Власова, 1944-1945. СПб., 2001. С. 336.

До недавнего времени участие советских летчиков на стороне Германии в Великой Отечественной войне являлась закрытой информацией. Все архивы были засекречены, к ним не было публичного доступа. На сегодняшний день эта страница истории очень мало изучена, но часть архивных документов была все же рассекречена.

Еще задолго до объявления Второй мировой войны некоторыми пилотами советских ВВС задействовалис собственные машины для бегства заграницу. Так, в Польшу на одном самолете перелетели командующий 17-м авиаотрядом Клим и старший моторист Тимащук. На территорию Латвии совершил перелет летчик ГВФ Г. Н. Кравец. В своих целях его применило диверсионные-разведывательное “Предприятие “Цеппелин” на должности руководителя разведывательной группы. Их миссией было осуществить в советском тылу подрыв инфраструктурных объектов - мосты на железной дороге через Волгу и Каму.

Подталкивала советских летчиков к перелетам мощная пропагандистская компания, осуществляемая немцами. Листовки, выпущенные большими тиражами, взывали к переходу на сторону “братьев по оружию – пилотов Люфтваффе”. Ссылаясь на данные немецких военных документов, 20 экипажей воспользовались побегом впервые 3 месяца 1944 года. Первый такой случай произошел при бомбежке Кенигсберга. Штурман спрыгнул с самолета посредством парашюта из своего “СБ”. В данной ситуации предпочтение было отдано дезертирству вместо возвращения на тот же аэродром. С перелетами не удавалось бороться, даже, несмотря на предпринимаемые меры против скрытого дезертирства – раздел приказа Наркома обороны СССР № 229 от 1941 г. Данная тенденция продолжалась до 1945 г. [С-BLOCK]

Первой инстанцией немецких Вооруженных сил, подавших предложения пользоваться русскими летчиками из числа военнопленных, был Абвер. 1942 г. во главе с майором Филатовым стала действовать учебно-тренировочная авиагруппа в составе РННА. В ее состав входили 22 человека. Но со сменой руководства, она была закрыта. Вторую удачную попытку удалось реализовать в первых числах октября 1943 г. в городе Летцене (Восточная Пруссия) по инициативе Мальцева В. И.

Значительная роль в рядах Русского Освободительного Движения принадлежит Виктору Ивановичу Мальцеву (25.05.1895-1.08.1946 г.). В Красной Армии он занимал ряд командно-штабных должностей. В ноябре 1941 года перешел добровольно на сторону немцев, чтобы, по его словам, «бороться против большевиков». В 1942 году занял пост бургомистра Ялты в 1942 году, но пробыл непродолжительное время из-за членства ранее в компартии. Работал мировым судьей и занимался тем, что формировал антисоветские воинские формирования. В 1943 году начал работать над созданием Русской восточной авиационной группы.
[С-BLOCK]
Отобранные военные авиаторы были направлены на авиабазу в Сувалках, где проходили жесткий профессиональный и медицинский отбор. В конце 1943 г. русские летчики были направлены на Восточный фронт, где воевали против своих соотечественников. Была создана “Вспомогательная ночная штурмовая группа Остланд”, которая была оснащена У-2, И-15, И-153, другими устаревшими самолетами. В составе летчиков – “остфлигеров” было 2 Героя Советского Союза: капитан истребитель Бычков С.Т., старший лейтенант Антилевский Б.Р. Эскадрилья совершила 500 боевых вылетов, данных о содержании выполняемых заданий немного. Ее работа была высоко оценена немецким командованием, некоторые из летного состава были награждены “Железными крестами”.

По этой же теме:

«Остфлигеры»: советские летчики, которые воевали на стороне Гитлера «Остфлигеры»: как советские летчики воевали за Третий рейх Какие советские летчики воевали на стороне Гитлера «Каковы бы ни были немцы, хуже не будет»: какие казаки воевали за Гитлера