Почему большинство оправданий – всего лишь самообман. «Это не я, это всё ты …»

Новый год прокрастинатора. 23 привычки, которые помогут побороть лень и достичь результатов Эс Скотт

(Пока оценок нет)

Название: Новый год прокрастинатора. 23 привычки, которые помогут побороть лень и достичь результатов
Автор: Эс Скотт
Год: 2013
Жанр: Зарубежная деловая литература, Зарубежная прикладная и научно-популярная литература, Самосовершенствование

О книге «Новый год прокрастинатора. 23 привычки, которые помогут побороть лень и достичь результатов» Эс Скотт

Вы - настоящий профессионал своего дела. Ваш стаж огромен. В вашем арсенале миллион отговорок на все случаи жизни. Вы можете тысячей разных способов закончить фразу «Если хочется работать…» Вы - прокрастинатор!

Эс Джей Скотт не будет убеждать вас в том, что это звучит гордо. Но не станет и читать нотации: похоже, автор книги «Новый год прокрастинатора. 23 привычки, которые помогут побороть лень и достичь результатов» нашел идеальный способ говорить с читателем, нуждающимся в мотивации, и не заставлять его чувствовать себя неполноценным. Никаких историй об успешных Джонах и Салли, которые победили себя (и ты победишь!), никакого высокомерного тона - только 23 конкретных совета, которые сделают вашу жизнь проще, заодно избавив от неизбежных для прокрастинаторов угрызений совести. 23 привычки, уроки по формированию которых Эс Джей Скотт изложил с юмором и в максимально доступной форме - это все, что вам нужно, чтобы направить прокрастинацию в нужное русло. Не избавиться от нее - такой образ мышления имеет свои преимущества. Зная их и умея справиться с недостатками, вы перестанете саботировать позитивные изменения в своей жизни и обзаведетесь массой полезных привычек.

Плохая новость: вам придется много работать над собой. Хорошая: все способы работы над собой, изложенные в книге «Новый год прокрастинатора», максимально просты, - для того, чтобы их освоить, в отдельных случаях достаточно установки пары новых приложений для смартфона. Правда, в некоторых ситуациях работать придется над «софтом» в голове, а не в органайзере. Так, вы научитесь ставить конкретную цель и опровергать собственные доводы в пользу того, что завоевать мир можно будет и завтра. Вы будете составлять списки, отмечая в них каждый этап работы над тем или иным заданием. Маленький шаг для человека, но огромный - для человека-прокрастинатора!

Вы поймете, что каждый ваш «завтрак» - «сегодня слишком поздно (темно, холодно, жарко), чтобы наконец-то начать этим заниматься» - голос прокрастинации, а эта дамочка предпочитает пасовать перед выдуманными препятствиями, а не преодолевать реальные. Эс Джей Скотт расскажет, как прийти к этому пониманию и сделать так, чтобы новый год прокрастинатора прошел под знаком успеха.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Новый год прокрастинатора. 23 привычки, которые помогут побороть лень и достичь результатов» Эс Скотт в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Новый год прокрастинатора. 23 привычки, которые помогут побороть лень и достичь результатов» Эс Скотт

Если идея представляет собой то, что вы желали бы воплотить в жизнь немедленно, запишите поэтапный план, как это сделать.

Ощущение перегруженности можно устранить, сосредоточившись на действительно важных проектах и делегировав прочие обязанности другим (или просто отказавшись от них).

Такую привычку можно выработать, регулярно устанавливая для себя SMART-цели. SMART - это акроним пяти качеств: Specific (конкретный), Measurable (измеримый), Attainable (достижимый), Relevant (актуальный) и Time-bound (ограниченный по времени).

С таким оправданием можно попрощаться раз и навсегда, сформировав привычку доводить каждое дело до конца. Важно разбить основное задание на серию дел помельче, которые можно выполнять без особых усилий ежедневно.

Каждая цель должна обладать актуальностью в отношении ваших желаний. Ее не должны вам навязывать родители, супруги или друзья. Она должна отражать результаты, которых вы действительно желаете.

Время - невозобновляемый ресурс. Каждая минута, потраченная на то или иное дело, - это минус одна минута отпущенного вам жизненного срока. Так зачем тратить время на то, что не так уж и важно?

Отслеживая некие действия, вы формируете «привычку линейности», когда человек боится остановиться, потому что это разорвет цепочку.

Кто-то предпочитает следовать привычкам, которые ведут к самосовершенствованию: ставит цели, читает вдохновляющие книги, работает над важными проектами и не обращает внимания на отвлекающие факторы. Другие же выбирают привычки, ведущие к саморазрушению: работают спустя рукава, свободное время тратят на телевизор, социальные сети и пустую болтовню, едят вредную пищу и винят других в собственных неудачах.

Простейший способ победить прокрастинацию - не сражаться с ней. Просто замените ее полезными привычками.

Скачать бесплатно книгу «Новый год прокрастинатора. 23 привычки, которые помогут побороть лень и достичь результатов» Эс Скотт

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub :

Текущая страница: 1 (всего у книги 2 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

Эс Джей Скотт
Лучше каждый день: 127 полезных привычек для здоровья, счастья и успеха

Переводчик Глеб Ястребов

Редактор Карина Бычкова

Главный редактор А. Василенко

Руководитель проекта Я. Грецова

Корректоры Е. Аксёнова, О. Улантикова

Компьютерная верстка А. Абрамов

Дизайн обложки Ю. Буга


Translated and published by Alpina Publisher with permission from Oldtown Publishing. This translated work is based on Habit Stacking: 127 Small Actions That Take 5 minutes or Less by S.J. Scott.

© Oldtown Publishing LLC, 2017

All rights reserved. Oldtown Publishing is not affi liated with Alpina Publisher or responsible for the quality of this translated work. Translated arrangement managed RussoRights, LLC on behalf of Oldtown Publishing.

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2018


Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

Присоединитесь к сообществу

Хотите сформировать ключевые привычки для ваших целей? Если да, вам поможет сообщество «Развивайте хорошие привычки» (www.HabitsGroup.com).

Это замечательная группа. В ней состоят единомышленники, поставившие задачу чего-то достичь. Там вы узнаете о том, как овладеть нужными навыками, найдете помощников и зададите вопросы о сложностях. Если вы хотите получить от книги максимум пользы – данный ресурс для вас.

Чтобы присоединиться к сообществу, просто зайдите на сайт:

www.HabitsGroup.com.

Часть I
Введение

Сила небольших действий

Вообразите, какой была бы жизнь, если бы вы начинали день с небольших действий, создающих цепную реакцию изменений к лучшему .

Вы съедаете здоровый завтрак, тепло общаетесь с близкими и беретесь за ключевые задачи. Затем в течение дня переходите к другим привычкам, которые позитивно влияют на ваши основные цели. Гарантирую: вы ощутите бóльшую полноту жизни. И дела пойдут на лад.

А всего-то надо не забыть о маленьких шагах, связанных с вашими важными целями.

Особых усилий не потребуется. Почти все действия займут максимум пять минут. Но, если повторять их часто, они дадут мощный кумулятивный эффект. В качестве примера: готовьте полезные напитки, пишите письма любимому человеку и заведите привычку ставить с утра три приоритетные задачи. Повторяйте любое из этих дел регулярно, и у вас серьезно улучшатся здоровье, отношения и рабочая продуктивность.

Подумайте, какой будет жизнь, если весь день наполнится подобными делами! Может ли она измениться без масштабных усилий? Держу пари, что может!

Как преобразить отношения: пятиминутное упражнение

Силу небольших дел легко недооценить. Дескать, какой толк от пустяка. Если вы так думаете, предлагаю простое упражнение. Его выполнение займет минут пять.

Наверняка в вашей жизни есть человек, которого вы любите всей душой: жена или муж, партнер, отец или мать, ребенок, близкий друг. Он многое для вас значит, но вы давно ему об этом не напоминали. Прямо сейчас (или хотя бы сегодня) скажите ему, что любите его.

Как именно это сделать, решайте сами. Можно сообщить при встрече, а можно позвонить или послать письмо. Если стесняетесь, отправьте сообщение. Просто выразите в нескольких предложениях, как много он для вас значит.

Я не шучу.

Отложите книгу и пообщайтесь с этим важным для вас человеком!

А я подожду.

Итак, вы снова здесь.

И каково это: рассказать о своих чувствах близкому? Наверняка замечательно!

И много ли времени заняло? Всего несколько минут, правда? Может, чуть больше, ведь разговор завязался сам собой.

Вот и подумайте, какой станет жизнь, если вы будете поступать подобным образом изо дня в день. Да еще вести себя так с каждым важным для вас человеком: говорить слова, полные любви и тепла.

Опять-таки не важно, какой способ связи вы выберете. Можно звонить, отправлять СМС или открытки в интернете (если человек далеко). Да хоть писать на стикере. Главное – делать!

Подумайте, как хорошо это скажется на ваших отношениях. Люди, которые вам небезразличны, будут слышать с утра слова любви. А вы начнете день с мысли, что принесли радость дорогому человеку.

Все это абсолютно реально: стоит только начать совершать небольшие действия.

Небольшие действия приводят к успеху

Все мы наслышаны о внезапных успехах. Музыкант записывает популярный дебютный альбом, главный управляющий стартапа продает компанию за миллиард долларов, простой парень срывает многомиллионный лотерейный джекпот. Наше общество любит рассказы о людях, поймавших птицу счастья.

Увы, все это сказки. Везет единицам, а остальным , как правило, не фартит.

А всё почему? Потому что они считают, что обретение успеха – это событие . Будто можно выбиться из грязи в князи, не шевельнув пальцем. Словно можно быть никем, но встретить нужного человека, который заметит ваш уникальный талант и вознесет на олимп богатых знаменитостей.

К сожалению, в реальной жизни так почти не бывает.

Поговорите с любым, кто многого добился, и он расскажет, что обретение успеха – это всегда процесс . Это нудная и кропотливая работа изо дня в день, когда вы снова и снова делаете одно и то же. Тягучая рутина. День за днем. Три шага вперед, два назад. Вы тянете лямку – часто в течение долгих лет – и достигаете успеха.

Такова реальность. Успех – это не удача и не событие, а результат тяжкого труда и ежедневных действий.

Вспомним знаменитую фразу, которую часто приписывают Томасу Джефферсону:

«Я твердо верю в удачу. И я заметил: чем больше я работаю, тем я удачливее».

Люди, которые достигают успеха в жизненной игре, понимают великую силу маленьких шагов. Эти личности отличают два ключевых умения:

Выявлять важнейшие действия (или привычки), связанные с поставленными целями.

Повторять эти действия каждый день .


Проще говоря, если вы знаете важные задачи, связанные с вашей целью, и неустанно их выполняете, вы обгоните людей, которые подыскивают оправдания своим неудачам.

Процитирую книгу Джеффа Олсона «Тонкая грань» (The Slight Edge):

«То, что вы делаете, имеет значение. То, что вы делаете сегодня , имеет значение. То, что вы делаете каждый день , имеет значение. Успешные люди… делают вещи, которые выглядят несущественными в момент их совершения, но повторяют их снова и снова, пока те не дадут совокупный эффект».

Эффекта, о котором говорит Олсон, можно достичь путем включения в свою жизнь небольших действий.

Важность небольших действий

Мелочи положительно или отрицательно влияют на каждую область нашей жизни. Вернемся к известному примеру: отношения с близкими пойдут на лад, если вы решите регулярно говорить теплые слова.

Вообразите, что будет, если вы станете посылать душевные сообщения хотя бы только жене.

Каждый день. Без пропуска.

Ручаюсь, что ваши отношения изменятся до неузнаваемости.

А вот противоположный вариант: вы изо дня в день игнорируете, высмеиваете и унижаете жену. Даже если сделать это раз или два, это не пойдет на пользу вашему браку. Но я ручаюсь , что, если вы будете вести так себя регулярно, развода не миновать.

На днях я прочитал статью, где говорилось о том же. Автор объяснял, почему важно «заморачиваться по пустякам». Важно устанавливать эмоциональную взаимосвязь с дорогими для вас людьми, оказывая им мелкие знаки внимания, интереса, привязанности и поддержки. Все близкие ждут от вас элементарного внимания.

Небольшие действия хороши легкостью выполнения. Обычно на них уходит лишь несколько минут, но ими часто пренебрегают, поскольку они не кажутся важными. То ли дело подготовка презентации по работе…

Хуже того, на небольшие действия часто закрывают глаза, поскольку они легки. Вы убеждаете себя, что займетесь этим «чуть позже». Ведь дело не требует усилий, а значит, для него не нужно выкраивать время в графике. И вот день позади, но ничего так и не сделано. Это я называю парадоксом «Еще успеется».

Парадокс «Еще успеется»

Как часто вы думали «Надо не забыть…», а через несколько часов осознавали, что дело вылетело из головы?

Это может быть сущий пустяк, мелочь или даже действие, которое займет две минуты (выпить витамины или почистить зубы нитью).

Некоторые задачи выглядят столь легкими, что их странно включать в ежедневник. Они того не стоят.

Но позвольте вас спросить: часто ли вы помнили о каждой из них? Держу пари, что нет.

Таков парадокс маленьких привычек. Следовать им легко: проще не придумаешь. Но ими пренебрегают, поскольку их игнорирование не дает немедленных негативных последствий.

Хотя каждое небольшое действие не требует усилий, нужно предпринять меры, чтобы всегда помнить о нем.

Значит, не обойтись без памяток . Но, если наполнить жизнь десятками записок, заметок и стикеров, голова пойдет кругом. Лучше разбить небольшие действия на группы, используя метод блоков .

Метод блоков: краткое определение

Понятно, что перенять привычку нелегко . Дел по горло, и число их растет. Реально ли встроить нечто новое в ежедневную рутину? Я утверждаю: у вас не просто достаточно времени для выработки любой новой привычки; вы можете включить в рабочий график буквально десятки привычек без каких-либо негативных последствий для распорядка дня.

А всего-то нужно:

1. Выявить небольшие, но важные действия (например, отправлять теплые послания дорогим людям).

2. Объединить их с другими важными действиями.

3. Выделить в ежедневном расписании время для них.

4. Найти триггер-напоминалку.

5. Сделать начало сверхлегким.


В целом суть проста: сформировать важные для себя привычки, объединяя их в блоки .

Объединить привычки. В блоки.

Раз плюнуть, правда?

Метод хорош тем, что снимает стресс от появления массы новых дел. Вы начинаете с нескольких простых, но эффективных привычек, а затем увеличиваете их число. Вы и сами не заметите, как они встроятся в ежедневный график.

Этот блок привычек станет такой же органичной частью дня, как и обычные процедуры, которым вы следуете, когда встаете утром и собираетесь на работу, а вечером укладываетесь спать.

Надеюсь, этому вас научит моя книга.

Как устроена книга

Задача данного издания состоит в том, чтобы помочь вам выявить важные небольшие действия и встроить их в ежедневный график – не ощущая перегруза от этих перемен.

Вот почему я разделил книгу на двенадцать разделов.


Часть I (та, которую вы читаете) объясняет, что такое блоки привычек, а также почему небольшие действия важны.

Часть II посвящена целям. Почему они важны? Как поставить цели, созвучные жизненным запросам? Как они соотносятся с тремя типами привычек, о которых у нас пойдет речь?

Часть III коротко освещает психологию блоков привычек и то, как с ее помощью запомнить все небольшие и важные действия.

Часть IV объясняет, с чего начать. Я приведу девять правил создания блока и 13 шагов, призванных сформировать первую программу.

Часть V – это первый из семи разделов, в рамках которых мы разберем 127 привычек. Мы начнем с карьерных целей. Как увеличить производительность труда? Как повысить доходы? Как внедрить привычки, способствующие улучшению вашей работы?

Часть VI посвящена финансам. Как копить деньги на пенсию? Как улучшить кредитную историю? Как избавиться от долга на кредитной карте? Как делать инвестиции, чтобы обрести долгосрочный капитал?

Часть VII переходит к привычкам в области здоровья. Как поддерживать физическую форму? Как правильно питаться? Какие правила помогут гарантировать безопасность вам и вашей семье?

Часть VIII касается досуга. На первый взгляд отдых может подождать. Но почему бы вам не улучшить общее качество жизни?

Часть IX посвящена организованности. Как делать все методично и планомерно, чтобы не ощущать перегруза от жизненных задач?

Часть X охватывает тему отношений. Как улучшить отношения с людьми, которые вам важны? Как завести новые знакомства?

Часть XI посвящена духовности. Сюда входят разные темы: медитация, молитва, йога, помощь другим людям, чтение аффирмаций.

Часть XII предлагает девять примеров возможных блоков, а также пути преодоления шести трудностей, с которыми можно столкнуться в процессе выработки привычек. На том и закончим.


Возможно, вы захотите взять быка за рога и перейти к части V. Однако я очень советую читать книгу по порядку. Каждый раздел опирается на усвоенное в предыдущих главах. К тому моменту, как вы дойдете до описания конкретных привычек, вы сможете точно выбрать действия, максимально полезные для вашей жизни.

Об авторе

Прежде чем начать, позвольте представиться и вкратце объяснить, как у меня появилась идея создания блоков привычек.

Меня зовут Стив Эс Джей Скотт. Я веду блог под названием Develop Good Habits («Развиваем хорошие привычки») и написал целый ряд книг на данную тему. Все они доступны на сайте HabitBooks.com.

Здесь я хочу показать, как постоянная выработка привычек помогает улучшить жизнь. Я не собираюсь читать нотации, а лишь предложу простые методы, которыми легко пользоваться даже в самый загруженный день.

На идею блоков я напал случайно. Все началось с тупика в трудной ситуации и попыток найти выход. Дело было так.

В 2012 году я уже много месяцев встречался с замечательной женщиной (сейчас мы женаты). Наши отношения были хорошими, но непростыми, поскольку мы жили почти в двух часах езды друг от друга. При этом она преподавала в школе, а я усиленно занимался бизнесом. Времени на общение катастрофически не хватало: мы виделись лишь по выходным и праздникам.

Если вас когда-либо разделяли с любимым человеком многие километры, вы знаете, что длительные расставания могут быть сильным источником напряжения. Вы хотите быть вместе, но достичь этого нелегко. Зачастую напряжение приводит к разногласиям, недоразумениям и спорам.

Мы дошли до той точки, когда нужно было либо выйти на новый уровень как пара, либо расстаться.

«Это не я, это всё ты …»

Однажды мы сели и честно поговорили. Я любил ее и не хотел, чтобы наши отношения закончились. Но было ясно, что без изменений не обойтись.

В процессе обсуждения моя будущая жена выразила мысль, которая кажется мне очень ценной. Она сообщила: «Стив, дело не в расставаниях. У меня такое чувство, что, когда я не рядом, ты обо мне не думаешь».

Ничего себе.

Можете поверить, услышать подобное было крайне тяжело.

Но для меня этот разговор стал моментом истины. Я осознал, как мало усилий я вкладывал в наши отношения во время рабочей недели. Звонки звонками, но общались мы не каждый день.

Моя подруга сказала и другую, не менее важную вещь: «Иногда мне всего-то нужно, чтобы ты послал сообщение или позвонил. Ненадолго. Просто чтобы я знала, что ты меня любишь и вспоминаешь».

Тут я понял, что абсолютный, казалось бы, пустяк может сильно изменить нашу жизнь. И как только я услышал мою спутницу, я дал себе слово каждый день посылать ей теплое сообщение и звонить.

Видите, как просто?

Чтобы отношения улучшились, требовалось выработать всего лишь две привычки. И занимали они, страшно сказать, четверть часа в день.

1. Начинать утро с теплого послания.

2. Разговаривать десять минут по телефону вечером.


Это легкое решение можно выразить в виде простой математической формулы (если вы ботаник вроде меня).

1 теплое сообщение + 1 ежедневный звонок = счастливая подруга

Конечно, в теории это звучало прекрасно. Кто бы мог подумать, что сложнее всего – отправлять утреннее сообщение. Задача не занимает и минуты, но так и норовит вылететь из головы, спозаранку перегруженной «важными» задачами. Но я нашел выход. Я добавил в телефон напоминание на первые полчаса каждого дня. Как только раздавался сигнал, я отправлял теплое сообщение. Вот она, подлинная романтика!

А через несколько недель меня посетила мысль: если я уже начинаю утро с небольшой, но полезной привычки, почему бы не добавить к ней и другие?

Я решил отводить полчаса быстрым, но важным делам. Среди них: приготовление полезного напитка, обзор задач, изучение рынка для бизнеса и выделение трех приоритетных задач на день. Каждый пункт отнимал максимум пять минут, но все это улучшило мою жизнь, потому что было напрямую связано с ключевыми целями.

В 2014 году я заговорил об этом открытии (и назвал его «блоки привычек») в своем блоге и даже издал книжку, в которой объяснял, как включить новые привычки в свой график.

Блоки привычек: 2017 год и далее

С блоками привычек жизнь сильно изменилась. Моя подруга стала женой. Я живу в доме, который находится в двух часах езды от старой квартиры. Нашему сынишке исполнилось 11 месяцев. Я провожу с ним каждое утро, когда мы остаемся в доме вдвоем. Это называется «папа ухаживает за ребенком».

А блоки по-прежнему работают. Конечно, я вносил коррективы, менял некоторые пункты. Но все равно я начинаю утро с серии небольших действий, напрямую связанных с важными для меня целями.

Подробнее я расскажу об этом в части IV, а пока, прежде чем переходить к основному содержанию книги, несколько слов о том, чем второе издание отличается от первого.

О блоках привычек: второе издание

Вы держите в руках второе издание книги. Первую версию я написал в апреле 2014 года, и привел в ней личный список повседневных привычек.

Идея понравилась многим читателям, но не всем. Критики отмечали главным образом две вещи:

1. Концепция блоков изложена неполно.

2. Некоторые небольшие действия выглядят слишком простыми.


Что ж, соглашусь: хотя описанный график был полезен для меня, я недостаточно хорошо объяснил, как он поможет другим людям.

И я решил сделать улучшенную версию книги.

Сначала я думал добавить несколько кратких пояснений. Но по мере того, как поступали всё новые отклики читателей, я понял: книге нужен «капремонт». Нужно все подробно разобрать и привести другие примеры. В результате второе издание:

В два раза объемнее и ясно объясняет, чем хороша идея блоков;

Разбирает 127 небольших привычек и указывает, с чего начинать;

Показывает, как вырабатывать устойчивые привычки;

Дает примеры конкретных блоков;

Сопровождается бесплатным сайтом с обилием бонусных материалов, которые помогут закрепить привычки.

Даже если вы читали первую версию, ручаюсь, что в обновленном втором издании вы найдете много свежей информации. Вы не только заново осознаете плюсы выработки привычек, но и поймете, как встроить эти изменения в свой рабочий график.

О приложениях и ресурсах

Если вы любите использовать для выработки привычек высокие технологии, обратите на них внимание. Но если вы не в ладах с приложениями, то морочиться не стоит. Здесь все индивидуально: можно взять то, что по душе, а остальным пренебречь.

И наконец, у вас нет необходимости делать отдельный список ресурсов, упомянутых в книге: все они есть на сопроводительном сайте.

Начинаем формирование блоков

Формирование блоков преобразило мою жизнь. Я не волнуюсь о том, когда буду совершать одно из небольших, но важных дел. Вместо этого я подыскиваю оптимальное время, а затем добавляю новое дело к одному из имеющихся блоков. Это позволяет мне контролировать ключевые цели, не перегружая день напоминаниями.

Если вы готовы выявлять небольшие действия, которые преобразят вашу жизнь, читайте дальше – и откройте для себя силу маленьких шагов. Для начала мы поговорим о важности постановки задач и выявления личных правильных привычек.

Часть II
Цели и как они связаны с привычками

Почему цели важны

Лучший способ создать блок – объединить действия, относящиеся к вашим жизненным запросам. Нет смысла множить случайные привычки, которые не имеют смысла лично для вас. Каждая из них должна быть связана с вашими целями. Тем легче выстроить из них логичную систему.

У всех нас разные цели. Поэтому не существует правильного ответа на вопрос о том, какие привычки важны. Однако практика показывает, что почти каждую задачу можно отнести к одной из следующих категорий:

1. Карьера . Цели этой категории связаны с повышением производительности труда, увеличением оборота капитала, продвижением по служебной лестнице. Чего бы вы ни хотели – усовершенствовать рабочий навык или улучшить структуру бизнеса, – карьерные цели важны, ибо напрямую влияют на остальные шесть сфер жизни.

2. Финансы . Чем вы старше, тем важнее эти цели. Как вариант: сделать пенсионные накопления, улучшить кредитную историю, погасить задолженность по кредитной карте, сделать долгосрочные капиталовложения.

3. Здоровье . С помощью реализации этих целей вы сумеете поддерживать хорошую физическую форму и придерживаться правильного питания. В этой категории может быть много подцелей: сбросить вес, начать выбирать полезные продукты, разнообразить пищевой рацион, заниматься зарядкой.

4. Досуг . Данная категория целей связана с занятиями, важными лично для вас. Зачастую нам не до этого: хватает других забот. Однако, если вечно отказывать себе в приятном, это скажется на качестве жизни. Примеры целей: запланировать отпуск, уделять больше времени близким, найти себе хобби (скажем, пивоварение, охота, кулинария, рисование).

5. Организация жизни . Эти цели помогут вам упорядочить и разгрузить жизнь. Например: навести порядок в окружающей обстановке, чтобы в ней не было ничего лишнего, в частности регулярно убирать дома и избавляться от вещей, которые перестали приносить радость.

6. Взаимоотношения . Цели этой категории связаны с улучшением взаимоотношений с людьми, которые для вас важны, например с родными и близкими, друзьями. Можно улучшить свои социальные навыки, найти романтического партнера… да и просто поработать над своим характером, чтобы с вами было легче общаться.

7. Духовность . Эта сфера имеет особый смысл для каждого из нас. Сюда входят медитация и молитва, йога и помощь другим, аутотренинг. По большому счету к данной категории можно отнести все, что помогает обрести душевное спокойствие и гармонию.

Как видите, ставить можно разные цели. Вот почему важно отследить то, что для вас по-настоящему важно. Для этого пригодятся вопросы, к которым мы сейчас перейдем.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".


Переводчик Глеб Ястребов

Редактор Карина Бычкова

Главный редактор А. Василенко

Руководитель проекта Я. Грецова

Корректоры Е. Аксёнова, О. Улантикова

Компьютерная верстка А. Абрамов

Дизайн обложки Ю. Буга


Translated and published by Alpina Publisher with permission from Oldtown Publishing. This translated work is based on Habit Stacking: 127 Small Actions That Take 5 minutes or Less by S.J. Scott.

© Oldtown Publishing LLC, 2017

All rights reserved. Oldtown Publishing is not affi liated with Alpina Publisher or responsible for the quality of this translated work. Translated arrangement managed RussoRights, LLC on behalf of Oldtown Publishing.

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2018


Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

* * *

Присоединитесь к сообществу

Хотите сформировать ключевые привычки для ваших целей? Если да, вам поможет сообщество «Развивайте хорошие привычки» (www.HabitsGroup.com).

Это замечательная группа. В ней состоят единомышленники, поставившие задачу чего-то достичь. Там вы узнаете о том, как овладеть нужными навыками, найдете помощников и зададите вопросы о сложностях. Если вы хотите получить от книги максимум пользы – данный ресурс для вас.

Чтобы присоединиться к сообществу, просто зайдите на сайт:

Часть I
Введение

Сила небольших действий

Вообразите, какой была бы жизнь, если бы вы начинали день с небольших действий, создающих цепную реакцию изменений к лучшему .

Вы съедаете здоровый завтрак, тепло общаетесь с близкими и беретесь за ключевые задачи. Затем в течение дня переходите к другим привычкам, которые позитивно влияют на ваши основные цели. Гарантирую: вы ощутите бóльшую полноту жизни. И дела пойдут на лад.

А всего-то надо не забыть о маленьких шагах, связанных с вашими важными целями.

Особых усилий не потребуется. Почти все действия займут максимум пять минут. Но, если повторять их часто, они дадут мощный кумулятивный эффект. В качестве примера: готовьте полезные напитки, пишите письма любимому человеку и заведите привычку ставить с утра три приоритетные задачи. Повторяйте любое из этих дел регулярно, и у вас серьезно улучшатся здоровье, отношения и рабочая продуктивность.

Подумайте, какой будет жизнь, если весь день наполнится подобными делами! Может ли она измениться без масштабных усилий? Держу пари, что может!

Как преобразить отношения: пятиминутное упражнение

Силу небольших дел легко недооценить. Дескать, какой толк от пустяка. Если вы так думаете, предлагаю простое упражнение. Его выполнение займет минут пять.

Наверняка в вашей жизни есть человек, которого вы любите всей душой: жена или муж, партнер, отец или мать, ребенок, близкий друг. Он многое для вас значит, но вы давно ему об этом не напоминали. Прямо сейчас (или хотя бы сегодня) скажите ему, что любите его.

Как именно это сделать, решайте сами. Можно сообщить при встрече, а можно позвонить или послать письмо. Если стесняетесь, отправьте сообщение. Просто выразите в нескольких предложениях, как много он для вас значит.

Я не шучу.

Отложите книгу и пообщайтесь с этим важным для вас человеком!

А я подожду.

Итак, вы снова здесь.

И каково это: рассказать о своих чувствах близкому? Наверняка замечательно!

И много ли времени заняло? Всего несколько минут, правда? Может, чуть больше, ведь разговор завязался сам собой.

Вот и подумайте, какой станет жизнь, если вы будете поступать подобным образом изо дня в день. Да еще вести себя так с каждым важным для вас человеком: говорить слова, полные любви и тепла.

Опять-таки не важно, какой способ связи вы выберете. Можно звонить, отправлять СМС или открытки в интернете (если человек далеко). Да хоть писать на стикере. Главное – делать!

Подумайте, как хорошо это скажется на ваших отношениях. Люди, которые вам небезразличны, будут слышать с утра слова любви. А вы начнете день с мысли, что принесли радость дорогому человеку.

Все это абсолютно реально: стоит только начать совершать небольшие действия.

Небольшие действия приводят к успеху

Все мы наслышаны о внезапных успехах. Музыкант записывает популярный дебютный альбом, главный управляющий стартапа продает компанию за миллиард долларов, простой парень срывает многомиллионный лотерейный джекпот. Наше общество любит рассказы о людях, поймавших птицу счастья.

Увы, все это сказки. Везет единицам, а остальным , как правило, не фартит.

А всё почему? Потому что они считают, что обретение успеха – это событие . Будто можно выбиться из грязи в князи, не шевельнув пальцем. Словно можно быть никем, но встретить нужного человека, который заметит ваш уникальный талант и вознесет на олимп богатых знаменитостей.

К сожалению, в реальной жизни так почти не бывает.

Поговорите с любым, кто многого добился, и он расскажет, что обретение успеха – это всегда процесс . Это нудная и кропотливая работа изо дня в день, когда вы снова и снова делаете одно и то же. Тягучая рутина. День за днем. Три шага вперед, два назад. Вы тянете лямку – часто в течение долгих лет – и достигаете успеха.

Такова реальность. Успех – это не удача и не событие, а результат тяжкого труда и ежедневных действий.

Вспомним знаменитую фразу, которую часто приписывают Томасу Джефферсону:

«Я твердо верю в удачу. И я заметил: чем больше я работаю, тем я удачливее».

Люди, которые достигают успеха в жизненной игре, понимают великую силу маленьких шагов. Эти личности отличают два ключевых умения:

Выявлять важнейшие действия (или привычки), связанные с поставленными целями.

Повторять эти действия каждый день .


Проще говоря, если вы знаете важные задачи, связанные с вашей целью, и неустанно их выполняете, вы обгоните людей, которые подыскивают оправдания своим неудачам.

Процитирую книгу Джеффа Олсона «Тонкая грань» (The Slight Edge):

«То, что вы делаете, имеет значение. То, что вы делаете сегодня , имеет значение. То, что вы делаете каждый день , имеет значение. Успешные люди… делают вещи, которые выглядят несущественными в момент их совершения, но повторяют их снова и снова, пока те не дадут совокупный эффект».

Эффекта, о котором говорит Олсон, можно достичь путем включения в свою жизнь небольших действий.

Важность небольших действий

Мелочи положительно или отрицательно влияют на каждую область нашей жизни. Вернемся к известному примеру: отношения с близкими пойдут на лад, если вы решите регулярно говорить теплые слова.

Вообразите, что будет, если вы станете посылать душевные сообщения хотя бы только жене.

Каждый день. Без пропуска.

Ручаюсь, что ваши отношения изменятся до неузнаваемости.

А вот противоположный вариант: вы изо дня в день игнорируете, высмеиваете и унижаете жену. Даже если сделать это раз или два, это не пойдет на пользу вашему браку. Но я ручаюсь , что, если вы будете вести так себя регулярно, развода не миновать.

На днях я прочитал статью, где говорилось о том же. Автор объяснял, почему важно «заморачиваться по пустякам». Важно устанавливать эмоциональную взаимосвязь с дорогими для вас людьми, оказывая им мелкие знаки внимания, интереса, привязанности и поддержки. Все близкие ждут от вас элементарного внимания.

Небольшие действия хороши легкостью выполнения. Обычно на них уходит лишь несколько минут, но ими часто пренебрегают, поскольку они не кажутся важными. То ли дело подготовка презентации по работе…

Хуже того, на небольшие действия часто закрывают глаза, поскольку они легки. Вы убеждаете себя, что займетесь этим «чуть позже». Ведь дело не требует усилий, а значит, для него не нужно выкраивать время в графике. И вот день позади, но ничего так и не сделано. Это я называю парадоксом «Еще успеется».

Парадокс «Еще успеется»

Как часто вы думали «Надо не забыть…», а через несколько часов осознавали, что дело вылетело из головы?

Это может быть сущий пустяк, мелочь или даже действие, которое займет две минуты (выпить витамины или почистить зубы нитью).

Некоторые задачи выглядят столь легкими, что их странно включать в ежедневник. Они того не стоят.

Но позвольте вас спросить: часто ли вы помнили о каждой из них? Держу пари, что нет.

Таков парадокс маленьких привычек. Следовать им легко: проще не придумаешь. Но ими пренебрегают, поскольку их игнорирование не дает немедленных негативных последствий.

Хотя каждое небольшое действие не требует усилий, нужно предпринять меры, чтобы всегда помнить о нем.

Значит, не обойтись без памяток . Но, если наполнить жизнь десятками записок, заметок и стикеров, голова пойдет кругом. Лучше разбить небольшие действия на группы, используя метод блоков .

Метод блоков: краткое определение

Понятно, что перенять привычку нелегко . Дел по горло, и число их растет. Реально ли встроить нечто новое в ежедневную рутину? Я утверждаю: у вас не просто достаточно времени для выработки любой новой привычки; вы можете включить в рабочий график буквально десятки привычек без каких-либо негативных последствий для распорядка дня.

А всего-то нужно:

1. Выявить небольшие, но важные действия (например, отправлять теплые послания дорогим людям).

2. Объединить их с другими важными действиями.

3. Выделить в ежедневном расписании время для них.

4. Найти триггер-напоминалку.

5. Сделать начало сверхлегким.


В целом суть проста: сформировать важные для себя привычки, объединяя их в блоки .

Объединить привычки. В блоки.

Раз плюнуть, правда?

Метод хорош тем, что снимает стресс от появления массы новых дел. Вы начинаете с нескольких простых, но эффективных привычек, а затем увеличиваете их число. Вы и сами не заметите, как они встроятся в ежедневный график.

Этот блок привычек станет такой же органичной частью дня, как и обычные процедуры, которым вы следуете, когда встаете утром и собираетесь на работу, а вечером укладываетесь спать.

Надеюсь, этому вас научит моя книга.

Как устроена книга

Задача данного издания состоит в том, чтобы помочь вам выявить важные небольшие действия и встроить их в ежедневный график – не ощущая перегруза от этих перемен.

Вот почему я разделил книгу на двенадцать разделов.


Часть I (та, которую вы читаете) объясняет, что такое блоки привычек, а также почему небольшие действия важны.

Часть II посвящена целям. Почему они важны? Как поставить цели, созвучные жизненным запросам? Как они соотносятся с тремя типами привычек, о которых у нас пойдет речь?

Часть III коротко освещает психологию блоков привычек и то, как с ее помощью запомнить все небольшие и важные действия.

Часть IV объясняет, с чего начать. Я приведу девять правил создания блока и 13 шагов, призванных сформировать первую программу.

Часть V – это первый из семи разделов, в рамках которых мы разберем 127 привычек. Мы начнем с карьерных целей. Как увеличить производительность труда? Как повысить доходы? Как внедрить привычки, способствующие улучшению вашей работы?

Часть VI посвящена финансам. Как копить деньги на пенсию? Как улучшить кредитную историю? Как избавиться от долга на кредитной карте? Как делать инвестиции, чтобы обрести долгосрочный капитал?

Часть VII переходит к привычкам в области здоровья. Как поддерживать физическую форму? Как правильно питаться? Какие правила помогут гарантировать безопасность вам и вашей семье?

Часть VIII касается досуга. На первый взгляд отдых может подождать. Но почему бы вам не улучшить общее качество жизни?

Часть IX посвящена организованности. Как делать все методично и планомерно, чтобы не ощущать перегруза от жизненных задач?

Часть X охватывает тему отношений. Как улучшить отношения с людьми, которые вам важны? Как завести новые знакомства?

Часть XI посвящена духовности. Сюда входят разные темы: медитация, молитва, йога, помощь другим людям, чтение аффирмаций.

Часть XII предлагает девять примеров возможных блоков, а также пути преодоления шести трудностей, с которыми можно столкнуться в процессе выработки привычек. На том и закончим.


Возможно, вы захотите взять быка за рога и перейти к части V. Однако я очень советую читать книгу по порядку. Каждый раздел опирается на усвоенное в предыдущих главах. К тому моменту, как вы дойдете до описания конкретных привычек, вы сможете точно выбрать действия, максимально полезные для вашей жизни.

Об авторе

Прежде чем начать, позвольте представиться и вкратце объяснить, как у меня появилась идея создания блоков привычек.

Меня зовут Стив Эс Джей Скотт. Я веду блог под названием Develop Good Habits («Развиваем хорошие привычки») и написал целый ряд книг на данную тему. Все они доступны на сайте HabitBooks.com.

Здесь я хочу показать, как постоянная выработка привычек помогает улучшить жизнь. Я не собираюсь читать нотации, а лишь предложу простые методы, которыми легко пользоваться даже в самый загруженный день.

На идею блоков я напал случайно. Все началось с тупика в трудной ситуации и попыток найти выход. Дело было так.

В 2012 году я уже много месяцев встречался с замечательной женщиной (сейчас мы женаты). Наши отношения были хорошими, но непростыми, поскольку мы жили почти в двух часах езды друг от друга. При этом она преподавала в школе, а я усиленно занимался бизнесом. Времени на общение катастрофически не хватало: мы виделись лишь по выходным и праздникам.

Если вас когда-либо разделяли с любимым человеком многие километры, вы знаете, что длительные расставания могут быть сильным источником напряжения. Вы хотите быть вместе, но достичь этого нелегко. Зачастую напряжение приводит к разногласиям, недоразумениям и спорам.

Мы дошли до той точки, когда нужно было либо выйти на новый уровень как пара, либо расстаться.

«Это не я, это всё ты …»

Однажды мы сели и честно поговорили. Я любил ее и не хотел, чтобы наши отношения закончились. Но было ясно, что без изменений не обойтись.

В процессе обсуждения моя будущая жена выразила мысль, которая кажется мне очень ценной. Она сообщила: «Стив, дело не в расставаниях. У меня такое чувство, что, когда я не рядом, ты обо мне не думаешь».

Ничего себе.

Можете поверить, услышать подобное было крайне тяжело.

Но для меня этот разговор стал моментом истины. Я осознал, как мало усилий я вкладывал в наши отношения во время рабочей недели. Звонки звонками, но общались мы не каждый день.

Моя подруга сказала и другую, не менее важную вещь: «Иногда мне всего-то нужно, чтобы ты послал сообщение или позвонил. Ненадолго. Просто чтобы я знала, что ты меня любишь и вспоминаешь».

Тут я понял, что абсолютный, казалось бы, пустяк может сильно изменить нашу жизнь. И как только я услышал мою спутницу, я дал себе слово каждый день посылать ей теплое сообщение и звонить.

Видите, как просто?

Чтобы отношения улучшились, требовалось выработать всего лишь две привычки. И занимали они, страшно сказать, четверть часа в день.

1. Начинать утро с теплого послания.

2. Разговаривать десять минут по телефону вечером.


Это легкое решение можно выразить в виде простой математической формулы (если вы ботаник вроде меня).

1 теплое сообщение + 1 ежедневный звонок = счастливая подруга

Конечно, в теории это звучало прекрасно. Кто бы мог подумать, что сложнее всего – отправлять утреннее сообщение. Задача не занимает и минуты, но так и норовит вылететь из головы, спозаранку перегруженной «важными» задачами. Но я нашел выход. Я добавил в телефон напоминание на первые полчаса каждого дня. Как только раздавался сигнал, я отправлял теплое сообщение. Вот она, подлинная романтика!

А через несколько недель меня посетила мысль: если я уже начинаю утро с небольшой, но полезной привычки, почему бы не добавить к ней и другие?

Я решил отводить полчаса быстрым, но важным делам. Среди них: приготовление полезного напитка, обзор задач, изучение рынка для бизнеса и выделение трех приоритетных задач на день. Каждый пункт отнимал максимум пять минут, но все это улучшило мою жизнь, потому что было напрямую связано с ключевыми целями.

В 2014 году я заговорил об этом открытии (и назвал его «блоки привычек») в своем блоге и даже издал книжку, в которой объяснял, как включить новые привычки в свой график.

Блоки привычек: 2017 год и далее

С блоками привычек жизнь сильно изменилась. Моя подруга стала женой. Я живу в доме, который находится в двух часах езды от старой квартиры. Нашему сынишке исполнилось 11 месяцев. Я провожу с ним каждое утро, когда мы остаемся в доме вдвоем. Это называется «папа ухаживает за ребенком».

А блоки по-прежнему работают. Конечно, я вносил коррективы, менял некоторые пункты. Но все равно я начинаю утро с серии небольших действий, напрямую связанных с важными для меня целями.

Подробнее я расскажу об этом в части IV, а пока, прежде чем переходить к основному содержанию книги, несколько слов о том, чем второе издание отличается от первого.

О блоках привычек: второе издание

Вы держите в руках второе издание книги. Первую версию я написал в апреле 2014 года, и привел в ней личный список повседневных привычек.

Идея понравилась многим читателям, но не всем. Критики отмечали главным образом две вещи:

1. Концепция блоков изложена неполно.

2. Некоторые небольшие действия выглядят слишком простыми.


Что ж, соглашусь: хотя описанный график был полезен для меня, я недостаточно хорошо объяснил, как он поможет другим людям.

И я решил сделать улучшенную версию книги.

Сначала я думал добавить несколько кратких пояснений. Но по мере того, как поступали всё новые отклики читателей, я понял: книге нужен «капремонт». Нужно все подробно разобрать и привести другие примеры. В результате второе издание:

В два раза объемнее и ясно объясняет, чем хороша идея блоков;

Разбирает 127 небольших привычек и указывает, с чего начинать;

Показывает, как вырабатывать устойчивые привычки;

Дает примеры конкретных блоков;

Сопровождается бесплатным сайтом с обилием бонусных материалов, которые помогут закрепить привычки.

Даже если вы читали первую версию, ручаюсь, что в обновленном втором издании вы найдете много свежей информации. Вы не только заново осознаете плюсы выработки привычек, но и поймете, как встроить эти изменения в свой рабочий график.

О книге




После прочтения вы сможете:






Определять, что действительно важно для вас, и игнорировать всё...

Читать полностью

О книге
Все мы хотим выполнять дела вовремя и быть продуктивными. Но на деле мы откладываем важные дела, а потом ужасаемся от количества пунктов в списке задач - и снова всё откладываем. Решение - выработать правильные привычки, которые позволят избегать прокрастинации. В этом вам поможет эта практичная книга - каталог немедленно реализуемых идей без "воды" и с четкой структурой:

Почему конкретная стратегия работает?
С какими ограничениями она борется?
Как немедленно применить её на практике?
После прочтения вы сможете:

Брать любое задание в немедленную работу - даже если вы не в настроении для этого;
Начинать день с выполнения самых приоритетных задач;
Разбивать очень сложные проекты на мелкие задачи;
Находить мотивацию тогда, когда не хочется работать над сложными задачами;
Говорить "нет" бессмысленным проектам и просьбам, не обижая начальство, коллег и друзей;
Определять, что действительно важно для вас, и игнорировать всё остальное.

Для кого эта книга
Для всех, кто хочет перестать откладывать дела на потом и не хочет ради этого изучать многостраничный теоретический талмуд.

Об авторе
Эс Джей Скотт - автор бестселлеров по личному развитию, продуктивности, привычкам и тайм-менеджменту. Всегда фокусируется только на практике и конкретных приемах, полностью избегая "воды" и теории в своих работах. Основатель сайта "Develop Good Habits".

Скрыть

Текущая страница: 1 (всего у книги 6 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Эс Джей Скотт
Новый год прокрастинатора. 23 привычки, которые помогут побороть лень и достичь результатов

S.J. Scott

23 Anti-Procrastination Habits

HOW TO STOP BEING LAZY AND GET RESULTS IN YOUR LIFE


Издано с разрешения Scott Patterson


Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая фирма «Вегас-Лекс»


© S.J. Scott, 2013. All rights reserved

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2016

* * *

Что такое прокрастинация?

Такое случается даже с лучшими из нас: предположим, вам предстоит какое-то очень важное дело. Его необходимо довести до победного конца. Но вы все равно пытаетесь найти множество предлогов отложить дело на потом – сначала нужно переговорить с Бобом; документы пока не готовы; непонятно, с чего начинать… в чем бы ни состояли эти предлоги, все мы время от времени сталкиваемся с проявлениями собственной прокрастинации1
Прокрастинация (от англ. procrastination – задержка, откладывание) – откладывание дел на потом, которое приводит к каким-то болезненным психологическим эффектам. Здесь и далее примечания переводчика.

Более того, отложенные дела имеют свойство накапливаться. Даже когда вы в итоге справляетесь с заданием, откуда ни возьмись появляются пять новых. И неважно, сколько вы прилагаете усилий – карусель новых дел продолжает вертеться.

Все мы в тот или иной момент впадаем в прокрастинацию. Большинство из нас сталкиваются с такой ситуацией лишь изредка, но для кого-то прокрастинация стала серьезной проблемой. Эта книга написана как раз для них – для тех, кто регулярно пытается, но никак не может справиться с рабочими и личными делами в срок.

Вообще-то победить прокрастинацию не так уж и сложно. Все, что нужно сделать, – это выработать такие же привычки , как у бесчисленного множества успешных людей. Ведь эти люди сталкиваются с такими же страхами и препятствиями, что мешают и вам, но они умеют действовать по плану, потому что специально этому учились.

В книге «Новый год прокрастинатора. 23 привычки, которые помогут побороть лень и достичь результатов» вы найдете целый список идей, которые помогут вам в каждодневной борьбе с этой неприятной привычкой. В большинстве подобных изданий вам просто предлагается перечень полезных советов; здесь же вы узна ете, почему срабатывает та или иная специфическая стратегия; какое ограничивающее убеждение она помогает устранить; как можно незамедлительно применить ее в собственной жизни. В общем, вы сможете отследить причины, лежащие в основе вашей прокрастинации, и самостоятельно решить, как их устранить.

Кто я такой?

Меня зовут Эс Джей Скотт. Я веду блог под названием Develop Good Habits.

Цель блога – показать, как формирование устойчивых привычек помогает сделать жизнь более счастливой. Я не читаю скучных лекций – я предлагаю простые стратегии, которые может легко применить даже самый занятой человек. Я на собственном опыте убедился в том, что лучший способ добиться перемен – действовать шаг за шагом, формировать по одной качественно новой привычке за один раз.

Я боролся с прокрастинацией бо льшую часть своей жизни. Ночи накануне экзаменов в старших классах и в колледже я проводил за лихорадочной зубрежкой. Я хронически запаздывал со сдачей курсовых работ и никак не мог себя заставить сдержать даже самое простое обещание – просто забывал о нем.

И только в 2003 году я решил вплотную заняться этой проблемой. Тогда я делал первые шаги в онлайн-бизнесе и обнаружил простую истину: «Каждый несет стопроцентную ответственность за собственную жизнь». Эта истина заставила меня осознать, что, если я хочу добиться в бизнесе результатов, прежде всего нужно изменить самого себя. Несколько лет я посвятил чтению и претворению в жизнь идей и стратегий из самых различных книг и сайтов по персональной продуктивности. Среди них – Getting Things Done2
Аллен Д . Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса. – 8-е изд. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.

43 Folders, Zen Habits, Eat the Frog, The Success Principles, The War of Art3
43 Folders – блог Мерлина Манна, посвященного идеям тайм-менеджмента, продуктивности и генерации идей. Для напоминания о предстоящих делах на 31 день и 12 следующих месяцев автор предлагает воспользоваться системой из 43 папок.
Zen Habits – популярный блог Лео Бабаута. В блоге идет речь о разнообразных привычках и вещах, с которыми люди сталкиваются повседневно, но не придают им должного значения.
Eat the Frog – книга Брайана Трейси, посвященная проблеме прокрастинации. Трейси Б . Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
The Success Principles – книга Джека Кэнфилда и Джанет Свитцер.
The War of Art – книга Стивена Прессфилда. Посвящена преодолению препятствий в творчестве.

The 7 Habits of Highly Effective People4
Кови С . Семь навыков высокоэффективных людей. М.: Альпина Паблишер, 2014.

И множество других. Кроме того, я на себе протестировал разнообразные тактические приемы.

Каков результат?

Сейчас у меня успешный интернет-бизнес и три электронные книги.

И хотя я еще не добрался до истинных высот персональной продуктивности, все же за последние годы я проделал немалый путь. И все это благодаря формированию привычек, нацеленных на получение результата. Другими словами, я выработал у себя привычку к борьбе с прокрастинацией.

О книге «Новый год прокрастинатора. 23 привычки, которые помогут побороть лень и достичь результатов»

Вообще-то эта книга не обо мне – она о том, что я узнал за последние несколько лет. Я написал ее, чтобы помочь вам преодолеть свои проблемы, и поэтому попытался рассказать, на что это похоже – каждый день предпринимать последовательные действия, следуя определенному плану. И хотя никакая книга сразу же не избавит вас от искушения откладывать дела на потом, она поможет вам понять, почему это происходит и как развить особые привычки для преодоления подобных искушений.

Информация в книге изложена также по определенному плану. Во-первых, мы познакомимся с философией прокрастинации. Потом узнаем, какие семь оправданий приводят люди, когда впадают в прокрастинацию. В-третьих, мы поговорим о 23 способах, которые помогут преодолеть ментальные барьеры. И, наконец, я помогу вам претворить полученные знания в жизнь.

Все это легко выполнимо. Достаточно познакомиться с оглавлением – и вы поймете, что я имею в виду.

Прокрастинация как привычка (или как НЕ доводить дела до конца)

Каждый успех (и каждая неудача) в вашей жизни уходит корнями в привычки. Все, чего вы добиваетесь в жизни, зависит от ваших каждодневных дел.

Давайте посмотрим правде в глаза – наша жизнь во многом состоит из рутинных привычек. Мы встаем по утрам и следуем одному и тому же ритуалу: принимаем душ, чистим зубы, одеваемся, готовим завтрак, едем на работу, проводим день в делах, возвращаемся домой.

Кто-то предпочитает следовать привычкам, которые ведут к самосовершенствованию : ставит цели, читает вдохновляющие книги, работает над важными проектами и не обращает внимания на отвлекающие факторы. Другие же выбирают привычки, ведущие к саморазрушению : работают спустя рукава, свободное время тратят на телевизор, социальные сети и пустую болтовню, едят вредную пищу и винят других в собственных неудачах.

Привычки могут быть и хорошими, и плохими одновременно. Они определяют, кто мы, что мы делаем и чего добиваемся в жизни. Интересный факт: все привычки формируются по единой схеме. Когда вы поймете, как это происходит, вы начнете уверенно включать в свою жизнь любую новую привычку.

Скажем, вы хотели бы полчаса в день посвящать написанию книги. Тогда нужно сформировать такую привычку, следуя схеме, которая помогла многим:

1. Каждый день выделяйте на данную привычку нужное вам время.

2. Создайте памятку-напоминание, которая скажет, что пора уделить время своей привычке.

3. Начните с небольшой цели (например, творить в течение 5 минут).

4. Отслеживайте свои успехи, чтобы убедиться, что вы каждый день уделяете привычке достаточно времени.

5. Составьте план на те дни, когда вы «не в настроении» творить.

6. Прилагайте больше усилий, пока не начнете целенаправленно работать 30 минут в день.

Что здесь общего с прокрастинацией?

И хорошие, и плохие ваши привычки сформировались путем повторения. В какой-то момент своей жизни вы развили у себя привычку прокрастинации, потому что она давала вам пусть недолгое, но приятное ощущение из серии «живи моментом». Но чего вы, вероятно, не сделали – так это не научились испытывать такие приятные ощущения и все равно заниматься делами.

Одна из основных причин, по которым люди откладывают что-то на потом, состоит в том, что необходимость выполнить то или иное действие входит в конфликт с устоявшимися привычками. Каждый раз, когда вы пытаетесь заняться тем, что не является частью повседневной рутины, приходится прилагать усилия и собирать волю в кулак. Это особенно верно в том случае, если дело вам неприятно.

Простейший способ победить прокрастинацию – не сражаться с ней. Просто замените ее полезными привычками.

Когда выполнение трудного дела превратится в привычку, вы с удивлением обнаружите, что и эту привычку будет очень сложно преодолеть. В итоге вы станете выполнять такие дела, не прилагая сознательных усилий, – так, как вы чистите зубы, смотрите телевизор и ведете машину. Все, что нужно, – это схема, которая поможет разбить любое дело на составные части. Эти маленькие действия вы можете выполнять каждый день и доводить их до конца.

Все мы время от времени испытываем искушение поддаться прокрастинации – это совершенно нормальная реакция человека, перед которым стоит сложная проблема. Проблема в том, чтобы понять, почему вы откладываете трудные дела. В следующей главе мы познакомимся с семью основными оправданиями, за которые цепляются люди, чувствующие искушение прокрастинации.

Семь оправданий прокрастинатора

Найти повод отложить дело – задача легче некуда! Нам же важно понять, когда основание отодвинуть дело на потом действительно серьезное, а когда это просто изящно сконструированная отговорка. Бо льшая часть наших прокрастинаторских действий проистекает из подсознательных страхов или самоограничивающих убеждений. Если вы возьмете на себя труд исследовать эти страхи и убеждения, то обнаружите, что нет ничего сложного в том, чтобы их преодолеть, а потом сформировать образ мышления, ориентированный на действия.

Наш разум – удивительный механизм. Он позволяет нам, основываясь всего лишь на воображении, создавать все что угодно. Но он может и ограничивать способность к действию. Работая над той или иной задачей, мы часто заходим в тупик не потому, что не хотим достичь результата, а из-за несоответствующего образа мышления.

Основная причина привычки к прокрастинации – самоограничивающие убеждения. Если не контролировать такого рода мысли, они заставят искать удобные объяснения, почему вы никак не можете завершить проект или выполнить задание. Но как только вы задумаетесь над такими оправданиями, то сразу же поймете, что по большей части они вызваны скрытыми страхами или деструктивными привычками.

Вот эти семь классических оправданий. Как только вы поймете, откуда они берутся, вы совершите очень серьезный шаг к преодолению прокрастинации.

Оправдание первое: «Это не имеет значения»

Люди часто отодвигают дела, которые не кажутся им такими уж важными. Иногда это происходит из-за того, что нам не ставят жестких сроков. Порой нам представляется, что это неприятное задание не очень-то влияет на долгосрочную цель. А нередко, чтобы выполнить задание, нам нужно преодолеть какой-то глубоко укоренившийся страх.

Один из простейших способов победить отговорку «это не имеет значения» – сформировать у себя привычку принимать простые решения. Тогда вы либо выполните задание, либо наберетесь мужества отказаться от него. Как вы скоро узнаете, один из лучших методов преодолеть прокрастинацию – научиться принимать решения, даже если ради этого придется отбросить что-то, некогда казавшееся важным.

Оправдание второе: «Сначала мне нужно сделать то-то и то-то»

Порой мы не можем довести важный процесс до конца, потому что прежде, чем выполнить какое-то основное дело, нам нужно сделать что-то другое. И не важно, в чем именно заключается это основное дело – звонок, противоречивое задание или обычный поход за покупками, – мы все равно легко впадаем в прокрастинацию, потому что находится нечто, что нужно сделать до того.

С таким оправданием можно попрощаться раз и навсегда, сформировав привычку доводить каждое дело до конца. Важно разбить основное задание на серию дел помельче, которые можно выполнять без особых усилий ежедневно.

Оправдание третье: «Прежде чем приступать, мне нужно собрать информацию»

Иногда это действительно серьезное оправдание. Часто мы получаем задания, требующие интенсивных предварительных исследований. Однако это вряд ли может служить существенным оправданием откладывать дела, которыми вы и так занимаетесь каждую неделю.

Не подумайте, что я ехидничаю, но простейшее решение в таком случае – действительно получить больше информации. Если вы не знаете, как что-то делается, – это еще не повод не делать ничего. Сегодня возможно освоить любой навык или найти того, кто им владеет.

Оправдание четвертое: «Я и так перегружен»

Все мы порой бываем завалены делами. Кажется, что, сколько бы мы ни трудились, все равно никогда не удастся вычеркнуть все пункты из списка дел. Обычно такое случается с людьми, страдающими «комплексом супермена» – они считают, что обязательно должны все делать самолично.

Ощущение перегруженности можно устранить, сосредоточившись на действительно важных проектах и делегировав прочие обязанности другим (или просто отказавшись от них). Когда вы узнаете, как определять самое важное, то обнаружите, что многое можно делать «одной левой», при этом регулярно.

Оправдание пятое: «Как раз сейчас у меня нет времени»

Опять-таки, иногда это действительно серьезное оправдание. Порой вы настолько заняты проектом, что просто нерационально начинать еще один. Но оправдание «нет времени» часто превращается в угрожающую привычку прокрастинации, которая заставляет вас постоянно откладывать важные вещи.

Однако стоит только сказать: «У меня нет времени вот именно сейчас» – и всё, вас ждет восхитительное будущее, где работа станет легкой, сложности исчезнут сами собой и появится много времени на развлечения. Многие люди, пусть и подсознательно, прибегают к такому оправданию в тайной надежде, что необходимость выполнять задание исчезнет сама собой.

Если вы продолжаете откладывать дело на некое мифическое «потом», велики шансы, что «потом» никогда не наступит.

Оправдание шестое: «Я забыл»

Люди часто затягивают какое-то дело, потому что благополучно о нем забывают . Разумеется, все мы когда-то что-то упускаем из памяти. Но хроническая забывчивость – признак глубоко укоренившегося сопротивления выполнению каких-то конкретных заданий.

Возможно, вы не считаете это задание важным. Может, страшитесь провала. Или просто не умеете эффективно организовывать работу. Суть в том, что подобная «забывчивость» не является уважительной причиной впадать в прокрастинацию. В какой-то момент вы должны будете принять решение: либо приступить к заданию, либо отказаться от него.

Оправдание седьмое: «Мне просто не хочется»

Да, всегда встречаются дела, от которых бросает в дрожь. Секрет в том, чтобы определить, когда что-то, увы, все-таки нужно сделать, а когда можно просто отказаться от задания раз и навсегда. Часто мы не можем прийти к конкретному решению и избегаем дел, которые могут оказать положительное и долговременное влияние на нашу жизнь. Даже если вы не хотите чего-то делать, это не должно стать единственной причиной отложить дело в сторону. Есть решение лучше: проанализируйте, почему вас так страшит данное дело, и посмотрите, не симптом ли это куда более серьезных проблем.

Почему большинство оправданий – всего лишь самообман

Никто не застрахован от желания объяснить, почему какое-то дело откладывается. Именно поэтому важно сформировать привычки, как раз и предназначенные для того, чтобы предотвратить и преодолеть укоренившиеся модели поиска оправданий.

Далее мы рассмотрим список позитивных привычек, которые стоит внедрить в ваш наполненный делами рабочий день. Я назвал их «способами борьбы с прокрастинацией» (СБП), потому что они помогут действовать даже тогда, когда вас обуревает лень или вы никак не можете обрести мотивацию.

Мы не только рассмотрим каждый такой способ-привычку, но и поговорим о том, каким образом он побеждает одно из семи обычных оправданий, которыми люди стараются извинить прокрастинацию. И когда вы поймете, как преодолеть ограничивающее убеждение, то обнаружите, что сопротивляться искушению отлынивать очень просто.

Давайте начнем с того, что я считаю самым важным способом побороть прокрастинацию.

СБП № 1
При принятии решений используйте правило «80/20» (устраняем оправдание «Как раз сейчас у меня нет времени»)

Мы часто откладываем дела, потому что нам кажется, что мы и так ими завалены, и на новые времени просто нет. По-моему, это слабое оправдание – не что иное, как симптом, говорящий о неумении определить, что для вас в работе и личной жизни действительно важно. К счастью, это можно преодолеть, если четко и последовательно применять правило «80/20».

Согласно принципу, впервые сформулированному Вильфредо Парето5
Вильфредо Парето (1848–1923) – итальянский инженер, экономист и социолог. Один из основоположников теории элит.

20 процентов труда приносят 80 процентов результата. То есть бо льшая часть результатов – следствие внимания к ограниченному набору дел. Этот принцип можно применить и к прокрастинации – для этого достаточно сосредоточиться на действиях, которые принесут значимый результат, и решительно отказаться от всех остальных.

Применение правила «80/20» к борьбе с прокрастинацией состоит из следующих пяти этапов.

Этап 1: Распределите дела по принципу «80/20»

Важно определить набор тех немногочисленных дел, которые оказывают наибольшее влияние на вашу работу. В основном это именно те дела, за которые вам платят. Начните уделять больше времени именно этим занятиям.

Но что если вы не можете определить, какие именно занятия дают искомый 80-процентный результат? Возьмите лист бумаги и запишите, чем вы занимаетесь каждый день. Далее обведите кружком то, что приносит наилучшие результаты. И, наконец, если у вас есть руководитель, спросите его, что важнее всего.

То же относится и к личной жизни. Определите, что действительно имеет значение, а чем вы занимаетесь просто по привычке. Время, которое вы проводите с семьей, занятия спортом, волонтерство и общение – все это можно отнести в 80-процентную группу, поскольку в этом и состоит смысл вашей жизни. А бесконечные часы, проведенные в соцсетях, блуждания по просторам интернета и просиживание перед телевизором в то, что приносит 80 процентов результата, явно не входят, потому что отнимают много времени, не давая почти ничего взамен.

Проанализируйте, какие действия на самом деле приносят 80 процентов результата и делают вашу жизнь осмысленной. Эти знания помогут принять трудные решения на следующем этапе.

Этап 2: Задайте простой вопрос

Время – невозобновляемый ресурс. Каждая минута, потраченная на то или иное дело, – это минус одна минута отпущенного вам жизненного срока. Так зачем тратить время на то, что не так уж и важно?

Каждый раз, когда перед вами возникнет новый проект или задание, задайте простой вопрос: «Это поможет мне или нет с точки зрения правила 80 процентов?»

Обычно мы соглашаемся что-то делать из страха потерять лицо или разочаровать кого-то. Но нет ничего дурного в том, чтобы разобраться, что же в вашей жизни действительно важно. Если вы чувствуете, что нечто отнимает время у того, что приносит 80-процентный результат, постарайтесь любой ценой избежать этого. Помните: никогда не ставьте приоритеты других выше собственных!

Но руководителю не так-то просто сказать «нет»! Вот одно из возможных решений: подойти к руководителю и объяснить, что вы определили для себя дела, которым отдаете высший приоритет, и самый эффективный способ провести время – сосредоточиться на этих делах. Объясните, что чем больше времени вы посвятите этим делам, тем продуктивнее и результативнее будет ваша работа. Вы увидите, что большинство руководителей готовы проявить разумный подход, если вы продемонстрируете, что можете работать лучше, помогая им добиваться лучших результатов.

Этап 3: Отказаться или делегировать

Если вы никак не можете выделить время для нового проекта, нужно оценить все то, чем вы уже занимаетесь. Наверняка есть дела, которые отнимают время у занятий с 80-процентным результатом. Их нужно либо делегировать другим, либо вообще от них отказаться.

Нужно вычеркнуть из списка дел те, которые не имеют серьезного значения. Если то или иное дело не приносит удовлетворения или ощутимых результатов – избавьтесь от него. Либо переложите его исполнение на кого-то другого (то есть делегируйте), либо просто от него откажитесь.

Это снова может означать долгие разговоры с руководителем. Объясните, что вам нужно сосредоточиться на важных делах, а потом спросите, какие именно обязанности можно было бы переложить на других.

Этап 4: Не добавляйте дела – заменяйте их

Приступая к новому проекту, сопротивляйтесь искушению отложить и его в кучу дел, ожидающих исполнения. Это только вызовет у вас чувство перегруженности и приведет к прокрастинации. Есть другое, более простое решение – замените новым проектом тот, который не приносит результатов.

Помните: ваше время ограничено. Если вы чувствуете, что новый проект достаточно важен, чтобы над ним поработать, тогда замените им какое-нибудь занятие с невысоким приоритетом. Так вам удастся сосредоточиться на занятиях с 80-процентным результатом, и вам перестанет угрожать лавина разных времязатратных дел.