Почему нельзя произнести фонему. Фонема в трактовке щербовской и московской фонологической школы

ФОНЕМА

Основное понятие в фонологии - фонема. Термин «фонема» ввел в языкознание великий русско-польский лингвист, „. потомок французских дворян Иван (Ян) Александрович Бодуэн де Куртенэ (1845 - 1929), основоположник Казанской школы языкознания. Он считал фонему психическим вариантом звуков языка. ФОНЕМА - это звукотип, обобщенное, идеальное представление о звуке. Фонему нельзя произнести, произносятся только оттенки фонем. Фонема - общее, реально произносимый звук - частное. В речи звуки подвергаются различным изменениям. Физических звуков, из которых складывается речь, - огромное количество. Сколько людей, столько и звуков, напр., [а] может быть произнесено различно по высоте, силе, длительности, тембру, но все различные миллионы звуков [а] обозначаются одной буквой, отражая один звуковой тип, одну фонему. Разумеется, фонемы и буквы алфавита часто не совпадают, но между ними можно провести параллель. Число тех и других строго ограничено, а в некоторых языках почти совпадает. Фонему можно приблизительно описать как букву звуковой азбуки. Если в потоке речи тысяч различных звуков можно выделять различные слова, то только благодаря фонемам. Следовательно, фонема - минимальная звуковая единица системы языка, позволяющая различать слова и смысл слов. В слове «молоко» одна фонема /о/ представлена тремя позиционными вариантами - ударным и двумя безударными. Таким образом, фонема - это абстракция, тип, модель звука, а не сам звук. Поэтому понятия « фонема » и «звук речи» не совпадают. В слове «boy » две фонемы, а не три, так как оно отличается от слов by, be, bee, bar и т.д.

Возможны и такие случаи, когда две фонемы звучат как один звук. Например, в слове «детский» /т/ и / с/ звучат как один звук [ ц ], а в слове «сшить» /с/ и /ш/ звучат как долгое [ ш ]. Каждая фонема - совокупность существенных признаков, которыми она отличается от других фонем. Напр., /т/ глухой в отличие от звонкого/[д/, переднеязычный в отличие от /п/, взрывной в отличие от /с / и т. д.

Признаки, по которым фонема отличается от других, называются ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМИ (различительными) признаками.

Например, в рус. яз. слово "там" можно произнести с кратким [а ] и долгим [а:], но значение слова от этого не изменится.

Следовательно, в русском языке это не две фонемы, а два варианта одной фонемы. Но в анг. и нем. яз. фонемы различаются и по долготе (англ. bit и bee, нем. Вапп и Bahn). В рус. яз. признак назализации не может быть дифференциальным признаком, так как все русские гласные фонемы неносовые.

Общие признаки, которые не могут быть использованы для разграничения фонем называются ИНТЕГРАЛЬНЫМИ признаками. Напр., признак звонкости у [б] не различительный (дифференциальный), а интегральный признак по отношению к [х].


Фонема реализуется в виде одного из возможных вариантов. Эти фонетические варианты фонемы называются АЛЛОФОНАМИ.

Иногда используются также термины «оттенок» (русский языковед Лев Щерба) или «дивергент» (Бодуэн де Куртенэ).

СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ фонемы - это положения, где фонемы отчетливо выявляют свои свойства: сом, сам.

СЛАБАЯ ПОЗИЦИЯ - это позиция нейтрализации фонем, где фонемы не выполняют различительных функций: сома, сама; нога,нага; рок, рог^рот, род,

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ФОНЕМ - это совпадение различных фонем в одном аллофоне.

Одна и та же фонема может менять свое звучание, но лишь в пределах, не затрагивающих ее различительных признаков. Как бы сильно не отличались друг от друга березы, их не спутать с дубом.

Фонетические варианты фонем носят обязательный характер для всех носителей языка. Если мужчина произносит звук низким голосом и при этом шепелявит, а девочка высоким голосом и этом картавит, то эти звуки не будут фонетическими, обязательными вариантами фонем. Это случайное, индивидуальное, речевое, а не языковое варьирование.

Для выявления фонем того или иного языка необходимо знать, в каких позициях они встречаются. Дистрибуция - распределение фонем по произносительным позициям.

Свойств звуков, так что фонема может представляться как пучок РП – дифференциальных, формирующих оппозиции, в которые вступает данная фонема, и интегральных, не образующих оппозиций данной фонемы с другими. Фонема как абстрактная единица противополагается звуку как конкретной единице, в которой фонема материально реализуется в речи. Одной фонеме могут соответствовать несколько различных реализаций, называемых аллофонами, каждый из которых соотносится с определенной позицией. Аллофоны одной фонемы образуют область ее реализаций, которая может быть упорядочена в виде ряда позиционно чередующихся звуков. Фонема – инвариант, поэтому нельзя "произнести" фонему – любой из произносимых звуков – лишь один из вариантов соответствующей фонемы. Так, звуки могут представлять собой варианты фонемы , будучи, например, представленными в лексическом ряду "удоды – удод - удодик". Соответственно, фонему можно трактовать как "соотношение звуков и представляющей их в пределах одной и той же морфемы буквы алфавита". Любой язык имеет свой особый фонемный состав, в то время как большинство звуков речи равно используется разными языками. Различие в артикуляции звуков носителями разных языков может быть обусловлено различием фонемного состава этих языков. Использование в речи того или иного звукового варианта фонемы обусловлено ее позицией. Позиции принято делить на сильные и слабые (например, для гласной фонемы сильная позиция в русском языке – под ударением, для согласной – перед гласным звуком непереднего ряда, перед звуком [v] или перед сонантом). В слабых позициях варианты разных фонем могут совпадать. Частотность употребления тех или иных фонем, соотношение различных и имеющих совпадающие варианты фонем в тексте может служить дополнительной характеристикой как текста, так и говорящего. Анализ звучащей речи с позиций науки о фонеме (фонологии) называется фонематическим анализом. Практические задания 1. Укажите, сколько различных звуков (аллофонов) и сколько фонем содержат приведенные ниже формы. Русск.: берег, голосовой, мыши, силос, мамин, удод, револьвер, переправить, старожил. Англ.: Matter, ease, lock, fade, string, thickness, slice, potato, calling, cowboy, daddy. 21 Нем.: weiter, wieder, Sonne, schreibst, Jungling, Sicherheit, unterbrechen. Лат.: Excessus, immortalis, nocturna, futurum, protectum, sinister, inquisitor. 2. Укажите, какими фонемами различаются следующие пары слов, распределите пары по группам: различающиеся одной фонемой, двумя фонемами, более чем двумя фонемами. Русск.: там – дам, ряд – рот, род – рот, пирог – порог, морозит – моросит, кон – гон, прожевать – проживать, дров – дроф (от “дрофа”), частота – чистота, зал – жал, рок – бок, ус – ас, род – рад, шелк - толк. Англ.: tea – key, day – gay, goat – coat, bull – pull, tell – sell, boy – joy, thing – wing, out – at, eat – eight, row – bow, ease – eyes, clip – slip, bed – bad, piece – cheese, kill - meat. Нем.: Mutter – Butter, machen - lachen, ehren – Ohren, dein – sein, Wache – Rache, eigen – Augen, wollen – sollen, Zeit – weit, Sohne – Sonne, Buch - Tuch. Лат.: daps – baris, ganeo – caneo, bonus – pono, tono – sono, malus – balux, ubi – ibi, hara – paro, ros – bos, ut – at, logus – rogus, facilis – vacillo, qui – cui, dona - cum. Выделите в этом списке пары форм, противопоставленные одним, двумя и более чем двумя звуками. Почему группы пар, противопоставленных фонемами и звуками, не совпадают? 3. Докажите примерами, что ряды звуков, приведенные ниже, способны представлять варианты одной фонемы. Русск.: , , , , , , , , . e Англ.: , , , [ŋ - n], [ŋ - w]. Нем. , , , , . 4. Докажите принадлежность звуков к разным фонемам. Русск.: Англ.: Нем.: Лат.: . § 6. Фонематический анализ слова Фонематический анализ слова – предполагает определение количественного и качественного состава фонем, формирующих звуковую оболочку слова. 22 Для носителей языка обычно не составляет труда определить количественный фонемный состав слова. Количество выделяемых сознанием носителя языка образов звуков той или иной лексемы и будет представлять количественный фонемный состав слова. Например, [до’м] = <д/о/м> - три фонемы; [стул] = <с/т/у/л> - четыре фонемы. Фонемы, не имеющие в алфавите однозначного письменного обозначения, не всегда осознаются и выделяются носителями языка. Например, – я - +<а>; [маj] – май - <м>+<а>+. Лингвист, определяя количественный фонемный состав слова, будет проверять, выполняет ли каждая фонетическая единица звуковой оболочки слова смыслоразличительную функцию, или нет. Например, [дом] - <д>ом ≠ <т>ом; д<о>м ≠ д<ы>м; до<м> ≠ до<л> и тому подобное. В речи фонема не всегда представлена своим основным аллофоном-доминантой, близким по звучанию к идеальному воплощению фонемы. Например, <т> = [т], <а> = [а], <м> = [м] в слове [там] = <т> <а> <м>. В речевом потоке фонема чаще всего реализуется в своих комбинаторных (зависящих от окружающих звуков) и позиционных (представленных в слабых позициях) аллофонах. Например, <а> = [а, ан, о а, ‘а, а’…/∆, и, ъ, ь, ые]. В комбинаторных аллофонах фонема меняет свои признаки, не утрачивая своей смыслоразличительной функции. В слабых позициях фонема может утрачивать один или несколько дифференциальных признаков, совпадая с другими фонемами в одном позиционном аллофоне. Например, с<о>м [со’м] - с<а>м [са’м], но с<о>ма [с∆ма’] – с<а>ма [с∆ма’], то есть <о> и <а> в слабой позиции равно дают [∆]. Утрата противопоставления фонем по тому или иному дифференциальному признаку называется нейтрализацией фонем. В Московской фонологической школе (МФШ) ряд позиционно чередующихся аллофонов в рамках одной и той же морфемы рассматривается как одна и та же фонема. Например, <о> = [о, ∆, ъ], <д> = [д, т, д’], как это представлено в словах: вода [в∆да’] – вод [во’т] – водяной [въд’ино’j]. Фонемная сущность позиционных аллофонов определяется по качеству аллофона-доминанты, находящегося в сильной позиции (например, для гласных – в позиции под ударением, для согласных по дифференциальному признаку “звонкость - глухость” – в позициях перед гласными, сонорными согласными и [в]). Если анализируемый позиционный аллофон нельзя соотнести с аллофоном-доминантой в пределах той же морфемы, то фонологи МФШ говорят о проявлении в данной позиции гиперфонемы – фонологической единицы, представляющей собой совокупность фонем, способных 23 нейтрализоваться в данной позиции. Например, в первом слоге слова “калач” звук [∆] не соотносится с сильной позицией, значит, здесь представлена гиперфонема <а/о>. Такой принцип фонемного анализа является морфонологическим. Он находит применение в русском правописании – в учении о проверяемых и непроверяемых звуках. В соответствии с представлениями лингвистов Ленинградской фонологической школы (ЛФШ) каждая фонема системы представлена только теми аллофонами, которые встречаются в неодинаковых фонетических положениях, и их свойства определяются существующими в языке фонетическими законами. Фонемная сущность аллофонов определяется на основе общности их акустико-артикуляционных признаков. Например, <а> = [а, ан, ‘а, ао, ∆, ъ], <т> = [т, тн, то, те, т’]. Если же два или несколько аллофонов встречаются в одной фонетической позиции, то они представляют разные фонемы. Например, ряд форм “пять – петь – пить” представляет нам три ударных гласных звука, распределенных взаимно как разные фонемы: <а> - <е> - <и>. В концепции Пражской лингвистической школы основным понятием является “оппозиция”, а фонемы языка определяются исходя из того, каким другим фонемам системы и по каким дифференциальным признакам они противопоставлены. Например, <т> противопоставлена <п> и <к>по месту образования, фонеме <с> и фонеме <ц> по способу образования, фонеме <д> по звонкости // глухости, фонеме <т’> по твердости // мягкости. В позиционных аллофонах наблюдается нейтрализация, то есть утрата или отсутствие противопоставления по одному или нескольким дифференциальным признакам (например, в паре “дог - док” нет оппозиции конечного согласного этих форм по звонкости // глухости), поэтому позиционные аллофоны трактуются как слабые фонемы и называются архифонемами. Архифонема - это “совокупность смыслоразличительных признаков, общих для двух фонем”. Представителем архифонемы обычно выступает член, не совпадающий ни с одним из членов нейтрализуемой оппозиции и обозначаемый в фонематической транскрипции большой (заглавной) буквой. Например, “год” = <гоТ>, “стог” = <стоК>. Таким образом, если определять фонемный состав слов, то он будет выглядеть неоднозначно. Например, “стрелок” [стр’ило’к] – в МФШ: <сс’/зз’+т/т’+р’ело’к>; в ЛФШ: <стр’ило’к>; в ПЛШ: <СТр’Ило’К>. Практические задания 24 1. Запишите согласно правилам фонематической транскрипции МФШ, ЛФШ и ПЛШ слова, приведенные ниже. Погоня, нормальный, традиция, животное, смех, снег, лучший, южный, грот, крот. 2. Найдите в тексте случаи нейтрализации фонологических оппозиций, укажите условия, вызывающие нейтрализацию. Давно уже поспела полевая клубника, лакомиться которой позволялось нам вдоволь. Мы ездили за клубникой целым домом. У всякого была своя посуда: у кого ведро, у кого лукошко, у кого бурак, у кого кузов. У нас с сестрицей были прекрасные с крышечками берестовые кузовки, испещренные вытисненными на них узорами. Милая моя сестрица не умела брать ягод, то есть не умела отличать спелую клубнику от неспелой. Я слышал, как ее нянька Параша, всегда очень ласковая и добрая женщина, вытряхивая неспелые ягоды, говорила: “Ну, барышня, опять набрала зеленухи!” - и потом наполняла ее кузовок ягодами из своего кузова (Акс.). 3*. Сопоставьте звуковой и фонемный состав нижеследующих слов русского и изучаемого языков. Какие выводы о различиях в системе фонем сравниваемых языков вы можете сделать на основе этого сопоставления? Какие оппозиции в системе гласных фонем характерны для изучаемого языка и чужды русскому языку? Какие оппозиции в системе согласных фонем характерны для изучаемого языка и чужды русскому языку; характерны для обоих сравниваемых языков; свойственны только русскому языку и чужды изучаемому? Англ.: Шаг – shark, Брест – breast, Пень – pain, Коз – cause, Джон – John, Кол – call, Пик – pick, Ты – tea, Люк – look, Тень – ten, Бой – boy, Воз – was, Сеть – set, Доктор – doctor, Питер – Peter, Моль – mole, Мил – meal, Стиль – still, Сон – song, Бита – bitter, Синь – seen, День – then, Код – court, Бит – beat, Вин – win, Путь – put, Мастер – master, Так – tuck, Лен – lawn, Сыт – sit, Лик – leak, Крик – creak, Вол – wall, Принц – prince, Сей – say, Три – three, Пить – Pete, Спорт – sport. Нем.: Август – August, Зона – Sonne, Крик – Krieg, Зоркий – Sorge, Мера – mehr, Облигация – Obligation, Пластырь – Pflaster, Шпиль – Spiel, Трюк – trug, Яр – Jahr, Век – Weg, Плуг – Pflug, Тюк – Tuch, Лица – Litze, Хата – hatte, Воля – Wolle, Ряд – Rat, Трость – Trotz, Лозунг – Lцsung, Ветер – Wetter, Тот – Tod. Вопросы по теме «Фонология. Фонематический анализ» 1. Что такое фонема? 2. Можно ли произнести фонему? 25 3. Каковы функции фонем в системе того или иного языка? 4. Что такое аллофоны? 5. В каких условиях различные фонемы могут совпадать в произношении? § 7. Фонетическое членение речи Слог – это наименьшая произносительная единица речевого потока. Чаще всего вершину слога образует гласный звук, который является слогообразующим. В некоторых языках в качестве слогообразующих могут выступать и сонорные согласные, например в чешском: prst “палец”, vlk “волк” и др. Различают разные типы слогов: 1. Открытый слог – слог, который заканчивается слогообразующим элементом: ра-ма, чешск. vr-ba. 2. Закрытый слог – слог, который заканчивается неслогообразующим звуком: сон, взять. 3. Прикрытый слог - слог, который начинается с согласного звука: кры-ша. 4. Неприкрытый слог – слог, который начинается с гласного звука: и, ум. Группа слогов, объединенных одним ударением и отделенных от другой группы паузой, называется речевым тактом. В большинстве языков знаменательные слова образуют особый такт, так как имеют собственное ударение, служебные слова чаще безударны и примыкают к знаменательным словам, образуя с ними один такт. Если безударное слово примыкает к ударному спереди, то оно называется проклитика (на домэ, без мйста), после ударного – энклитика (худил ли, смотрйл бы). Иногда энклитиками могут становиться имена существительные, например, нб год, пуд руку и др. Проклитики и энклитики, примыкая к слову, образуют единство, которое называется фонетическим словом. Важным элементом речевого потока, объединяющим группу слов в один такт, является ударение. Ударение - это выделение в слове какого- либо слога. Ударение бывает связанным (или одноместным), если оно падает на один и тот же слог в любых словах (например, во французском – на последний слог, в польском – на предпоследний и т.д.), и свободным (или разноместным), если оно возможно на любом слоге в слове, как, например, в русском языке. Свободное ударение может быть подвижным, то есть меняющим место при изменении форм слова (горб – гуры, хожэ - худишь), и постоянным (неподвижным), не переходящим с одного слога на другой 26 при изменении грамматических форм слова (нуша – нуши - нушам, золотуй – золотуго - золотуму и др.). Следующей фонетической единицей в потоке речи является синтагма. Синтагма – интонационно оформленный, смысловой отрезок речевого потока, сотоящий из одного и более речевых тактов. И, наконец, фраза – самая крупная фонетическая единица речевого потока, имеющая смысловую законченность. Фраза состоит из одной или нескольких синтагм. Практические задания 1. Разделите слова на слоги. Дайте полную характеристику выделенным слогам. Русск.: яблоко, молодой, объявление, женщина, отпуск, наездница. Англ.: captain, into, before, make, contact, summer, about, easy. Нем.: die Familie, der Finger, heute, lachen, die Mauer, der Leser, winken. 2. Укажите слогообразующие звуки в словах сербского и чешского языков. Сербск.: црна (черная), врховни (верховный), срдце (сердце), смрт (смерть), грло (горло), крст (крест). Чешск.: vlna (волна), vlk (волк), krk (шея), vrch (верх), slza (слеза). 3. В следующем тексте разделите слова на слоги, определите открытые и закрытые, прикрытые и неприкрытые слоги. Расстояние, отделяющее литературу от других искусств, было короче в древнеславянских культурах, чем в новое время. Вместе с тем и границы между отдельными искусствами не были так четко определены, как они определяются в более поздние эпохи. (Лих.) 4. Выделите в следующих примерах проклитики и энклитики. Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Если хочешь быть счастливым, будь им. Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях! Есть ли на свете человек, который мог бы обнять необъятное? (К.Пр.) 5. Выделите такты в следующем стихотворении. Найдите в тексте проклитики и энклитики. 27 Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь не видно нас, Мы все сойдем под вечны своды – И чей-нибудь уж близок час. Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов. (П.) 6. Разделите данные предложения на синтагмы. Как изменяется смысл высказывания при разном членении речевого потока? Как испугали ее слова брата. Он развлекал его стихами своего друга. Казнить нельзя помиловать. Надо учиться работать и отдыхать. Мой товарищ встречал брата с сестрой. 7. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах. Какая морфема является ударной в словах с неподвижным ударением? Гора, звонить, бык, бок, сосна, вода, земля, крыша, книга, делать, вымыть, статья, молодой, красный, карта, стол, город. 8. Определите, какое значение имеют следующие слова при наличии ударения на разных слогах. В каких примерах ударение служит средством разграничения слов, а в каких – форм слов? Замок, пища, ноги, парить, мука, белка, крою, ходите, ношу, волос, леса, пропасть, мою. 9. Затранскрибируйте текст и подчеркните в нем слова, выделенные логическим ударением. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом 28 По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет. (Фет) Вопросы по теме «Фонетическое членение речи» 1. На какие фонетические единицы распадается поток речи? 2. Что является минимальной единицей фонетического членения речи? 3. Что такое слог? Чем определяется количество слогов в слове? 4. Какие вам известны теории слогоделения? 5. Какие существуют типы слогов? 6. Что такое речевой такт? Совпадают ли границы такта с границами слова? 7. Что такое проклитика и энклитика? 8. Что такое словесное ударение? Какими способами может осуществляться словесное ударение? 9. Какие виды словесного ударения вы знаете? Охарактеризуйте словесное ударение в русском и изучаемом языках. 10. Что такое синтагма? Что объединяет группу тактов в одну синтагму? 11. Что такое фонетическая фраза? Что определяет ее границы? 12. Что такое фразовое ударение? 13. Какую роль играет интонация в речи? Перечислите элементы, составляющие интонацию. Часть вторая Лексикология и семасиология § 1. Исторические изменения словарного состава языка 29 Активный и пассивный словарный запас. К активному словарю языка относятся слова наиболее частотные, повседневно употребляющиеся в общении. Значения этих слов известны всем говорящим (например, земля, ходить, много, три и т.д.). К пассивному словарю относятся слова, употребляющиеся редко и не всегда понятные говорящим: архаизмы, историзмы и неологизмы. Устаревшие слова Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов и современнее и резче. (Б. Ахмадулина) Историзмы – слова, обозначающие исчезнувшие из современной жизни предметы, явления, ставшие неактуальными понятия: боярин, вече, опричник. Семантические историзмы – это неактуальные в настоящее время значения многозначных слов: шлем - «старинный металлический воинский головной убор», щит – «вооружение древнего воина» и др. Архаизмы – устаревшие слова, которые называют предметы, явления, существующие и сейчас, но имеющие другие наименования. Типы архаизмов: 1. Ф о н е т и ч е с к и е а р х а и з м ы – слова, имеющие в своем фонетическом облике несвойственный современному произношению звук или сочетание звуков: гишпанский «испанский», зерцало «зеркало», прожект «проект» и др. 2. С л о в о о б р а з о в ат е л ь н ы е а р х а и з м ы – слова, отличающиеся от современного каким-либо словообразовательным аффиксом: рыбарь «рыбак», дружество «дружба» и др. 3. С е м а н т и ч е с к и е а р х а и з м ы - это устаревшие значения слов, существующих в современном русском языке, но называющих другой предмет или явление: позор – «зрелище», живот – «жизнь» и др. 4. Собственно л е к с и ч е с к и е а р х а и з м ы - слова, устаревшие целиком: дабы «чтобы», пагуба «гибель» и др. 5. Г р а м м а т и ч е с к и е а р х а и з м ы – устаревшие формы слов: Отче! Царю! Человече! (зват. падеж), даждь «дай» и др. 30

Практическое занятие № 4. ФОНЕМА.

Понятия фонемы и звука речи не совпадают. Так, в слове дом три звука и три фонемы, а в английском fiy – четыре звука, но три фонемы, так как дифтонг ai в англ. яз. – это одна фонема. Фонема в речи может быть реализована нулем звука: честный: чест – 4 фонемы, 3 звука.

Разграничение фонемы и звука – это проявление более общего разграничения языка и речи. Язык – это система средств общения (коммуникации). Достаточно четкая модель языка отражена в его грамматике и словарях. Языковым единицам свойственна обобщенность, психичность (они хранятся в нашем мозгу в виде типовых представлений).

Речь – это использование (реализация) языковой потенции в определенной коммуникативной ситуации.

Явления речи реальны, материальны (артикулируются, воспринимаются слухом, зрением), вариативны, изменчивы.

Сравните:


1. Фонема – единица языка

2. психологический эквивалент звука

(образ, представление)

1.Звук – единица речи.

2. реальная артикуляция и акустические результаты


3. звуковой тип (обобщение, идеал)

3. вариант ф. в опр. позиции


для складывания и различения значимых членятся слова

единиц языка – морфем и слов. Ф –

компонент морфемы, миним. значимой

единицы языка.

5. фонематический состав (транскрипция). 5 . фонетический (звуковой) состав

Фонема обладает перцептивной функцией – функцией узнавания (доведения до восприятия) и сигнификативной (смыслоразличительной). Например, Б и В – разные по акустическим и артикуляционным свойствам фонемы. Слова БАЛ и ВАЛ различаются этими фонемами.

В некоторых условиях (например, разговор по телефону), перцептивная функция может отсутствовать: мы не различаем звуки, путаем их – и, соответственно, не выполняется и сигнификативная функция.

Звуков в любом языке значительно больше, чем фонем. Количество фонем исчислимо (30-40, Акишина+Барановская: русский язык: 42 фонемы, в т.ч. 5 гласных), звуков – вряд ли. Мы слышим не все звуковые различия.

Русский: сеть – сетка. Т и Т’ – разные звуки, Э – один звук.

Французский: Э открытое и закрытое – разные звуки.

Для русского языка различие по твердости и мягкости важно фонологически. Мягкие и твердые звуки часто служат для различения слов: ТОК – ТЕК. ТУК – ТЮК. Для французского языка это позиционные варианты фонемы t, неважные для смыслоразличения. Зато для французского языка очень важно разграничение открытого и закрытого Э, а для русского языка оно лишено фонематической значимости.



Итак, ФОНЕМА – ЭТО ЕДИНИЦА ЗВУКОВОГО СТРОЯ ЯЗЫКА, КОТОРАЯ СЛУЖИТ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ (ОПОЗНАНИЯ) И РАЗЛИЧЕНИЯ СМЫСЛОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА (МОРФЕМ И СЛОВ).

Можно ли произнести фонему? Нет. Любые произношения – это уже звук, оттенок фонемы. Однако изолированно произнесенный звук воспринимается как основной оттенок фонемы и как бы представляет фонему.

Фонема как тип звука, как представление складывается на основе акустических и артикуляционных свойств тех звуков, в которых они реализуются.

Поэтому любая фонема характеризуется набором признаков, дифференциальных и интегральных. По дифференциальным признакам фонема противопоставлена группе фонем (другой фонеме), например:

мягкие - твёрдые, сонорные - шумные, переднего ряды - среднего - заднего, носовые - чистые, глухие - звонкие. Слова дом и том различаются фонемами д и т, а они – одним дифференциальным признаком: зв. – глухость.

Дифференциальные признаки являются основой группировки фонем в системную парадигму. Например, квадрат гласных - это парадигма гласных фонем. В каждом языке система фонем отличается не только количеством, но и набором дифференциальных признаков.

Интегральные признаки - это неразличительные признаки, наполняющие фонему. Щелевые, сонорные - всё это дифференциальные признаки, но, если они общие у группы фонем, то становятся интегральными. Например: д - т,шумные –это интегральный признак, звонкий – глухой - дифференциальные. Но для б, д, г и так далее звонкость - интегральный признак.



Для различения морфем и слов особенно важны дифференциальные признаки фонем. Фонема в речи может оказываться в сильной позиции, проявляя отчетливо все свои качества (единство перцептивной и сигнификативной функций). Для гласных сильная позиция - под ударением, для согласных - перед гласным.

В слабой позиции фонема может утрачивать какие-то свои признаки (безударн., в абс. конце слова, перед согл.). При этом она может не сливаться с другой фонемой, и сигнификативная функция выполнятеся. /горът/. Так возникают вариации фонем (по МФШ). Но фонема в слабой позиции может слиться с основными вариантами парной фонемы, что в ряде случаев ведет к утрате сигнификативной функции. Так возникают варианты фонем. Понятие позиции, вариантов и вариаций характерно для МФШ. Вариант – это звучание фонемы в слабой позиции: луг-лук, сома-сама. Вариация – оттенок фонемы, формирующийся в результате влияния на нее соседнего звука: ляг, сыграть – играть.

рок грусть

рог /рок/ груздь /грус’т’/

Определения фонемного состава слова в этом случае разные фонологические школы проводят по-разному. В современном языкознании существует две фонологические школы: МФШ и ЛФШ. МФШ: Сидоров, Реформатский, ЛФШ - Щерба, Бондарко, Зиндер, Матусевич.

рок - рок рог рок рог ср. рога

рок рок ср. рока

ЛФШ: фонема – это собственно фонетическая единица языка. Следовательно, можно сделать вывод об автономности фонемы. Ни одна фонема не смешивается с другими фонемами в слабой позиции. Тождественные звуки, выступающие в сильной и слабой позиции, отождествляются в качестве одной фонемы.

Языковедение) изучает человеческий язык. Некоторые разделы этой науки составляют теорию языка. Другие описывают язык в его связи с другими факторами: обществом, эволюцией, развитием мышления. Третьи делают упор на практику.

В этой статье пойдёт речь о звуковой стороне языка. Вы узнаете о науке фонологии, о понятии фонемы, о звуке и аллофоне. Это поможет будущим лингвистам и просто интересующимся людям разобраться в теории звукового строя языка и не запутаться в терминах.

Фонология - наука о фонемах

В лингвистике есть два раздела, которые изучают звуки: фонетика и фонология. Слово "фон" в переводе с древнегреческого означает "звук".

Фонетика - наука описательная. Она описывает не только звуковую сторону языка (звуки, интонации, ударения и пр.), но и работу Здесь и физика, и физиология, и психология.

А вот фонология - более узкая теоретическая наука. Она исследует функции звуков в языке.

Некоторые лингвисты считают фонологию подразделом фонетики. Другие утверждают, что фонология является всё же самостоятельной наукой.

Итак, фонетика изучает звук. Аллофон и фонема интересуют фонологию.

Понятие фонемы

Проблема звуков начала интересовать лингвистов в XIX веке. Учёные обнаружили, что в языке этих единиц много, и они разнообразны. Звук произносят разные люди не одинаково. И даже один и тот же человек воспроизводит какой-либо звук всегда по-разному. Необходимо было организовать это разнообразие в одну целостную систему. Иначе в языке существовал бы фонетический хаос. Для этого лингвисты ввели понятие, которое структурировало бы звуки. Они выделили наименьшую смыслоразличительную - фонему .

Одна такая единица объединяет звуки, которые в разных условиях произносятся по-разному, но при этом выполняют одну функцию. Например, образуют одну морфему: корень, суффикс и т. д.

Обо всём по порядку:

Почему фонема - наименьшая единица?

  • Её нельзя разделить на более мелкие части. Изменения внутри фонемы ведут лишь к её переходу в другую. Например, если звонкость фонемы Д заменить на глухость, то получится фонема Т.

Почему фонема - смыслоразличительная единица?

  • У фонемы есть особая смыслоразличительная (сигнификативная) функция. Она помогает различать как слова, так и морфемы. Например, слова "бак" и "бок" различаются одной фонемой в корне и несут разный смысл.

Чем отличается фонема от звука?

Запомните главное отличие:

  • Звук - это материальное явление. Это то, что мы слышим и произносим.
  • Фонема - это абстракция. Она условна и существует только в звуках речи.

Почему же звуки так многообразны? Есть несколько причин:

  • Различия говорящих. Согласитесь, мужчина и женщина, взрослый человек и ребёнок, люди с низким и высоким голосами произнесут один и тот же звук по-разному.
  • Состояние говорящего. Даже состояние, физическое или душевное, влияет на наше произношение единиц речи.
  • Место в слове. Произношение зависит от "соседей" и от позиции в слове (перед ударением или после, в конце слова или в начале и т. д.).

Фонема объединяет всё это разнообразие в обобщенные единицы. Вот поэтому звуков много, а фонем всего 42 (в русском языке).

Аллофон - что это?

Прочитайте вслух цепочку "земляной - земля - зéмли". Вы заметили, что гласная Е в однокоренных словах звучит по-разному? Тем не менее везде одна и та же фонема - Е.

Получается, что у каждой такой абстрактной единицы могут быть разные варианты звучания. Называются эти варианты фонемы аллофонами.

Аллофон отличается от фонемы тем, что он, как и звук, материален. Аллофон - это конкретное воплощение абстрактной единицы в речи.

Основной вариант фонемы

Возникает вопрос, как узнавать фонему, если она имеет несколько вариантов. Учёные выделяют среди всех возможных вариаций фонемы один главный - основной аллофон. Её качества в нём проявляются в высшей степени.

Основной аллофон - это такой вариант, который мало зависит от места в слове. Такими аллофонами считают:

  • Гласные с изолированным произнесением. Они показываются под ударением.
  • Мягкие согласные перед гласным [И] и твёрдые - перед гласным [А].

Основные аллофоны проявляют себя в сильных позициях. Гласные сильны под ударением.

Слабая позиция - это то положение, при котором признаки фонемы "размываются". В русском и немецком языках согласные слабы в конце слова. Например, звонкие оглушаются в этом положении.

А вот в английском и французском языках, напротив, позиция в конце слова - сильная. Поэтому оглушать звонкие согласные нельзя: это грубая ошибка.

Комбинаторные и позиционные аллофоны

Аллофоны делятся на комбинаторные и позиционные.

Комбинаторные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются под влиянием окружающих звуков. Примеры аллофонов:

  • согласные, которые стоят перед [О] и [У] и огубляются (губы вытягиваются "в трубочку"): там - том, тик - тук;
  • гласные [а], [о], [у], которые находятся после мягких согласных: сядь, тёрка, тюбик;
  • аффрикаты [дз] и [д"ж"], которые выступают вместо [ч], [ц] перед звонкими шумными согласными: не прочь бы, плацдарм.

Позиционные аллофоны - варианты фонем, которые реализуются в зависимости от фонетической позиции в слове.

Фонетическая позиция отражает:

  • то, насколько фонема близка к началу слова;
  • то, насколько фонема близка к концу слова;
  • то, насколько фонема близка к ударению.

В транскрипции можно увидеть знаки [ъ] и . Это аллофоны гласных [а] и [о].

  • Аллофон - это помощник в поиске В русском языке в большинстве случаев два аллофона гласных встречаются только между морфемами (заехать, поохать). А если гласные стоят рядом, то слова заимствованы (аул, Лиана).
  • Безударные аллофоны гласных слабее, чем ударные: они больше зависят от "соседей".
  • Как согласные могут менять гласные, так и наоборот. Звуки, стоящие перед аллофоном гласной, сильнее влияют на него, чем остальные. А согласную может поменять, например, губная гласная.

Что в языке звуковая его сторона обладает известной автономностью. Фонема относится целиком к звуковой стороне. Щербовская фонологическая школа – считает фонему единицей самостоятельной. Щерба первым предположил, что фонема является представлением, которое может дифференцировать слова и их формы. Различительная функция – важнейший признак фонемы.

Когда фонема совпала с морфемой (один смысл) её можно выделить в других словах, где она имеет другой смысл.

Вода |vada| - фонематическая транскрипция – фонетическая транскрипция.

Фонема минимальная, не членимая единица, потенциально наделённая смыслом. Произнести фонему нельзя. Мы произносим аллофон фонемы. (3е – правило остаточной неделимости)


Московские фонологи не считают фонему самостоятельной единицей, они считают её частью морфемы. Фонема должна быть в сильной позиции. Для определения фонемного состава слова. Для гласных – ударение, для согласных – позиция не конца слова или перед гласным. Им нужно узнать о безударной гласной, аллофоном какой позиции он является (поставить ударение)

Вода->воды. ۸| |– аллофон фонемы |О|

Малыш ->мал ۸| |– аллофон |А|
Щерба : лук |luk|

Моск: сначала поставить в сильную позицию:

Лук – лука, луг – луга, тогда |k| - аллофон |g|


Щерба : вопросы лежат на низком звуковом уровне. Проблемы: нормативный облик слова. Важно представлять себе норму, а её сложно определить.

Моск : проблемы, 1.затруднение в обращении к морфемному облику, 2.один аллофон может быть аллофоном разных фонем.

Щербовская и Московская школы.

Щерба: 6 гласных фонем, Москва: 5 гласных. Спор об "ы". Москва – 34 согласных фонемы, Щерба – 36.

Является ли Щ самостоятельной фонемой, или это [šč] или [š:]

Является ли мягкое долгое [ж":] фонемой. Щербовские фонологи признают Щ, но не применяют Ж мягкое долгое

K", g", x" – московские фонологи самостоятельными не признают.

Фонема не зависит от впередистоящих звуков, а мягкие заднеязычные с гласными переднего ряда. Щербовские фонологи считают, что нет разницы между заимствованиями или нет, если это современный русский язык ("Гюйс" – г", стоит перед гласным заднего ряда, а берегя, ткёт – русские) Московские фонологи считают только исконно русские.

Федот Петрович Филин попытался проанализировать современную лексику конец 50 начала 70 годов: сколько слов исконно русских. Не менее половины заимствованных.

Москва Щербовская

Согл. 34 36

Итого: 39 42


9.Дифференциальные и недифференциальные признаки фонемы.

Фонема линейна и неделима, но Трубецкой заметил , что в структурном отношении в фонеме выделяются разные признаки, из которых одни оказываются общими с другими фонемами, а другие признаки отличают эту фонему от других.

Различают признаки:

1.Релевантный (дифференциальные) – существенные для противопоставления одной фонемы другой.

2.Ирелевантые (интегральные), по которой фонема другим не противопоставлена.

Предложения описывать фонему через её дифференциальные признаки. Фонема – совокупность дифференциальных признаков (последователи Трубецкого)


- Каждая фонема противопоставлена всем остальным фонемам данного языка.
Дифференциальная позиция. |r ama| -|l ama|

Дифференциальные признаки – те, по которым одна фонема отличается от других фонем.

|r| - переднеязычный |l| - переднеязычный

вибрант щелевой - дифференциальные признаки


Основной тот, что стоит в более независимой позиции. Тот, что используется перед гласным.
РЯ |b|

1. Место образования: губной (губно-губной). Есть d, следовательно – это ДП

2. Способ образования: смысный (взрывной). Есть v, следовательно – это ДП

4. Отношение к палатализации. Непалатализованный. Есть b", следовательно, разные фонемы.

Дифференциальные признаки фонемы – такая артикуляционная характеристика, которая будет общей для всех вариантов этой фонемы.
РЯ |g|

1.М.О. Заднеязычный. Есть d. Следовательно ДП

2.С.О. Смычный (взрывной). Есть фрикативное г, но оно не фонема. НЕ ДП.

3. У.Г. Шумный (звонкий). Есть k. Следовательно ДП

4.О.К.П. Непалатализованный. Есть g". Следовательно, ДП.
|m|

1.немягкий|m"|

2.не переднеязычный (губной), так как есть |n|

Если считать, что важны только дифференциальные признаки, то можно нарушать другие. НО нарушения недифференциальных признаков тоже искажает смысл слова, это не приведёт к новому слову по смыслу, но затрудняет понимания.


|x|

1.немягкий |x"|

2.непереднеязычный (|c|)

3.неугбной (|f|)

4.несмычный (|k|)

а незвонкий не будет дифференциальным признаком, так как ГЭ заднеязычного в русском языке нет.


Московская школа: гиперфонема объединяет признаки нескольких фонем – для фонем, где сильная позиция отсутствует

|stakan| - щербовская школа, фонемный состав

|st a / o kan| - московская, фонемный
Дифференциальные признаки могут быть пропорциональными или изолированными.

10.Соотношение фонемы и аллофона.

ФОНЕМА – это минимальная звуковая единица языка, способная быть в нём единственным различителем значащих единиц. Фонема является однородной единицей , незнаковой, но потенциально фонема связана со значением.

ФУНКЦИИ ФОНЕМЫ

1.Конститутивная. Функция строительного материала.

2.Дистинктивная (различительная). Быть единственным различителем экспоненты значащих единиц.


Фонема – звуковой тип, не зависящий от фонетического положения и служащий для различения слов и форм слова.

Она реализуется в разных фонетических условиях, звуки, аллофоны, варианты.

Если два звука находятся в одинаковых фонетических условиях – это разные фонемы, если во взаимоисключающих – аллофоны.
Дистрибуция фонемы – совокупность её аллофонов (каждый аллофон данной фонемы находится в положении дополнительной дистрибуции – каждый дополняет представление о дистрибуции данной фонемы)

Фонема – абстрактное лингвистическое понятие, она исчисляема. Звуки не имеют исчисления.

11.Классифицкация аллофонов. Понятие основного аллофона.

Аллофоны – варианты (оттенки) фонемы, объединяемые как разновидность одной фонемы. Выбор каждого варианта во всех случаях обусловлен характером фонетического окружения.

Существуют обязательные варианты фонемы – каждый из них в соответствующих фонетических условиях строго обязателен, то есть не может быть заменён другим вариантом той же фонемы. Например, закрытое "э" в слове "уже" произносить нельзя.

Т.о. типичный или основной аллофон фонемы – тот, который стоит в позиции наименьшей зависимости от окружающих звуков или ударный (нет влияния других звуков, изолированное произнесение или тот звук, который меньше меняет).

Другие варианты фонемы – специфические . Они представляют собой изменения основного варианта, обусловленные специфической позицией. Они подразделяются на комбинаторные и позиционные.

a" и a - аллофоны фонемы. Связанные – соединены звуками – комбинаторные . Обусловлены воздействием артикуляции соседних звуков. Нет в русском языке различных слов только по ""a" и "a", а по "p" и "p"" – есть.


позиционные аллофоны. Связаны с разным местом, влиянием ударения.

Факультативные варианты фонемы – например, фонема /r/ в немецком, которая может быть как переднеязычным, так и увулярным "картавым". Различие факультативных вариантов связано не с различием фонетических позиций и не с влиянием различных звуков, а определяется произносительными привычками носителя данного языка, имеющим ту или иную диалектную, социальную или прочее группу, и в значительной мере оказывается произвольным. Они похожи на самостоятельные фонемы, но являются всего лишь вариантами одной фонемы, так как не противопоставляются друг другу как различительные единицы.

12.Система согласных фонем.
Классификация согласных.

(универсальная) строится на 3х параметрах.


1)Участие голоса (периодические звуковые колебания)

шумные


Сонанты(сонорные)

над шумом. Сближаются с гласными. Звонкие Глухие

(Для русского языка позиция перед согл.- голос присутствует , голоса нет,

делятся.
Перцептивный подаспект: если в системе фонем языка отсутствует какое-то противопоставление, носители языка перестают слышать разницу (р, л, корейцы)


2)Место образования (активный артикуляционный орган)

Щерба, классическая отечественная лингвистика. Запад: за основу берёт пассивный орган.

1.Губные: а) губно-губные (б, п, м) б) губно-зубные (в, ф)

2.Язык (язычные согласные)

а)переднеязычные (самая большая группа) Р, Л, Т, Д, З, Ж, С, Ш, Ц, Ч, Н. Делятся на ретрофлексные, какуминальные, дорсальные, опекальные.

б)среднеязычные (малочисленные). Русское j. Романские n" l"

в)заднеязычне: к,г,х, и их мягкие.

3.Увула. Увулярные. Французский Р (вибрант), горловой Х – не совсем вибрант.

4.Фарингальные (англ. h) Могут трактоваться как гортанные.

5.Гортанные. Смычный, взрывной, похож на немецкий ih. Датский. Сильный приступ.

Эпиглотис – эпиглотальных согласных нет, так как нельзя сказать, что именно активно: нарготанник, фарингс? В языках Дагестана есть эпиглотальные согласные.
3)Способ образования согласного (характер и тип преграды)

Таблица.


I Смычка. Полное смыкание активного органа с пассивным или другим активным.

Не единая группа. Делится по способу раскрытия смычки. Артикуляцию принято делить на 3 фазы: приступ (экскурсия) – позиция; выдержка; отступ (рекурсия) – переход к состоянию покоя или к экскурсии следующего звука.

1)мгновенное раскрытие смычки – взрывные, эксплозивные – д, т

2)постепенное – переход в щель – аффрикаты Ч, Ц

3)Смычка не раскрывается – имплозивные – встречаются либо перед паузой, либо перед другим согласным. (соН, испанское Д)
II Неполное смыкание (сближение) – щель при образовании согласного.

С,З,Ш,Щ,В,Ф

Делятся на две подгруппы:

1)плоскощелевые, шипящие – в,ф –двухфокусные

2)круглощелевые, свистящие – с,з –однофокусные
III Вибрация – дрожание – мелкие колебания свободного края активного органа в воздушной струе

самая маленькая группа

1)Кончик языка (r – переднеязычный вибрант)

2)Увула – увулярные – R и Rперевёрнутое(щелевое R)

3)Губы (дрожащий губно-губной)
Дополнительная артикуляция – накл.на основную артикуляцию. Соответствующая доп.артикуляция возможна для всех согласных , кроме тех, в основную артикуляцию которых уже входит соответствующее движение.

А)Лабиализация (для всех, кроме губно-губных щелевых)

– фонематическая лабиализация, s

s и s o – варианты одной и той же фонемы, т.к. они не способны различать слова.

Если в языке лабиализованный и нелабиализованный встречаются в одинаковой позиции (конец слова) – то это разные фонемы.

Б)Палатализация (мягкость) – обеспечивается дополнительным подъёмом средней части спинки языка (j – палатальный, это его основная артикуляция, он не палатализованный). Артикуляция t и t".

Палатализация и непалатализация в русском языке различает слова (брат – брать)

В)Веляризация (подъём задней части спинки языка к твёрдому нёбу) – не подходит для заднеязычных (специальная твёрдость)

Фонематическое (веляризованное), в русском языке нет просто [l], когда кончик языка на альвеолах.

Русские веляризованные Ш и Ж.

Г)Глоттализация – напряжение мускулатуры гортани.

Обруптивы (смычно-гортанные). Только взрывные либо аффрикаты. В ряде языков Кавказа. Специальное напряжение мускулатуры гортани.

Д)Нозализация (опускание мягкого нёба) – не могут иметь все носовые гласные. В соседстве с носовым проявляется.

(s с тильдой наверху в слове )

ПРИДЫХАНИЕ с теоретической точки зрения не считается дополнительной артикуляцией (б и "бх" – хинди)
Большинство переднеязычных – дорсальные.

Опекальный – Л.

Достарыңызбен бөлісу: