Поэт василий филиппов почему попал в психбольницу. Стихотворения Василия Филиппова

"Василия Филиппова, дитя "второй культуры" 1955-года рождения, мы навестили в сумасшедшем доме. С 1993-го года и по сей день Василий сидит в учреждении закрытого типа. Большинству людей его поколения, которые принадлежали культуре подцензурной, повезло в разы меньше. Каждый раз, когда поэт "первой культуры" как если бы свободно гуляет по улицам и проспектам, вальяжно сидит за бутылкой водки или чашкой чая с критиком и читателем, являет себя Культуре собственной персоной или сетевым образом, изо дня в день, без перерыва на сон, он, деятель первой культуры, активно участвует в литературно-художественном процессе своего имени. Вася этой, хм, радости лишен. Конечно, ему повезло меньше, чем, скажем, Виктору Кривулину, уже как десять лет отдыхающему на кладбище. Между тем, хотя еще и не кладбище, сумасшедший дом уже не музей и тем более не школа. Василий находится там, где он никому уже ничего не должен. Должны сумасшедшему поэту живые. Много подозреваю, этот их долг им самим много нужнее, чем поэту в изгнании - в изгнании из мира живых. Что нужно Василию, тихому, нежному, трепетному изгою? - Всего-навсего безусловная любовь к себе, та самая, которой он любит других. Не знаю, всех ли, но по крайней мере тех, кто готов разделить с ним память. "Почему я до сих пор не в сумасшедшем доме?" - этот вопрос я задавал себе весь день, что провел с Василием. Возможно, оттого, что на любви в ее неразрывном единстве с памятью я настаивал в менее тотальных формах, чем Василий. Даже напротив: любовь целенаправленно, по собственной воле моей, грозила мне полной или частичной утратой памяти, о ней самой в том числе. Жизнь, какой она видится людям нормальным, есть вытеснение из памяти любви и памяти о любви. Это я дальновидно понял с первой утратой в жизни.

Мы говорили с лечащим врачом Василия, Инной Петровной, психиатром с 47-летним стажем. За разговором с И.П., большой поклонницей Василия, стало яснее ясного мне следующее. С памятью у Василия до сих пор все в порядке, что долгосрочной, что краткосрочной. Но по мере развития болезни и ее медикаментозного подавления растет разорванность речи. Не вследствие ли того, что память становится тем травматичнее для языка, чем менее способна вытеснять из себя? Язык утрачивает в логической связности. Память есть, мышление уходит (в память?) То, что иным кажется пост-концептуальным приемом письма, на деле есть психотический комплекс обращения языка на самое себя, а речи - на ее носителя. Там, где был Бог, и стихи, как "служение Богу путем умаления себя и насмешки над собой", - там становится пусто. Речь полнится синтаксическими пустотами, означающими крах социального строя мысли. Оттого Василий и не пишет больше. А надо ли? Все уже написано. Им самим.

Стоит ли жить?
Может, за смертью ждет меня двойник-нарцисс,
И я сольюсь с его лицом
И стану Отцом.

Мы забрали Василия на неделю в Город. Прежде чем ехать, пошли выгуливать Василия со Светой Ивановой, Максимом Якубсоном и Юлией Ламской. Пока более-менее дружно выгуливались по Пушкину, я вспоминал Тимура Новикова, девять лет назад променявшего нас и свою Академию Всяческих Искусств на заглохший Элизей теней. У нас же жизнь продолжает кипеть и скоро, видимо, закипит в таких количествах и формах, что состоится полнейшим обессмысливанием себя и информационным потопом. Уже как девять лет Тимур Петрович смотрит совсем другие выставки. А я все те же. Их стало больше - тех же самых. Недавно побывав на XXII-ом дне рождения Пушкинской-10, я снова порадовался за Тимура: у него больше нет никакой возможности наблюдать непосредственно процесс размазывания одних и тех же произведений искусства и все того же объема информации все более тонким слоем в масштабах, растущих в геометрической прогрессии. Хорошо, если как в Музее Новой Академии: тихо и малолюдно, будто на кладбище. Вещей по стенам немного, только лучшие. Звучит тихая музыка. Ксения, бессменная хранительница бессмертных произведений Тимура, улыбается скорбно, а говорит вполголоса. Как и все остальные попадающие в этот Храм Памяти. Хорошо, если так. Никто не галдит по углам, упоенный процессом перепроизводства культурного текста. Для иных он состоялся уже-текстом.

Затем я стал думать снова о Василии. Чтобы книга стала Телом? Так она и стала телом. И в книге этой становится все больше пустот. Какой смысл имеет "шизофренический дискурс" Делеза, если скоро не станет не шизофрении, ни дискурса? В предельном анализе одно исключает другое. Язык шизофреника и шизофренический язык, составляющие вместе Книгу, взаимно снимают друг друга в Теле, снимающем Книгу как ушедший в память тела симптом, как след бывшего небывшим. То ли было, то ли не было. Говорят, в этом "ни да, ни нет" и кроется скрытая от стороннего взгляда внутренняя область клинической картины шизофрениии...

Только я думал развить эту мысль в широкомасштабное полотно Борьбы Слова за Бытие, как мы, по пути на вокзал, подошли к дому Аси Львовны Майзель, той самой "скромной учительницы литературы", которая всегда почему-то оказывается первой и последней. Скажем, для Б.Гребенщикова и А.Гуницкого. Для Александра Гиневского, Давида Дара и Константина Кузьминского она стала составителем и со-издателем. В 2000-м году собрала и выпустила небольшим тиражом самое полное собрание стихов Василия. А недавно издала свою книгу воспоминаний в числе прочих - других (так можно говорить о литераторах, написавших свою Книгу-Тела почти до конца). Мы сидели пили чай с бутербродами, Макс Я. не выпускал из рук камеры, я все задавал и задавал свои вопросы. Добрались до белорусского исхода 14-летней девочкой от нацистов. Наградой моей нескромности и желанию все знать стала книга "Откровения". Хорошо, что Света догадалась купить именно розу в подарок. Книга начинается вступительным словом Галины Зябловой "Розы для Аси Львовны".

"Три мои подруги ушли в тонкие миры. А я еще хочу задержаться на земле. Не насытилась..."

Иной раз кто-либо жив только до тех пор, пока его держит ненасытный...

Валерий Шубинский

Умер поэт Василий Филиппов. О его победе над временем - ВАЛЕРИЙ ШУБИНСКИЙ



Я никогда не был знаком с Василием Филипповым (хотя очень даже мог быть: один город, смежные литературные круги, сравнительно близкий возраст; впрочем, конечно, между двадцатью и тридцатью расстояние куда больше, чем между сорока восьмью и пятьюдесятью восьмью годами). И (что важнее) стихи его (написанные главным образом в 1984-1986 годы) я прочитал с опозданием на пять-семь лет.

Может быть, это и создает правильную дистанцию? Стихи - настоящие стихи - все-таки не для того, кто слишком досконально знает, о чем они (не для литературоведов? - но их знание обычно иллюзорно). Впрочем, большая часть читателей в данном случае знает и помнит еще меньше. Мне, например, интересно, как воспринимает стихотворение Филиппова «Вечер в Союзе писателей» человек, который не был на этом вечере Елены Шварц и Виктора Кривулина в 1985 году и не помнит, как именно

Сука-ботвинник
Дал поэтам подзатыльник

(на самом деле не «сука», конечно, а старый советский сочинитель, искренне испугавшийся невиданных существ - настоящих поэтов с их непредсказуемым языком и требующими живого читательского воображения метафорами) и какое именно кредо излагал со строчной же именуемый ширали ?

Для понимания стихов той же Шварц все эти детали ничего не значат. Ее поэзия - как почти всякая большая поэзия - поднималась над реальностью, высвобождала из нее подлинно высокое, как каббалист освобождает божественные искры из клипы, строила маленькие миры с собственным внутренним пространством, собственным течением времени. Для многих поэтов следующего поколения - всего на несколько лет моложе Филиппова - движение бытия уже по определению было распадом, движением в пустоту, во тьму, и свою цель они видели в создании структур кольцевых, замкнутых, останавливающих время, в максимальном отделении от окружающей реальности (в том числе от не-лирической части собственного внутреннего мира) - ритмическом, строфическом, языковом.

А Филиппов, кажется, не спорил и не шел на компромисс с внешним временем - он сливался с ним, отождествлялся. И потому никакой возвратности - движение лирической мысли соответствует тому, что (пример вульгаризации литературоведческого термина) принято называть потоком сознания. Переход от текста к тексту соответствует течению жизни, состоящей из любви, чтения, скажем, Пруста или Платонова, общения с друзьями, посещения поэтических вечеров и богемных кофеен (красиво? Но тут опять ничего посторонним не объяснить, надо помнить блаженный и страшный вкус тогдашних маленьких двойных и александровских полосок , и вонь тех подворотен, и пустоту тех мостовых, и…) - и периодических попаданий в психиатрические больницы. Но вот об этом, о безумии, сейчас не хочется.

Самоотождествление - не значит, что течение времени не воспринимается как распад.

История сбежала в Москву
И останавливается там постепенно,
Толчками,
Старческое сердце.

И уже знаменитое:

В Ленинграде художники и поэты живут в своих норах,
Сходят со сцены,
И выращивают детей с женскими лицами цикламены.

Да, только так. Безнадежность. И в то же время доверие - доверие к тому, что будет по ту сторону распада. Вера в то, что это еще не конец, что там, за точкой смерти, нас ожидает какая-то другая история:

Завтра снесут Медного всадника
И вернется Евгений.

Доверие - значит, доверие и к языку. Не попытка создания иного языка, в большей или меньшей степени конфликтного по отношению к языку бытовому или среднекнижному, а смелость отдаться этому языку и переваривать и перерождать его «на ходу»: не выворачивать наизнанку, пародируя или полупародируя по-обэриутски, а просто оживлять своим мудро-наивным дыханием то, что уже, кажется, никак и ни по-каковски не оживляется. Стихотворение «История и Ленинград» (дважды процитированное выше) начинается - жуть какая! - строкой:

Поэт в тоталитарной державе…

И ничему это не мешает - отличные стихи.

Такая концентрация наполненных эсхатологическим напряжением текстов и для вполне здорового сознания могла бы оказаться непосильной.

Если поверить, что Филиппов - это, как говорят, «коллективное бессознательное “Второй Культуры”», то оно вот таково: доверие к быстротекущему времени (и к словам этого времени), основанное на вере в то, что это время - может быть, последнее у мира и Бога (а значит - настоящее и важное). Сегодня трудно в это поверить, но ощущение «последних времен», подступающего судного часа было в восьмидесятые годы достаточно распространенным. Если угодно, это можно доказать цитатами. У Филиппова - ну вот, например:

Все смешалось - Чернышевского дворец хрустальный
И сталинский дом.

И ты тоже будешь там, за горизонтом,
Куда не достигают мои слова,
Но туда тянется отрубленная моя голова.

Нет, конечно, никакое это не коллективное бессознательное. Это просто путь одного поэта, тоже, оказывается, способный привести и приводящий к победе - победе над временем. Изнутри в данном случае. И о безумии говорить не хочется, чтобы никто не счел этот монументальный и изысканный словесный «лубок» вариантом «ар брют». Нет, это явление сознательного, главного, здорового искусства.

Тем более что Филиппов мог писать иначе - и иногда писал. Замкнутые, антологические стихи. Такие, как изумительная «Бабочка»:

Гляжу на небо. Распускаются глаза сами,
Словно два георгина.
Может, виною тому движение тучи,
Что толкает глазное яблоко к переносице,
Где сидит бабочка.
Не спугнуть бы ее, не спугнуть бы небо.

Другое дело, что такая концентрация наполненных эсхатологическим напряжением текстов (сотни - за два года!) и для вполне здорового сознания могла бы оказаться непосильной. Может быть, в момент создания это казалось автотерапией. Но это лекарство опасное. Впрочем, тут-то от выбора стихотворца зависит немного: кого подхватила волна, тот уже не всегда может ей сопротивляться.

Так или иначе, болезнь победила. Теперь можно и о ней. Только о том, что последние фотографии Филиппова немного похожи на портрет старого Батюшкова с незабудкой в петлице, только без той напряженной гримасы, которая у Батюшкова перекосила рот. А молодой он похож немного на «настоящего», молодого Батюшкова - но еще красивее. При всем том, что современный российский психиатрический интернат, наверное, ад в сравнении с вологодским барским домом («…да крик товарищей моих, да брань смотрителей ночных…»), судьба была, может быть, милостивее к Филиппову, чем к Батюшкову: он помнил себя, узнавал друзей, разговаривал с ними… Даже поэзия все-таки возвращалась к нему - кажется, изредка, короткими волнами. В этих обрывочных строках есть своя сила; словесный слух и стихийное чувство формы и тут не покидали его (как, впрочем, не покидали они и Батюшкова в его написанных в безумии стихах):

Алена
Стрела калена
Говорит мне
Что я драный
Помойный кот
Дай же мне свой алый рот

Но все-таки «настоящий» Филиппов остался там, в том «междувременье», на самом краю советской жизни, в том городе с его редкими автомобилями, маленьким двойным кофе, стеклянными стаканами в автоматах с газированной водой, грузинским вином «Ркацители», болгарскими сигаретами «Опал» и папиросной бумагой пятого экземпляра перепечатанной на машинке «Лолиты». Точнее, какой-то осколок, отблеск того города остался отражен и подарен вечности его стихами.

Есть люди, равнодушные к феномену смерти, не думающие о ней, не чувствующие ее. Им кажется, что смерть - просто прекращение деятельности. Хороший человек прекращает совершать хорошие поступки. Плохой - плохие. Поэт перестает писать стихи. В этом смысле со смертью Филиппова, в последние годы, кажется, уже не писавшего, ничего не переменилось.

Но на самом-то деле смерть - это выход из времени. То есть отождествление с собой в любой из дней твоей жизни. И это значит, что к нам, в наш мир вернулся Василий Филиппов 1984, 1985, 1986 года.

С рождением поэта!

  • Поэт. Лауреат Литературной премии Андрея Белого (2001).
  • В начале 1970-х гг. учился на биологическом факультете Ленинградского университета, затем на филологическом факультете Горьковского университета. С 1976 года был разнорабочим, работал лифтером, библиотекарем, лаборантом. Участник литобъединения Д.Я. Дара и Религиозно-философского семинара Т.М. Горичевой.
  • В 1979 году был впервые заключен в психиатрическую больницу, в 1981 году - в спецпсихиатрическую больницу на Арсенальной улице, в которой провел два года. Начал сочинять стихи в 1984 году, за несколько лет написал свыше четырехсот стихотворений. С 1991 года практически постоянно находился в психиатрической больнице, где провел почти четверть века, вплоть до смерти. Ему помогали, опекали А.Л. Майзель, поэты Елена Шварц, Виктор Кривулин, Юлия Ланская... В последнии годы после прогрессирования болезни стихи не писал.
  • Известный представитель петербургской неподцензурной поэзии. Большинство произведений - верлибры. Его творчество названо писателем М. Я. Шейнкером "Коллективным бессознательным "второй культуры"". Первые стихотворения опубликованы в самиздатовском журнале "Обводный канал" (1986, № 9) и в журнале "Волга" (1992, № 5/6). В 1998 году издан 1-й сборник - "Стихи", в 2000 - 2-й сборник - "Стихотворения Василия Филиппова", в 2002 - "Избранные стихотворения" и в 2011 - последний, четвертый - "Стихотворения" (сюда вошли произведения, написанные в 1984-1985 гг.).
  • Умер 13 августа 2013 года. Похоронен на Смоленском православном кладбище.

Борис Смелов. Фотопортрет Василия Филиппова. Фотография середины 1970-х.

Василий Филиппов. 2011. Фотография Ольги Зикрата (Фото с сайта www.echo.msk.ru)

В Ленинграде художники и поэты живут в своих норах,

Сходят со сцены,

И выращивают детей с женскими лицами цикламены.

Здесь я бродил по городу-перстню

С кошкой на поводке

Вдоль Летнего сада к реке.

Стоит ли вспоминать?

Чтоб записать в тетрадь?

Чтобы читатель грядущий пришел в нее спать?

Стоит ли жить?

Может, за смертью ждет меня двойник-нарцисс,

И я сольюсь с его лицом

И стану Отцом.

Наши прогулки вдоль Летнего сада умрут.

Знаю одно: награда ждет ТУТ,

Если поцелую изумруд.

Что говорили твои в трещинках губы,

Оказалось в извилинах моего мозга,

Но тоска-удав заслонила звезды.

Что мои чувства?

Вспоминать о них грустно.

Но страшно умереть.

На стену ТАМ всю вечность мне смотреть.

Раскроются небеса.

А пока осы сосут мой мозг.

Сколько я выкурил папирос,

Пока к пишущей машинке не дополз.

Я умру, и все умрет со мной.

Как зренье оживало, когда шли волхвы

За Вифлеемской звездой.

Зренье прежде радовалось дворцам,

А теперь люди разбредаются по лесам,

И умирает в музее Тициан.

Правда ли, остался еще смысл

На донышке пивной бутыли?

Правда ли, шелковые сети не порвались?

Правда ли, губы твои еще не остыли?

Правда ли, в этом городе люди когда-то были?

Please enable JavaScript to view the

О стихах Василия Филиппова

Коллективное бессознательное
«второй культуры»

В. Филиппов. Стихи. СПб.: Ассоциация «Новая литература» и ТО «Красный матрос», 1998.144 с. 500 экз.

Попечением немногих друзей поэта, с огромным трудом и изрядным опозданием в Петербурге издан первый сборник стихов Василия Филиппова. Это имя пока мало что говорит любителям поэзии. Но, по мнению ВИКТОРА КРИВУЛИНА, ничего удивительного не будет в том, если через сто лет от всей нашей так называемой «второй культуры» 60-80 гг. останется только оно одно. Поэзия Василия Филиппова, по точному определению Михаила Шейнкера, это «коллективное бессознательное русской неофициальной культуры».

«Коммерсантъ»

Воспитанник Дара, поступивший на биофак, но после первого курса оставивший университет ради занятий литературой, Вася Филиппов, юноша красоты необыкновенной, ангелической, поначалу писал прозу - короткие и очень странные рассказы. С 1973 года он постоянно, хотя и незаметно, как бы тенью, присутствует на поэтических чтениях Шварц, Охапкина, Миронова, Стратановского, Шельваха. Впоследствии все они станут персонажами его стихов. Его любят, но не принимают всерьез. Первые публичные выступления Филиппова - регулярные доклады на религиозно-философском семинаре в 1976 году, первые публикации - богословские штудии в журнале «37». В конце 70-х - внезапный и немотивированный психический срыв. С той поры он практически не покидает психиатрических больниц. Почти все, что написано им в стихах, создано или в психушках или в краткие (не больше двух-трех месяцев) периоды жизни на воле. Корпус его текстов огромен. Большая часть хранится в Рукописном отделе Пушкинского дома, меньшая - у друзей. Настоящая книга составлена по текстам, хранящимся у Аси Львовны Майзель.

При записи Василий Филиппов не разграничивает своих текстов - они идут сплошным потоком, словно бы он всю жизнь пишет одну книгу на едином дыхании, продуцирует одно-единственное высказывание, без пауз и пробелов. Стихи Филиппова - запись неумолкающей внутренней речи. Сам он текстов своих вслух не читал. Просто приносил их и терпеливо ждал, пока прочтут другие. Молча. Его «неозвученность» жила вперекор моде на звучащее слово, оставляя за скобками имитацию псалмопевческого исполнения, присущую большинству питерских поэтов этого поколения. Принципиальная обеззвученность поэтической речи Филиппова - следствие достигнутой им внутренней свободы. Свободы до такой степени, что нормальный человек просто не вынес бы ее, ибо невозможно жить на грани самоуничтожения и предельного самовыражения.

Я не знаю более чистых стихов в русской поэзии, более беззащитных и лишенных какой бы то ни было условности. По сути дела - перед нами первые настоящие русские верлибры, поскольку свободный стих здесь - понятие не столько формальное, сколько содержательное. Словесное безволие и аморфность, эти родовые пороки российского свободного стиха, формально присутствующие у Филиппова, неузнаваемо трансформируются в его поэтике, преображаясь в мощный диктат некой надличностной творческой воли и текучую стройность организмического образования.

Организмичность его текстов - это вовсе не хаос, как может показаться на первый взгляд. Это очень сложная система с принципиально невычленяемой внутренней конструкцией. Попытка вычленить ее равнозначна убийству неуловимого смысла. Но при этом тексты Филиппова в высшей степени осмыслены. Подлинные их смыслы не навязываются, но нащупываются, и тактильное дрожание слова под пальцами читателя-слепца создает художественный эффект, равного которому я не знаю в современной поэзии

У Филиппова много цитат, в основном это эхо петербургской поэзии 70- 80 гг., ничего общего с новейшей постмодерной техникой иронического «центона». Чужая речь в этих стихах - свидетельство любви, а не иронии и стеба. Поэт не издевается и не подражает. Он присваивает «чужое» по праву теневого участника процесса. Тень эта со временем, по мере того, как истончается плоть и устает душа, становится все более и более лучезарной.

Виктор Кривулин

Петербургские сны

Бытование поэзии последних 10-15 лет остро поставило вопрос о возможностях традиционной лирики. Концептуализм и минимализм, помноженные на иронию как основу отношения к миру - с одной стороны, и ритмизированные интеллектуально-филологические штудии с другой, сделали редким явление непосредственного лирического высказывания. Во всяком случае, поэт должен сегодня не только преодолеть инерцию традиции, но и доказать свое право на существование в рамках этой традиции. И здесь, конечно, традиционность определяется не наличием в стихах размера и рифмы, а характером лирического героя: перед нами - актерская маска, имидж или некое «я» со своими мыслями и чувствами.

Налицо кризис - лирический герой оказывается ненужным, лишним. Одним из путей преодоления кризиса, вероятно, может быть отказ от рефлексии. Условно говоря, поэт уподобляется певцу-каюру: «Что вижу, то и пою», но взгляд направлен одновременно вне и вовнутрь, это взгляд человека культуры, чья наивность осложнена ассоциациями, памятью о прочитанных книгах, всплывающими цитатами и мифологемами, мелькающими чуть в стороне сновиденьями:

Когда я еду по Ленинграду,

Я вспоминаю тебя,

Будто ты притаилась за стенами -

И три недели вянут цикламены.

Нева, словно вена,

Меня слышит,

И мне кажется - я на Памира крыше.

Это начало стихотворения Василия Филиппова, одного из наиболее оригинальных поэтов ленинградской «второй культуры», чья пока единственная книга вышла в середине 1998 года. В книгу вошли стихи, написанные в 1984- 1990 годах,- своеобразный лирический дневник, почти документальные подневные записи: «Была Ася Львовна. / Я ее кормил стихами»; «Вот и дожил по поездки в Печоры. / Весна наступила»; «Сегодня буду читать Федорова»; «Безумный вечер / После пива и встречи». И так далее, и тому подобное. Темы стихов обычны: любовь, смерть, память. Необычна особенность зрения поэта, преобразующего Ленинград конца 80-х в мистическое вибрирующее пространство, где смешались бытовые реалии, сны и видения. Стихи пронизаны ощущением смерти, конечности человеческого бытия и верой в посмертное существование. Обычная для советско-российской городской жизни ситуация

На Комендантском аэродроме лопнула труба.

Холод залил иконы-квартиры.

Стужа-зола

превращается в предвестие конца времен:

Творец создал землю, но оставил ее без отопления

До воскресения

И в процитированном стихотворении, и в других творится мистерия: ангел, умирая, становится человеком («Сон о предсуществованьи»), пудель - духом, который материализуется «в пса / Внутри тернового куста» («Памяти Яши»). В стихотворении «История и Ленинград» гибель подстерегает уже и саму поэзию, и город, и страну: «Может, наша поэзия в Ленинграде / Последние всплески, Последние блестки. «...» Завтра снесут Медного всадника / И вернется Евгений. / Завтра мы встретимся в церкви последней».

Все движется к неизбежному концу, а Василий Филиппов пишет летопись своей жизни, жизни в петербургском окраинном районе, в психиатрической клинике, в сообществе подпольных поэтов. Его стихи - рассказ, взрывающийся неожиданными метафорами, резкими поворотами сюжета. Стих - естественный, как дыхание, прерывистое, неровное, нервное. Слова таинственно мерцают и обретают иной смысл. Пустая оболочка оживает и наполняется новым содержанием.

Тихо, Господи, тихо

Так что хрустит на зубах повилика

В этом мире

Но я не один

Со мной моя комната

Толстые тома

Словно дома

Где скрывается тьма

Город где живые письма

Ходят по улице часы

Носят нательные кресты.

Так завершается книга. Книга обнаженных, беззащитных, живых стихотворений. Поэт Василий Филиппов весь, без остатка перетекает в текст, в чистое звучание; он уходит в свои сны, откуда доносится лишь голос, свободный и легкий. Возможно, это и есть последнее прибежище поэзии - человеческий голос.

Андрей Урицкий (Журнал «Знамя» №1. 1999)

Василий Филиппов

Даты жизни и творчества

Отец - Анатолий Кузьмич Филиппов.

Мать - Аделия Ивановна Филиппова (трагически погибла в декабре 1983 года).

Летом 1980 года определен в психиатрическую больницу им. Кащенко в поселке Никольское близ Гатчины.

С конца марта 1981 по июнь 1983 года находился в спецбольнице на Арсенальной улице за побег из больницы Кащенко.

1984-1986 годы - период активного творчества. За 1984 год написал 188 стихотворений, в 1985 году - 174, в 1986 - 46.

Будучи на воле, Василий был дружен с поэтами Виктором Кривулиным, Еленой Шварц, Александром Мироновым, Алексеем Шельвахом, Сергеем Стратановским и другими.

В настоящее время находится в 3-й городской психиатрической больнице им. Скворцова-Степанова (с Рождества 1993 года безвыходно).

Стихотворения Василия Филиппова (усилиями его друзей) публиковались в журналах:

«Арион» (Москва),

«Обводный канал» (Ленинград),

«Волга» (1992, №5-6, с. 22-29),

«Вестник новой литературы» (1992, № 4, с. 89-103),

«Вестник новой литературы» (1994, №8, с. 161-168).

В 1998 году вышла первая книга поэта:

Василий Филиппов. Стихи.- СПб.: Ассоциация «Новая литература» и ТО «Красный матрос», 1998, - 144 с. 500 экз.

На данный момент Василий Филиппов является членом гандбольного клуба «Чеховские медведи». Его тренирует заслуженный тренер В. Максимов. В игре занимает позицию разыгрывающего. Имеет разряд мастера спорта международного класса. Василий Филиппов имеет высшее образование. В 2004 году он стал выпускником Российского Государственного Университета Физической Культуры.


Филиппов Василий Викторович родился 18 января 1981 года в Москве. Является одним из лучших российских гандболистов, получивших мировую известность и славу. В 2008 году принял участие в Олимпийских играх.

Василий Филиппов начал заниматься гандболом в довольно раннем возрасте. Его первым профессиональным клубом стала команда «Кунцево», в Москве. Большое влияние на развитие профессиональных характеристик и отношение к игре оказал на начинающего спортсмена его первый тренер А. Панков. Именно он смог разглядеть в начинающем спортсмене хорошего игрока с огромным стремлением к победе.

В 2001 году был основан спортивный клуб «Чеховские медведи». Филиппов стал одним из первых спортсменов, кто был приглашен в его состав.

В период с 2002 по 2008 год Василий Филиппов в составе своей команды становился чемпионом России.

В 2004 году он победил на чемпионате мира среди студентов. А в 2006 году Филиппов стал обладателем Кубка Кубков Европы

В 2008 году Филиппов дебютировал на Олимпийских играх. Спортсмен показал не плохую игру, но российская сборная не смогла занять главную позицию. Филиппов вместе со своей командой оказался на 6-ом месте, пропустив вперед более сильных соперников из Испании, Хорватии, Польши, Исландии и Франции. В составе российской гандбольной сборной были такие спортсмены как Константин Игропуло, Алексей Каманин, Егор Евдокимов, Тимур Дибиров, Виталий Иванов, Алексей Растворцев, Александр Черноиванов и многие другие.

Василий Филиппов считает, что на пекинской олимпиаде россиянам немного не хватило сил. Спортсмен сильно огорчен своим проигрышем, но он уверен, что на следующей олимпиаде российская команда привезет на родину долгожданное олимпийское золото в этом виде спорта.

На данный момент Василий Филиппов является членом гандбольного клуба «Чеховские медведи». Его тренирует заслуженный тренер В. Максимов. В игре занимает позицию разыгрывающего. Имеет разряд мастера спорта международного класса.

Василий Филиппов имеет высшее образование. В 2004 году он стал выпускником Российского Государственного Университета Физической Культуры. Проживает с семьей в Москве.

В свободное от тренировок время Василий предпочитает проводить вместе со своей семьей и близкими друзьями. Довольно часто спортсмена можно увидеть на боулинговой дорожке, ведь это является одним из его любимейших занятий.