Пособие для начинающих писателей. Мередит Маран «Зачем мы пишем»

Чтобы вдохновиться, мотивироваться и начать писать книги, нужно прочесть как художественные, так и специальные книги для начинающих писателей. Отлично, если после этого человек садится за письменный стол и пишет. Эта литература подходит как для начинающих писателей, так и для тех, у кого творческий кризис, хочется чего-то вдохновляющего.

Список топ книг для начинающих писателей

от Манн Иванов Фербер

У издательства отличная подборка бумажных книг. Если вы любите читать настоящие произведения, с шуршащими страницами, обязательно загляните в эту читательскую святыню. 🙂

« » от Стивена Кинга

Писатель специализируется на фантастике и ужастиках, но эта книга ценна тем, что автор делится жизненным опытом. Он рассказывает о том, как творит и что если хочется получить гонорар в 400 тыс. 💵, нужно ежедневно много трудиться.

« » от Роберт Макки

В книге расписаны различные фишки, с техниками, главные принципы, как повлиять на восприятие людьми произведения? Автор делает акцент на систематической работе, правильной организации рабочего времени. Учит механизмам, позволяющим влиять на восприятие материала читателями.

В книге много примеров и подробно разобранных инструкций. Начинающий писатель быстро поймёт, как ему правильно продумать и построить свою историю?

« » От Айн Рэнд

Книга потрясающая! Айн Рэнд поможет разобраться в тонкостях дальнейшего развития сюжета. Подскажет, как проработать речь персонажей. Важно, что прочитав книгу, автор понимает над чем работать, чтобы повысить уровень мастерства.

В произведении есть и минус, что лучше всего поймут о чём рассказывает автор те, кто читал её книги, так как примеры оттуда. Произведение рекомендуют начинающим и опытным мастерам пера.

« » от Энн Ламотт

В произведении Энн Ламотт рассказывается о разных письменных приёмах. Специалисты рекомендуют её читать с карандашом и стикером в руках. Писатель делится тем, как реально живёт автор. Рассказывает о трудных, кризисных периодах, зависти коллег и когда писатель ведёт сражение за абзац. Энн Ламотт научит написанию книг.

« » от Кэмерон Джулия

13 лет жители Европы и Америки восхищаются этим бестселлером. Американцы считают эту книгу лучшим обучающим пособием, способствующим раскрытию творческого потенциала. Возьмите ежедневник, карандаш. Они понадобятся для выполнения заданий. Можно ли их не делать? Выполнять уроки в ваших интересах.

Этой книгой пользуются и восхищаются не только писатели. Она помогла творчески реализоваться: режиссёрам, актёрам, художника и другим неординарным людям.

« ” от Малкольма Гладуэлла

Книгу оценят писатели и другие творческие личности. В ней озвучены исследования, которые помогают понять, как лучшие умы человечества достигли успеха в деле всей своей жизни. Информация, содержащаяся в книге, действительно мотивирует творческих людей действовать и достигать намеченных целей.

Еще практикуешься в писательском мастерстве, и не знаешь где опубликовать свои произведения? Попробуй , тебе понравится! 😉

« » от Ольги Соломатиной


Ольга опытный писатель. На должности главного редактора в известной газете «КоммерсантЪ» проработала 20 лет. Ей за 30 лет, а она уже выпустила 3 книги и ведёт курсы «Писать легко». Это не просто произведение, а скорее справочник. Если он будет у писателя на столе, тот сможет прочесть нужную информацию и написать предложение идеально по всем канонам.

Ольга ведёт свой канал на , где постоянно показывает видео со своих вебинаров и не только.

« » от Хиллари Реттинг

Тем, кто в восторге от Дж. Роуллинг обязательно стоит прочесть эту книгу. Хиллари Реттиг подробно анализирует, почему у писателей такая маленькая продуктивность? Автор озвучивает, что: одним не хватает времени; другие откладывают написание очередной странички или десятка, на неопределённое время; третьи хотят, чтобы всё получилось идеально; у четвёртых какие-то предубеждения; ещё у кого-то душевное смятение и т. д. Эти состояния знакомы каждому писателю.

« » от Мередит Маран

В книге откровенно делятся опытом 20 известных авторов. Их истории разные. Одни забавные, другие грустные, но во всех они делятся своими секретами. Авторы дают дельные советы по повышению писательского мастерства; делятся, что любят описывать, а каких тем избегают. Писатели популярно рассказывают читателям для чего и как создают книги?

« » от Джеймса Н. Фрэя

Работы Фрэя очень полезны писателям, которые только начинают свой творческий путь. Он говорит об азах: как правильно строить сюжет, разыгрывать конфликты, прорабатывать характеры действующих лиц и о другом. После прочтения книги, главные писательские навыки, как построить повествование, вы усвоите.

Джеймс рассказывает о типичных ошибках начинающих писателей. Советами, он помогает наладить процесс создания произведения.

« » от Норы Галь

Книга научит как в произведении подобрать нужные фразы, обойти штампы, с тавтологиями, интуитивно чувствовать речь и создавать интересные диалоги. Нора Галь писала так, что ею восхищались и продолжают миллионы писателей, с редакторами, переводчиками её текстов.

В книге Нора приводит конкретные примеры и анализирует шаблонные ошибки, свойственные как новичкам, так и давно пишущим авторам. Писательница призывает сохранять родной язык в чистоте, не использовать заимствованные словосочетания и даже отдельные слова.

« » от Корнея Чуковского

Произведение помогает обрести интуитивное чувство уместности в тексте тех или иных фраз. Не нужно писать штаммами, старайтесь мыслить творчески.

Впервые Корней издал свою книгу в 1962 г. Писатель акцентировал внимание, что текст получается неблагозвучным из-за множества оборотов, которые звучат бюрократически. Особенно стоит избегать канцеляризмов, которые однозначно не понравятся молодёжи.

« » от Корнея Чуковского

Советы в книге с юмором. Особенно полезной она будет для переводчиков, которые стараются избежать оплошностей, стремясь сохранить эмоциональный климат оригинала.

Нельзя сказать, что материал в книге изложен строго и логически, но она и не учебник. В ней есть разделы, в которых говорится о важности большого словарного запаса, правильности синтаксического написания предложений, ритмике.

Рассматриваются нюансы при переводе обычных текстов и стихов. Упоминается об оплошностях именитых переводчиков. Приведены примеры удачных и неудачных переводов.

« » от Уильяма Зинсера

Уильям даёт такие советы, благодаря которым писатель будет свободно выражать свои мысли в любом жанре. В этом произведении нет, окрыляющих авторов фраз или романтики. Зингер подходит к теме практично. Он предупреждает, чтобы поменьше выражались сухо как бюрократы. В произведении есть примеры техник, позволяющих сделать читабельность более высокой. Это позволит читателям легче воспринимать, запоминать текст.

Прочтение этого произведения способствует выработке собственного стиля. Автор учит адекватно воспринимать критические замечания и попутно полировать мастерство владения словом так, чтобы оно блестело, как начищенная медь.

В книге небольшие разделы, слов по 850, максимум 900. В изложении материала нет лирики, лишней информации. Перед автором ставят конкретную задачу и по мере прочтения текста, он находит её решение. Информация изложена лаконично и запоминается быстро, надолго.

Что-то описывается в главе и нужно сделать практикум. Он способствует усвоению, прочитанного.

« » от Юргена Вольфа

Произведение научит, как поэтапно создать качественный роман, детектив, написать в другом жанре. Здесь можно взять информацию, как действовать от рождения идеи, до публикации и последующей продажи творения.

Рассказывать, подавать информацию логические нужно так, чтобы заинтересовать читателя прочесть произведение от корки до корки. Юрген подскажет, как оптимально справляться с препятствиями по дороге к мировой славе.

Автор акцентирует внимание, что коммерческая сторона дела немаловажная. Основываясь на своём жизненном опыте, он классифицирует читателей. Юрген утверждает что нужно не только отменно писать, но и учитывать целевую аудиторию, которой будет предложен материал.

Писатель должен уметь пиариться, появляясь на ТВ, правильно подавать рекламу в различные СМИ. Важно при этом не платить лишнее.

« » от Александра Амзина

Из произведения вы узнаете, как писать заголовки, которые «цепляют»? Обучитесь структурированию контента, взятого в интернете, работе с разными блогами и мониторингу информации от пресс-служб.

Для отменной новости важно придумать говорящий заголовок. Важно заинтриговать читателя так, чтобы он мгновенно принял решение кликнуть по заголовку новости. Книга освещает журналистские вопросы о вкусной подаче новостей.

« » от Рэя Брэдбери

Прочтение книги поможет осознать, какие условия способствуют зарождению сюжета, что требуется, чтобы возник замысел, реализация которого принесёт произведению успех?

Рэй Брэдбери думает над природой творчества. Он рассказывает о создании своих романов. Описывает, как боролся с нежеланием писать, когда не было вдохновения. Слог книги простой и приятный, кажется, что вы чаевничаете на кухне с известным автором фантастических произведений.

« » от Дитмара Розенталя

Книга ответит на вопросы по орфографии, с пунктуацией, поможет улучшить стиль. Читатель сообразит как исправить даже самых плохой текст и оживить художественный. Для многих писателей этот справочник — настольная книга.

Пусть книги для писателей станут вашим путеводителем и помогут повысить мастерство, достигнуть признания, получить удовольствие от написания произведения в любом жанре. Хорошо, если каждый, кто прочел эти путеводители, станет на ступенечку выше над собой и порадует читателей новыми интересными книгами.

Вы всегда можете дополнить этот список, написав в комментариях ниже.

Подписывайся на нас!

Часть первая

Итак, последняя строчка написана. Автор удовлетворенно потирает руки и повторяет бессмертную пушкинскую строку: «ай-да я! Ай-да сукин сын!». Он счастлив - из под его руки вышел очередной шедевр. Убедить в противоположном никому не в силах. Наивный человек еще не знает - все трудности еще впереди! Ниже публикуется пособие для начинающих писателей. Любые совпадения с реальными событиями прошу считать случайностью.

1. Для начала требуется определить - кем автор является на самом деле: писатель или графоман. Первые живут за счет своих литературных произведений. Вторые атакуют издателей, настаивая на публикации своих бессмертных творений. Симптомы графомана - он всегда в восторге от своих опусов, много пишет, массово рассылает свои опусы, не принимает критику в адрес своего творчества, имеет экстравагантный псевдоним и жутко надоедает редакторам издательства. Кроме того, ему постоянно нужен пиар. Без него он просто задыхается.

Обычно считается, что человек, усиленно пишущий, но лишенный таланта, занимается графоманством. Однако, следует не забывать и такой момент: автор может обладать талантом и не страдать графоманией, однако его литературные творения не будут опубликованы.

2. Выбор сделан. Начинающий писатель уверен в своих силах и твердо знает, что его имя обессмертит российскую литературу. Однако никто из издателей так не думает. Для них литература это прежде всего бизнес и они думают только об одном - как заработать деньги. До гениальности автора им нет никакого дела, который об этом не подозревает и в свою очередь начинает бомбардировать эти самые издательства.

3. Далее развитие событий практически всегда по следующей схеме.
Вариант а) Издательства проигнорируют обращения. Вариант б) на электронку придет письмо, в котором сообщается, что издательство уже собрало необходимый портфель бесплатных публикаций и посему печатать «за так» не собирается. Но за деньги готово вступить в переговоры.

Вариант в) автору радостно сообщат, что рукопись рассмотрена серьезной комиссией, в составе которой известные критики. Именно они признали произведение гениальным. Рукопись прошла конкурсный отбор и опус обязательно опубликуют. Договор и счет приложен.

Даю 99 процента из ста, что в издательстве материал никто не читал и читать не собирался. Разговоры о комиссии и именитых критиков обычное вранье. Это своего рода замануха, на которую довольно часто попадаются начинающие авторы. К слову, я тоже оказалась в этом списке.

Большинству издательствам совершенно все равно, что и как там написали, лишь бы был оплачен счет.

4. Не верьте издательству, которое говорит, что пришлет столько-то экземпляров авторских, а остальные тысячи пойдут в продажу посредством книжной сети. Весь изданный тираж будет равняться количеству авторских. Радуйтесь, если вам их доставят. Я за своими бегала почти год.

5. Автор растерян и опустил руки. Денег нет, а писать, ну очень хочется! Не стоит отчаиваться. Сейчас предостаточно возможностей для своей раскрутки - соцсети, различные сайты, где по количеству просмотров и отзывов можно определить насколько произведения интересны читателю. Они же помогут определить, к кому относится

Продолжение следует.

Рецензии

Меня ошарашивает один интересный момент.
Очень многие издательства пишут, что ищут талантливых авторов.
Я пишу, а чаще звоню: дескать, вам повезло - вот вам талантливый автор. Это я.
Они: ой, как замечательно! Давайте платите деньги, мы вас издадим.
-Так вам нет разницы в качестве текста, вы не обращаете внимания на
литературные достоинства? Вам лишь бы деньги сляпать, а там..
-Ну да, вроде того..
-А при чем тогда талантливый-неталантливый?
-Так ведь.. наивный вы наш.. Каждый ведь считает себя талантливым!..

Так кто спорит! Просто потом, когда у будущего классика наступает озарение и он понимает, как его развели, остается только руками развести

«Чтение в кровати – это рай, если на книгу падает
достаточно света и если не проливать на страницы
кофе или коньяк”
Стивен Кинг

Книги для начинающих писателей… Какие они должны быть – я никогда не могла себе представить. На самом деле я познакомилась с таким видом литературы только два года назад и знакомство моё началось с книги «Птица за птицей». Тогда я поняла, что книги для начинающих писателей должны быть вдохновляющими, мотивирующими, с дозой магии и практических советов. Такие, чтобы после прочтения захотелось бросить все дела, усесться за стол и сумбурно писать рассказ за рассказом.

Стивен Кинг «Как писать книги: Мемуары о ремесле»

«Может, я несколько хамски ставлю вопрос, но мне действительно, поверьте, интересно. Если Бог дал тебе что-то, что ты умеешь делать, какого же чёрта ты этого не делаешь?»

Я не из тех людей, которые хоть раз открывали книги Кинга, а всё по одной причине – ужастики и страшилки не мой формат. Но, когда я наткнулась на книгу «Как писать книги», я решила – а почему бы и нет? И к моему удивлению, книга оказалась одной из самых полезных пособий для начинающих писателей, которые я когда-либо читала. В ней Кинг рассказывает о жизни, о творческом пути, о том, что не всё приходит сразу, что нужно трудиться каждый день и только тогда к тебе однажды домой придёт гонорар за книгу в размере 400 000$.

Энн Ламотт «Птица за птицей. Заметки о писательстве и жизни в целом»

«Писать роман - это как вести машину ночью. Ты видишь лишь участок дороги, освещенный фарами. Но это не мешает преодолеть тебе весь путь». Это, пожалуй, один из лучших советов, что я слышала насчет писательства. И жизни в целом.»

Эту книгу нельзя читать без карандаша и стикеров, потому что Энн Ламотт пропитала всю книгу от начала до конца различными приемами письма, практичными советами и интересными жизненными историями. Автор книги рассказывает о реалиях жизни писателя, которая имеет мало общего с литературными тусовками - скорее, состоит из зависти, творческих кризисов и отчаянных сражений за каждый параграф. Как писать книги? — Энн Ламотт научит вас этому.

Кэмерон Джулия «Путь художника. Ваша творческая мастерская»

«Часто люди думают, что творческая жизнь основана на воображении. Более трудная для восприятия истина заключается в том, что творчество основано на реальности — особой, сконцентрированной, точно подмеченной или вымышленной.»

Помните, я упоминала эту книгу в статье «7 привычек для начинающего писателя», когда мы говорили про утренние страницы? Так вот, это та самая книга, которую должен прочитать каждый писатель.

«Путь художника» называют бессменным бестселлером в США и Европе уже на протяжении 13 лет, а в Америке эта книга признана лучшим учебником по раскрытию творческих способностей. Но имейте ввиду, когда будете читать, обязательно держите при себе блокнотик и карандаш, потому что читать «Путь художника» и не выполнять задания из книги — запрещено.

Данная книга подходит не только для писателей, но и для актеров, режиссёров, художников и для всех тех, кто хочет развивать свой талант.

Ольга Соломатина «Писать легко»

«Откажитесь от напыщенности, пафоса и штампов. Соблюдать эти требования - самое сложное для начинающего автора.»

На творчество Ольги я наткнулась совершенно недавно. Она опытный писатель, 20 лет работала главным редактором в газете «КоммерсантЪ» и к своим 30 годам с хвостиком уже выпустила три книги и ведёт курс «Писать легко». Данная книга не является художественной литературой, это справочник, который каждый писатель должен иметь у себя на столе, чтобы если что – открыть книгу, прочитать подчеркнутую строку и переписать предложение по всем указанным канонам.

Также у Ольги есть свой youtube канал, куда она регулярно выставляет видео с вебинаров и сайт olgasolomatina.ru , где есть хороший раздел «Блог» со статьями для нас – журналистов, писателей и блоггеров.

Хиллари Реттинг «Писать профессионально»

«Грандиозные фантазии - удел любителя. Профессионал знает, что успех и награды - результат упорного труда»

Прочитав эту книгу, вы сможете научится таинствам писательской профессии и, возможно, даже стать новой Дж. Роуллинг. Автор книги Хиллари Реттиг детально исследует основные причины низкой продуктивности писателей: она говорит про нехватку времени, откладывание на потом, стремление к совершенству, предубеждения, смешанные чувства, в общем всё то, с чем знаком любой писатель. И самое главное - Хиллари рассказывает, как со всем этим бороться. Ну, тут уж точно без карандаша не обойдётся.

Мередит Маран «Зачем мы пишем»

«Я пишу, чтобы примириться с вещами, которые мне неподвластны. Я пишу, чтобы придать красок миру, часто оказывающимся либо черным, либо белым. Я пишу ради открытий. Я пишу, чтобы срывать покровы. Я пишу, чтобы взглянуть в лицо своим демонам». Терри Уильямс.

Однажды она задалась вопросом «Быть или не быть?» и отправилась на поиски ответа к современным писателям, которые ей ответили на вопрос «зачем мы пишем».

В этой книге собраны откровенные истории двадцати признанных авторов. В своих рассказах, иногда забавных, иногда грустных, они делятся советами и секретами писательского ремесла, рассказывают, что любят в своей профессии, а что - нет, и, главное, объясняют, зачем и как они пишут книги.

Мне кажется, что очень важно знать, как на самом деле происходит творческий процесс у современных писателей, а не жить с представлениями из фильмов. Мне, между прочим, всегда было интересно, а используют ли писатели 21-го века ручки или они печатают все тексты только на MacBook?

Разумеется, здесь представлен далеко не полный список литературы, которую можно рекомендовать начинающим авторам. Это лишь маленькая верхушечка айсберга, видимая на первых порах, то, с чего вы можете начать, если нуждаетесь в учебной литературе по этому вопросу.

1. Джеймс Н. Фрэй «Как написать гениальный роман». Переводчик Никита Вуль. Издательство: Амфора Серия: Знаю как, 2005 г.

2. Джеймс Н. Фрэй «Как написать гениальный роман-2». Переводчик Т. Гутман. Издательство Амфора, Серия Знаю как», 2007 г.

3. Джеймс Н. Фрэй «Как написать гениальный детектив». Переводчик Никита Вуль, Издательство Амфора, Серия: Знаю как», 2005 г.

4. Роберт Макки «История на миллион долларов. Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только…». Переводчик Екатерина Виноградова, Издательство Альпина нонфикшн, 2013 г.

5. Юрген Вольф «Школа литературного мастерства. От концепции до публикации. Рассказы, романы, статьи, нонфикшн, сценарии, новые медиа». Переводчик Дмитрий Верешкин, Издательство Альпина нон-фикшн, 2012 г.

6. Джек Фостер «Откуда берутся идеи». Переводчик Сергей Борич, Издательство Попурри, 2009 г.

7. Б. В. Томашевский «Теория литературы. В помощь школьнику, студенту и начинающему автору». Издательство Феникс, Северо-Запад, 2006 г.

8. Б. В. Томашевский «Стилистика», Издательство Либроком, 2010 г.

9. А. Шопенгауэр «О писательстве и о слоге». Переводчик: Дмитрий Цертелев, Издательство Либроком, 2009 г.

10. Айн Рэнд «Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей». Переводчик Т. Неретина, Издательство АСТ, 2011 г.

11. О.В. Рисс «Что нужно знать о корректуре. Экспресс-курс». Издательство ЛКИ, 2010 г.

12. О. В. Рисс «Семь раз проверь… Опыт путеводителя по опечаткам и ошибкам в тексте». Издательство ЛКИ, 2010 г.

13. Александр Гордон Смит «52 способа написать бестселлер. Как стать известным писателем». Переводчик Т. Любовская. Издательство Центрполиграф, 2012 г.

14. Джен Ягер «Писателями не рождаются. Как писать успешные тексты – от деловых писем до книг и статей». Переводчик Т. Чепкова, Издательство Инфотропик Медиа, Серия «Психология с умом», 2012 г.

16. Стивен Кинг «Как писать книги. Мемуары о ремесле». Переводчик М. Левин. Издательство АСТ, 2004 г.

17. Сергей Чупринин. Жизнь по понятиям. Русская литература сегодня. М.: Время, 2007. Тираж 3000 экз.

18. Сергей Чупринин. Новый путеводитель. Русская литература сегодня. М.: Время, 2009. Тираж 3000 экз.

19. Сергей Чупринин. Малая литературная энциклопедия. Русская литература сегодня. М.: Время. 2012. Тираж 3000 экз.

20. О.А. Кривцун. Психология искусства. М.: Высшая школа, 2009. Тираж 2000 экз.

21. Жак Маритен. Творческая интуиция в искусстве и поэзии. – М.: РОСПЕН, 2004. – (Книга света).

Из книги Как приготовить вкусный бренд? автора Сироткина Ирина Вадимовна

Из книги Промальп в ответах на вопросы автора Гофштейн Александр Ильич

Список рекомендуемой литературы 1. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 29, ст. 3702), в редакции Федеральных законов от 20.05. 2002 № 53-ФЗ, от 10.01. 2003

Из книги Кинологическое обеспечение деятельности органов и войск МВД РФ автора Погорелов В И

Из книги Справочник риэлтора автора Батяев Андрей Андреевич

Список литературы 1. Солдатов А.С.. Стоит ли приватизировать свою квартиру?// Российская юстиция 2005. № 82. Защита прав инвестора. П.В.Сокол// Право и экономика, 2004. № 103. Правовое регулирование долевого финансирования строительства/А.Королев// Право и экономика 2004.

Из книги Ремонт сантехники автора Горбов А М

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Богуславский Л.Д., Малинина B.C. Санитарно-технические устройства зданий. - М.: Высшая школа, 1980.Вечоркевич В. Ремонт и благоустройство жилища. - Варшава: Аркады, 1988.Еленский В.П. Сантехника в доме. - М.: Вече, 2000.Конев А.Ф. 1000+1 совет по

Из книги Русские фамилии. Популярный этимологический словарь автора Федосюк Юрий Александрович

Список рекомендуемой литературы Баскаков Н. А. Русские фамилии тюркского происхождения. М., 1979; Изд. 2-е. М., 1993.Веселовский С. Б. Ономастикой: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. М., 2000 (и др.

Из книги Сексуальная жизнь в норме и патологии. Книга 2 автора Еникеева Диля

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Из книги 9-мм пистолет Ярыгина (6П35): характеристика, устройство и обращение с ним автора Архипов Сергей Николаевич

Список рекомендуемой литературы 1. Архипов С.Н. Основы обучения стрельбе из пистолета сотрудников правоохранительных органов: учеб. пособие / под ред. А.И. Числова. Тюмень: Тюм. юрид. ин-т МВД России, 2007. 167 с.2. 9-мм пистолет Ярыгина 6П35: руководство по эксплуатации. Ижевск:

Из книги Парихмахерское дело: Практическое пособие автора Константинов Анатолий Васильевич

Список рекомендуемой литературы Гаврилова И. Н. Искусство прически. М., 1971. Журавлев А. М. Косметическое производство. М., 1966. Константинов А. В., Меркулов Ю. К. Основы парикмахерского дела. М., 1971. Молчанова А. С. На вкус и цвет... М., 1966. НИТХИБ. Правила техники безопасности и

Из книги Большой филателистический словарь (А-К) автора Левитас Иосиф Яковлевич

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Каталог почтовых марок СССР. 1918–1980. Ежегодные дополнения 1981–1985 гг./ЦФА «Союзпечать». - М., 1982, 1982–1986.2. Yvert & Tellier. Catalogue de Timbres-Poste. Quatre-vight-huiti?me ann?e. Amiens. - Paris, 1984.3. Специальные почтовые штемпеля СССР. 1922–1972. Дополнения 1973–1976 гг.:

Из книги Школа выживания в условиях экономического кризиса автора Ильин Андрей

Из книги Лекарственные средства автора Павлова И. И.

Лекарства и их названия Достаточно часто в аптеке можно услышать от фармацевта: «Этого лекарства нет. Возьмите такое-то, это синоним». Что же делать? Ведь врач прописал препарат с другим названием! Давайте разберемся в лекарствах и их названиях с точки зрения

Из книги Оксфордское руководство по психиатрии автора Гельдер Майкл

Список литературы Abraham, K. (1911). Notes on the psychoanalytic investigation and treatment of manic-depressive insanity and allied conditions. In Selected papers on psychoanalysis, pp. 137-56. Hogarth Press and Institute of Psychoanalysis, London (1927).Abrahamson, L. Y., Seligman, M. E. P., and Teasdale, J. (1978). Learned helplessness in humans: critique and reformulation. Journal of Abnormal Psychology 87, 49–74.Abramowitz, S. I. (1986). Psychosocial outcomes of sex

Из книги Большой эзотерический словарь автора Бубличенко Михаил Михайлович

Из книги Энциклопедия массажа автора Мартин О. И.

Список литературы 1. Вебров А. Ф. Основы лечебного массажа. М., Медицина, 1966.2. Горяйнов Л. A. Спортивный массаж. М.-Л., 1935.3. Гоффа А. Техника массажа. М.-Л., 1930.4. Детский массаж. / Сост. И. Ю. Аникина. - М., «Вече», 2000.5. Дубровский В. И. Основы сегментарно-рефлекторного массажа.

Из книги Реализация исходных принципов каратэ в спортивном поединке автора Киричек Роман Иванович

Список литературы Берштейн Н. А., О ловкости и ее развитии. – М.: Физкультура и спорт, 1991.Момот В. В., Анатомия жизни и смерти. Жизненно важные точки на теле человека. – Харьков, 2007.Богуш Д. А., Каппо. Японская техника реанимации в практике боевых искусств. – К.: «София»,

3 марта больше чем в ста странах мира отмечается Всемирный день писателя. В честь этого мы решили сделать подборку сайтов, сервисов и книг, которые помогут написать свою первую книгу человеку в любом возрасте (даже ребенку - есть в списке и творческие книги для детей). Если вы давно мечтали написать книгу, действуйте. Как сказала Барбара Шер, мечты кажутся невозможными, пока не исполнятся.

Сайты и сервисы для писателей

Для начала пройдемся по ресурсам, которые могут пригодиться начинающему (и не только) писателю. Все, что может быть полезным, - в этой подборке.

1. Daily Page

Девиз этого сервиса: «Пишите каждый день!» Это тренажер писательских навыков и краткий курс психологической помощи в одном флаконе, потому что отчасти это техника фрирайтинга (правда, привязанная к определенной теме, но выплыть все равно может много интересного - увидите сами). Каждый день на почту вам будет приходить новая тема для мини-сочинения: «Она была так смущена тем, что…», «Чего вы избегаете?», «Одно из самых лучших решений в вашей жизни…», «Что для вас значит искусство?». Писать можно как «в стол», никому не показывая, так и публиковать свои рассказы.

2. Раздел «Книгоиздание» на the Question

На the Question по теме книгоиздания можно найти много интересных вопросов, которые будут интересны человеку, планирующему написать книгу, и ответов от экспертов. Например, как книги становятся популярными, если их пишет новичок, какой жанр сейчас самый-самый или как издаться самому.

3. Раздел «Литература» на the Question

Начитанный человек «выдает» более качественный продукт (назовем книгу так). Чем шире ваш кругозор, тем более ярким и живым получится повествование. В этой теме - вопросы и ответы по литературе: про книги, писателей, литературные приемы и стилистические фигуры, героев, сюжет и все, что может заинтересовать начинающего писателя.

4. Пиши.про

Портал для писателей, объединяющий людей, увлеченных литературой, тех, кому интересно книгоиздание и писательство. Можно даже бесплатно (и удаленно) пройти школу писателя.

5. Evernote

Муза может застать вас где угодно. Evernote можно установить на ноутбук и смартфон и записывать идеи сразу, как только они пришли вам в голову. Заметки синхронизируются и появляются на всех ваших устройствах. Так вы точно не забудете реплики героев и крутые повороты сюжета. И сможете творить где угодно - хоть в очереди в поликлинике, хоть в за обедом в кафе.

6. Арзамас

Обойти вниманием просветительский проект Arzamas просто невозможно. Десятки бесплатных курсов, подготовленных экспертами - кандидатами и докторами наук, философами, литературоведами и историками литературы. Если вы собираетесь написать исторический роман или хотите серьезно погрузиться в литературу, выбирайте курс и вперед - смотреть видеолекции, читать статьи, интеревью и очерки, подготовленные учеными.

7. Мастерская писателей

Клуб по интересам для писателей, где можно делиться своими произведениями, спрашивать совета у более опытных товарищей, общаться с читателями и критиками, участвовать в конкурсах и литературных играх.

8. Грамота.ру

Если возникают сомнение, как пишется то или иное слово, где поставить запятую или можно ли так выразиться, как того требует душа, зайдите на портал Грамота.ру: ответ найдется - в словарях или справочной службе, куда можно написать через специальную форму или даже позвонить (и вам ответят сотрудники Института русского языка имени В.В. Виноградова, представляете?).

9. Орфограммка

Коварные запятые и тире так и норовят убежать, а мягкий знак то и дело появляется в неположенном месте? Ничего страшного. Этот сервис поможет обнаружить грамматические, пунктуационные и даже стилистические ошибки в тексте.

10. Типограф

Сервис студии Артемия Лебедева, который правильно оформляет текст: ставит нормальные кавычки («елочки» и «лапки»), меняет ошибочно поставленные дефисы на тире, убирает ненужные пробелы.

11. Smart Progress

Новый день - новые свершения. Сервис для достижения целей помогает сформулировать цель (хотя у вас она уже есть - написать книгу), составить план «достигатора», получать полезные советы и даже вдохновляться начинаниями окружающих.

12. Словарь синонимов

Иногда нужное слово просто не идет в голову. В этом случае выручает полезный, пригодный, дельный, практичный, эффективный, действенный (извините) словарь синонимов.

13. Курсы по литературе

На Универсариуме можно выбрать и прослушать полезные курсы, состоящие из цикла лекций. Например, пройти курс «Сам себе писатель» от московского литературного института им. Горького, одного из самых престижных литинститутов страны.

14. Лекции по литературе на Лекториуме

Еще один ресурс с лекциями по теме литературы. Вы сможете узнать историю русской поэзии и зарубежной литературы, искусстве прозы, о психологии гениев, языке и литературных канонах, как писать научно-популярные книги и даже посмотреть творческие встречи с Евгением Евтушенко и Андреем Вознесенским.

15. Премия «Дебют»

Сайт независимой премии «Дебют», куда можно отправить свою рукопись в пяти номинациях: крупная проза, малая проза, драматургия, поэзия, эссеистика. Главный приз - миллион рублей и признание 😉

16. Галина Юзефович на Медузе

Литературный критик, филолог и книжный обозреватель Галина Юзефович написала десятки увлекательных, ярких и порой разгромных рецензий, которые еженедельно выходят на Медузе. Вообще о литературе Юзефович пишет уже двадцать лет, поэтому любому, кто хочет связать свою жизнь с писательством, стоит с ними познакомиться.

17. Открытые уроки для писателей

Короткие бесплатные уроки от «Школы вдохновения» по разным темам: три качества писателя, типы речи, продвижение рукописи, писательские кейсы, враги продуктивности, как создается повесть и многое другое.

Книги для тех, кто пишет

18. Учись видеть

Среди всех книг писателя и преподавателя литмастерства Марины Москвиной - сияющих, фантасмагорических, карнавальных - «Учись видеть» стоит особняком. Написанная для студентов Марины, она без обиняков говорит о безграничном жизнеутверждающем творчестве.

Степень мастерства литератора, художника, да и вообще творческого человека определяется фантазией, умением видеть скрытое и еще выразительностью штриха.

19. Писать профессионально

Автор и преподаватель Хиллари Реттиг глубоко и детально исследует основные причины низкой продуктивности писателей: нехватку времени, откладывание на потом, стремление к совершенству, предубеждения, смешанные чувства, внешние требования и давление со стороны издателей, неэффективную организацию рабочего процесса - и рассказывает, как с ними бороться

20. Птица за птицей

Внутри вас сидит ненаписанная книга? Энн Лэмотт готова помочь вам вытащить ее наружу. Она покажет, где найти вдохновение, мотивацию, как обрести свой стиль, начиная с плохеньких черновиков и заканчивая странностями общения с издательствами.

21. Литературный марафон

Вы всегда мечтали писать, но никак не могли перейти к делу? Эта книга станет «волшебным пинком», который поможет начать. Понедельный план действий поможет справиться с рассказом за месяц как новичку, так и опытному писателю, а анекдоты, смешные случаи и истории успеха участников литературного марафона «NaNoWriMo» вдохновят на творчество. Самое то для тех, кто давно хотел поработать над книгой, но никак не мог начать.

22. Cпасите котика!

Известный сценарист делится своими авторскими идеями: классификацией жанров, отличной от общепринятой (в которой фильм всегда принадлежит одному жанру и не бывает боевиков с элементами триллера, драмы и приключений) и Blake Snyder Beat Sheet - структурой сценариев, описывающей большинство успешных картин.

23. Писать легко

Приходилось ли вам когда-нибудь сидеть перед пустым листом бумаги, мучительно ожидая вдохновения? Или решать, как превратить годовой отчет в захватывающую статью? А может, вы опытный автор, но увязли в рутине бесконечных пресс-релизов?

Эта книга - сборник лекций и практических заданий, которые помогут справиться со сложностями писательского труда

24. 642 идеи, о чем написать

Эта книжка - творческий «тренажер» для отработки креативности. Она придется очень кстати всем, кто хочет развить воображение и научиться емко излагать мысли. На ее страницах - 642 начала историй - веселых, смешных, грустных, фантастических и даже немного странных… Их нужно превратить в законченные рассказы. Книга для детей, но взрослым тоже не помешает тренировка воображения.

25. 642 идеи, о чем еще написать

Продолжение творческого блокнота «642 идеи, о чем написать». Теперь - для взрослых писателей! Самые необычные, креативные и стимулирующие творческий процесс задания - от описания типичного дня астронавта до написания оды обыкновенному репчатому луку - помогут вам развить воображение, писательские навыки, найти потерянное вдохновение и потренироваться кратко излагать свои мысли и идеи.

26. Мастер историй

Истории нас вовлекают и вдохновляют. Дают примеры того, как надо делать и как делать не надо. Они заставляют нас двигаться. Лучшие из историй мы запоминаем навсегда. Эта книга - не пространные мысли автора, написанные в попытке убедить читателя в важности историй. В ней вы найдете более 100 готовых историй, которые сможете применить в своей практике.

27. Зачем мы пишем?

В этой книге собраны откровенные истории двадцати признанных авторов. В своих рассказах, иногда забавных, иногда грустных, они делятся советами и секретами писательского ремесла, рассказывают, что любят в своей профессии, а что - нет, и, главное, объясняют, зачем и как они пишут книги.

28. Как писать книги. Мемуары о ремесле (Стивен Кинг)

Книга Великого и Ужасного о том, как писать так же мурашковыжимательно и от-ужаса-дрожательно, как и мастер. Автобиографические, мемуарные мотивы соседствуют не только с размышлениями о писательском искусстве вообще, но и самыми настоящими профессиональными советами тем, кто хочет писать, как Стивен Кинг. Как формируется писатель? Каковы главные секреты его нелегкого ремесла?

Что нужно знать и уметь человеку, чтобы его творения возглавляли международные списки бестселлеров? Ответы - в этой книге.

29. Дзен в искусстве написания книг (Рэй Брэдбери)

Великий Брэдбери, чьи книги стали классикой при жизни автора, пытается разобраться в себе, в природе писательского творчества. Как рождается сюжет? Как появляется замысел? И в какой момент человек понимает, что писать книги - и есть его предназначение? Но это отнюдь не скучные и пафосные заметки мэтра. У Брэдбери замечательное чувство юмора, он смотрит на мир глазами не только всепонимающего, умудренного опытом, но и ироничного человека. Так, одна из глав книги называется «Как удерживать и кормить Музу». И, само собой, дает ответ на этот животрепещущий вопрос.

30. Искусство беллетристики (Айн Рэнд)

Книга Айн Рэнд, американской писательницы родом из Петербурга, - это курс об искусстве беллетристики, прочитанный ею в собственной гостиной в 1958 году, когда она находилась на пике творческой активности и была уже широко известна. Каждый, кто пробует себя в литературе, раскрыв книгу, узнает о природе вдохновения, о роли воображения и о том, как вырабатывается авторский стиль.

31. Высокое искусство (К. Чуковский)

И-и-и-и, третья подряд книга про искусство написания книг (раз так часто употребляют великие это слово, сомневаться не приходится) - от с детства всем знакомого Корнея Ивановича. Мы все знакомимся с Чуковским будучи малышами, на всю жизнь запоминая его стихи, но для многих это знакомство в детстве и заканчивается. Между тем всеми любимый классик был и критиком, переводчиком, прозаиком, лингвистом, литературоведом, мемуаристом.

«Высокое искусство» - одна из самых знаменитых работ Чуковского, посвященная художественному переводу. Написанная смешно и интересно, она станет необходимым подспорьем не только для переводчиков, но и для всякого, кому небезразлична чистота и прелесть русского языка.

32. Золотая роза (К. Паустовский)

Для читателей Паустовский — это олицетворение человеческого и писательского благородства, совесть эпохи. Он был обойден всеми государственными премиями, но в 1964 году стал кандидатом на Нобелевскую премию в области литературы, и только вмешательство правительства СССР не позволило Паустовскому получить эту почетную награду. Нашумевшая повесть «Золотая роза» посвящена сущности писательского труда.

33. Долгие прогулки

Джулия Кэмерон, один из главных экспертов по креативности, показывает читателям, как преодолеть препятствия, встречающиеся на творческом пути. Кэмерон разбирает проблемы, типичные не только для начинающих творцов, но и для тех, кто уже давно вступил на «путь художника».

34.

И снова - книга Джулии Кэмерон. 12-недельная программа из книги поможет вам пережить периоды без вдохновения. Эта книга содержит рекомендации по преодолению самых непростых вызовов художника, в том числе таких, как: решение начать новый проект; сохранение концентрации в те моменты, когда всё в жизни отвлекает вас от искусства; поиск вдохновения в самых неожиданных источниках.

35. Кради как художник

Без этой книги творческому человеку никуда. Остин Клеон поможет справиться с главным страхом писателя - будто все стоящее уже написано до него. Расслабьтесь. В мире нет ничего оригинального. Все вокруг - лишь переработанные идеи, которые кто-то уже придумал. Так что ваша задача - увидеть их по-своему, добавить частичку себя и показать читателям.

36. Гениальность на заказ

Когда дело касается генерации идей, мы часто сдерживаем сами себя. В каждом из нас сидит внутренний цензор, который призван бесконечно шлифовать наши мысли, чтобы мы, не дай бог, не выглядели глупо в глазах окружающих. Марк Леви предлагает простую, но очень эффективную технику - фрирайтинг. Попробуйте и вы.

37. Как читать книги

Писатель должен быть еще и хорошим читателем. Эта книга - одна из лучших по психологии чтения. Классика. Чтобы действительно понимать все оттенки смысла, заложенные в словах и фразах, и полностью настроиться на авторскую волну, нужен изрядный читательский багаж, а кроме того, умение читать активно. И именно этого умения многим не хватает. И именно этому учит книга - аж с 1940 года.

38. Взлом креатива

Эксперт по креативности Майкл Микалко раскроет секреты нестандартного мышления известных людей и расскажет, как их применять на практике. Он исследовал истории более чем ста великих мыслителей - от Леонардо да Винчи до Пабло Пикассо - и адаптировал их методы к современным реалиям.

Получилось 9 стратегий мышления, которые помогут вам в поиске новых идей и нестандартном решении любых проблем.

39. Книга гениальных идей

Интерактивная книга от лауреатов премии BAFTA - команды братьев Маклеод. Со множеством упражнений - от рисования причудливых существ и придумывания названий для новых изобретений до создания карты воображаемой местности и проектирования несуществующих зданий. Здорово тренирует креативность.

40. Узор на кожуре банана

Первый творческий блокнот, сделанный в МИФе. Вы будете фантазировать, рисовать, сочинять. Блокнот полон подсказок и мотивирующих мыслей из лучших творческих книг МИФа, а также упражнений на развитие творческого начала.

41. Привычка к творчеству

Вдохновляющая и практичная книга «Привычка к творчеству» научит, как наполнить творчеством каждый день. В книге - 32 упражнения, разработанные известным хореографом Твайлой Тарп на основе ее впечатляющего 35-летнего опыта. Вы узнаете, что означает быть креативным и как использовать свои способности по максимуму.

Книга с вами будет разговаривать и отзываться согласием, грустью, радостью глубоко в душе.

42. Литературный мастер-класс

Уроки от великих писателей собраны под одной обложкой в этой книге, полной цитат, упражнений, выдержек из дневников, автобиографий и интервью. У Чарльза Диккенса вы научитесь создавать выдающихся персонажей, у Эрнеста Хемингуэя - писать лаконично, но сильно, а у Джейн Остин - привлекать читателя на сторону несимпатичного персонажа.

43. Автор, ножницы, бумага

14 уроков-ступенек от журналиста и писателя Николая Кононова, которые научат вас писать так же здорово, как и он сам. Авторский метод, состоящий из 14 уроков-ступенек, опробован во многих редакциях, на семинарах документальной литературы и журналистики, на курсах «Как писать хорошо» для всех желающих научиться писать с нуля или начального уровня.

В книге просто и внятно рассказывается, как писать статьи и очерки, письма и слоганы, мемуары и лонгриды.

44. Муза и чудовище

Руководство по созданию наилучших условий для полета мысли и обретения вдохновения с наименьшими потерями сил и времени, написанное Яной Франк. В книге изложена ее личная система организации творческого труда. Вы найдете здесь примеры ее планов и научитесь строить аналогичные - сохраняя при этом свою индивидуальность.

45. 365 дней очень творческого человека

Это ежедневник, созданный специально для тех, чей труд принято называть творческим - приложение к книге «Муза и чудовище». Он разработан, само собой, Яной Франк на основе ее собственного подхода, прошедшего проверку временем и тяжелыми испытаниями. С его помощью вы сможете организовать свою жизнь и творческий труд.

Сможете ли вы спасти эльфа до того, как его съест огромный злобный волк? Ведьма угостит вас отравленным яблоком или поможет избавиться от гигантского розового кролика, напавшего на ваш дом? Попробуйте! В наборе - 20 двусторонних карточек с необычными иллюстрациями, которые собираются в бесконечное количество историй. Это популярный во всем мире инструмент развития речи и воображения.

48. Книга моих стихов

Чтобы стать поэтом, нужны не только талант и особый, поэтический взгляд на мир. Любой поэт должен знать правила стихосложения и уметь использовать литературные приемы. В этом самоучителе собраны занимательные уроки стихосложения для детей 8 - 12 лет.

Дети любят выдумывать разные истории. Но чтобы стать настоящим писателем, мало придумать интересный сюжет - нужно уметь его записать. На страницах этой книги Луи Стоуэлл делится с начинающими авторами секретами писательского мастерства и объясняет, как создавать захватывающие рассказы! Кого выбрать героем истории? Как раскрыть его/ее характер, чтобы он выглядел правдоподобно? Где может происходить действие? Как описать обстановку? От какого лица рассказать историю? Маленькие писатели попробуют свои силы в разных жанрах.