Православие о кодирование от алкоголизма. Как православие относиться к кодированию от алкоголизма

Здравствуйте, дорогие наши посетители!

В конце 20 века, да и сейчас, в 21 век, кодирование от алкоголизма стало, как бы, спасением для многих людей, страдающих излишней пристрастью к алкоголю.

Кажется, это единственный выход для многих.

Но допустимо ли с православной медицинской точки зрения использовать этот нетрадиционный метод «лечения»?

На данный вопрос отвечает православный врач Дмитрий Александрович Авдеев:

«─ К одирование и иное ему подобное воздействие на душу и тело человека - это, по моему мнению, бесовщина!

Святое Евангелие говорит о необходимости в качестве условия исцеления покаяние страждущего для прощения грехов. О покаянии эти «лекари» и не вспоминают.

Пьянство, которое возбуждается бесами при собственном слабоволии и безответственности, не пройдет без молитвы и поста, без сокрушения сердечного, без спасительных Таинств Церкви. Гипнологи и кодировщики не придают этому никакого значения.

Метод кодирования приобрел широкую огласку в средствах массовой информации, а его главные исполнители жаждут признания и славы. Некоторые из них откровенно называют себя «чудотворцами», людьми «особой миссии». Этим псевдоцелителям и неведомо, что дар исцелений Господь подавал подвижникам веры, делателям непрестанной молитвы, смиреннейшим из смиренных.

Известно также, что святые отцы и жены, имевшие этот небесный дар, проводили жизнь свято. Кодировщики же и не помышляют о святости и благочестии,

Врагу нашего спасения, в конечном итоге, даже не важно - пьет человек или нет (отчасти этим объясняются некоторые случаи «выздоровлений»). Важно другое: к кому обращается человек за помощью - к Богу или к сатане?

А как страдают эти закодированные люди? Ведь грех так и остался в их душах нераскаянным. Он может лишь поменять свой облик. Отсюда у них частые депрессии, жуткая раздражительность, тревога. Нередко возникают тяжелые соматические заболевания. И удивляться, как видно из сказанного выше, не приходится. Сторонитесь такого «целительства» и отговаривайте от него тех, кто будет с вами советоваться по этому поводу.»

Д орогие братья и сестры, прочитав довольно строгий ответ православного врача Дмитрия Александровича Авдеева, давайте ознакомимся с иным взглядом на данный вопрос, который предлагает нам авторитетный священник протоиерей Димитрий Смирнов:

О КОДИРОВАНИИ

– У многих людей проблемы со спиртным, они прибегают к кодированию и прочим методикам. Как Церковь смотрит на такие методы лечения?

– У Церкви нет и не может быть никаких мнений по поводу тех вопросов, которыми она не занимается. Церковь занимается спасением души, поэтому у Церкви нет вопросов, можно ли ставить зубные имплантанты, можно ли болящего человека кодировать. Наша задача – чтобы человек бросил пить, нам это очень радостно. А достигается это путем прямого гипноза или кодирования, или с помощью медицинских препаратов – Бог в помощь. Потому что пьяница Царства Божия не наследует. Поэтому, когда стоит выбор, человеку оставаться жить и умирать пьяницей или все-таки постараться, закодировавшись, от этого греха отстать, так лучше выбрать последнее. Вот и все.

– Батюшка, а разве такой метод лечения не влияет на душу?

– О бязательно влияет, а алкоголь разве не влияет? Алкоголизм – это психическое заболевание, и если человека не лечить, он придет в полное беснование, заболеет белой горячкой и обязательно покончит с собой. И поэтому Церковь в дела науки не вмешивается, но когда речь идет о знахарях, колдунах, мы относимся к этому отрицательно. Потому что, с одной стороны, этот бизнес – грабеж, а с другой стороны – он приводит к повреждению психики человека. И Церковь предостерегает своих чад, чтобы они не обращались к таким людям. Я понимаю, что наши призывы мало кем воспринимаются, но, по крайней мере, сказать об этом надо. У нас даже специальные церковные каноны есть на этот счет, чтобы не ходить ни к знахарю, ни к звездочету.

К ак видите, дорогие брать я и сестры, Церковь не дает официального ответа и каких-либо строгих рекомендаций. Посему каждый из нас должен поступать исходя из своего духовного возрастания. Например человеку, живущему церковной жизнью, и впавшему в алкоголизм, следует лечиться посредством частой Исповеди и Причащения. А малоцерковному человеку возможно и закодироваться.

Обсуждение: есть 1 комментарий

    здравствуйте. целиком и полностью согласен что кодирование путь в грехопадение. мне 43 года первьій раз кодировался в 22 года сам не хотел но отец настоял и повез насильно. не пил около года началась депресия замкнутость чувство виньі не покидало. запил вновь но теперь не так как раньше вечером вьіпил утром похмелился к обеду отошел,а на пару недель с нелецеприятньім поведением и проблемами на работе. так прожил где то с год соьівался за єто время раз 6 по две неделе. Снова повезли кодировать меня я уже не сопротивлялся снова держался год может чуть больше в жизни без перемен работа дом работа снова срьів теперь на месяца полтора. каєдьій день мьісль одна утром надо вьіпить тремер ужасающий, чувство страха и виньі не покидало. Опять кодировка опять год с небольшим и срьів на пол года три месяца не помню абсолютно из них. бросил сам правда прокачивали врачи наркологи системьі таблетки. не пил около двух лет. умирает отец срьів на год долгов уйма. опять кодируюсь живу работаю даже женюсь. не пил три года. опять срьів супруга в ужасе у нее отец запойньій,но пьет по две неделе а тут почти год снова. о себе: начал врать не отдавать долги случайньіе собутьільники галюцинации. в итоге кодировка и опять два года трезвости рождение сьіна и снова,но умеренного пьянст

    ва по рюмке по две в день где пивка, но в итоге запой на год все отворачиваются кроме родньіх. кодировки и опять срьівьі и с каждьім разом последствия все хуже и хуже.

    Ответить

Доклад студента церковно-практического отделения академии чтеца Сергея Забавнова на XI ежегодной конференции «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи».

«Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия. В особых случаях лечение душевнобольных по необходимости требует применения как изоляции, так и иных форм принуждения. Однако при выборе форм медицинского вмешательства следует исходить из принципа наименьшего ограничения свободы пациента».

(Основы Социальной концепции РПЦ).

Употребление алкоголя - широко распространенное явление в нашем обществе. Большинство наших соотечественников не мыслят себе праздничного застолья, вечеринки, дружеских «посиделок» без спиртного. На отдыхе, в семейном кругу, ежедневно после работы, или же только после получки, так или иначе, чаще всего «расслабляются» с бокалом или рюмкой в руке.

Особому риску подвергаются те, кто начинают пить каждый день. Те, у кого разовые приемы спиртного переходят в привычку.

Поначалу эти люди могут выполнять свои социальные и семейные обязанности: они учатся, работают, воспитывают детей, занимаются домашним хозяйством, ходят в музеи, кино, заботятся о родителях. Но постепенно развивается хроническая зависимость от спиртного. Человек каждый день употребляет алкоголь и не может без этого даже работать. Возникшая зависимость превышает потребность в любых других удовольствиях. Человек теряет над собой контроль. Его уже не пугают негативные последствия употребления психоактивных веществ. Ни потеря любви и уважения со стороны родных и близких, ни потеря работы, социального статуса, ни болезни, ни даже угроза смерти уже не властны остановить пьяницу. Как же быть в таком случае?

«Спроси у пьяницы, как бы он мог перестать пьянствовать? Я отвечу за него: пусть почаще вспоминает о делах, какие он делает в пьяном виде», - в свое время сказал Пифагор.

Психотерапия считается хорошим методом лечения ранней стадии, основной стадии или общеупотребительной и стадии полной или абсолютной химической зависимости. Без психотерапевтического метода любые другие недостаточно эффективны.

Сегодня в официальной медицине выработано много методик лечения алкогольной зависимости. В частности, применяются рациональная и суггестивная психотерапия в состоянии бодрствования или гипнотического сна, условно-рефлекторная и групповая психотерапия, а также самовнушение и аутогенная тренировка.

Психотерапию начинают использовать с первой же встречи с больным. Начинать применять специальные психотерапевтические методы уместно, когда острые явления и токсические симптомы исчезли, т.е. после курса дезинтоксикационной терапии.

«Кодирование» относится к суггестивному методу и это, пожалуй, самая популярная на сегодняшний день методика лечения зависимостей. Действительно, как легко - сходил на сеанс, заплатил приличную сумму и «закодировался» на год или пять - и здоровье и трезвость обеспечены.

Придя за советом к священнику, можно услышать различные мнения по поводу «кодирования». Чаще всего это резкое отрицание, и очень редко признание этого метода эффективным. Ни с первыми, ни со вторыми мы, пожалуй, не согласимся.

Радикально отрицающие «кодирование» в церковной ограде составляют консервативную часть православной общественности. Консервативные христиане осторожно или же скептически относятся к любым нововведениям. Разрабатываются научные теории и гипотезы, критикующие направления научной мысли, противоречащие церковному учению. Хорошо иллюстрирует консервативность сопротивление появлению электричества в храмах.

В конце XIX – начале XX вв. считалось, например, что электричество в церкви неприемлемо. Прошли времена, и сегодня ни одно богослужение в ПЦ не обходится без включения и выключения паникадил, без электричества.

Подобной критике подвергся сравнительно молодой метод Довженко, датирующийся 1980-1981 гг., когда создатель методики Александр Романович Довженко апробировал свой метод в Харьковском НИИ.

Новые научные открытия, методы, в том числе и медицинские, подвергаются критике, что вполне естественно. Противоречит ли «кодирование» церковному вероучению? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно как минимум обладать тремя образованиями: богословским, медицинским, психологическим. И однозначного ответа на сегодняшний день не существует. Необходимо прежде определить, что из себя на практике представляют имеющиеся ныне психотерапевтические методы лечения зависимых.

Во-первых, суггестивная терапия, или лечение внушением, проводится как на индивидуальных сеансах, так и при коллективной терапии. Первые 2-3 сеанса проводятся индивидуально, чтобы выявить гипнабельность больного и включить его в соответствующую группу.

Во время сеансов важно укрепить обстановку на полный отказ от алкогольных напитков и постараться вызвать к ним отвращение. На протяжении всего сеанса внушение чередуется с лечением убеждением, при этом интонация голоса соответственно меняется. Внушение, в отличие от убеждения, проводится в виде коротких, часто повторяющихся фраз в императивной форме, резко, эмоционально.

Косвенное лечение алкоголизма является замаскированной психотерапией. Больного убеждают, что лечат лекарством, в действительности же лечат убеждением и внушением. Используется вера пациента в то или иное лекарство. При этом существенную роль играет вкус, цвет, запах лекарства, упаковка, сложное название. Желательно, чтобы лекарство в сочетании с внушением оказывало кратковременное, но активное действие: гиперемию лица, сердцебиение, ощущение жара, тошноту, нарушение температуры тела.

При условно-рефлекторной терапии алкоголизма больному предлагают принимать лекарство, которое якобы сделает его невыносливым к алкоголю и станет вызывать чувство отвращения, тошноту и даже рвоту. При этом скрывают, что тошноту и рвоту оно вызывает в силу своих фармацевтических свойств, независимо от приема алкоголя.

При лечении алкоголизма «кодированием» пациенту говорят, что его «закодируют на смерть», т.е. если больной выпьет, то сработает «код» и он умрет. В действительности же никакого кодирования не существует.

А вот для проведения уже упомянутого нами метода «Довженко» отбирают больных, готовых поверить в этот метод лечения. На сеанс предлагают явиться после не менее чем двухнедельного полного воздержания от приема алкоголя.

Сеанс кодирования обычно коллективный, занимает 3-4 часа. Больных убеждают в том, что врач своим гипнотическим воздействием сформирует у больного в мозгу «код», который сработает и приведет к смерти, если больной примет алкоголь в течение времени действия кода. Больному предлагается самому установить, на какой срок (год, три года или всю жизнь) он хочет быть «закодирован». В торжественной обстановке у больного берут расписку о том, что он предупрежден о той опасности, которая ему грозит при употреблении спиртного напитка в течение срока кодирования, и сообщают, что он может в любое время обратиться к врачу, чтобы «раскодироваться».

В завершении сеанса врач рукой резко запрокидывает голову пациента, до боли сжимает ее у места входа тройничного нерва, просит широко раскрыть рот и мощной струей лекарства орошает горло. Препарат вызывает поперхивание, кашель, тахикардию. Обычно используется хлорэтил, ампула которого обернута черной бумагой с эмблемой: «Смертельно опасно»!

Манипуляция сопровождается внушением: «Сейчас я закладываю в ваш мозг специальный код. Любая доза спиртного на время действия кода опасна. Нарушение запрета приведет к смерти».

Такой сеанс ларвированной психотерапии, сочетающий внушение с устрашением, нередко приводит к длительному воздержанию от употребления алкоголя. Он действенен, пока «кодирование» сохраняется. Положительные результаты по некоторым данным доходили до 70%. Однако при лечении наркомании эти методы оказались малоэффективными.

Каждый из приведенных методов активно практикуется сегодня, но Церковь благословляет не все методы официальной медицины. Церковь, например, не может благословить фетальную терапию, которая способствует распространению абортов, клонирование.

«Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий», - говорится в «Основах социальной концепции РПЦ».

Любой вопрос, будь то лечение в медицине или сотериология в Церкви, рассматривается через призму антропологии. Если Православная Церковь рассматривает человека с духовной точки зрения, как образ и подобие Божие, то большинство психотерапевтов рассматривает человека как продукт генетики и социальной среды. Поэтому их методы учитывают лишь телесно-душевную организацию человека, оставляя за пределами его духовный мир. А саму религию рассматривают как некое терапевтическое средство, имеющее успокаивающий эффект.

Особенностью метода «Довженко» является внушение формулы: «Не твоя, а моя (психотерапевта) воля избавит тебя от недуга»! Устранение фиксации личности на борьбе с желанием «выпить» ведет, по мнению автора методики, к деактуализации этого желания и его ослаблению. Внушение в данном случае, хоть и не носит гипнотического характера, однако даже такой метод нужно применять осторожно.

Пациентам могут стать известны случаи нарушения запрета, которые не привели к гибели больного, стало быть, бояться нечего, воздержание (если оно начиналось) нарушается. Чувствуя обман, человек перестает доверять как лекарю, так самому методу и если брать шире - он перестает доверять медицине в целом. В церковной среде это особо ощутимо: если жизнь пастыря расходится с его словами, то они тотчас превращаются в ложь, появляется недоверие к пастырю и к Церкви в целом.

Однако несмотря на опасения, опыт Церкви показывает, что подчас ложь бывает во благо. В патристике нам известно мнение одного из учителей Церкви о пользе хитрости в медицинских целях. Открывая «Первое слово о священстве» святителя Иоанна Златоуста, мы встречаем следующие строки: «Когда упрямство больных и жестокость самой болезни делают недействительными советы врачей; тогда, по необходимости, врачи прибегают к хитрости, чтобы, как на сцене, можно было скрыть истину...». Обращаясь к Василию, своему возлюбленному другу, святитель Иоанн указывает на нравственное значение хитрости, причем употребление ее зависит от намерения: «Велика сила такой хитрости, - говорит Хризостом, - только бы она употреблялась не со злонамеренной целью; или лучше сказать, ее должно называть не хитростью, но некоторой предусмотрительностью, благоразумием и искусством, способствующим находить много выходов в безвыходных положениях и исправлять душевные недостатки…», и далее приводит примеры из Священного Писания.

Получается, что если принять «кодирование» как некую хитрость, то мы должны были бы согласиться с использованием данного метода психотерапии.

Сегодня мы не можем сказать, насколько вредно кодирование. У Церкви нет конкретного ответа на этот вопрос. Правда, на страницах православных интернет-ресурсов в огромном количестве можно встретить неприятие этого психотерапевтического метода. И лишь немногие отзываются о нем как о методе «осторожном», «опасном». По мнению митрополита Илариона (Алфеева), оно опасно тем, что в этой области работает очень много шарлатанов, которые воздействуют на психику человека, заполняя внутреннюю пустоту зависимого неизвестно чем. Некоторые также считают этот метод опасным, но вынужденным. «Вынужденность» обуславливается самой особенностью человека, который, по слову свт. Григория Нисского, есть «самое непокорное животное».

В медицинской среде также замечается некая тревога за психику пациента. Имея свою статистику, специалисты этой области свидетельствуют о наличии частых депрессий, жуткой раздражительности и соматических заболеваниях. Правда, уверяют они, - это скорее единичные случаи. Другим свидетельством отрицательного влияния на психику человека могут служить частые замечания членов семей пьющего вроде таких: «лучше бы он (она) пил, иначе не был бы злым как собака».

Сколько бы мы ни говорили «за» и «против» «кодирования», самое главное, что одним механическим воздействием (каким является вообще суггестивная терапия) невозможно прервать зависимость от алкоголя, если не будет у человека какого-то внутреннего перерождения, внутренней силы противостоять этой страсти, этой болезни.

Что человек конкретно сделал, чтобы стать другим? Важно, прежде всего, изменить отношение к греху, сформировать желание жизни с Богом, поднять нравственный потенциал. Проживание без алкоголя не является показателем того, что человек освободился от власти зависимости. Человеку нужно дать понять, что жизнь - это драгоценный подарок Божий, которую надо прожить достойно. Церковь имеет множество примеров преображения человека, изменения жизни от личной встречи со Христом. Таким примером может быть евангельский Закхей, св. равноапостольная Мария Магдалина или блаженный Августин. На них, так или иначе, повлияло преображающее слово Божие. Они плоть сделали служанкой духу, покорили ее, тем самым изменив радикально свою жизнь.

Итак, сделаем некоторые выводы.

То, что сегодня мы привыкли называть «кодированием», в официальной медицине является целым комплексом именуемым «суггестивной терапией». По сложившемуся мнению или «по обычаю», мы неправильно называем «кодированием» все, что относится к лечению «суггестией» химически зависимых. Это не так. Имеются различные виды суггестии.

По своей сути «кодирование» не относится к оккультизму или к экстрасенсорике. Это скорее вынужденный, опасный, но все же допустимый психотерапевтический метод, имеющий своей целью сохранить общество, семью, личность.

Церковное мнение по этому вопросу не имеет догматического характера. Это всегда частное мнение при конкретной проблеме при отдельно взятой личности. Вопросы о применении подобных методов для лечения «заблудших овец» входят, таким образом, в область пастырского душепопечения. Целью православного пастыря в данном случае является не просто механически вылечить, а воссоздать образ Божий, сохранить благодать Святого Духа, поскольку «пьянство, - по словам свт. Василия Великого, - есть вражда на Бога… пьянство отгоняет Святого Духа».

Психотерапия химически зависимых – это вопрос, который до сих пор «висит в воздухе», поэтому обсуждая данную проблему, важно не занять крайних позиций. Принимая вслепую «кодирование», можно, не заметив, принять вместе с ним и оккультные практики, а отвергая его, нам придется отвергнуть психотерапевтический метод в целом, а также все «суггестивное», так или иначе встречающееся в нашей обыденной жизни.

Источники и литература:

  • Анастасий Синаит. Три слова об устроении человека по образу и по подобию Божиему // Альфа и Омега. 1998, № 4(18), с. 89-118; 1999, № 1(19), с. 72-91; № 2(20), с. 108-146.
  • Василий Великий, святитель. Творения. Ч. 6: Письма к разным лицам. – 1859. – 386 с.
  • Григорий Нисский. Об устроении человека. М., 1861.- 470 с.
  • Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд-во Свято-Владимир. братства, 1993.
  • Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т.1, ч. 2: О священстве. – Почаев., 2005. – 1007 с.
  • Киприан (Керн) архим. Тема о человеке и современность // Православная мысль. Вып. 6. Париж, 1948, с. 125-139.
  • Кулганов В.А., Кузьмичева И.В. Принципы и методы лечения и профилактики химических зависимостей // Диагностика, коррекция и профилактика аддиктивных форм поведения и развития. Научно-практический семинар. – СПб., 2008, с. 133-152.
  • Кулганов В.А. Психотерапия алкоголизма и наркомании // Технологии психолого-социальной работы в условиях мегаполиса. – СПб., 2010, с. 244-247.
  • Наука, философия и религия в раннем пифагоризме. – СПб., Изд-во ВГК, Алетейя. – 1994. – 376 с.
  • Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Московский Патриархат. Священный Синод Русской Православной Церкви, Отдел внешних церковных связей. – М., 2001. – 127 с.
  • Филарет митр. Минский и Слуцкий. Богословие и антропологические концепции XX века // Человек. 2002, № 1, с. 118-126.

Интернет-ресурсы:

  • Благодарности
  • Слово к читателям
  • Введение
  • Глава 1. БИБЛЕЙСКИЕ, СВЯТООТЕЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
    • 1.1. Библейское, святоотеческое и богословское понимание социальной и благотворительной деятельности
  • Многие верующие люди, страдающие алкоголизмом, отказываются принимать некоторые виды помощи, такие как: гипносуггестивная психотерапия и кодирование. От многих пациентов приходилось слышать, что эти виды лечения от «дьявола», что некоторые священники в разговорах со своей паствой запрещают прибегать к такому лечению и считают, что надо укреплять веру, а болезнь сама пройдет. Мы считаем необходимым, дать разъяснения по этому поводу, чтобы больной человек, являющийся верующим, не отказывался от лечения, которое ему необходимо.

    Отношение церковнослужителей к процедуре кодирования и гипнозу, на сегодняшний день является достаточно неоднозначным. Произошел своего рода раскол во взглядах на некоторые виды наркологического лечения, в результате которого, страдающие от алкогольной зависимости под давлением своих духовных наставников остаются без наркологической помощи. Такой подход со стороны некоторых священнослужителей, таит в себе огромную опасность для зависимого человека, так как алкоголизм является прогрессирующем заболеванием, очень важно не запускать его развитие, а начинать лечение, как можно раньше. Самое интересное, что никаких церковных указов о недопустимости «кодирования» от алкоголизма нет и в помине. Это всего лишь субъективный взгляд отдельных священников, в основе которого лежит недостаток образования в понимании такой глобальной проблемы, как алкоголизм.

    Священнослужители, получившие образование в стенах семинарии, изучавшие основы психиатрии и психологии, имеющие разносторонние взгляды, прекрасно понимают, что алкоголизм требует лечения. Представители церкви, менее образованные, объясняющие все происходящее с человеком через призму мистического сознания, подводят все к «бесовскому» началу и соответственно, совершенно не разбираясь в проблеме, ратуют против любых психотерапевтических вмешательств.

    Если мы вспомним историю, то увидим, что психиатрия вышла из монастырских стен, именно там находили приют психически нездоровые люди, и в первую очередь для уменьшения тяжести их состояния, применялось психотерапевтическое воздействие. Лечение больной души словом, существует на протяжении столетий. Медицина, в частности психотерапия, была неотъемлемой частью православной культуры. Как в Ветхом, так и в Новом Завете не встречается осуждение или запрещение применения медицинских средств и техник, таких как кодирование и гипноз. Согласно Библии, врач всегда пользовался уважением. Вот короткий отрывок из Священного Писания, показывающий место врача в жизни человечества.

    Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Не от дерева ли вода сделалась сладкою, чтобы познана была сила Его? Для того Он и дал людям знание, чтобы прославляли Его в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и чрез него бывает благо на лице земли. Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. (Сир 38, 1-15.)

    Многие святые занимались врачеванием. Вот лишь некоторых из них: апостол и евангелист Лука, мученик Орест врач, великомученик и целитель Пантелеймон, бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, бессребреники мученики Кир и Иоанн. В нашем Отечестве прославились преподобные Агапит Печерский, Ипатий Целебник, Евфимий Суздальский. Всем известно и житие святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого) архиепикопа и выдающегося хирурга, а также известного психиатра игумена Анатолия Берестова. В истории Церкви мы видим огромное количество примеров, когда священники и епископы занимались врачеванием как телесных, так и духовных недугов. Опыт многих зарубежных стран показывает высокие результаты в исцелении человеческой психики при тесном сотрудничестве психиатров и представителей церкви. И только в России ведется конфронтация между представителями духовенства и психиатрами. Хотя в последнее время все чаще можно встретить представителей церкви, готовых идти на сотрудничество с представителями медицины, в борьбе за спасение человека.

    И в заключении хочется добавить следующее: среди верующих распространено мнение, что пьянство это грех, а не заболевание. Хочется развеять это заблуждение. Мы не можем сказать больному диабетом или туберкулезом:

    Укрепи веру свою и болезнь пройдет!

    Понятно, что наряду с укреплением веры, человеку придется проходить еще и курс лечения..

    Тоже самое касается и больного алкоголизмом, он нуждается в наркологической помощи.

    Непотребный алкоголизм глубоко укоренился в современном обществе. Часто человек даже не задумывается о несчастьях, которые он приносит.

    Пьянство в православии строго осуждается, его критикуют в Священном Писании и в книгах Отцов Церкви. Оно незаметно развивает зависимость и влечет за собою целую череду других пороков. Пьянство часто является прямой причиной разлада в семье и приносит страдания родным и близким.

    Отношение святых отцов к пьянству

    Святые отцы напоминают, что в каждом человеке заложен потенциал ко всем порокам. И если мы не впали в какой-то определенный грех, это заслуга Всевышнего Господа, а не наша сила воли. Всегда следует быть смиренным, беречься от неприятностей, избегать их и не рассчитывать на индивидуальные силы, которые ничтожны.

    О других грехах в православии:

    Святой Иоанн Златоуст

    Иоанн Златоуст утверждал : вино дано нам Господом для увеселения, укрепления тела, а не дебоширства и разрушения духа.

    • Пьянство возникает не от алкоголя, но от злоупотребления им. Трезвый человек находится под покровительством собственной совести, которая уберегает и препятствует от совершения непотребных деяний. Опьянение притупляет разум и открывает широкий простор для греховных желаний и колоссальной похоти.
    • Причина зависимости заключается в деятельности человека, сердце которого опустошено безверием, отсутствием страха перед Божьим промыслом, невоздержанием, распущенным нравом и истинной слабостью души.
    • Церковь не считает саму субстанцию вина грехом, но она крайне опасна, потому что является проводником во множество греховных деяний. Алкоголь - средство, позволяющее проникнуть опасной страсти вглубь неокрепшей духовности человека.
    • Святая Церковь утверждает: пьянство есть родитель всякого постыдного дела, оно является сестрою похотливого блуда, а также разрушением искреннего целомудрия. Алкоголизм, омрачающий религиозное знание, - это начало атеистического безбожия, которое угнетает и запутывает душу в дьявольских сетях.
    • Пьянство, по выражению Златоуста, есть полнейшее несчастье, болезнь, произвольное заражение бесовскими помыслами, что хуже потери рассудка. Василий Великий говорил : алкоголизм - это дьявол, вторгшийся в душу через похотливое сластолюбие.
    • Священное Писание дает определение трезвости и называет её религиозной умеренностью в пище и еде, а также неустанной бдительностью над собственным эго и сохранением от всяческих порочных помыслов.
    Важно! Священное писание не запрещает употребление алкоголя. Для христианина недопустимо именно зависимость от спиртных напитков. Каждый верующий должен остерегаться того, чтобы какой-либо объект властвовал над телом и разумом.

    Сущность пьянства в православной традиции

    В сегодняшнем мире алкоголизм является причиной высокого уровня преступности, болезней и травматизма. Он снижает общий уровень нравственности, культурного наследия и любви к труду.

    • Пьянство порождает ссоры и кровопролитные драки, а также убийства.
    • Алкоголики позволяют себе непомерное сквернословие, кощунственное поведение и богохульство.
    • Злоупотребление спиртными напитками приучает ко лжи, лести, грабежам.
    • Люди, ведомые бесом пьянства, пытаются достичь собственных прихотей любым способом. Они часто не реагируют на замечания трезвых людей и быстро впадают в ярость.
    • Алкоголики часто валяются в грязи, так как спиртные напитки делают из человека животное. Они изменяет не только внутреннее, но и внешнее состояние. Дьявол в первую очередь обращает внимание на тех, кто предался винной страсти.

    Православная традиция утверждает: причиною пьянства становится непомерная гордость , которая проявляется через порочное своеволие. Люди, страдающие алкогольной зависимостью, совершают беспечные и беззаконные поступки. Они не способны рассмотреть собственное поведение со стороны.

    Грех пьянства и алкоголизма

    В душе пьяница не переносит контроля, указаний и божественной воли. Для него алкоголь становится тем аргументом, который заставляет его думать о своеволии. Такой ум закрыт от рациональных утверждений и полезных знаний.

    Алкоголизм является не только суровой болезнью, но и привычным образом жизнедеятельности. Человек должен собраться с силами и попытаться самостоятельно изгнать этого демона из потайных углов собственного разума.

    Интересно! В середине XIX века Магнусом Гуссом был введен термин «Хронический алкоголизм». Ученый отмечал, что заболевание прогрессировала в странах, где отошли от религиозных традиций. Народы с примитивными и языческими культами практически полностью подвержены греху пьянства. Это говорит о некой закономерности между отрицанием Бога и появлением алкоголизма.

    Структура алкоголизма в православии

    Пьянство поражает человека одновременно в нескольких абстрактных плоскостях:

    • Образуется психологическая зависимость, которая требует получения удовольствия и подпитки самого порока.
    • Если рассматривать заболевание с медицинской точки зрения, встает вопрос о внедрении в обменные процессы атомов алкоголя.
    • Пьянство - это греховная страсть, поэтому оно рассматривается церковью в духовной плоскости.
    • Алкоголизм имеет и социальную проблематику, потому что люди, постоянно ищущие удовлетворения демона опьянения, становятся закоренелыми эгоистами. Их совершенно не заботит обстановка и состояние других людей.

    Постоянное употребление спиртных напитков провоцирует зависимость, в основе которой стоит тяжелое отравление организма. От последнего формируются физические и душевные боли, нарушение работы внутренних органов, центральной и периферической нервной системы. Алкоголизм провоцирует психологическую деградацию и отторжение всякой религиозности.

    В православии различают три стадии пьянства:

    1. Психическая зависимость формируется, когда человек прикладывается к бутылке, чтобы забыть о повседневных неприятностях, расслабиться и наладить контакт с окружением. Со временем понижается порог необходимой дозы, и человек начинает употреблять значительно больше спиртного. Совершенно пропадает рвотный рефлекс, который защищает организм от поступления чрезмерного количества алкоголя.
    2. Вторая стадия - физическая зависимость. Здесь происходят биохимические изменения в процессах. Алкоголь становится необходимым веществом для нормального функционирования тела. При его отсутствии возникают психические расстройства и физические боли.
    3. На последней стадии возникает деградация личности. Человек теряет интерес к окружению, забывает о родных и близких, отторгает элементарные нормы морали и равнодушно относится к индивидуальному поведению. У алкоголиков резко ухудшается память, а также сильно снижаются интеллектуальные способности.

    Церковь утверждает, что Сам Господь не сделает человека трезвенником, потому что тот изначально наделен свободой воли. Прекращение пьянства достигается собственными усилиями. Тот, кто желает победить демона пьянства, должен исключить мысль о спиртном.

    Патриарх Кирилл: пьянство - это начало безбожия.

    Лечение алкоголизма в православии

    Церковь всегда заботится о духовном здоровье народа и содействует справедливому утверждению трезвости, а также профилактики алкогольной зависимости. Однако страсть винопития есть хронический недуг, и лечится она работой над собою, героическими усилиями воли.

    • Сначала следует осознать собственную проблему и принять её. От алкоголя легко не отделаться, человек побеждает зависимость с большим трудом и верою во Всевышнего.
    • Человек обязан проявить чрезвычайную решительность в борьбе против своего врага. Необходимо поверить в успех и постоянно спрашивать милости у Господа. Каждому тяжело расстаться со старым грехом, который приносил удовольствие. В разуме алкоголиков возникают неверные помыслы о том, что борьба напрасна, и вылечиться не получится. Такая позиция губительна.
    • Спиртные напитки позволяют человеку легко обрести состояние эйфории и уйти от внешних проблем. Истинное счастье требует вложения больших усилий. Проблемы необходимо решать трезвыми и честными путями, не прячась за мнимую заслонку алкогольной эйфории. Для терапии хорошо подходят дружественные беседы, разговоры о любви и Боге, молитвы и нахождение новых интересов.
    • Человек не должен строить долгосрочных планов по борьбе с демоном пьянства. Необходимо сконцентрироваться на настоящем дне, собрав силы в кулак. Утром читается
      • Из дома следует удалить все бутылки, чтобы ум постепенно забывал о пристрастии. Если алкоголь доступен, получается быстрый срыв.
      • Нужно отстраниться от пьющих компаний и перестать наведываться в гости. Чрезвычайно поможет оповещение родных о желании бросить пить.
      • Если возникает тяга к спиртному, рекомендуется выявить причину (стресс, тоска, различные проблемы). Удачи и поражения в борьбе с желанием записываются в блокнот.
      • Необходимо найти занятие, которое заполнит пустое время. Лучшее здесь - молитвы и полезная деятельность во благо других.
      • Следует отдаться физической культуре , а также заняться самообразованием, которое раскроет вред злоупотребления.

      Специалисты утверждают, что перестройка сознания алкоголика происходит после полугода внутренней борьбы и правильного подхода. Вскоре появляется навык устойчивого противодействия этому пагубному демону. Надежда всегда есть, несмотря на колоссальную силу зависимости. Горячие молитвы обязательно находят отклик.

      На заметку! С 2014 года православная церковь приняла особую концепцию по утверждению трезвости в Российской Федерации. Священнослужители взаимодействуют с общественными организациями, выступающими против алкоголизма. Сотрудничество происходит только с объединениями, которые поддерживают православное вероучение.

      Злоупотребление алкоголем является прямой причиной потери здоровья и духовной защиты. Православная церковь рекомендует воздерживаться от распития спиртных напитков в больших дозах. Если же человек попал в опасную ловушку алкогольного демона, выход необходимо искать при помощи искренних молитв, обращенных к милостивому Господу.

      Что говорит Церковь и Библия об алкоголе

    Этот вопрос неизбежно встает перед каждым человеком, который попадает в алкогольную зависимость, и кто-то раньше, кто-то позже начинает задумываться о том, что так дальше жить нельзя, что нужно что-то делать. Почти каждый алкоголик представляет страшные последствия алкоголизма или, по крайней мере, догадывается о них: кто-то уже ощутил их на себе, другие видели, что стало с их друзьями и знакомыми. Но, к сожалению, не все знают, как начать бороться с этой страстью.

    Священнику часто задают вопрос люди, страждущие недугом пьянства: «Батюшка, как бросить пить?» И мне хочется не просто указать на рекомендации общего плана, вроде: молись, постись и поезжай в Серпухов, к иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша», но и рассказать немного о механизме воздействия страсти винопития на душу человека, о духовной борьбе с ней, а также дать несколько практических советов, проверенных опытом многих людей.

    Алкоголизм – не просто болезнь, не просто вредная привычка. Это сильнейшая духовно-телесная зависимость, одна из восьми человеческих страстей. Коренится это заболевание вовсе не в теле человека – неприятные последствия алкогольной «ломки» проходят довольно быстро, – а в его душе. Алкоголик становится зависимым от тех ощущений, которые алкоголь производит в его душе, ему уже очень тяжело обходиться без них. Скажем больше: если человек не научится бороться со страстью в земной жизни, алкогольная зависимость будет мучить его вечно, а удовлетворить свою страсть в той, иной жизни он уже никак не сможет. Значит, побороть ее нужно здесь и сейчас.

    Первые шаги

    Страсть винопития – это хроническая, укоренившаяся болезнь. Но даже запущенную болезнь можно вылечить. И лечится она не таблетками и уколами, а личной внутренней работой, подвигом самого больного. И главное, что для этого нужно, следующее:

    1. Осознание того, что вы больны страстью пьянства, зависимы от нее.

    Нужно осознать, что вы не можете себя контролировать, что уже не вы властвуете над страстью, а она над вами. Почти все пьющие люди до поры до времени находятся в опасной эйфории, убеждая себя: «Я в любой момент могу остановиться и перестать пить, у меня все под контролем. Страшные истории про спившихся, потерявших человеческий облик людей – не про меня, уж я-то никогда не попаду в такое рабство». На самом деле алкоголь никого так просто не отпускает; получив зависимость, человек избавляется от нее с очень большим трудом. Известный питерский художник, основатель движения «митьков» Дмитрий Шагин, сам страдавший алкоголизмом и излечившийся, говорит: «Первый шаг – признать свое бессилие, признать, что ты потерял контроль над своей жизнью и ею правит алкоголь».

    Также, осознав свою немощь, нужно понять, что с пьянством, как и со всякой страстью, можно справиться не нашими немощными силами, а только с помощью Божией. Если человек и добьется чего-то собственными усилиями, свяжет страсть на время, эффект будет непродолжительным, и вскоре страсть опять вернется. Почему? Потому что понадеялись только на свои силы, проявили гордыню, и диавол опять посмеялся над нами.

    2. Решимость вести постоянную борьбу с пьянством.

    Победить застарелую страсть очень непросто, но – с помощью Божией – можно. Только для этого нужно не озираться назад, нужно верить в успех задуманного дела.

    Любая страсть не только мучает человека, но доставляет и массу приятных ощущений, иначе никто бы не попал в ее плен. Это очень мешает в борьбе с зависимостью. Человеку весьма тяжело бывает отказаться от приятности греха. Он сродняется с ним, и ему гораздо легче жить со страстью, чем встать на беспощадную борьбу с ней. Большинство алкоголиков прекрасно понимают, что алкоголь губит их, но твердой решимости встать на путь борьбы со своей страстью не имеют. Получается, что «и хочется (бросить пить), и колется». Человек думает: ну как же я буду жить без милых мне, привычных «радостей жизни»? И бесы начинают внушать помыслы: все равно ничего не получится, лучше даже не пробовать, а жить, как и прежде, «не шатко не валко». Вот для чего нужна решимость – чтобы преодолеть плен страсти, лень и прочие искушения. Очень многие люди, бросившие пить, рассказывали, что настоящая, полноценная и счастливая жизнь у них начиналась как раз после избавления от недуга, а до этого они не жили, а просто кое-как существовали, прозябали.

    3. Замена «радостей» винопития на подлинные радости.

    И алкоголь, и наркотики – это очень простой способ мгновенного получения радости, эйфории. Они помогают человеку уйти от проблем, отгородиться от них. И пока алкоголь или наркотик действуют в организме, человек имеет некий эрзац счастья. То, что он, может быть, не смог получить в жизни, к чему нужно прилагать много усилий, дается мгновенно. А чтобы получить настоящее, подлинное счастье, нужно немало потрудиться. Особенно часто человек становится алкоголиком или наркоманом, когда у него неблагополучно в семейной, личной жизни. Люди теряют смысл своего существования и заполняют внутреннюю пустоту алкоголем или наркотиками. Знаменитый австрийский психиатр В. Франкл говорил, что около 80% алкоголиков и 100% наркоманов – это люди, не нашедшие смысла в жизни или утратившие его, то есть испытывающие экзистенциальный вакуум, ощущающие бессмысленность существования. И правда, нет смысла лечить алкоголика, если после выхода из клиники он не будет знать, ради чего он не станет больше употреблять алкоголь. Тем же Франклом был разработан метод логотерапии, который помогает человеку найти и реализовать смысл своей жизни. Кстати, сам Франкл разработал этот метод не умозрительно, а руководствуясь личным, очень печальным опытом. Он перенес ужасные испытания: прошел во время войны концлагеря, потерял всю семью, но после этого нашел в себе силы жить и помогать другим людям.

    Когда в Американском центре излечения наркоманов в Калифорнии применили метод логотерапии (с помощью которого пациенты обретали смысл жизни), удалось добиться 40-процентного излечения, в то время как традиционными методами излечивалось только 11% больных. Вот почему так высок процент устойчивой ремиссии в центрах лечения алкогольной и наркотической зависимости при храмах и монастырях. Ведь страждущим указывается подлинный смысл жизни – в Боге, в вере, в труде на благо Церкви и людей. Они каются в грехах (а без покаяния невозможно победить страсть), участвуют в таинствах, вместе молятся об исцелении.

    Люди почти всегда пьют не от радости, не от хорошей жизни, а из-за больших, часто – внутренних, проблем: нет мира в душе и с близкими, плохо с работой, временно не трудоустроены, депрессия, часто вызванная каким-то горем. Все эти проблемы человек пытается решить с помощью выпивки и, конечно, не решает, а только усугубляет их, загоняет себя в тупик. Отсюда вывод: над проблемами, трудностями нужно работать, их нужно решать. Для верующего человека нет безвыходных ситуаций.

    Решим проблемы, обретем новый смысл жизни – гораздо легче будет отказаться от алкоголя. Если человек твердо хочет бросить пить и работает над обретением настоящей радости – в вере, в молитвенном общении с Богом, в семье, в любви, в общении с близкими, помощи людям, в труде на пользу ближних, в любимом занятии, у него начинается совершенно новая жизнь, наполненная радостью и смыслом, и ему уже не захочется возвращаться к тем сомнительным утешениям, что давал ему алкоголь.

    «Свято место пусто не бывает»

    С чего начать борьбу? С молитвы. Людей обычно очень пугает объем задуманной работы, они не верят, что смогут всю жизнь справляться с пьянством. Поэтому не строим далеких планов, а просто настраиваемся на ежедневную борьбу с грехом. День прошел без алкоголя – и слава Богу. Проснувшись утром, прочтя утреннее правило, будем от всей души молиться Богу (можно своими словами) об избавлении от винопития: «Господи, помоги этот день не пить, помоги справляться с мыслями о выпивке, укрепи мои немощные силы». Молясь так, мы, во-первых, просим у Бога помощи на грядущий день, а во-вторых, настраиваемся на жизнь без алкоголя. Так проходит день. На следующее утро опять молимся, опять готовимся прожить день без выпивки. Потом второй, третий, неделю, а дальше уже легче: приобретается навык борьбы с этим грехом. Самое главное – не забывать каждое утро начинать с этой молитвы, и Господь обязательно поможет.

    Не нужно ставить себе каких-то временных рамок: не буду пить три месяца, год и т.д. Так человек не борется по-настоящему с зависимостью, а просто загоняет себя во временную психологическую тюрьму. Ждет, терпит определенный срок, свернув себя в «бараний рог», а потом снова срывается. Тут нужно понимать, что мы не просто «подшились» на годик или два, а вышли на тропу духовной войны со страстью, и эта брань будет длиться всю жизнь, но тяжелы только первые шаги, потом будет легче, появится навык, откроется новое, трезвое качество жизни. Человек может получить вредную привычку винопития, но точно так же может привыкнуть, если захочет, к нормальному, трезвому образу жизни. Главное помнить: свято место пусто не бывает. Если из души изгнан демон пьянства, значит душа должна быть заполнена чем-то другим. Для этого и необходима духовная жизнь: молитва, исповедь и причастие. Также начните регулярно читать акафист Богородице перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша».

    Один мой знакомый очень сильно пил в течение многих лет – почти всю свою сознательную жизнь. Пил запойно, с пьяными дебошами. Никто уже не верил, что он способен «завязать». В конце концов его выгнали с работы за пьянку, и это тяжелое обстоятельство заставило его о многом задуматься. Он бросил пить, начал исповедоваться и причащаться каждое воскресение, стал часто ходить в церковь в будние дни, стал искать другой смысл жизни. Начал помогать людям, стал больше общаться со своими уже взрослыми детьми, помогать им в воспитании внуков. Углубился в чтение книг и сам стал записывать свои размышления. Вот уже очень долгое время не пьет.

    Можно ли кодироваться?

    Тут я хотел бы несколько слов сказать о методе кодирования. Люди нередко интересуются у священника, насколько этот метод допустим с духовной точки зрения.

    В чем суть кодирования? Во время довольно продолжительного сеанса гипноза больному внушается, что у него в мозгу сформирован некий код, который мгновенно сработает и приведет к смерти, если пациент примет алкоголь. Иногда для усиления действия кодирования в организм больного еще и вводится определенный препарат, который при взаимодействии с алкоголем вызывает очень болезненную реакцию: тошноту, рвоту, повышенное сердцебиение и проч.

    Почему кодирование ни в коем случае нельзя рекомендовать как метод лечения? Во-первых, кодирование – это вмешательство, вторжение в психику, в мозг человека, что всегда чревато всевозможными психическими расстройствами. Во-вторых, лечением кодирование вообще не является. Просто человека под страхом смерти на определенный срок программируют на невозможность употребления алкоголя; он не сам борется с болезнью, а отдает свою волю во власть нарколога-кодировщика.

    Еще одна опасность кодирования в том, что алкоголик, не имея возможности удовлетворить свою страсть, часто просто заменяет ее на какую-нибудь другую. Вот пример. Мужчина после долгих уговоров жены закодировался, а потом сама же супруга стала роптать: «Уж лучше бы он пил; после этого “лечения” ходит все время мрачный, злой как собака, на всех срывает злобу, ругается, орет. Совсем от него житья нет. Когда пил, был гораздо спокойнее и добрее». Человек вместо беса пьянства завел в душе демонов гнева и уныния. Слышал я и про такие случаи: человек закодировался, перестал пить, но зато ударился в тяжкий блуд: то, что раньше ему давал алкоголь, теперь дает секс. Происходит это потому, что нет усилия личной борьбы с грехом, а фрустрацию, неудовлетворенность от невозможности утолить старую страсть зависимый пытается преодолеть с помощью иных «утех». Практика показывает, что, к сожалению, после окончания действия «кода» больные начинают пить даже больше, чем до кодирования.

    Иногда в особо тяжких случаях я разрешаю людям, обращающимся ко мне за советом, «зашиться» без кодирования. Я имею в виду метод так называемой «ампулы»: всевозможные «торпеды» и «эсперали». Иногда алкоголик в своем недуге доходит уже до края пропасти, его организм настолько изношен, а воля настолько ослаблена, что ему практически нет другого выхода остановиться, кроме как «зашиться». Порой только страх смерти или тяжких мучений может образумить больного. Конечно, это не метод исцеления, это лишь некий тормоз, позволяющий сделать передышку, остановку и затем заняться настоящим лечением. Это можно сравнить с тем случаем, когда болящий испытывает нестерпимую боль и ее нужно срочно снять, чтобы дальше можно было начать лечение болезни.

    Было у меня несколько знакомых «зашитых алкоголиков», я причащал их сухими святыми дарами (ими приобщают больных на дому) после литургии. Некоторые из них смогли справиться со страстью, некоторые нет. Повторяю: «ампулы» и уколы не лечат. Если нет внутренней борьбы с недугом, личной работы больного и твердой решимости бросить пить, после окончания срока «зашивки» человек будет пить по-прежнему, если не больше.

    Несколько советов в помощь исцеляющимся

    В одиночку справляться с пьянством трудно. Очень хорошо, приняв решение бросить пить, обратиться за помощью к грамотному, желательно православному, специалисту. Весьма эффективны всевозможные общины и группы, где собираются люди, объединенные общей бедой: там можно найти друзей, поддержку и совет.

    1) удалите из дома все бутылки с алкоголем, и даже пустые, чтобы не было напоминания о пьянке. Доступность алкоголя – первый фактор, провоцирующий пьянство;

    2) избегайте компаний, где пьют; на несколько месяцев прекратите походы в гости и сами не устраивайте застолий. Расскажите друзьям и родным, что бросили пить;

    3) если вас тянет к алкоголю, проанализируйте, когда и почему (снять стресс, тоскливо на душе, проблемы на работе и дома). Запишите, как преодолели тягу, как решили проблемы без алкоголя; если был срыв – также проанализируйте ошибки, подумайте, как не повторить их, как избежать ситуаций, провоцирующих пьянство;

    4) не сидите без дела, но и не переутомляйтесь; старайтесь, чтобы все свободное время было чем-то заполнено: молитесь, читайте, найдите интересное хобби;

    5) больше общайтесь с близкими, гуляйте, займитесь физкультурой и спортом;

    6) займитесь самообразованием в антиалкогольной области, побольше узнавайте о вреде алкоголя и о том, как справиться с зависимостью.

    Работать над собой зависимый должен всю жизнь, все время быть начеку, но специалисты утверждают, что при правильном подходе после шести месяцев внутренней работы происходит перестройка сознания и появляется устойчивый навык борьбы с зависимостью.

    Вопреки силе страсти пьянства, надежда всегда остается. Если человек искренне хочет избавиться от зависимости и горячо просит Бога об исцелении, Господь обязательно поможет. Беда в том, что многие не имеют решимости сделать это или просто не хотят. Уже было сказано, что страсть при всей своей мучительности имеет великую сладость для одержимого ею. И вот этого-то человек терять не хочет. И часто начинает хоть о чем-то задумываться только тогда, когда уже доходит до края, до предела: либо Господь посещает тяжелой болезнью, либо рушится семья, либо еще что-нибудь приключается… А ведь тогда может быть уже слишком поздно.

    Человеку, который встал на путь излечения, который хочет порвать со страстью винопития, нужно запомнить раз и навсегда: даже если он избавится от недуга, он не перестанет быть больным, поэтому даже прикасаться к водке и вину ему категорически запрещено. То, что позволено обычному здоровому человеку, то есть, соблюдая меру, получать веселье от вина, ему уже не дано. Недаром люди, входящие в группу «Анонимных алкоголиков», даже после того, как они полностью бросили пить, все равно называют себя алкоголиками.

    Известный актер Дмитрий Харатьян, бросив пить, также говорит сам про себя: «Я непьющий алкоголик».

    От пьянства нельзя освободиться, полностью не «завязав» с алкоголем. Компромисс здесь невозможен. Сей демон изгоняется только «молитвой и постом» (то есть полным воздержанием от спиртного).