Предложения спп сравнительные. Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными, уступительными

Сложноподчиненные предложения с придаточными цели

Придаточные цели содержат указание на цель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения.

Придаточные цели присоединяются к главной части союзами чтобы, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы и выступаю­щими в роли союзов частицами только бы, лишь бы. Придаточные цели, присоединяемые частицами-союзами лишь бы, только бы, употребляются только в постпозиции, выражая более силь­ное желание, и имеют добавочный присоединительный оттенок. Основное значение целевых придаточных то, что в них обозначается событие или явление желаемое, причем подчеркивается, что для его возникновения необходима активная деятельность.

Придаточная часть обычно относится ко всей главной части в целом: Чтоб мерить все надежной меркой, чтоб с правдой сущей быть не врозь, многостороннюю проверку прошли мы – где кому пришлось (Ахм.).

Придаточные цели указывают на факты не реальные, а лишь желательные, поэтому сказуемые могут быть выражены только сослага­тельным наклонением (частица бы входит в состав союзов) или инфи­нитивом: Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения (Пушкин).

В придаточных цели в сказуемом могут быть две глагольные формы: 1) сослагательное наклонение; 2) инфинитив с частицей бы (частица бы входит в союзы чтобы, дабы). Сослагательное наклонение употреб­ляется, если в главной и придаточной частях субъекты различные: Я закрыл двери, чтобы Володя мне не мешал. Инфинитив употребляется, если в главной и в придаточной частях один и тот же субъект: Я закрыл двери, чтобы не мешать Володе.

Составные союзы могут употребляться расчлененно, вследствие чего в придаточной остается лишь союз чтобы, а первая часть союза переходит в главную и приобретает характер соотносительного слова, к которому и прикрепляется придаточная: Для того чтобы привести землю в порядок, надо было вместе с землеустроителями заново разработать планы севооборотов (Г. Ник.). Членение союза обязательно, если ему предшествуют ограничительные, сравнительные и другие частицы, а также вводные слова: Он разрешал молчание разве только для того, чтобы журить своих дочерей (П.);

Сравнительные придаточные поясняют главную часть предложения путем сравнения, основываясь на ассоциативной связи явлений. Оттенки значений сравнительных придаточных разнообразны (собственно сравнение, уподобление, соответствие и др.) и определяются лексическим значением союзов. Сравнительные отношения выражаются союзами как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы.

Придаточные сравнительные могут выражать реальные (с сою­зами как, подобно тому как) и предположительные сравнения (с сою­зами как будто, будто, словно, точно, как сели бы : Каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды (Казаков) (сравниваются факты действительно сходные); Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел (Тургенев) (сравниваемые факты связаны только воображаемыми связями).



Значение соответствия, равенства сравниваемых предметов или явлений передается придаточными с союзом как и что : Борис еще поморщится немного, что пьяница пред чаркою вина (П.). То же значение, но со стилистическим оттенком книжности передается союзом подобно тому как : Галлия и большая часть Германии были разделены жребием, подобно тому как было за полвека при разделении Хлодованова наследия между его детьми (Герц.).

Придаточные с союзами словно, точно, будто, как будто, как если бы содержат сравнение, которое представляется не как нечто реальное, а лишь как возможное или воображаемое. Союзы словно, точно указывают на значительное сходство сравниваемых предметов или явлений: Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опускались на его синюю равнину (М. Г.).

Союзы как будто, будто указывают на приблизительность сравнения: Она была возбуждена, будто только что получила известие самое радостное в своей жизни (Сол.).

Союзом как если бы подчеркивается, что сравнение предположительно: В комнате стало свежо, как если бы откуда-то проник холодный воздух.

Примечание . От придаточных сравнительных нужно отличать сравни­тельные обороты, являющиеся частью простого предложения. В сравнительных обо­ротах, в отличие от придаточных сравнительных, не может быть сказуемых: В Германии я был, как рыба, нем... (Некрасов); Черноброва, статна, словно сахар, бела! (Некрасов).

Несвободные конструкции .

1) Чем кумушек (читать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов); Чем на мост нам идти, поищем лучше броду (Крылов). В таких предложениях придаточная часть не осмысляется как объ­ект сравнения; имеются формы сравнительной степени лучше, приятней и др. При этом возникают своеобразные отношения – сопоставление отвергаемого и предпочитаемою. В препозитивной придаточной части заключается то, что отвергается, а в главной то, что считается правильным, необходимым, полезным и т. д. Поэтому в главной части обязательно присутствует форма сравнительной степени, указывающая на положительную оценку, или форма повелительного наклонения, указывающая на предпочи­таемое действие, а в придаточной союз чем.

2) Чем ближе подходит дневная съемка к концу, тем ворчливее и бесцеремоннее делается землемер (Куприн); Чем шире социальный опыт литератора, тем выше его точка зрения (Горький). В каждой части СПП с взаимоподчи­ненными частями, связанными двойным союзом чем... тем, обяза­тельно имеется форма сравнительной степени прилагательного или наречия; положение частей строго закреплено. Часть с союзом чем стоит в препозиции. В таких СПП сопоставляются развивающиеся явления: развитие явления, о котором говорится в первой части, зависит от развития явления, о котором говорится во второй части.

Необходимо заметить, что значение сравнения выражено в не­свободных конструкциях гораздо менее отчетливо, чем в свободных.

Тема: Сложноподчинённое предложение с придаточными сравнения.

Цель : создать условия для сознательного усвоения представления о сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнения, возобновить сведения о способах выражения сравнения в русском языке, развивать умение распознавать СПП с придаточным сравнения, конструировать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, использовать таблицы, находить нужное, строить речевые высказывания, производить обобщение по заданным критериям, формулировать собственное мнение; способствовать воспитанию прилежания, внимательности, настойчивости в достижении результата работы.

Цель для обучающихся:

Знать: признаки сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения

Уметь: распознавать сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения, ставить в них знаки препинания, конструировать такие предложения.

Оборудование: компьютер, проектор, мел, тряпка.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

Актуализация изученного : Сегодня мы продолжаем изучение СПП. Что такое СПП? В чем его отличие от ССП? Какой последний тип придаточных предложений вы усвоили? Охарактиризуйте его по плану: 1) значение; 2) вопросы; 3) средства связи; 4) пример

(Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия обозначают образ или способ действия. Придаточная часть отвечает на вопросы как? Каким образом? В качестве средства связи используются союзы что, чтобы, как, как будто. Например: Ветер дул с такой силой, что прохожие почти валились с ног.)

Разговор по теме сегодняшнего урока начну с хорошо известных вам поэтических строк.

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром

Какое средство художественной выразительности использовал поэт Сергей Есенин в этом отрывке из стихотворения? (Сравнение). Сравнение вообще играет большую роль в жизни людей и в жизни языка. Сравнение делает нашу речь образнее, богаче, насыщает ее. И сравниваться могут абсолютно различные понятия. Какие ещё средства художественной выразительности используются для выражения сравнения?

Я привожу примеры, вы даете определение:

белые мухи (о снеге – метафора), белоснежный цвет лица (эпитет). Верно, метафора, эпитет. И если художники слова чаще всего используют сравнение, метафору и эпитеты и другие средства выразительности, то чаще всего в нашей обиходной речи используется сравнительный оборот со сравнительными союзами как будто, словно, как, что . Вспомните о том, что это за сравнительные обороты, как расставляются знаки препинания при них? (Сравнительный оборот используется для сравнения предмета или признака с другим предметом или признаком. Например, Чёрные, как смола, тени легли на траву. На письме сравнительные обороты выделяются запятыми).

Способов выражения сравнения, кроме сравнительного оборота, очень много. Вспомним их.

Способы выражения сравнения

Наречие образа действия

Сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа

Сочетание существительного и формы сравнительной степени прилагательного

Словосочетания типа похож(на кого?), подобен (чему?), кажется (каким?), напоминает (что?)

Сравнительный оборот

Прочитайте данное ниже предложение и соотнесите его с данными положениями в таблице.Объясните постановку знаков препинания

Нашу речку, точно в сказке, за ночь вымостил мороз.

Объяснение нового материала. Отдельно выписываем предложение. Находим главное и придаточное, выделим грамматические основы.

На дворе гнулась и трепалась акация, как будто сердитый ветер трепал её за волосы.

Как вы уже догадались, перед нами CПП с придаточным сравнительным. Записываем, тема нашего сегодняшнего занятия: «Придаточные сравнительные». А теперь посмотрим текст рубрики «Теоретические сведения» на странице 184 и заполним опорную таблицу

Значение

Средства связи

Сравнения,

соответствия,

уподобления

Союзы: Как; точно; словно; будто; как будто; как если бы

Стало мне вдруг хорошо на душе, как будто детство моё вернулось.

Как вы сами понимаете, придаточные сравнения поясняют содержание главного предложения путем сравнения, некоего уподобления . Вследствие этого отличить придаточные сравнения от других видов придаточных не так сложно. Но и тут есть одна сложность. Какой вопрос мы задали к придаточным сравнения? Верно, «КАК?». К какому еще виду придаточных мы задаем подобный вопрос? (придаточным образа действия). Верно. Придаточные сравнения относятся так же, как и придаточные образа действия, ко всему главному предложению.

Перед вами два сложноподчинённых предложения. Какие в них виды придаточных предложений?

Ветер дул изо всех сил, как будто за ним кто-то гнался.

Ветер дул так, как будто за ним кто-то гнался.

Во втором предложении есть указательное слово так. Это придаточное образа действия

Закрепление изученного материала.

1) Выборочный объяснительный диктант Читаем по порядку. Придаточные сравнения записываем. Объясняем ход своих мыслей.

1. Маленький дом стоит, как последний маяк, на краю снежной бездны.

2. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.

3. Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клена в саду.

4. Птица так же медленно поднялась и улетела, как медленно и безмятежно падал снег.

5. Море все в живых белых пятнах, словно бесчисленные стаи птиц опустились на его синюю равнину.

2) Со сравнительными оборотами составить простые осложнённые предложения, придаточные сравнения употребить в составе сложноподчинённого предложения

1ряд: как алмазы

как алмазы горят в солнечном свете

2 ряд: как дым

как дым пропадает в небе

3 ряд: как туча

как туча мчится в вышине

Домашнее задание: рассказ о придаточных сравнительных по теории на стр. 184 или по составленной в классе таблице. Написать сочинение-миниатюру на тему «Первый снег» или «Иней» с использованием придаточных сравн

ительных и сравнительных оборотов.

Рефлексия: Что показалось вам сегодня трудным? Что в изученном сегодня для вас самое главное? Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов? Были ли моменты недовольства собой?

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ

Цели: Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными сравнения.

Задачи:

♦ находить СПП с придаточными сравнения в тексте, знать, на какие вопросы они отвечают;

  • отличать СПП с придаточными сравнения от СПП с придаточными, внешне сходными с ними;
  • продолжить подготовку к итоговой аттестации за курс основной школы на основе комплексного анализа текста;

♦ совершенствовать пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Работа со словарными словами:

Резервы - (фр. гёьегхе от лат re senate - сберегать, сохранять):

  • Запас чего-либо на случай надобности.
  • Источник, откуда черпаются новые средства, силы.

Ресурс - количественная мера возможности выполнения какой-либо деятельности; условия, позволяющие с помощью определённых преобразований получить желаемый результат.

Ресурс (техника) - объём работы или срок эксплуатации, на который рассчитывается машина, здание и т. п. После исчерпания ресурса безопасная работа устройства не гарантируется, ему требуется капитальный ремонт или замена.

Администрати вный ресурс - в политике возможность пользования той или иной политической силой структур власти в своих целях.

Природные ресур сы

Экономические ресурсы

Организационные ресурсы

Тр удовые ресурсы

Финансовые ресурсы

II. Повторение пройденного материала.

А. Фронтальный опрос теории.

Какие предложения называются сложноподчинённым? (Предложения, части которого связаны подчинительными союзами).

Перечислите виды сложноподчинённых предложений.

Какие предложения называются придаточными определительными? (Отвечают на вопрос какой? Относятся к определяемым существительным или другим словам в значении существительного. Прикрепляются к определяемым словам союзными словами).

Какие предложения называются придаточными изъяснительными? (Отвечают на вопросы косвенных падежей. Чаще всего относятся в главном предложении к глаголам. Прикрепляются к определяемому слову при помощи союзов что, как, будто, чтобы; при помощи союзных слов; при помощи частицы ли, употребленной в значении союза).

Какие предложения называются придаточными обстоятельственными? (Те, которые отвечают на вопросы обстоятельства и имеют обстоятельственное значение. Чаще всего к главному прикрепляются союзами, реже - союзными словами).

(Раздать карточки)

Б. Работа с предложениями (ГИА).

Задание: подчеркнуть грамматическую основу предложений, расставить знаки препинания в предложениях, определить вид придаточного предложения.

А. Куда река пошла, там и русло будет. Придаточное места.

Б. Охотник, конечно, не видит бекаса, но по собаке видит, где он. Придаточное изъяснительное.

В. На поляну, где рос огромный дуб, мы вышли под вечер. Придаточное определительное.

Г. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы на траве. Придаточное сравнительное.

ЗАДАНИЕ: укажите номер предложения, в котором есть вводное слово. Укажите номер предложения, в котором содержится сравнение.

КАК ВЫ ОПРЕДЕЛИЛИ ВИД ПОСЛЕДНЕГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ? (По смыслу, так как содержит сравнение).

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Работа по теме урока.

1. Заполнить таблицу о придаточных обстоятельственных образа действия, меры и степени. (Раздать карточки с пустыми таблицами).

2. Проверить заполненные таблицы:

ВИД ПРИДАТОЧНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПРИДАТОЧНОЕ СРАВНИТЕЛЬНОЕ

ПРИДАТОЧНОЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ МЕРЫ И СТЕПЕНИ

ВОПРОСЫ

КАК?

Как?

ЧТО ПОЯСНЯЕТ В ГЛАВНОМ

Все главное предложение

Словосочетание глаг.+ ук.сл.; ук.сл.+нареч./прил./сущ.

НАЛИЧИЕ УКАЗАТЕЛЬНОГО СЛОВА В ГЛАВНОМ

Нет

есть

ЧЕМ ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ К ГЛАВНОМУ

Только союзами

Союзами и союзными словами

А теперь я вам расскажу о строении СПП с придаточными сравнительными, а вы заполняйте по ходу моего рассказа таблицу.

* Относятся ко всему главному предложению.

* Отвечают на вопросы: КАК?

* Используются союзы и союзные слова: КАК; СЛОВНО; БУДТО; КАК БУДТО; ПОДОБНО ТОМУ КАК; ЧЕМ-ТЕМ.

* Место по отношению к главному предложению: любое. ПОСМОТРИТЕ НА СЛАЙД И СРАВНИТЕ.

V. Закрепление нового материала.

1. ВЫПОЛНЕНИЕ УПР. 167

2. Слово учителя:

В главной части предложения может быть указательное слово ТАК.

ЕСЛИ В ГЛАВНОМ ЕСТЬ УКАЗАТЕЛЬНОЕ СЛОВО ТАК, ТО В ПРИДАТОЧНОМ ЗНАЧЕНИЯ СРАВНЕНИЯ СОЧЕТАЕТСЯ СО ЗНАЧЕНИЕМ ОБРАЗА ДЕЙСТВИ Я И С ТЕПЕНИ.

В ряде пособий они относятся к придаточным образа действия и степени.

3. Выполнение упр. 168 (по вариантам). Строение предложения №5 разбирает учитель.

Особое место в системе сложноподчинённых предложений занимают также

предложения с двойным союзом чем... тем. В них трудно разграничить главное и придаточное предложения, поскольку обе части не могут существовать самостоятельно. Традиционно придаточным предложением считается первая часть с частью союза чем , Тогда как вторая часть (с частью союза тем) считается главным предложением.

VI. Подведение итогов урока.

VII.Задание на дом.


СПП с придаточным
сравнительным
Сопроводительный
материал к уроку русского
языка в 9 классе.

Повторение изученного.
Что называется сложным
предложением?
Какие разновидности сложных
предложений мы изучили?
Что называется СПП?
Какие виды СПП мы уже знаем?
Например.
Например.
Как определить значение СПП?
Могут ли быть два значения у
СПП? Например.

Определить значение СПП
1. Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. (Л.
Толстой)
2. Если внутреннее духовное богатство создает
человеческую красоту, то бездеятельность и тем
более безнравственная деятельность эту красоту
губит. (В. А. Сухомлинский).
3. Если хочешь быть любимым, люби. (Сенека).
4. Радость жизни была бы недоступна, если бы
сердце человеческое никогда, ни на одну минуту не
было захвачено грустью…(В. А. Сухомлинский)
5. Нам нужно все, что обогащает внутренний мир
человека… (К. Паустовский)
6. Только лентяй или ни на что не способный человек
может говорит, что он не нашел занятия. (Л.Толстой)

Определить значение СПП
7. Мы лишь тогда истинно живем для себя, когда живем
для других. (Л. Толстой)
8. На зеркало неча пенять, коли рожа крива. (Народная
пословица)
9. Надо поставить свою жизнь в такие условия,чтобы
труд был необходим. (А. П. Чехов)
10. Сколько б мир я ни пел и ни славил, если что, он
забудет меня. (И. Росляков)
11. Коли хочешь быть хорошим артиллеристом, с малых
лет учись работать возле пушки. (В. Катаев)
12. Когда труд удовольствие, жизнь хороша. (М.Горький)
13. И нет ничего проще, как заблудиться в себе.
(В.Распутин)
14. Если разговор ни к чему не ведет, то и одно слово
лишнее. (Л. Толстой)

Проверь себя
1. Условия
2. Условия + противопоставления
3. Условия
4. Условия
5. Изъяснительное
6. Изъяснительное
7. Времени + условия
8. Условия
9. Определительное
10. Условия
11. Условия
12. Условия+времени
13. Изъяснительное
14. Условия.

В чем состоит особенность СПП с
придаточным сравнением
Значение
Вопрос
Как?
Обстояте
льственн
ые
сравнени
я
Пример
Мы спешили
изо всех
сил, (как
будто за
нами кто-то
гнался).
Средства
связи
Союзы:
Как;
подобно
тому,
как; чем;
словно;
будто; как
будто; чем,
тем ….

Как отличить придаточное
сравнение от придаточного образа
действия?
1.Мы так спешили, как будто за
нами кто-то гнался.
2. Мы спешили изо всех сил, как
будто за нами кто-то гнался.

Определите, как выражено
сравнение
1.Стихи растут, как звезды и как розы,
Как красота - ненужная в семье.
(М. Цветаева)
2.Ярким солнцем в лесу пламенеет костер
3.Ты прекрасна – спору нет,
Но царевна всех милее
И румяней, и белее.
4.Живет – небо коптит
5.Вьется улица- змея.

Придаточные уступительные содержат объяснение того, вопреки, наперекор чему, несмотря на что произойдёт, происходит пли произошло то, о чём говорится в главной части. Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и присоединяются к главному с помощью союзов несмотря на то что, невзирая на то что, хотя, пусть, пускай, даром что, сочетанием союзных слов с частицей ни: как ни, сколько ни. Придаточные следствия

В сложноподчинённых предложениях с придаточными следствия в придаточной части указывается на следствие, результат, вывод, который вытекает из того, о чём говорится в главной части. В главной части сообщается о причине, которая привела к такому результату. Придаточные следствия отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? и присоединяются союзом так что.

Придаточные сравнительные

Сравнением называется сопоставление одного предмета или явления с другим. Сравнение придаёт речи особую наглядность, выразительность, эмоциональность.Сравнение может быть выражено как с помощью сравнительного оборота в составе обстоятельства или сказуемого, так и с помощью придаточного сравнения. Придаточные сравнительные поясняют в главной части действия, состояния, предметы, признаки через сравнение с другими действиями, предметами, признаками. Придаточные сравнительные отвечают на вопросы как? подобно чему? и присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как если бы.

Придаточные сравнения позволяют более точно и полно передать сходство предметов и явлений.Предложения с двойным союзом чем - тем являются разновидностью сложноподчинённых предложений с придаточным сравнения. В них используется сравнительная степень имени прилагательного или наречия.

Вопрос 38.Сложноподчиненные предложения с придаточными сопоставительными, присоединительными.

Есть придаточные, к которым нельзя задать вопрос.

Это придаточные:

присоединительные, имеющие значение добавочных замечаний, выводов, заключений по поводу того, о чём говорится в главной части; эти придаточные прикрепляются к ней относительными местоимениями и наречиями что, вследствие чего, отчего, зачем, почему, куда, откуда и т. п. (Его не было дома, почему я и оставил записку. Пашня местами мелка и борозды редки – отчего и травы много (К.С. Аксаков);

сопоставительные, в которых содержание главной и придаточной частей сопоставляется в каком-либо отношении (Она умеет читать и писать, тогда как Марья Порфирьевна совершенно безграмотна (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Нельзя поставить вопрос к частям сложноподчинённого предложения с взаимообусловленными частями с сопоставительным значением (Чем ночь темней, тем ярче звёзды).

Вопрос 39..Многочленные сложноподчиненные предложения

Сложное предложение может состоять более чем из двух пре- дикативных единиц, объединенных на основе как одного, так и двух или всех трех типов связи (подчинительной, сочинительной, бессоюзной).

Из сложных многочленных предложений, объединенных на ос- нове одной связи, наибольшую трудность представляют много- членные сложноподчиненные предложения. Выделяют два типа многочленных сложноподчиненных предложений: с соподчинением (параллельным подчинением) придаточных частей и с последова- тельным подчинением.

Соподчинение наблюдается в том случае, если два или несколь- ко придаточных подчиняются одной главной части. Выделяют два типа соподчинения - однородное и неоднородное. При о д н о- р о д н о м с о п о д ч и н е н и и придаточные части относятся к од- ному слову главной части либо ко всей главной части целиком, принадлежа при этом одному структурно-семантическому типу. Например: Горничная сказала, что барыни нет дома и что, должно быть, они скоро приедут (А. Чехов); он насупился, будто его страш- но обидели, будто его вот только сейчас обманули (Ф. Достоевский). Как я могу убедить дикого утенка, живущего в неволе и ненавидя- щего меня, что он мне симпатичен и что я сочувствую его страда- нию? (А. Чехов)