Преподобный варлаам чикойский. Варлаам Чикойский

День памяти:

10.06 ст.с.т/23.06 н.ст.

Преподобный Варлаам Чикойский – пустынник, подвизавшийся в середине XIX века в чикойских горах, игумен Чикойского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Преподобный Варлаам Чикойский (Надежин Василий Федотович) родился в 1774 году в селе Марееве Нижегородской губернии в крестьянской семье. Грамоте Василий выучился сам. Женился по настоянию родителей, но детей у супругов не было, и они принимали на воспитание сирот.

В 1811 году Василий отправился в паломничество в Киево-Печерскую лавру, но из-за отсутствия паспорта был арестован за бродяжничество и сослан в Сибирь.

По прибытии в Иркутск он направился в Вознесенскую обитель, к мощам святителя Иннокентия. В Иркутске он пробыл недолго и уже через месяц продолжил путь за Байкал, в село Малокударинское Урлукской волости, куда был приписан на поселение.

Здесь будущий подвижник старался приютиться под сенью храмов, чтобы беспрепятственно предаваться молитве и работать Богу. С этой целью он нанимался сторожем в Урлукскую Богородице-Казанскую церковь, потом в Верхнекудринскую Покровскую, затем в Троицкий собор города Троицкосавска, и, наконец, в Воскресенскую церковь Кяхтинской торговой слободы. Всюду он исполнял свои обязанности старательно и добросовестно, так что положительно был отмечен кяхтинскими гражданами. В Кяхте Господь послал ему духовником известного на всю слободу священника отца Аетия Разсохина, который и благословил Василия оставить мир ради трудов во славу Божию на поприще пустынножительства.

В 1820 году Василий пришел на склоны Чикоконского хребта и близ Урлука устроил себе келью, став отшельником. По прошествии нескольких лет отшельнической жизни Бог наградил Василия даром слова, и никто из приходящих не уходил от него неутешенным, а некоторые оставались, чтобы не покидать его более. Через 5 лет к нему присоединились еще 9 человек. В пустыньке были построены кельи и часовня во имя Иоанна Предтечи, в которой ежедневно читались монашеское правило, Псалтирь, акафист.

Поскольку подвижник числился ссыльным, в 1827 году он был арестован земской полицией и увезен в острог, затем в Иркутскую духовную консисторию. После беседы с Василием Иркутский архиепископ Михаил (Бурдуков) предложил ему принять постриг и преобразовать скит в миссионерскую обитель для обращения в Православие бурят и монголов.

В 1828 году настоятель Селенгинского Троицкого монастыря иеромонах Израиль постриг Василия в монашество с именем Варлаам, и основанная им община была приписана к обители как скит во имя Иоанна Предтечи.

В 1830 году Варлаам был рукоположен во иеродиакона, а затем – во иеромонаха. Архиепископ Михаил выдал Варлааму инструкцию для миссионерской деятельности.

Расположенный среди языческого и старообрядческого населения Чикойский скит стал миссионерским центром Забайкалья. В 1831 году Варлаам освятил в скиту Предтеченскую церковь, в которой совершал весь суточный круг церковных служб. Благочестивая жизнь преподобного привлекала в обитель местное население: монголы, буряты, татары стали принимать Православие. Варлаам часто посещал окрестные селения, чем заслужил любовь и уважение жителей. Вскоре в обители был построен двухэтажный келейный корпус.

В 1839 году Варлаам был возведен в сан игумена основанного им Иоанно-Предтеченского монастыря, и с этого момента начинается расцвет обители: строятся монастырские храмы, организуется подсобное хозяйство, ведется просветительская деятельность среди местного населения и миссионерская работа среди раскольников и иноверцев.

Щедро расточая духовные дары, которыми награжден был от Господа отец Варлаам, он обращал к вере людей разных наций, различных званий. Были среди обращенных и сосланные в Сибирь образованные неверы, были и язычники, а также мусульмане и иудеи. Часто обращения в православную веру сопровождались явленными чудесами над крещаемыми.

Всего за время миссионерских трудов отцом Варлаамом было обращено до пяти тысяч душ и устроено несколько единоверческих церквей. Во многом этому способствовала его личная подвижническая жизнь, простота его убеждений.

В 1845 году преподобный был награжден Святейшим Синодом золотым наперсным крестом.

В том же 1845 году старец Варлаам почувствовал в себе крайний упадок сил, но продолжал трудиться. В январе следующего года он еще успел совершить поездку по селениям Урлукской волости, но это скорее походило на прощание с паствой собранных им воедино под управление Господне. В обитель из поездки он вернулся больным.

В 1846 году, на семьдесят первом году жизни, напутствованный Святыми Таинами, преподобный предал дух свой в руце Божии на глазах у чикойской братии. По отпевании его тело было погребено с южной стороны алтаря придела в честь иконы «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского храма.

В конце XIX века он был прославлен как местночтимый святой.

Варлаам Чикойский ( - ), преподобный (мест. Сибир.)

В миру Василий Надежин, родился в году в семье крепостных дворовых крестьян. Исполняя родительскую волю, женился, но, видя в своей бездетности особый Божий Промысл, в году ушёл подвизаться в Киево-Печерскую Лавру .

Не имея паспорта, Надежин был признан бродягою и сослан в Сибирь .

С посвящением его в году в сан игумена начинается расцвет основанного им Иоанно-Предтеченского монастыря : строятся монастырские храмы, организуется подсобное хозяйство, ведется просветительская деятельность среди местного населения и миссионерская работа среди раскольников и иноверцев.

Скончался в году. Был погребен напротив алтарного окна с южной стороны придела иконы Всех скорбящих Радость Иоанно-Предтеченского храма обители.

Почитание

После кончины игумена Варлаама, по его молитвам стали совершаться различные чудеса. Через полвека он начал почитаться в лике местночтимых святых. На протяжении всех лет советской власти в уже полуразрушенный Чикойский монастырь стекались жители близлежащих сел, прося у угодника Божия исцелений от болезней и разрешения жизненных проблем.

В году возрос интерес к истории Иоанно-Предтеченского монастыря и его основателю пустынножителю Варлааму, в Чикойских горах неоднократно проводились археологические раскопки. В июле года состоялись выездные Иннокентьевские чтения, чьи участники во главе с епископом Читинским Иннокентием посетили развалины монастыря и изложили мнения по поводу нахождения мощей преподобного. В июне года на руины отправилась экспедиция в составе настоятеля Улан-Удэнского Троицкого храма священника Евгения Старцева и краеведов А. Д. Жалсараева и А. Д. Тиваненко, которые отыскали место погребения обозначенное в жизнеописании пустынника Варлаама составленном святителем Мелетием Рязанским. После получения Патриаршего благословения, 21 августа того же года к монастырю отправилась экспедиция во главе с епископом Читинским Евстафием . Раскопки растянутся далеко за полночь. Под молитвенное пение уже глубокой ночью были обретены мощи преподобного вместе с его деревянным настоятельским крестом. Впоследствии мощи были положены в Читинском Казанском кафедральном соборе , в приделе благоверного князя Александра Невского.

Молитвы

Тропарь, глас 3

Ангельски на земли поживши и со ангельскими лики на небеси ныне присно ликующих святых, в Земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, преподобне отче Варлааме, подвиги твоими, яко звезды, тьму полунощных стран озаривый, ты моли о нас предвечнаго Бога .

Преподобный Варлаам Чикойский. Первая из новонаписанных икон святого.
Источник: pravoslavie.ru

«Забайкальским Афоном» называли когда-то Иоанно-Предтеченский монастырь, затерянный в Чикойских горах почти у самой границы с Монголией. Эта обитель просуществовала около ста лет. Срок небольшой. Но и за такое малое время совершено было многое: сотни и сотни иноверцев приняли православную веру, множество людей получили здесь духовную помощь и исцелились у могилы преподобного Варлаама Чикойского, основателя монастыря и выдающегося миссионера Забайкалья.

На Чикойской земле из поколения в поколение передаются рассказы о жизни преподобного Варлаама, современника преподобного Серафима Саровского. Эти предания переносят нас в далёкий 1820-й год:

Охотник из небольшой забайкальской деревушки преследовал изюбра в горах. Вышел к холодному ключу, чтобы передохнуть, и вдруг увидел там необычные перемены: свежевытесанный восьмиконечный крест. А рядом у подножья горы небольшой шалаш. У ключа безмятежно спал бородатый странник. Звали странника Василием Федотовичем Надёжиным и было ему тридцать шесть лет от роду. Уроженец Нижегородской губернии, крестьянин Василий, был сослан в Сибирь и оказавшись там, решил уйти в чикойскую тайгу, чтобы стать пустынником. Но безвестная жизнь Василия Федотовича в тайге продолжалась всего пять лет. Молва о пустыннике быстро разносилась по окрестным деревням. Жители их начали посещать келью отшельника, а некоторые из них и вовсе пожелали разделить с ним молитвенный подвиг и селились поблизости. Возникла настоящая православная община - Иоанно-Предтеченский скит, а позже - монастырь

Пределы Чикойских гор в начале девятнадцатого века населяли в основном буряты-язычники и старообрядцы. Здесь остро ощущалась потребность в православных миссионерах. Это хорошо понимал местный владыка - епископ Михаил. Он узнал о подвижнической жизни Василия Федотовича Надёжина, благословил его принять монашеский постриг и потрудиться на ниве просвещения Чикойских земель.

Выдающийся успех имела миссионерская деятельность преподобного Варлаама среди язычников и особенно старообрядцев Забайкалья. Они без тени колебания отправляли своих детей в организованное в Чикойском монастыре училище. Здесь преподобный Варлаам сам обучал грамоте и чтению молитв. Вскоре на Чикое начали появляться единоверческие церкви. Их прихожане при сохранении двуперстия и богослужения по старопечатным книгам признавали иерархию Московского Патриархата.

Количество обращенных староверов, построенных церквей и приходов выросло настолько, за Байкалом было образовано единоверческое благочиние, которое возглавил игумен Варлаам.

Всего трудами преподобного Варлаама Чикойского было обращено из раскола около пяти тысяч староверов. Успехи единоверия на Чикое стали известны далеко за Уралом, в том числе и в Москве.

После смерти преподобного Варлаама, к могиле старца сразу же началось паломничество, и потому вскоре над местом его упокоения была воздвигнута часовенка. Не только жители окрестных деревень, но и паломники из Кяхты, Иркутска, Благовещенска посещали могилу преподобного, прося духовного совета, телесного здравия, жизненного определения. Даже в годы безбожия жители окрестных сел ходили крестным ходом к развалинам Иоанна-Предтеченского монастыря, где покоились мощи преподобного Варлаама Чикойского. Они были обретены в 2002-м году и сейчас находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Чите.

ВАРЛААМ ЧИКОЙСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Варлаам Чикойский (1774 - 1846), преподобный (мест. Сибир.).

Память 23 января в день преставления, 5 октября в день монашеского пострига, 8 августа в день обретения мощей и в Соборе Сибирских святых

В миру Василий Надежин, родился в 1774 году в семье крепостных дворовых крестьян. Исполняя родительскую волю, он женился, но, видя в своей бездетности особый Божий Промысл, в 1811 году ушел подвизаться в Киево-Печерскую Лавру.

Не имея паспорта, Надежин был признан бродягою и сослан в Сибирь.

В 1814 году он дошёл до Иркутска, а в 1820 году удалился в горы близ селения Урлук. В Чикойский горах он поставил келью, срубил деревянный крест, положив основание монастырю. Весть о необычном пустынножителе стала быстро распространяться: собралась братия, желающая разделить с пустынником подвижнические труды, стали приезжать паломники, посещать пустынь именитые граждане.

В 1828 году по благословению Михаила епископа Иркутского Василий принял монашеский постриг с именем Варлаам, а через два года был рукоположен во иеромонахи.

С посвящением его в 1839 году в сан игумена начинается расцвет основанного им Иоанно-Предтеченского монастыря: строятся монастырские храмы, организуется подсобное хозяйство, ведется просветительская деятельность среди местного населения и миссионерская работа среди раскольников и иноверцев.

После кончины игумена Варлаама в 1846 году, по его молитвам стали совершаться различные чудеса. Через полвека он начал почитаться в лике местночтимых святых.

Тропарь, глас 3

Ангельски на земли поживши и со ангельскими лики на небеси ныне присно ликующих святых, в Земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся, преподобне отче Варлааме, подвиги твоими, яко звезды, тьму полунощных стран озаривый, ты моли о нас предвечнаго Бога.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною божественне вооружився, и непрестанныя молитвы яко копие вручив крепко, поборал еси бесовская ополчения, Варлааме, отче наш, моли непрестанно о всех нас.

См. также

Пустынник Варлаам, жизнеописание преподобного, сделанное еп. Мелетием, впоследствии правящим архиереем Читинским, в конце XIX века:

http://chita.eparhia.ru/libr/sv/varlaam/melet/

Биктимирова, Юлия, "Обретение мощей преподобного Варалаама Чикойского":

http://chita.eparhia.ru/libr/sv/varlaam/obret/

http://chita.eparhia.ru/libr/sv/varlaam/icns/

Использованные материалы

Страница официального сайта Читинской епархии:

http://chita.eparhia.ru/libr/sv/varlaam/

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВАРЛААМ ЧИКОЙСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВАРЛААМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 1350) монах из Калабрии, переселившийся в Византию. Главный оппонент Григория Паламы и афонских исихастов в богословском споре о природе …
  • ВАРЛААМ СВ. И ПРЕП. ИГУМЕН ХУТЫНСКИЙ
    новгородский чудотворец, в мире Алекса Михайлович. Что он был сын богатых новгородцев, Михаила и Анны, это видно из его вкладной …
  • ВАРЛААМ СВ. И ПРЕП. ВАЖСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    или шенкурский, называемый также и Пенежским, в миру Василий Степанович Своеземцев, новгородский посадник. В летописях этот посадник, не как степенный, …
  • ВАРЛААМ ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРПУХОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    не канонизован. † 1377 г. Он был келейником московского митрополита св. Алексея; основал мужской монастырь (теперь женский) Владычный Введения Пресв. …
  • ВАРЛААМ ПРЕПОДОБНЫЙ КЕРЕТСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    не канонизован; память его празднуется 6 ноября. Он был приходским священником села Кереть, около Колы, при царе Иване Васильевиче. Древнее …
  • ВАРЛААМ ПРЕПОДОБНЫЙ ВЕТЛУЖСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    † 1445 г. Житие и чудеса описаны в 1639 …
  • ВАРЛААМ ПЕРВЫЙ ИГУМЕН КИЕВО-ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    отец В. был известный Ян Вышатич, прославившийся при Изяславе I и Всеволоде I Ярославичах победами над половцами. Преп. Феодосий, по …
  • ВАРЛААМ МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с 1592 года по 1601 г. Погребен в новгородском Софийском соборе. В "Исторических актах" (т. I) напечатано его увещание валаамским …
  • ВАРЛААМ ВИЗАНТИЙСКИЙ МОНАХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    родился в конце XIII века; в 1328 г. прибыл в Константинополь, где в 1331 г. стал игуменом монастыря Спасителя. Император …
  • ВАРЛААМ
    ВАРЛА́АМ ХУТЫНСКИЙ (в миру Алекса Михайлович) (?-1210), основатель и 1-й игумен Спасо-Хутынского мон. (ок. 1192). Канонизирован Рус. правосл. …
  • ВАРЛААМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАРЛА́АМ (ок. 1590-1657), основатель книгопечатания в Молдавии (кн. "Казания", 1643, и др.), митрополит. Поборник просвещения и дружбы с Россией. Один …
  • ВАРЛААМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВАРЛА́АМ (?-1350), монах из Калабрии, переселившийся в Византию. Гл. оппонент Григория Паламы и афонских исихастов в богословском споре о природе …
  • ВАРЛААМ в словаре Синонимов русского языка.
  • ВАРЛААМ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ок. 1590-1657), основатель книгопечатания в Молдавии (книга «Казания», 1643, и др.), митрополит. Поборник просвещения и дружбы с Россией. Один из …
  • ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варлаам Хутынский (+ 1192), игумен, преподобный. Память 6 июня (обрет. мощей), 6 ноября …
  • ВАРЛААМ СЕРПУХОВСКОЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варлаам Серпуховской (+ 1377), преподобный, местночтимый святой Московской епархии. Память 5 мая. …
  • ВАРЛААМ ПЕЧЕРСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варлаам Печерский (+ 1065), первый игумен Киево-Печерского монастыря, преподобный. Память 19 ноября и …
  • ВАРЛААМ КАЛАБРИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варлаам - калабрийский монах, виновник богословско-философского движения в Византии XIV в., выразившегося в борьбе двух …
  • ВАРЛААМ АНТИОХИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варлаам Антиохийский (+ 304), мученик. Память 19 ноября. Святой мученик Варлаам жил в …
  • ВАРЛААМ (ШИШАЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варлаам (Шишацкий) (1750 - 1820), быв. архиепископ Могилевский и Витебский. В миру Шишацкий …
  • ВАРЛААМ (ЧЕРНЯВСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варлаам (Чернявский) (1819 - 1889), епископ Минский и Туровский. В миру Чернявский Василий, …
  • ВАРЛААМ (СКАМНИЦКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варлаам (Скамницкий) (+ 1761), епископ Великоустюжский и Тотемский. По происхождению малоросс. Родился в городе …
  • ВАРЛААМ (НИКОЛЬСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Варлаам (Никольский) (1872 - 1937), игумен, преподобномученик. Память 6 ноября, в …
  • ВАРЛААМ УСПЕНСКИЙ
    Варлаам (Успенский) - писатель, магистр Московской духовной академии; был епископом архангельским, архиепископом пензенским, затем тобольским и сибирским. Скончался в 1876 …
  • ВАРЛААМ ЛЯЩЕВСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Варлаам Лящевский - ученый монах (умер в 1774 г.). Получил воспитание в киевской академии, где преподавал еврейский и греческий языки. …
  • ВАРЛААМ (ПРЕПОДОБНЫЙ ИГУМЕН ПЕЧЕРСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Варлаам - преподобный игумен Печерский. Сын боярина времен Ярослава, он с ранних лет стал бывать у святых Антония и …
  • ВАРЛААМ (В МИРУ ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ СВОЕЗЕМЦЕВ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Варлаам, святой преподобный важский или шенкурский, в миру Василий Степанович Своеземцев. Принадлежал к богатому новгородскому боярскому роду, владевшему обширными землями …
  • ЧИКОЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    в Верхнеудинском округе Забайкальской области, почти на самой китайской границе. Основан в начале XIX в. иноком Варлаамом. В 1835 г. …
  • ЧИКОЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? в Верхнеудинском округе Забайкальской области, почти на самой китайской границе. Основан в начале XIX в. иноком Варлаамом. В 1835 …
  • ЧИТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Читинская и Краснокаменская епархия Русской Православной Церкви. Епархиальное управление: 672039, г. Чита, ул. 9-го …
  • САВВИНО-СТОРОЖЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Саввино-Сторожевский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, ставропигия Русской Православной Церкви. Адрес: 143185, …
Биктимирова Юлия

«Совершая память святого преподобного Варлаама, мы не только должны чествовать этого подвижника, но и подражать его духовнымподвигам» (епископ Читинский и Забайкальский Евстафий)

Преподобный Исайя-отшельник сказал: «Слава святых подобна сиянию звезд, из которых одна светит очень ярко, другая тусклее, иная — едва приметно; но эти звезды все — на одном небе». Такой яркой звездой для Забайкалья является святой преподобный Варлаам Чикойский. Святой Варлаам — единственный из святых подвижников, стяжавший святость, живя непосредственно в Забайкалье.

Родился будущий подвижник, в миру Василий Надежин, в 1774 г . в семье крепостных дворовых крепостных. Исполняя родительскую волю, он женился, но, видя в своей бездетнocти особый Божий промысел, в 1811 г . ушёл паломником в Киево-Печерскую лавру. Не имея паспорта, Надежин был признан бродягою и сослан в Сибирь. В 1814 г . он доходит до Иркутска, а в 1820 г . удаляется в горы близ селения Урлук в Чикойских горах, где он поставил келью, срубил деревянный кpecт, положив тем самым основание Чикойскому монастырь. Весть о необычном пустынножителе стала быcтpoраспрocтpаняться среди забайкальцев: собралась братия, желающая разделить с пустынником подвижнические труды, стали приезжать паломники, посещать пустынь именитые граждане. В 1828 году по благословению Михаила, епископа Иркутского, Василий Надежин принял монашеский постриг с именем Варлаам (в честь св. преп. Варлаама Печерского), а через два года был рукоположен во иеромонахи. С посвящением его в 1839 г . в сан игумена начинается расцвет Иоанно-Предтеченского монастыря: не смотря на многие трудности, cтpoятся монастыpcкие храмы, организуется подсобное хозяйcтвo, ведётся просветительская деятельность среди мecтнoгo населения и миссионерская работа среди раскольников и иноверцев.

После кончины игумена Варлаама в 1846 г ., по его молитвам стали совершаться различные чудеса, исцеления. В 1977 году он был прославлен Русской Православной Церковью в лике Сибирских святых.

На протяжении всех лет советской власти в уже полуразрушенный монастырь стекались жители близлежащих сёл, прося у преподобного Варлаама исцелений от болезней и разрешения жизненных проблем. В конце 90-х годов прошлого века возрос интерес к истории Иоанно-Предтеченского монастыря. Было предпринято несколько экспедиций к развалинам монастыря, но ни светские, ни церковные исследователи не могли чётко указать место упокоения Забайкальского чудотворца. Только в 2002 году после изучения православными исследователями и священнослужителями «Жизнеописания пустынника Варлаама», составленного св. Мелетием, епископом Рязанским, было определено место расположения могилы преподобного Варлаама - против алтарного окна с южной стороны придела во имя иконы «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского храма.

После получения патриаршего благословения, 21 августа 2002 г . к Иоанно-Предтеченскому монастырю отправилась экспедиция, возглавляемая епископом Читинским и Забайкальским Евстафием (Евдокимовым). Священнослужители епархии, насельницы Атамановского Всехсвятскorо женского монастыря, паломники из Москвы, Читы и Улан-Удэ, местные жители прошли Крестным ходом от посёлка Урлук до развалин монастыря. Под молитвенное пение уже глубокой ночью были обретены мощи преподобного Варлаама Чикойского.

Ныне мощи преподобного Варлаама Чикойского находятся в кафедральном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Чите. Память Варлаама Чикойского совершается в день празднования Собора Сибирских святых, 21 августа (годовщина обретения мощей в 2002 году), 18 октября (годовщина монашеского пострига), 5 февраля (преставление). В эти дни в Казанском кафедральном соборе епископом Читинским и забайкальским в сослужении собора священников Читинского и Бурятского благочиний совершается Божественная литургия, после которой крестным ходом мощи преподобного Варлаама обносят вокруг собора.