Причины вражды между людьми. Дружба и вражда нацеливают на рассуждение о взаимопонимании

Дружба является одной из главных ценностей в этой жизни. Каждый из нас хотел бы иметь настоящих верных друзей, рассчитывать на их поддержку. За дружбу произносятся тосты, о ней слагаются стихи и проза, она присутствует во всех добрых пожеланиях. Друзей часто объединяет общее дело, работа, хобби, личные интересы.

Порой – такая дружба живет долгие годы, и только крепнет с течением времени. Человек, имеющий искренних верных друзей, может по праву считать себя счастливым. Но бывает и так, что друзья не просто расходятся на жизненном пути, а становятся непримиримыми врагами.

Еще вчера два человека души друг в друге не чаяли, и считали себя настоящими друзьями. В их отношениях царили взаимопомощь и взаимопонимание, окружающие привыкли видеть их вместе. Почему между друзьями может возникнуть вражда? Что может способствовать таким метаморфозам?

Вражду можно характеризовать, как крайнюю степень неприязни людей друг к другу. Возникновение такого напряжения в отношениях между людьми возможно по разным причинам. Иногда способствует этому одно единственное неприятное событие. Предательство, зависть – могут развести людей в одночасье.

Если один из друзей, будучи компаньоном, или партнером по бизнесу, подставляет другого, или человек застает своего друга в постели с собственной женой – дружба рухнет безвозвратно в один момент. Такие удары причиняют особенно сильную боль. То, что предательство исходит от близкого друга – ощущается не иначе, как выстрел в спину. Восстановить доверие будет невозможно.

Бывает, что вражда зреет незаметно. У людей, имеющих изначально большую общность, на каком-то этапе начинается расхождение интересов, или один достигает больших жизненных успехов, чем другой. Человеческой натуре свойственно испытывать чувство зависти к тем, кому судьба дала куда больше, особенно если старт был одинаковым. Человек начинает чувствовать себя ущемленным, несправедливо обиженным жизнью. Возникают обиды и недовольство, которые однажды могут привести к «вскрытию нарыва» и непримиримой вражде.

К состоянию вражды может привести и различие в морально-этических нормах. В юные годы каждый из нас еще достаточно гибок в плане мировоззрения, с годами принципы и базовые понятия о нормах морали только крепнут и становятся основой наших понятий о правильном устройстве мира. Эти понятия составляют основу любой личности и потому, человек их строго придерживается, а их попрание – воспринимает как посягательство на святое.

Разумеется, в силу воспитания и жизненного опыта, эти нормы у всех индивидуальны и могут расходиться с понятиями других людей. Если это происходит на каком-то этапе дружеских отношений – люди перестают понимать друг друга, возникает отчуждение, а вслед за ним и неприязнь, от которой рукой подать до открытой вражды.

Люди справедливо полагают, что самый опасный враг – это бывший друг. Ведь вы были открыты с этим человеком, он знает ваши самые сокровенные тайны и слабые места. Остается надеяться лишь на душевное благородство бывшего друга, которое не позволит ему обратить эти знания против вас в самый неподходящий момент. Наилучшим вариантом будет исход, когда вы просто разойдетесь навсегда: без мести, претензий и скандалов. Увы, нередки случаи, когда превратившиеся во врагов друзья «пьют кровь», треплют нервы и всячески пытаются испортить вам жизнь.

Не стоит брать с них пример и делать целью своей жизни – омрачить существование бывшего друга. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на различные пакости и акты отмщения.

Постарайтесь дистанцироваться, оборвать все контакты с тем, кто волей обстоятельств из близкого друга стал заядлым врагом. В этом случае – рано или поздно вражда утихнет и не будет больше омрачать вашу жизнь. Возможно, вы больше не сможете безоглядно, как раньше, доверять людям. А возможно – вновь обретете человека, которого с уверенностью сможете назвать своим другом.

Взаимопонимание, пожалуй, является основой взаимоотношений между людьми. Это та самая база, на которой возникает дружба. В то же время отсутствие взаимопонимания или его недостаток – причина возникновения вражды.

Представим такую ситуацию: многолетняя дружба даёт трещину. Люди, когда-то именовавшие себя друзьями, имевшие общие интересы, проводившие вместе огромное количество времени, вдруг ссорятся. Неважно из-за чего: повод здесь не имеет значения, он может быть и ничтожным, и грандиозным. Каковы истоки ссоры? Ответ, на мой взгляд, очевиден: к ней привела банальная утрата взаимопонимания.

Вспомним героев романа А.С.Пушкина «Дубровский» — Андрея Гавриловича и Кирилу Петровича. Их дружба была настолько сильной, что ей завидовали в округе. Однако всё рухнуло в один момент. Дубровский-старший обиделся на шутку троекуровского псаря. Троекуров вовремя не извинился, да ещё и проучить решил гордого соседа – отобрал у него имение в судебном порядке. Крепкая дружба переросла в лютую вражду. Последствия, как помним, были трагическими: Андрей Гаврилович умирает, не выдержав душевных мук. А ведь всего этого можно было избежать, если бы Троекуров и Дубровский хотя бы попытались понять друг друга…

Никак не могут понять друг друга Евгений Базаров и Павел Кирсанов, герои романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Первый из них – аристократ до мозга костей, либерал. Второй – разночинец, нигилист. Герои непримиримы, каждый остаётся верен своим собственным принципам, понимать друг друга они отказываются. Вражда между ними, разрастаясь всё больше, приводит к дуэли, в ходе которой Базаров ранит Павла Петровича. Отсутствие взаимопонимания, перейдя во вражду, чуть не привело к трагедии. Подобные ситуации нередки не только в литературных произведениях, но и в жизни.

Взаимопонимание нередко становится силой, объединяющей людей, которые по своим взглядам или социальному статусу, казалось бы, должны быть противниками. Гринёва и Пугачёва в историческом романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» , связывают довольно тёплые отношения, несмотря на то что один из них – офицер, верный присяге, а другой – предводитель крестьянского восстания, мятежник. Герои находятся «по разные стороны баррикад». Однако оба они честны и благородны, кроме того, каждый из них умеет ценить эти качества в других. Взаимопонимание и взаимоуважение не позволили им стать врагами, хотя, правда, и друзьями в полном смысле слова их не назовёшь.

Итак, дружба и вражда действительно нацеливают на рассуждение о взаимопонимании, потому что так или иначе связаны с ним. Чтобы чувствовать себя комфортно в этом мире, нам необходимы друзья, а значит, мы должны стремиться к взаимопониманию.

Другой пример итогового сочинения по направлению «Дружба и вражда»:

Шииты и сунниты – две основные ветви ислама, представители которых конфликтуют уже на протяжении многих веков. Причины вражды обусловлены многими факторами, в том числе политическими.

Корни раскола

Разделение мусульманской уммы (общины) на две ветви произошло в седьмом веке, после смерти пророка Мухаммеда. Между его сподвижниками возник спор о том, кто должен быть его приемником. Часть мусульман выступала за выборность халифов, другая же видела новым предводителем уммы зятя Мухаммеда Али, а наследовать власть должны были исключительно его потомки.

Несогласные с этим ссылались на то, что ни в Коране, ни в Сунне о божественном предназначении Али и его потомства, а также об обоснованности их претензии на власть ничего не сказано. Шииты же утверждали, что священные книги подлежат толкованию: то, что в них записано, не обязательно воспринимать буквально.

Через 24 года после смерти Мухаммеда, в 656 году, Али стал халифом. Но правил он недолго: в государстве разразилась гражданская война, и в 661 году Али был убит в результате покушения. После этого власть в халифате захватил правитель Сирии Муавия. Он заключил союз с сыном Али имамом Хусейном. Последнему не нравилось, что Муавия собирался передать власть своему сыну, что автоматически приводило к установлению наследственной монархии.

Противостояние с потомками Муавии привело к убийству Хусейна и его сыновей в Кербеле. Как отмечает профессор Американского университета в Вашингтоне, автор книги «Путешествие в ислам» Акбар Ахмед, шииты признали Хусейна мучеником за веру, а город Кербела, где его убили, стал для них священным.

После этого раскол между мусульманами оформился окончательно. Приверженцы Али были названы «шиитами» (с арабского – «последователи Али»), а их оппоненты – «суннитами» (сторонники догматического подхода).

Главные различия

По словам зампреда Совета муфтиев России Рушана Аббясова, в отличие от христианства, где разделение на православие и католицизм произошло по большей части на религиозной основе, распад единой мусульманской общины случился в основном по политическим мотивам.

Для суннитов халиф может выбираться путем всенародного голосования. Кроме того, они разделяют светскую власть и духовную: религиозный лидер должен прежде всего заниматься соответствующими вопросами. Шииты же, отмечает востоковед-арабист Алексей Чупрыгин, полагают, что править мусульманами могут исключительно потомки Али – имамы, причем в их руках должна быть сосредоточена как политическая, так и религиозная власть.

Сунниты полагают, что строгое, догматическое следование предписаниям священных книг – кредо каждого мусульманина. В Сунне и Коране при этом не сказано о правах на власть Али и его потомков, а раз так, то претензии шиитов, считают их оппоненты, беспочвенны. По словам президента Института религии и политики Александра Игнатенко, шииты считают используемый суннитами Коран сфальсифицированным, утверждая, что оттуда специально убраны стихи о назначении Али преемником Мухаммеда.

Посредничество между богом и человеком, которое, с точки зрения шиитов осуществляет имам, для суннитов является ересью. Для посредников Али же неприемлем суннитский догматизм, который, считают они, порождает радикальные течения, в том числе ваххабизм.

С оружием в руках

В современном мире сунниты составляют абсолютное большинство мусульман – порядка 90%. Шииты же сосредоточены компактно, и в основном проживают в Иране, Восточном Афганистане, Ираке, Сирии и Йемене. Религиозные разногласия, а также сложная политическая обстановка на Ближнем Востоке, отмечают эксперты, стала причиной разразившихся на рубеже веков вооруженных конфликтов между представителями двух ветвей ислама.

В 1979 году в Иране произошла Исламская революция, давшая начало подъему шиитов по всему Ближнему Востоку. Спустя год Ирак, большинство населения которого составляли шииты, но правящая верхушка при этом была суннитской, объявил войну Ирану. Именно этот конфликт стала первым в новейшей истории столкновением двух ветвей ислама на поле боя.

Свержение режима Саддама Хуссейна в Ираке в 2003 году стало началом «шиитского реванша»: они начали возвращать себе государственные посты и укреплять положение в системе госуправления, что вызвало недовольство суннитов. Однако профессор Мичиганского университета Хуан Коул утверждает, что продолжающийся конфликт между двумя ветвями ислама в этой стране связан больше с борьбой за власть, чем с религиозными разночтениями.

Еще одной точкой столкновения суннитов и шиитов стала Сирия. С 2011 года в арабской республике идет гражданская война, которая имеет, в том числе, конфессиональную подоплеку. По данным обзора Международной комиссии по религиозной свободе Госдепартамента США за 2015 год, большая часть сирийских мусульман (74%) – сунниты, шиизм исповедуют лишь 13% граждан. При этом алавиты (ветвь шиизма) составляют правящую элиту в республике.

Вражда - это широко распространенное в речи слово, его используют многие, однако при этом задумывались ли вы, что именно оно означает? Какие конкретно отношения можно называть враждебными? Как противопоставляются понятия дружба и вражда? Все это вы сможете узнать из данной статьи.

Значение слова

Итак, в первую очередь необходимо рассказать о том, что в глобальном смысле означает это слово. Оно является однозначным, поэтому вряд ли у вас возникнут проблемы с его использованием в речи. Вражда - это взаимная неприязнь или даже ненависть, которая существует между двумя людьми, группами или любыми другими одушевленными объектами или их объединениями. Однако стоит понимать, что это лишь определение слова. На самом деле вражда - это нечто большее, чем просто противостояние двух сторон.

Широкое понятие

Вражда - это взаимная неприязнь, об этом вы уже узнали, однако в действительности нельзя описать данное понятие всего парой слов. Дело в том, что существуют различные уровни негативных отношений между двумя людьми или группами. И вражда является одним из высших уровней. Более того, вражда - это нечто, что требует действия. Если два друг друга, они могут делать это молча, глубоко в душе, не предпринимая никаких действий. Однако вражда - это процесс. Уж если вы враждуете, это означает, что между вами происходят какие-либо взаимные действия, вы делаете какие-либо шаги, чтобы опередить своего врага, одолеть его, победить и так далее. Естественно, есть скрытая вражда, в ходе которое противники не признают того, что враждуют между собой, но при этом за кулисами действуют так, чтобы причинить определенный урон противнику. Однако действия все равно присутствуют, хоть и являются скрытыми.

Сравнение вражды и дружбы

Теперь вы знаете, что вражда - это взаимная неприязнь, которая проявляется на деле, то есть в виде каких-либо действий каждой из враждующих сторон. Однако если вам до сих пор не понятен этот термин до конца, то лучше всего его привести в сравнении с дружбой, чтобы вы не путали его с ненавистью, злобой и другими подобными понятиями. Итак, дружба представляет собой отношения между двумя людьми, в которых они испытывают друг к другу взаимную симпатию, находят между собой что-то общее и постоянно проявляют свое расположение на деле. Вражда является полной противоположностью дружбе, соответственно, две стороны также объединяют взаимные чувства, имя которым - ненависть и неприязнь. Кроме того, вражда также постоянно проявляется на деле, как вы уже могли понять.

Вражда – это взаимная ненависть, неприязнь, недоброжелательные отношения между людьми. Казалось бы, это определение является полной противоположностью слова «родной», слова «близкий», но, к сожалению, в художественной литературе существует немало примеров тех случаев, когда отношения близких уступают отношениям между двумя прохожими, а зачастую и хуже. Но почему же между родными возникает вражда?

По своей сути любые отношения, будь это дружба или любовь, - это постоянная работа над собой. Положительная связь между людьми – это, так или иначе, определенная степень жертвенности и самоконтроля, потому как любые отношения, какими бы прочными они не были, могут в один миг разрушить или испортить эгоизм, алчность, грубость, недопонимание, неправильно расставленные приоритеты. Это же касается и отношений в семье: неправильное воспитание, излишняя дозволенность, или, наоборот, нехватка любви и внимания - все это может стать корнем проблемы, причиной грубости, недоброжелательности и даже взаимной неприязни. Так, например, в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» отношения отца и двух сыновей выстроены, казалось бы, одинаково, однако имеют разный итог: младшего брата отец убивает собственноручно. Была ли это вражда? Безусловно, потому как сын променял связь с близкими, любовь к своей родине на чувства, которые возникли у него к полячке. Тарас Бульба не мог выдержать такого предательства, так как сам по своему характеру был вольным казаком и больше всего в жизни ценил не семью, не дом, а жизнь на поле боя, жизнь бок о бок с казаками. Однако, как мне кажется, виноват в этой вражде, в этом недопонимании, в этом «предательстве» был сам главный член семейства, потому как он с самого начала выстраивал неправильным образом свои отношения с близкими. Он давал слишком мало любви и ласки своей семье и ставил в приоритет службу родине, хотя стоило, как мне кажется, в равной степени прививать своим детям и нежность, и мужество, и ласку, и целеустремленность, ведь именно из этого состоит счастье человека и его благополучие в жизни. Быть может, если бы Андрей доверял своему отцу, он бы смог прийти к нему с раскаянием, рассказать о своих чувствах и выслушать совет, однако он либо боялся реакции отца, либо не ждал от него ничего токового – в любом случае, исход получился трагичным для обоих.

Трагичными получились и отношения в семье Простаковых из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Но в этом случае с самого начала страдала именно моральная составляющая связи между родными: Простакова своей грубостью, бестактностью, невоспитанностью, меркантильностью мешала жить и своему мужу, и своему брату, и крепостным– ей отвечали тем же, и даже Митрофан, её сын, которого она любила всем сердцем и старалась угождать во всем, ни во что не ставил свою мать, ни ценил того добра, которое получал, и относился ко всем родным с высокомерием и грубостью. Причиной этой взаимной неприязни была именно безнравственность всех членов семьи, а она взяла свое начало из неправильного воспитания и заведомо нездорового, необдуманного общения с близкими.

Подводя итог сказанному, хотелось бы еще раз сделать акцент на том, что любые отношения между людьми должны строиться на взаимопонимании, взаимоподдержке и, что важно, на взаимоконтроле – все должно быть в равной степени, даже ссоры. Почему между родными возникает вражда? Потому что, скорее всего, с самого начала отношения в семье строятся по неправильной схеме или вовсе не подвергаются какому-либо контролю. Для того чтобы в будущем не было казусов с воспитанием - нужно подходить к нему с умом и обдумывать большинство своих действий заранее, ибо нет ничего хуже вражды между самыми близкими людьми.