Примеры хороших эссе по обществознанию егэ. Как написать эссе по обществознанию на ЕГЭ? Вариант эссе о социологии

Среднее общее образование

Обществознание. Линия УМК под ред. Г.А. Бордовского (ВЕНТАНА-ГРАФ)

Линия УМК Г. А. Бордовского. Обществознание (6-9)

Обществознание

Подготовка к ЕГЭ: эссе по обществознанию

В этом году критерии оценки ЕГЭ по обществознанию претерпели изменения. О том, как теперь будет оцениваться сочинение, а также о распространенных ошибках учеников рассказывает один из наших авторов, заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по обществознанию Санкт-Петербурга Ольга Соболева.

Измененные критерии оценки

Уже не в первый раз корпорация «Российский учебник» приглашает специалистов рассказать о задании № 29 из ЕГЭ по обществознанию. Актуальная информация постоянно трансформируется и дополняется. Например, в этом году изменилась формулировка задачи. Слово «проблема» заменили понятием «идея», и ученик может проработать не все идеи высказывания, а одну из них. Существенно поменялись критерии оценки:

  • 29.1 Раньше ребенок мог показать свое понимание темы в общем контексте сочинения. В 2018 году для этого необходимо будет выделить и сформулировать идеи высказывания. Если требование не выполнено, за все сочинение ставится 0 баллов
  • 29.2 Высший балл не будет получен, если теоретические рассуждения не связаны между собой. Поскольку все высказывания разные, нельзя сказать, сколько именно понятий должно быть раскрыто. Но для хорошей отметки, конечно, нужно выделить все тезисы.
  • 29.3 Раньше балл вычитался за наличие ошибок, теперь он начисляется бонусом за их отсутствие.
  • 29.4 По-прежнему необходимо привести два фактических аргумента из разных источников, но теперь эти примеры нужно представить развернуто и указать, как они связаны с высказыванием.

Таким образом, критериев стало больше. Максимальное количество баллов за сочинение в 2018 году: 6.

Учтем еще одно важное изменение. Раньше серьезным требованием было соответствие содержания одной науке. Но поскольку границы наук условны, теперь ученики могут рассматривать темы в разных контекстах, и это не будет ошибкой. Возьмем, например, высказывание из права: «Полное подчинение закону доброты устранит необходимость в правительстве и государстве (О. Фронтингем)» - его также можно отнести и к политике, и к социологии, и к философии.

Распространенные ошибки

Выделим основные трудности, с которыми ученики сталкиваются в задании № 29.

  • Выбор темы

Ученику предложено 5 тем сочинения. Как сделать правильный выбор:

    • Понимать, что главный критерий - возможность выполнить все требования.
    • Заранее определить для себя основную науку. Быть готовым к смене выбора: на экзамене тема по этой науке может оказаться неприемлемой. При подготовке использовать списки тем, представленные в интернете.
    • При прочих равных условиях не выбирать образные темы. Каждый год встречаются формулировки, с которыми не справляются даже отличники. Например: «Семья это кристалл общества (В. Гюго)».
    • Ориентироваться на свои возможности и особенности, а не на рекомендации учителя. У педагога может быть предвзятое отношение к тем или иным темам. Мнения специалистов по поводу «удобства» и «неудобства» тем расходятся.
  • Ориентир на другие предметы

Часто ученики стараются соблюсти в сочинении по обществознанию требования к сочинениям по другим предметам. Это не только не помогает, но и увеличивает вероятность ошибки. В действительности не учитываются:

    • объем (умение излагать мысли лаконично - это плюс),
    • грамматические ошибки (но не в тех случаях, когда они влияют на смысл),
    • структура,
    • стиль (уже не эссе),
    • правильная постановка проблемы,
    • знания об авторе высказывания (можно вписать, но это не оценивается),
    • моральная/идеологическая позиция (однако, нельзя нарушать законы РФ и не рекомендуется высказывать резкие позиции по любой теме).
  • Переписывание темы

К сожалению, даже отличники из-за волнения иногда неправильно переписывают тему. Ошибкой может стать пропуск слова, пропуск или добавление частицы «не», пропуск или замена буквы, пропуск или добавление возвратной частицы, изменение знаков препинания. Все это меняет смысл темы и приводит к 0 за сочинение.

  • Шаблонные фразы

Некоторые формулировки часто выглядят глупыми и раздражают экспертов. Например, «проблема, актуальная во все времена», «тема открывает огромный простор для размышлений» и другие. Это вовсе не значит, что их нужно непременно избегать. Главное, чтобы в тексте все было уместно и логично.

  • Неправильные примеры

Что не засчитывается:

    • Домыслы («что было бы»).
    • Выдуманные примеры.
    • Факты, которые не являются фактами.
    • Примеры без конкретики.
    • Примеры, больше похожие на теории.
    • Пример с фактическими ошибками.
    • Примеры не из области представленной теории.
    • Примеры, опровергающие собственные теоретические положения ученика.
    • Модельные примеры (но могут быть исключения).
    • Примеры из одного вида источника.
  • Домашние заготовки

Во многих работах встречаются лишние положения. Например, определение общества, неуместное использование определения науки - это в большинстве случаев портит работу и вызывает недовольство экспертов.

Часто задаваемые вопросы

Рассмотрим также распространенные вопросы по содержанию текста.

Нужно ли соглашаться с автором? Не обязательно. Конечно, встречаются высказывания об относительности явлений, с которыми невозможно не согласиться, например: «Общество не обязательно соответствует политическим границам (С. Тернер)». Но также есть и провокационные фразы, с которыми согласиться очень сложно. В любом случае в аргументации должна прослеживаться отношение экзаменуемого к теме.

Как сформулировать смысл высказывания и сколько идей лучше раскрывать? Все зависит от конкретного высказывания. Лучше сузить изучение аспекта до одной науки.

Можно ли выделить только часть высказывания? Специалисты считают, что нельзя, поскольку высказывание несет определенный смысл. Ученик должен показать, что понял высказывание целиком, даже если хочет уделить основное внимание одной его части.

Как выучить теоретические положения? Когда понять и усвоить не получается, можно использовать простой прием: «Спиши правильно». Ученик должен за короткое время найти и списать из учебника теоретические обоснования по конкретной теме - это поможет запомнить положения.

Методы подготовки

В изданиях корпорации «Российский учебник» полностью реализована система подготовки к написанию сочинения по обществознанию. Авторы представляют памятки, примеры, списки тем, а также алгоритмы поэтапного формирования необходимых умений.

Специалистов часто спрашивают, сколько нужно написать сочинений при подготовке. Ответ: как можно больше, чтобы «набить руку», и до 5 штук на высший балл. Кроме тренировки, ученику полезно вести копилку информации на выбранные темы, просматривать эталоны сочинений на тематических сайтах и проверять работы с учителем по пробным критериям.


Пособие рассчитано на самостоятельную или под руководством учителя подготовку школьников и абитуриентов к ЕГЭ. В него в полном объёме включён материал курса обществознания, который проверяется на экзамене. Теоретическая часть пособия представлена в краткой и доступной форме. Большое количество схем и таблиц позволяет легко и быстро сориентироваться в теме и найти нужную информацию. Тренировочные задания соответствуют современному формату ЕГЭ, учтены все изменения в содержании экзаменационной работы, внесённые в последние годы.

Мы продолжаем анализировать итоги прошедшего ЕГЭ по обществознанию 2016 года, и в данной рубрике обратимся к одному из написанных выпускниками обществоведческому эссе. У нас есть возможность изучить, как его оценили эксперты, и вместе обсудить.

Эссе на ЕГЭ по обществознанию — это ТРИ критерия и 5 баллов!

Немного об эссе на ЕГЭ

Как всегда, поднимаемые проблемы в данных цитатах, выглядят классически:

  • характер и оценка
  • общественная значимость способы повышения его эффективности;
  • и ее стадии;
  • участие в
  • соотношение и роль законов в жизни

А вопросы, связанные с таким сложным понятием, как мы и вовсе разбирали в

По мнению составителей текстов заданий ЕГЭ по обществознанию — из нашего любимого выпускник может затратить на выполнение данного задания примерно 45 минут:

Надеемся, что это без время, которое выпускник потратит на переписывание ответа в бланк ответов номер 2.

Эссе на ЕГЭ 2016

Теперь посмотрим на выполненное на ЕГЭ 2016 выпускником реальное эссе и его экспертную оценку. Вот разбалловка заданий которую выпускница, обратившаяся к нам за помощью в подготовке апелляции на оценку письменной части экзамена, получила:

Часть с развернутым ответом: (0(2)2(2)0(3)2(3)1(3)2(3)2(3)0(3)1(1)0(2)1(2))

Нас, в данном случае, интересуют последние три оценки — за три критерия Напомним их:

То есть за первый ключевой критерий был получен 1 балл, что позволило претендовать на баллы за остальные два критерия. Напомним, что если за первый критерий выставляют 0, дальнейшие баллы получить нельзя. За теорию был получен 0, а за практические примеры 1 балл из двух возможных.

Теперь обратимся к этому реальному эссе, написанному выпускницей на ЕГЭ по обществознанию:

Проанализируем данное эссе:

Ваше эссе, на мой субъективный взгляд, проверено адекватно.

За Критерий 2 (теоретическая аргументация) действительно, нечего ставить. Цитата из области «Экономика», а вы ни слова не указываете ни о ни о ни о факторах, влияющих на уровень его квалификации, ни об полезности такого работника (квалифицированного), о котором идет речь в цитате.

За Критерий 3 (фактические примеры) я бы вообще ничего не поставил. Пишете, что Чацкий – пример важности и навыков, и совсем не аргументируете это утверждение? Он у Вас дальше применяет их, где важность совсем не видно… То, что Вы называете примером из жизни, им совсем не является. Очень размыто звучит то, что высшее (какое?) позволит Вам получать причинные приносить пользу. В мире миллион примеров обратного, и миллион, когда люди абсолютно без образования становились миллионерами. Но цитата не об этом, а о качестве работника, о том, почему ему нужно повышать квалификацию…

Ничего из этого у Вас, к сожалению, нет. Вы не указываете, и даже не видите проблемы цитаты, а это, конечно, прежде всего, не будет поводом для повышения Вам балла на апелляции!

И теперь взгляд на Ваше эссе через рекомендации ФИПИ для экспертов:

Основания для более высокого балла:

  1. При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов (нет).
    2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования (нет).
    3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни (нет).
    4. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта (нет).
    5. Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы (да).

Основания для более низкого балла:

  1. Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности (нет).
    2. Содержится много «информационного шума» - положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении (да).
    3. Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием (да).

И действительно, эссе не получило на апелляции повышения в баллах, 2 из 5 возможных так и были оставлены!

А Вам для домашнего задания еще раз эта цитата, тренируйтесь на реальных примерах с ЕГЭ по обществознанию: «Чем большими знаниями и навыками будет располагать персонал, чем шире и глубже будет диапазон этих навыков — тем большими возможностями для действий будут располагать сотрудники, тем более качественными будут улучшения и обслуживание клиентов». (Р. Ханнам).

Попробуйте написать эссе по ней в комментариях к данному разбору или в топике нашей группы

Под эссе понимается литературный жанр небольшого объёма и свободной композиции. Эта письменная форма была введена в ЕГЭ, как средство аттестации и оценивания учащихся. В прозаическом сочинении экзаменуемому следует выразить собственные соображения и впечатления по сформулированной проблеме. Для того чтобы понять, как писать эссе по обществознанию, необходимо правильно организовать свою образовательную деятельность и тренироваться над этим заданием систематически.

В процессе подготовки следует научиться анализировать содержание текста; проверять стиль, логичность и последовательность изложенного материала; работать с окончательным вариантом и вносить в него важные поправки. Изучение протекает по пяти блокам (человек и общество; социология, экономика, политика и право), каждый из которых будет отражён в контрольно-измерительном материале.

Как писать эссе по обществознанию - особенности подготовки к ЕГЭ 2018

Ежегодно Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) внедряет нововведения в демонстрационный вариант ЕГЭ по обществознанию. В 2018 году незначительно изменились требования и система оценки обществоведческого сочинения (задания 29).

Рассмотрим поправки на конкретных примерах:

  1. Форма осталась прежней - мини-сочинение.
  2. Термин «проблема», которую освещает автор высказывания, заменён на слово «идея». В этом не видится принципиальных различий. Речь также будет вестись о соображениях, которые возникают при уяснении цитаты мыслителя.
  3. Более однозначно сформулировано требование осветить несколько идей, если они заложены в высказывании автора. В демоверсии 2017 года это описывалось выражением «при необходимости…».
  4. По-прежнему оценивается два примера из разнообразных источников.
  5. Строже высказано притязание на развёрнутый аргумент и его явную связь с идеей обозначенной цитаты.

Из этого следует, что объем эссе, претендующего на высокий балл, подвергнется увеличению (примеры потребуется подробней разворачивать, идей нужно выделять несколько ). Сочинение начинает постепенно уходить от жанра лёгкой и прозрачной композиции, когда не обязательно досконально раскрывать пример, достаточно озвучить идею.

Плюс ко всему, изменились критерии оценки написанного экзаменуемым материала. Появилось положение о корректности использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов.

Например, если учащийся напишет, что репродуктивная функция семьи состоит в воспитании детей, что стратификация есть перемещение индивида в социальной структуре, то он получит 0 баллов по этому основанию, так как его теоретические доводы некорректны.

Во всем остальном КИМы 2017 и 2018 года сходны.

Структура и содержание эссе

Форма мини-сочинения предоставляет простор для творческой мысли, субъективности и художественной изобразительности.

Однако в практике оценивания задания №29 сформировалась особая строгость, точность и взвешенность, которая вытекает из структуры и содержания написанного материала.

Окончательный вариант эссе на высокий балл должен включать в себя следующие составные части:

  1. Цитата. Одно из пяти предложенных высказываний автора, по которому экзаменуемый предпочёл выразить свою позицию. Для этого необходимо выявить, с какими разделами курса обществознания связана рассматриваемая мыслителем проблематика и оценить собственные знания по ней.

    В работе могут быть использованы цитаты и высказывания мыслителей

  2. Проблема (тема), поднятая мыслителем, её актуальность. Она представляет собой субъективную авторскую позицию. Учащийся должен определить проблему и выразить свой личный письменный ответ на поставленный вопрос.

    Перечень тем по философии

    Предложенный перечень тем по экономике и социологии

  3. Смысл высказывания автора представляет его субъективное мнение по обозначенной проблеме. Экзаменуемый может поддержать предложенную идею полностью либо частично или вовсе опровергнуть её. В любом случае этот пункт должен быть явно отражён в прозаическом сочинении, так как в отношении него установлен чётко определённый критерий оценивания. Материал, написанный учащимся, без правильно понятого смысла будет оцениваться в 0 баллов.

    Смысл высказывания - субъективное мнение автора по обозначенной теме

  4. Собственная точка зрения. Это личное мнение экзаменуемого относительно поднятой проблемы. Высказываемое суждение должно отвечать признакам логичности и определённости. Оно протекает через весь текст и не может иметь противоречащих утверждений.

    Собственная точка зрения должна быть логичной и определённой

  5. Теоретическая аргументация. Обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей). Они должны соответствовать той теме блока, по которой учащийся пишет эссе.

    Теоретическая аргументация должна обязательно соответствовать теме эссе

  6. Фактическая аргументация. Здесь допускаются два варианта: использование примеров из истории, литературы и событий в обществе; обращение к эмпирическому опыту.

    При фактичской аргументации можно использовать примеры из истории или обратиться к эмпирическому опыту

  7. Вывод - логический итог рассуждения. Он не должен дословно совпадать с суждением, данным для обоснования. При правильном написании следует в одном или двух предложениях осветить основные идеи аргументов и прийти к окончательному умозаключению, которому учащийся придерживался на протяжении всего эссе.

    В эссе должен быть логический итог

Таким образом, для написания эссе по обществознанию на высокий балл, следует прочитать все имеющиеся в задании №29 цитаты и определить их проблематику. В каждом высказывании понадобится найти ответ на вопрос «Что хотел сказать автор?» и выбрать наиболее приемлемую тему .

Оценить свои силы можно мысленно, ответив на вопросы:

  • С какими основными обществоведческими теоретическими положениями соотносится предложенное высказывание?
  • Что я должен знать, чтобы раскрыть её?

После этого убедитесь, что вы владеете основополагающими понятиями того блока, к которому относится высказывание и понимаете его смысл.

Составьте предполагаемый план письменной работы, но не забывайте об ограничении экзамена по времени.

При соблюдении всех вышеописанных условий и регулярной тренировки над заданием №29, экзаменуемый гарантированно справиться с эссе.

Как оформить

Необходимо иметь в виду, что эссе - небольшое сочинение, отличающееся смысловым единством.


Дополнительными преимуществами по оценке задания №29 экспертами станет включение в него:

  • базовых сведений об авторе высказывания (например, «выдающийся немецкий экономист», «знаменитый русский мыслитель Золотого века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель рационального направления в философии» и др.);
  • указаний на вариативные способы решения заявленного вопроса;
  • описания разнообразных точек зрения на проблему или различных подходов к её решению.

Прямо эти основания не отмечены в критериях оценивания, однако они продемонстрируют эрудированность экзаменуемого и его глубокую подготовку.

Также стоит помнить о том, что вашу работу будет оценивать эксперт. Плюсом будет запись текста в бланк ЕГЭ аккуратным почерком, систематизировано и без небрежных помарок .

Фразы-клише

Под фразами клише понимаются стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций. При помощи этих речевых формул процесс написания эссе по обществознанию подвергается значительному упрощению.

Для первой части прозаического сочинения, при формулировке понимания высказывания, его проблемы и актуальности, отлично подойдут следующие фразы:

  • «В своём изречении автор имел в виду, что …»;
  • «Мыслитель пытался донести до нас мысль о том, что...»;
  • «Смысл предложенного высказывания заключается в том, что …»;
  • «Актуальность поднятой проблемы проявляется в том, что …»;
  • «Данный вопрос является актуальным в условиях …».

В последующем абзаце, для обоснования собственной позиции относительно высказывания, применяется ряд стандартных клише:

  • «Я полностью согласен с автором цитаты в том, что...»;
  • «Нельзя не согласиться с мыслителем обозначенного высказывания...»;
  • «Деятель был совершенно прав, утверждая, что...»;
  • «На мой взгляд, (писатель, философ, экономист) предельно точно отразил в своём высказывании картину современной действительности тем, что …»;
  • «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
  • «Отчасти, я разделяю точку зрения мыслителя по поводу..., но с... не могу согласиться».

При теоретическом аргументировании используются выражения:

  • «Проанализируем предложенную автором мысль с точки зрения (экономической, правовой, социологической) теории …»;
  • «Обратимся к теоретическому осмыслению высказывания …»;
  • «В (социологической, политической, философской) науке данное высказывание имеет свои основания …»;
  • «Предложенная цитаты имеет глубокое обществоведческое обоснование …»;
  • «Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций …»;
  • «В учебном курсе обществознания (права, политология и т.д) …»;

В части отбора фактов, примеров из общественной жизни и эмпирического социального опыт применяются фразы:

  • «Приведём обоснование из общественной жизни, подтверждающие мою мысль …»;
  • «На основе личного опыта, (по рассказам моих родителей, одноклассников …) обстоятельства говорят об обратном …»;
  • «Симпатизирующая мне позиция подтверждается примерами из жизни …»;
  • «Обратимся к похожим ситуациям в (истории, литературе, кинематографе) …»;
  • «Подтверждение цитаты мыслителя мы встречаем на каждом шагу …»;

В заключении применяются следующие речевые клише:

  • «На основе вышеизложенного следует сделать вывод о том, что …»;
  • «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что …»;
  • «Заканчивая работу, можно утверждать, что …»;
  • «Таким образом …»;

Некоторые эксперты высказывают мнение о том, что следует избегать злоупотребление такими избитыми фразами. Хотя при написании эссе они помогают формулировать мысли и чётко разграничивать текст. Будет лучше, если вы не будете брать большого количества клише в готовом виде, а поменяете их, сохранив смысл .

Критерии оценки эссе по обществознанию

В общем за мини-сочинение можно было получить 6 первичных баллов, которые оцениваются по следующим критериям:

  1. Раскрытие смысла высказывания. При этом должна быть верна выделена одна или несколько идей, содержащихся в высказывании автора. За это экзаменуемому полагается 1 первичный балл. За нераскрытие вы получите 0 не только по этому критерию, но и по всему сочинению.
  2. Теоретическое содержание мини-сочинения. Оценивается в 2 балла максимально, если прослеживается связанная цепочка теоретических рассуждений и построений. Отдельные, не связанные в единую картину положения, но относящиеся к теме, оцениваются лишь 1 баллом. Не относящиеся к теме 0 баллов.
  3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Этот критерий даёт учащемуся 1 балл за отсутствие ошибок в теоретических построениях и терминах. Не оценивается баллами, если прослеживаются теоретические неточности.
  4. Качество приводимых фактов и примеров. Два примера должны быть явно связаны с выбранными положениями и тезисами, а также развёрнуты. Тогда экзаменуемый получит максимальный балл по этому критерию - 2. При одном расписанном примере только 1 балл. Полное отсутствие примеров - 0 баллов.

В Едином государственном экзамене по обществознанию эссе является самым ценным заданием в балловом эквиваленте. Этому творческому сочинению следует уделить повышенное внимание и заниматься частой тренировкой над ним.

Чтение дополнительной литературы по праву, философии, социологии, экономики и политологии значительно поможет подобрать правильную аргументацию и наиболее полно раскрыть предлагаемую проблему. Уяснение критериев оценивания будет способствовать указанию в эссе требуемых пунктов и получению максимального балла.

  • Философия,
  • Экономика,
  • Политология,
  • Правоведение.

  • исторические факты;
  • личный опыт и наблюдения;

3. Теоретическая часть

4. Фактическая часть

5. Заключение

Помните, что

вспомните терминологию

пишите сразу начисто

Если вы «плаваете» в теме

Эссе похоже на сочинение, обычно имеет свободную композицию и небольшой размер. Хотя задание и должно казаться легким, однако почему-то пугает учащихся и застает их врасплох.

Вам понадобится

  • - учебная литература;
  • - компьютер.

Инструкция

Продумайте примерный план работы. Как правило, эссе состоит из короткого вступления, где раскрывается сущность темы; основной части, в которой излагаются мнения ученых на предмет повествования; отношение автора работы к этим мнениям, а также заключения, в котором даются краткие выводы о проделанном исследовании. На последней странице эссе указываются использованные для источники.

Отберите необходимый материал. Различные точки зрения ученых на выбранную тему выпишите на бумагу и отметьте порядок использования высказываний в работе.

Видео по теме

Обратите внимание

Проверьте, чтобы вся используемая литература была актуальна в настоящее время. Учебные пособия должны быть не старше 8-10 лет, периодические издания - не старше 3-5 лет.

Чтобы не прослыть плагиатором, все цитаты оформите ссылками с указанием автора, названия издания и выходных данных.

Полезный совет

При написании эссе не следует использовать много литературы, чтобы работа не получилась слишком большой и перегруженной ненужной информацией.

При работе с литературой необязательно переписывать заметки на бумагу, можете сразу делать их на компьютере. Так удобнее редактировать текст.

Во время написания эссе будьте внимательны, старайтесь не допускать ошибки. После окончания работы прочтите ее и исправьте недочеты.

Эссе по высказыванию это короткое сочинение, в котором можно продемонстрировать свои знания не только в конкретно взятой дисциплине, но и сведения из смежных научных предметов.

Инструкция

Выберите одно высказывание из тех, что предложены в качестве тем экзаменационной работы, по которому вы будете эссе. Важно, чтобы оно было вам понятно и близко. Помните о том, что для обоснования своей позиции касательно этих слов, вам нужно будет привести четкие , а не просто апеллировать к тому, что «это аморально» или «в современной жизни это не имеет смысла». Подумайте, знаниями в каких областях вы обладаете, чтобы эту информацию к обоснованию.

Раскройте смысл высказывания. Для этого просто опишите, что именно хотел сказать автор этими строчками, как вам это представляется. Для каждого человека одни и те же означают разные вещи, поэтому ваша версия не может быть правильной или не правильной, любая адекватная мысль имеет на существование. именно в том контексте, который задан научным предметом, по которому эссе. Например, не стоит раскрывать налога на добавленную стоимость в смысле, если в высказывании он упоминается исключительно в экономическом аспекте.

Приведите аргументы в пользу своего суждения. Для этого используйте знания, полученные в процессе других наук, но не «зацикливайтесь» на этой информации. Дополнительное обоснование хорошо, если оно лишь подчеркивает вашу правоту. Например, при написании эссе по высказываниям политических деятелей обязательно вспомните, какие исторические события могли повлиять на его убеждения.

Сформулируйте свою собственную точку зрения по поводу высказывания. Если вы частично или полностью не согласны, предложите собственную редакцию фразы. Обязательно аргументируйте, с чем именно вы не согласны, и почему ваша позиция более уместна. Опирайтесь на собственный опыт, на факты общественной жизни.

Связанная статья

Источники:

  • как составить афоризм

Написание эссе – последнее задание в ЕГЭ по обществознанию. И при подготовке к экзамену именно оно вызывает больше всего вопросов. Какие требования предъявляются к работе, как она оценивается, и как получить максимальный балл за сочинение по обществознанию?

Что представляет собой задание

Мини-сочинение на ЕГЭ по обществознанию – альтернативное задание. Это значит, что участник экзамена может выбрать из нескольких предложенных вариантов тот, который ему ближе и интересней.

Темы для эссе представляют собой короткие цитаты – афоризмы, относящиеся к пяти блокам учебного курса, по одному на каждый. Тематические направления высказываний следующие:

  • Философия,
  • Экономика,
  • Социология, социальная психология,
  • Политология,
  • Правоведение.

Из пяти высказываний надо выбрать всего одно (самое близкое или самое понятное) и написать мини-сочинение, раскрывающее смысл выбранного афоризма и содержащее примеры-иллюстрации.

«Вес» эссе по обществознанию в итоговых баллах достаточно невелик: около 8% от общей суммы баллов. Идеально написанная работа может принести всего 5 первичных баллов из 62 возможных, около 8%. Поэтому не стоит подходить к работе столь же фундаментально, как при написании эссе по русскому языку или сочинений по литературе.

Сами составители ЕГЭ предлагают отвести на написание эссе по обществознанию 36-45 минут (именно такой временной промежуток указан в спецификации). Для сравнения: на эссе по русскому языку «заложено» 110 минут, на полноформатное сочинение по литературе – 115.

Все это говорит о том, что подход к обществоведческому должен быть другим: здесь не требуется создавать «шедевр», здесь нет обязательных требований к стилю изложения (и даже грамотности), и даже объем работы не регламентируется. Здесь не обязательно писать 150-350 слов текста: ведь задание позиционируется как «мини-сочинение» и, если вам удастся раскрыть мысль коротко и емко - это будет только приветствоваться.

Достаточно просто продемонстрировать знание предмета и умение находить подходящие примеры, подтверждающие вашу точку зрения – и связно и убедительно изложить свои мысли на экзаменационном бланке.

Критерии оценки эссе по обществознанию на ЕГЭ

Эссе оценивается всего по трем по трем критериям. Чтобы заработать максимальные пять баллов, необходимо выполнить следующий «обязательный минимум»:

Раскрыть смысл исходного высказывания , или хотя бы продемонстировать, что вы верно поняли, что подразумевал его автор (1 балл). Это ключевой момент: если вы не поняли цитату и получили по первому критерию 0 баллов, работа не будет оцениваться дальше.

Продемонстрировать знание теории (2 балла). Здесь для получения высокой оценки необходимо проанализировать смысл высказывания, используя знания, полученные во время изучения школьного курса обществознания, вспомнить основные моменты теории, правильно использовать терминологию. Неполное соответствие требованиям, отход от исходной темы или смысловые ошибки приведут к потере одного балла.

Умение находить подходящие к случаю примеры (2 балла). Для получения высшей оценки по этому критерию надо проиллюстрировать проблему двумя (как минимум) примерами – фактами, подтверждающими основную мысль эссе. Причем они должны быть из источников разного типа. В качестве источников могут выступать

  • примеры из художественной литературы, художественных и документальных фильмов;
  • примеры из научно-популярной литературы, истории разных отраслей науки;
  • исторические факты;
  • факты, подчерпнутые во время изучения других школьных предметов;
  • личный опыт и наблюдения;
  • сообщения средств массовой информации.

Если в качестве примеров используется только личный опыт или приведены однотипные примеры (например, оба из художественной литературы), оценка снижается на балл. Ноль по данному критерию ставится, если примеры не соответствуют теме или же информация отсутствует вообще.

План написания сочинения по обществознанию

К структуре эссе не предъявляется жестких требований – главное, раскрыть смысл высказывания, продемонстировать знание теории и подкрепить ее фактами. Однако при том, что времени на обдумывание не так много, можно придерживаться стандартного плана эссе, включающего все необходимые элементы.

1. Необязательная часть – введение. Общая постановка проблемы (одно-два предложения). В эссе по обществознанию этот пункт плана можно опустить и сразу перейти к трактовке предложенного афоризма, однако школьникам часто бывает трудно отступить от привычной композиционной схемы, когда «суть дела» предваряется общими рассуждениями. Поэтому, если вы привыкли начинать с введения – пишите его, если для вас это не принципиально – можете опустить этот пункт, баллы за это не снижаются.

2. Раскрытие смысла исходного высказывания – 2-3 предложения. Полностью приводить цитату не надо, достаточно сослаться на ее автора и изложить смысл фразы своими словами. Необходимо помнить, что, в отличие от сочинения по русскому, где обязательно вычленение проблемы, эссе по обществознанию может быть посвящено и явлению, и процессу, и просто констатации факта. Для раскрытия смысла высказывания можно использовать шаблоны типа «В предложенном высказывании N.N (известный философ, экономист, знаменитый писатель) рассматривает (описывает, рассуждает о…) таком явлении (процессе, проблеме) как…, трактуя его как… » или «Смысл высказывания (выражения, афоризма) N. N состоит в том, что…»

3. Теоретическая часть (3-4 предложения). Здесь необходимо подтвердить или опровергнуть точку зрения автора, опираясь на знания, полученные на уроках и используя специальную терминологию. Если вы согласны с точкой зрения автора – то по большому счету эта часть представляет собой развернутый перевод исходной фразы на «язык учебника». Например, если автор назвал детские игры во дворе «школой жизни» – вы будете писать о том, что такое институты социализации и роли, которую они играют в процессе усвоения индивидом социальных норм. Здесь же можно привести цитаты других философов, экономистов и др., подтверждающие главную мысль текста – однако это не является обязательным требованием.

4. Фактическая часть (4-6 предложений). Здесь надо привести минимум два примера, подтверждающих тезисы, выдвинутые в предыдущем абзаце. В этой части лучше избегать «общих слов» и говорить о конкретике. И не забывать указывать источники информации. Например, «в научно-популярной литературе неоднократно описывались эксперименты, посвященные»; «как мы знаем из школьного курса физики…», «писатель N,N. в своем романе «Без названия» описывает ситуацию…», «на полках супермаркета напротив моей школы можно увидеть…».

5. Заключение (1-2 предложения). Поскольку эссе по обществознанию на ЕГЭ по большому счету представляет собой доказательство некоего теоретического положения – можно завершить эссе, подведя итог сказанному. Например: «Таким образом, и примеры из жизни, и читательский опыт позволяют утверждать, что…», после чего следует переформулированный основной тезис.

Помните, что главное – правильно раскрыть смысл высказывания . Поэтому, выбирая из предложенных вариантов, берите цитату, трактовка которой не вызывает у вас сомнений.

Перед тем, как приступать к написанию текста, вспомните терминологию по теме. Выпишите их на бланк черновика, чтобы потом использовать в работе.

Подберите максимально подходящие примеры по теме. Помните, что примеры из литературы могут не ограничиваться произведениями школьной программы – на экзамене по обществоведению вы можете использовать в качестве аргументов любые литературные произведения. Не стоит забывать и о том, что опора на читательский опыт в случае с обществознанием не является приоритетной: вспоминайте случаи из жизни; новости, услышанные по радио; обсуждаемые в обществе темы и так далее. Выбранные примеры также запишите на бланк черновика.

Поскольку грамотность, стиль и композиция текста не оцениваются – если вы достаточно уверенно излагаете свои мысли в письменном виде, лучше не тратить время на написание полного текста черновика. Ограничьтесь составлением тезисного плана и пишите сразу начисто – это поможет сэкономить время.

Приступайте к эссе после того, как ответили на все остальные вопросы – иначе вы можете «не вписаться» по времени и потерять больше баллов, чем приобретете. Например, первые четыре задания с развернутыми ответами (по прочитанному тексту) в сумме могут дать 10 первичных баллов (в два раза больше, чем эссе), а формулировка ответов на них обычно занимает гораздо меньше времени, чем написание мини-сочинения.

Если вы «плаваете» в теме и чувствуете, что не сможете написать эссе на максимум баллов – все равно делайте это задание. Важен каждый балл – и даже если вам удастся только правильно сформулировать тему и привести хотя бы один пример «из жизни» – вы получите за эссе по обществознанию на ЕГЭ два первичных балла, что гораздо лучше нуля.

Вы всё ещё задаётесь вопросом о том, как писать эссе по обществознанию? Мой ответ – регулярно. И если вы до сих пор не решались писать мини-сочинение, начинайте сразу же после прочтения рекомендаций.


Что такое эссе? Это литературный жанр, краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу. В эссе автор делает попытку осмысления какой - либо идеи или проблемы и в непринужденной форме излагает своё отношение к ней. Неповторимый авторский взгляд на общественные процессы и явления, стиль мышления и культура речи делают эссе особенно ценным. Автор свободен в выборе логики изложения своих рассуждений, но хорошее эссе отличается многоаспектностью и парадоксальностью, внутренним единством и непротиворечивостью, в нем нет шаблонных формулировок и штампов. И, наконец, эссе - это одно из возможных мнений, поэтому оно не претендует на окончательное раскрытие проблемы.
Выполнение задания 29 ЕГЭ по обществознанию начинается с выбора одного проблемного высказывания (иногда афоризма) из пяти. Какое высказывание выбрать? Контекст, предлагаемых выпускнику тем, берётся из различных базовых наук интегрированного курса обществознания. Раскрывая идею высказывания, вы должны применить обществоведческие знания, использовать понятия, теоретические положения. Конечно, сделать это хорошо невозможно в малознакомом контексте. Поэтому первый фактор, который вы должны учесть при выборе темы эссе - это научный контекст (философский, экономический, социологический, социально-психологический, политологический, правоведческий). Второй фактор - это понимание сущности высказывания. Внимательно проанализируйте каждое высказывание. Подумайте, о чем хочет сказать автор высказывания, какую основную мысль (идею) хочет донести до нас. Выражение идеи высказывания является отправной точкой в написании эссе, поэтому её непонимание или не адекватное понимание не позволит реализовать основные требования задания 29 ЕГЭ по обществознанию. Третий фактор - это возможность создать логически связанное рассуждение. Если сделать это кажется невозможным, то нужно поменять тему. Итак, при выборе темы нужно учесть три обстоятельства: научный контекст, понимание сущности высказывания и возможность создания логически стройного эссе.
Эссе по обществознанию с 2019 года оценивается в 6 первичных баллов , а это до 12 вторичных . Успех в решении задания 29 ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл заключается в соблюдении критериев , которые изменены с 2018 года. Их всего четыре.

Критерий 1 . Раскрытие смысла высказывания. Своё мини-сочинения следует начать с формулирования основной идеи или тезиса высказывания. Для наглядности разберем эссе Марии, оценённое экспертами в 6 баллов. Тема эссе «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики» (К.Макуильямз).

Для написания мини - сочинения я выбрала изречение К. Макуильямса «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики». Основной идеей этого высказывания является способ организации плановой экономики как экономической системы. Автор считает, что плановая экономика не обеспечивает должного развития экономики страны, так как является далеко не самой эффективной экономической системой. Я полностью согласна с этим высказыванием. Действительно, при государственном регулировании практически невозможно обеспечить благоприятное развитие экономики.

Вот пример того, как правильно раскрыть смысл высказывания. Мария выделила основную идею высказывания, конкретизировала её и выразила своё отношение к данной идее. С идеей высказывания можно и не согласиться, главное привести убедительную аргументацию своего несогласия.
Основных идей или тезисов в высказывании может быть несколько. Сформулируйте хотя бы одну, но сделайте это верно, ведь неправильная интерпретация смысла высказывания оценивает всё ваше эссе по нулям. Поэтому соблюдение данного критерия очень важно и при подготовке к экзамену необходимо уделить достаточно времени, чтобы научиться раскрывать смысл высказывания. Правильное выполнение данного критерия принесёт вам 1 балл, а неправильное 0 баллов за всё мини-сочинение.

Критерий 2 . Теоретическое содержание мини-сочинения. На следующем этапе необходимо подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла. Посмотрим как это сделала Мария.



Автор выделяет понятие плановой экономики как ключевое. Плановая экономика - экономическая система, при которой государство осуществляет полный контроль за экономической деятельностью страны, осуществляет централизованное планирование. Другое название этой экономической системы - административно - командная. Безусловно, у неё есть несколько плюсов, например, она хорошо функционирует в военное время, производя необходимые средства в нужном количестве. Но в мирное время для благоприятного развития страны нужна рыночная экономическая система , при которой производитель, ориентируясь на спрос (желание покупателя купить определенный товар по определенной цене), сам решает, что производить. В командно - административной экономической системе этим вопросом занимается государство, не эффективно распределяя ресурсы.
Директивное ценообразование - ещё один из минусов данной экономической системы. Устанавливая цены на все товары и услуги государство препятствует конкуренции и самостоятельности товаропроизводителей, что сказывается на качестве товаров и услуг, ведь производители не заинтересованы в улучшении своей работы.

Раскрывая критерий второй, Мария вводит несколько терминов, имеющих отношение к теме эссе: плановая экономика, рыночная экономика, спрос, директивное ценообразование. Она приводит плюсы и минусы плановой экономики.

Критерий 3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Нововведение в критериях эссе 2018 года. Теперь вы можете получить 1 балл за отсутствие ошибочных положений с точки зрения науки. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на теоретическое содержание мини-сочинения.

Критерии 4. Качество приводимых фактов и примеров. Вы должны проиллюстрировать свои теоретические рассуждения и выводы примерами и фактами из общественной жизни, других учебных предметов или и личного социального опыта. Главное, чтобы ваши примеры были не абстрактными, а конкретными и обязательно развёрнутыми. Примеров должно быть два, используйте различные источники (к примеру, один из науки, один из социальной жизни). Ну а если столкнётесь с трудностью подбора соответствующего примера, не теряйтесь, смоделируйте (придумайте) его. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла.



Пожалуй, самым ярким примером командной экономики в истории являлся СССР. Государство самостоятельно устанавливало все цены на товары и услуги, что приводило к вечному дефициту на полках магазинов. Экономика СССР находилась в плачевном состоянии, что сказалось на менталитете её граждан, до сих пор боящихся дефицита продуктов и закупающих их впрок.
В современном мире мы тоже можем наблюдать несколько государств, где осталась эта экономическая система. Например, Северная Корея. Уровень жизни населения там оставляет желать лучшего, технический прогресс движется низкими темпами. В стране также преобладает государственная собственность на средства производства - ещё один признак этой экономической системы. Из - за централизованного планирования там отсутствует предпринимательская деятельность. У граждан существенно ограничен выбор продуктов, ведь продавец не заинтересован в производстве качественных товаров.

Завершить эссе следует логическим умозаключением.


Таким образом, К.Макуильямз хочет донести до нас мысль о том, что плановая экономика не может принести желаемых темпов экономического роста государству. У неё много существенных недостатков, что препятствует её полноценному функционированию.
Чего не стоит делать в эссе?

  • Не надо писать о том, кем является автор!
  • Не надо подкреплять свои мысли или сравнивать цитату с афоризмами других известных людей!
Хотите писать эссе на 6 баллов? Пишите регулярно (один-два раза в неделю). Для чего? Во-первых, у вас выработается навык написания эссе по критериям, как говорится, «набьётся» рука. Во-вторых, вы наберёте свой собственный банк эссе, и вполне возможно, что сможете применить на экзамене уже готовое мини-сочинение.
Конечно, сложно научиться писать мини-сочинение по всем критериям самостоятельно. Вам нужен соответствующий анализ каждого своего эссе со стороны.