Пугачев — предводитель народного восстания.

Очень долгое время после подавления народно-освобо-дительного восстания в 1775 г. имя Пугачева — предво-дителя восстания — было под запретом. Даже во времена Пушкина дворянские историки и мемуаристы писали о восстании и его вожде с ненавистью, ругая и проклиная мятежников, называя их не иначе как «злодеи», «грабите-ли», «разбойники», «убийцы».

Пушкин первым из литераторов и историков увидел в предводителе восстания выдающегося человека из народа, замечательную и интересную личность. Прислушиваясь к мнению народа, беседуя со стариками, записывая поэтиче-ские предания и легенды, Пушкин отметил, что народ от- носится к «разбойнику» с любовью, называя его «красным солнышком», «отцом», заступником угнетенных, защитни-ком бедных.

Великому Пушкину удалось создать правдивый исто-рический образ Пугачева, глубокий и неоднозначный. Эту разность мнений о бунтовщике Пушкин отобразил в про-чувствованных словах Гринева — главного героя повести, дворянина, которого судьба близко свела с Пугачевым: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме од-ного меня. Зачем не сказать истины? В эту минуту силь-ное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев.., и спасти его голову, пока еще было время».

Пугачев для Гринева — враг, преступник, «злодей». Од-нако каждый раз обстоятельства столкновений этих лю-дей складывались таким образом, что позволяли проявить ум, благородство, мужество «разбойника», его глубокую че-ловечность и чуткость к чужой беде. Однажды показав дорогу Гриневу во время бурана, Пугачев становится его вожатым на всю жизнь, помогая в трудных ситуациях, способствуя обретению личного счастья,

В ходе чтения мы видим, что Пугачев встал на путь освободительной борьбы не ради бессмысленного мятежа, Он чувствует себя заступником угнетаемых и несправед-ливо обиженных, и поэтому в его действиях, несмотря на их жестокость и беспощадность, много истинно царского величия.

Пугачев верит, что, объединив усилия и взяв в руки оружие, народ сумеет отстоять свои права и завоевать сво-боду. Он рассказывает Гриневу старую калмыцкую сказ-ку. Благоразумный ворон живет 300 лет из-за того, что питается падалью. Отважный орел, живущий всего 33 года, не согласен с этим: «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью».

Но, несмотря на мудрость, Пугачев не мог сам управ-лять всем ходом восстания, поэтому он окружил себя со-ветчиками, яицкими казаками, без согласования с которы-ми старался не предпринимать никаких действий, Они же, со своей стороны, часто действовали без его ведома и даже управляли им. Материал с сайта

Со временем Пугачев понимает обреченность восста-ния, поскольку большинство крестьян не привыкли отста-ивать свои права. Бунт для них — это «заблуждение, мгно-венное пьянство, а не изъявление их негодования». К тому же самые ярые сторонники и союзники Пугачева — «воры», и это он тоже прекрасно понимает: «Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». Но обратной дороги для Пугачева нет, по-скольку власти никогда не простят ему мятежа: «Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования, Буду про-должать как начал». Да и не желает предводитель бунта поворачивать вспять. «Улица моя тесна; воли мне мало», — говорит он.

Непримиримость к угнетению и стремление к свободе помогли Пугачеву встать во главе освободительного вос-стания, повести за собой миллионы людей. Его образ стал символом борьбы простого народа за свои права, поэтому люди до сих пор хранят память об отважном и справед-ливом заступнике и вожде.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • пугачев злодей или народный заступник сочинение
  • пугачёв бунтарь или освободитель мнение историков
  • улица моя теста, да воли мне мало
  • пугачев предводитель восстания
  • пугачев предводитель народного восстания

Сочинение по повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка". История России полна воспоминаний о народные волнения, иногда глухих и малоизвестных, иногда — кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева. Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался российской историей. Среди его исторических работ наиболее известна "История Петра" и материалы о пугачевщину. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна — знаменитой повести "Капитанская дочка". Пушкина чрезвычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавило народное восстание во второй половине XVIII века.

Емельян Пугачев — донской казак, ветеран двух войн — семилетний и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.

Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, раздирающий внутренними противоречиями. Обращая на себя внимание жестокость Пугачева, склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. "Узкая моя улица" , — говорит Пугачев Гринину. Предчувствия не обманули предводителя — он был выдан его же соратниками. Пугачев у Пушкина живет по легенде о орла и ворона, т.е. выбирает кровавый путь. Кто же он — предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности. Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емельяна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен.

Все вожди народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. Об их народ слагал песни. Однако Пушкин — единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.

Гневные бичевания Пушкиным презренной великосветской среды вызвали к нему бешеную ненависть со стороны придворных. Вокруг него завязалась гнусная интрига. Рукой заезжего французского эмигранта, бежавшего от Июльской революции 1830 г., ловкого политического дельца Дантеса, «светская чернь» расправилась с поэтом, певцом свободы. Поэт погиб «в расцвете сил, не допев своих пеи не досказав того, что мог бы сказать» Г е р ц е н. А о том, какой кипучей творческой жизнью продолжал до самых последних лет жить Пушкин, какие замечательные замыслы роились в его сознании, красноречиво свидетельствуют его черновые рабочие тетради.

Еще большим «чудом» является в романе образ вождя народного восстания Пугачева. Действительно, Пушкин не пошел ни по пути идеализации, ни тем более по «пошлому» его собственное определение и реакционному пути тенденциозного изничтожения Пугачева, он дал его образ со всей доступной ему «истиной исторической». Несомненно, именно за это проповедник «официальной народности» С. С. Уваров и объявил пушкинский труд «возмутительным сочинением». В «Капитанской дочке» Пушкин также верен «истине исторической». В то же время в силу природы искусства он получает возможность придать образу Пугачева всю яркость и силу истины поэтической. Образ вождя народного восстания предстает в романе во всей его суровой социально-исторической реальности.

Образом Савельича Пушкин наглядно и убедительно опровергал тех современных ему дворян-крепостников, которые заявляли, что крепостные не способны ни на какие благородные чувства и поступки, оправдывая этим свое «право» обращаться с ними, как с рабочим скотом. Образ Савельича задолго до тургеневских «Записок охотника» ярко демонстрирует глубокую несправедливость. Бесчеловечность такого сразу же поняли и оценили читатели-современники. «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое, то есть которого больше всего жаль в повести»,- писал Пушкину В. Ф. Одоевский.

К последним годам жизни Пушкина относятся и несколько замыслов драматических произведений. Самым значительным из них является «Сцены из рыцарских времен» 1835; название дано издателями и гораздо уже действительного содержания пьесы - единственное драматическое произведение Пушкина, полностью написанное прозой. В основе «Сцен» - тема гибели старого феодально-рыцарского уклада, перехода от средневековья к новому буржуазному обществу. «Сцены» не закончены. Однако по планам, сохранившимся в рукописях Пушкина, видно, как он намеревался развернуть их далее. Бертольда, который в тщетных поисках философского камня вошел в долги, сажают в тюрьму. Там он продолжает свои опыты и изобретает порох. Дошедший до нас текст заканчивается тем, что Ротенфельд обрекает Франца на вечное заключение в башне замка, заявляя, что он до тех пор не выйдет из нее, «пока стены замка: не подымутся на воздух и не разлетятся». С помощью пороха то, что казалось совершенно немыслимым, стало возможным: Бертольд взрывает замок. Изобретение пороха оказывается решающим и для борьбы восставших крестьян с рыцарями, железные доспехи которых, защищавшие их ранее от дубин и кос восставших, оказываются бессильными перед пулями. Одной из них убит и соперник Франца - Ротенфельд. Пьеса заканчивается изобретением книгопечатания - «новой артиллерии», наносящей не менее страшный удар по средневековью. Все это дает представление об огромном социально-историческом размахе последнего драматургического замысла Пушкина. В основных персонажах пьесы буквально несколькими штрихами даны исключительно четкие и точные художественные зарисовки типических образов эпохи - наглых и надменных насильников-рыцарей, представителя нарождающейся буржуазии, купца тына, революционного «мещанина»-поэта Франца, озлобленных «вассалов»-крестьян, неутомимого искателя и изобретателя, «алхимика» Бертольда. Всем этим объясняется та высокая оценка, которую дал «Сценам» Н. Г. Чернышевский, назвав их «одним из превосходнейших произведений Пушкина» и считая, что они «должны быть в художественном отношении поставлены не ниже «Бориса Годунова», а быть может, и выше». «Сцены из рыцарских времен» лучше всего показывают, какие огромные возможности дальнейшего творческого развития были заключены в Пушкине, какие замечательные произведения могли бы еще быть даны им русской литературе, если бы его не погубила удушающая обстановка николаевской реакции.

Работа над «Капитанской дочкой» была окончательно завершена А. С. Пушкиным 1836 г. На этот день как раз приходилась очередная, притом особенно торжественная - двадцатипятилетняя,- годовщина открытия Царскосельского лицея. По установившейся среди лицеистов первого выпуска традиции - «старинным обычаям лицея» - отметить ее собрались все, кто находился тогда в Петербурге. Пушкин начал читать собравшимся написанные им в связи с этим стихи: «Была пора: наш праздник молодой сиял, шумел и розами венчался». Однако едва поэт, вспоминал один из присутствовавших, начал читать первую строфу, как слезы полились из его глаз и он не мог продолжать чтения: Предчувствие не обмануло Пушкина: это годовщина лицея оказалась для него последней.

Так, в последние годы Пушкиным был задуман и начат «Русский Пелам» - прозаическая параллель к его роману в стихах, грандиозное повествование, в котором должна была быть воспроизведена вся жизнь русского общества конца 10-х - начала 20-х годов, т. е. раннего периода абристского движения. В эту же пору была начата повесть из жизни Древнего Рима - о самоубийстве Петрония, автора знаменитого «Сатирикона»,- лапидарный стиль которой живо напоминает лучшие образцы латинской прозы. По-видимому, к 1835 г. относится одно из замечательнейших прозаических произведений Пушкина - незаконченные «Египетские ночи», в которых он снова ставит столь волновавшую его тему о положении поэта в надменном и равнодушном светском обществе. В это же время Пушкин работает над повестью из жизни немецкой рабочей бедноты - «Мария Шонинг». В этом в высшей степени знаменательном замысле с особенной силой сказывается все нараставшее сочувствие Пушкина страданиям социальных низов.

Характер эпиграфов к «Капитанской дочке» весьма знаменателен. Пушкин любил снабжать свои произведения эпиграфами, но ни в одном из его прежних повествовательных сочинений нет эпиграфа, взятого из фольклора; все эпиграфы заимствованы чаще всего из литературных источников, при некоторых даны ссылки на частные письма, на светскую болтовню; очень много эпиграфов на иностранных языках, в основном на французском. Из эпиграфов, данных к «Капитанской дочке», большая часть заимствована из народного творчества. Это не только придает роману Пушкина народность, но и вполне соответствует его содержанию.

Пугачев - предводитель народного восстания

История России полна воспоминаний о народных волнениях, иногда глухих и малоизвестных, иногда - кровавых и оглушительных. Одним из наиболее известных таких событий является восстание Емельяна Пугачева.

Александр Сергеевич Пушкин серьезно интересовался русской историей. Среди его исторических работ наиболее известны "История Петра" и материалы о пугачевщине. Удивительно, что сухие и точные отчеты хроникеров стали основой для создания богатого исторического полотна - знаменитой повести "Капитанская дочка". Пушкина необычайно занимала личность Емельяна Пугачева, возглавившего народное восстание во второй половине XVIII века. Емельян Пугачев - донской казак, ветеран двух войн - Семилетней и русско-турецкой 1768-1774 годов. Он дослужился до звания хорунжего, то есть до первого офицерского чина в казачьих войсках русской армии. Вместо того чтобы продолжать военную карьеру, он стал предводителем крестьянской войны и погиб на эшафоте.

Пушкин показывает Пугачева с разных сторон: он то вожатый, которому добрый Гринев дарит заячий тулупчик, то самозванец, выдающий себя за императора Петра III, то преступник, посаженный в железную клетку. Однако из этих разрозненных картин автор составляет образ предводителя народного восстания, человека неистового темперамента и сильной воли, Раздираемого внутренними противоречиями. Обращает на себя внимание жестокость Пугачева, который склонен скорее казнить, чем миловать. Общеизвестны факты дикого разнузданного террора, установленного Пугачевым в захваченных городах. Вероятно, с самого начала восстания лжеимператор прекрасно понимал, что его авантюра обречена на провал. "Узка моя улица", - говорит Пугачев Гриневу. Предчувствия не обманули предводителя - он был выдан его же соратниками.

Пугачев у Пушкина живет по легенде об орле и вороне, то есть выбирает кровавый путь. Кто же он - предводитель народного восстания, прославленный многочисленными историческими исследованиями советской эпохи, или государственный преступник Емелька, преданный публичной казни на Болотной площади? Вероятнее всего, второе, хотя Пушкин не дает собственной окончательной оценки этой исторической личности.

Дело в том, что эпоха правления Екатерины II вошла в историю России как вполне благополучный эпизод. Восстание, точнее бунт Емельяна Пугачева, лишенный существенных объективных причин, был заранее обречен. Все предводители народных восстаний рано или поздно становились фигурами легендарными. О них народ слагал песни. Однако Пушкин - единственный, кто попытался дать настоящий портрет страшного и одновременно милостивого Емельяна Пугачева.

Донский казак Емельян Иванович Пугачёв, вошедший в историю как предводитель одного из крупнейших крестьянских восстаний, появился на свет примерно в 1740 году в станице Зимовейская. Принимал участие в Русско-Турецкой и Семилетней войнах.

После того, как в 1770 году его произвели в хорунжие, самовольно покинул службу и вступил в ряды Терского войска. Позже был неоднократно задержан, но успешно скрывался, скитаясь по стране и выдавая себя за обычного купца. По сообщению официальной биографии, осев в Яицком городке, назвал себя Петром Третьим, и начал подстрекать казаков идти на Закубанье. После взятия Чернореченской крепости, сторонниками Пугачёва стали башкиры, калмыки и татары.

Восстание Пугачёва в Оренбурге продолжалось в 1773-1774 годах, с октября по март. Несмотря на некоторые успехи на Урале и вход в Казань, повстанцы были разбиты не дремавшими регулярными частями русской армии, освободившимися по окончании Русско-Турецкой войны. Не спасло повстанцев ни пополнение крепостными на Волге, ни взятие череды городов, таких как Алтырь, Курмыш, Саранск. После ряда поражений и разбитой в городе Царицын армии, Емельян Пугачёв был выдан царским властям его братьями по оружию и приговорен Сенатом к смерти. Казнь бунтаря состоялась 10 января 1775 года.

Восстание: основные цели и причины, ключевые события и результаты

Говоря о восстании и роли в нем самого Пугачева, нужно понимать предпосылки подобных явлений в истории. Они происходят тогда, когда власть пассивно относится к непростому положению своего народа. В данном случае народное движение превратилось в крестьянскую войну, потому что восставшие действовали на огромной территории, жестко и в течение продолжительного промежутка времени, при этом основными чертами была многочисленность и организованность крестьянских войск. Они добивались, в первую очередь:

  • смены крепостного права и отмены рекрутского набора;
  • минимизации налогообложения;
  • ликвидации чиновничества и дворянства, которые считались разорителями крестьян;
  • установления казачьего самоуправления по всей российской территории.

Восстание распространилось на огромную площадь - от Оренбургского края до Среднего Поволжья. Стартовало все у реки Яик 17 сентября с выступления маленького казачьего отряда, которое впоследствии превратилось в мощное воинственное соединение, продвигающееся к району гор Урала.

С августа 1773 по март 1774 года проводилась осада Оренбурга, пугачёвцы потерпели поражение. С апреля по июль - взятие Казани. 31 июля Пугачёв отменяет крепостное право, однако его армию окончательно разбивает А. Суворов. Причинами поражения стало множество факторов: отсутствие военного опыта, плохое вооружение, непонимание чётких целей и недоработка конструктивной программы восстания.

Пугачёв как личность: роль в восстании, человеческие качества

Роль предводителя восстания трудно преувеличить - сама жизнь так называемого «самозванца» с трагической судьбой показала, что в нём присутствовала особая внутренняя сила, раз уж за ним пошла вся многочисленная «чернь»: начиная от местных казаков и заканчивая работными людьми.

Он часто говорил о своей ненависти к угнетателям, о том, что каждый имеет право на свободу. Несмотря на множество недоработок, этому человеку удалось захватить много населенных пунктов, мелких и крупных, создать собственное правительство и военную коллегию, издавать царские указы и манифесты и щедро жаловать соратников, что характеризует его как отважного и умелого лидера.

Как бы то ни было, произошедшие события привели к улучшению положения рабочего класса, казачества и крестьянства, ослаблению помещичьего гнета, а также ликвидации самоуправления и централизации власти.

Образ бунтаря в известном пушкинском романе

Что заставило Пушкина обратиться к этой теме?

Ещё с 20-х годов проявлял неподдельный интерес к историческому прошлому своей Родины. Об этом прямо свидетельствуют изданная им литература: драма «Борис Годунов», поэма «Полтава», а также непосредственно «История Пугачёвского бунта», при подготовке которой автор посетил места, непосредственно связанные с восстанием, говорил со старожилами, прямо или косвенно знавшими популярного бунтаря, систематизировал и обобщил материалы, собрал народное творчество на эту тему. Весь уникальный и сугубо подлинный материал Пушкин использовал и в своих художественных произведениях, в частности, «Капитанской дочке», в которой удачно объединил талант историка и поэта.

Какой он, пушкинский Пугачёв?

В историческом труде Пушкин рисует судьбу «страшного бунтовщика», злодея, способного на низость и подлость, предательство. В повести же - это яркая и цельная фигура с внутренним стержнем, похожая на героев народных песен и былин, которая соединяет в себе лучшие черты русского человека. Этой личности присуща щедрость, широта души, сила и удаль, а также высокие нравственные принципы. Образ Пугачёва здесь становится ключевым. Герой появляется при достаточно романтичных обстоятельствах, и проявляется в первую очередь как талантливый человек с живым и острым умом, вызывающий уважение, а не осуждение из-за кровопролития.

У Пушкина он истинный народный вождь, хитрый и умный, которого уважают и любят массы, которому не чуждо великодушие, чувство справедливости. При этом автор не идеализирует бунтовщика, рисуя картины откровенных протестов, основанных на жестоких расправах, насилии и чужих жизнях, поставленных на кон высокой идеологии. Но, невзирая на это, в произведении он не может причинить зло людям, от которых видел только добро.

Каким бы ни был в реальности этот человек, он уже вошёл в историю не только как кровожадный изверг, но и как надежда и сосредоточение высоких мечтаний русских людей о воле.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя