Работа с неуспевающими, ликвидация пробелов, повышение интереса к обучению как путь повышения качества образования. Этапы работы с пробелами по предмету

ПРОБЕЛЫ В ОБРАЗОВАНИИ

Давайте поговорим о современном школьном образовании, точнее, об основных его принципах . Безусловно, существуют разные школы: специальные школы с уклоном на какие-то предметы, экспериментальные школы и т. д., но мы будем говорить о принципах работы простых общеобразовательных школ.

Принцип, по которому проходит обучение в таких школах, – это планомерное движение вперед. Сначала усваивается одна тема, затем другая и т. д. Предполагается, что ученики повторяют пройденный материал и относятся очень серьезно к тому, чему их учат. Темы переходят из года в год, дополняются, усложняются, рассматриваются на новом уровне. Вот вам и цикличность , которая крайне необходима. По объему и охвату материала, по глубине проработки наша программа превосходит многие западные. Теоретически все выглядит очень здорово.

Проблема в том, что программы рассчитаны на «идеального », прилежного, ученика. Но далеко не такой большой процент детей имеет естественные склонности к обучению. У некоторых есть скрытые способности к торговле, некоторым просто нравится работать руками. Но образовательная программа одна, она рассчитана на активный тип учеников, самых лучших и прилежных, со склонностями к обучению.

Как же быть остальным? В этом случае роль учителя крайне важна. Он должен уметь переформировать материал таким образом, чтобы каждому было понятно.

К сожалению, на практике все получается немного по-другому. Пройдя одну тему, а потом еще несколько, большинство учениковзабывают то, что они проходили месяц назад. В результате, завершив годовой курс обучения, они не изучают ничего серьезно .

Причина этому – слишком большие промежутки между занятиями, слишком частые переключения внимания, связанные с большим количеством предметов, которые приходится изучать. Школьники теряют целостность восприятия . А поверхностное изучение предмета не дает возможности увидеть завершенность и гармонию. Если же информация не замыкается , преобразуется во что-то целое, в какую-то законченную картину, то память очень быстро снимает ее поддержку, освобождаясь от «малозначимой » информации. Актуальность определяется повторениями.

Память работает как машина , она не понимает деклараций типа: «Меня зовут Вася , и мне очень, очень, очень нужен английский. Он очень важен для меня». Чего бы Вася ни хотел, если его действия не соответствуют провозглашаемому, то память не поймет Васю. Она безжалостно сотрет недоученную информацию, несмотря на все его заявления. Важность для нее определяется только цикличностью повторения, то есть конкретным ритмом самой работы, а не одними намерениями.

Помните, мы рассматривали этот принцип работы памяти? Еще раз: если информация не повторяется определенное количество раз в определенный промежуток времени, то она просто стирается . Увы, но такова наша память, не ждите от нее понимания и сострадания.

На устранение некоторых причин школьных неудач, например таких, как отсутствие надлежащей помощи ученику со стороны разбитой семьи, неблагоприятные материальные или жилищные условия родителей ученика и т. д., учитель, как правило, может оказывать лишь незначительное влияние, и его возможности в этом отношении в общем ограничены. Сравнительно большими возможностями он располагает в отношении противодействия тем причинам школьных неудач ученика, которые кроются «в нем самом и в средствах его работы».

Поэтому к числу основных дидактических средств предупреждения и устранения школьных неудач следует отнести:

  • педагогическую профилактику, в том числе проблемное и групповое обучение;
  • педагогическую диагностику, прежде всего использование таких способов контроля и оценки результатов обучения, которые позволяют немедленно выявить возникающие пробелы в знаниях, умениях и навыках каждого ученика;
  • педагогическую терапию, особенно устранение выявленного отставания в области изученного учениками программного материала путем индивидуализации обучения на уроке, а также с помощью организуемых школой дополнительных занятий в группах для отстающих.

Педагогическая профилактика

Результаты процесса обучения и воспитания в значительной мере зависят от используемых учителем форм и методов учебно-воспитательной работы. К числу таких форм и методов, которые содействуют росту эффективности процесса обучения, относится, как следует из проведенных и уже документированных исследований, проблемное обучение. Работа учеников (на уроке) в коллективах из нескольких человек над определенными проблемами практического или теоретического характера приводит к росту интереса к учебе, приучает к коллективному преодолению трудностей, создает условия для обмена мнениями, вырабатывает критичность мышления, учит рациональным методам планирования и организации работы и т. д. Именно поэтому проблемное обучение в группах представляет собой одно из важнейших условий успешной борьбы со школьными неудачами и главным образом по этой причине заслуживает того, чтобы считать ее основной формой работы учителя на уроке.

Блок закрепления

Дайте общую характеристику проблемного и проблемно-группового обучения. Обоснуйте пригодность такого обучения для целей педагогической профилактики.

При затруднении перечитайте соответствующие фрагменты текста учебника. Не забудьте, что основная информация, касающаяся проблемного обучения, находится в различных главах, начиная со второй.

Педагогическая диагностика

Основой педагогической диагностики являются индивидуальные беседы учителя с учениками и их родителями, одноразовые и постоянные наблюдения за учениками, посещения учителем семьи ученика, тестовые исследования, а также организуемые каждые две-три недели собрания учителей. Классный руководитель, кроме того, должен постоянно вести дневник педагогических наблюдений, охватывающий каждого ученика, сотрудничать с родителями учеников, с молодежными организациями и с остальными учителями, чтобы знать не только домашние условия ученика, его положение в семье и т. п., но и его интересы, склонности, оптимальный для него темп работы и т. п. Знание всего этого позволяет учителю обеспечить рациональную индивидуализацию учебно-воспитательной работы как на уроке, так и во время внеклассных занятий. В общеобразовательных школах (начальных и средних) эти знания служат основой для направления учеников в наиболее подходящие для них типы высших и средних учебных заведений. Учителя обязаны проводить контроль и оценку результатов учебы в разных формах, чтобы как можно раньше выявлять имеющиеся у отдельных учеников пробелы во владении программным материалом. Основным средством, служащим выполнению этой задачи, являются систематически проводимые им исследования результатов учебы по каждому разделу программы. Такие исследования можно проводить с помощью педагогических тестов и другими способами. Их результаты образуют основу для оценки успехов отдельных учеников в учебе и направления отстающих учеников в специальные группы для устранения выявленных недостатков. На основе этих результатов составляются таблицы по видам допускаемых учениками ошибок. Эти таблицы могут служить исходным пунктом при анализе работы отдельных преподавателей и при решении вопроса об использовании соответствующих методических средств для ликвидации возможных недостатков в работе.

Расширяющий блок

Одной из форм педагогической диагностики являются систематические собрания всех учителей, работающих с учащимися данного класса. В случае необходимости в такого рода встречах могут участвовать и другие лица, например работники школьной библиотеки, представители родительского комитета, школьный врач, приглашенные родители и т. д.

Основная цель таких собраний состоит во всестороннем анализе результатов учебы и поведения учащихся. Основу такого анализа составляют индивидуальные наблюдения учителей за отдельными учениками, дополненные наблюдениями и замечаниями остальных учителей, школьного врача, родителей и т. д. Таким образом коллективно вырабатывается сравнительно полная характеристика каждого ученика данного класса; предметом особого внимания со стороны дома и школы становятся те дети, которые в данный момент этого требуют. Полученная таким путем информация составляет основу для рациональной индивидуализации учебно-воспитательной работы как на уроке, так и во время внеклассных и внешкольных занятий.

Педагогическая терапия

Педагогическая терапия может использоваться как по отношению к отдельному учащемуся, так и к целому коллективу.

Зная пробелы в знаниях отдельных учеников, учитель пользуется различными формами работы для их устранения. Например, он может поручить ученикам выполне

ние соответствующим образом индивидуализированных домашних работ, проводить индивидуальные консультации, уделять особое внимание слабым ученикам во время урока, выработать с родителями общую линию учебно-воспитательных воздействий и т. д. Если же все эти виды индивидуальной работы не приведут к нужным результатам и учащийся по-прежнему будет иметь пробелы в усвоении тех или иных частей учебного материала, то учитель должен направить его в соответствующую выравнивающую группу.

Занятия в выравнивающих группах должны проходить после уроков в школе. Их целью является ликвидация выявленного у отдельных учеников отставания в учебе. В этих группах ученики должны работать самостоятельно под руководством учителя. Выбор упражнений для каждого ученика должен быть продуман таким образом, чтобы ученик смог устранить пробелы и впоследствии активно участвовать в работе класса. Как план занятий в группах, так и оценки полученных результатов следует обсуждать во время собраний классных советов. Знание ошибок, допускаемых учениками и выявляемых благодаря сравнительно частым исследованиям результатов учебы, образует дополнительный фактор, позволяющий учителям индивидуализировать обучение в выравнивающих группах.

Состав выравнивающих групп не должен быть постоянным. Правильно, когда учащиеся принимают участие в их работе до тех пор, пока не устранят выявленных учителем пробелов. Некоторые учащиеся работают одновременно в двух и даже в трех выравнивающих группах, например по польскому языку, математике и физике. В связи с этим распределение и организация занятий отдельных групп должны быть предметом особой заботы со стороны руководства школы. Лучше всего, когда занятия в выравнивающих группах имеют постоянное место в еженедельном расписании школьных занятий.

Очень полезными в работе по устранению пробелов в знаниях и умениях учащихся оказываются программированные тексты. Они касаются тем, в знании которых учащиеся имеют определенные дефекты, позволяют им работать самостоятельно в подходящем для каждого из них темпе и принуждают их к систематическому контролю и оценке получаемых результатов. Проведенные эмпирические исследования показали, что именно эта форма ликвидации отставания в учебе является хорошим дополнением занятий, проводимых в выравнивающих группах.

Расширяющий блок

Типичным примером рационального использования педагогической терапии является описанное ниже занятие в выравнивающей группе по математике.

На основе наблюдений и данных исследования результатов учебы, проведенного после изучения темы «Действия с обыкновенными дробями», учительница установила, что шесть учеников VI класса демонстрируют значительные дефекты во владении программным материалом по упомянутой теме. Попытки устранить эти недостатки путем самостоятельной работы учащихся не привели к желательным результатам. В этой ситуации все шестеро учеников были направлены на занятия в выравнивающую группу по математике, причем было предварительно установлено, какие ошибки допускает каждый из них.

Оказалось, что ученик 3. Б. не умел сравнивать дроби с разными знаменателями, не понимал значения черты дроби, испытывал большие трудности при сложении и вычитании дробей со знаменателями, не являющимися простыми числами, не владел техникой приведения дробей к простому виду. Причиной трудностей в последнем случае было неумение находить наибольший общий делитель.

Ученик Б. Д. делал те лее ошибки и, кроме того, испытывал затруднения при делении обыкновенных дробей.

А. М., третий ученик, направленный на занятия в выравнивающую группу по математике, не овладел действием умножения обыкновенных дробей в случае смешанных чисел. Причиной ошибок было неумение осуществлять переход от смешанных чисел к неправильным дробям. Кроме того, этот ученик часто ошибался в таблице деления.

Оставшиеся три ученика, К. Н., Д. С. и Л. 3., проявляли недостатки в области нахождения наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя. Именно эти недостатки затрудняли им сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, их сравнение.

Анализ показал, что ученики рассматриваемой группы имели два вида недостатков в знаниях и умениях: во-первых, недостатки, общие для большинства учеников группы (недостаточное владение такими операциями, как нахождение наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями, особенно со знаменателями, не являющимися простыми числами, а также сравнение дробей с разными числителями и знаменателями); во-вторых, недостатки, присущие только отдельным ученикам (непонимание функции черточки дроби, ошибки при выполнении таких действий, как упрощение дробей, деление обычных дробей, умножение обычных дробей на смешанные числа, недостаточное владение таблицей деления).

Применительно к выявленным недостаткам нужно было так подготовить занятия в выравнивающей группе, чтобы сначала устранить недостатки, типичные для всех учеников, и только позднее перейти к ликвидации индивидуальных ошибок. Так и поступила учительница. Во время первых двух встреч она повторила признаки делимости чисел, проработала на доске несколько примеров на нахождение наименьшего общего кратного и наибольшего общего делителя, а также выполнила ряд упражнений на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Для следующих двух часов занятий в выравнивающей группе она подготовила упражнения, учитывающие те виды ошибок, которые допускают отдельные учащиеся. Таким образом, первые два часа учащиеся работали коллективно, по очереди решали у доски задачи, общие для всех, а во время последних двух часов каждый ученик работал индивидуально под руководством учительницы.

В конце занятий в выравнивающей группе еще раз была проведена проверка знаний. Оказалось, что только ученик А. М. не сумел восполнить пробелы в знаниях. В связи с этим он должен по-прежнему продолжать занятия в этой группе. Остальные же были освобождены от этой обязанности.

Выделяя среди педагогических причин неудач учеников в школьной учебе относительно независящие и относительно зависящие от учителя, в числе последних мы можем выделить следующие группы:

Различные методические ошибки и недостатки, например, несоблюдение тех или иных принципов обучения; недостаточное знание учеников учителем; отсутствие необходимого внимания к ученикам, отстающим в учебе, со стороны школы.

Причины неудач

Охарактеризованные в данном параграфе профилактические, диагностические и терапевтические процедуры тесно связаны с устранением перечисленных групп причин. Профилактические действия направлены на то, чтобы не допустить возникновения методических ошибок. Ошибкам, вытекающим из незнания учителем учеников, должны препятствовать диагностические действия, целью терапевтических мероприятий является привлечение соответствующего внимания к тем отстающим ученикам, которые не могут, без помощи учителя преодолеть трудности, встречающиеся им в учебе.

Графический вид рассмотренных связей представлен на рис. 16.

Из рисунка следует, что хотя учитель имеет возможность устранить школьные неудачи, однако эта возможность ограничена. За пределами влияния учителя находятся причины социально-экономического и биопсихологического характера, воздействие которых на качество знаний учащихся бесспорно.

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на педагогическом совете

Работа с неуспевающими, ликвидация пробелов, повышение интереса к обучению как путь повышения качества образования

учитель математики: Гатауллина Ф.Х.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:

u пропуски занятий по болезни;

u слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;

u задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;

u педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;

u неблагополучная семья;

u проблема «улицы»;

u прогулы.

Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.

Цели:

Ликвидация пробелов у учащихся в обучении;

Создание условий для успешного индивидуального развития ученика.

Что прежде всего нужно сделать в работе со слабоуспевающими?

Создать благоприятную атмосферу на уроке;

Своевременно оказывать помощь на дополнительных занятиях и организовать работу консультантов;

Изменить формы и методы учебной работы на уроках, чтобы преодолеть пассивность обучающихся и превратить их в активный субъект деятельности. Использовать для этого обучающие игры;

Освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха;

Ориентировать детей на ценности: человек, семья, отечество, труд, знания, культура, мир, которые охватывают важнейшие стороны деятельности;

Культивировать физическое развитие и здоровый образ жизни.

План работы со слабоуспевающими учащимися

Мероприятия

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока

В течение учебного года.

5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

В течение учебного года.

6.Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.

В течение учебного года.

7.Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок.

В течение учебного года.

8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

9. Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года.

Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее приемлемым с моей точки зрения является групповая технология :

во-первых , потому, что в условиях классно урочной системы этот тип занятий наиболее легко вписывается в учебный процесс.

во-вторых , групповая технология обеспечивает не только успешное усвоение материала всеми учащимися, но и интеллектуальное, нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим.

Выделю преимущества группового обучения перед традиционным:

приобщение к важным навыкам жизни: действенное общение, умение слушать, умение встать на точку зрения другого, умение разрешать конфликты, умение работать сообща для достижения общей цели;

улучшение академической успеваемости;

воспитание самоуважения;

укрепление дружбы в классе, изменение отношения к школе;

отсутствие соревнования в учебной деятельности;

убеждение учащиеся в ценности взаимопомощи.

Для повышения эффективности и реального результата урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики применяю систему ключевых задач. Её использование позволяет с одной стороны, включить в работу каждого ученика, а с другой развивает системное, логическое мышление учащихся. Для мотивированных детей появляется возможность проанализировать и оценить материал в полном объёме, сравнить разные методы решения, определить границы применимости для дальнейшего использования полученных знаний при решении более сложных задач.

Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходило на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Для эффективной учебной деятельности всех учащихся дифференцировать их по уровню подготовки, стимулировать школьников, которым хорошо дается математика, поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».

Формирование и развитие познавательных интересов – часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.

Под этим понятием подразумевается такое качество, которое характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой технологии. Одной из таких технологий является игровая. Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении.

На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. С помощью компьютера можно значительно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить проверку знаний, умений, навыков учащихся.

Хорошая учеба: заметки для современной семьи

Все мы знаем, что школа - это первая ступенька во взрослую жизнь. И не устаем повторять своему ребенку: «Учись хорошо, это понадобится тебе в будущем!» А он не устает доказывать своими действиями, что не очень нам верит. То есть учится спустя рукава.

Есть и другая крайность. Ребенок очень ответственно относится к своим школьным обязанностям. Сидит за домашним заданием часами. Каждая плохая отметка - это трагедия. Родители переживают за его здоровье и завидуют соседям, которые не знают, как усадить свое чадо заниматься после школы.

При этом на вопрос: «Что такое хорошая учеба в школе?» - все родители без колебаний отвечают: «Это хорошие школьные отметки!» На мой взгляд, такой упрощенный подход приводит к целому ряду печальных последствий.

Во-первых, он является одной из главных причин недовольства современных родителей школьным образованием. Школьные отметки хорошие - родители недовольны качеством знаний. Школьные отметки родителей не устраивают - они третируют детей и злятся на школу. Куда ни кинь - всюду клин!

Во-вторых, сводя хорошее обучение к хорошим отметкам, родитель как бы снимает с себя ответственность. Отметки в школе у ребенка хорошие? Вот и хорошо. В 11-м классе, если что, наймем репетиторов и подтянем знания. Отметки в школе у ребенка плохие? Не смертельно, куда-нибудь да поступит.

В-третьих, жизненный опыт большинства родителей говорит им: хорошие школьные отметки слабо коррелируются с успехами в жизни. Родители видят, что школьные отличники нередко прозябают на второстепенных должностях. Ими руководят энергичные бывшие «троечники» (как их называть в 10-балльной системе, я не знаю). Успешную научную карьеру делают те, кто нередко получал в школе плохие оценки. Это приводит к тому, что призыв: «Учись хорошо, это понадобится тебе в будущем!» - звучит в их устах фальшиво. Нынешние дети эту фальшь хорошо чувствуют.

Они чувствуют нашу фальшь, а у нас не хватает понимания и аргументов, чтобы объяснить им важную, но не очевидную истину. Основа жизненных успехов и неудач, карьерных взлетов и падений любого человека действительно закладывается в школьные годы. Прочный, перспективный фундамент - это хорошая учеба в школе. Только хорошую учебу нужно понимать во всем многообразии аспектов этого сложного процесса.

Возможно, в педагогической литературе можно найти ответ на вопрос: «Что же такое хорошая учеба школьника?» Только родители не читают такую литературу. И читать никогда не будут - они нормальные занятые люди, им не до этого.

А вот серию небольших заметок, каждая из которых рассмотрит отдельную грань хорошей учебы школьника, могут и прочитать. По крайней мере, я на это очень надеюсь. Иначе бы за серию «Хорошая учеба - это …» просто не взялся.

В серии планируется 11 заметок, в которых будут затронута мотивация ребенка и борьба с пробелами в знаниях, развивающие аспекты обучения и экономия времени и усилий во время учебы, а также некоторые другие, не менее важные грани ХОРОШЕЙ УЧЕБЫ В ШКОЛЕ.

Хорошая учеба - это мотивация, понятная школьнику, а не только родителю

Любой грамотный руководитель понимает, что эффективность работы сотрудников зависит от их правильной мотивации. Мотивированный человек, занимающийся своим делом, может свернуть горы. Работник, не мотивированный на результат, будь он семи пядей во лбу - больших успехов не достигнет.

Как подтолкнуть своего ребенка к более усердным занятиям? Чаще наказывать? Или наоборот, чаще поощрять? Можно ли награждать за хорошие оценки? Не приведут ли наказания к полному отвращению школьника к учебе?

Подобными вопросами задаются многие родители. И не могут выработать понятную и приемлемую схему. Ни для себя, ни тем более для своего ребенка. В результате чаще всего занимают позицию: «Мы тебя кормим, поим, одеваем? Позволяем развлекаться? Ты же хочешь после школы поступить в вуз? Значит, хорошо учиться - это твоя святая обязанность!»

Попробуем разобраться в плюсах и минусах такой позиции и в последствиях, к которым она приводит.

Для объективного анализа нам придется сначала ответить на вопрос: «Можно ли считать учебу в школе работой?» Правильный ответ на этот вопрос поможет разложить ситуацию по полочкам и выработать правильную модель мотивации.

Наверное, найдутся люди, которые скажут, что учеба - это не труд, а приятное развлечение. Я таких счастливчиков не знаю. Подавляющее большинство моих знакомых уверено, что учеба - это непростой труд, требующий немалых усилий.

Может быть, они имеют в виду какую-то другую учебу? Есть ли принципиальная разница в учебе школьника, студента или слушателя корпоративных курсов? На самом деле - есть!

Слушатель корпоративных курсов знает совершенно точно, что, зачем и почему он учит. Студент знает это более-менее приблизительно. Школьник об этом только догадывается. Имеем первое отличие.

Слушатель корпоративных курсов четко понимает прямую материальную выгоду своей учебы (у него повысится зарплата). Студент видит эту выгоду в тумане (может быть, удастся найти более перспективную работу). Школьник не видит вообще никакой материальной выгоды (кормить и одевать его не перестанут даже при плохих отметках). Это второе отличие.

И все-таки эти отличия не лишают учебу в школе статуса «тяжелый умственный труд». Поэтому делаем первый шаг и признаем это.

Признав, что учеба в школе - это непростой труд, требующий временных затрат и интеллектуальных усилий, сделаем следующий шаг. Труд и работа - это хоть и слова-синонимы, но смысловое различие есть. Поэтому родитель, признавая учебу в школе трудом, категорически отказывается воспринимать ее как работу. Вернее, он про это даже не думает.

История знает два примера, когда труд не признавался работой. Труд рабов в рабовладельческом строе (полностью) и труд крепостных крестьян в феодальном (частично). Рабовладельческий строй проиграл экономическую гонку феодальному строю. Феодальный строй уступил свои позиции капитализму. Главная причина этих событий - низкая производительность труда. Главная причина низкой производительности - отсутствие нормальной мотивации к труду.

Уместна ли эта аналогия для нашего анализа? На мой взгляд, да, хотя и с оговорками. Понятно, что, кроме кормим-одеваем, мы ребенку говорим и про перспективы в будущей жизни. О чем, естественно, не говорили рабам и крепостным крестьянам. Но вот насколько это воспринимают наши дети? Судя по отношению к учебе современного среднестатистического школьника - плохо воспринимают.

Почему плохо воспринимают - об этом будет разговор в отдельной заметке. Сейчас сделаем два важных вывода:

1. Аргументация «мы тебя кормим-одеваем» по эффективности работает примерно так же, как работали похлебка, дерюжка и лежанка раба. Если не наказывать или дополнительно не поощрять - очень слабо.

2. Аргументации «тебе это нужно в будущей жизни» современный школьник верит мало. Самый ехидный ребенок вполне может спросить маму: «И что, помогли тебе системы линейных уравнений в жизни?»

Все встанет на свои места, если мы признаем, что учеба в школе - это работа, которую выполняет наш ребенок. И как любая работа, она должна оплачиваться. Независимо от будущих воздушных замков и иных перспектив. А вот как оплачиваться - это и есть самый важный вопрос, требующий грамотного ответа.

Теперь, когда школьный труд признан нормальной работой, разбираться в ситуации становится проще. Про мотивацию работников написано множество умных книг, выработано множество работающих в самых разных условиях схем. На них вполне можно опираться, имея в виду ряд важных аспектов.

1. Школьник должен в рамках договоренностей со своими родителями четко понять, что «кормим-поим-одеваем» - это существенная часть его зарплаты, а не только обязанность родителей. Дополнительная часть будет зависеть от его усердия и результатов. В этой ситуации уместна аналогия с традиционными подходами в оплате труда. Штатный оклад, надбавки и премии за особые успехи и заслуги.

2. Никому не придет в голову мотивировать всех работников по одной модели. Для ученых способы мотивации одни, для управляющих большими компаниями - совсем другие. Продавцы пылесосов, разъезжающие по домам, имеют свою модель мотивации. Учителя, врачи, офицеры, каменщики - в каждом случае модели мотивации оттачивались не одно десятилетие.

3. Учеба в школе в разных ситуациях также имеет свои особенности и не может быть мотивирована по единой модели. Одна модель для Петрова, который тратит на домашние задания 10 минут в день, умудряясь при этом получать хорошие и отличные отметки. Другая модель для Сидорова, который решил взяться за ум и подтянуть свои школьные отметки с 4 - 5 до 6 - 7. Третья - для Иванова, который мечтает стать программистом и ни о чем другом слышать не хочет.

4. В большинстве случаев мотивация работников включает не только поощрения, но и наказания. Штрафы за опоздания, лишение премии, снижение надбавки. Поэтому и при формировании мотивации школьника одними пряниками не обойтись. Главное, чтобы «кнут» применялся по регламенту (предсказуемо и неотвратимо), а не по причине плохого настроения папы или мамы.

Главная цель данной заметки - подтолкнуть родителей по-новому взглянуть на мотивацию своих детей к хорошей учебе в школе. Пользуясь соображениями, высказанными выше, родитель может придумать свою модель мотивации.

Хорошая учеба - это успешная борьба с пробелами в знаниях

Cначала ответим на вопрос: «Что же такое пробелы в знаниях?» По-простому можно сказать так: «Это то, что школьник на данный момент должен знать, но не знает.То, что должен уметь делать, но не умеет».

Все необходимые знания и умения по всем предметам для каждого класса прописаны в школьных учебных программах. Программами руководствуются авторы школьных учебников.Они закладывают в свои тексты все необходимые теоретические и практические компоненты. Поэтому учебник детализирует заложенные в программе знания и умения, выстраивает их усвоение в определенную последовательность. Со школьными программами постоянно сверяются учителя. Родители про школьные программы в лучшем случае только слышали.

Следующий важный вопрос: «Насколько критичны те или иные пробелы в знаниях?»Под критичным пробелом я понимаю тот пробел, который реально мешает усваивать новый материал. Если школьник в 5-м классе путается в таблице умножения, то о каком усвоении математики может идти речь? Под критичным пробелом я также понимаю тот пробел, который постоянно проявляется. Например, школьник не умеет применять правило проверки безударных гласных и часто делает подобные ошибки.В этом случае хорошей оценки по русскому языку он никогда не получит. И во взрослой жизни будет постоянно попадать впросак.

В школьных программах об этом ни слова. Там все знания и умения перечислены как равнозначные. В учебниках также почти невозможно встретить четкое выделение наиболее критичных знаний и умений. Почему так - в общем-то, понятно. Заведомо закладывать в программу или учебник второстепенность значительной части учебного материала неправильно. Последствия могут быть непредсказуемыми. Но и делать вид, что такой проблемы нет, тоже большая ошибка.

Важно также понимать, что в разных предметах критичность пробелов в знаниях проявляется по-разному.

Предметом, в котором прошлые и новые знания связаны наиболее тесно, является математика. Здесь каждый второй пробел является критичным. Примеров можно приводить множество, но это очевидно любому, кто вспомнит школьные годы и уроки математики.

В русском языке другая проблема. Изучение новых тем постоянно сопровождается необходимостью доказывать, что пройденные правила правописания усвоены хорошо. Сам же материал связан между собой меньше, чем в математике. Вполне можно иметь существенные пробелы в разделе «Словообразование» и с успехом проходить темы раздела «Морфология». Подчеркну, я говорю о школьном варианте курса «Русский язык», а не о науках «Лингвистика», «Языкознание» и др.

Во многих школьных предметах связанность материала присутствует в основном в рамках отдельных разделов. Можно плохо знать раздел физики «Динамика» и получать хорошие оценки при прохождении раздела «Оптика». Чем помогут школьнику знания из ботаники при изучении анатомии человека?

Вывод из вышесказанного я хочу сделать следующий.

К пробелам в знаниях нужно относиться рационально. Критичные пробелы должны устраняться в безусловном порядке. На это нужно направлять все необходимые временные и иные ресурсы. Остальные пробелы - по ситуации. Собирается школьник поступать на филологический факультет?Значит,все пробелы в знаниях по русскому языку следует считать критичными. А вот к пробелам по химии или биологии можно относиться творчески.

Еще несколько важных вопросов. Насколько неизбежны пробелы в знаниях? Можно ли так организовать преподавание, чтобы пробелов не было? Что здесь зависит от учителя, а что от школьника?

Большинство родителей уверены, что пробелы в знаниях их детей - это следствие низкого уровня преподавания в современной школе. Попробую переубедить их и защитить честь современной школы.

В мире существуют две основные модели организации учебного процесса в школе:

Время пришло - все переходят к новому материалу.

Большинство стран мира, в том числе наша страна, строит школьное образование по второй модели.

Значит, разные ученики за одинаковое время проходят один и тот же учебный материал. И из этого возникает неизбежная проблема: у учеников накапливаются пробелы в знаниях. У кого - больше, у кого - меньше.

С этой проблемой учителя стараются бороться. Но на уроке сделать это практически невозможно. Детей в классе много, пробелы у них разные. Да и к новому материалу постоянно переходить нужно.

Единственная возможность - решать эту проблему за счетсамостоятельной работы ребенка. Но и здесь возникает ряд препятствий:

Обычный ученик не в состоянии адекватно оценивать собственные пробелы в знаниях;

Традиционные домашние задания не индивидуальны по своей сути, да и служат они в основном для закрепления только что пройденного материала;

Такая работа требует постоянного мониторинга (либо со стороны специалиста-предметника, либо со стороны родителя, либо при их совместном участии).

Поэтому обвинять школу и учителей в пробелах в знаниях некорректно. Это неизбежное следствие существующей модели организации образовательного процесса. Конечно, хороший учитель отличается от плохого тем, что у его учеников пробелов в знаниях меньше. За счет более интересных и понятных уроков. За счет настойчивости в преодолении ученической лени и хитрости. Иногда за счет дополнительных усилий, чаще всего - неоплачиваемых.

К данной ситуации пока лучше всего подходит поговорка: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Что и демонстрирует родительское сообщество, благодаря которому рынок репетиторских услуг в стране исчисляется огромными суммами.

Традиционное репетиторство сегодня воспринимается в обществе как альтернатива школе. Но это не совсем так, или даже совсем не так. Школа и репетиторство сегодня органично, но не очень экономично для семьи дополняют друг друга. У учителя нет возможностей для систематического устранения пробелов в знаниях всех своих учеников. Этим занимаются привлеченные репетиторы. Но ни один репетитор не занимается обучением с нуля. Он получает подопечного, который в той или иной степени учебный материал проходил.

Именно здесь, на мой взгляд, кроется нераскрытый потенциал использования компьютера в учебном процессе. На этом пути можно выйти на реальное повышение качества обучения при помощи простых и экономичных инструментов.

“Время выбрало нас…”

Школа, как часть общества, претерпевает те же трудности и проблемы сегодняшнего времени, возможно, даже в усиленном варианте, т.к. главными героями этого учреждения являются три, а то и четыре поколения россиян. Проблема пробелов в знаниях учащихся, к сожалению хроническая и стара как мир. К общим и вечным причинам возникновения этих пробелов добавляются еще и реалии времени, усугубляющие этот процесс. Нельзя не согласиться с анализом, сложившейся в преподавании химии ситуации, сделанным Г.М.Чернобельской , выделившей шесть основных факторов, влияющих на школьное химическое образование:

  • резкое сокращение учебного времени на изучение предмета химии в школе,
  • профильные и “непрофильные” классы,
  • новые стандарты, программы и учебники,
  • внедрение в учебный процесс ИКТ,
  • кадровый вопрос – подготовкам учителей химии.

Список проблем можно продолжать бесконечно, а если на эти проблемы посмотреть глазами учащихся и их родителей в ситуации, когда ученик продолжительное время болел или пришлось поменять школу – становится страшно…

Можно много говорить на эту тему, осуждать, предлагать, негодовать, но наша задача – помочь ученику здесь и сейчас, в тех условиях, которые есть.

I этап этой деятельности условно, можно назвать адаптационным. Как показало время, наиболее действенный и безболезненный способ – самостоятельная работа с текстом учебника или специально подготовленным учителем текстом по данной теме. В большинстве случаев эту работу организую во время первых уроков, как только ученик появился в школе после продолжительного отсутствия. Это целесообразно делать, т.к. у большинства учащихся после долгого отсутствия наступает паника и опускаются руки от осознания того как много пропущено или от непонимания того, что уже изучено одноклассниками, поэтому на данном этапе чем меньше отвлекается на работу класса – тем лучше. Примером такой работы может служить составление конспекта § 14.(Приложение 1 .)

Если материал параграфа сложен или очень объемен, то в такой ситуации лучше использовать адаптированные тексты старых учебников, пособий, справочников или специально составленные учителем по конкретной теме, например, текст составленный учителем для организации самостоятельной работы при изучении специфических свойств серной кислоты. (Приложение 2 .)

II этап я называю корректировка, который проходит в режиме консультации. В зависимости от коммуникативных особенностей отстающего ученика консультацию проводит учитель или подготовленные одноклассники. Здесь главное – диалог, в процессе которого выявляются и ликвидируются пробелы в понимании изучаемого самостоятельно перед этим учащимся учебного материала.

III этап – тренинг и диагностирование в процессе самостоятельного выполнения задач, упражнений, тестов и т.п. по данной теме с установкой, что у ученика есть несколько (2 – 3) попытки выполнить задание без оценки, т.е. работа оценивается, но в журнал выставляется по желанию ученика. Но в конечном итоге оценка должна быть в журнале. При такой организации работы, кроме того, что ликвидируется отставание от учебной программы еще и экономится время учителя и ученика, снимается психологическое напряжение и конфликтность подростков.

Наиболее продолжительным (для учителя) является II этап, т.к. это зависит от способностей ученика и сложности темы.

III этап осуществляется по материалам, которые, как правило, есть у любого учителя в большом количестве и выбирается согласно методики, которой придерживается педагог. Предлагаю тестовый вариант по теме “Общая характеристика подгруппы азота”, выполнение заданий одного варианта рассчитано на 10 – 15 минут. (Приложение 3 .)

При целенаправленной работе учителя в данном направлении – помощь в ликвидации пробелов знаний учащихся – накапливается необходимый материал по всем темам и в разных вариантах: тексты, схемы, справочные таблицы, которые собираются в специальную папку и используются в разных классах с 8 по 11.

Любая работа учителя требует много времени, но данное направление позволяет рационально распределять силы и время и при этом отдача существенная, по нынешним временам это очень важно. Попробуйте и Вы получите удовлетворение от работы!

Использованная литература:

  1. Чернобельская Г.М. , Некоторые факторы, влияющие на школьное химическое образование в России. “Химия” №24, 2009, ИД “Первое сентября”, с.3 – 5.
  2. Корощенко А.С ., ГИА 2009. Государственная (итоговая) аттестация (в новой форме). 9 класс. Типовые тестовые задания / А.С.Корощенко, Ю.Н.Медведев. – М.: Издательство “Экзамен”, 2009.
  3. Рудзитис Г.Е. , Химия: неорган. химия. Орган. химия: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений /Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 12-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2008, с.39 – 42.
  4. Ковалевская Н.Б. , Химия. 9 класс (в таблицах) – М.: Издательство “Издат-Школа”, 1996.
  5. Журнал “Химия в школе”, Издательство “Центрхимпресс” разных лет.
  6. http://festival.1september.ru