Распределение выпускников медицинских вузов. Что будет со студентами медицинских вузов после окончания учебы в этом году? Будущих врачей больше всего пугают пациенты




Наталья Литвинова

Код вставки на сайт

Всероссийский семинар «Организационно-методические вопросы по проведению первичной аккредитации выпускников – 2017» состоялся 16 февраля в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова.

Интенсивный обучающий курс из двух блоков – теоретического и практического, был предложен председателям аккредитационных комиссий – представителям некоммерческих профессиональных организаций, которым предстоит провести летом 2017 года масштабную компанию по первичной аккредитации выпускников медицинских вузов.

Организаторы семинара – Минздрав России, Союз медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» и Методический центр аккредитации специалистов.

Модератором семинара выступил проректор по научной работе и профессиональному образованию Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Сергей Шевченко. Открывая семинар, он передал пожелания успешной и плодотворной работы от имени ректора университета, академика РАН Петра Глыбочко.

С призывом создать эффективно работающую структуру первичной аккредитации выпускников, с самого начала заложив основы успешной работы на много лет вперед, к участникам семинара обратился президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль. Он отметил, что наряду с разработкой профессиональных стандартов, первичная аккредитация – «это конкретная работа, которая передана Минздравом России Национальной медицинской палате, государственно-общественная форма управления образовательной деятельностью».

Директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России Татьяна Семенова пояснила, что семинар проходит в эталонном Методическом центре аккредитации специалистов, созданном на базе Первого МГМУ им. И.М. Сеченова. И в идеале именно в таких условиях должна проходить аккредитация. Также она рассказала о законодательных нормах, которые регулируют переход к процедуре аккредитации медицинских и фармацевтических специалистов. Аккредитация вводится поэтапно, с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года.

Подробные разъяснения о том, кто будет проходить аккредитацию, как формируется комиссия, какие документы необходимы для допуска и оценки специалиста содержит приказ Министерства здравоохранения РФ от 2 июня 2016 г. № 334н. Татьяна Семенова объяснила необходимость аккредитации «глобальной эпохой перемен». Внедряются новые технологии, ФГОС и профессиональные стандарты, идет унификация требований к управлению качеством оказания медицинской помощи. В целом, аккредитация специалиста представляет собой особую форму экзамена, состоящего из нескольких последовательных этапов.

Директор Методического центра аккредитации специалистов Жанна Сизова выступила с презентацией и подробно пояснила особенности каждом этапа. Каждый этап – самостоятельный экзамен, который дает право допуска к следующему этапу. Первичная и первичная специализированная аккредитация включают: тестирование, оценку практических навыков (умений) в симулированных условиях, решение ситуационных задач.

Каждый этап оценивается аккредитационой комиссией в формате сдано/не сдано. Этапы тестирования, оценки практических навыков считаются пройденными, если не менее семидесяти процентов ответов, практических действий являются правильными. Этап решения ситуационных задач считается пройденным, если как минимум на десять вопросов из пятнадцати возможных даны правильные ответы.

Выпускники вузов, прошедшие аккредитацию могут начать работу в первичном звене – участковыми терапевтами поликлиник. Выпускникам ординатуры предстоит более сложный экзамен – первичная специализированная аккредитация, дающая право допуска к специализированной медицинской деятельности. Для прохождения каждого этапа аккредитации даны три попытки.

Жанна Сизова подробно рассказала обо всех тонкостях первичной аккредитации и предложила участникам семинара перейти ко второму – практическому блоку семинара – демонстрации процедуры первичной аккредитации по специальности «Лечебное дело» и ознакомиться со станциями Объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) для проверки освоения профессиональных компетенций выпускников. Были представлены станции сердечно-легочной реанимации, экстренной и неотложной медицинской помощи, физикального обследования пациента, диспансеризации – для проверки компетенций, которые соответствуют трудовым функциям врача-терапевта участкового в соответствии с профессиональным стандартом.

Практический блок вызвал большой интерес участников семинара. В целом проведенный семинар в полном объеме представил информацию об изменениях в порядке допуска к профессиональной деятельности выпускников российских медицинских вузов и фактически стал стартом первичной аккредитации выпускников медицинских вузов-2017.

В 2017 году первичную аккредитацию пройдут более 37 тысяч выпускников медицинских вузов по восьми специальностям:



Наталья Литвинова

Скопировать в буфер обмена

Вот, пожалуй, тот вопрос, которым стоит задаться тем, кто в этом году свое отболел или счастливо избежал заражения.

Дело в том, что 2016 и 2017 годы – время больших перемен для студентов медицинских вузов, а значит, и для всех нас. С сентября этого года отменяется интернатура для стоматологов и фармацевтов, а с сентября 2017 – для педиатров и терапевтов (ФЗ от 21.11.2011 №323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Интернатура – это двенадцать месяцев практических занятий. Раньше без прохождения годичного курса постдипломного образования специалистов не пускали в практическое здравоохранение. Сейчас, чтобы пойти работать в поликлинику, будет достаточно получить диплом об окончании вуза.

Только в случае, если молодой медик мечтает о профессии хирурга или, скажем, кардиолога, ему необходимо будет закончить ординатуру.

Цель законопроекта – оптимизировать процесс обучения: если раньше интерны шли в больницы и год работали там под шефством профессионалов, то теперь интенсивная практика будет проходить на базе клиник при институтах в течение двух последних лет обучения в институте. А летние практические занятия будут начинаться не со второго курса, как раньше, а с первого.

Благодаря нововведению Минздрав также планирует решить вопрос с нехваткой врачей в государственных поликлиниках: все, кто поступали в медвузы в порядке целевого набора (то есть от конкретной медицинской организации или от Министерства здравоохранения конкретного региона страны) должны будут вернуть «долг» и отработать в течение трех лет в учреждениях так называемого первого звена, то есть в поликлиниках.

Быстро, но эффективно ли?

«По большому счету, отмена интернатуры – это хорошее развитие событий, но при условии, что новая система обучения будет работать. Ведь Минздрав хочет не просто отменить интернатуру, идея заключается в том, чтобы студенты в течение своего пятилетнего обучения, если мы говорим про стоматологов, и шестилетнего, если говорим про лечебников, получили те навыки, которые они раньше получали в интернатуре.

То есть в принципе, все логично, потому что прежде врачи не могли работать по специальности, закончив институт. Однако есть опасения, что тот объем навыков, что раньше давали в интернатуре, не будет освоен студентами. То есть на бумаге, конечно, все выглядит нормально, а как все эти новации будут реализованы – посмотрим», – комментирует нововведения проректор Санкт-Петербургского института стоматологии (СПбИНСТОМ) Максим Ступин .

Ректор Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА), доктор медицинских наук профессор Борис Шахов уверен, что отмена интернатуры не окажет негативного влияния на качество подготовки российских врачей, ведь подготовка к этому велась в вузах еще с 2012 года, когда стали известны федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения для медиков.

«Новый ФГОС, наряду с теоретической подготовкой по специальностям, включает обязательные симуляционные циклы, после успешного завершения которых обучающиеся допускаются к практике в учреждениях здравоохранения различного уровня.

При этом лица, обучающиеся по целевым направлениям органов управления здравоохранения субъектов Российской Федерации, проходят практическую подготовку в тех учреждениях здравоохранения, в которых они в дальнейшем продолжат свою профессиональную деятельность», – поясняет ректор.

Ректор Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА), доктор медицинских наук профессор Борис Шахов. Фото с сайта nizhgma.ru

Иначе говоря, теперь практика студента медицинского вуза с самого начала будет не учебной, а производственной, то есть проходит под контролем преподавателей кафедры, на которой учится молодой специалист. К тому же прохождение практики будет возможно только на базе клиник, где «присутствует» медицинский вуз. А значит, никаких летних часов «спустя рукава».

По итогам каждой практики студентов ждет экзамен, за провал которого можно быть отчисленным из вуза.

Практикующий хирург одной из удмуртских больниц (фамилия не указана по просьбе автора комментария) считает, что отмена интернатуры может серьезно ухудшить качество медицины в России: «Поликлиника, при всей кажущейся несерьезности, на фоне достижений современной медицины – то место, где простейшая ошибка может привести к серьезным последствиям, и работать там должны врачи с опытом, ибо кто как ни они смогут поставить верный диагноз и определить, нуждается человек в госпитализации или нет».

Хирург отмечает, что интернатура дает возможность освоить профессию врача без груза огромной ответственности, под руководством профессионалов. «А кто разделит эту ответственность с врачом, вышедшим лечить людей с полной ответственностью, но без должной практики? Министры и чиновники? … Сомневаюсь», – с тревогой говорит врач.

Что стоит за отменой интернатуры

С тем, что отработка бюджетных денег, вложенных в образование студентов, – мера вполне адекватная и справедливая, соглашается большинство специалистов. Однако делать это движущей силой реформы довольно абсурдно: обязать «целевых» студентов работать на государство можно и без отмены интернатуры.

Возможно, смысл закона – в том, чтобы отвлечь внимание общественности от катастрофического разрыва в финансировании здравоохранения РФ, по сравнению со странами Запада, считает доцент кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Руслан Абдуллаев .

По данным ВОЗ, расходы на медицину в 2016 году в США составят более 3,3 триллиона долларов (18% ВВП). Это при населении более чем в 324 млн человек. В России же с населением чуть больше 143 миллионов на здравоохранение в 2016 году выделили 479 млрд рублей, то есть (по курсу 76,3) – порядка 6,3 миллиардов (не триллионов!) долларов.

Доцент кафедры онкологии, гематологии и лучевой терапии педиатрического факультета РНИМУ им. Н.И. Пирогова Руслан Абдуллаев.

В медицинских вузах с 2017 года полностью отменят интернатуру. Нарабатывать практику вчерашние студенты будут «в полевых условиях», в государственных поликлиниках и больницах. Начинающие медики станут врачами общей практики, участковыми терапевтами и педиатрами. Такие изменения диктует новый образовательный стандарт. Нововведение направлено на усиление первичного звена в медучреждениях, подчеркивают эксперты. Однако есть риск, что все может выйти совсем не так, как предполагалось. Ведь, получив определенный опыт, вчерашние выпускники смогут уйти в частные клиники, и госучреждения вновь останутся без нужных специалистов, отмечает «Приморская газета».

В ближайший год система медицинского образования в России кардинально изменится. Выпускники вузов смогут выйти на работу уже после получения диплома. Раньше ждать этого им приходилось как минимум год. Напомним, интернатура до прошлого года считалась обязательной формой постдипломного медицинского образования. От нее освобождались только те, кто выбирал ординатуру или аспирантуру, позволяющие освоить узкую специальность. Все остальные должны были стать интернами, то есть отработать год в государственном медицинском учреждении под наблюдением практикующего врача. Только после этого выпускники вузов получали сертификат, дающий право практиковать.

С 2017 года по окончании медицинского вуза всем выпускникам предложат пройти итоговую аттестацию. Экзамен включит компьютерное тестирование и выполнение практических заданий. Будущих стоматологов, например, могут попросить запломбировать или вырвать зуб.

Оценивать испытуемых станет специальная комиссия. В нее войдут преподаватели, врачи, представители общественных медицинских организаций из других регионов. Каждому из выпускников непосредственно перед экзаменом присвоят персональный номер - никаких фамилий и имен. Таким образом, человеческий фактор, то есть возможность подтасовать результаты, полностью исключен.

После успешной сдачи экзаменов молодые специалисты смогут работать в государственных больницах и поликлиниках в качестве сотрудников первичного звена, например, участковых педиатров, участковых терапевтов или стоматологов общей практики. Примут таких специалистов и на Станции скорой помощи. Возможность перерасти в узкого специалиста у начинающих медиков будет. Но для этого, как и прежде, придется поступить в ординатуру. Срок обучения в ординатуре к следующему году увеличат. Для разных специальностей он будет составлять от двух до пяти лет.

Поскольку раньше основной практический опыт студенты приобретали в интернатуре, теперь гораздо больше практических занятий появилось именно в преддипломном образовании будущих врачей, отмечают преподаватели. Специально для таких занятий при каждом медицинском университете страны за последние несколько лет открыли свой так называемый симуляционный центр. Помещения в нем имитируют кабинеты в обычных больницах и поликлиниках. Есть все необходимое оборудование вплоть до реанимации. Есть и пациенты. Их роли «играют» специальные манекены-симуляторы. Подобно живым людям они реагируют на боль от инъекции и другие медицинские вмешательства. Таким образом, у студентов есть все, чтобы отработать необходимые на практике навыки до автоматизма.

Нужно студента, например, научить внутривенным инъекциям, - рассказал «Приморской газете» ректор Тихоокеанского государственного университета Валентин Шуматов.- Как их отрабатывать? На живом человеке? Это неправильно. Для этого и существуют симуляционные центры. Там есть все как для оказания неотложной медицинской помощи, так и для принятия родов.

В 2016 году сертификаты на допуск к профессии уже получили начинающие стоматологи и провизоры, отметил Валентин Шуматов. С 2017 года аккредитацию сразу после получения диплома смогут получить выпускники также лечебного и медико-профилактического факультетов.

Каждый студент медицинского вуза - потенциальный сотрудник первичного звена, подчеркнул ректор. А это значит, что у поликлиник и больниц районов, где особенно не хватает врачей, наконец-то появился реальный шанс получить нужного специалиста, однако нужно уже сейчас стараться заинтересовать студента в том, чтобы после выпуска он пришел в конкретное учреждение.

В Приморье существует множество мер поддержки начинающих медиков, уточнили в администрации края. Есть, например, программа «Земский доктор». Молодые врачи, которые соглашаются не менее пяти лет отработать в глубинке, получают от государства миллион рублей. За три года в программе приняло участие 58 человек. Кроме того, можно выучить для себя врача по целевому набору. Для главврачей - это шанс получить нужного для больницы специалиста. Для студента - возможность бесплатно учиться и гарантированное трудоустройство.

Развитие кадрового потенциала - в числе приоритетных задач, которые стоят перед краевым здравоохранением, - заявил «Приморской газете» вице-губернатор Приморья Павел Серебряков. - И их мы решаем совместно с профильным вузом.

Внедрение нового образовательного стандарта призвано усовершенствовать амбулаторный прием в поликлиниках. Зачастую в них не хватает именно первичных специалистов. Однако необходимо понимать, что часто кадров там не хватает не потому что специалистов в принципе нет, а потому что они есть, но предпочитают практиковать в частных клиниках. Поэтому, наряду с совершенствованием образовательных стандартов, необходимо помнить и об улучшение рабочих условий для врачей в государственных медучреждениях, подчеркивают эксперты.

Работа в государственных медицинских учреждениях должна быть конкурентоспособной по сравнению с частными клиниками, - заявил «Приморской газете» президент Общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов» Александр Саверский. - Иначе может получиться так, что молодые специалисты натренируются на обычных людях, пока учатся в ординатуре, а после ее окончания пойдут зарабатывать деньги уже в частные клиники. И это даже не их вина. Поэтому необходимо принять меры и сделать, наконец, профессию врача именно государственного учреждения максимально привлекательной.

Летом в петербургских поликлиниках в качестве терапевтов и педиатров начнут вести прием вчерашние шестикурсники медицинских вузов, которым не удалось поступить в ординатуру. «Доктор Питер» узнал, готовы ли они окунуться с головой в практическую медицину и можно ли доверить им пациентов.

Выпускники медицинских вузов Петербурга сдали госэкзамены и готовятся к трехэтапной первичной аккредитации. Те, кто успешно ее пройдет, получат свидетельство об аккредитации — документ, с которым можно уже с 1 августа устроиться работать участковым терапевтом или педиатром в поликлинику.

У выпускников есть два варианта: кому-то удастся поступить в ординатуру, это порядка 40-45% от общего числа студентов 6-го курса, остальные пойдут работать к нам в первичное звено, - сообщал на заседании правительства Петербурга председатель комитета по здравоохранению Валерий Колабутин. По его словам, благодаря нововведению от Минздрава в поликлиниках ожидается двукратный прирост молодых специалистов.

Напомним, в разгар государственных экзаменов Минздрав издал приказ №212н «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования». Выпускники расценили его как препятствие для поступления в ординатуру. С одной стороны, они слышали, что в этом году будут изменения, но какие - узнали только сейчас. В соответствии с приказом, в большей степени их судьбу определит единый тест в рамках аккредитации. Но кроме тестирования, в расчет будут приниматься достижения за все предыдущие годы учебы, каждое из которых оценивается в баллах. Самое большое количество баллов вчерашний студент получает за медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения. Тому, кто не доберет нужного количества баллов, но получит аккредитацию, прямая дорога — в участковые терапевты или педиатры. Тем более, что количество «свободных» бюджетных мест в вузах резко сокращено: предполагается, что за государственный счет будут учиться в основном «целевики», поскольку в регионах — дефицит врачей «узкой» специализации. В крупных городах, на селе, наоборот, в дефиците — терапевты.

Когда вышел приказ, все нервничали и переживали, он вызвал резонанс в студенческом обществе, - говорят выпускники Первого меда. - Сейчас все успокаиваются, ищут пути выхода из ситуации. Конечно, в ординатуру в основном идут на коммерцию. Но и там мало мест. Остальные вынуждены либо менять выбранную специальность, либо становиться терапевтами, либо уходить из медицины. И многие, наверное, 25-30% склонны выбрать последний вариант.

Вернуть долг

Система, предложенная Министерством здравоохранения РФ, в этом году будет опробована впервые. Это попытка восполнить дефицит врачей в первичном звене. Долгое время для решения этой проблемы министерство просили вернуть распределение выпускников медвузов.

К распределению из советской системы медицинской высшей школы в чистом виде вернуться мы бы не могли - это было бы незаконно. Хотя в нем была логика - если ты обучаешься за государственный счет, будь добр вернуть государству долг, а дальше делай, что хочешь. Та же логика работает и в нынешней ситуации, когда из выпускников решили сделать терапевтов, - говорит проректор по учебной работе Первого Санкт-Петербургского медицинского университета Андрей Яременко.

Конечно, Минздрав не насильно загоняет выпускников в поликлиники. Но на фоне сокращения бюджетных мест в ординатуру и изменения правил приема в нее, выбор для многих становится очевиден. Студентка 6-го курса лечебного факультета ПСПбГМУ им. Павлова Елена Артемьева хотела продолжить обучение в ординатуре и стать оториноларингологом. По новым правилам приема в ординатуру она имеет все преимущества для поступления — красный диплом, участие в научной и общественной деятельности, опыт работы в медицинской организации. Однако бюджетных мест по ее специальности по общему конкурсу в Первом меде просто нет. Все они распределены между целевиками и «платниками». Целевое направление девушке получить не удалось, несмотря на обращения в медицинские учреждения и органы власти:

Судьба тех, кто не готов платить за ординатуру, определилась — пойдем работать в участковую терапию, - говорит Елена Артемьева, она уже примирилась с будущей работой в поликлинике.

В том, что государство с каждым годом сокращает возможности для получения врачами узкой специализации, Андрей Яременко не видит ничего необычного:

Каждый человек хочет быть уникальным и получать много денег. Но государству нужны врачи минимальной квалификации в максимальном количестве и с минимальной зарплатой. Это вечный конфликт между человеком и государством, и не только в России. Например, если вы хотите стать пластическим хирургом в США, вам необходимо пройти огромный и тяжелый путь, вкладывать в свое образование большие деньги. Если вы готовы быть general practitioner (врач общей практики), то просто пишите заявление и вас сразу же отправляют работать куда-нибудь в Оклахому, - отмечает проректор.

Будущих врачей больше всего пугают пациенты

Беда в том, что многие школьники, когда выбирают профессию, идут не в медицину, а в престижный вуз. Они прекрасно учатся, как правило, получают дипломы с высокими баллами и уходят в отрасль. Дальше происходит встреча с пациентом и оказывается, что папы который может «решить вопросы» рядом нет, а есть пациент, который остался недоволен качеством лечения и имеет претензии. Столкновение с пациентом в лоб лоб бывает очень драматично. К сожалению, не все к нему готовы, как не всегда готовы к начальным маленьким зарплатам. Такие почти сразу уходят из здравоохранения.

Поэтому у главного терапевта Петербурга Вадима Мазурова допуск выпускников к работе в поликлиниках вызывает много вопросов.

Им придется сразу же окунуться в реальную жизнь и работу. Пока непонятно, насколько они к этому готовы, - говорит Вадим Мазуров. - Хватит ли выпускнику уровня подготовки, чтобы назначить инструментальные и лабораторные обследования? Сможет ли он вести документацию, заниматься профилактикой, диспансеризацией? Сможет назначить пациенту медикаментозную терапию, выбрать между оригинальным препаратом и дженериком, оценить возможные побочные эффекты? Конечно, у нас есть клинические рекомендации , подготовленные ведущими специалистами, которые врач-терапевт использует в работе. Но когда к нему в течение часа приходят пациенты с ОРВИ, ишемической болезнью сердца, синдромом раздраженного кишечника... Тут же нужно на столе иметь целую библиотеку, чтобы использовать возможности клинических рекомендаций. Такая работа — это огромная нагрузка, требующая серьезной подготовки. Я переживаю за этих детей.

По словам Вадима Мазурова, с настолько молодыми и неопытными специалистами администрации учреждений пока не сталкивались, поэтому от них в этом году тоже потребуется особенное внимание и терпение. Ведь даже после обучения в ординатуре в поликлиники приходили работать единицы молодых специалистов, а кадровый дефицит решался в основном за счет врачей из других регионов страны, которые уже имели опыт работы. По его словам, чтобы выпускник чувствовал себя хотя бы относительно комфортно в новой должности, понадобится минимум два года работы. «Этим ребятам нужно будет помогать, определить наставников и подготовить все условия для работы», - говорит Вадим Мазуров.

На поддержку рассчитывают и сами выпускники:

Конечно все студенты переживают, справятся ли они с работой. Возможно, первое время мы будем находиться в одном кабинете с более опытным врачом, - говорит студентка Елена Артемьева. - Но навыки все же у нас есть - последняя практика после пятого курса у всех проходила в поликлинике, новый образовательный стандарт готовил нас к работе участкового терапевта. А для глубины знаний всегда есть справочное руководство - пользоваться им не запрещено.

В ПСПбГМУ им. Павлова отмечают, что готовы помочь своим студентам — для этого есть Центр взаимодействия с выпускниками и возможность телемедицинских консультаций:

У них всегда есть возможность переговорить с представителем вуза, если возникают какие-то проблемы. Ведь что самое страшное? Когда к тебе пришел больной, а ты не понимаешь, что с ним, - говорит Андрей Яременко и просит относиться к выпускникам с доверием. - Каждый год во время эпидемии гриппа отправляем студентов 6-го курса на работу в поликлиники. И получаем много благодарных отзывов, они — и внимательные, и толковые, и выслушают, и помогут.

При этом Андрей Яременко признает, что выпускника все же сложно назвать полноценным врачом, который может осуществлять весь объем диагностических и лечебных мероприятий.

Мне кажется, что должна быть какая-то промежуточная должность между выходом будущего врача из вуза и началом его широкой профессиональной деятельности. Когда в Германии человек получает водительские права, он в течение какого-то времени должен ездить в присутствии более опытного водителя. Что-то похожее должно быть и здесь. В свое время была замечательная должность — врач-стажер. Она была создана для врачей, у которых был перерыв в работе более 5 лет. Они получали зарплату, но работали с наставником. Только после этого они выходили на полную ставку. За рубежом тоже есть некая стажировка: у молодого специалиста есть наставник, он работает в коллективе, впитывает медицинские традиции, так и происходит его становление как врача, - говорит Андрей Яременко.

Прогноз: Останутся пришедшие в медицину «по любви»

Чтобы найти себе место в районной поликлинике, выпускники Первого меда могут воспользоваться специально созданной базой вакансий. Количество предложений, по словам Андрея Яременко, в ней достаточное для всех желающих. Но проблема в том, что многим из выпускников не нужны эти рабочие места — они просто не хотят идти работать участковыми терапевтами.

У каждого есть мечта. Допустим, студент мечтал стать директором клиники авиационной медицины. Первая цель на пути к его мечте — попасть в клиническую ординатуру по экстремальной медицине. А сейчас ему поставили серьезный барьер в виде работы в поликлинике. И если он не хочет работать участковым терапевтом, он не будет этого делать, - отмечает Андрей Яременко.

По словам Вадима Мазурова, даже те студенты, которые отправятся работать в поликлиники, но «не по любви», а из-за безысходности, вряд ли останутся в первичном звене надолго. Это грозит поликлиникам текучкой кадров — молодые врачи будут отрабатывать какой-то срок и вновь пытаться попасть в ординатуру по любимой специальности.

— Это еще одна возможная проблема для руководителей учреждения — они подготовили молодого специалиста, создали комфортные условия для его работы. А через пару лет человек благодарит их и прощается. Но, с другой стороны, другого выхода из нынешней ситуации с дефицитом врачей в поликлиниках пока нет. Может, и не все в итоге убегут. Когда я, проводя аттестацию, вижу молодого терапевта, то обычно спрашиваю, почему он работает в первичном звене. Многие отвечают, что им здесь просто понравилось и захотелось остаться, - говорит Вадим Мазуров.

При этом главный терапевт Петербурга просит пациентов не бояться юных врачей:

— Я думаю, это все же не коснется уровня обследования и лечения пациентов. В конце концов, он зависит не только от терапевта. В лечении будут принимать участие и узкие специалисты. Но здесь тоже есть загвоздка — главное, чтобы выпускник медвуза не стал диспетчером, перенаправляющим своих пациентов к другим врачам для подстраховки. При таком подходе мы не подготовим хорошего специалиста.

На вопрос данного характера уверенно не может ответить пока никто.

Пока точно известно то что Министерством образования РФ был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт, сокращенно ФГОС.

Кратко основные положения данного стандарта, это то что обучение осуществляется только в очной форме.

Срок получения образования составляет 6 лет.

Программа имеет структуру состоящая из 3 блоков.

Блок 1 — это дисциплины

Блок 2 — практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР). К слову НИР является обязательным для получения диплома. Необходимо к выпуску иметь хотя бы одну публикацию в вашем вузе.

Блок 3 Государственная итоговая аттестация, что на данный момент является загадкой.

В медицинских вузах с 2017 года полностью отменяется интернатура.

По окончанию вуза студент медик должен будет выбрать либо дорогостоящаю ординатуру, либо идти работать в поликлинику врачем общей практики, участковыми терапевтами или педиатарами.

Такие изменения диктует новый образовательный стандарт.

Общеизветно что в настоящее время острая нехватка специалистов первичного звена, то есть терапевтов, для этого государство и разработала новый образователный стандарт, направленный на усиление первичного звена.

Таким образом вчерашние студенты после получения диплома смогут сразу выйти на работу. Раньше ждать этого им приходилось как минимум год. Напомню, что интернатура до прошлого года считалась обязательной формой постдипломного медицинского образования. От нее освобождались только те, кто выбирал ординатуру или аспирантуру, позволяющие освоить узкую специальность. Все остальные должны были стать интернами, то есть отработать год в государственно медицинском учреждении под наблюдением практикующего врача. Только после этого выпускники вузов получали сертификат, дающий право практиковать.

Теперь практику студенты будут получать уже на шестом курсе обучения, когда они будут работать под присмотром своих преподавателей, это так называемая субординаатура. Необходимо сделать акцент на том, что большинство экспертов считает данную позицию не совсем грамотной, объясняя данный факт тем, что нельзя «затыкать» амбулаторное звено новичками в области медицины, ведь именно от этого этапа завис практически 80% всего лечения. Выполнять подобные функции должны квалифицированные люди, которые уже прошли последипломное образование. Подготовительный этап очень важен, но работать врачом сразу после студенческой скамьи нельзя, потому что в ВУЗе дают теоретически знания, а практику можно получить исключительно в реальных рабочих условиях.

1 и 2 этап аттестации студентов медиков

С 2017 года по окончании медицинского вуза студенты обязаны пройти итоговую аттестацию. Итоговая аттестация включает в себя 1 этап это компьетерное тестирование, после 2 этап – это проверка практических навыков, на манекетах –симуляторах, к слову в каждом мед.вузе должен быть симуляционный центр где и проводиться данный этап. На опыте прошлого года можно сказать что, будущие стоматологи, на манекенах-симуляторах демонстрируют технику пломбирования зуба, или вырвать зуб.

3 этап – это собеседование.

Предпологается что этот этап будет проводиться либо ответом на вопросы независимой комиссии лично, либо студент садиться перед компьютером и путем записи ответа на вебкамеру, оценивается его ответ так же независимой комиссией.

После успешной сдачи экзаменов молодые специалисты могут работать терапевтами в поликлиниках либо уйти в ординататуру. Срок обучения в ординатуре длится от 2 до 5 лет. Проблемой поступления в ординатуру это высокие цены для обучения, и малое количество мест. Так в прошлые годы правтически в каждую специальность было по 10-15 бюджетных мест, теперь же повезет если имеется хоть одно бюджетное место. Количество мест на коммерческой основе так же уменьшено. Все это направлено на то, что б молодые специалисты уходили работать в первичное звено.

Каждый студент – медицинского вуза это потенциальный сотрудник первичного звена.

Развитие кадрового потенциала – это приоритетная задача в развитие здравоохранения. Внедрение нового образовательного стандарта призвано усовершенствовать амбулаторный прием в поликлиниках. Зачастую в них не хватает именно первичных специалистов. Однако необходимо понимать, что часто кадров там не хватает не потому что специалистов нет, а потому что они есть, но предпочитают праетиковать в частных клиниках. Поэтому, наряду с совершенствованием образовательных стандартов, необходимо и совершенствовать условия работы для врачей в гос. Учр-х.