Расстояние от венеры до солнца равно 108. Расстояние от солнца до венеры

Нередко в школах, лицеях, колледжах и даже вузах учащимся задают написать сочинение на тему “Родительский дом”. Это очень хорошая работа, над которой каждому стоило бы потрудиться. Ведь тема очень важная. Для всех. У каждого из нас есть родители и свой родной дом, где мы выросли и провели детство. Так что написать есть о чем. А вот как это сделать лучше и какими именно принципами руководствоваться, нужно обсудить более подробно.

Структура: то, что нужно знать

Итак, первым делом необходимо обсудить структуру. Совершенно очевидно, что сочинение на тему “Родительский дом - начало начал” не зададут писать учащимся начальной или средней школы. Это уже работа для старшеклассников. Потому и структуру нужно соблюдать соответствующую. В старших классах надо перестать следовать принципу “вступление - основная часть - заключение”. Безусловно, это основные составляющие любого эссе или сочинения. Однако работа является более сложной по своей структуре.

Первым делом обозначается тема. Это заголовок и эпиграф. Если насчет первого всё ясно, то что представляет собой второе? Эпиграф - это броская цитата, подходящая по теме сочинения. Она ставится в самом начале, после заголовка. А потом уже идет несколько вступительных строк, настраивающих читателя на основную тему.

Основная часть и заключение

После этих нескольких предложений идет основная часть. Именно на неё и приходится главная содержательная нагрузка. В основной части следует раскрыть проблему, заключенную в уже обозначенной теме.

А заключение - это, можно сказать, точка всему вышесказанному. Но! Сочинение на тему “Родительский дом - начало начал” надо закончить не просто итогом. В нем должна явно прослеживаться мысль автора. То есть его мнение касательно всего, что было сказано ранее. Вот так примерно и должна выглядеть

Первый абзац

Многих учащихся действительно одолевает так называемый кризис первого абзаца. То есть тяжело написать вступление. Но задачу можно облегчить. Первым делом надо определиться с эпиграфом. Неплохим вариантом станет цитата, звучащая так: “Дом — это там, где твое сердце”. Сказана она была Плинием-старшим. Тематике соответствует, так что в качестве варианта первой вступительной строчки тоже подойдёт.

После этого можно переходить непосредственно к первому абзацу. Неплохим началом может стать что-то, написанное приблизительно следующим образом: “Место, которое всегда приносит приятные воспоминания, - родительский дом. Это действительно то, куда хочется возвращаться. Разумеется, тем людям, у которых было хорошее детство. Но почему? По какой причине нас туда так тянет? Все это понимают, но не каждый может с ходу сформулировать. А ведь тут на самом деле всё просто”. Почему этот вариант вступления является подходящим? Во-первых, он краткий. Во-вторых, задает настрой на тему. В-третьих, во вступлении имеются вопросы. А это просто замечательный ход. Почему? Стоит об этом рассказать.

Вопросы - удачный авторский прием

Итак. Если человек ставит вопрос во вступительной части сочинения на тему “Родительский дом”, это однозначно будет оправдано. По одной причине. Увидев вопрос, читатель автоматически задаст его самому себе. И подсознательно начнет раздумывать, размышлять, искать ответ. То есть, по сути, произойдет концентрация его внимания. И возникнет подсознательный интерес прочитать текст дальше, чтобы увидеть ответ. Так что вопросом можно не только удачно начать работу, но еще и завоевать внимание читателя. Кстати! Это стоит взять на заметку ученикам, планирующим заняться деятельностью, связанной со СМИ. Эссе ведь тоже не просто так задают писать - на них получается неплохо набить руку и натренировать свой стиль. Да и заметки, начинающиеся с вопросов, обычно дочитывают до конца.

Дальнейший план

Итак, вступление готово. Что дальше? Следом идет основная часть. И вот в процессе работы над ней не стоит торопиться. Сочинение под названием “Родительский дом - начало начал” является довольно сложным, важным и серьезным эссе. Потому перед тем, как переходить к главному, надо набросать план своих мыслей. Так получится не запутаться в том, о чем хочется написать, и выстроить логическую последовательность. Ведь нередко так бывает: ученик уже поставил точку и вдруг вспоминает, что он забыл указать кое-что очень важное. Во избежание этого нужно составить план. Не подробный - тезисов вполне будет достаточно. На них в дальнейшем автор станет ориентироваться. И еще: не следует, что называется, распыляться на 15 пунктов. Эссе интересно читать тогда, когда в нем максимум информации, размышлений и минимум воды. Тема должна быть раскрыта - это главное условие. И его надо соблюсти.

О чем писать?

В принципе, тема свободная. Автор должен ориентироваться лишь на свои ощущения и мысли касательно обозначенного повода. Родительский дом - это понятие, которое каждый растолкует по-своему. И собственно говоря, в этой разности и, что называется, непохожести, и заключается особенность каждого эссе на обозначенную тему.

Пример основной части

Можно написать примерно следующим образом: “Родительский дом. Семья… Эти слова у каждого из нас вызывают улыбку на лице и теплоту в душе. Кто-то вырос в большом, просторном доме. Другие - в небольшой, но такой уютной квартире. Но это не столь важно. Ведь самое главное - то, что у всех нас с тем местом, где мы родились, выросли и провели детство, связаны приятные воспоминания. И дом наших родителей всегда нас примет. Там всё привычное, родное и такое знакомое. Каждый из нас, оказываясь у себя дома, может рассказать в подробностях о каждой детали, о любой мелочи, присутствующей внутри. «Вот этот цветочный горшок был мною подарен маме еще в начальных классах. А на этом месте висит картина потому, что за ней на стене - не отстирывающееся пятно, которое я сделал по случайности, еще будучи в детском саду» - такие мысли будут появляться в голове у любого человека, вернувшегося в дом своих родителей. И он будет улыбаться, вспоминая всё это. И возможно, в душе возникнет легкая грусть. Тоска по детству, по беззаботному времени, по молодым родителям”.

Вот, в принципе, неплохой пример того, как можно продолжить эссе под названием “Родительский дом - начало начал”. может получиться очень хорошим и интересным, ведь писать есть о чем. А источник, из которого можно черпать мысли, - у нас в душе.

Эмоциональность

Как уже можно было понять по представленному выше примеру, в эссе не нужно стесняться эмоциональности. “Родительский дом” - сочинение, в котором, наоборот, нужно, как говорится, выложиться на все 100 %. И мыслями, и эмоционально. Чем больше в эссе будет искренности и чувств, тем интереснее оно станет. Читателя всегда притягивал оригинальный, необычный текст. А поскольку у всех нас эмоции очень разные, то и каждое такое эссе будет уникальным.

Но важно и не переборщить. Грань надо чувствовать. Если увлечься красивыми словами и разнообразными художественными, замысловатыми выражениями, то получится уже не так, как надо. Всего должно быть в меру. И эмоций, и аргументов, и доказательств, и красивых фраз. Сочетая всё это между собой, получится написать текст, где все удачно гармонируют друг с другом. Такое сочинение будет восприниматься и читаться легко.

Доказательства

Что еще помимо эмоций должно присутствовать в сочинении “Родительский дом”? Аргументы. Без них не обойтись. По сути, основная часть любого эссе строится по схеме под названием “тезис - аргумент”. То есть утверждение и его последующее обоснование. Понять, как выглядит данная схема, можно на этом примере: “Дом - это место, значащее многое для каждого из нас. Почему? Потому что мы там родились и выросли. Дом - место начала новой жизни. И это не может не играть никакого значения”. Есть утверждение, и есть его доказательство. Согласятся с ним или нет - это уже другой вопрос. Как говорится, сколько людей, столько и мнений. Самое главное, что тезис был логически обоснован.

Так что стоит это учитывать, работая над сочинением “Родительский дом”. Аргументы - важная составляющая любого эссе, и их присутствие в тексте сделает эссе более логичным и осмысленным. К тому же, указывая их, получается объяснить читателю, почему автор сделал именно такое утверждение. То есть можно проследить за логикой писателя, уловить его взгляды, настроение и даже нередко понять мировоззрение. В общем, аргументы - это нюанс, порой являющийся намного более глобальным, чем можно себе представить. Обращаясь всё к той же журналистике, можно вспомнить: мы, читая статьи, заметки или смотря репортажи, по интонации, стилю и особенным выражениям легко угадываем то, как относится корреспондент к затрагиваемой теме. Здесь - то же самое.

Заключение

Итак, выше было многое написано о том, как следует работать над созданием эссе “Родительский дом - начало начал”. Сочинение это, кстати, нередко задают на ЕГЭ. Потому лучше тренироваться над его написанием.

А напоследок стоит рассказать о том, как строится заключение. Последний абзац - точка всего текста! И как же завершить эссе “Родительский дом - начало начал”? Сочинение по литературе должно иметь краткую, но эффектную концовку. У читателя от последнего абзаца должно остаться своеобразное “послевкусие”. Концовка должна быть такой, чтобы он задумался о только что прочитанном, а не отложил в сторону бумагу и продолжил заниматься своими делами. Ведь именно на это и направлено эссе “Родительский дом - начало начал”. Сочинение по литературе должно стать не просто работой на оценку, а тем, что заставит каждого человека вспомнить свой родной дом, маму, папу и ненадолго окунуться в детство.

Что ж, а завершить его можно так: “Многие люди согласятся, что дом - это символ безопасности, надежности, тепла и особого уюта. Более того. Дом - это малая родина. Тут всё знакомо. Тут всё родное. Здесь просыпаются самые далекие и теплые воспоминания. И человек, попав в родительский дом, может снова почувствовать себя маленьким, даже если ему 40 лет. И это чувство великолепно”.

Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над че­ловеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарище­ства, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предатель­ства.

Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»

И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

На этой странице мы перечислили наиболее распространенные проблемы, связанные с семьей. Все они имеют место быть в содержании. Под каждым заголовком вы найдете по два аргумента для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами в конце статьи.

  1. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» данная проблема коснулась одного из главных героев Митрофанушки – сына помещиков Простаковых. Молодому человеку уже 16 лет, но он до сих пор не знает, чего хочет от жизни. Нельзя сказать, что родители не любили ребенка, напротив, они буквально душили его своей заботой и опекой. Особенно подобное рвение к «воспитанию» демонстрировала мать Митрофанушки госпожа Простакова. Материнская любовь полностью ослепила властную женщину. Казалось, она ничего не видит вокруг, кроме преувеличенных заслуг недоросля Митрофана. Она делала все для того, чтобы привязать его к себе навсегда. Отсюда взялась и несамостоятельность юноши, лень и необразованность. Недорослю незачем было себя утруждать, поскольку все проблемы за него решала чересчур внимательная мать. Таким образом, в пьесе Д.И. Фонвизина семья сыграла огромную роль в жизни Митрофанушки: слепая родительская любовь не давала герою развиваться.
  2. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» проблема роли семьи в становлении личности является одной из самых главных. В семье старого казака Тараса Бульбы было два сына – Андрий и Остап. Образ отца для последнего стал священным. С детства Остап послушно выполнял все то, чему учил его родитель. Он унаследовал от него такие черты характера, как упорство и мужественность. Чувства патриотизма, долга перед семьей и товарищами тоже были привиты казаку его отцом. Можно с уверенностью сказать, благодаря семейному воспитанию, уважению традиций своих предков, Остап с достоинством стоял за Родину, выдержал все муки казни. Однако чрезмерное давление и избыточная энергия Тараса негативно сказались на воспитании Андрия, который бежал из родного дома и нарушил все неписанные правила своего рода. Он взбунтовался против прессинга главы семейства и захотел построить свою жизнь по-другому. Таким образом, одно и то же воспитание по-разному отразилось на судьбе сыновей Бульбы.

Проблема отцов и детей

  1. Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров никак не мог найти общий язык со своими родителями. Будучи приверженцем новых привил и нравов, человеком науки, а не веры, Евгений Базаров считает поведение родителей неуместным и устаревшим. Он любит своих стариков, но не хочет жить прошлым. Также либеральные взгляды героя рождают конфликт между ним и дядей его друга, Павлом Петровичем Кирсановым. Евгения ужасает тот факт, что Кирсанов готов тратить средства на белые воротнички и импортный костюм в деревне, где никто все равно не видит его стараний. По мнению молодого медика, горячо любимое Павлом Петровичем искусство в сравнение не шло с наукой и естественным трудом человека. Пожилой мужчина тоже не понимает гостя, считая его невоспитанным снобом. Лишь в финале они примиряются с существованием друг друга, признавая тот факт, что противоборство поколений – нормальное явление.
  2. Причиной поломанных судеб героев пьесы А.Н. Островского «Гроза» вновь является взаимонепонимание, возникшее из-за разницы в возрасте, отличных взглядов на мир отцов и детей. Так, главная героиня произведения Катерина стала нелюбимой невесткой, потому что не соответствует представлениям купчихи Кабанихи о порядочном человеке: она не слушается свекрови, позволяет себе высказываться по поводу чего-либо, лишена кротости и уважения к старшим. Противоборство поколений приводит к полнейшему хаосу в доме Кабановых, а в конечном итоге и к самоубийству Катерины. Другой представитель «элиты» города Калинова и соправитель Кабанихи в «темном царстве», купец Дикой ненавидит своих племянников и всю семью в целом. Ему сложно принять, что молодое поколение имеет такие же права, как и он сам, что тот же Борис заслуживает уважения. А юноши и девушки тоже восстают против устаревших порядков: Варвара обманывает мать, а в финале и вовсе сбегает из дома, Тихон винит Кабанову в смерти жены и т.д. Увы, всем персонажам не хватило доброты и понимания, иначе они смогли бы избежать всех этих негативных последствий.
  3. Проблема воспитания

    1. Отец Петра Гринева – одного их главных героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» — просил сына усвоить простую истину: «береги честь смолоду». Благодаря наставлениям отца, примерному воспитанию Петр Гринев смог выйти победителем из сложной игры под названием «пугачевщина». Честь и уважение не только друзей, но и противников привели Гринева, несмотря на его проступки, к обретению счастья и успеху в делах. Безусловно, вклад отца и «няньки» Савельича — весьма весомый взнос в эту победу. Петр поступил правильно, когда не стал отвергать советы старших, сделав из них выводы, герой постарался действовать по совести во всем и со всеми.
    2. Одно дело, когда советы родителей идут нам на пользу, и совсем другое, когда безобидный урок отца вдруг превращается в причину катастроф сына. Так, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» говорится о судьбе некогда бедного юноши, ставшего процветающим и деятельным человеком. Как мы знаем, Чичиков решил организовать авантюру и нажиться на заложенных крестьянах, которых на деле не существует. Ради обогащения он готов был на любой обман, поэтому ездил по усадьбам и пытался всеми силами уговорить хозяев продать ему мертвые души. Причиной такой бешеной тяги к деньгам стало воспитание: еще в детстве Павел получил наказ от отца, чтобы тот никогда не забывал цены деньгам, ставил материальные блага превыше всего. Подобные слова послужили катализатором нравственного падения, а в дальнейшем, как это ни странно, бедственного материального положения героя, ведь он уехал ни с чем после разоблачения Коробочки.
    3. Пренебрежение детей по отношению к родителям

      1. Конечно, все дети любят своих отцов и матерей, несмотря ни на какие обстоятельства, но не всегда осознание этого факта приходит сразу, то есть в раннем возрасте, тогда, когда мы еще способны исправить ситуацию, пока живы наши родители. В рассказе К. Г. Паустовского «Телеграмма» молодая героиня Настя совсем не задумывалась, как дорога ей родная мать. Настя не понимала, что яркие краски большого Ленинграда не заменят ей материнской любви и ласки. К сожалению, это девушка поняла слишком поздно – лишь тогда, когда ее мать находилась при смерти. Смерть самого близкого человека породила в Насте чувство нескончаемой вины, ведь старушка покинула этот мир в одиночестве, так и не попрощавшись с дочкой.
      2. Что касается главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова, он тоже поздно признал свои ошибки, уже будучи на смертном одре. Он ценил заботу отца и матери, но считал ее проявление необязательным для себя. В силу своего характера образованный герой совершает необдуманные действия – отталкивает родителей, недостаточно пресвященных для ученых бесед с ним. Хотя, как оказалось, молодому нигилисту чувства близки намного больше, чем он сам думал. Но он, отвергнутый любимой женщиной, признает это намного позже, нуждаясь в помощи и ласке. Он осознает, как больно его матери видеть его равнодушие, как совестно ей, что она не настолько умна, чтобы нравиться сыну. Увы, осознание это запоздало, и герой умирает с чувством вины.