Религиозные войны во Франции. Кратко

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор в проекте . Смотрите очередной прямой эфир на по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Разве не религия - причина всех войн?

Часть войн (хотя, конечно, далеко не все) велись под религиозными лозунгами и между группами, исповедующими различные религии. Мы можем видеть это и сейчас - особенно любят поминать экстремистские группы вроде ДАИШ (она же ИГИЛ – запрещенная на территории Российской Федерации террористическая организация) и затяжной конфликт между протестантами и католиками в Северной Ирландии. Приводят и другие примеры - крайне ожесточенная и опустошительная Тридцатилетняя война в Европе XVII века, страшная резня между Сикхами, Индуистами и Мусульманами, происшедшая после ухода британцев из Индии, причем это вражда продолжает до сих пор вспыхивать эпизодическими столкновениями, резня в бывшей Югославии между людьми практически одного языка, но разных культур, связанных с религиями - соответственно, Православием, Католичеством и Исламом. Примеры можно продолжать, и Докинз (и другие атеистические авторы) восклицают, что если бы не религия, всего этого бы не было.

Почему такой вывод грубо неверен? Он представляет собой достаточно типичную подгонку задачи под ответ - воинствующие атеисты заранее уверены, что религия является источником войн, и везде где они обнаруживают войну и религию, они постулируют, что второе является причиной первого. А обнаружить то и другое можно повсеместно - увы, люди воюют всю свою историю, и абсолютное большинство культур в истории религиозны. Религиозность - это общее свойство человеческого рода, как, например, двуногость. Мы с таким же успехом можем обратить внимание на то, что все войны ведутся двуногими людьми - и объявить двуногость причиной войн.

Надо заметить, что, например, классический пример «религиозной войны» – тридцатилетняя война, если мы рассмотрим ее подробнее, не выглядит такой уж религиозной. Например, католик Кардинал Ришелье воевал с католической же Испанией - очевидно, ради государственных интересов Франции, а не ради религии. Острые национальные конфликты - такие как в Северной Ирландии или в Югославии - являются именно национальными, а не религиозными. Их участники совершенно не интересуются богословием, традиционная религия, является, максимум, одним из маркеров, который отделяет «своих» от «врагов».

Более того, в ХХ век - это век войн, неслыханных по масштабам потерь и разрушений, которые не имели никакого отношения к религии, а велись между чисто светскими режимами под лозунгами чисто светских идеологий. Так что причина войн - явно не религия.

Но разве войны не велись - и не ведутся сейчас - под религиозными лозунгами?

Это несомненно, и есть масса примеров военной пропаганды, активно апеллирующей к религии. Но «лозунги, под которыми ведется война» и «причины войны» – это совершенно разные вещи. Из того, что абсолютно любая военная пропаганда со времен появления письменности объявляет дело своей стороны добрым и справедливым, никак не следует, что причина всех войн - доброта и справедливость. Конечно же, официально войны развязываются ради восстановления попранной справедливости, защиты угнетенных, наказания злодеев, водворения мира и порядка, помощи жертвам - то есть по самым благородным и возвышенным мотивам. (Вы будете смеяться, но с точки зрения древних римлян, они за всю историю не развязали ни одной агрессивной войны; у них всегда были уважительные причины) Считать, что именно эти благородные побуждения и являются причиной войн было бы несколько наивно.

В любом обществе военная пропаганда апеллирует к принятым в нем ценностям - и если общество религиозно, то она будет апеллировать к религии. А если не особенно - то к правам человека, демократии, справедливости, достоинству, свободе и другим ценностям, важным для людей, к которым она обращаются. Это никак не делает эти ценности сами по себе источником войн.

Но, например, бомбисты-самоубийцы - разве стали бы они взрывать себя вместе с невинными людьми, если бы их религия не обещала им рай после смерти?

Увы, стали бы. В истории больше чем достаточно примеров, когда люди жертвуют собой ради дела, которое они считают правым. Камикадзе, японским летчикам-смертникам времен Второй Мировой войны, которые таранили корабли противника на своих одноразовых самолетах, никто не обещал рай после смерти. Судя по сохранившимся свидетельствам, надежда на какое-либо посмертие не играла ровно никакой роли в их мотивации. Они жаждали прекрасной, в их глазах, смерти, за Императора и Японию, и приходили в глубочайшую подавленность, если последний вылет почему-то срывался.

Самоубийственные атаки широко использовались китайцами во время японо-китайских войн, и германскими нацистами - перед самым их концом.

Даже сама практика бомбистов-самоубийц появилась не в религиозной среде. Первым бомбистом такого рода был народоволец Игнатий Гриневецкий, 1 Марта 1881 года взорвавший бомбу, которая смертельно ранила Государя Александра II и его самого. В 1970-80 годы пояса со взрывчаткой активно использовалась «Тиграми освобождения Тамилов» – группой, которая исповедовала чисто светскую националистическую идеологию.

А как же нацистские солдаты, на пряжках ремней которых было написано «С нами Бог»?

Этот лозунг не имел никакого отношения к нацизму и был на пряжках немецких солдат с 1847 года - примерно также, как на гербе Российский Империи была надпись «С нами Бог». Нацисты просто унаследовали этот традиционный элемент формы от своих предшественников в немецкой армии.

Сам же по себе национал-социализм как доктрина был непримиримо враждебен к христианству. Как сказал Председатель нацистского «Народного Трибунала» Роланд Фрейслер на процессе над христианином и антифашистом Гельмутом фон Мольтке: «Маска сброшена. Только в одном отношении мы и христианство схожи: мы требуем человека целиком».

Итак, причина войн, на глубинном уровне - человеческий грех, на более поверхностном - конфликт политических или экономических интересов, а религиозные лозунги привлекаются уже потом.

(8 votes, average: 5,00 out of 5)

Комментарии

    Февраль 27, 2019 9:55

    Индия-Пакистан. Только религия. Только хардкорр. Ядерное безумие начнется оттуда.

    Июль 22, 2017 23:17

    Владимир Евгеньевич, нетрудно заметить, что вера в комету ведёт к смерти только с христианской точки зрения. С точки зрения адепта кометной религии, дело обстоит ровно наоборот – погибнут все люди, кроме тех, кто перенесётся в хвост кометы, и получит шанс основать новую человеческую цивилизацию.

    К сожалению, я не нахожу ни малейшего основания считать духовную реальность реальной, простите за каламбур. С одной стороны, у нас нет достоверных свидетельств наличия каких бы то ни было сверхестественных сил. С другой стороны, наличие такого феномена, как религия хорошо объясняется без привлечения дополнительных сущностей. А пример с хананеянскими, маданитянскими и другими детьми для меня показывает, что христианская религия не только ложна, но и эстетически, нравственно отвратительна. Я бы очень хотел, чтобы библию прочитало как можно большее количество людей. Полагаю, это сильно уменьшило бы количество христиан.

    Июль 9, 2017 13:30

    Массовость христианского учения и его древность не является, конечно, критерием его истинности, но это является стимулом к тому, чтобы повнимательнее к нему присмотреться. Кстати говоря, ваш пример про верующих в комету показателен: таких человек несколько десятков, а вера их возникла, может быть, несколько лет назад, и через несколько лет забудется. Не так христианство. Но главный критерий распознавания лжепророков, конечно, их плоды. Вера в комету ведёт людей к смерти, а вера во Христа – к вечной жизни.

    Критическое исследование Библии полезно, так как оно даёт понимание некоторых свойств Бога, а через это лучше постигаем самих себя. Как известно, мы познаём себя только в сравнении с другими. Поэтому очень полезно сравнить себя с Богом. Надеюсь, вы верите в существовании Бога? А если так, то откуда же, как не из откровения Божьего мы можем что-то о нём узнать? Как говорят философы, Бог трансцендентен миру, и нашим собственным рассудком мы его не познаем. Но, к счастью, Бог открывается нам, в частности, через Библию.

    Июль 8, 2017 0:25

    Владимир Евгеньевич, стоит отметить, что способность ввести сынов Израиля во грех вряд ли передаётся половым путём. Поэтому ваша гипотеза плохо объясняет текст.

    Вы пишете, что я рассуждаю о боге исходя из примата человеческого разума, и поэтому не могу понять бога. Однако, чем же ещё я должен пользоваться, чтобы оценить состоятельность христианского учения? Или вы предлагаете мне принять это мировоззрение на веру без критического исследования? Сергей Худиев, вот, например, считает, что зрелое христианство такого не приветствует. Кроме того, если мне и впрямь стоит так поступить, то почему я должен предпочесть христианство, а не какое-нибудь другое учение?
    -К земле летит огромная комета, она всех уничтожит!
    -Космические агенства разных стран внимательно следят за небесными телами, и не отмечают ничего такого.
    -Это особая комета, её невозможно засечь научными приборами! Люди погрязли в грехе, и земля должна быть очищена! Выпейте этот яд, и вы перенесётесь в хвост кометы, которая является космическим кораблём.
    -То, что вы предлагаете – ужасно!
    -Вы так думаете потому, что исходите из примата человеческого разума. Это особая, божественная логика, её нельзя постичь, не достигнув просветления, которое возможно только на комете!

    Сергей Булгаков, конечно, прекрасен. Не больной кровавый серийный маньяк, а свободный от морализма и излишней сентиментальности гражданин, действующей в логике, выходящей за пределы ограниченного примата человеческого разума)

    То есть, если я верно понимаю, для вас массовость учения является критерием его истинности, и исключает необходимость критического исследования?

    Июль 4, 2017 20:29

    Идолопоклонство – это тяжёлая зараза. Люди, целиком погружённые в свои земные заботы, забывают о Царствии Небесном и создают себе кумиров. Даже народ, произошедший от святого патриарха Авраама, постоянно уклонялся в идолослужение. Поэтому Бог дал строгую заповедь не сообщаться народу Израиля с языческими народами, чтобы не перенять их пагубную привычку. Этим объясняется повеление Бога убить «всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа». То, что Он разрешил оставить «детей женского пола, которые не познали мужеского ложа» означает, что неразумные девочки не могли привнести в израильский народ традиции идолослужения, поэтому их оставили «для себя» в качестве рабов, прислуги, работников.

    Вы, Арсений, пишете: «Их оппоненты, несмотря на перечисленные вами прегрешения, не начинали боевых действий, что напрочь опровергает тезис Сергея, о том, что причиной всех войн является человеческий грех». И ещё: «как люди до сих пор с этим носятся»? Вы, рассуждая о Боге, исходите из примата человеческого разума, понятий и ценностей – но это не совсем правильно. Человеческий рассудок ограничен земными понятиями, и он в принципе не способен объять и понять Бога во всей Его полноте. Известный философ Сергей Булгаков писал, что «Библия свободна от морализма и сентиментальности, и воля Божия, когда она сталкивается с голосом человеческой нравственности, открыто поставляется выше нравственности».
    Не стоит отвергать с порога библейские тексты только потому, что они не вписываются в систему ваших понятий. Библию полезно читать, держа в голове вопрос: «за что её ценили и ценят миллиарды людей, которые и верили, и даже жизнь свою не щадили?»

    Июль 3, 2017 11:16

    Владимир Евгеньевич, окей, это мои фантазии. Но мне по-прежнему непонятно, почему бог различает детей по признаку их сексуального опыта, и назначает разное наказание исходя из этого? В чём глубокий нравственный смысл этого различения? Этому нет и не может быть дано никакого вразумительного объяснения, если предположить, что евреи были ведомы богом, и выполняли его предписания.

    Напротив же, если рассматривать повествование с точки зрения реалий войны, то всё становится на свои места. Просто одно семитское племя устроило геноцид нескольких других таких же племён. Убийство в.т.ч. детей, увод в рабство в.т.ч. сексуальное – обычные реалии войны. А чтобы не вводить во смятение соплеменников, сказали, что это бог сказал так сделать. Обычная военная пропаганда.

    Удивляет другое – как люди до сих пор с этим носятся, и умудряются оправдывать такое поведение.

    Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что в приведённом мной примере, военные действия были начаты именно “людьми божьими”. Их оппоненты, несмотря на перечисленные вами прегрешения, не начинали боевых действий, что напрочь опровергает тезис Сергея, о том, что причиной всех войн является человеческий грех. Естественно, такой причиной не является также и религия, как верно заметил Сергей. Однако, она активно используется для оправдания войны, являясь эффективным инструментом в руках тех, кто такие войны развязывает и ведёт. И это никак не позволяет считать религию оплотом добра и морали. Просто такая вот утилитарная штука.

    Июль 2, 2017 11:50

    Бог создал мир из ничего. Изначально не существовало никакой материи, которую бы Бог взял готовую и только преобразовал. Если бы это было так, то человек имел бы основание искать что-то помимо Бога, чтобы преобразовать исходную материю «под себя». Но такой возможности у нас нет. Всё, что мы имеем – землю под ногами, небо над головой, воду для питья, воздух для дыхания, пищу – всё создано Богом.
    Кроме законов материального мира Богом установлены и законы духовной жизни. Если человек их познаёт и использует в своей деятельности – то он живёт в мире с Богом, людьми и самим собой. Поэтому духовные законы являются частью объективного мира и установлены Богом.
    Что касается власти Бога изменить эти законы, то я сомневаюсь, что Он на это пойдёт. Слышали ли вы такое понятие «тонкая настройка вселенной»? Но это про материю. В области духа, я думаю, похожая ситуация: если что-то хоть немного изменить, то произойдёт катастрофа.

    Насчёт «сексуальных утех», Арсений – это ваши собственные фантазии, не основанные на реальности.

    Июнь 29, 2017 14:27

    …и как насчёт того, что только дети женского пола, не “познавшие мужского ложа” могут быть оставлены евреями “для себя”, а все остальные должны быть убиты? Почему богом делается такое различие по признаку пола и сексуального опыта? Что означает эвфемизм “для себя”? Значит ли это, что хананейские девочки стали рабынями евреев для сексуальных утех? Если это нравственно по мнению христианского бога, и безнравственно с точки зрения современных конвенциональных представлений о нравственности, значит ли это, что человечество должно привести свои представления в соответствие с божественными, и допустить убийство и насилие над детьми неправильных родителей, например, отвергнувших Христа?

    Июнь 29, 2017 14:15

    Владимир Евгеньевич, как вы считаете, установлен ли этот закон богом, или является частью объективной реальности, неподвластной ему?

    Июнь 24, 2017 19:10

    Заметьте, Арсений, что эти дети, хотя и были лично безвинными, но родились от язычников и пострадали вместе с ними за своих отцов. Дети страдают за грехи своих родителей и даже дедов – таков закон духовной жизни, и мы с вами его не изменим.

    Июнь 21, 2017 16:32

    Владимир Евгеньевич, то есть вы утверждаете, что маленькие хананейские, и маданитянские дети, находящиеся, очевидно, в несознательном возрасте и под влиянием своих родителей, сознательно отвергли бога, а потому могут быть преданы смерти и сексуальному насилию? Извините, но это извращенная, и ужасающая логика!

    Июнь 9, 2017 18:41

    Арсений затронул тему Ветхого Завета, выхватив из него историю поражения Богом мадианитян руками евреев (Числа, 31). Вспомним и другие места Ветхого Завета:
    – первые люди, Адам и Ева отвергли Божью заповедь и лишились рая (Бытие, 3);
    – люди развратились, земля наполнилась злодеяниями, и они погибли в водах потопа, кроме Ноя (Бытие, 6);
    – много согрешили Содом и Гоморра и сгорели все кроме праведного Лота (Бытие, 19);
    – отвратились египтяне от истинного Бога и подверглись десяти казням, а войско фараоново потонуло на дне моря (Исход, 7-14);
    – сыны Израиля возроптали в пустыне на Бога, Моисея и Аарона – и погибло их более 14 тысяч (Числа, 16).
    Так и мадианитяне отвергли единого Бога сами и соблазнили евреев, за что и были истреблены.

    Хотя это далеко не полный список страданий и скорбей человеческих, но этого достаточно, чтобы увидеть их общую причину: все ужасы были следствием отвержения человеком Бога. Так что, Ветхий Завет – это никакой не учебник по нравственности. Бог приоткрывает нам, что альтернативы Его творению не существует в принципе. Можно выбрать вечную жизнь с Богом, либо вечную смерть без Него.

    Июнь 8, 2017 5:32

    “В-третьих, война нуждается в деньгах и солдатах, если инициаторы войны не смогут мотивировать солдат идти на войну, а спонсоров вкладывать в военную компанию деньги, то война рискует закончится не начавшись. Так что мотивация на войну является как минимум одной из важных причин войн. И тут религия как раз находится на первом месте, т.к она не предполагает обсуждения, кто такой человек чтобы спорить с Богом. К тому же религия и ее внутренние разногласия часто выступает чуть ли не основным критериям для деления на «свой/чужой». Так что религия привлекается отнюдь не потом, она является мощным мотивирующим фактором.”
    ————————————————————————————-
    Зачем говорить глупости?
    Самый секулярный век – XX – породил наиболее жестокие и кровавые войны.
    Их мотивация и близко не была религиозной. Тем более, их первичная мотивация. Попросту потому, что религия уже давно не имела того значения, что раньше.
    Революционная армия Франции уже в конце 18 века победоносно вырезала Вандею и экспортировала революцию без всякой религии, а, наоборот, с удовольствием вырезая католических попов. Атеистические “красные кхмеры” жестоко воевали с не менее атеистическими коммунистами Северного Вьетнама.
    Совершенно атеистический СССР успел влезть в Корейскую войну, в Афганистан. Атеистическая Куба Фиделя Кастро влезла в Анголу. Абсолютно светская Франция, чьи, действующие и сейчас, антирелигиозные законы 1905 г. затмевают советское антирелигиозное законодательство, рвала и громила Алжир так, что угробила там порядка 2 млн. человек…

    Более того, антирелигиозные и атеистические силы в XX веке неоднократно сами развязывали антирелигиозные войны. Так, мексиканский президент Кальес развязал кровавую войну кристерос, в которой погибло порядка 100 тыс. чел. Такой же антирелигиозный террор спровоцировали испанские республиканцы-атеисты, подготовив почву для прихода Франко.

    Июнь 5, 2017 13:43

    >Итак, причина войн, на глубинном уровне - человеческий грех.

    Сергей, значил ли это, что Евреи, ведущие войну на истребление против Хананеян, и других народов по прямому приказу Бога были ведомы грехом? Значит ли это, что когда Моисей, наставляя свои войска, инструктировал их оставлять детей женского пола, не познавших мужского ложа “для себя”, а познавших оное – просто убивать – он был ведом грехом?

    Ветхий завет – это руководство по порабощению и завоеванию других народов древними евреями. Не надо, пожалуйста, продавать это как учебник по нравственности!

    Июнь 3, 2017 8:32

    Религия – это связь с Богом. Цель религии – обожение, то есть усыновление Богу Отцу, и, тем самым, спасение себя от вечной смерти. Верующие так люди составляют Церковь как Тело Христово, именно эту Церковь не одолеют врата ада.

    Но Христиане живут на земле со всеми мирскими заботами и нуждаются также в церкви как организации. Вот эти две церкви, – небесная и земная, – пересекающиеся, но не совпадающие множества: не все члены земной церкви входят в Церковь небесную. В истории мы находим немало клириков, захваченных своими страстями и за церковью не видящих Бога. Вот, на картинке мы видим организатора и участников крестового похода под лозунгом «освободим Гроб Господень от неверных». Беда тех людей, увлечённых лозунгами, состоит в том, что они оставили заповеди Христовы.

    Но не в ведении войны цель христианства! К сожалению, очень мало людей за мирскими делами клира не могут разглядеть истинное сокровище Церкви – Христа.

    Май 30, 2017 19:36

    В-третьих, война нуждается в деньгах и солдатах, если инициаторы войны не смогут мотивировать солдат идти на войну, а спонсоров вкладывать в военную компанию деньги, то война рискует закончится не начавшись. Так что мотивация на войну является как минимум одной из важных причин войн. И тут религия как раз находится на первом месте, т.к она не предполагает обсуждения, кто такой человек чтобы спорить с Богом. К тому же религия и ее внутренние разногласия часто выступает чуть ли не основным критериям для деления на «свой/чужой». Так что религия привлекается отнюдь не потом, она является мощным мотивирующим фактором.

    Во-вторых религия тоже борется за власть и ресурсы, т.к религии часто хотят единолично господствовать на всей Земле, считая себя высшей культурой, а все остальные культуры низшими. Религиозные идеи в т. ч. и ее нетерпимость к чужим культурам, оказывает сильное влияние на общество, они мешают людям сотрудничать с другими культурами, тем самым провоцируя конфликты. Экономические и политические конфликты можно решить и мирным путем, и религия способна помешать этому пути, т.к. ей не свойственно идти на компромиссы.

«Большая советская энциклопедия» и «Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» дают только религиозной войны во Франции между католиками и гугенотами. Там ничего не сказано о Крестовых походах и о религиозных ХХ века. Получается четкого определения, «война религий» не существует.

Однако конфликты на религиозной почве происходят в мире постоянно. Во многих странах мусульманского мира и сегодня существует «священный джихад», который подразумевает под собой повсеместное распространение и утверждение ислама, вплоть до «священной войны» против иноверцев.

Существуют признаки, по которым можно определить «войну религий».К ним относятся: религиозных ритуалов военнослужащими, участие в боевых действиях священнослужителей и непосредственное привлечение духовных образов . Но главным признаком является принадлежность противодействующих сил к разным религиям.

К сожалению, часто используется в качестве инструмента для сведения счетов и развязывания кровавой бойни. Для того чтобы поднять волну негодования в обществе, и заполучить на свою сторону много сторонников, достаточно прилюдно сжечь Библию или Коран.

Зачастую за «войной религий» стоят миллиардные прибыли. Так было еще со времен Крестовых походов, когда к крестоносцам примыкали те, кто даже не имел морального права носить христианский крест.

Какие факторы могут послужить толчком к началу «войны религий»

Желание народа получить автономию, основываясь на различии религий. В этом случае, является своеобразным генератором, который подогревает желание образовать новое национальное государство.

Объединяющая религиозная война, которая основывается на желании народа, разбросанного по территории разных стран воссоединиться. При этом разделенный народ исповедует религию, которая отличается от общепринятого в государстве, где он проживает.

Общинные или внутренние религиозные конфликты, которые происходят внутри одного государства между различными сектами в рамках одной религии. В наши дни противостояние между суннитами и шиитами происходит по всему Ближнему Востоку.

Религиозно - абсолютистские конфликты возникают в странах, где на почве пропаганды одной религии проявляется нетерпимость к представителям другого вероисповедания.

Показательный того, как одно необдуманное провокационное действие на религиозной почве, может повлечь за собой гибель людей. Американский пастор Терри Джонс устроил акцию с сожжением Корана, что вызвало в Афганистане массовые нападения на сотрудников международных организаций. Сам пастор отделался небольшим штрафом, а результатом его поступка стала гибель ни в чем не повинных людей.

Религиозные войны породило принятие христианства в ортодоксальной форме. Так основатель Франкского королевства Хлодвиг, приняв в 496 г. крещение, обещал отныне бороться с идолами во имя креста - «поклоняться тому, что сжигал, и сжигать то, чему поклонялся». Под этим лозунгом Хлодвиг начал в 507 г. поход против германских племён и овладел почти всей римской Галлией.

Начиная с XI в. в мире начались Крестовые походы.

Инициатива первого крестового похода принадлежала католической церкви, которая являлась самым крупным феодалом. В 1095 г. на Клермонском церковном соборе во Франции папа выступил с призывом отправиться в крестовый поход для «освобождения гроба господня» (святыни христиан) и упомянул о богатой добыче, которая ожидает крестоносцев на Востоке. Таким образом, организаторы завоевательных походов маскировали свои истинные цели «освободительной» религиозной формой .

Первый Крестовый поход (1096-1099) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. Второй (1147-1149) и третий (1189-1192) были безрезультатны. Четвёртый Крестовый поход (1202-1204), организованный по инициативе Римского Папы Иннокентия III, был направлен против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204-1261). Последние походы - пятый (1217-1221), шестой (1228-1229), седьмой (1248-1254), восьмой (1270) - существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке.

Во Франции во второй половине XVI в. вели борьбу гугеноты (протестанты) и католики. За период с 1562 по 1593 г. насчитывается десять религиозных войн. По своему политическому содержанию это была тридцатилетняя война, включавшая десять кампаний, различавшихся по стратегическим целям, времени и театрам действий.

Тридцатилетняя война, начавшаяся в 1618 г. в Германии, переросла в борьбу за господство в Европе между императором Священной Римской империи Фердинандом II, поддержанным Испанией и Баварией, и Францией, поддержанной различными протестантскими государствами, а также папой 1 .

Религия использовалась во время гражданской войны в Англии (1642-1646, 1648-1649) между парламентской и королевской армиями.

В 1644 г. английским войскам был дан «Солдатский катехизис», разъяснявший цели войны и указывавший средства достижения победы. Английским солдатам парламентской армии внушалось, что их профессия благородна. Война является религиозной, это война против врагов, которые преследовали религию, разрушали мир справедливости и свободы. Поэтому солдаты перед потомством и самим собой должны встать на защиту чести и правого дела; кто не разделяет энтузиазма «честных и благочестивых» солдат, тот малодушный трус и тайный враг бога, а потому с ним будет иметь дело сам бог. «Честные и благочестивые» солдаты победят потому, что их дело справедливое и доброе, а дело врагов - безнадёжно дурное, а бог не может поддерживать коварного врага, бог всегда на стороне справедливости. Поэтому хороший солдат должен быть религиозным, благочестивым и нравственным, такого солдата благословит бог. Одним из средств воспитания парламентских солдат являлось изучение священного писания. При этом Кромвель (командующий парламентской армией - Прим. В.М.) указывал, что божественная сила так относится к физической, как бесконечность к одному .

В результате религиозных причин в VII веке арабы-мусульмане завоевали греко-римские территории от Сирии до Испании; в XIV-XV веках мусульмане захватили Индию, государства западноевропейской цивилизации воевали с православной Россией; католики воевали с протестантами, шииты с суннитами.

Императрица Екатерина II в 1769 г. приняла решение вторгнуться в Грецию с целью освобождения христиан от «нечестивого турка». Она убеждала греков примкнуть к борьбе с «неверными». Османы, приверженцы «газавата» («священной войны») вели войны не только для захвата новых земель, но и для «выполнения религиозного долга». В Балканскую войну 1912-1913 гг. царь Болгарии Фердинанд стремился освободить христиан от турецкого гнёта. Иран в войне с Ираком ставил задачу привести к власти шиитское большинство, создать Исламскую республику. Под влиянием идей самурая Ямадзаки Ансая (1618-1682) его ученики стремились в войнах добиться распространения «японского духа» не только в Азии, но и во всём мире. Испанский король Карл V ставил перед собой следующие цели: объединить весь христианский мир, возглавить его на борьбу с неверными (турками и маврами), разгромить их, распространить христианство на всей земле

Безусловно, самым ярким событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения. Экстремизм в исламе представляет собой мощное течение в рамках современного исламизма, понимаемого как политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития исходя из религиозных норм. Развернув свою деятельность по всей планете, это движение фактически превратилось в общемировое противостояние сил ислама всему остальному миру.

Солдаты ислама уже многие годы ведут непрекращающуюся войну во многих уголках земного шара (Алжир, Египет, Индонезия, Филиппины и многие другие страны). Не случайно, что атаку на Всемирный торговый центр почти моментально стали приписывать радикальным исламским группировкам. А одну из них - "Аль-Каида" - Соединенные Штаты Америки фактически признали организаторами этой операции.

Объектом агрессивных нападок религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные "неверными", так как именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка. Практика исламских радикалов заключается в активных и немедленных, а потому обычно агрессивных действиях по установлению исламского государства, прихода к власти истинных мусульман. Движущие силы современного исламского экстремизма составляют в основном студенты, рабочие, мелкие торговцы, инженеры, врачи. Расширению рядов религиозных экстремистов способствует происходящий в современном мусульманском мире процесс внедрения неприемлемой для ислама западной культуры и люмпенизация населения. На сегодняшний день, по приблизительным подсчетам, под знаменами различных экстремистских группировок, исповедующих ислам, находятся около шестидесяти миллионов бойцов.

2. РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ИРЛАНДИИ

Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно. Оно демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о "гармонии", которая якобы царит в странах западной демократии.

В данном случае религиозные противоречия теснейшим образом связаны с этническими, а также и с идеологическими. Идейно-теоретическую базу Ирландской республиканской армии (ИРА), стоявшей в авангарде сопротивления, можно охарактеризовать как радикально-социалистическую. К слову сказать, социалистические и даже коммунистические идеи активно берутся на вооружение большинством европейских "сепаратистов". Так, террористическая организация ЭТА, борющаяся за независимость басков и их выход из состава Испании, исповедует марксизм, парадоксально (казалось бы парадоксально) соединенный с радикальным национализмом. Внутри знаменитой УЧК ("Армии освобождения Косово") очень сильны радикально-социалистические настроения, причудливо сплетенные с национализмом и исламизмом.

В настоящий момент ирландское сопротивление находится в фазе затухания, вооруженную борьбу продолжает лишь непримиримое меньшинство из т.н. "истинной" ИРА. Однако сама проблема остается, и в обозримом будущем можно ожидать появления новых радикальных течений, причем религиозно-фундаменталистского окраса.

3. ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ

Революция, происшедшая в Иране, является одной из самых неожиданных побед исламского фундаментализма, которая, безусловно, потрясла привычный ход человеческой истории. Для многих тогда, в 1979 году, стало неожиданностью, что такое явление, как исламская революция, вообще оказалось возможным. Однако все сомнения были решительно развеяны революционно настроенными иранцами.

У самых истоков духовного сопротивления потрясавшей страну шахской тирании стоял духовный учитель, аятолла Хаири, ставший наставником и вдохновителем шиитских мыслителей и духовных деятелей - Хомейни, Табатабаи, Мотахарри, Мортэзалари и других. Его усилиями возник круг "революционных аятолл", который сделал возможным победу фракции "обновителей".

Зачистка исламского пространства от агентуры Мировой Системы прошла успешно и после выдержала испытание временем. После революции прошло уже больше двадцати лет. Когда произошла исламская революция, население Ирана насчитывало 37 миллионов, сейчас - 60 миллионов. Рост населения произошел, несмотря на то, что ущерб от прошедших после революции войны составил около 200 миллиардов долларов.

Для исламского религиозного сознания фигура имама Хомейни переросла чисто социальные мирские рамки. Само слово "имам", которое применяется к Хомейни, есть беспрецедентная уступка особому статусу личности лидера исламской революции, поскольку традиция шиизма признает только 12 имамов, последним из которых и будет Махди. Вождь последней великой войны, которая положит конец несправедливости и угнетению.

4. ВОЙНА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве - это развернувшаяся война за Святую землю Палестины. Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора - Иерусалим - имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий. Вопрос о статусе Иерусалима является главным камнем преткновения в израильско-палестинских отношениях, эту проблему можно было бы разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням, но пока этот долгожданный мир установить так и не удалось. Бесконечные крупные и мелкие военные столкновения происходят здесь уже не одно десятилетие. Количество жертв этого противостояния пока никем не подсчитано. События на Ближнем Востоке вызывают резко негативную реакцию со стороны представителей арабского мира. Палестинские отряды непрерывно черпают для себя новых рекрутов из числа мусульман, готовых сражаться за освобождение исламских святынь. В свою очередь, власти Израиля постоянно заявляют, что Иерусалим был, есть и будет единой и неделимой столицей Израиля, оставаясь святым городом для иудеев. И его израильтяне не согласны отдавать ни при каких условиях. Участники палестино-израильского конфликта пока что далеки от согласия. Удастся ли им найти общий язык и завершить многолетнее противостояние - покажет время.

5. ГОНЕНИЯ НА РЕЛИГИЮ В СССР

В прошлом веке в России развернулась беспрецедентная атеистическая кампания, важнейшим элементом которой были массовые репрессии в отношении священнослужителей и простых верующих. Вряд ли стоит сейчас подробно характеризовать масштабы репрессий, обрушившихся на православных и представителей иных конфессий. Об этом писалось и говорилось вполне достаточно.

Хотелось бы сказать несколько слов о том, что православие не выступало в те времена только лишь в "страдательной", так сказать, роли. Имели место быть случаи активного и пассивного сопротивления богоборческой власти. В период Гражданской войны органы церковного управления, существовавшие на "белой" территории, заняли откровенно антисоветскую позицию. В армии адмирала Колчака успешно сражался целый полк, сформированный из православных священнослужителей. Снос церквей и атеистические глумления коммунистических активистов часто срывались верующими, причем порой сопротивление принимало характер вооруженных восстаний.

Уже в 30-е годы, по данным органов НКВД, от 20 до 30% населения не являлись на работу в дни крупных религиозных праздников, что было чревато уголовным преследованием. Наряду с "сергианской" РПЦ, вынужденно занявшей примиренческую позицию, действовали тайные и явные структуры так называемой катакомбной - независимой - церкви. В эмиграции богоборческую власть осуждала Русская Православная Церковь Заграницей.

Именно упорное нежелание людей отказаться от веры во многом и вынудило коммунистическое руководство сделать определенные шаги навстречу верующим в 40-е годы - отказ от массовых репрессий, возвращение священников из мест заключения и ссылки, возврат храмов, оживление системы церковного образования и т.д.

6. КИТАЙСКАЯ ОККУПАЦИЯ ТИБЕТА

Это событие не вызвало особого резонанса на международной арене, хотя его значение для судеб мира трудно переоценить. 23 мая 1951 года 40-тысячная армия коммунистического Китая (КНР) вторглась на территорию Тибета - тогда еще независимого государства.

Формально тибетцам гарантировалась широчайшая религиозная и политическая автономия, однако собственные обещания китайские коммунисты стали нарушать с первых же дней своего владычества. За 50 лет господства маоистов в Тибете погибли полтора миллиона человек, из 6 тысяч монастырей уцелело лишь 13 (позже по сугубо прагматическим соображениям китайские власти разрешили открыть 1,5 тысячи монастырей). Кроме того, КНР проводил неблагоприятную для тибетцев демографическую политику, направленную на обеспечение китайского этнического преобладания в данном регионе. В настоящее время соотношение местного населения к китайскому составляет 6,5:7. Территория Тибета превратилась в свалку ядерных отходов КНР.

Имело (и имеет) место быть и сопротивление тибетцев красному Китаю. В 1959 году в регионе вспыхнуло вооруженное народное восстание, жестоко подавленное коммунистами. Тогда погибли около 100 тысяч человек. Лидер тибетцев Далай-лама бежал в Индию, где и создал правительство в изгнании.

В последнее время интерес мировой общественности к Тибету и его религиозно-политическим проблемам пробуждается все больше. Приведем лишь один пример - в 1989 году Далай-ламе была присуждена Нобелевская премия. Однако внимание к этой древней, "волшебной" стране все еще нельзя назвать достаточным.

По сути, политику китайских коммунистов в Тибете можно сопоставить с гонениями на православие в России, которые осуществляли коммунисты советские.

7. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В АФРИКЕ

Все последнее столетие Африканский континент становился полем боя для межконфессиональных войн. Многие страны континента пережили настоящую религиозную резню. Некоторые переживают ее до сих пор. Последние четырнадцать лет Судан раздирается ожесточенным противоборством между властью и оппозицией. Кровопролитная гражданская война унесла уже 2 миллиона человеческих жизней, а 600 тысяч суданцев были вынуждены покинуть свою родину.

Политические противоречия здесь отступают на второй план и уступают место противоречиям религиозным. Суданские власти выражают интересы мусульманской части страны, составляющей 70% всего населения, тогда как оппозиция строго ориентирована на язычников (25%) и христиан (5%). Причем ситуация усложняется тем, что правящий режим борется еще и с неортодоксальными нубийскими мусульманами, а также с многочисленными исламскими сектами.

В Нигерии, самой крупной стране Африканского континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами, мусульманами и язычниками.

Этнические и религиозные распри, постоянно раздирающие Нигерию, стали одной из самых больших опасностей для этой молодой страны. Борьба за власть в федерации между политическими деятелями Севера (мусульмане хауса, фульбе) и Юга (христиане йоруба, игбо) непрерывно осложняет политическое положение в стране.

Жестокие столкновения часто парализуют Лагос - экономическую столицу и самый крупный город Нигерии. В этом десятимиллионном африканском мегаполисе кровопролитные столкновения на улицах между христианами и мусульманами считаются совершенно обыденным явлением. В Лагосе, бывшей столице Нигерии, экстремисты из "Конгресса народа Одуа", представляющего собой военизированную группировку народности йоруба, захватывают представителей народности хауса и вершат над ними самосуд.

В штате Кадуна после введение шариата христиане, составляющие примерно половину населения штата, устроили массовый марш протеста. В считанные часы город был охвачен погромами.

8. КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИНДУИСТАМИ И ИСЛАМИСТАМИ

Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.

Конфликт между Индией и Пакистаном, подобно конфликту в Югославии, является столкновением двух различных конфессий - индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошел по конфессиональному признаку. Сейчас в Индии индуизм исповедует более 80% населения страны, однако в некоторых штатах большинство составляют приверженцы других религий. Так, в штате Пенджаб большинство населения являются сикхами, более половины жителей штата Нагаленд исповедуют христианство, а около двух третей населения штата Джамму и Кашмир составляют мусульмане. Поэтому Пакистан не перестает предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам. В этих штатах функционирует ряд сепаратистских политических исламских организаций, чья деятельность направлена на создание независимого государства (например, "Фронт освобождения Джамму и Кашмира"). Семена раздора, посеянные еще в конце 40-х гг. при довольно условном и произвольном территориальном размежевании, многократно приводили к вспышкам насилия, пограничным конфликтам, не раз перераставшим в локальные войны. В ходе многолетнего противостояния уже погибли сотни тысяч приверженцев ислама и индуизма.

Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира.

Как показывает практика, конфликты, имеющие в своей основе конфессиональные или этнические причины, могут длиться десятилетиями или даже столетиями. Об этом свидетельствует и опыт Балкан, и Кавказский регион, и противоборство в Северной Ирландии. Однако в случае индо-пакистанских отношений конфессиональный конфликт впервые может возникнуть между государствами, обладающими ядерным оружием.

9. ПРОТИВОСТОЯНИЕ СЕРБОВ И ХОРВАТОВ

Указанное явление более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.

Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами-католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.

Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 года) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.

Но, конечно, реакция на все это хорватских националистов была, мягко выражаясь, неадекватна. За ошибки и злоупотребления правящей элиты расплачивались простые сербы.

В заключение еще раз обратим внимание на теснейшую, мистическую, можно сказать, связь двух православных славянских народов - русских и сербов. И речь сейчас идет даже не о совместной борьбе против фашизма. Мало кому известно, но в период Второй мировой на территории Югославии активно действовал т.н. "Русский корпус", состоящий из монархически настроенных участников Белого движения 1917-1921 гг., оказавшихся в эмиграции. Они сотрудничали с нацистской Германией, сражались против титовских партизан, но самоотверженно защищали единоверцев-сербов от посягательств их недоброжелателей.

10. ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ

В 70-е ГОДЫ прошлого века в Латинской Америке возникло мощное религиозное течение, известное как "теология освобождения". Его идеологи (Густав Гутьеррес, Леонардо Боффа, Серхио Менендес и др.) бросили вызов мировой капиталистической системе, основываясь на собственной трактовке религиозных принципов христианства.

По мнению "теологов освобождения", жизнь и учение Христа представляли собой социальное восстание против Римской империи и эгоизма знати. По сути дела, они выдвинули концепцию некоего католического "джихада" - революционной религиозной войны против капитала.

В принципе, появление "теологии освобождения" есть лишнее свидетельство в пользу того, что в XX веке религии все больше и больше политизируются, активно включаясь в социально-политическое противоборство.

Надо отметить, что феномен "теологии освобождения" нельзя понять без рассмотрения его во взаимосвязи с персоной легендарного Эрнесто Че Гевары, который еще в 60-е годы предложил создать союз левых и католиков. Пламенный команданте, которого многие его последователи часто сравнивают с Христом, является культовой фигурой для "теологов освобождения", да и вообще для многих католиков. В Боливии, в тех местах, где сражался команданте, в каждой семье молятся святому Санто-Эрнесто-де-Ла-Игера - Че Геваре.

Иисус, религии и справедливая война
Существует ли вообще такое понятие, как справедливая война? Дискуссия на тему религии, религиозных войн и доктрины о справедливой войне...

Пол Копан

Кто из нас не слышал фразы «религия порождает войны»? Всем нам хорошо известны масштабные военные компании, которые неоднократно проводились на Ближнем Востоке и севере Африки во имя Ислама. Огромные территории, ранее принадлежавшие исламскому миру, захватывались во времена крестовых походов, организованных во имя Господа. В 16-м и 17-м веках в Европе пролилось немало крови из-за войн между католиками и протестантами (1550-1650). А сколько евреев было уничтожено под прикрытием религиозных убеждений! В 1948 году был убит Махатма К. Ганди; в 1959 году буддистским монахом был убит премьер-министр Шри-Ланки.1 В наши дни можно наблюдать постоянные столкновения между католиками и протестантами Северной Ирландии. В Индии идет непримиримая борьба между индусами и мусульманами. В Шри-Ланке не прекращается противостояние между буддистами и индусами. И еще недавно мир был свидетелем того, как Аятола Кхомени требовал смертной казни для Салмана Рашди в связи с его сатанинскими стихами.
Приводит ли религия к насилию и религиозным войнам?

Рассмотрим несколько наблюдений:

1) Утверждения Регины Шварц в её книге «Насильственное наследие монотеизма»2 о том, что «монотеизм» принес в западную цивилизацию насилие, а также то, что незападным религиям чуждо насилие, являются по меньшей мере наивными и поверхностными.

2) Одним из главных «виновников» пролития крови в 20-м столетии стала атеистическая идеология. Удивительно, что именно религию обвиняют в насилии, оставляя при этом без внимания уничтожение миллионов человеческих жизней под эгидой так называемых атеистических убеждений того же Сталина или Мао Дзедуна.

3) Таким образом, нам следует прежде всего понять основополагающие истины самой религии, а не просто судить о ней лишь с одной точки зрения. Мы должны ответить на вопрос, насколько согласовывался призыв обнажить меч во имя Христа и «отстаивать» христианство с тем, что утверждал Сам Иисус? Тот же вопрос касается и ислама, и индуизма.

4) Следовательно, не о религии как таковой следует говорить, когда речь идет о насилии, но об определенном мышлении, направленном на использование идеологии или «религиозного прикрытия» с целью контролировать людей и ограничивать их свободу.

5) Все, что попирает свободу совести, религии или прав человека, должно расцениваться нами как неправильное действие. Иногда это означает наказание тех, кто исповедует те же религиозные убеждения, что и мы, с той разницей, что ради пропаганды своей религиозной системы они прибегают к насилию. Например, почему никто не осудил Аятолу Кхомени за его желание казнить Салмана Рашди?
Религиозные войны между единоверцами:

Я очень рад, что этот вопрос затрагивает представителей мусульманского мира. Именно эти влиятельные личности обладают достаточной властью производить необходимые изменения в исламском мире так, чтобы все страны с этим считались.3 Например, Муктедар Кхан (мусульманин из Индии, член Центра изучения Ислама и Демократии, проживающий сейчас в Мичигане) открыто осудил события 11 сентября, выступив со следующим комментарием:
Израильская оккупация Палестины является одним из самых болезненных вопросов в отношениях между мусульманским миром и Западом. Отрицать этот факт нельзя, но я хотел бы напомнить вам, что правительство Израиля относится к миллиону проживающих в Палестине арабов с большим достоинством и уважением, чем арабские страны к своим же гражданам. Соединенные Штаты принимают у себя палестинских беженцев и не отказывают им в гражданстве, тогда как ни одна мусульманская страна (вопреки всем предписаниям Корана; 24:22), за исключением Иордана, не поддерживает палестинцев. Проявляя невероятное упорство в осуждении политики Израиля относительно Палестины, мы почему-то оставляем без внимания мусульманский режим, который жесточайшим образом притесняет права своего народа и уничтожает его тысячами. Вспомните Садама с его ядерным оружием, которое он направил на уничтожение мусульман (курдов)! А пакистанскую армию, которую направили против мусульман (Бенгалис)! Вспомните Маджахад в Афганистане и то, к какой бойне это привело! Осуждали ли мы когда-либо все эти злодеяния? Требовали ли мы международного вмешательства или какого-либо наказания за эти преступления? Знаете ли вы, как Саудовцы относятся к проживающему у них меньшинству, Шиас? Выступали ли мы хоть раз в защиту прав этих бедных людей? Нет! Зато все мы готовы осуждать Израиль. И делаем мы это не потому, что заботимся о правах палестинцев. Нам все равно, что с ними будет. Мы поступаем так, потому что ненавидим израильтян.

Может быть, это звучит резко, но если мы хотим, чтобы в Исламском мире произошли изменения, нам необходимо знать правду! О каких бы религиозных убеждениях не шла речь (включая мои личные), мы должны принять строгие меры, чтобы осудить и остановить совершаемое против человечества насилие.
Религиозная терпимость без религиозных войн.

6) Таким образом, притязания религий на истинность и уникальность не узаконивают насилия. Здесь нельзя не упомянуть о религиозном плюрализме.4

Несмотря на то, что Далай-лама отрицает существование Бога Творца, я не могу не оценить все, что он делал ради сохранения мира. Согласно его убеждениям, тибетский буддизм является «наивысшей и самой совершенной формой буддизма».5 Более того, человеку не под силу обрести полное спасение и способность проявлять искреннее сострадание до тех пор, пока он не примет доктрину о пустоте (саньята) - отсутствие рождения или независимое существование. Все вокруг - пустота. В начале 80-х в одном из своих интервью Далай-лама заметил, что состояния полного освобождения/равноправия «способны достичь лишь буддисты».6 Не могу с ним согласиться, но различие наших взглядов не узаконивает насилия или воинственности. Разные точки зрения не мешают нам продолжать борьбу за человеческие права, религиозную свободу, а также выживание и независимость наиболее угнетаемых представителей человечества.

На самом деле называющие себя религиозными плюралистами утверждают, что обладают добродетелью, которой ни я, ни Далай-лама не имеем - они верят, что лишь их убеждения истинны, а наши - нет! Итак, как бы мы ни старались, избежать притязаний религиозных активистов на исключительную стинность невозможно. Но при этом возникает вопрос: как нам относиться к людям, которые не разделяют наших взглядов? Должны ли мы проявлять к ним уважение или же считать своими врагами? Несогласие вполне может сосуществовать с уважением. На протяжении двух лет я сам посещал мусульманскую мечеть. Там я познакомился с чудесными людьми, у которых не один раз был в гостях. Терпимость не означает принятия всех взглядов и убеждений, с которыми вы не согласны (это было бы невозможно, поскольку мы сами не особенно терпим тех, кто не соглашается с нашим плюрализмом); скорее речь идет о принятии факта, что чьи-то убеждения являются в наших глазах неверными, но при этом важно относиться к людям, исповедующим другую точку зрения с должным уважением, признавая за ними право придерживаться иных взглядов, поскольку они, как и мы, сотворены по образу и подобию Божьему.
Справедливая война - выступает ли Иисус против войн?

7) Христианская церковь не является теократической (Иисус говорил: «Мое царство не от мира сего, но служащие Мне будут сражаться»). В идеале же верующие должны жить в пределах своих государств, стремясь приносить добро своей нации. Иногда их могут призывать защищать свое отечество (или же другую страну, нуждающуюся в помощи) от вражеского нападения.

В противоположность общепринятым взглядам слова Иисуса о подставлении другой щеки после того, как вас ударили в правую, подразумевают личное оскорбление, никак не связанное с актом физического насилия. Другими словами, Иисус подразумевал следующее: «Если тебя оскорбили, будь готов к повторному оскорблению». Если учесть, что люди во времена Иисуса были в основном правшами, удар по правой щеке являлся пощечиной, и даже сейчас на Ближнем Востоке это воспринимается как особо унизительное оскорбление. В Плаче Иеремии 3:30 как раз о таком оскорблении и идет речь: «Подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением». (Плач.3:30) Подобное оскорбление столь же унизительно, как если бы человеку плюнули в лицо.

Иисус не говорит: «Не защищайтесь, когда на вас нападают». Он также не говорит: «Не вступайтесь за женщину, когда её насилуют». Или же «Не защищайте вашу страну, когда на неё нападает враг». Иисус не опровергал законного принципа «око за око и зуб за зуб». Он выступал против неверного использования этого принципа с целью оправдать насилие или месть.7
Справедливая война - когда она была справедливой?

Несмотря на все мое уважение к пацифистским христианским организациям, я уверен, что существуют весомые библейские аргументы в защиту справедливой войны в качестве последнего средства восстановления мира. Государственные лидеры обязаны (если они управляют должным образом) следить за порядком и наказывать преступников. Бог утверждает за ними это право, как написано в Рим. 13:1-7 и 1 Пет. 2:14. Несмотря на то, что война не может быть приятной, и во время неё гибнут невинные люди, иудейско-христианская традиция открыто признает реальную опасность человеческого эгоцентризма и греховности, из-за которых необходимо применять силу, чтобы остановить распространение зла и насилия.

Если дело доходит до войны, она должна вестись на справедливых принципах. При этом должны учитываться как права человека, сотворенного по образу и подобию Божьему, так и греховность его природы:8

1) СПРАВЕДЛИВАЯ ПРИЧИНА: Единственной законной с точки зрения морали причиной вступать в войну является самозащита (или же защита отечества, которое в этом нуждается), или же если есть острая необходимость в нанесении упрежденного удара (например: «коварная страна», обладающая «подлым оружием»). Если бы этого правила придерживались во всем мире, люди не страдали бы от агрессии и войн.

2) СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕЛЬ: Единственной законной с точки зрения морали целью войны является восстановление мира; мотивацией должна быть справедливость, как для дружеской, так и для враждебной стороны. Месть, захват и завоевание не могут служить справедливым целям. Иногда в ходе войны могут наблюдаться «ненамеренные последствия» (смерть невинных граждан), сопутствующие основной цели - устранению насилия.

3) ПОСЛЕДНЕЕ СРЕДСТВО: «Войну следует начинать лишь в том случае, когда ни переговоры, ни арбитраж, никакие компромиссы не увенчались успехом; поскольку человек, как существо разумное, обязан решать любые разногласия не силой, но при помощи разума и закона».

4) ЗАКОННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ: Лишь законопослушное правительство имеет право инициировать войну. Лишь государство - а не отдельные личности или существующие в стране партии - может на законных правах распоряжаться этой властью.

5) НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ГРАЖДАНСКИХ ЛИЦ: «Те, кто находятся на государственной службе, включая военнопленных, медицинские службы и т. д., должны быть освобождены от военных обязанностей и какого-либо рода насилия».

6) ОГРАНИЧЕННЫЕ ЦЕЛИ: Целью войны является установление мира, а не разрушение экономики или политических институтов вражеского государства.

7) ОГРАНИЧЕННЫЕ СРЕДСТВА: для устранения насилия и восстановления мира следует применять лишь столько силы, сколько требует цель войны. Это не обязательно предполагает убедительную победу.

Во время Второй Мировой войны Клайв Льюис писал: «Война очень противоречива».9 Она, безусловно, приносит зло и агрессию, но если мы будем игнорировать насилие, не стараясь его остановить, мы причиним людям еще больший вред.
Льюис также утверждал, что пацифистское общество недолго будет пацифистским! К нему с терпимостью относятся лишь либералы. В либеральном обществе число пацифистов может быть либо достаточно большим, чтобы объявить страну воинственной, либо нет. Пацифизм такого рода ведет к тому, что очень скоро в нашем мире он может просто исчезнуть.10

Иисус говорил, что миротворцы блаженны. Он не подразумевал просто хранителей мира, но говорил о тех, кто сознательно ищет примирения конфликтующих сторон. Иисус Своей жизнью и смертью показал то, о чем позже апостол Павел написал: «Бог во Христе примирил с Собою мир».

© Пол Копан, Ravi Zacharias International Ministries (для большей информации см. выше)

Данная статья о религиозных войнах является выдержкой из серии обсуждений, с получением прав на их публикацию. Доктор Пол Копан является профессором евангельской школы Святой Троицы и выступает с семинарами в разных университетах. Также он является автором книг «Правда для меня, но не для вас» и «Это всего лишь твое толкование». (True for You, But Not for Me and That"s Just Your Interpretation.)

1. Еще недавно буддистский монах, Прамаха Саянирасута, был задержан после того, как направил свой самолет АК-47 в здание Таиландского парламента в знак протеста против военных действий полиции («Монах угрожает парламенту Таиланда», новости ВВС, 22 мая 2002 года; ).

2. Проклятие Ханаана: Насильственное наследие монотеизма. The Violent Legacy of Monotheism Chicago: University of Chicago Press, 1997.

3. Мусульманам следует признать, что их религия направлена не только на отстаивание своих прав, но также на агрессию и экспансию других народов. Подробные сведения о влиянии Ислама на евреев и христиан, а также о проблемных отношениях между христианским и мусульманским миром (представляемых мусульманскими обозревателями, как «толерантные»), вы найдете в работах еврейского писателя Бата Йеора «Упадок Восточного Христианства под давлением Ислама», а также «Ислам и Дхимитуда: где сталкиваются цивилизации» (Dickinson Farleigh University Press).

4. Критический взгляд на религиозный плюрализм вы найдете в книгах Пола Копана «Правда для меня, но не для вас» (Minneapolis: Bethany House, 1998); Гарольда Нетланда «Встреча с религиозным плюрализмом» (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 2001); Гальвина Декоста «Встреча с религиями и Троицей» (Maryknoll, N.Y.: Orbis, 2000).

5. «Доброта, ясность и проницательность» (New York: Snow Lion, 1984), 45.

6. Хосе Игнасио Кабезон. The Bodhgaya Interviews (New York: Snow Lion, 1988), 22.

7. Некоторые комментарии к Нагорной Проповеди Христа:
«Не противься злому»: Ветхий Завет выступает сторонником самозащиты (вплоть до убийства с целью защитить свою жизнь). Полиция и закон необходимы для сохранения порядка в обществе. В Рим. 13:4 ясно сказано о том, что злодеяния должны быть наказаны. Во второй главе Иоанна говорится о том, как Иисус разогнал продавцов в храме. Слова Иисуса не относятся к тому, как должно производиться управление в государстве, скорее речь идет об отношениях, которых должны придерживаться ученики Христа. (Например, правительство должно наказывать преступников. «Прощайте врагам вашим» не относится к системе правосудия и не означает, что преступники должны быть выпущены на свободу.)
«Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую»: эти слова не означают, что ваш ребенок не должен защищаться, если другие ребята в школе хотят его побить. И если мы видим, как насилуют женщину, это не означает, что мы не должны вступиться за неё. Когда по приказу первосвященника Иисуса ударили по щеке, Он «не обратил другую щеку». Напротив, Он сказал: «Если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Иоан.18:23)
«И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду»: Согласно закону Моисея, верхняя одежда считалась личной собственностью её владельца. (Исход 22:26) Этими словами Иисус хотел сказать, чтобы мы были готовы отдать то, что принадлежит нам по праву. Христиане должны добровольно отказываться от своей собственности ради блага других людей.
«И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»: Во времена Христа римский воин мог заставить еврея пронести какой-либо груз, но не более полутора км. Римляне так поступали, чтобы досадить евреям, поскольку те ненавидели римлян. И теперь представьте себе, какое удивление вызвало бы предложение христианина понести добровольно чужой груз/бремя! Такое поведение указывает на необыкновенный характер верующих! Этими словами Иисус хотел сказать: «Будьте выше ожиданий, которые к вам предъявляют».
«Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»: Этот отрывок не оправдывает неразборчивое отношение к деньгам. Скорее речь идет о добродушной и жертвенной щедрости - даже по отношению к злым людям. Нам не следует давать деньги человеку, от которого несет спиртным. Бог не дает нам ВСЕ, о чем мы Его просим, потому что знает, что не все наши просьбы пойдут нам на пользу (Иак. 4:2 и далее). Христос также не выступает в защиту законов, согласно которым правительство выделяет пособие всякому, кто о нем просит. Павел писал, что если человек хочет есть, он должен работать.

8. Выдержка из статьи Артура Холмза «Справедливая война». (Четыре точки зрения о войне) Robert Clouse (Downers Grove, Ill.: InterVarsity Press, 1991), 4-5.

9. «Бремя славы и другие статьи» (New York: Macmillan), 39.