Роль петровских реформ в развитии культуры россии.

- 49.28 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально – педагогический

Университет»

Институт менеджмента и экономической безопасности

Кафедра философии

Контрольная работа

По дисциплине: «Культурология»

Тема: «Петровские реформы и их влияние на культуру России»

Вариант. № 62.

Зачётная книжка. №

Выполнил студент группы Тц- 111. Власов.К.А.

Екаткринбург2012

Введение.

Глава 1.Политические идеи петровских реформ.

1.1.Реформы Петра первого и их влияние на

Русскую культуру.

1.2.Ф.Салтыков.

1.3.И.Посошков.

1.4.Ф.Прокопович.

Глава 2.Ломка старых традиций. Поворот в развитии

Искусства.

2.1.Литература петровского времени.

2.2.Развитие театрального искусства.

2.3.Живопись.

Глава 3.Зарождение новой архитектуры,

Изменение старых архитектурных традиций.

3.1.Новые влияние в архитектуре.

3.2.Санкт-Петербург.

Развитие науки.

4.1.Открытие школ различного типа.

4.2.Первые учебники. Введение гражданского шрифта.

4.3.Развитие науки. Учреждение академий наук.

4.4.Начало музейного дела.

Глава 5.Оценка роли

Заключение.

Литература.

Введение.

В настоящее время наша страна переживает период реформирования экономических и общественно-политических отношений, сопровождающего противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в различных слоях российского общества. Это вызывает обострённый интерес к реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра первого. Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного периода ломки общества, изучить подробные механизмы изменений в огромном государстве. Особый интерес вызывает реформы, связанные с зарождением в нашей стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.

Современники Петра считали его одного причиной и двигателем той новизны, какую вносили в жизнь его реформы. Равнодушного отношения к реформам не было ни у кого,так как реформы задевали всех. Первые доходят до того, что зовут Петра «Земным богом», вторые не страшатся называть его антихристом. И те и другие признают в Петре страшную силу и мощь, и ни те, ни другие не могут спокойно отнестись к нему, потому что находятся под его влиянием его деятельности.

Процесс изменения культуры России в эпоху Петра Великого – наиболее противоречивая часть петровских реформ. Ещё до Петра были созданы предпосылки реформации устоявших культурных норм и традиций, заметно усилились связи зарубежными странами, в Россию постепенно проникают западноевропейские культурные традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687г. Была открыта словяно – греко – латинская академия первое высшее учебное заведение в России.

И всё же деятельность Петра была революционной.

Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе Великого посольства ряда европейских стран. По возращение Пётр направляет много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей, главным образом для овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии образования в России. В 1701г. В Москве в Сухаревой башне открывается школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского университета шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы был Леонтий Магницкий – автор «Арифметики». В 1911г. В Москве появилась инженерная школа.

Пётр стремится к тому, что бы как можно скорее преодолеть возникшую ещё со времён тотаро – монгольского ига разобщённость России и Европы. Одним из её проявлений было разное летоисчисление, и в 1700г.Пётр переводит Россию на новый календарь – 7208год становится 1700-м, а празднование Нового года переносится с 1 сентября на 1 января.

В 1703г. В Москве выходит первый номер газеты «Ведомости» - первой русской газеты, в 1702г. В Москву приглашается группа Куншта для создания театра.

Происходили важные изменения в быту российских дворян, переделавшее российское дворянство «по образу и подобию» европейского. В 1717г. Выходит книга «Юности честное зерцало» - своего рода учебник этикета, а с 1718г. Существовали ассамблеи дворянские собрания по образцу европейских.

Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили исключительно сверху, а поэтому были достаточно болезнены как для высших, так и для низших слоёв общества. Насильственный характер некоторых из этих преобразований внушал отвращение к ним и вёл к резкому неприятию остальных, пусть даже самых прогрессивных начинаний. Пётр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.

Когда умер Пётр и кончилась его реформационная деятельность дело Петра не умерло и Россия не могла вернутся в прежнее состояние. Плоды его деятельности, внешняя сила России и новый порядок внутри страны были на глазах у каждого, а жгучая вражда недовольных стала воспоминанием.

Но многие сознательно жившие люди и долго спустя после смерти Петра продолжали ему удивляться не менее современников. Они жили в созданной им гражданской обстановке и пользовались культурой, которую он так старательно насаждал. Если Пётр внёс в Россию свет просвещения и создал и создал её политическую силу, то до него, как думали, была «тьма и ничтожество». Так приблизительно характеризовал допетровскую Русь канцлер граф Головкин, поднося Петру титул императора в 1721г.

В своей работе я пытаюсь показать, что было сделано Петром для конкретных преобразований культуры т.е. показать развитие науки и искуства, проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие России, а также проанализировать оценки реформ современниками Петра и последующими поколениями. Данная работа охватывает хронологически 1684 – 1725годы.

Глава 1.Политические идеи петровских

    1. Реформы Петра Первого и их влияние

На русскую культуру.

В конце 17 века, когда на русском престоле оказался молодой царь Пётр Первый, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России в отличии от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям ни к Чёрному, ни к Балтийскому через которые могла бы развивать внешнею торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.

Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми – дворянами шла ожесточённая борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств – Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.

Россия 17 века ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа необходимых преобразований во многом совпадающая с его реформами.

В период своего царствования Пётр первый умело подбирал себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие друзья царя – Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс. и др. Сплочённая группа сподвижников сформировалась и среди русских.

Блестящую политическую карьеру сделали А.Головин, братья Апраксины, А.Меньшиков.и другие. Активно действовала и плеяда идеологов и мыслителей, обосновавших необходимость преобразований. Среди них ведущее место принадлежит Ф.Салтыкову, И.Посошкову, Ф.Прокоповичу.

У Петра не было заранее разработанного общего плана реформ. Они рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых различных специальных слоёв, вызывало скрытое и открытое недовольство.

Реформаторская деятельность Петра Первого продолжала заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением. Пётр действовал решительно, целенаправленно с крайней жёсткостью По меткому определению Пушкина его указы были «не редко жестоки, своенравны, и кажется, писаны кнутом»

Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причём термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле - от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести «добрый порядок» в гражданской жизни государства. В самом начале 18 века царь был озабочен внешним видом подданных.

Сближение с западом проявилось и в том, что Пётр прилагал массу усилий к тому, что бы русский человек и внешностью походил на европейца. 26 августа 1698 года на следующий день после прибытия из-за заграницы, царь выступил в роли цирюльника. Он велел подать ему ножницы и самолично обрезал бороды у шокироных этой выходкой бояр.

Подобную операцию Пётр повторил несколько раз, решив покончить со старой русской бородой. О бритье бороды были изданы специальные указы.

Законодательно было установлено обложение налогом тех, кто носил бороду. Знатные и богатые платили по 50 руб. за бороду, остальные по 2 гривны. Сохранившийся до нашего времени указ 1705 года обязывал всё население страны, за исключением священников, монахов и крестьян брить бороды и усы.

Тем, кто не желал этого делать, надлежало платить большие налоги с учётом положения в обществе.

В этой же форме Пётр Первый организовал борьбу с долгополым платьем. 12 февраля 1699 года шуточное освещение у Лефортова дворца.

Гости прибыли на пир разряженные в традиционную русскую одежду – в шёлковых зипунах яркого цвета, поверх которых были одеты кафтаны с длинными рукавами. Поверх кафтанов была ферязь – длинное широкое платье из бархата, затем шуба и меховая шапка с высокой тульёй. Царю не нравилась эта пышная одежда, стеснявшая движенья, и мешавшая работе. На пиру Пётр Первый взял ножницы и принялся укорачивать рукава.

Но у всех руками царя одежду не укоротишь. По этому в январе 1700 года в Москве в ряде людных мест были повешены листы с царским указом: боярам, думным чинам, служившим, приказным и торговым людям носить иноземные короткие кафтаны. Были установлены сроки перехода на новую одежду для мужчин: конец 1770г. Для женщин – чуть позже.

Эти перемены повлияли и на русскую лёгкую промышленость, стали развивается мастерские и фабрики, производящие новые виды тканей, кружева, обувь, головные уборы, пряжки, застёжки и другие украшения. Пётр и здесь не остался равнодушным к происходящему. Производители предметов обихода для нового быта, предметов роскоши пользовались его покровительством и надзором. Иногда царь специальными указами обязывал фабрикантов прежде производить и пускать в продажу предметы нового быта, а затем, при выполнении этих условий они могли производить и продавать другие промышленные товары.

Продавцам длинного платья и сапог, лицам, беспошлинно носившим бороду угрожала ссылка на каторгу и конфискация имущества. В 1700 году у ворот Кремля были выставлены манекены с образцами новой одежды. Жители сибирских городов выпросили освобождения от новой одежды «по скудости своей». В конечном счёте камзолы, галстуки, жабо, чулки, башмаки и парики вытеснили старую русскую одежду. Быстрее всего утвердилась западная одежда среди женщин.

Дворянский быт изменялся и в следствии того, что царь заставлял дворян учится, служить в армии и флоте, в учреждениях гражданского управления. Указы царя регламентировали правила поведения в присутствиях, в судах, в церкви. За нарушение предписаний предусматривался значительный штраф и другие наказания.

Подданных Пётр Первый снабдил массой распорядительных и нормативных актов, определяющих их семейную, хозяйственную и духовную жизнь. Разительные перемены произошли и в дворцовом быту. Этому способствовала личность царя. Упрощались традиции, исчезала скованность.

Петровские реформы в быту касались, прежде всего, дворян. Однако царь не оставил без внимания и так называемых «подлых людей», всё податное сословие. Подданным предписывались типы домов, характер застройки с учётом противопожарной безопасности, техника сооружения печей, размер дымоходов ширина и ткацкого крестьянского полотна, уборка хлеба косой с граблями вместо серпов и т д.

В городской быт в петровское время вошли гуляния по торжественным датам, в честь той или иной победы – взятие Азова, победа под Полтавой, годовщина внештацкого мира и др. В эти дни устраивались торжественные процессы со множеством украшений. В моде были праздничные фейерверки, на площадях выставляли угощения.

И всё – таки влияние петровских реформ на народный быт было незначительным.

В народных массах России петровские преобразования выразились двояко. С одной стороны, тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой – в духовной жизни народа отложился положительный образец Петра – преобразователя в песнях о Полтавской победе, в «плачах» о царе и т.д.

3.1.Новые влияние в архитектуре.
3.2.Санкт-Петербург.
Глава 4.Новая организация просвещения
.Развитие науки.
4.1.Открытие школ различного типа.
Появление профессионального образования.
4.2.Первые учебники. Введение гражданского шрифта.
4.3.Развитие науки. Учреждение академий наук.
4.4.Начало музейного дела.
Глава 5.Оценка роли
Заключение.
Литература.

18 столетие в истории России стало поистине судьбо­носным. Оно явилось временем коренных перемен, вызванных петровскими реформами. Своими преобразованиями Петр I круто повернул Россию на Запад. Этот поворот и его послед­ствия для развития России и русской культуры стали предме­том острого спора ученых и мыслителей, который с особой силой разгорелся в 19 веке и продолжается по сей день.

У одних начавшиеся перемены вызывали самую высокую оценку, восторг и восхищение, другие же, напротив, оценива­ли их весьма критически, усматривая в них истоки всех после­дующих бед и несчастий России. В частности, русский рели­гиозный философ П. Я. Чаадаев дает резко отрицательную оценку деяниям Петра, считая, что тот «вырыл пропасть меж­ду нашим прошлым и нашим настоящим».

Столь же критически смотрит на Петра французский фило­соф-просветитель Д. Дидро, полагая, что своей слишком по­спешной и форсированной европеизацией он нанес России непоправимый вред, лишив ее возможности и в будущем успешно осваивать западные достижения. Некоторые авторы укоряют Петра за то, что он разрушил прежнюю целостность русской культуры, сделал ее разорванной, противоречивой и больной, расколол на две части, одна из которых - культура высших слоев общества - утратила самобытность русской культуры, стала чужеродной для основной массы народа.

Сторонники петровских преобразований придерживаются иной точки зрения. Так, авторитетный историк С. М. Соловь­ев полагает, что европеизация оказалась вполне совместимой с культурно-историческим развитием России. По его мнению, Петр своими реформами осуществлял то, что на Западе имело место в эпоху Возрождения. Примерно такого же мнения при­держивался историк К. Д. Кавелин.

Петровские реформы трудно оценить однозначно, они име­ли двойственный характер. Прежде всего, сделанный Петром выбор между Востоком и Западом в пользу последнего был исторически необходимым и потому правильным. Попытки сохранить прежнюю самобытную Россию в неизменном виде вряд ли были осуществимы, либо они могли привести к утрате Россией своей самостоятельности и независимости, а вместе в этим - к исчезновению ее самобытности.

Начатые Петром преобразования вызвали экономический рост России, позволили ей значительно расширить свою тер­риторию - за счет присоединения Крыма, Северного Причер­номорья, Северного Кавказа и западных земель, превратили ее в великую и могучую империю. Благодаря победам в Северной и турецких войнах Россия получила статус балтийской и чер­номорской державы. В ней возникли новые крупные города Санкт-Петербург, ставший столицей государства, Севастополь, Екатеринослав, Екатеринодар, Екатеринбург, Одесса и др.

Высокий экономический и военный потенциал России по­зволял ей оказывать огромное влияние на ход мировой исто­рии. В то же время грандиозные преобразования стали тяже­лым испытанием для народа. За создание новой России ему пришлось заплатить огромную цену.

Исключительно сложной и неоднозначной является также фигура Петра. Он обладал невероятной силой воли, неисто­щимой энергией, твердым и настойчивым характером, был одарен многими талантами. Его кипучая деятельность покои­лась не только на воле, но и на широких знаниях, богатом практическом опыте. Петр был человеком высокой культуры. Он знал два иностранных языка (голландский и немецкий), и в совершенстве владел 14 ремеслами, имел острый ум и образ­ное мышление, наделен был сильным эстетическим чутьем.

Петр сожалел, что не может работать одновременно двумя руками: держать в правой руке шпагу, а в левой - перо. Это позволило бы ему сделать гораздо больше. Он считал, что предназначение государства - внутренняя и внешняя безопас­ность, а свою славу оно должно находить в искусстве и науке. Разворачивая Россию на Запад, он не отрекался от отечественной культуры и древних традиций. Он проявлял глубокое уважение к прошлому, что получало выражение в строительстве новых храмов, в особом почитании дела Александра Невского, останки которого были перенесены в Петербург, в спе­циально построенную для этого Невскую лавру.

Хотя эпоха «просвещенного абсолютизма» в России связывается с Екатериной II, на деле именно Петр был настоящим просвещенным монархом. То же самое можно сказать по от­ношению к Западу. Европа не знала такого правителя, как Петр, хотя понятие «просвещенного абсолютизма» обычно относят к ней. Петра по праву называли «северным исполи­ном». Подчеркивая масштабы его выдающейся личности, Пуш­кин отмечал, что Петр «один есть целая всемирная история».

В то же время его личность не была лишена крайностей. В его деяниях воля и произвол иногда брали верх над мерой и разумом. Некоторые свои реформы он начинал без должной подготовки, а при их проведении допускал излишнюю поспешность и нетерпение. Его любимыми выражениями были «не мешкать», «учинить по сему немедленно». Максимализм и бескомпромиссность Петра иногда переходили в дикую ярость и беспощадную жестокость. Это случалось даже по отноше­нию к его близким, в частности к сыну Алексею.

Глубокому реформированию были подвергнуты практиче­ски все области общественной жизни - государственно-административное устройство, экономика, армия, Церковь, наука и просвещение, художественная культура. Основное со­держание и характер проводимых реформ выражали две тен­денции: секуляризация, т. е. обмирщение, ослабление религиозного и усиление светского начала в культуре, а также ее европеизация.

В 1711 г. вместо прежней многочисленной Боярской Думы (до 190 чел.) Петр I учреждает Сенат, состоящий из 9 человек, назначенных самим царем. Критерием отбора в Сенат служили лишь деловые качества, а прежние наследственные привилегии не учитывались. Сенат выступал как высший орган по де­лам законодательства и государственного управления.

Ранее существовавшие приказы были заменены 12 колле­гиями (министерствами), ведавшими отдельными сферами государственного управления. Страна была поделена на губер­нии и уезды. Благодаря этим нововведениям государство дос­тигало высшей степени централизации и превращалось в аб­солютную монархию.

Исключительно важное значение имела реформа Церкви, которая существенно ограничила место и роль религии и Церкви в жизни общества. Главная потеря Православной Церкви - упразднение патриаршества. Его место заняла Ду­ховная коллегия, или Святейший Синод, во главе которого стоял обер-прокурор, назначаемый царем. Фактически Синод мало чем отличался от других государственных учреждений.

Церковь лишилась части своих земель и доходов, что суще­ственно ослабляло ее экономические основы. Духовенство ставилось в один ряд с другими сословиями. Священникам вменялось в обязанность не только содействовать проводимым преобразованиям, но и помогать властям в сыске и задержа­нии противников реформ. От них при этом требовалось даже нарушение тайны исповеди: под страхом казни священники должны были доносить о намерениях исповедовавшихся со­вершить государственное преступление. В результате всех этих мер произошло огосударствление Церкви. Она оказалась в полной зависимости от светской власти.

Петровская эпоха создала благоприятные условия для оживления экономики. Россия начинает активно осваивать промышленное производство. В стране быстро растет число ткацких и текстильных предприятий, в особенности по произ­водству сукна и шерсти. Урал становится центром по выплав­ке металла, который с 20-х годов 18 века вывозится за ру­беж. Впервые организуется промышленное производство фарфора.

Значительный прогресс наблюдается во всей материальной культуре, в технике и технологии. Уральский теплотехник И. П. Ползунов разработал проект универсального парового двигателя и построил паросиловую установку, опередив анг­лийского изобретателя Д. Уатта. Механик-самоучка И. П. Кулибин изобрел многие механизмы - часы, прожектор, семафор­ный телеграф, разработал проект моста через Неву. В сельском хозяйстве вместо серпа используется коса, создаются конные заводы, успешно развивается скотоводство. Петр I придавал большое значение торговле, называя ее «верховной обладательницей судьбы человеческой», и всячески содействовал ее развитию. По его инициативе устраиваются крупные ярмарки, строятся каналы: построен Вышневолоцкий, начато строи­тельство Волго-Донского.

Развитие материальной культуры и экономики позволило провести модернизацию армии, что сделало ее одной из самых современных и сильных. В русской армии впервые появляется конная артиллерия, начинают использоваться ручные гранаты и штык. Главным достижением в военном деле стало создание русского флота - любимого детища Петра.

18 век стал временем создания в России системы свет­ского образования и науки, которые раньше практически от­сутствовали. Происходившие глубокие преобразования во всех областях общественной жизни остро ставили проблему подъе­ма культурного и образовательного уровня населения, которую нельзя было решить без широкой сети новых учебных заведе­ний. В 1701 г. на Сухаревой башне в Москве открылась Навигацкая школа, которая в 1715 г. была переведена в Петербург, где на ее основе была создана Морская академия. Чугь позже по типу Навигацкой появляется еще несколько школ - Инже­нерная, Артиллерийская и Медицинская.

В 1703 г. в Москве открывается частная общеобразователь­ная гимназия Э. Глюка, имевшая задачей подготовку кадров для научной деятельности. Основу начального образования в губернских городах составили цифирные школы. В специаль­ных школах для подьячих готовили разного рода чиновников. При наиболее крупных мануфактурах - на Урале и других мес­тах - открывались ремесленные училища. В 1722 г. появилось первое коммерческое училище.

В становлении и развитии науки большую роль сыграла Петербургская академия, созданная по инициативе Петра и открытая в 1725 г. Первоначально в состав Академии входили главным образом иностранные ученые, изъявившие желание работать в России. Многие из них имели мировую известность: математики Л. Эйлер и Д. Бернулли, физик Ф. Эпинус, ботаник П. Паллас. Первыми русскими академиками были географ С. П. Крашенинников, натуралист и путешественник И. И. Лепехин, астроном С. Я. Румовский и др.

В отличие от западных Российская Академия не зани­малась богословием, являясь целиком светским государственным учреждением. В то же время она была тесно связана с отечественным искусством. В 1732 г. при ней было органи­зовано художественное отделение. Имея мощную поддержку государства, Академия уже в первые десятилетия создала тру­ды мирового уровня.

Исключительную роль в развитии отечественной и миро­вой науки сыграл великий русский ученый М. В. Ломоносов (1711 - 1765), ставший первым русским членом Академии в 1745 г. Он был не только великим естествоиспытателем, но и поэтом, филологом, художником, историком. По масштабу своей личности он ни в чем не уступал европейским титанам эпохи Возрождения. Подчеркивая универсальный характер его личности, А. С. Пушкин отмечал, что «Ломоносов обнял все отрасли просвещения», что «он все испытал и во все проник». Важнейшей вехой в становлении и развитии российской науки и образования явилось основание в 1755 г. Московского университета. Первоначально он имел три факультета: фило­софский, медицинский и юридический. Затем он быстро стал крупнейшим центром по подготовке специалистов во всех от­раслях знания. В 1783 г. создается Российская академия наук, первым президентом которой становится княгиня Е. Р. Даш­кова. Академия также сыграла огромную роль в развитии оте­чественной науки. Первым ее крупным научным достижением явился шеститомный «Словарь Российской академии», содер­жавший толкования основных научных терминов и понятий. В целом можно с полным основанием сказать, что в течение одного столетия российская наука совершила мощный рывок вперед. Начиная почти что с нуля, она смогла подняться до мирового уровня.

18 столетие было отмечено глубокими изменениями в общественном сознании, значительным оживлением и подъе­мом общественной мысли. Этому способствовали как петров­ские преобразования, так и крепнущие и расширяющиеся контакты с европейскими странами, благодаря которым в Рос­сию проникают идеи западного рационализма, гуманизма и Просвещения. Одна из важных черт происходящих в общест­венном сознании изменений - ослабление влияния религиоз­ной идеологии, усиление светского, научного и рационального начала. Вторая существенная черта - стремление осмыслить прошлое и настоящее России, что сопровождалось ростом на­ционального самосознания.

Крупным русским мыслителем 18 века был Феофан Прокопович, современник и сподвижник Петра. В своих работах («Слово о власти и чести царской», «Правда воли монар­шей» и др.) он разрабатывает русский вариант концепции просвещенного абсолютизма. Опираясь на европейские идеи естественного права, общественного договора и общего блага и сочетая их с российскими особенностями, Прокопович, бу­дучи почитателем Петра, всячески прославлял его деяния и подавал его за образец просвещенного монарха. Он был также идеологом реформирования Церкви, обосновывал необходи­мость ее подчинения государству.

Осмыслению прошлого России посвящены труды В. Н. Та­тищева - первого крупного русского историка, написавшего «Историю Российскую с самых древнейших времен». В ней он прослеживает историю России от Рюрика до Петра I.

А. Н. Радищев - писатель и философ - занимает особое ме­сто в духовной жизни России. Он разработал концепцию рус­ского Просвещения в его радикальном, революционном виде. В главном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» писатель нарисовал яркую картину ужасающего по­ложения крепостного крестьянства, в котором увидел глубин­ные истоки будущих потрясений России. Радищев предложил проект реформ сверху, которые носили демократический ха­рактер и включали освобождение крестьян.

Художественная культура России 18 века также пережи­вает глубокие изменения. Она все явственнее приобретает светский характер, испытывая растущее влияние со стороны Запада. К середине столетия в ней вполне сложились основ­ные европейские стили: классицизм и барокко.

В литературе классицизм представляют А. Д. Кантемир, В, К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Первый из них добил­ся литературной славы своими сатирами. Из-за содержавших­ся в них острот, шуток и сарказмов, направленных против власти имущих и духовенства, нажил себе влиятельных врагов при дворе, что задержало их публикацию на три десятилетия.

В. Тредиаковский является автором поэмы «Тилемахида». Он также внес значительный вклад в теорию литературы, раз­работав принципы русского стихосложения, оказал влияние на поэзию В. А. Жуковского, А. А. Дельвига. Многие его последующие произведения были также в форме од, имевших глубокое философское содержание и высокое гражданское звучание. Помимо этого он является автором трагедий, сатир и эпиграмм. Некоторые его произведения по стилю близки к барокко.

В архитектуре западное влияние сказалось наиболее сильно. Новая столица России - Санкт-Петербург - представляет собой резкий контраст с Москвой. Город Петра создавался на совершенно новых принципах градостроительства, имевшего ансамблевый характер, покоившегося на строгой планировке улиц, площадей, административных зданий и дворцов. До недавнего времени именно Петербург считался настоящим современным городом, тогда как Москву часто называли «большой деревней». Некоторые почитатели красавца Петербурга предлагали называть его «восьмым чудом света» - в дополнение к известным «семи чудесам».

Русский классицизм в архитектуре 18 века представляли И. Е. Старов, Д. Кваренги, В. И. Баженов, М. Ф. Казаков. Первый из них построил Таврический дворец и Троицкий собор Александро-Невской лавры в Петербурге. Кваренги павильон – «Концертный зал» и Александровский дворец в Царском селе (ныне Пушкин), Эрмитажный театр и Ассигнационный банк в Петербурге. Баженов и Казаков творили в Москве. Первому принадлежит великолепный дом Пашкова, а второму - старое здание Московского университета, Сенат в Кремле, Первая городская больница.

Русское барокко в архитектуре нашло яркое воплощение в творчестве Д. Трезини и В. В. Растрелли. Первый построил «здание Двенадцати коллегий» (ныне университет), Летний дворец Петра I и собор Петропавловской крепости в Петербурге. Второй - Зимний дворец (ныне Эрмитаж) и Смольный монастырь в Петербурге, большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском селе.

18 век стал временем расцвета русской живописи. Русская портретная живопись поднимается до уровня лучших образцов европейского искусства. Основоположниками портретного жанра являются А. М. Матвеев и И. Н. Никитин. Первый написал «Автопортрет с женой» и парные портреты супругов Голицыных. Наиболее известные работы второго – «Напольный гетман», «Петр I на смертном ложе». Наивысшего расцвета портретная живопись достигает в творчестве Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого и В. Л. Боровиковского. Первый прославился картинами «Неизвестная в розовом платье» и «В. Е. Новосильцева». Левицкий создал картины «Кокоринов», «М. А. Дьякова». Боровиковскому принадлежит известное полотно «М. И. Лопухина». Наряду с портретной успешно развивается историческая живопись. Ее представляет А. П. Лосенко, написавший картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой». Художник работал также в жанре портрета.

В 18 веке в России рождается и успешно развивается современная скульптура. Здесь также ведущее место занимает портрет. Наиболее значительные достижения связаны с творчеством Ф. И. Шубина, работавшего в духе классицизма. Он создал портреты-бюсты А. М. Голицына, М. Р. Паниной, М.В. Ломоносова. В стиле барокко творил Б. Растрелли. Лучшим его произведением является «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком». В жанре монументальной скульптуры известным творением является «Медный всадник», созданный Э. Фальконе.

В 18 веке заметные изменения происходят и в музыке, хотя и не такие глубокие, как в других видах искусства. Создается новый национальный инструмент- балалайка (1715). С середины столетия получает распространение гитара. Продолжает успешно развиваться церковно-певческая, хоровая музыка. В то же время возникают новые жанры. В частности, появляется военная музыка, исполняемая духовыми оркестрами. Возникает камерно-инструментальная, оперная и симфоническая музыка. Многие аристократы заводят домашние оркестры. Особого выделения заслуживает творчество Д. С. Бортнянского, создавшего прекрасные хоровые произведения, а так же оперы «Сокол», «Сын-соперник».

В 18 веке рождается первый профессиональный русский театр, его создателем стал великий актер Ф. Г. Волков.

Глубокие изменения затронули не только рассмотренные области культуры, но и весь уклад повседневной жизни. Здесь одно из главных изменений было связано с введением нового летоисчесления и календаря. По указу Петра вместо прежнего от «Сотворения мира» впредь предписывалось исчислять года от Рождества Христова, то есть с 1 января 1700 г., как это было принято в европейских странах. Правда, Европа пользовалась григорианским календарем, а в России вводился юлианский. По петровскому указу устанавливалась новая традиция - торжественно встречать «Новый год и столетний век», украшая ворота домов сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветками, устраивая стрельбу, игры и потехи.

По другому указу Петра вводилась новая форма общения людей - ассамблеи. На них собирались представители высших слоев общества для отдыха и веселого проведения времени в танцах, непринужденных беседах, за игрой в шахматы и шашки. В повседневную жизнь придворной знати входит традиция двуязычия. При Петре и Анне распространяется немецкий язык, а начиная с Елизаветы - французский. Влияние французской культуры проявлялось и в том, что дамы светского общества начинают музицировать на клавесине.

Существенные изменения происходят в одежде. Старинные русские длинные одеяния уступают место немецким кафтанам, коротким и узким европейским одеждам. У мужчин высших слоев общества исчезают бороды. Среди придворной знати утверждаются европейские правила этикета и светские манеры поведения. Правила хорошего тона среди детей дворян пропагандирует популярная в те времена книга «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению».

Культурные преобразования и нововведения 18 века касались преимущественно привилегированных сословий русского общества. Низшие сословия они почти не затрагивали. Они вели к разрушению прежнего органического единства русской культуры. К тому же эти процессы проходили не без издержек и крайностей, когда некоторые представители высших кругов общества начисто забывали русский язык и культуру, русские традиции и обычаи. Тем не менее объективно они были необходимы и неизбежны. Культурные преобразования способствовали общему развитию России. Без современной светской культуры Россия не смогла бы претендовать на достойное место среди передовых стран.

Подробное решение параграф §10 по истории для учащихся 8 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Почему в Петровскую эпоху знаний, получаемых в церковных школах, стало не хватать?

Знания, получаемые в церковных школах, были основаны лишь на изучении Закона Божьего, что было недостаточно для решения практических вопросов в области медицины, горного дела, металлургии, мореплавании и других отраслях хозяйства, которые бурно развивались в Петровскую эпоху.

2. Какие сословные ограничения действовали в начале 18 в. при поступлении в учебные заведения?

Дети крепостных крестьян в государственных школах обучаться не имели права.

3. В чем заключался практический смысл развития горно-разведочной службы для экономики России?

Практический смысл организации горно-разведочной службы для экономики России заключался в том, открытия полезных ископаемых (медных руд, каменного и бурого угля, минеральных вод) способствовали развитию промышленности (цветной и черной металлургии, курортного дела). Это способствовало успехам в военном деле, изготовлению оружия, строительстве и т.д.

4. Почему особенно активно при Петре 1 развивались естественные науки?

При Петре 1 особенно активно развивались естественные науки, потому что они приносили конкретную пользу государству и обществу, научные и теххнические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей и при строительстве зданий и крепостей.

5. Какие научные достижения, сделанные в России в этот период, упоминаются со словом «впервые»?

1707 г. – Я.Брюс составил первую в России карту звездного неба

1712 – 1725 гг. – А.Нартов первым в мире изобрел и построил ряд токарных станков

1714 г. – открыта первая в России научная библиотека

1719 г. – открыт первый русский музей (Кунсткамера)

1724 г. – по проекту Е.Никонова создана и испытана первая русская подводная лодка

6. Что означает понятие «светская культура»? Приведите примеры «несветской» культуры.

Светская культура – та, которая не связана с религией прямым и очевидным образом (что, однако, не означает отсутствия неявной, косвенно связи). Примеры «несветской» (религиозной) культуры – церковная музыка, храмовое строительство, иконопись.

Изучаем документы

«Из юности честного зерцала…»

1. Выясните, что такое «Юности честное зерцало…».

Ю́ности честно́е зерца́ло (полное название «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов») - пособие для обучения и воспитания детей дворянcкого сословия, подготовленный в начале XVIII века по указанию Петра I.

2. Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям?

3. Где было необходимо придерживаться этих правил – дома, на людях, во дворце, везде? Докажите свой вывод, используя текст документа.

Этих правил было необходимо придерживаться везде, т. к. воспитанный человек ведет себя правильно не только тогда, когда его заставляют. Помимо почитания родителей, в этом отрывке говорится об уважении ко всем старшим.

1. Выясните, велика ли для того времени была сумма штрафа.

В 1704 году Петр I провёл коренную денежную реформу: копейка стала выпускаться из меди и увеличилась в размере. Средний размер заработной платы неквалифицированного работника в это время составлял 5−8 копеек в день. Для сравнения: пуд мяса тогда стоил 30 копеек, пуд хлеба - 10 копеек. За день рабочий зарабатывал на 2,5−4 кг мяса.

2. Узнайте, что происходило с теми людьми, кто отказывался следовать указу, но не имел возможности заплатил штраф.

Если выяснялось, что у кого-то нет знака, то есть он носит бороду и усы «безданно и беспошлинно» или же знак получил обманным путем, то таких лиц били кнутом, а иногда даже ссылали на каторжные работы, не взирая на сословную принадлежность.

Исключение сделали только для лиц духовного звания.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Перечислите важнейшие элементы культурных традиций Западной Европы, проникшие в Россию в эпоху Петра 1.

Пётр изменил начало летоисчисления с так называемой византийской эры («от сотворения Адама») на «от Рождества Христова». 7208 год по византийской эре стал 1700 годом от Рождества Христова, а Новый год стал праздноваться 1 января.

После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, которая получила название «Ведомости», появляются переводы многих книг на русский.

При Петре в 1703 появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами («Арифметика» Леонтия Магницкого). До того числа обозначались буквами с титлами (волнообразными линиями).

Произошли изменения в русском языке, в который вошли 4.5 тысячи новых слов, заимствованных из европейских языков.

Специальным указом царя в 1718 были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. На ассамблеях дворяне танцевали и свободно общались, в отличие от прежних застолий и пиров.

3. Исследуйте биографию Якова Брюса. Опишите достоверность легенд о нем.

Москвичи издавна обходили стороной стрелецкую казарму, в которой располагалась часть полковника Сухарева, – бесшабашные стрельцы могли спьяну и деньги отобрать, а то и голову проломить. Но с куда большей опаской горожане стали относиться к Сухаревой башне, когда там поселился Яков Брюс и организовал по велению царя школу математических и навигационных наук. А на последнем этаже устроил обсерваторию. Светящееся каждую ночь окно обсерватории быстро уверило москвичей в том, что дело здесь нечисто.

Свечной торговец Алексей Морозов, например, утверждал, что как-то в сумерках сам видел, что из окон астронома вылетают железные птицы, делают несколько кругов вокруг здания и потом возвращаются обратно. Следующей ночью купец вернулся к башне вместе с домочадцами. В кабинете Брюса горел свет, в окне маячила фигура графа, из башни доносились чьи-то надрывные стоны. Вдруг одно из окон отворилось, и оттуда вылетели три железных чудовища с человеческими головами. Вне себя от ужаса Морозов с домочадцами мчался по ночному городу подальше от страшного места. И вскоре по городу прошел тревожных слух – лютеранин из Сухаревой башни общается с нечистой силой и с ее помощью превращает живых людей, чьи стоны и разносятся по окрестностям, в летающих железных драконов.

Как любой уважающий себя чернокнижник, Брюс пытался разгадать тайну жизни и создал искусственного человека. Тот же Павел Богатырев записал впечатления современников Брюса, будто колдун обзавелся «механической куклой, которая умеет говорить и ходить, но не имеет души». Железная горничная прислуживала графу в его обсерватории. Когда же Яков Брюс ушел в отставку и покинул город, он увез ее в свое подмосковное имение Глинки. Там кукла свободно разгуливала среди причудливо стриженых лип и кокетничала с крестьянами. Крепостные графа, завидев куклу, сначала разбегались, но потом привыкли к ней, и между собой называли «Яшкиной бабой».

Брюс пугал москвичей и после смерти. Его тело уже было погребено в склепе у лютеранской кирхи Св. Михаила в Немецкой слободе, но каждую ночь в обсерватории по-прежнему загорался свет. Москвичи говорили, что это дух колдуна охраняет свою магическую книгу. Кстати, по легенде, Брюс скончался также необычно, как и жил. Рассказывали, что колдун погиб во время опытов у себя в поместье в Глинках. Будто бы Брюс велел слуге разрезать себя на части, а потом полить волшебным эликсиром вечной молодости, сделанным по рецепту той самой книги. Опыт практически удался. Но когда части тела расчлененного графа стали срастаться, в лабораторию ворвалась жена Брюса, убила слугу и похитила эликсир. Неприкаянный дух же убитого вместе с книгой переместился в Сухареву башню.

– Сухареву башню, в отличие от других памятников архитектуры, уничтожали долго и кропотливо, – рассказывает Зинаида Татарская. – Сталин, как и многие тираны, увлекался мистикой и хотел отыскать книгу Брюса. Он велел разбирать башню по кирпичикам и все содержимое относить лично ему. Но книгу так и не нашли. Разгневанный тиран отдал приказ взорвать останки башни. Присутствовавший при уничтожении архитектурного памятника Лазарь Каганович потом говорил Сталину, что видел в толпе высокого, худого человека в парике, которые погрозил ему пальцем, а потом испарился. Но некоторые научные труды Брюса вождь всех народов все-таки нашел и использовал их при строительстве современной Москвы.

Могилу Брюса тоже уничтожили при реконструкции старой Москвы. В тридцатые годы на улице Радио стали разбирать кирху и обнаружили в склепе гроб с телом графа. Его опознали по фамильному перстню. Останки колдуна передали в лабораторию антрополога и скульптора Герасимова. Но останки бесследно исчезли – остались лишь перстень, кафтан и камзол Брюса. Одежда сейчас – в фондах Государственного Исторического музея. А перстень чернокнижника затерялся во времени.

Но, пожалуй, самая известная легенда - о том, как Брюс замораживал летом пруд и катался на коньках. Якобы в самый разгар лета, в знойном июле, Брюс пригласил в гости многих знатных особ. Им были предложены всевозможные развлечения, в том числе катание на лодках. Потом всех позвали на обед. А после него гости снова вышли в парк и стали наблюдать за праздничным фейерверком, катаясь на коньках по льду того же пруда, который за считанные часы превратился в каток. Согласно другой версии Брюс превратил пруд в каток на глазах у изумленных очевидцев взмахом волшебной палочки.

Вот такие чудеса, казалось бы, не имеющие никакого отношения к реальности, творил волшебник Брюс. Однако в 1992 году в журнале "Наука и жизнь" появилась статья, автор которой Вячеслав Малахов попытался доказать, что Брюс действительно умел, скажем, в разгар лета замораживать воду в пруду. По его приказу еще в марте, ранней весной, лед намораживали до солидной толщины, затем покрывали соломой, опилками, деревянным щитами. После этого накладывался слой глинистого грунта. Лед укладывался на дно пруда, из которого предварительно была спущена вода. В назначенный срок она снова подавалась из верхнего пруда. Лед освобождался от земли и опилок, а потом всплывал, и по нему уже можно было кататься на коньках. Конечно же, такое объяснение одной из проделок Брюса может показаться спорным. Но, как бы там, ни было, оно свидетельствует о том, что вряд ли все творившиеся в "Глинках" чудеса можно отнести к мифам.

А еще рассказывают, что выдумал Брюс живую и мертвую воду. Нравилось, мол, ему превращать стариков в молодых. Для начала изрубил он своего пожилого лакея на куски, потом облил их мертвой водой - и они срослись. Затем окропил живой водой - и старик стал молодым.

Но, как, ни странно, сам Яков Вилимович Брюс обладал скорее скептическим, чем мистическим складом ума. По свидетельству одного из современников, Брюс не верил ничему сверхъестественному. И когда Петр показывал ему нетленные мощи святых угодников в новгородской Софии, Брюс «относил сие к климату, к свойству земли, в которой прежде погребены были, к бальзамированию телес и к воздержанной жизни». Потомок шотландских королей тяготел к естественным наукам.. Одним из таких научных достижений графа стала первая карта российской территории от Москвы до Малой Азии. Он также составил астрологическую и геолого-этнографическую карты города.

– Первым астрологической картой Брюса воспользовался Иосиф Сталин, – рассказывает столичный экскурсовод Ирина Сергиевская. – Сохранились документы, в которых Сталин велел, чтобы метро строили по астрологической карте, составленной графом. Поэтому на кольцевой линии всего 12 станций, как 12 знаков Зодиака. И 13-ю, «Суворовскую» никак не удается построить. Именно Брюс утверждал, что Москву надо строить по принципу кругов – это самая надежная геометрическая фигура. Кстати, Санкт-Петербург, где нет кольцевой структуры, он не любил. Есть версия, что большевики, прокладывая дороги на месте садов и вдоль бульваров, пользовались его астрологическим завещанием. Так появились современные Садовое и Бульварное кольца. Геолого-этнографическая карта не сохранилась. Она исчезла в середине прошлого века, но ее описания есть в Академии Наук. Например, Брюс еще в XVIII веке утверждал, что нельзя вести плотную застройку на Дмитровке – там под землей много пустот. К нему не прислушались и дома на этой улице уже проваливались. Не стоит строить высоких домов на набережной Москвы-реки, говорил он, в районе Воробьевых гор – возможны оползни. И построенное вопреки предостережению Брюса новое здание Академии наук стали укреплять сразу же после постройки, пытаясь остановить угрозу обрушения. Но зато это место на карте Брюс пометил как самое подходящее для учебы, и потому на Воробьевых горах при Сталине начали строить новое здание МГУ.

Жить лучше всего в Кузьминках, утверждал Брюс, а веселиться на Пресне. Самым подходящим для развлечения и пьянства местом исследователь считал землю, на которой построен Белый дом. Откровенно гиблых места на карте Москвы два – Перово и начало Кутузовского проспекта. Здания под землю там не проваливаются, но гаишники называют эти места бермудскими треугольниками – за сутки здесь происходит больше дорожно-транспортных происшествий, чем во всех других районах вместе взятых.

Ученик Ньютона, человек самых разносторонних знаний, он, можно сказать, родился преждевременно. Далеко не всем современникам были понятны его изыскания.

Однако, как считает написавший о Брюсе интересную книгу российский исследователь А. Н. Филимон, этот ученый-вельможа внес весьма важный вклад в развитие отечественной науки. И все же, приезжая в "Глинки", знакомясь с усадебным домом, флигелем-лабораторией и другими постройками, нет-нет да и ловишь себя на мысли, что оказался в царстве волшебника.

В литературе первой четверти XVIII в. сохранялись и старые формы литературных произведений. Но они были наполнены новым содержанием

Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем, что иностранная культура внедрялась и в дворянскую культуру и в народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия российская культура еще толком не усвоила византийское православное культурное наследие.

В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что крестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянского язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва, взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной форме личность Петра I.

Читали крестьяне и традиционную для них литературу -- учительные произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники, календари.

Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведениях художественной литературы выводятся новые герои -- энергичные и предприимчивые люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следует отметить такие прозаические художественные произведения как "Повесть о Фроле Скобееве", "Гистория об Александре, российском дворянине", "Гистория о российском матросе Василии Кориотском. В этот период заметно увеличилось количество печатных книг нерелигиозного содержания. Это были и научные книги и словари, и художественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 году вышли "Приклады, как пишутся комплименты". Это был новейший образец писем различного содержания с употреблением новейшей лексики.

А лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием Запада. Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительном языке, где изобиловали иностранные слова и термины.

Виднейшим представителем отечественной литературы того времени был Ф.Прокопович.

Литературное творчество петровского времени подготовило вступление России в эпоху классицизма.

Развитие театрального искусства

В 1702 году открылся общедоступный театр в Москве, в здании, построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста, О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес. Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были частные театры, которые были известны для узкого круга зрителей. В петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы, высмеивались противники просвещения.

Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир".

Видными деятелями театрального дела были Ф. Прокопович, доктор Бидеон, Федор Жуковский.

ПЕРЕМЕНЫ В КУЛЬТУРЕ РОССИИ В ГОДЫ ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М. КУЛЬТУРА РОССИИ В XVIII В.

Для развития русской культуры XVIII в. характерно стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

Реформы Петра I

Расширение

связей с Европой

Идеи западноевропейского

Просвещения

НАУКА

При Петре I впервые сложились предпосылки для зарождения собственно российской науки и её развития. Необходимость развития научных знаний объяснялась практическими потребностями государства.

При Петре I были заложены основы отечественной медицины:

  • В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будущего Ботанического сада.
  • В 1707 г. был открыт первый в России госпиталь и при нём госпитальная школа.
  • С 1718 г. в Петербурге
  • начали изготавливать

    первые отечественные

    хирургические

    инструменты.

Московский госпиталь

в нач. XVIII в.

НАУКА

В 1700 г. по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба, занимавшаяся поиском полезных ископаемых:

  • В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Урал месторождение
  • медных руд.

  • В 1714 г. «молотовый мастер» Рябов - первые в России минеральные лечебные
  • воды близ Петрозаводска.

  • В начале 1720-х гг.
  • «рудознатец» Г. Капустин

    открыл месторождения

    каменного угля на юге

    России. Тогда же бурый

    уголь был обнаружен в

    Подмосковье.

Шиловское месторождение меди

НАУКА

  • Сподвижник Петра Яков Брюс в 1701 г. организовал Навигацкую школу в Сухаревой башне в Москве, где изучалась астрономия.
  • Здесь же в 1702 г. по его указанию была оборудована обсерватория. В 1707 г. Брюс составил первую в России карту звёздного неба.
  • С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.

Сухарева башне в Москве

НАУКА

  • Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Арифметики» Леонтия Магницкого - энциклопедии математических знаний того времени.
  • Андрей Константинович Нартов в 1712-1725 гг. первым в мире изобрёл и построил ряд токарных станков.
  • В 1724 г. по проекту гениального русского механика - Ефима Прокопъевича Никонова - была создана и
  • испытана первая русская подводная лодка.

  • По указанию Петра I с 1722 г. начался сбор материалов по истории России, положившие начало русским архивам.
ОБРАЗОВАНИЕ

Царь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на изучении Закона Божьего, не могут дать практического результата. В России стала формироваться светская система образования.

При Петре I была создана сеть цифирных школ.

В них допускались дети всех слоёв населения, кроме

крестьян.

Они давали начальное образование.

ОБРАЗОВАНИЕ

Общее светское образование давали гимназии. В них изучали иностранные языки, «7 свободных искусств». Ими были «Школа для сирот и бедных детей Ф. Прокоповича», «Московская гимназия Э. Глюка».

К обучению в профессиональных школах допускались в основном дети дворян – Школа математических и навигацких наук, Морская академия, Артиллерийская, Инженерная, Медицинская школы в Москве и Петербурге.

ОБРАЗОВАНИЕ

Адмиралтейские школы, горнозаводские школы при Олонецких и Уральских заводах, школы для подготовки канцелярских служащих готовили преимущественно квалифицированных работников.

Уральское горное училище. 1723 г.

ОБРАЗОВАНИЕ

  • При Петре I была реформирована Славяно-греко-латинская академия. Теперь больший упор в обучении был сделан на светские науки и языки.
  • Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения явился указ 1724 г. об учреждении
  • Академии наук и художеств (открылась она уже после

    смерти царя в 1725 г.).

ОБРАЗОВАНИЕ

Создание системы образования потребовало выпуска множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVIII в. в России было издано больше печатных книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания. В стране действовало несколько десятков типографий.

В 1703 году появилась первая печатная русская газета – «Ведомости». В основном она освещала успехи русской армии, промышленности, просвещения и науки. Сообщала о важных заграничных событиях. Предоставляла торговую информацию. Газета выходила нерегулярно.

ОБРАЗОВАНИЕ

Большое значение для повышения уровня грамотности населения имела реформа алфавита. В 1710 г. был введён лично утверждённый царём лёгкий для чтения и написания гражданский шрифт.

В ходе реформы форма букв и их написание упростилось и округлилось. Старое буквенное написание цифр заменено арабскими цифрами.

ОБРАЗОВАНИЕ

В России развивается музейное дело. В 1714 г., в Петербурге, Петром І была основана Кунсткамера (кабинет редкостей), где были собраны уникальные предметы старины, природные и анатомические редкости.

Так же были основаны Военно-морской и Артиллерийский музеи. Они тоже располагались в Петербурге.

В 1714 г. в столице была открыта старейшая в нашей стране научная библиотека.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

При Петре I новый облик получила российская художественная культура. Она становится светской, в ней появляются новые жанры и направления. В истории она получила название «петровское барокко». Новый стиль гармонично сочетал русские народные традиции и лучшие образцы западноевропейского искусства.

Кикины палаты (дом одного из сподвижников Петра I - А. Кикина)

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

При Петре развернулось масштабное строительство Петербурга. Для этих целей были приглашены европейские специалисты. По проектам Д. Трезини были построены Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I.

Летний дворец Петра I

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Как и в любом русском городе, в Петербурге был выстроен главный храм. Он назывался Петропавловский собор (арх. Д. Трезини). Собор построен в европейском стиле, но внутри он убран как православный храм.

Начиная с Петра I в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Николая II.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Строительство новой столицы, создание дворцово-парковых комплексов и жилых интерьеров по европейскому образцу создают острую потребность в различных

скульптурных формах. Вследствие этого в России начинают появляться скульпторы европейского уровня. Наиболее выдающимися из них были К. Растрелли и

И. П. Зарудный.

Зарудный И.П. Иконостас Петропавловского собора

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Самое значительное произведение К. Растрелли – конный памятник Петру I (отлит в 1745-1746 гг. уже после смерти скульптора).

Петр изображен триумфатором, торжественно восседающим на коне в облачении римского императора.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Петр очень любил свой новый город и много делалось для его украшения. В городе создавались регулярные сады (т. е. созданные по плану). Главным садом был Летний сад.

А. Бенуа «Петр І на прогулке в Летнем саду»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Город строился по Генеральный план плану, который создал Жан Батист Леблон. Вдоль Невы или перпендикулярно к ней тянулись широкие прямые улицы. Здания ставились плотно друг к другу «в красную линию».

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

В изобразительном искусстве первой четверти XVIII в. впервые появилась гравюра, пришедшая в Россию из Европы. Свою популярность она завоевала прежде всего из-за дешевизны, широко использовались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным гравёром был А. Ф. Зубов.

«Панорама Санкт-Петербурга» (фрагмент), 1716

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Одним из основоположников русской светской живописи стал портретист И.Н. Никитин (ок. 1690-1742). Его работам присущи правдивое изображение своих героев, интерес к внутреннему миру человека, показ не только его индивидуальных внешних черт, но и характера. Ему была чужда лесть, привычная для того времени.

Портрет напольного гетмана, 1720-е.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Портрет царевны Натальи Алексеевны, 1716 г.

Портрет Анны Петровны, 1720-е

По приказу царя для дворян было в обязательном порядке введено ношение европейской одежды - камзолов, чулок,

башмаков, галстуков, шляп. Женщины, согласно новой моде,

должны были

одеться в платья

с глубоким

декольте и плотно

облегающим

затянутой

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Под страхом опалы бояре и дворяне должны были сбривать бороды (за ослушание – денежный штраф или ссылка. Крестьяне за право носить бороду должны были платить «бородовой налог», который взимался всякий раз, когда

крестьянин въезжал в город.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Пётр же приказал следующий за 7207 годом от сотворения мира считать 1700, но уже «от Рождества Христова». Согласно царскому указу, начало года было перенесено на 1 января. Новый год предписывалось отмечать торжественно.

В. Суриков. «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского»

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

В 1718 г. Петром І были введены ассамблеи – собрания представителей высшего сословия, богатых горожан, иностранцев для увеселения (танцев, игр, бесед), проведения деловых встреч, общения. Ассамблеи были школами светского воспитания, где люди обучались хорошим манерам,

правилам поведения. Особенностью этих светских балов стало то, что в них теперь могли участвовать и женщины.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Распространение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали выступления любительских оркестров, концерты которых в обязательном

порядке должны были посещать дворяне.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Новшеств в быту высших слоев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 г. вышло в свет знаменитое «Юности честное зерцало».

Пособие обучало гражданскому шрифту и арабским цифрам. В нём были описаны правила этикета, которые должны были соблюдать молодые дворяне дома и в обществе.

ИЗМЕНЕНИЯ В КУЛЬТУРЕ И БЫТЕ ¼ XVIII ВЕКА

  • При Петре I началась масштабная «европеизация» России.
  • В ¼ XVIII века развилась российская система образования.
  • Наука, архитектура и искусство вышли на новый уровень.
  • Введение гражданского шрифта упростило делопроизводство, способствовало просвещению.
  • Изменения в быту сделали высшее общество России светским.
  • Нововведения способствовали сплочению российского дворянства.

Далеко не все иностранные нововведения и порядки прижились в России. В дальнейшем они примут новые формы, создадут новую русскую культуру, которая, походя на западную, сохранит свои национальные особенности.