Сделал скотт. Путешественник роберт скотт и его знаменитые экспедиции

«Потом Иван Павлыч заговорил о капитане Татаринове, и, немного понизив голос, чтобы не услышала Катя, я рассказал некоторые подробности, о которых не упоминалось в печати…. На письме к Марии Васильевне было написано сперва: «Моей жене», а потом исправлено: «Моей вдове». Узнали цитату? Разумеется - «Два капитана». И письмо с неровной надписью карандашом Вениамин Каверин не выдумал. Только капитана звали иначе: Роберт Фалкон Скотт. Третий капитан - настоящий.


Вот она - дикая, как никакой другой край земли, невиданная и нехоженая".

Боже Всемогущий, какое ужасное место! Может ли быть что-нибудь страшнее, чем эта молчащая, исхлестанная ветром беспредельность?"

Полярная разница впечатлений понятна . Восторг Руала Амундсена, который финишировал у Южного полюса первым. И жестокое разочарование Роберта Фалкона Скотта - после трудного пути к полюсу, он увидел на нем норвежский флаг. Вообще-то говоря, Амундсен в Антарктиду не стремился. Его манил Северный полюс. Но туда он не поспел - опередили американцы Кук и Пири. Тогда Амундсен поменял географическую ориентацию. И тем самым - так вышло - вынес смертный приговор Роберту Скотту.

Опытный Амундсен удачнее выбрал точку старта, лучше просчитал маршрут и на месяц опередил английскую экспедицию.

Не могу сказать - хотя знаю, это прозвучало бы куда эффектнее, - что я достиг цели своей жизни, - писал позже Амундсен, - Это было бы слишком уж явной и откровенной выдумкой. Лучше буду честен и скажу прямо, что, по-моему, еще никогда никто из людей не стоял в точке, диаметрально противоположной цели его стремлений в таком полном смысле слова, как я в этом случае".

14 декабря 1911 года красный флаг с синим крестом взвился над Южным полюсом и обогатил английскую речь выражением "увидеть норвежский флаг", то есть потерпеть фиаско. Офицер военно-морского флота Роберт Фалкон Скотт о Северном полюсе не мечтал. И в Антарктику шел не новичком: за его золочеными эполетами числилась антарктическая экспедиция на деревянном барке "Дискавери". Она обследовала берег Антарктиды в районе моря Росса и открыла антарктические оазисы, то есть области, не покрытые льдом на Земле Виктории.

15 июля 1910 года из Кардиффа отплыл барк "Терра Нова" с амбициозной целью - покорить Южный полюс во славу Британской империи. Скотт взошел на его борт в Южной Африке - задержали бюрократические препоны. В январе 1911 года экспедиция высадилась на берег Антарктиды, назвала место зимовки мысом Эванса в честь капитана корабля, и почти десять месяцев закладывала склады и вела разведку.

Бок о бок с английскими парнями работали двое русских - конюх Антон Омельченко и каюр Дмитрий Гирев, первые наши соотечественники, ступившие на берег Антарктиды. О том, что "Фрам" с командой Амундсена на борту направился в Антарктику, Роберт Скотт знал. Но надеялся, что выиграет полярные гонки.

С мыса Эванса выступили тремя группами. Эванс-лейтенант 24 октября на новейших мотосанях, Скотт 1 ноября на маньчжурских пони, и Мирз на собаках. Но… мотосани сломались, пони отощали и их пришлось пристрелить, собак отправили назад в базовый лагерь. Когда до цели оставалось 150 миль, 7 человек из группы сопровождения покинули основную экспедицию.

К полюсу отправились впятером : врач-художник Эдвард Уилсон, однофамилец лейтенанта, матрос Эдгар Эванс, капитан драгунского полка Лоренс Оутс, лейтенант военно-морского флота Индии Генри Бауэрс. И самый старший - капитан флота Роберт Фалкон Скотт.

16 января, за двое суток до финиша, Скотт и его спутники поняли, что идут по следам норвежцев. Но до последней минуты надеялись на чудо. Его не произошло: на Южном полюсе полоскался норвежский флаг. В палатке под флагом обнаружились записка и письмо. Записка была адресована Скотту: " …поскольку вы, вероятно, будете первыми, кто побывает в этом районе после нас", а письмо - королю Норвегии Хокону - на случай, если Амундсен и спутники погибнут на обратном пути.

Письмо и записку Роберт Скотт взял. Потом их найдут около его тела, и это как раз послужит доказательством, что Южный полюс первым покорил Руал Амундсен. Всю оставшуюся жизнь победитель не мог простить себе своего триумфа:

Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни," - убивался норвежский полярник.

Мы…водрузили наш бедный оскорбленный "Юнион Джек" и сфотографировались - все это на морозе".

И двинулись в обратный путь - он оказался путем на Голгофу. Измученную и морально раздавленную экспедицию добила "оловянная чума". Это теперь о ней известно каждому семикласснику. А Скотт и его спутники не знали, что на морозе олово, которым запаяны банки с горючим, разрушится, и надежда на тепло утечет вместе с содержимым.

Он лежал в ледяной палатке без всякой надежды и из последних сил водил по бумаге карандашом:

Четверг, 29 марта. С 21-го непрерывный шторм с ЗЮЗ и ЮЗ. 20-го у нас было топлива на две чашки чаю и на два дня - сухой пищи. Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать еще. Р. Скотт". Письмо Кэтлин капитан Скотт написать успел. Он начал его словами: "Моей вдове".

Роберт Фолкон Скотт - британский исследователь Антарктиды , капитан Королевского флота. Совершил две антарктические экспедиции, в ходе второй из них достиг Южного полюса.

Роберт Скотт происходил из семьи потомственных военных моряков. Родился в 1868 году в предместье портового города Плимут . До десяти лет мальчик обучался дома, в 13 лет поступил в военно-морское кадетское училище, тем самым начав морскую карьеру. Скотт отличался скромностью, честолюбием и усердием, поэтому учился хорошо, а по завершении обучения сделал неплохую военную карьеру. Уже в 1889 году он получил звание лейтенанта. В середине 1880-х годов произошло знаковое событие в жизни молодого офицера: он познакомился с Клементом Маркэмом, энтузиастом полярных исследований, будущим президентом Географического общества Великобритании . Согласиться на предложение Маркэма отправится в антарктическую экспедицию Роберта Скотта подтолкнула крайняя нужда: он стал единственным кормильцем для своей матери и незамужних сестёр. Поэтому возможность продвинутся по службе в случае успеха экспедиции показалась Скотту привлекательным вариантом.

Первая британская антарктическая экспедиция началась в 1901 году. Она более известна под названием «Дискавери» (по имени корабля). Неискушённые в делах полярных исследований британцы консультировались по поводу снаряжения у опытных норвежцев, в частности Фритьофа Нансена. Отряд Скотта высадился на побережье моря Росса, где построил базу и попытался проникнуть вглубь континента. Изнемогаемые экстремальными условиями, люди вынуждены были вернуться. Они не дошли до Южного полюса 850 километров, потеряли одного человека и несколько собак. Первооткрыватели исследовали часть Полярного плато, полуостров Эдуарда VII, барьер Росса и прибрежные горы. По прибытии в Великобританию (1904 год) членов экспедиции встречали, как героев.

Популярность Скотта ввела его в высшие круги общества, книги о путешествии имели бешеный успех. Скотт получил звание командора, получил массу наград, женился и стал вынашивать планы о достижении Южного полюса.

Экспедиция «Тера Нова» (1910-13 годы) в целом добилась поставленной цели - 17 января 1912 года отряд из пяти человек во главе со Скоттом достиг Южного полюса, но на 33 дня позже, чем экспедиция Руаля Амундсена. На обратном пути все члены отряда погибли. Их обнаружили другие участники экспедиции, которые не дождались возвращения Скотта на прибрежной базе.

Деятельность Роберта Скотта подняла моральный дух нации (мир был в преддверии Первой мировой войны), а сам командор долгое время считался национальным героем.

Роберт Скотт - английский полярник и первооткрыватель, значительную часть своей жизни посвятил и Южного полюса. Данный материал посвящается Роберту Фолкону Скотту и его четверым спутникам, весной 1912 года возвращавшимся с Южного полюса и погибшим от голода, неимоверного холода и физического истощения.

Происхождение и детство

Роберт Фолкон Скотт родился 6 июля 1868 года в английском портовом городке Девенпорте. Отец его, Джон Скотт, в отличие от своих братьев, служивших на флоте, имел слабое здоровье, что, возможно, помешало ему осуществить свои мечты. Джон владел пивоваренным производством и не бедствовал, однако он вряд ли был доволен своим существованием, на протяжении долгих лет грезя о более яркой и насыщенной жизни.

В детстве Роберт, который так же, как и его отец, не мог похвастаться крепким здоровьем, наслушавшись от своих дядей всевозможных рассказов о море, и сам воспылал романтикой дальних странствий. В своих детских играх он представлял себя бравым адмиралом, уверенно ведущим свое судно навстречу неизведанным землям. Он был упрямым малым, ленивым и даже несколько неряшливым, но по мере своего взросления нашел в себе силы перебороть эти недостатки.

Образование

Изначально Роберт Скотт обучался грамоте у гувернантки, а в восьмилетнем возрасте поступил в школу. Интересно, что в учебное заведение, расположенное в соседнем городке, мальчуган добирался самостоятельно, передвигаясь на пони, которые занимали в его жизни особо место.

Учеба давалась юному Роберту не слишком легко, тем не менее его родители вскоре приняли решение отдать его в военно-морское училище. Возможно, его отец рассчитывал на то, что сын, увлеченный таким образом проявит больше интереса к учебе и сможет получить достойное образование. Но тот все равно так и не стал прилежным учеником, что, впрочем, не помешало ему в 1881 году быть зачисленным в качестве гардемарина в Королевский военно-морской флот.

Юный Скотт ступает на путь моряка. Знакомство с Клементсом Маркемом

Два года Роберт ходил в плавание на учебном корабле Britannia, на котором он заслужил звание мичмана. В последующие годы он плавал на бронированном корвете Boadicea, а в 19-летнем возрасте попал на Rover, являвшийся кораблем учебной эскадры военно-морского флота. Несмотря на то, что Роберт Скотт - путешественник с рождения, множество времени проводил в море, служба не особо привлекала его, и он по-прежнему грезил о плаваниях в дальние края. Зато среди товарищей он пользовался определенным авторитетом и уважением, так как прослыл человеком, обладающим исключительно хорошими качествами.

И вот однажды на корабле эскадры появился Клементс Маркем, в значительной степени повлиявший на дальнейшую жизнь Роберта Скотта. Этот человек являлся секретарем Королевского географического общества, его интересовали молодые и талантливые люди. Тем временем были устроены гонки на шлюпках, победителем в которых вышел Скотт, после чего он познакомился с Маркемом, обратившим на него внимание.

В дальнейшем Роберт Скотт взялся за учебу, что помогло ему успешно сдать экзамены и получить звание лейтенанта. Далее он изучал навигацию и математику, лоцманское и минное дело и даже проходил курсы управления артиллерийским огнем.

В 1899 году умер отец Скотта, поэтому у молодого лейтенанта появилась масса новых забот, которые практически не оставляли ему свободного времени. В этот нелегкий для него период он встречает Маркема и узнает от него о готовящейся экспедиции в Антарктиду. При его содействии Роберт вскоре подает рапорт, в котором изъявляет свое желание возглавить данное предприятие.

Первая экспедиция в Антарктику

При поддержке Маркема в 1901 году Роберт Фолкон Скотт, который к тому моменту уже дослужился до звания капитана 2-го ранга, назначается руководителем Первой Британской Национальной Антарктической экспедиции, совершенной на судне Discovery. В 1902 году путешественникам удается преодолеть пояс и пробиться к побережью Земли Виктории. Так была открыта Земля Короля Экспедиция, длившаяся до 1904 года, провела многочисленные исследования.

Так как результаты этого похода оказываются весьма удовлетворительными, имя Скотта приобретает некоторую известность в определенных кругах. Исследователям удалось собрать массу интересного материала и даже найти окаменелости растений, относящихся к так называемому третичному периоду (65-1,8 млн лет назад), которые стали настоящей научной сенсацией. Одним словом, Роберт Скотт предоставил ученым достаточно много новой работы.

Новый жизненный период

С этих пор имя Роберта Скотта все чаще стало ассоциироваться с Антарктикой, в то время как сам он, набравшись опыта, принялся разрабатывать современные средства, предназначенные облегчить путешествия в полярных условиях. В перерывах между работой Роберт посещал званые обеды, на которые его весьма охотно приглашали. На одном из светских мероприятий он познакомился с Кэтлин Брюс (скульптором), в 1908 году ставшей его женой. В следующем году у них родился первенец, названный Питером Маркемом.

Подготовка новой экспедиции

Практически одновременно с рождением сына было объявлено о подготовке новой экспедиции Скотта, намеревавшегося покорить Южный полюс. Роберт Скотт высказывал предположения, что в недрах Антарктиды могут быть обнаружены полезные ископаемые, а в это же время в Америке происходила подготовка к аналогичному предприятию, однако собрать средства, необходимые для организации этого путешествия, оказалось не так-то просто.

Кампания по сбору средств на экспедицию Скотта оживилась после того, как знаменитый в 1909 году объявивший о покорении высказался о своем намерении достичь и Южного. Кроме того, стало известно, что немцы также намерены двигаться в этом направлении. Подготовка английской экспедиции шла полным ходом, неустанно работал и Роберт Скотт, биография которого, впрочем, рассказывает о нем как о человеке трудолюбивом и целеустремленном. Говорят, что в первую очередь он думал, скорее, о научных перспективах, чем о покорении Южного полюса.

Начало экспедиции Terra Nova

К осени 1910 года Роберту Скотту наконец-таки удалось основательно подготовиться к предстоящему путешествию, и уже 2 сентября корабль Terra Nova вышел в плавание. Судно экспедиции направилось в Австралию, затем прибыло в Новую Зеландию. 3 января 1911 года Terra Nova достигла залива Мак-Мердо, находящегося неподалеку от Земли Виктории. Вскоре путешественники обнаружили лагерь Руаля Амундсена (норвежского полярника-рекордсмена), впоследствии первым достигшего Южного полюса.

2 ноября началось сложнейшее продвижение к полюсу. Моторные сани, на которые путешественники возлагали большие надежды, пришлось оставить, так как они оказались непригодными для продвижения по торосам. Пони также не оправдали возложенных на них надежд, поэтому их пришлось усыпить, а люди были вынуждены тянуть на себе тяжелый груз, необходимый для совершения похода. Роберт Скотт, чувствовавший себя ответственным за своих товарищей, принял решение отправить семерых из них обратно. Дальше пошли пятеро: сам Роберт, офицеры Генри Бауэрс, Лоуренс Отс и Эдгар Эванс, а также врач Эдуард Уилсон.

Достижение цели или проигрыш?

Путешественники достигли своей цели 17 января 1912 года, однако каково же было их разочарование, когда они увидели, что экспедиция Амундсена побывала здесь незадолго до них, а именно - 14 декабря 1911 года. Норвежцы оставили Скотту записку, в которой просили его, чтобы в случае их гибели он сообщил об их достижении. Неизвестно, какие чувства преобладали в сердцах англичан, но нетрудно догадаться, что они были измотаны не только физически, но и морально, о чем писал в своем дневнике Роберт Скотт. Фото, представленное ниже, было сделано 18 января - в день, когда путники отправились в обратный путь. Этот снимок стал последним.

Но нужно было еще преодолеть обратную дорогу, поэтому экспедиция Terra Nova, выполнив все необходимые действия и водрузив английский флаг рядом с норвежским, направилась в северном направлении. Впереди их ждали почти полторы тысячи километров тяжелого пути, на протяжении которых было организовано десять складов с припасами.

Смерть путешественников

Путники продвигались от склада к складу, постепенно обмораживая конечности и теряя силы. 17 февраля погиб Эдгар Эванс, который перед этим упал в трещину и сильно ударился головой. Следующим ушел из жизни Лоуренс Отс, чьи ноги были сильно обморожены, из-за чего он попросту не мог продолжать идти дальше. 16 марта он сказал товарищам, что хочет пройтись, после чего навсегда ушел в темноту, не желая задерживать остальных и быть для них обузой. Его тело так и не нашли.

Скотт, Уилсон и Боуэрс продолжили путь, но всего в 18 км от основного пункта их настиг сильный ураган. Съестные припасы были на исходе, а люди настолько обессилели, что уже не могли двигаться дальше. Метель никак не утихала, и путешественники были вынуждены оставаться и ждать. 29 марта, пробыв в этой точке около девяти дней, все трое погибли от голода и холода. К сожалению, экспедиция Роберта Скотта к Южному полюсу закончилась весьма трагическим образом.

Обнаружение погибшей экспедиции

Спасательная экспедиция, отправившаяся на поиски пропавших полярников, нашла их лишь спустя восемь месяцев. Палатка, укрывавшая их от холода, ветра и снега, в конце концов стала их могилой. То, что увидели спасатели, потрясло их до глубины души: изможденные путники все это время несли с собой ценнейшую геологическую коллекцию, вес которой составлял приблизительно 15 кг. Они так и не решились бросить отягощавшие их экспонаты. Согласно свидетельствам спасателей, Роберт Скотт погиб самым последним.

В последних своих записях в дневнике Скотт призывал не оставлять их близких. Также он просил, чтобы дневник был передан его жене. В последние минуты жизни он понимал, что больше никогда ее не увидит и написал для нее письмо, в котором просил Кэтлин предостерегать их маленького сына от лени. Ведь он сам когда-то был вынужден бороться с этим пагубным состоянием. Впоследствии сын Роберта Питер Скотт добился больших результатов, став известным ученым-биологом.

Заключение

Англичане, узнав о случившейся трагедии, проявили сочувствие к своим геройски погибшим соотечественникам. Посредством сбора пожертвований была собрана сумма, достаточная для того, чтобы обеспечить семьям полярников безбедное существование.

Экспедиции Роберта Скотта описаны в нескольких книгах. Первую из них - «Плавание на Дискавери» - он написал собственноручно. Также были изданы другие, основывающиеся на дневниковых записях Скотта и описывающие его экспедицию к Южному полюсу, например, «Последняя экспедиция Р. Скотта» Хаксли и «Самое ужасное путешествие» Э. Черри-Говарда.

Остается только добавить, что полярники, возглавляемые Робертом Скоттом, совершили поистине геройский подвиг, поэтому их имена всегда останутся в памяти людей.

6 июня 1868 года родился человек, имя которого впоследствии стало известно всему миру и навсегда вошло в историю исследований Антарктиды. Речь идёт о Роберте Скотте – знаменитом английском исследователе Южного полюса, человеке, отдавшим свою жизнь за исследование нового континента.

Становление героя

Жизненный путь будущего мореплавателя был определён ещё с детских лет. Мальчику, рождённому в семье, где из поколения в поколение жизнь мужчин была связана с военно-морским флотом, сложно было избежать такой участи. Поэтому, даже не смотря на то, что юный Роберт не отличался отменным здоровьем, был излишне вспыльчив и не очень аккуратен, в 9 лет он всё же был отправлен на учёбу в Stubbington House School – школу, занимающуюся подготовкой будущих мореплавателей, а уже в 13 лет начал свою военно-морскую жизнь.

Роберт Скотт — кадет военно-морского флота

В начале карьеры Роберта Скотта были непонятные ситуации, о которых умалчивают документы, а значит, и история, но это не помешало ему дослужиться до торпедного офицера. Тем не менее, не всё так гладко было в жизни его родных. В 1884 году отец разоряется, и через несколько лет семья лишается главного кормильца. Мать и сёстры остаются на попечении Роберта и его младшего брата Арчибальда. Но в 1898 г. скончался и младший брат, поэтому забота о близких полностью легла на плечи молодого офицера.

Вполне вероятно, что это сыграло определенную роль в выборе дальнейшего жизненного пути Роберта. Его поглотили две цели – продвинуться по службе и заработать достаточное количество денег для своей семьи, а счастливая встреча с Клементом Маркэмом помогла офицеру достичь их. Этот человек был в поисках мореплавателя, который бы рискнул возглавить экспедицию, и Роберт не упустил свой шанс.

Экспедиция под руководством Роберта Скотта

Благодаря согласию на участие в экспедиции, Роберт получает новое звание – коммандер. Так началось его быстрое восхождение к славе. К тому же, он находился под покровительством Клемента Маркэмома, который к тому времени уже являлся президентом Королевского географического общества.

Хотя Роберт Скотт совсем ничего не знал о полярной жизни, он всё же был настроен провести исследование Антарктиды, и чтобы получить представление о предстоящих условиях экспедиции молодой капитан даже ездил в Норвегию на встречу с Нансеном.

И вот корабль «Дискавери», на котором Роберт собирался отправиться в Антарктиду, был загружен всем необходимым снаряжением, и 21 марта 1901 года экспедиция отправилась в путь. Многие считали, что отправление корабля под командованием Роберта было ошибкой, ведь он не только не знал, что собой представляет Антарктида, но ещё и не умел обращаться с взятым в путь снаряжением. Тем не менее, жребий выпал, и корабль под руководством Скотта отправился покорять новые горизонты.

За год экспедиции был исследован берег Земли Виктории. Затем, когда «Дискавери» пересёк Ледяной барьер Росса, команде посчастливилось открыть Землю Эдуарда VII . Путешествие осложнилось голодом и цингой, но коммандер всё же не остановился, а успешно прошёл восточную окраину ледника Росса, оставив позади тысячи километров. В заключительные месяцы уже 1903 года команда наткнулась на антарктический оазис. Завершающий маршрут экспедиции в 500 километров пролегал вдоль плата Земли Виктории, и уже в сентябре 1904 года команда прибыла на родину в Англию.

В лучах желанной славы

Успешная экспедиция не осталась незамеченной: мужество и решительность Скотта в экспедиции получили заслуженную похвалу и он обрёл ту желанную славу, к которой стремился. По возвращению домой офицер был повышен в звании и стал служить на флоте как капитан 1-го ранга. Его мать лично ощутила величие подвига сына, когда до его прибытия ей вручили Королевскую медаль. Золотые медали географических обществ из разных стран лишь ещё более ярко продемонстрировали тот факт, что Роберт Скотт стал признанным исследователем. Слава капитана ходила вслед за ним, когда он «колесил» по стране как герой, но сам мореплаватель говорил: «Мы сделали много открытий, но по сравнению с тем, что осталось сделать, это не более чем царапина на льду» .

Всё удачно слаживалось и в личной жизни мореплавателя. Обретение всеобщего признания и славы поспособствовали знакомству Роберта с его будущей женой. На одном из неофициальных приёмов он повстречал Кэтлин Брюс – талантливую молодую художницу и скульптора, которая обучалась у самого Родена и была знакома со многой творческой элитой своего времени – в числе её хороших знакомых были Айседора Дункан и Пикассо.

Не смотря на популярность Кэтлин у мужчин, она хоть и была готова разорвать отношения из-за постоянного первенства моря и службы у Роберта, но всё же среди всех ухажёров отдала предпочтение именно ему. В сентябре 1908 г. они обвенчались, а спустя год Роберт стал отцом малыша, которого нарекли Питером, в честь сорванца Питера Пэна – героя известной книги Джеймса Барри, бывшего одним из лучших друзей полярного исследователя. Но как бы ни был привязан к своей семье молодой капитан, его всё же манили неизведанные земли Антарктиды и уже накануне рождения сына он объявил о сборах новой арктической экспедиции.

Последняя экспедиция Роберта Скотта

Экспедиция «Терра Новы» была разделена на два этапа: Северный и Южный. Но уже в первом походе у команды начались проблемы. Острая нехватка продовольствия и угля приводила к разногласиям между членами экспедиции. Вдобавок ко всему этому часть снаряжения (в частности, мотосани) вышла из строя. Тем не менее, Роберт не собирался отступать от своих планов, и в ноябре 1911 г. начался второй этап экспедиции.

Однако расчёты Скотта не совпали с реальностью. Это привело к тому, что мотосани были сломаны, лошади застрелены, а люди сами тащили нагруженные сани. Но всё же 3 января 1912 года команда вышла на финишную прямую, которая для некоторых участников стала последней.

Роберт Скотт и ещё четыре человека отправились в самый главный путь этой экспедиции. 17 января, спустя две недели, группа дошла до своей цели — Южного полюса, но её уже опередила , а экспедиция Скотта, оказавшись на втором месте, заплатила за это слишком большую цену. Поход обратно сопровождался нервным потрясением, отсутствием физических сил и продуктов. К такому истощению команды добавились ещё сильный холод и нехватка кислорода. Все эти факторы сыграли против экспедиции Скотта. В результате, так и не дойдя до главной базы, вся команда погибла.

В день своей смерти, 29 марта, Роберт Скотт написал последнюю заметку: «Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!».

О жизни, и особенно о последней экспедиции Роберта Скотта можно сказать цитатой из поэмы «Улисс»: «Бороться, искать, найти и не сдаваться» . Именно так и жил капитан Скотт. Он был борцом и не мог заменить покорение новых горизонтов спокойным сидением с семьёй в уютных домашних условиях, о чём и написал в прощальном письме своей жене незадолго до гибели, обозначив всё же, что за свою тягу к путешествиям ему приходится платить слишком высокую цену и он уже не сможет сам лично поведать о своих путешествиях сыну. Но сдаваться великий полярный исследователь не умел, и его имя навсегда останется в истории путешествий символом отчаянного мужества.

В 1910 году стартовала Британская антарктическая экспедиция на барке «Терра Нова», возглавляемая Робертом Скоттом. Основной политической целью экспедиции было достижение Южного полюса. Экспедиция была разделена на два отряда: научный — для зимовки в Антарктике — и судовой. Всего было отобрано 65 человек из более чем восьми тысяч кандидатов. Научный отряд включал двенадцать учёных и специалистов. Скотт решил использовать триаду тягловых средств: моторные сани, маньчжурских лошадей и ездовых собак. Пионером использования пони и моторных средств в Антарктике был Шеклтон, который убедился в полной практической бесполезности и того, и другого. Но к собакам Скотт относился крайне отрицательно.

15 июля 1910 года «Терра Нова» отплыла из Кардиффа. Роберта Скотта на борту не было: борясь за финансирование экспедиции, а также с бюрократическими препонами, он присоединился к команде только в Южной Африке. Барк прибыл в Мельбурн 12 октября 1910 года, там была получена телеграмма брата Руаля Амундсена — Леона: «Имею честь сообщить «Фрам» направляется Антарктику. Амундсен». Сообщение оказало на Скотта самое тягостное действие.

16 октября «Терра Нова» отплыла в Новую Зеландию, Скотт остался с женой в Австралии улаживать дела. Он отплыл из Мельбурна 22 октября. В Веллингтоне его встречали 27-го. К тому времени «Терра Нова» принимала запасы в Порт-Чалмерсе. С цивилизацией экспедиция распрощалась 29 ноября 1910 года.

1 декабря «Терра Нова» попала в зону сильнейшего шквала, приведшего к большим разрушениям на судне. Пришлось сбросить с палубы 10 тонн угля. Судно легло в дрейф, однако оказалось, что трюмные помпы засорены и не в состоянии справиться с непрерывно черпаемой судном водой. 9 декабря начали встречаться паковые льды, 10 декабря экспедиция пересекла Южный полярный круг. Для прохождения 400-мильной полосы пакового льда потребовалось 30 суток (в 1901 году на это понадобилось 4 суток). Было истрачено много угля и провианта.

1 января 1911 года члены экспедиции увидели сушу: это была гора Сабин в 110 милях от Земли Виктории. Острова Росса экспедиция Скотта достигла 4 января 1911 года. Место зимовки было названо мысом Эванса в честь командира судна.

2 Мыс Эванса

Экспедиция «Терра Нова» состояла из двух партий: Северной и Южной. В задачи Северной партии входили исключительно научные изыскания, тогда как Южной — покорение полюса.

С конца января до начала апреля участники экспедиции осуществляли закладки продовольственных складов для похода к полюсу. 16 февраля 1911 года на 79° 29" ю. ш. в 150 милях от мыса Эванса был заложен склад Одной Тонны, названный по весу снаряжения, оставленного там. 23 апреля наступила полярная ночь. Началась зимовка.

13 сентября 1911 года Скотт объявил команде свои планы: к полюсу отправляются двенадцать человек, но непосредственно на Полюс должны были прибыть четверо, остальные — оказывать им поддержку по пути. В составе полярной группы должны были быть два навигатора (Скотт и Отс), врач (Уилсон) и опытный моряк (Эдгар Эванс).

Полюсный отряд был разделён на три группы. Группа на мотосанях стартовала 24 октября и должна была привезти три тонны припасов на 80°30" ю. ш. Первые сани окончательно вышли из строя 1 ноября, вторые — через 87 км от Углового склада. После этого люди были вынуждены впрячься в упряжку сами и тащить её 241 км до условленного места, имея нагрузку на каждого свыше 2 центнеров.

Скотт выступил на пони 1 ноября, достигнув лагеря Корнер 5 ноября. Дневные переходы пришлось ограничить 15 милями, чтобы не перегружать пони. 7 ноября Скотта догнал Мирз, возглавлявший третий отряд, шедший на собаках. Склада Одной Тонны достигли 15 ноября, дав команде сутки отдыха. В тот же день команда лейтенанта Эванса обустраивала склад 80°30" ю. ш. В сутки они проходили до семнадцати миль.

3 Ледник Бирдмора

Первую лошадь пришлось застрелить 24 ноября. После этого Дэй и Хупер были отправлены на базу. В группе Скотта до 28 ноября оставалось восемь пони. 4 декабря экспедиция достигла «Ворот» ледника Бирдмора. 5 декабря началась сильнейшая пурга, продолжавшаяся четверо суток, и положение экспедиции было отчаянным. Путешественники смогли двинуться только 9 декабря, ненастье сбило экспедицию с запланированного графика на 5−6 дней. У подножья ледника пристрелили всех лошадей. Подъём на ледник был разведан Шеклтоном и имел длину 120 миль. Оставшиеся без тягловых средств двенадцать человек были разделены на три «упряжки». Подъём был крайне тяжёл: из-за рыхлого снега удавалось пройти не более четырёх миль в сутки. 17 декабря был устроен склад Середины Ледника. Далее переходы составили по 17 миль, но группа на пять дней отставала от графика Шеклтона. 20 декабря на базу были отправлены Аткинсон, Райт, Черри-Гаррард и Кеохэйн.

4 января должна была уйти последняя вспомогательная группа из четырех человек, однако Скотт решил взять к полюсу пятого члена команды — Бауэрса. При том, что провиант и снаряжение были рассчитаны на четырёх человек, включая место в палатке и число лыж (без них пришлось обходиться Отсу).

4 Достижение Южного полюса

5 января полюсная группа достигла 88° ю. ш., до полюса оставалось 120 миль. Переходы всё усложнялись: снег напоминал песок, скольжение почти отсутствовало. 15 января был заложен Последний склад, до полюса оставалось 74 мили. К этому времени члены команды были уже сильно истощены, а у Эдгара Эванса проявились признаки цинги. В последний рывок к полюсу было решено идти налегке, оставив на складе запас провианта на 9 дней.

17 января англичане достигли полюса через 34 дня после команды Амундсена. Для «окружения» полюса команда прошла одну милю прямо и три мили в правую сторону.

18 января Бауэрс обнаружил палатку Амундсена «Пульхейм» в двух милях от лагеря Скотта. Скотт поначалу считал, что норвежцев было двое, но в палатке были письма к Скотту и норвежскому королю, а также записка с отчётом норвежской команды, из которой выяснилось, что экспедиционеров было пятеро. Резко ухудшилась погода: начался снежный буран, заносивший следы, температура составляла −30 °C.

Скотт писал в своем дневнике: «Сбылись наши худшие или почти худшие опасения. Вся история как на ладони: норвежцы нас опередили! Они первые достигли полюса. Ужасное разочарование! Мне больно за моих верных товарищей».

5 Обратный путь. Гибель

21 января началась сильная пурга, удалось пройти только 6 миль. 23 января Эванс обморозил нос и сильно повредил руки. Очередного промежуточного склада удалось достигнуть только 25 января. 4 февраля Скотт и Эванс провалились в ледниковые трещины. Скотт повредил плечо, а Эванс, очевидно, получил сильное сотрясение мозга. Он больше был не в состоянии тянуть сани, а сил его хватало только чтобы не отставать от остальных.

Спуск по леднику продолжался с 7 по 17 февраля, причём последние три дня экспедиционеры голодали: выбившись из графика, они не могли дойти до склада. 17 февраля скоропостижно скончался Эдгар Эванс. Он был похоронен в леднике. До базы оставалось 420 миль.

В лагере у подножья ледника Бирдмора экспедиционеры сменили сани и отправились в дальнейший путь 19 февраля. До Южного ледникового склада группа Скотта дошла только 24 февраля, обнаружив, что осталось мало керосина: он испарялся из негерметичных бидонов. Дневные переходы составляли 13 миль. Температура ночью опускалась до −40 °C.

К 1 марта экспедиционеры достигли склада «Середина ледника», вновь обнаружив катастрофическую нехватку керосина: его не хватало до следующего склада. К тому времени только Скотт продолжал вести дневник и отсчитывать время. Дневные переходы составляли не больше 1 мили, участники экспедиции катастрофически теряли силы. Отс получил сильное обморожение обеих ног, началась гангрена. 16 марта, Отс, не в силах идти дальше, покинул палатку в снежный буран. Больше его не видели. К этому времени экспедицию отделяли от склада 26 миль.

21 марта Скотт с оставшимися членами экспедиции был вынужден остановиться в 11 милях от лагеря «Одна тонна». Дальнейшее продвижение стало невозможным из-за сильного бурана. 23 марта у них закончилось топливо. К 29 марта положение не изменилось, и Скотт сделал свою последнюю запись в дневнике: «Каждый день мы собирались отправиться к складу, до которого осталось 11 миль, но за палаткой не унимается метель. Не думаю, чтоб мы могли теперь надеяться на лучшее. Будем терпеть до конца, но мы слабеем, и смерть, конечно, близка. Жаль, но не думаю, что смогу писать ещё. Ради Бога, не оставьте наших близких!».

Скотт умер последним: тела Уилсона и Бауэрса были аккуратно завязаны в спальные мешки, а сам командир отбросил отвороты спального мешка и раскрыл куртку. Под плечом у него находилась сумка с дневниками членов экспедиции.

На вторую зимовку на мысе Эванса остались 13 человек, группа Кемпбелла (6 человек) находилась в полной изоляции на Земле Виктории. Зимовка на базе Скотта была крайне тягостной в психологическом отношении, ибо все понимали, что произошла катастрофа. Научные работы, тем не менее, продолжались в полном объёме.

Исполнявший обязанности командира Аткинсон 29 октября 1912 года начал поиски останков группы Скотта. 10 ноября поисковая группа достигла Склада Одной Тонны и двинулась на юг, предполагая идти до ледника Бирдмора (Аткинсон полагал, что несчастье случилось на перевале). Однако уже 12 ноября они обнаружили палатку Скотта, почти занесённую снегом.

Аткинсон составил описание увиденного и забрал дневники членов экспедиции и непроявленные фотопластинки, которые хорошо сохранились за 8 месяцев полярной ночи. Тела не тронули, только убрали подпорки палатки, её полог послужил саваном погибшим. После этого над останками была построена снежная пирамида, увенчанная временным крестом из лыж.

22 января 1913 года «Терра Нова» покинула пролив Мак-Мёрдо. 10 февраля экспедиция вернулась в порт Оамару (Новая Зеландия), откуда были посланы известия в Лондон и Нью-Йорк.