Сексуальный инстинкт и инстинкт размножения. Основные инстинкты

(советую начать с него)

Перейдём к половому инстинкту . Его действие на поведение очень сильно различается у мужчины и женщины. Чтобы лучше понять реализацию полового инстинкта, обратимся к первобытному человеческому стаду, где практически никаких ограничителей инстинктивного поведения не было. Тем более что именно в этот период времени и формировались наши инстинкты. Они практически не изменились за то историческое мгновение, которое прошло со времён каменного века до нашего времени. Чтобы не путать первобытных мужчину и женщину с современными, будем называть первых самцом и самкой.

Самец в первобытном стаде выполняет функцию осеменителя. Его задача в плане размножения — как можно шире оставить свои гены в потомстве. Половой инстинкт заставляет его искать спаривания с максимально возможным количеством самок своего вида. Поскольку его роль в появлении потомства ограничивается чаще всего только оплодотворением, то он может себе это позволить. Конечно, у него есть предпочтения: наилучшая партнёрша — молодая, фертильная, физически здоровая, что определяется по внешним данным. Любые признаки старости, болезни, дефекты снижают ценность самки для спаривания. Хотя при недостатке здоровых и молодых самок самец может совокупиться и с более старыми и больными. Ранг здорово влияет на количество доступных самцу самок. Чем выше ранг, тем больше самок — во-первых, они сами хотят себе ВР партнёра (чуть ниже узнаем, почему), а во-вторых, ВР самцы отгоняют НР от своих самок.

Половой инстинкт самок работает совсем иначе. Ей после спаривания предстоит девять месяцев вынашивать ребёнка, а потом ухаживать за ним ещё как минимум несколько лет. Это заставляет самку более тщательно отбирать себе партнёра. На это и «заточен» её половой инстинкт. Во-первых, лучшим партнёром для неё является самый главный самец, до которого может «дотянуться» самка. Самый главный доминант в каком-то коллективе. Лучше всего — самый главный самец стада. В первобытном стаде, где социальные нормы находятся в самом примитивном состоянии, а инстинкты ничто не ограничивает, вожак — всегда ВРВП самец. Сильный, буйный, конфликтный, агрессивный, которого боятся все остальные члены стада. Он самый приспособленный к жизни человек. Поэтому половой инстинкт самок в первую очередь настроен на поиск именно ВРВП самца и зачатие именно от него. Уровнем ниже ВРНП самцы — они хотя и добычливы и обладают признаками ВР, но не так приспособлены к агрессивной борьбе за выживание в дикой природе, нежели ВРВП. Ещё ниже уровнем для поиска биологического отца стоят СР, которые получают спаривания в обмен на еду (почему — поговорим чуть ниже). Совсем не привлекательны для спаривания НР, которые вообще лишены секса, так как не имеют наследственной предрасположенности для агрессивного выживания в дикой среде.

Было проведено интересное исследование, которое иллюстрирует сказанное. Восемнадцати тысячам женщин показывали два мужских типа: мачо и интеллигента, то есть ВРВП мужчину и НП (СР). Две трети женщин предпочли бы иметь супруга-интеллигента, объяснив, что мачо не годятся для семейной жизни.

Эксперимент с участием этих двух мужских типов повторили, но в иных условиях. Оказалось, что предпочтения женщин меняются в зависимости от фазы цикла. В период, благоприятный для зачатия, большинство женщин считает, что тип «мачо» более привлекателен, чем тип «интеллигент». Получается, что рожать женщины хотят от ВРВП мачо, а в качестве мужей иметь покорных интеллигентных мужчин со сниженными рангом и примативностью.

НР самцы определялись самками как непригодные в качестве биологических отцов потомства, поэтому к спариванию не допускались. К тому же их отгоняли от самок другие, более сильные самцы. Кроме того, добыча НР была скудна, поэтому и секс за еду они получить не могли. В итоге НР самцы были лишены секса, но очень хотели его. Самки, зная об этом желании, использовали НР самцов, получая их услуги в обмен даже не на секс, а на туманную перспективу спаривания. НР самцы легко поддаются манипуляциям и любой флирт воспринимают как перспективу секса. Самка, знает, что никакого спаривания не будет, но самцу этого, разумеется, не сообщает. Наоборот, она делает вид, что вот-вот — и самец получит её. Нужно только хорошенько вложиться трудом или другими ресурсами. В современном мире это трансформировалось во френдзону. Отношения самки и НР самца напоминают ситуацию с ослом, перед которым на палке (привязанной к его же спине) висит морковка. Как бы резво осёл (НР самец) ни бежал, морковки ему не видать. Другие НР самцы, не имея возможности получить секс «законно», брали его «незаконно», подстерегая и насилуя самок вдали от самцов-защитников.

Есть ещё один важный нюанс. Самка физически слабее самца и не может ни силой привязать к себе, ни заставить отдавать ресурсы. Вместо крепких мышц природа дала ей один важный инстинктивный механизм — богатейший спектр манипуляций, с помощью которых она, гораздо более слабая, имеет возможность управлять более сильным. Строго говоря, женский пол не является слабым, поскольку слабые в природе отсеиваются, гибнут. Если действия самцов (мужчин) прямы, очевидны и потому могут быть легко парированы, то действия самок скрытые, обманные, и противостоять им может только либо другая самка, либо самец, который хорошо знает самочьи инстинкты (в том числе манипуляции). Поэтому каждый самец абсолютно предсказуем для каждой средней самки, тогда как каждая средняя самка является непостижимой загадкой для самца. Просто потому, что у него мозг «заточен» совсем на другое — не на межличностные взаимоотношения, а на изучение и преобразование внешнего мира. Подробнее мы это разберём в главе «Чем мужчина отличается от женщины?» . Пока надо запомнить то, что для среднестатистического мужчины, не имеющего знаний о сути женского поведения, женские манипуляции и «женская логика» (инстинктивное поведение) абсолютно непонятны. Он может смеяться над «бабой-дурой», может играть мускулами, но факт остаётся фактом: он у неё как на ладони, она для него — тайна, покрытая мраком.

Конечно, манипулировать удаётся не всеми. ВР самцы (мужчины), которые сами имеют навыки манипулирования людьми, а также обладают самостоятельным мышлением, быстро «просекают» самочьи (женские) манипуляции. Критерий прост: любая манипуляция направлена на то, чтобы заставить вести тебя так, как выгодно манипулятору и невыгодно тебе. Вожак с помощью независимого мышления очень быстро определяет направление выгоды и понимает, что им манипулируют. У опытных ВР мужчин это происходит на автопилоте, подсознательно. Женщина говорит, а он уже почуял, что его хотят надуть. И реагирует должным образом. Поэтому ВР мужчина имеет природные механизмы защиты от женских манипуляций, причём он может этого даже не осознавать. Кстати, женщины именно так часто определяют вожаков: если не ведётся на манипуляшки, парирует их, значит, вожак, желанный мужчина.

СР самцы — основной объект самочьих манипуляций. Собственно говоря, именно для них манипуляшки и предназначены природой. У СР есть ресурсы, которые можно получить, но нет природного механизма защиты. Независимость мышления у него развита гораздо хуже, чем у ВР самца. Он в большинстве случаев не может просчитать направление выгоды, а потому действует так, как нужно самке. То есть теряет свои ресурсы (силы, время, добычу), а самка приобретает.

У НР самца ресурсов практически нет (за исключением его собственных сил и времени). Однако он очень легко ведётся даже на самые неискусные, грубые манипуляции. НР самец абсолютно не умеет защищаться от них.

Самки очень строго хранят свои манипулятивные секреты от самцов. Вообще говоря, женщины называют козлом того, кого не удалось сделать бараном. То есть того, кто просчитал манипуляции и не повёлся на них. Однако для самок гораздо опаснее те самцы, которые не только сами поняли механизмы инстинктивного поведения самок, но и учат других самцов определять манипуляции. В этом случае самки собираются кучей и начинают травлю проницательного самца. Проверить очень просто: выложи расшифровку любой женской манипуляшки на какой-нибудь посещаемый сайт. Особенно если эта расшифровка будет написана просто и с иронией. Мигом соберётся толпа недовольных дам, которые, плюясь и трясясь в истерике, объяснят тебе, насколько ты глуп и никчёмен. И не мужчина совсем. Кстати, манипулируют они чаще всего тоже на «автопилоте», неосознанно, инстинктивно, поэтому бесполезно объяснять или доказывать женщине что-либо о манипуляшках. Нет смысла «выводить на чистую воду». Она этого просто не поймёт, а вас назовёт занудой.

Женских манипуляшек очень много. Пара сотен, не меньше. Часть из них я описал в книге «Анатомия любви и фальшивок» , а здесь хотел привести ещё, но понял, что если сделаю это, не останется места для «мужской» информации. Поэтому я решил не довольствоваться фрагментами, а обобщить всё женское манипулятивное поведение в одной книжке. Так гораздо удобнее. Книжка будет называться «Женские манипуляции» — просто и понятно.

Вернёмся к инстинктивному поведению. Когда люди поняли необходимость ограничивать инстинкты, они ввели регуляторы, о которых мы поговорим в главе «Религия, закон, нравственность». Если кратко, то эти регуляторы корректировали инстинктивное поведение людей следующим образом. Мужчин делали главой семьи и строго ограничивали возможность для беспорядочных половых связей. Кроме того, ему в обязанность вменялось не только осеменять женщину, но ещё и содержать её и общее потомство. Женщину также ограничивали в возможностях «залёта» не от супруга, а каждый муж — глава семьи — становился вожаком своего маленького племени, в результате чего женский половой инстинкт был удовлетворён сексом с лидером. Ещё очень важный момент — селекция людей в обществе по критерию низкой примативности, о чём мы будем говорить в следующих главах. С усложнением социальных отношений буйный дикарь — ВРВП самец — представлял уже опасность для общества, и от таких избавлялись или всячески подавляли их социальный статус. Реальным вожаком в обществе становился уже ВРНП мужчина, который умел держать себя в руках и подавлять эгоистичные инстинкты. Именно ВРНП мужчина пользовался наибольшим успехом у женщин сбалансированного общества. При этом религия, нравственность запрещали женщине применять манипуляции. Это считалось греховным, неприличным, порочным, признаком дурного тона. Все эти механизмы направлены на то, чтобы исключить любое эгоистическое поведение членов семьи, дабы это не приводило к внутрисемейным и даже внешним конфликтам. Факторы, блокирующие инстинкты, действуют в целях укрепления семьи и защиты ресурсов, вложенных в неё.

Когда влияние воспитания на поведение снижается, то последнее становится таким, каким оно было у самцов и самок в первобытном стаде. Такое случается во время гормонального взрыва (половое созревание, любовь). Женщина влюбляется в хулигана. Он бестолковый, агрессивный, с плохой социальной перспективой, но женщина тает, когда его видит. Инстинкт с помощью гормонального взрыва вырвался из-под контроля здравого смысла и управляет поведением. Любовь зла — полюбишь ВП козла. Вторая причина растормаживания инстинктов (уже в пределах всего социума) — когда регуляторы и ограничители поведения (религия, мораль, закон, нравственность) перестают действовать. Мужчины начинают искать промискуитета, женщины — проституировать (открыто или скрыто, так называемая «бытовая проституция», спаривание за подарки и шантаж сексом). Мужчины зачинают и бросают детей, женщины манипулируют мужчинами, получают материальную выгоду за секс и рожают от ВП самцов (которые чаще всего либо представители криминала, либо пьяницы, либо нигде не работающие агрессивные хулиганы). К чему это приводит — поговорим в следующих главах.

Назад

Не так давно моя ну очень умная по-женски подруга Наташка неожиданно задала провокационный вопрос:

– А ты могла бы убить человека?

Я, вся такая деликатная, нежная, утонченная и интеллигентная, думала недолго и к собственному удивлению довольно быстро ответила:

– И в каком же случае?

– При угрозе жизни моему ребёнку.

– Вот и я тоже. Точно! Но только в этом исключительном случае, – удовлетворенно согласилась Наташка.

Это то, что я всегда знала о зверином материнском инстинкте, с тех самых пор, как сама стала мамой – это инстинкт, данный женщине природой для защиты её беззащитного дитя от внешних угроз. Ведь мать – это всегда защитница!

Только как же тогда быть с теми женщинами, которые бросают новорожденных в роддомах или продают за деньги криминальным структурам, выбрасывают из окон жилых домов или попросту оставляют на воспитание отцам и идут бродить по свету в поисках приключений и развлечений, думала я?

Обычно мы говорим о таких возмущенно и безапелляционно, что это и не матери вовсе! Только ведь именно она, эта женщина, всеми способами пытающаяся избавиться от собственного ребенка, именно она и выносила, и потом его родила, значит, она мать. Тогда в чем же дело, почему у некоторых женщин не проявляется материнский инстинкт? Может, природа их обделила? Или он у них по какой–то неизвестной науке причине просто спит?

Голос зверя

Материнский инстинкт как механизм защиты детей существует не только в человеческой, но и в животной природе. Но у людей, в отличие от животных, он имеет свои особенности.

У человека, в отличие от животного, гораздо более сложное психическое – приблизительно 62% людей являются непростыми созданиями природы, обладающими сложным многовекторным психическим. Во время развития ребенка его физическое и психическое не всегда развивается одинаково быстро и равномерно, довольно часто одно значительно опережает другое.

На настоящий момент физически, с началом менструального цикла, то есть к годам 12-13, девушка уже созрела для деторождения. Но для того, чтобы стать полноценной матерью, обладающей подобно животному звериным материнским инстинктом, этого явно мало. То есть, если для животной самки физического созревания для возникновения материнского инстинкта вполне достаточно, то для человеческой самки – нет, потому что сложное человеческое психическое 12-летней девочки не успевает вызреть для формирования этого самого защитного материнского инстинкта.

Именно поэтому природа, а вслед за ней и общество, наложили табу на секс с несовершеннолетней девочкой, до самого её психического созревания. Иначе, не имея желания и способностей защищать своих детенышей, мы бы не выжили как род человеческий.

Да, материнский инстинкт – это звериный инстинкт по защите матерью своего детеныша, он одинаково важен для выживания вида и в человеческой, и в животной природе. Только у людей он формируется несколько иначе – гораздо сложнее.

Отсутствие инстинкта

Подобно тому как, к примеру, инстинктом самосохранения обладают далеко не всем люди, материнский инстинкт, как это ни странно прозвучит, свойственен не всем особям женского пола. Системно–векторная психология Юрия Бурлана абсолютно четко показывает, что есть некоторая часть женщин, не обладающих от природы материнским инстинктом по причине того, что их психическое в соответствии с врожденными физическими данными для этого не предназначено. Природа заложила в них другое предназначение, и это ни хорошо и ни плохо – это врожденная данность.

Наше психическое определяется именно врожденными физическими свойствами – векторами. Большая часть современных женщин обладают сложным многовекторным психическим. Среди них есть немногочисленная часть женщин, обладающих только кожным и зрительным векторами – это так называемые кожно-зрительные женщины .

Обладая прекрасным острым зрением (а их глаза – это их эрогенная зона, они сверхчувствительны и способны различать до 400 оттенков одного цвета!), именно они в первобытные пещерные времена были женщинами нерожающими. Их врожденное назначение – сопровождать мужчин на охоте и на войне, высматривать хищников, бурно и эмоционально по-зрительному реагировать на угрозы вскрикиванием и выбросом феромонов страха, ощущаемых всей стаей и спасающих её от нападения извне.

Именно эти нерожающие женщины спасали своими эмоциями человеческие жизни, и именно они превратили животную случку в секс – верх эмоциональной близости полов. Они же создали культуру – ограничение на каннибализм и убийство! Мы выжили как род во многом именно благодаря этим женщинам.

Но, рожденных не для деторождения, природа обделила их инстинктом материнства. Нет его у них и по сей день. Довольно часто у таких женщин возникают проблемы с зачатием и вынашиванием, однако современная медицина всем, в том числе и им, дает шанс стать матерью. Поэтому сейчас такие женщины вполне способны, как правило, не без помощи медицины, родить собственного ребенка, только вот врожденный материнский инстинкт у них отсутствует полностью.

Обладая высокой эмоциональной зрительностью, они тяготятся материнством, потому что их природная животная сущность требует впечатлений, эмоций, перемещений в пространстве, новых впечатлений, любви. Эти женщины рождены для эмоций – для любви, а не для материнства. Поэтому они мало занимаются своими детьми, а порой, в поисках новых эмоций, пускаются во все тяжкие. Они могут оставить ребенка на отца или на престарелую бабушку, отправившись вслед за очередной любовью.

А любви в их жизни мало не бывает – они выбрасывают свои феромоны влечения на всех особей мужского пола, независимо от возраста, национальности или социального статуса. Именно поэтому такие женщины всегда находятся в центре мужского внимания. Ну а дети… собственные дети для них – это лишняя тягость, помеха в их вечно бурлящей и яркой жизни.

Такое состояние кожно-зрительной женщины – это абсолютная её животная норма, это так называемое кожно-зрительное состояние «война». Но бывает и иначе, когда такая женщина находится в стрессовом состоянии – в состоянии «мир». Тогда из неё получается прекрасная, любимая детьми и обожаемая их родителями учительница, преданно и верно воспитывающая и обучающая чужих детей. Только и в этом случае собственные дети остаются обделенными её заботой, лаской и воспитанием.

Желание тишины

Есть и ещё один тип женщин с отсутствием материнского инстинкта – это женщины с врожденным звуковым вектором . Звуковой вектор доминантен в человеческой природе, и при этом он труднее всего наполняем. Плохое состояние звука очень тяжело сказывается на психическом его обладателя.

В древних первобытных человеческих стаях у звуковиков с их врожденной эрогенной зоной – ухом, было одно-единственное и главное назначение – охрана стаи ночами, когда другие её члены безмятежно спят. Многотысячелетнее ночное сосредоточение привело к удивительному результату – сосредоточению не только на внешних звуках, но и внутри самого себя. Сосредотачиваясь внутри себя, звуковики первыми сложили новые нейронные связи в мозге – первыми в ночной тишине сложили мысли о вечном.

Поэтому и сейчас звуковой вектор – это вечная и неистребимая потребность знать: как устроен этот мир, каково его происхождение, какой смысл в человеческом присутствии в нем, зачем, для чего мы живем, в чем смысл всего этого земного пребывания?

Люди, носители звукового вектора, тихи и задумчивы, отстранены и сосредоточены, они проводят свои дни в размышлениях о вечном, не переносят громкие и резкие звуки, отвлекающие их от собственных размышлений. Тяжелее, чем крики и ор непонятно чего требующего младенца, для звуковой женщины ничего нет. А если её звуковой вектор ещё и в плохом состоянии, то мысли о покое, об избавлении от этого вечно орущего живого комочка, начинают просто преследовать такую мать.

Нет ничего удивительного в том, что, не выдержав давления своего страдающего от детского крика психического, звуковая мать в плохом психическом состоянии ищет и находит способ избавления от тяжелого звукового страдания, приносимого ей младенцем. В таком состоянии она способна на убийство – именно такие матери душат детей в кровати подушкой, выбрасывают в окна. И все ради того, чтобы ребенок замолчал.

Потом на следствии, объясняя причину своего поступка, они проговаривают эту свою проблему, непонятную людям без звука. Они так и отвечают на вопрос «зачем» ответом: «Ребенок так орал…» И ни тени раскаяния – только спокойное и отстраненное погружение в свой внутренний мир, в свои размышления, в тишину, от которой, наконец, теперь никто уже не отвлекает.

Надо сказать, что звуковой вектор совсем не обязательно ведет к детоубийству матерью собственного ребенка. Такое происходит только в крайне тяжелых состояниях звука, в крайней степени неразвитости и ненаполненности этого вектора и по этой причине находящего в тяжелейших страданиях.

Звуковой вектор доминантен, поэтому если мать – носитель звукового вектора в более-менее сносном его состоянии, она, тем не менее, все равно будет испытывать звуковые страдания рядом со своим собственным орущим младенцем и по этой причине способна в звуке вести себя отстраненно по отношению к малышу. Потому как звук сам по себе не предполагает ничьего присутствия, наоборот, любое внешнее вмешательство для него в тягость – отвлекает от жизненно необходимого сосредоточения и покоя. Но, когда звук отпускает, такая мать способна проявлять свой материнский инстинкт, заложенный в ней другими врожденными векторами.

Способны ли вы стать хорошей матерью или станет ли ею ваша дочь? Вы получите на эти вопросы довольно четкие ответы на тренингах по Юрия Бурлана. Как и на вопрос, что делать, если вы себя хорошей матерью не считаете, или если ваш ребенок вам в тягость.

Чтобы не доходить до крайностей и воспитать полноценную счастливую личность, сначала разберитесь в себе, выясните для себя все, что вас интересует о собственной животной человеческой природе. И о природе своего малыша.

Статья написана по материалам тренингов по Юрия Бурлана

Прошли века, но сформированные тысячелетиями, мужские и женские инстинкты никуда не исчезли и продолжают жить в нас …

В доисторические времена самцы гомо сапиенсов занимались охотой, а самки собирательством. На дворе XXI век, но мужские и женские инстинкты никуда не исчезли.

Мужчина видит цель прямо перед собой, второстепенные детали его не интересуют. Женщина чаще обращает внимание на мелочи, у неё лучше развито периферическое зрение. Мужчина может весь день проходить в испачканных брюках и даже не заметить конфуз – у окружающих женщин это вызывает лишь милую улыбку. Но если у женщины на первом свидании разойдутся стрелки на колготках, то это настоящая трагедия! Ничего не понявший мужчина потом долго будет ломать голову – чего он такого сказал или сделал, что пассия вдруг покраснела, выдумала какой-то дурацкий предлог и испарилась.

Войдя в помещение, мужчина всегда садится к двери лицом или хотя бы боком. Правильно: если в пещеру нагрянет враг, покушающийся на добычу, самец должен первым его обнаружить и убить. Когда мужчина идёт по улице и чувствует, что кто-то дышит ему в спину, он инстинктивно сжимает кулаки и оборачивается. Кулаки мужчина сжимает и в том случае, если видит стоящую неподалёку группу других незнакомых мужчин, пусть даже у тех вполне миролюбивый вид.

Женщины по сей день обожают перебирать в руках небольшие предметы – пуговицы, лоскутки, столовые приборы, драгоценности, выуживая из общей кучи самое лучшее.

Типичная картина в овощном отделе супермаркета: покупательницы всех возрастов и сословий толпятся возле контейнера с какой-нибудь копеечной свёклой, ругаются, пихаются, норовят выхватить друг у друга понравившиеся продукты. Если же пробил час предпраздничной распродажи в элитном бутике, то всеобщая свара может привести к вырванным волосам и расцарапанным физиономиям. Мужчине лучше не встревать – в противном случае все женщины мигом объединяются и начинают мутузить уже его одного.

Мужчины легко расстаются с ненужными вещами, но с удовольствием коллекционируют избранные трофеи, будь то кубки ГТО, навороченные гаджеты или оловянные солдатики. Среди женщин истинных коллекционеров не так уж и много, зато представительницы прекрасного пола чаще страдают «беличьим синдромом» – принесённый в дом предмет остаётся там на века.

Любовь мужчин к всевозможным играм и спортивным развлечениям не стоит объяснять одной лишь инфантильностью. Игра – это тренировка перед настоящим боем, пусть он никогда и не состоится, и симуляция всё той же охоты. Женщины предпочитают баловать себя шопингом, а это явные отголоски первобытного собирательства – обойти все окрестные магазины, всё повертеть, перемерить, перещупать, а потом вернуться домой и заявить: в магазинах ничего нет. Это означает, что женщина не только удовлетворила свои внутренние, чисто женские потребности, но и исполнила свой долг перед родичами – обследовала территорию и отчиталась за потраченное впустую время.

Охотничьи инстинкты мужчины проявляют и в интимной сфере. Женщина, за которую ещё надо побороться, ценится выше – факт. Хотя совсем уж неприступные особи мужчин не привлекают – зачем понапрасну тратить силы, когда вокруг полно других объектов охоты, а кушать-то хочется. Во время секса некоторые мужчины, «плюшевые мишки» в обычной жизни, ведут себя грубо и агрессивно – ничего удивительного, ведь в любой момент самка может раздумать и убежать, потому-то её и надо держать покрепче. По той же причине мужчины стремятся поскорее довести дело до победного конца – к неудовольствию тех самок, которые никуда сбегать не собираются.

Женщин, которые всеми правдами и неправдами пробираются на светские вечеринки и там стреляют глазами во все стороны, тоже называют охотницами. Да вот только охотятся они не на мужчин, а на их тугие кошельки. Это скорее собирательство – чем больше у женщины обеспеченных поклонников, тем больше она поимеет с них заветных бумазеек с циферками. И ещё: если к среднестатистической женщине прилетит добрая фея и подарит ей постоянно обновляющийся шкаф с самыми дорогими, изысканными и сексуальными нарядами, но при этом потребует полностью отказаться от секса, женщина не будет колебаться ни секунды – конечно, предпочтёт наряды.

В наше время охотничьи инстинкты могут сыграть с мужчиной злую шутку. Добывать пропитание с риском для жизни не нужно, совершать подвиги во имя семьи или родины большинству самцов тоже не приходится, даже класть всех на лопатки и метче всех стрелять не обязательно – и у последнего хлюпика-очкарика всегда есть шанс завоевать женщину, хотя бы скромную и невзрачную библиотекаршу. Мужчина начинает лениться, мельчать, слабеть – не только телом, но прежде всего духом. Другой момент – мужчина настроен исключительно на результат. Если желаемый результат не достигнут, мужчина впадает в отчаяние, теряет чувство уверенности, замыкается в своих комплексах, а на старости лет корит себя за бесцельно прожитые годы – жизнь действительно прошла мимо, потому что всё хорошее, светлое и радостное мужчина проглядел и проигнорировал.

А вот женщины-собирательницы умеют ловить кайф от процесса. Отправившись в лес по ягоды, девушки поют там задушевные песни. Вязание – собирание узелков в стройные ряды – оказывает благотворное влияние на женскую нервную систему, успокаивает и приводит в порядок мысли, а согревающий тело готовый свитер – приятный бонус. Многочасовая и изнурительная (по мнению мужчин) лепка пельменей – это не только важная заготовка впрок, но и предлог встретиться с подругами. Пока именитый художник, переживающий творческий кризис, в бешенстве ломает кисти и швыряет об стену мольберт, его жена берёт тетрадный листок, шариковую ручку и рисует Золушку, целующуюся с Прекрасным Принцем. Пусть её картину никогда не покажут на выставке, но она-то при этом чувствует себя гораздо счастливее.

Подавлять инстинкты бесполезно – они формировались тысячелетиями. А вот контролировать необходимо – мы ж не звери.

А ещё мужчинам и женщинам следует уважать различия в поведении тех и других – как-никак самой природой им предопределено вести совместное хозяйство.

То есть заниматься охотой и собирательством, пусть и на современный лад.

Инстинкты человека обусловлены ещё и половой принадлежнос­тью. Эти инстинкты несут программы сохранения вида в преемствен­ности поколений.

Женские инстинкты ориентированы:

– на зачатие ребёнка,

– на рождение ребёнка,

– на обслуживание ребёнка на начальных стадиях его жизни.

Женщина под главенством этих своих инстинктов обслуживает потребности ребёнка.

Мужские инстинкты ориентированы на обслуживание женщи­ны и потомства. Мужчина через инстинкты полового влечения пси­хологически подчинён женщине.

Термин «секс-бомба» во многих исторических обстоятельствах следует понимать буквально – это оружие массового поражения, по­ражающий эффект которого может распространяться на сотни лет в будущее. Примерами такого рода секс-бомб являются библейская Эсфирь, еврейка Малка – мать Владимира – крестителя Руси.

Такая ориентация инстинктов вызвана тем, что инстинкты вида Человек «разумный» построены так, чтобы обеспечить максималь­ные темпы роста численности населения. При этом инстинкты жен­щины ориентированы на обслуживание ребенка в первые месяцы и годы его жизни и борьбу за «лучшее место под солнцем». А инстин­кты мужчины ориентированы на подавление «заячьих» программ поведения («наше дело не рожать, сунул, вынул и бежать» ) и на обслуживание женщины с детьми. Это ставит мужчину – носите­ля животного строя психики – в психологическую зависимость от женщины и способно обратить его в орудие, посредством которо­го женщина достигает «лучшего места под солнцем», конкурируя с другими себе подобными самками.

В культуре общества, где животный строй психики количествен­но преобладает, считается нормальным и вполне допустимым, что всё это животно-инстинктивное имеет свои продолжения в культуру и выражается в разного рода культурных оболочках: одна из них – мода, и прежде всего, женская мода, мода «высокая», а также боль­шей частью специфически мужская ругань (в России – мат).

В книге «Женщина в древнем мире» (Е. Вардиман. М., «Наука», 1990, стр. 15) опубликована репродукция наскального рисунка на тему жизни общества в матриархате, найденного в пещере в Африке на территории современного Алжира (рис. 7-1).

Мужчина на охоте с копьём и луком. Его женщина «обеспечивает тылы». Казалось бы они занимаются каждый своими делами. Но длиннющий извилистый член мужчины – «собственность» этой женщины – вставлен ей, куда следует, и подобно водолазному шлангу, а точнее кабелю дистанционного управления роботом, простирается от женщины к месту деятельности её мужа.

В комментарии автора названной книги к этому рисунку сказано: «Поднятые руки женщины следует, несомненно, понимать как ритуальный жест: женское начало явно связано с колдовс­кой функцией; женщина побуждает высшие силы даровать бо­гатые охотничьи угодья».


Возможно, что древний автор рисунка действительно пытался выразить эту идею про «посредничество женщины перед высшими силами». Но не исключено, что и тогда это была карикатура на «ва­гинократию» (от «vagina» – влагалище, и «кратия» – власть), в кото­рой «женщина» почти всегда – в прямом общении и дистанционно – управляет «мужчиной» как своим биороботом. Однако при этом и она может быть «не хозяйкой и самой себе», находясь во власти того же самого, что властвует над её «мужчиной».

Во всяком случае, искусство – один из способов познания и опи­сания Жизни, вследствие чего художник способен объективно пока­зать то, что выходит за пределы его собственного понимания и даже противоречит его убеждениям. Идею матриархата и вагинократии на основе преобладания в обществе животного строя психики зримо лучше не выразить, чем это сделал забытый людьми автор показан­ного наскального рисунка.

В первую очередь заявлю о своём объективном мышлении и трезвому взгляду на мир. Поднимая вопрос о женском миро мышлении, хочу выделить 2 фактора влияющих на это мышление: 1. Во первых это инстинкты а 2. Во вторых это общество. В данной статье я не буду рассматривать индивидуальные особенности и среду обитания, поскольку считаю это второстепенными понятиями в данной теме.

Говоря о женской гордости хочу в первую очередь сказать, что это явление довольно часто встречается в современном обществе и его следует отнести к некоему дуализму, двойственности. С одной стороны это проявление инстинктов, с другой влияние общества. Так или иначе гордость сопровождает женщину в обыденной жизни и прямо или косвенно оказывает большое влияние на окружающих и на саму женщину. Причём это влияние отражается также двойственно, с одной стороны положительно (например для самой , когда осуществляется работа инстинкта самосохранения в ситуации которая этого требует), с другой отрицательно, когда гордость становится не только следствием проявления инстинктов, но и следствием влияния общества на человеческий разум.

Вот тогда можно говорить о «хронической гордости», навязанной социумом. А «хроническая гордость» не может являться нормальным поведением «самки». Именно это отличает человека (самку) от самки . Приведу простой пример. (Поведение львицы в прайде является нормальным, когда в период течки, львица подпускает льва. Тоже самое следует сказать и о том когда в не менструальный период или период беременности львица делает всё, чтобы сохранить целостность матки и плода и не даёт возможности льву спариваться. В первом случае отмечается работа инстинкта размножения, во втором инстинкта самосохранения и заботы о будущем потомстве). Но с разумной самкой человека такое не пройдёт, так как поведение человека (самки) может быть прямо противоположным, в данной ситуации, поведению самки животного. Всему причиной человеческий разум, который способен идти в разрез с инстинктами.

Вот именно поэтому такое поведение социального человека (самки), с точки зрения природы, нельзя рассматривать нормой. Его так же нельзя рассматривать нормой и с социальной стороны человека, так как такое поведение оказывает регрессирующее влияние на сам социум, межличностное общение и взаимодействие.

В данном случае мы наблюдаем совокупность «медвежьей услуги», которая оказывается социумом самке человека, а так же ответное, в скором будущем, деструктивное проявление поведения самки и его влияние на социум. Вот именно в этом круговороте социального взаимного влияния и рождаются проблемы нашего общества, одна из которых «женская гордость». Женская гордость, навеянная социумом, создаёт массу неудобств самой женщине. Вот например: (Гордость мешает, когда вы сидите за столиком в кафе и чувствуете спиной, как поедает вас глазами красавчик за соседним столиком. Вы это чувствуете и… продолжаете сохранять важную мину. Искушенная подруга советует вам: «Хочешь привлечь , делай недоступный вид», и вы киваете. В данном примере хорошо заметно влияние общества на женщину, в данном случае подруги. Когда к вам подходит знакомиться мужчина, вы уходите в «недоступность», и ему ничего не остается, как заговорить с приветливо улыбающейся вашей советчицей).Это лишь один из самых слабых примеров влияния общества на формирование женской гордости. Другое дело, если девочку воспитывали с самого детства (как, например в аристократических семьях) и внушали ей определённую установку по отношению к самой себе.

Можно приводить ещё множество примеров. Но далее хочется отметить тот факт, что именно социум и общество заставляют нас идти в разрез с нашей природой. Я не буду говорить о нормах морали и нравственного поведения которые прививаются обществом, поскольку эта статья посвящается в первую очередь причинности и следствию такого явления, как «Хроническая женская гордость». Надо сказать что общество не может всецело положительно влиять на личность как бы нам не хотелось, к тому же очень часто общество влияет на личность совершенно негативно и вопросы о нравственности и морали, в данном случае можно вообще не подымать. «Но Нельзя рассматривать лишь одну сторону медали и судить о другой». Поэтому я не говорю что общество несёт в себе только отрицательное воздействие на личность, ведь не будь современного общества мы бы рождались и не достигали бы той развитости, которая отличает нас от животных. Вот только развитость порой порождает множество проблем, одна из которых «женская гордость», которая как мы выяснили прививается нам социумом.

Как правило общество обращает внимание на ту сторону человека которая отличает его от животных, а именно на его социальную сторону. И совершенно не обращает на его инстинкты. Скажи кому ни будь, что он животное и ничего больше, в ход пойдут кулаки и ругательство. Именно поэтому человек придумал БОГА, теорию о происхождении души и любви. Человечество на протяжении всей истории всё более и более отличалось от животных, в итоге мы видим то, что есть сегодня. Как ни парадоксально человек — это всего лишь биологический вид, являющийся разумным, и развитость человеческой цивилизации нельзя относить к полному несоответствию человека с животным. В данный момент я говорю лишь о том, что появление разумного человека не может исключать его ИНСТИНКТЫ, так как пещерный человек, только ими и руководствовался и у него не было того наследия что есть у современных людей. Потому современный человек в нашем понимании – это тот же пещерный человек, но только с большим культурным и социальным наследием.

Но это самое наследие порождает новые проблемы и вопросы. В данном случае мы затронули проблему влияния общества и инстинктов на формирование женской гордости. Как мы выяснили влияние инстинктов на формирование женской гордости не противоречит законам природы и осуществляется в строгом сезонном эквиваленте. Влияние же социума на женскую гордость оказывает пагубное влияние для самого человека и для самого социума, так как противоречит законам природы. Из этого можно сделать лишь 1 разумный вывод: вся наша природа и социальность полностью и бесповоротно базируется на инстинктах.

Постараюсь объяснить доступно. В ситуации где общество оказывает влияние на человека (в данном случае женщину), человеку ничего не остаётся, как приспособиться к этому влиянию и жить согласно обществу. Как например в нашем случае (стереотипное гордое поведение женщины). Вот только тут хорошо отмечается работа инстинкта самосохранения. Ведь чтобы выжить в обществе самке приходится адаптироваться к условиям общества и взять на себя ту роль которую общество ей диктует. С цивилизации количество этих ролей становилось больше. Но с усвоением социальной роли тесно связаны инстинкты и наша биологическая составляющая. А точнее, на инстинктах всё и основано наше поведение. Поэтому наша социальность целиком и полностью основана на биологических инстинктах, которые в нас заложены от НАЧАЛА ВРЕМЁН. КЛЮЧЕВАЯ МЫСЛЬ СОСТОИТ В ТОМ, что наше социальное поведение не всегда признаётся обществом, 1. как следствие удовлетворения или 2. неудовлетворения (по определённой причине) наших инстинктов. Мы привыкли размышлять о поступках людей с той грани, которая отличает нас от животных. Именно поэтому мы называем человека, у которого проблемы (в данном случае гордая женщина) когда это лишь следствие работы инстинктов — ПРОБЛЕМНОЙ ЛИЧНОСТЬЮ.

Ещё раз повторю, что всё поведение человека так или иначе полностью основано на инстинктах. Поскольку общество не может это принять, в дело ВСТУПАЮТ ОБИДЫ, КОНФЛИКТЫ, НЕПОНИМАНИЕ ОДНОГО ЛИЦА ДРУГИМ и пр. Вот это уже ответная реакция самого общества на гордую женщину, будучи самим причиной этой гордыни. Нарастает ещё больше проблем и образуется «колодезь проблем» в котором мы с вами «купаемся каждый день». А всему причиной современное общество и его наследие. Как правило гордая женщина уподобляясь обществу, включается в этот круговорот проблем и создаёт их себе и окружающим ещё больше. Уподобляться обществу, в данном случае означает следующее: это навязанный стереотип поведения (основанный на определённой роли: например крутая девчонка, которая может дать отпор любому парню, либо карьеристка которая, живёт одной работой и не собирается строить семью (всё это навязывается нам через , книги, СМИ и людей). То, что отличает нас от животных связано в первую очередь с тем, что животные не разумны и не могут идти на поводу у общества. Это создаёт для них полную свободу и независимость в их поведении и реализации инстинктов. Поэтому у животных нет тех проблем, которые окружают человека находящегося под давлением социума. «Именно развитие общества является основной и центральной причиной развития проблем, т.к. в процессе развития усложняются не только поведенческие программы но и развивается целая узурпирующая, якобы эталонная, система общества».

Заключение

Женщина, будь то «карьеристка», «крутая девчонка» (которыми может являться гордая женщина) живут руководствуясь лишь ИНСТИНКТАМИ, а общество является способом реализации этих инстинктов. Но необходимо пояснить. Вот, например, «крутая девчонка», хочет казаться крутой не потому что её инстинкт размножения не работает, а она живёт лишь поведенческой программой, которая включает в себя формулу: «мол будешь крутой, все парни будут по тебе сохнуть». А потому что женщина пытается реализовать этот инстинкт именно через эту формулу, а у неё не получается, ведь не каждый самец «пойдёт на рожон». Именно в этом социум оказывает деструктивное влияние на (женщину). Тут огромную роль играет так же инстинкт САМОСОХРАНЕНИЯ, который вообще является первопричиной всего нашего поведения. Ведь в ситуации когда тебя окружает компания «крутых девиц» (в данном случае социум) ты не можешь вести себя иначе, как только адаптироваться к общему поведению и принять эту поведенческую программу или роль. Иначе «заклюют, как белую ворону». «Карьеристка» же живет инстинктами, у которой так же поведенческая программа, навеянная социумом, предполагает реализацию этих инстинктов через свою своеобразную поведенческую формулу, которая обращается к её разуму. Не будь современного общества и всего его наследия, «карьеристка» бы жила так же как и все первобытные люди, без какой то поведенческой программы, а руководствовалась лишь примитивной реализацией своих потребностей. В основе поведения «карьеристки» лежат все те же инстинкты. Вот только под влиянием социума она больше реализует их в первую очередь по степени значимости. Хотя по степени значимости их реализуют и все остальные организмы. Для карьеристки, например, на первом месте может быть общественное признание, её работа, а не продолжение рода. Поэтому социальная роль, в данном случае сдвигает инстинкт САМОСОХРАНЕНИЯ на первое место. Но это не значит, что инстинкты продолжения рода и размножения у неё отсутствуют. Просто карьеристка пытается реализовать их через опять же поведенческую программу, навеянную социумом. (Например, мама говорила девочки: «вот с начала карьера, а затем семья». А папа говорил: «кто ж тебя полюбит без карьеры и образования»). Поэтому карьеристка пытается реализовать инстинкты продолжения рода и размножения чрез ту роль, которую ей уготовил социум, а именно через становление карьеры, или твёрдого социального положения. Но фортуна, в данном случае, опять не на стороне общества, а на стороне инстинктов, ибо реализуя инстинкты продолжения рода и размножения чрез социальную роль, поведенческую программу карьеристка может не успеть вовремя освоить природную интимную роль самки и матери. Именно поэтому современное общество и его наследие оказывают деструктивное и регрессирующее воздействие на становление и развитие женщины. И женская гордость не одна из проблем, которая имеет место быть в женской среде. Нам, как современным людям необходимо научится понимать и использовать эти обстоятельства иначе мы просто вольёмся в тот самый «колодезь проблем» и будем «подливать» в него новые, свежие проблемы, которые будут исходить от нашего непонимания, незнания и навязанной социальной роли или же стереотипного поведения, что приведёт к краху и регрессу самой личности а затем и к коллапсу самого общества.

(«И если это не мои слова, то разрази меня гром».)