Шрифт дюрера построение. Основы шрифта и технологии графики построение шрифта антиква

По мере того как совершенствовался типографский станок, книгопечатание получило все возможности для своего развития и распространения. Набор и процесс печатания книг ускорились во много раз. Стало возможным издавать книги большими тиражами. Книга постепенно становилась дешевле и доступнее для массового читателя. Потребность в книгах была столь велика, что уже к концу XV столетия в Западной Европе было создано свыше тысячи маленьких типографий. Первые типографы стремились придать своим книгам вид рукописей, с этой целью они стилизовали печатный шрифт под рукописный; первые печатные книги набирали шрифтами, которые были точной копией рукописных почерков. Это объясняется стремлением издателей выдать дешевую печатную книгу за дорогую рукописную и выгодно продать ее. Все книги, вышедшие в свет до 1500 года, принято называть инкунабулами , т. е. книгами «колыбельного периода». Инкунабулы имели вид рукописных книг и печатались общераспространенным почерком средневековых рукописей - готическим.

Однако книгопечатание стало предъявлять к шрифтам особые требования, с которыми нельзя было не считаться. То, что можно было раньше написать пером, теперь не всегда удавалось вырезать и напечатать: тонкие волосяные элементы букв сильно искажались, их пришлось заменить более жирными. Форма букв, предназначенных для многократного повторения, стала тщательно отрабатываться. С развитием книгопечатания рукописные шрифты антиквы стали служить образцами для печатных форм. Замечательные рисунки печатной антиквы дали первопечатники Свенгейм и Паннарц.

В эпоху Возрождения проблеме шрифта уделяли огромное внимание, создавали трактаты, где теоретически обосновывали развитие характерных черт, составляющих славу шрифта антиква. К созданию печатных шрифтов привлекали крупнейших художников. Все они разрабатывали шрифты на основе классических образцов латинской письменности. К концу годов XV в. в Италии возник новый печатный шрифт, созданный на основе гуманистического письма и освобожденный от всех готических элементов. Он был назван антиквой . Это название (древний) он получил за сходство со шрифтами античной эпохи. Из множества шрифтов типа антиква, появившихся в эпоху Возрождения, можно выделить наиболее совершенные по форме: шрифты венецианских типографов XV в. Николая Йенсона, Альда Мануция и шрифт французского художника Клода Гарамона.

Шрифт Йенсона , соединивший в себе лучшие черты римского капитального шрифта и гуманистического письма без всякого влияния готики, лег в основу всех лучших латинских шрифтов типа антиква, появившихся впоследствии не только в Италии, а и в других странах Европы: во Франции, Германии, Нидерландах и Англии.

Антиква Николая Йенсона

Альд Мануций создал свой светлый шрифт, изменив пропорции букв шрифта Йенсона, и впервые ввел в практику печатного дела курсив - наклонный шрифт типа антиква.

Антиква Альда Мануция

Клод Гарамон создал новый шрифт, используя лучшие образцы шрифтов Николая Йенсона и Альда Мануция. Однако в отличие от образцов этот шрифт значительно строже и яснее, так как в основе его построения лежат точные математические расчеты. В шрифтах Гарамона нашел отражение тип букв, ставший классическим под названием эльзевировского , так как наибольшую известность эти шрифты приобрели в изданиях знаменитых голландских издателей Эльзевиров.

Антиква Клода Гарамона

Вопросами построения шрифта занимался великий художник и ученый Леонардо да Винчи (1452–1519). Он считал, что шрифт и архитектура находятся в тесной внутренней связи, поэтому законы построения у них должны быть общими, и если античная архитектура имеет в своей основе пропорции человеческого тела, то классическая соразмерность должна быть использована, по мнению художника, и при построении шрифта. Леонардо да Винчи строил буквы по квадрату, разделенному по высоте на десять равных частей. Сохранились образцы букв, сконструированных великим мастером.

Буквы Леонардо да Винчи

Последователь Леонардо да Винчи Лука Пачоли развил дальше теорию своего учителя и в трактате «О божественной пропорции» (1509) дал подробное описание построения шрифта. Буквы шрифта Пачоли строятся в квадрате с проведенными диагоналями и с вписанной окружностью. Толщина основного штриха каждой буквы равняется одной десятой высоты квадрата, а соединительный штрих в два раза тоньше основного. Непременным условием выполнения шрифта является точность построения и тщательность вычерчивания каждого элемента буквы: все округлые элементы обязательно циркульные. Строгая техничность выполнения делает красивый шрифт Пачоли несколько однообразным, монотонным.

Буква Луки Пачоли

Антиква Луки Пачоли

Много сделал в области шрифта великий немецкий художник Альбрехт Дюрер (1471–1528). В трактате «Руководство к измерению» он сконструировал весь латинский алфавит, взяв за основу квадрат без диагоналей и окружности. В отличие от Пачоли Дюрер разделил квадрат по высоте на десять частей и толщину основного штриха сделал равной одной десятой высоты квадрата, соединительный штрих - в три раза тоньше основного. Дюрер значительно упростил построение букв, отказавшись от строгой математической схемы Пачоли. Более того, он рекомендовал многие элементы букв не вычерчивать при помощи циркуля и линейки, а рисовать от руки. Предлагал использовать в практике несколько вариантов одной и той же буквы. Все это сделало шрифт Дюрера живым и интересным.

Антиква Альбрехта Дюрера

Принципы Дюрера в построении шрифта были использованы французским мастером Жоффруа Тори , который в своем трактате «Цветущий луг» разработал шрифт, значительно отличающийся от шрифта Дюрера. Он разделил квадрат на десять частей по высоте и буквы строил по сетке, образованной десятью горизонтальными и вертикальными линиями, увеличил засечки и уменьшил контрастность штрихов. Исполнение букв подчинил строгому вычерчиванию, что приблизило шрифт Тори к шрифту Пачоли. В последующие годы, вплоть до XVII в., антиква применяется в книгопечатании без существенных изменений, появляются только ее многочисленные варианты с изменениями в деталях.

Антиква Жоффруа Тори

В XVIII в. под влиянием стиля классицизма и техники оригинальной гравюры на меди антиква меняет свои формы - возникает новая антиква, отличающаяся от старой утонченностью форм и очень большим контрастом. В буквах этого шрифта доминирует вертикаль, наблюдается сужение пропорций и глубина пространства. Соединительные штрихи стали очень тонкими, а засечки длинными. Буквы освободились от тяжелых закруглений, которые в старой антикве соединяли засечки с основными штрихами. Шрифт стал легким и изящным.

Виды антиквы: старинная, переходная, новая

Возникновение новых контрастных шрифтов связано с именами прославленных типографов: Вильяма Кезлона и Джона Баскервилля (Англия), Пьера Фурнье младшего и Филиппа Гранжана (Франция), Юстуса Вальбаума (Германия).

Шрифты Кезлона, Баскервилля и Фурнье, являясь по существу шрифтами старой гуманистической антиквы, приобретают некоторые черты нового - они становятся плотнее, в буквах намечается легкое усиление контрастов штрихов, а наклонные оси округлых элементов букв заменяются вертикальными. Эти изменения свидетельствовали о наметившемся переходе от старой гуманистической антиквы к антикве классицистической . Последняя окончательно сложилась к концу XIX в. Наиболее характерными шрифтами новой антиквы были шрифты типографов Франсуа Дидо (Франция) и Джамбатисты Бодони (Италия).

Шрифт может быть нарисован с применением чертежных инструментов или без них. Шрифт нарисованный «от руки»отличается более выраженным индШрифт может быть нарисован с
применением чертежных
инструментов или без них.
Шрифт нарисованный «от
руки»отличается более
выраженным индивидуальным
характером

Орудия рисования шрифта

Карандаш средней твердости. Для мелкого
шрифта- более твердый.
Резинка- мягкая.
Линейка- 2 разные. Для карандаша- тонкая и
прозрачная (видно часть рисунка под ней).
Для туши – деревянная, металлическая с
косым срезом внутрь- исключает затекание
туши.
Треугольник- прозрачный
Рейсфедер-2 шт. для толстых линий и для
тонких (более длинные и острые щечки)
Рейсфедер подтачивают на мелкозернистом
бруске

Орудия рисования шрифта 2.

Тонкое перо (несколько)
Циркуль со сменными наконечниками
(с графитом, с иглой, в виде
рейсфедера)
Кисти: Маленькая акварельная с
острым кончиком (прокрываем контуры
букв), Колонковые (1,2,3)- рисуем
мелкий шрифт

Единый стиль в шрифте

Производит цельное впечатление, текст
легко воспринимается.
Для достижения стилевого единства шрифта
важно строить все буквы по единому
принципу.
Малейшее отклонение этого конструктивного
принципа отрицательно сказывается на
графике шрифта.
Если буква «О » выполнена на основе круга,
а буква «С»- на основе эллипса, значит в
построении округлых форм взяты за
основание два различных принципа.

Наиболее распространенный способ- построение букв в квадрате. Для примера изучим конструкцию «Антиква» и «Гротеск»

Определим светлоту шрифта За толщину основного штриха примем 1/10 стороны квадрата. - Это будет единицей измерения основного штриха для всех

1.
Определим светлоту шрифта За толщину
основного штриха примем 1/10 стороны
квадрата.
- Это будет единицей измерения
основного штриха для всех букв
алфавита.
2.- Разделим все стороны квадрата на 10
равных частей и вычертим сетку. Она
поможет конструировать буквы.
3.- Толщина соединительных штрихов
составляет определенную часть
основного штриха, например-1/2; 1/3;……

Упрощенная «антиква»

Сетка показана на квадрате перед
буквой А.
Здесь в компоновке букв важную роль
играют круги разного диаметра (1/10,
2/10, 3/10 стороны квадрата.)
С помощью тех же кругов образуются и
засечки.

10.

11.

12. Зависимость формы шрифта от выбранной формы геометрических фигур.

Шрифт можно построить на основе
различных прямоугольников, ромбов и
….
Во всех случаях правила построения те
же, что и при построении на основе
квадрата

13. Отправные формы- - буква «Н» и «О»

На основании этих букв можно
построить весь алфавит
Буква «Н» определяет ширину и
высоту букв, толщину основных и
соединительных штрихов,
местоположение и характер засечек.
Буква «О» определяет характер
округлых форм и расположение нажима
(вертикальное или наклонное)

14.

15. Оптические иллюзии.

Остроконечные и округлые штрихи некоторых
букв выведены за верхнюю и нижнюю линии
квадрата.
Это не является недостатком- т.к. устраняет
оптические иллюзии, будто одни буквы ниже
других.
По размеру верхние и нижние удлинения
строчных букв, обычно равны. В буквах,
имеющих как верхнее, так и нижнее
удлинение(ф) (f), (p)- верхнее удлинение
короче

16.

17.

18.

19. Принципы оформления шрифта

Четкость, удобочитаемость
Простота, отсутствие бесцельных штрихов
Пропорциональность штрихов и элементов в
буквах
Стилевое единство шрифта и изображений
/орнамента. иллюстраций/
Композиционное единство всего построения
Связь рисунка букв с орудием письма.
Связь рисунка букв с содержанием текста и
назначением шрифта

20. Шрифт «Гротеск»

Строится по сетке. Выбирается
толщина буквы. Высота. Строится
сетка на основе квадрата. Ширина
размера ячейки = ширине
вертикального штриха буквы.
В примере- Отношение толщины
основного штриха к высоте буквы- 1/5

21. Построение шрифта гротеск по модульной сетке. Широкий гротеск

22. Построение рубленого шрифта по модульной сетке

Задание1.

Нарисовать по модульной сетке алфавит «Гротеск »
широкий. По пропорциям- 1/5 ширина основного
штриха к высоте буквы. Ширина буквы Н - 4 клетки.
Ширина остальных букв пропорционально этой
букве. Высота буквы- 4 сантиметра.
Выполнять карандашом, линейкой, треугольником.
После уточнения буквы, обвести и сделать заливку
черной тушью или гуашью, краевые линии выполнять
пером, заливки- тонкой кистью.
Работа выполняется на листе ватмана размером А-3
, продуманно композиционно располагается в листе.

Предыстория В эпоху Возрождения искусству шрифта уделялось большое внимание. Во второй половине 15 века началось активное изучение римского монументального письма. Исследования показали, что многие трактаты по искусству шрифта базировались на утерянном труде Леонардо да Винчи (1452 -1519),

Литеры работы Леонардо сохранились два знака, дотируемое 1500 годом, которые, с большой вероятностью, современные исследователи приписывают Леонардо да Винчи.

Литеры работы Леонардо По сложности построения и методике графического анализа шрифтовой формы эти два знака являются классическим образцом шрифтового искусства. Все последующие трактаты в достаточной степени поверхностны и ограничиваются анализом только внешних пропорций знаков.

Последователи Леонардо В 1509 году издал свой трактат ученик Леонардо да Винчи Лука Пачиоли "О Божественной пропорции". В этом трактате знаки строились на основе квадрата и круга: ²Толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1: 8 квадрата, ² толщина горизонтального элемента была равна 1: 3 вертикального. ²Все знаки отличает совершенство внешних и внутренних пропорций.

Антиква Дюрера В 1525 году Альбрехт Дюрер издает свой знаменитый труд -"Правила измерения. . . ", предназначавшийся для архитекторов, значительная часть которого была посвящена построению шрифтов.

Антиква Дюрера ² Дюрер конструировал латинский алфавит на основе квадрата, уделяя большое внимание построению овалов. ² Толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1: 10 квадрата, толщина горизонтального элемента была равна 1: 3 вертикального. Дюрер первый дал для отдельных знаков алфавита несколько вариантов построения

Антиква Дюрера В 1529 году вышел трактат французского мастера Жоффруа Тори (1480 -1533) "цветущий луг". В своем трактате Жоффруа Тори сопоставляет пропорции знаков с пропорциями человеческого тела на основе круга и квадрата. ²Квадрат был разделен на 10 частей по горизонтали и вертикали, толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1: 10 квадрата. ² Горизонтальный элемент располагался в горизонтальном зрительном центре, в других трактатах он ставился в геометрическом центре (оптический, зрительный центр всегда несколько выше геометрического).

Модульная сетка для построения Антиквы Дюрера 1. Основа – квадрат, разделённый на 10 частей 1/10 - модуль

Построение литеры Н 4. Соединительный элемент нижней границей проходит по центру квадрата и имеет толщину 1/3 от основного модуля.

Построение литеры Н 8 М 10 М Пропорция построенной литеры равна 4/5 – этот шрифт относится к группе нормальных шрифтов по ширинам

Построение треугольных литер Вспомогательная параллельная линия на расстоянии 2 М от наклонного элемента. От неё опускается перпендикуляр на наклонный элемент из точки на высоте 2 М от линии шрифта.

Построение треугольных литер 2 M 1/2 M R = 2 M Внутренняя засечка. Вспомогательная линии строятся на расстоянии ½ М от линии шрифта и от внутренней линии наклонного элемента

Основы шрифта и технологии графики Основы шрифта и технологии графики Построение шрифта Антиква Дюрера Построение шрифта Антиква Дюрера Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна, кафедра Дизайна Ст. преподаватель Вознесенская Т.В. Практическая работа 1 Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна, кафедра Дизайна Ст. преподаватель Вознесенская Т.В. Практическая работа 1




Предыстория 3 В эпоху Возрождения искусству шрифта уделялось большое внимание. Во второй половине 15 века нача­ лось активное изучение римского монументального письма. исследования показали, что многие трактаты по искусству шрифта базировались на утерянном труде Леонардо да Винчи (),




5 По сложности построения и методике графического анализа шрифтовой формы эти два знака являются классическим образцом шрифтового искусства. Все последующие трактаты в доста­ точной степени поверхностны и ограничиваются анализом только внешних пропорций знаков. Литеры работы Леонардо


6 В 1509 году издал свой трактат ученик Леонардо да Винчи Лука Пачиоли "О Божественной пропорции". В этом трактате знаки строились на основе квадрата и круга: Толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:8 квадрата, толщина горизонтального элемента была равна 1:3 вертикального. Все знаки отличает совершенство внешних и внутренних пропорций. Последователи Леонардо


7 В 1525 году Альбрехт Дюрер издает свой знаменитый труд -"Правила измерения...", предназначавшийся для архитекторов, значительная часть которого была посвящена построению шрифтов. Антиква Дюрера


8 Дюрер конструировал латинский алфавит на основе квадрата, уделяя большое внимание построению овалов. Толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:10 квадрата, толщина горизонтального элемента была равна 1:3 вертикального. Дюрер первый дал для отдельных знаков алфавита несколько вариантов построения Антиква Дюрера


9


10 В 1529 году вышел трактат французского мастера Жоффруа Тори () "цветущий луг". В своем трактате Жоффруа Тори сопоставляет пропорции знаков с пропорциями человеческого тела на основе круга и квадрата. Квадрат был разделен на 10 частей по горизонтали и вертикали, толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:10 квадрата. Горизонтальный элемент располагался в горизонтальном зрительном центре, в других трактатах он ставился в геометрическом центре (оптический, зрительный центр всегда несколько выше геометрического). Антиква Дюрера


































27













40 Рекомендуемая литература способов шрифтового дизайна [Текст] : шрифты, достигшие совершенства. : пер. с англ. / Wilson Harvey/ Loewy; дизайн P. Burgess, B. Wood. - М. : РИП-Холдинг, c. : ил. - Пер. изд.: Rockport Publishers, Inc., U.S., А. Королькова. Живая типографика. -- М.:IndexMarket, 2007.


43 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.

Специальность 07.2500.62 «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна, кафедра Дизайна Ст. преподаватель Вознесенская Т.В. Основы шрифта и технологии графики Практическая работа 1 Построение шрифта Антиква Дюрера Альбрехт Дюрер 2 Предыстория В эпоху Возрождения искусству шрифта уделялось большое внимание. Во второй половине 15 века началось активное изучение римского монументального письма. исследования показали, что многие трактаты по искусству шрифта базировались на утерянном труде Леонардо да Винчи (1452-1519), 3 Литеры работы Леонардо сохранились два знака, дотируемое 1500 годом, которые, с большой вероятностью, современные исследователи приписывают Леонардо да Винчи. 4 Литеры работы Леонардо По сложности построения и методике графического анализа шрифтовой формы эти два знака являются классическим образцом шрифтового искусства. Все последующие трактаты в достаточной степени поверхностны и ограничиваются анализом только 5 внешних пропорций знаков. Последователи Леонардо В 1509 году издал свой трактат ученик Леонардо да Винчи Лука Пачиоли "О Божественной пропорции". В этом трактате знаки строились на основе квадрата и круга: Толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:8 квадрата, толщина горизонтального элемента была равна 1:3 вертикального. Все знаки отличает совершенство внешних и внутренних пропорций. 6 Антиква Дюрера В 1525 году Альбрехт Дюрер издает свой знаменитый труд -"Правила измерения...", предназначавшийся для архитекторов, значительная часть которого была посвящена построению шрифтов. 7 Антиква Дюрера Дюрер конструировал латинский алфавит на основе квадрата, уделяя большое внимание построению овалов. Толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:10 квадрата, толщина горизонтального элемента была равна 1:3 вертикального. Дюрер первый дал для отдельных знаков алфавита несколько вариантов построения 8 Антиква Дюрера 9 Антиква Дюрера В 1529 году вышел трактат французского мастера Жоффруа Тори (1480-1533) "цветущий луг". В своем трактате Жоффруа Тори сопоставляет пропорции знаков с пропорциями человеческого тела на основе круга и квадрата. Квадрат был разделен на 10 частей по горизонтали и вертикали, толщина вертикального элемента знака "Н" была равна 1:10 квадрата. Горизонтальный элемент располагался в горизонтальном зрительном центре, в других трактатах он ставился в геометрическом центре (оптический, зрительный центр всегда несколько выше геометрического). 10 Антиква Дюрера 11 Модульная сетка для построения Антиквы Дюрера 1. Основа – квадрат, разделённый на 10 частей 1/10 - модуль 12 Построение литеры Н. 13 Построение литеры Н. 14 Построение литеры Н. 2. Строится горизонтальная засечка радиусом в 1 модуль. 15 Построение литеры Н. Остальные засечки строятся аналогично 16 Построение литеры Н. 3. Второй основной элемент строится симметрично 17 Построение литеры Н. 4. Соединительный элемент нижней границей проходит по центру квадрата и имеет толщину 1/3 от основного 18 модуля. Построение литеры Н. 8М 10 М 19 Пропорция построенной литеры равна 4/5 – этот шрифт относится к группе нормальных шрифтов по ширинам Построение треугольных литер Треугольные буквы выходят за границу квадрата 20 Построение треугольных литер 21 Вспомогательная параллельная линия на расстоянии 2М от наклонного элемента. О неё опускается перпендикуляр на наклонный элемент из т. на высоте 2М от линии шрифта. Построение треугольных литер 2M R = 2M 22 Построение треугольных литер 2M R = 2M 23 Построение треугольных литер 2M 24 R = 2M Внутренняя засечка. Вспомогательная линии строятся на расстоянии ½ М от линии шрифта и от внутренней линии наклонного элемента Построение треугольных литер R=½M 25 Построение треугольных литер R = 1/2M 26 27 Построение круглых литер 28 В ц. квадрата – окружность R=1/2 M. Две диагонали. Т. пересечения окружности с правой диагональю является центром окружности овала литеры О Построение круглых литер Т. пересечения окружности с левой нижней диагональю является центром окружности второго овала литеры О 29 Построение круглых литер 30 Построение круглых литер. Вариант 2. R=5M 31 Построение круглых литер. Вариант 2. R=1/3M 32 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение внутренних овалов 33 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение наружных овалов 34 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение наружных овалов 35 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение наружных овалов 36 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение наружных овалов 37 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение выносного элемента 38 Построение круглых литер. Вариант 2. Построение круглых литер. Вариант 2. Вариант 1. 41 Лигатуры Рекомендуемая литература 1. 1000 способов шрифтового дизайна [Текст] : шрифты, достигшие совершенства. : пер. с англ. / Wilson Harvey/ Loewy; дизайн P. Burgess, B. Wood. - М. : РИП-Холдинг, 2005. - 297, c. : ил. - Пер. изд.: Rockport Publishers, Inc., U.S., 2005 2. А. Королькова. Живая типографика. -- М.:IndexMarket, 2007. 42 Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов. 43