Скачать презентацию маяковский жизнь и творчество.

«Вы любите розы?» Владимир Маяковский родился в селе Багдати, или Багдади (в советское время посёлок назывался Маяковски) в Грузии. Владимир Константинович Маяковский (1857-1906) лесничий третьего разряда в Эриванской губернии, с 1889 служит в Багдадском лесничестве. Александра Алексеевна Павленко (1867-1954) – мать поэта, из рода кубанских казаков, родилась на Кубани. Также у него было две сестры: Людмила (1884-1972) и Ольга (1890-1949) и брат Константин, который умер в трёхлетнем возрасте от скарлатины. 1901 В. В. Маяковский вместе с матерью переезжает из Багдади в Кутаиси, готовится к поступлению в гимназию. 1902 Держит экзамен в старший подготовительный класс Кутаисской гимназии и осенью начинает заниматься в ней. 1905 Знакомство с подпольной литературой. Принимал участие в революционных выступлениях и забастовках гимназистов. Октябрь-Ноябрь - Участие в демонстрации против убийства Н. Э. Баумана. 1906 19 февраля - Смерть от заражения крови отца поэта - В. К. Маяковского. 13 июня - В. В. Маяковский выбыл из Кутаисской гимназии по прошению матери. Июль - Семья Маяковского переехала в Москву. Август - Поступил в четвертый класс Пятой московской гимназии. 1907 Знакомство с революционерами, участие в социалдемократическом кружке. Первые стихи. 1908 Вступление в члены РСДРП(б). Работал пропагандистом. Выбран в состав Московского комитета РСДРП(б). 1 марта - Оставил занятия в Пятой гимназии вследствие неуплаты за обучение. 29 марта - Первый арест В. В. Маяковского. Обыск на квартире. 9 апреля - Освобожден "под особый надзор полиции". Продолжает подпольную работу. 30 августа - Принят в Строгановское художественнопромышленное училище. 1909 18 января - Второй арест В. В. Маяковского. Обыск на квартире. 27 февраля - Освобождение изпод стражи из-за отсутствия улик. 2 июля - Третий арест по делу причастности к организации побега тринадцати политических каторжанок из московской Новинской тюрьмы. 18 августа - Переведен в Бутырскую тюрьму и заключен в одиночную камеру. 1910 9 января - Освобожден из-под ареста как несовершеннолетний "под ответственный надзор родителям". 1911 Принят в Училище живописи, ваяния и зодчества. Август-Сентябрь - Знакомство с художником и поэтом Д. Бурлюком. 1912 25 февраля - Первое публичное выступление на диспуте о современном искусстве. Декабрь - Вышел сборник "Пощечина общественному вкусу", в котором впервые напечатаны стихотворения Маяковского "Ночь" и "Утро". 1913-1930 Маяковский активно проявляет творческую деятельность. Посещает лекции и выступает с чтениями. В июле 1915 года поэт познакомился с Лилей Юрьевной и Осипом Максимовичем Бриками. Л. Ю. Брик. Рисунок В. Маяковского. 1916 г. Осип Брик, Лиля Брик и Владимир Маяковский. 20-е года Творчество Маяковского по своему общественному звучанию не укладывалось в рамки футуризма, что особенно проявилось в трагедии "Владимир Маяковский" (поставлена в 1913 г.). В стихах, напечатанных в журнале "Новый сатирикон" ("Гимн судье", "Гимн учёному", "Гимн взятке"), Маяковский воздаёт саркастическую "хвалу" мерзостям жизни, в которой предметом хулы становится честный труд, чистая совесть и высокое искусство. Начало 1-й Мировой войны 1914-18 гг. отразилось в его творчестве неоднолинейно: в статье "Штатская шрапнель" (ноябрь 1914 г.) он писал, что "сегодня нужны гимны...", но в стихах "Война объявлена" (июль 1914 г.) и "Мама и убитый немцами вечер" (ноябрь 1914 г.) проявилось его отвращение к войне, к её кровавой бессмыслице. Новым этапом явилась поэма "Облако в штанах". Поэма отразила растущую силу миллионов, стихийно поднимающихся против капитализма и осознающих свой путь в борьбе. Основным пафосом дооктябрьских поэм Маяковского - "Флейтапозвоночник" (1916 г.), "Война и мир" (отдельное издание 1917 г.), "Человек"(1916-17 гг., опубликована в 1918 г.) - был протест против буржуазных отношений, калечивших подлинную натуру Человека. Переехав в марте 1919 в Москву, он работает в "Окнах РОСТА" - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года создано около 1100 "окон"). Лиризм Маяковского всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост человека нового общества. Маяковский лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, "сплошного сердца". На одном из собраний в 20-е годы... Голос из зала: "Маяковский, вам кольцо не к лицу!" Маяковский: "Потому я его и не ношу на носу". На одном из концертов некто маленький подскочил к В.В.Маяковскому и кричит: "От великого до смешного - один шаг!"Маяковский шагнул ему навстречу: "Вот я его и делаю". Мгновенная реплика Владимира Владимировича Маяковского на выпад одного из многих оппонентов: - Вы товарищ, возражаете, словно воз рожаете! Однажды при Маяковском обсуждалась какая-то книга, и один из присутствующих сказал о ней: "Жизнь как она есть". Маяковский моментально отреагировал: "А кому она такая нужна?" Политехнический институт, Владимир Маяковский выступает на диспуте о пролетарском интернационализме: - Среди русских я чувствую себя русским, среди грузин я чувствую себя грузином... Вопрос из зала: - А среди дураков? Ответ: - А среди дураков я впервые. 14 апреля 1930 года в 10:15 утра Маяковский покончил с собой, выстрелом в сердце из пистолета. Это произошло в Москве, в доме № 3 по Лубянскому проезду, кв. № 12.

Слайд 1

Владимир Маяковский
ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО
Грядущие люди! Кто вы? Вот - я, Весь Боль и ушиб, Вам завещаю я сад фруктовый Моей великой души.

Слайд 2

«О времени и о себе» (Биография поэта) «Во весь голос» (Поэтическое творчество) В окнах РОСТА (Плакаты) «Сделать подмостки трибуной»(Маяковский-драматург)

Слайд 3

Жизнь
Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии, неподалеку от Кутаиси, в селении Багдади в семье лесничего, Владимира Константиновича Маяковского. Мать поэта, Александра Алексеевна, родилась на Кубани. Старшая сестра Маяковского, Людмила, была очень развитой и серьезной, младшая, Оля,- живой и проказливой. Характер матери - ее стойкость, вдумчивость, сила воли - передались и Володе, и Людмиле. Когда умер отец, главенство в семье перешло к Людмиле Владимировне, которая вместе с матерью стала наставником, воспитателем и кормилицей младших членов семьи
Отец (1857-1906)
Мать (1867-1954)

Слайд 4

Дом, в котором жил В. Маяковский в Грузии.

Слайд 5

В 1902 году Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию, где учится до 1906 года. Первая русская революция 1905 года застала Маяковского-гимназиста в Кутаиси.

Слайд 6

Здание кутаисской классической гимназии, в которой учился В. Маяковский с 1902 по 1906 год.

Слайд 7

Революционные события 1905 года, ранняя смерть отца, побудившая семью переехать в Москву, ­ все это сделало Маяковского не по годам взрослым, остро сознающим свою ответственность и долг перед близкими.
Московская пятая гимназия, в которой учился В. Маяковский в 1906-1908 годы.
Первый дом в Москве.

Слайд 8

С Москвой связана тревожная, полная опасностей юность поэта. Работа в партийном подполье и три ареста за антиправительственную политическую деятельность - таково начало московской жизни Маяковского. В 103-й одиночной камере Бутырской тюрьмы были им написаны первые стихи. Целая тетрадь, отобранная при выходе надзирателем. С детства увлекаясь рисованием, Маяковский стал готовиться к поступлению в «Училище живописи, ваяния и зодчества». Так начался его путь в искусство.
Дело Московского охранного отделения о В. Маяковском.

Слайд 9

Осенью 1911 года Маяковский после экзамена поступает в школу живописи. Но в 1912-1913 годах бросает живопись, литература стала его окончательной профессией. 1914 год. Началась 1-я мировая война, Маяковский ненавидит ее всем своим существом. Но тыл он ненавидит еще больше. Попытался записаться в добровольцы, но не пустили из-за отсутствия благонадежности. Но с помощью Горького был зачислен в автомобильную роту в Петрограде. В 1917 году Маяковский участвует в революции, она становится вторым рождением поэта.

Слайд 10

Вместе с Хлебниковым, Бурлюком, Крученых Маяковский составляет манифест, открывающий сборник, в котором объявляется война буржуазно-мещанской форме, царящей в то время в искусстве. Вскоре вышел первый сборник стихов «Садок судей». Затем следует работа Маяковского в окнах РОСТА, драматургия. К концу 1920-х годов у Маяковского нарастает ощущение несоответствия политической и социальной реальности вдохновлявшим его с отроческих лет высоким идеалам революции, в соответствии с которыми он строил всю свою жизнь - от одежды и походки до любви и творчества.
В конце декабря 1912 года в Москве вышел футуристический сборник «Пощечина общественному вкусу» со стихотворениями В. Маяковского «Утро», «Из улицы в улицу». Это было первое выступление Маяковского в печати.

Слайд 11

Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру (с элементами антиутопии) на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. Внутренний конфликт с окружающей действительностью наступавшего «бронзового» советского века несомненно оказался среди важнейших стимулов, подтолкнувших поэта к последнему бунту против законов мироустройства - самоубийству.

Слайд 12

Слайд 13

Ранний Маяковский
Ночь Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие желтые карты. Бульварам и площади было не странно Увидеть на зданиях синие тоги. И раньше бегущим, как желтые раны, Огни обручали браслетами ноги. Толпа – пестрошерстая быстрая кошка – Плыла, изгибаясь, дверями влекома; Каждый хотел протащить хоть немножко Громаду из смеха отлитого кома. Я, чувствуя платья зовущие лапы, В глаза им улыбку протиснул; пугая Ударами в жесть, хохотали арапы, Над лбом расцветивши крыльцо попугая.

Слайд 14

Клюющий смех – Из желтых Ядовитых роз Возрос Зигзагом. За гам И жуть Взглянуть Отрадно глазу: Раба крестов Страдающе-спокойно-безразличных, Гроба Домов Публичных Восток бросал в одну пылающую вазу.
Утро
Угрюмый дождь скосил глаза. А за Решеткой Четкой Железной мысли проводов – Перина. И на Нее Встающих звезд Легко оперлись ноги. Но ги- Бель фонарей, Царей В короне глаза, Для глаза Сделала больней Враждующий букет бульварных проституток. И жуток Шуток

Слайд 15

Я сразу смазал карту будня, Плеснувши краску из стакана; Я показал на блюде студня Косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы Прочел я зовы новых губ. А вы Ноктырн сыграть Могли бы На флейте водосточных труб?
А вы могли бы?

Слайд 16

Окна РОСТА.
*** Рабочий! Глупость беспартийную выкинь! Если хочешь жить с другим вразброд – Всех по очереди словит Деникин, Всех сожрет генеральский рот. Если ж на зов партийной недели Придут миллионы с фабрик и с пашен – Рабочий быстро докажет на деле, Что коммунистам никто не страшен.
*** Если жить вразброд, Как махновцы хотят, Буржуазия предушит нас, как котят. Что единица? Ерунда единица! Надо В партию коммунистическую объединиться. И буржуи, Какими б ни были ярыми, Побегут От мощи Миллионных армий.

Слайд 17

Голой рукой нас не возьмешь. Товарищи, - все под ружья! Красная Армия – Красный еж – Железная сила содружья. Рабочий на фабрике, куй, как куешь, Деникина день сосчитан! Красная Армия – Красный еж – Верная наша защита. Крестьяне, спокойно сейте рожь, Час Колчака сосчитан! Красная Армия – Красный еж – Лучшая наша защита. Врангель занес на Коммуну нож, Баронов срок сосчитан! Красная Армия – Красный еж – Не выдаст наша защита. Назад, генералы, нас не возьмешь! Наземь кидайте оружье. Красная Армия – Красный еж – Железная сила содружья.
Красный еж

Слайд 18

Разочарование (конец 20-х годов).
«За что боролись?»
Слух идет Бессмысленен и гадок, Трется в уши И сердце ежит. Говорят, Что воли упадок У нашей У молодежи. Говорят, Что иной братишка, Заработавший орден, Ныне Про вкусноты забывший ротишко Под витриной Кривит в унынье.

Слайд 19

И нет, Или горло Впетлят в коски. Что голодным вам На зависть Окна лавок в бутылочном тыне, И едят нэпачи и завы В декабре Арбузы и дыни. Слух идет О грозном сраме, Что лишь радость Развоскресена, Комсомольцы Лейб-гусарами Пьют Да ноют под стих Есенина. И доносится до нас Сквозь губы искривленную прорезь: «Революция не удалась…

Слайд 20

За что боролись?..» И свои 18 лет Под наган подставят – И горюю я, Как поэт, И ругаюсь, Как Маяковский. Я тебе Не стихи ору, Рифмы в этих делах Ни при чем; Дай Как другу Пару рук Положить На твое плечо. Знал ли я, Что значит «не есть», По бульварам валялся когда, - Понял я,

Слайд 21

Что великая честь За слова свои Голодать. Из-под локона, Кепкой завитого, Вскинь глаза, Не грусти и не злись Разве есть Чему завидовать, Если видишь вот эту слизь? Будто рыбы на берегу – С прежним плаваньем Трудно расстаться им. То царев горшок берегут, То Обломанный шкаф с инкрустациями. Вы – владыки Их душ и тела, С вашей воли Встречают восход.

Слайд 22

Это – Очень плевое дело, Есль б Революция захотела Со счетов особых отделов Эту мелочь Списать в расход. Но, рядясь В любезность наносную, Мы – Взамен забытой Чеки Кормим дыней и ананасною, Ихних жен Одеваем в чулки. И они За все за это, Что чулки, Что плачено дорого, Строят нам Дома и клозеты

Слайд 23

И бойцов Обучают торгу. Что ж, Без этого и нельзя! Сменим их, Гранит догрызя. Или Наша воля обломалась О сегодняшнюю Деловую малость? Нас Дело Должно Пронизать насквозь, Скуленье на мелочность Высмей. Сейчас Коммуне Ценен гвоздь,

Слайд 24

Как тезисы о коммунизме. Над пивом Нашим юношам ли Склонять Свои мысли ракитовые? Нам Пить В грядущем Все соки земли, Как чашу Мир запрокидывая.

Слайд 25

Окна РОСТА
В марте 1919 года Маяковский переезжает в Москву. В октябре началось его сотрудничество с РОСТА(Российская телеграфная ассоциация). Присущая Маяковскому потребность в массовой агитационной деятельности нашла удовлетворение в художественной и поэтической работе над плакатами «Окна РОСТА». После прихода в РОСТА Маяковского стихи для «Окон» стал писать только он один: им написаны почти все тексты «Окон». Были случаи, что он писал до 80 тем в день.
«Окна РОСТА».

Слайд 26

В 1921 году начал выходить организованный Маяковским журнал «Бов» (боевой отряд весельчаков) – первый советский журнал сатиры. Выход №1 журнала совпадает с началом нового этапа творчества
Маяковского: он подчеркнуто связал опубликованные в номере патетические стихи «Последняя страничка гражданской войны», славящие героизм Красной Армии, и сатирические стихи «О дряни», предупреждающие о нарождении мещанина, приспособившегося к советской действительности.

Слайд 27

В это время Маяковский пишет во многих газетах: «Известия», «Труд», «Рабочая Москва», «Заря Востока», «Бакинский рабочий» и других. Эта работа давала Маяковскому удовлетворение, так как он хотел чувствовать себя в «рабочем строю» ежедневно, он практически ежедневно приходил в редакции.

Слайд 28

До 1928 года Маяковский пишет «Про это», поэму «150 000 000», выходят сборники «Только новое», «13 лет работы», «Разговор с фининспектором о поэзии», Маяковский выступал в журнале «Новый Леф», пишет в «Огонек».

Слайд 29

Драматургия Маяковского
Драматургия Маяковского начинается с его трагедии "Владимир Маяковский", написанной в 1913 году. Летом 1913 года семья Маяковских жила на даче в Кунцеве (под Москвой)... Маяковский чувствовал себя одиноко. Целыми днями он бродил по Кунцевскому парку, обдумывая замысел своей первой пьесы. Над пьесой он работал в характерной для него манере: на ходу. В начале сентября пьеса была закончена. Вначале поэт предполагал назвать пьесу "Железная дорога" или "Восстание вещей". В экземпляре, представленном в цензуру, заглавие пьесы отсутствовало. Было написано "Владимир Маяковский. Трагедия". Цензор принял фамилию автора за заголовок и выдал разрешение на постановку трагедии "Владимир Маяковский". Поэт решил оставить заглавие оно подходило к содержанию трагедии...
Эскизы костюмов к «Мистерии-буфф». Семь пар чистых. В.Маяковский.

Слайд 30

Вам ли понять, почему я, спокойный, насмешек грозою душу на блюде несу к обеду идущих лет. С небритой щеки площадей стекая ненужной слезою, я, быть может, последний поэт.
Центральным образом пьесы является образ поэта - пророка обездоленных:
Трагедия "Владимир Маяковский" была представлена 2 и 4 декабря 1914 года в театре Луна-парк в Петрограде. Все роли исполнялись не профессиональными актерами, а учащимися и любителями.
Афиша «Мистерии-буфф».

Слайд 31

Главную роль - Поэта - исполнил сам Маяковский. Он же был режиссером-постановщиком. В 1918 году работает в кино. К первой годовщине Великого Октября Маяковский написал пьесу "Мистерия -буфф". Это первое подлинно народное и новаторское произведение, отразившее величие Октябрьской революции. В "Мистерии-буфф" Маяковский вывел на сцену нового героя - строителя социалистического мира, свободного от целей капиталистической эксплуатации. Показал его в борьбе и труде, сделал его главным героем советской драматургии и театра. В 1928 и 1929 годах Маяковский одну за другой написал две сатирической пьесы - "Клоп" и "Баня". Материалы, факты давало поэту сотрудничество в "Комсомольской правде". Мещанин в коммунистическом обличии - вот кого Маяковский взял на прицел в своей сатире. "Это только работать одному скучно, а курицу есть одному веселее", - иронизирует по поводу таких, как Присыпкин, рабочий-слесарь, его сосед по молодёжному общежитию.
Эскизы костюмов к «Мистерии-буфф». Семь пар грязных. В.Маяковский.

Слайд 32

Комедия Маяковского "Клоп" разрабатывала злободневную тему глубоко, и, хотя сюжет её был конкретно-историческим, обобщая явления тогдашней действительности, Маяковский создал произведение, в котором поставлены проблемы общечеловеческие. Этим объясняется, что пьеса не потеряла своего значения и в наше время, вызывает к себе интерес зрителя. Тема сатирического обличения у Маяковского всегда связана с глубоко оптимистической темой борьбы за настоящего человека, черты которого поэт видел в своих современниках - советских людях. Глубина разработки темы, острый сюжет, замечательная выразительность языка и драматичность положений - всё это, вместе взятое, обусловило высокую художественность пьесы. ..."Клоп" - это театральная вариация основной темы, на которую я писал стихи и поэмы, рисовал плакаты и агитки. Это тема борьбы с мещанином... Как мне самому нравится моя пьеса? Она мне будет нравится, если она не будет нравится обывателю.

Слайд 33

Гражданин! Спеши, на демонстрацию «Клопа», у кассы - хвост, в театре толпа. Но только не злись на шутки насекомого. Это не про тебя, а про твоего знакомого. Некоторые говорят: «Спектакль прекрасен, но он непонятен широкой массе». Барскую заносчивость скорей донашивай,- масса разбирается не хуже вашего.
Сильным средством лечиться надо. Наружу- говор скрытненький. Примите против внутренних неполадок внутреннее лекарство самокритики. Ставь прожектора, чтоб лампа не померкла. Крути, чтоб действие мчало, а не текло. Театр не отображающее зеркало, а - увеличивающее стекло.
Для афиши Владимиром Маяковским были написаны следующие строки:

Слайд 34

В 1925 году Маяковский написал пьесу "Баня". Эта пьеса, по определению её автора, "агитирует за горизонт, за изобретательную инициативу". Изобличение бюрократизма в "Бане" непосредственно связано с той направленностью сатиры Маяковского, которая нашла своё выражение в стихотворении "Прозаседавшиеся", высоко оценённом В.И. Лениным.

Слайд 35

“В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник это ужасно не любил. Мама, сестры и товарищи, это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет. Лиля - люби меня. Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят - “инцидент испорчен”, любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчете и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид. Счастливо оставаться. Владимир Маяковский. 12 IV 30 г.”

Слайд 36

Тест по жизни и творчеству В. В. Маяковского

Владимир Владимирович Маяковский родился в семье лесничего. В 1906 году, после смерти отца, семья переехала в Москву. Маяковский учился в мос7.7.1893, село Багдади – 14.4.1930, Москва
Владимир Владимирович
Маяковский родился в семье лесничего.
В 1906 году, после смерти отца,
семья переехала в Москву. Маяковский
учился в московской гимназии.
К 1912 относятся первые
поэтические опыты, связанные с теорией
и практикой группы кубофутуристов,
которые привлекали его протестом
против устоев буржуазного общества.
Маяковский воспринимал футуризм, как
подступ к решению задачи - создать
новый демократический поэтический
язык.

Творчество Маяковского по
своему общественному звучанию не
укладывалось в рамки футуризма, что
особенно проявилось в трагедии
"Владимир Маяковский" (поставлена
в 1913 г.).
В стихах, напечатанных в
журнале "Новый сатирикон" ("Гимн
судье", "Гимн учёному", "Гимн
взятке"), Маяковский воздаёт
саркастическую "хвалу" мерзостям
жизни, в которой предметом хулы
становится честный труд, чистая
совесть и высокое искусство.

Начало 1-й мировой
войны 1914-18 отразилось в
его творчестве
неоднолинейно: в статье
"Штатская шрапнель" (ноябрь
1914 г.) он писал, что
"сегодня нужны гимны...", но
в стихах "Война объявлена"
(июль 1914 г.) и "Мама и
убитый немцами вечер"
(ноябрь 1914 г.) проявилось
его отвращение к войне, к её
кровавой бессмыслице.

Новым этапом явилась поэма
"Облако в штанах". Поэма отразила
растущую силу миллионов, стихийно
поднимающихся против капитализма и
осознающих свой путь в борьбе.
Основным пафосом
дооктябрьских поэм Маяковского "Флейта-позвоночник" (1916 г.),
"Война и мир" (отдельное издание 1917 г.), "Человек"(1916-17 гг.,
опубликована в 1918 г.) - был протест
против буржуазных отношений,
калечивших подлинную натуру
Человека.
Обложка «Облако в штанах»

Радостно встретив
Октябрьскую революцию,
Маяковский определил свою
позицию: "Моя революция. Пошел в
Смольный. Работал. Все, что
приходилось".
До Октября у Маяковского
не было чёткой социальной
перспективы.
После Октября творчество Маяковский
приобретает новую социально-эстетическую
окраску, обусловленную борьбой за идеалы
коммунизма (как в позитивном, так и в
сатирическом плане). Это сказалось уже в
пьесе "Мистерия-буфф" (1918 г., 2-й вариант,
1921 г.).
В "Левом марше" (1918 г.),
своеобразном гимне пролетарской мощи и
целеустремлённости, поэт призывал к борьбе
с врагами революции.

Переехав в марте 1919
в Москву, он работает в
"Окнах РОСТА" - рисует
плакаты со стихотворными
текстами агитационного
характера (за 3 года создано
около 1100 "окон").

В поэме "Владимир Ильич
Ленин" (1924 г.) деятельность
вождя пролетарской революции
художественно воссоздана на
широком историческом фоне.
Поэму "Хорошо!" (1927 г.)
А. В. Луначарский назвал
"Октябрьской революцией,
отлитой в бронзу"; Маяковский
воспевал здесь "весну
человечества" - своё
социалистическое отечество.

Лиризм Маяковского
всеобъемлющ - в нём
выразился небывалый
духовный рост человека
нового общества.
Маяковский - лирик,
трибун, сатирик - поэт
огромного, "сплошного
сердца".

Сложная обстановка
последних лет личной
жизни и литературной
борьбы привела Маяковского
к депрессии и самоубийству.
Поэма "Во весь голос"
(1930) воспринимается как
поэтическое завещание
Маяковского, полное
глубокой внутренней веры в
торжество коммунизма.
В. В. Маяковский и
Л. Ю. Брик

В 1937 г. была открыта Библиотекамузей Маяковского в Москве; в январе 1974
г. в Москве открыт Государственный музей
Маяковского. В 1941 г. Музей Маяковского
открыт в посёлке Маяковский (бывшее село
Багдади) Грузинской ССР.

Презентацию на тему Жизнь и творчество В. Маяковского можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации: Литература. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 20 слайдов.

Слайды презентации

Слайд 1

Жизнь и творчество Владимира Маяковского

Материалы к уроку - лекции

Слайд 2

Я – дедом казак, другим- сечевик, а по рождению грузин. Вл. Маяковский.

ГЛАВНОЕ. Родился 7 июля 1894 года (или 93 – мнение мамы и послужного списка отца расходятся. Во всяком случае не раньше). Родина – село Багдады, Кутаисская губерния, Грузия. СОСТАВ СЕМЬИ. Отец: Владимир Константинович (багдадский лесничий), умер в 1906 году. Мама: Александра Алексеевна. Сёстры: а) Люда. б) Оля. Других Маяковских, по-видимому, не имеется.

Слайд 3

Корни романтизма. Первый дом, вспоминаемый отчетливо. Два этажа. Верхний – наш. Нижний – винный заводик… Всё эти территория стариннейшей грузинской крепости под Багдадами. Крепость очетыреугольнивается крепостным валом… За валами рвы. За рвами леса и шакалы. Над лесами горы. Подрос. Бегал на самую высокую… На севере разрыв. Мечталось – это Россия. Тянуло туда невероятнейше… Лет семь. Отец стал брать меня в верховые объезды лесничества…

В. М. Маяковский, отец поэта, среди объездчиков Багдадского лесничества.

Багдади. Дом, где родился В.Маяковский.

В. Маяковский с отцом и матерью на балконе дома в крепости Багдади. 1900.

В. Маяковский. 1900г.

Слайд 4

ЭКЗАМЕН. Переехали. Из Багдад в Кутаис. Экзамен в гимназию. Выдержал… ГИМНАЗИЯ. Приготовительный, 1-й и 2-й. Иду первым. Весь в пятёрках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое… НЕЛЕГАЛЬЩИНА. Приехала сестра из Москвы. Восторженная. Тайком дала мне длинные бумажки. Нравилось: очень рискованно… Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединялись в голове. В. Маяковский. «Я сам». …Отношение его к маме было всегда исключительно ласковое, заботливое. Из книги Л. Маяковской «О Вл. Маяковском».

Семья Маяковских. Кутаис. 1905 г.

Л. В. Маяковская, А. А. Маяковская, сестра и мать поэта. 1950 г.

Обложка книги А. А. Маяковской. Детгиз. 1953 г.

Слайд 5

Поэзия -вся! – езда в незнаемое.

ТАК НАЗЫВАЕТСЯ ДИЛЕММА. …У меня уже и сейчас правильное отношение к миру. Только нужен опыт в искусстве… Что я могу противостоять навалившейся на меня эстетике старья? Разве революция не потребует от меня серьёзной школы?.. Хочу делать социалистическое искусство… СЛЕДУЮЩАЯ. Днём у меня вышло стихотворение… Читаю строки Бурлюку… Давид остановился… Рявкнул: «…Да вы же ж гениальный поэт!» …Я весь ушёл в стихи. В этот вечер совершенно неожиданно я стал поэтом. «ПОЩЁЧИНА». …В Москве Хлебников… Здесь же вился футуристический иезуит слова – Крученых. После нескольких ночей лирики родили совмесный манифест. …и выпустили «Пощёчину общественному вкусу».

Нам слово нужно для жизни. Мы не признаём бесполезного искусства… Борьба наша за новые слова для России вызвана жизнью… Ненужные сотрутся жизнью, нужные войдут в речь.

Слева на право: Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников. Рисунки В. Маяковского

В. Маяковский. 1910 г.

Слайд 6

…Вам я душу вытащу, растопчу, чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя. Вл. Маяковский.

ЧТЕНИЕ. Беллетристики не признавал совершенно. Философия. Гегель. Естествознание. Но главным образом марксизм… ПАРТИЯ. 1908 год. Вступил в партию РСДРП (большевиков)… Звался «товарищем Константином»… АРЕСТ. 29 марта 1908 г. Нарвался на засаду в Грузинах. Наша нелегальная типография. Ел блокнот. С адресами и в переплёте. Пресненская часть. Охранка… Вышел. С год – партийная работа. И опять кратковременная сидка… ТРЕТИЙ АРЕСТ. …Переводили из части в часть – Басманная, Мещанская, Мясницкая и т. Д. – и наконец – Бутырки. Одиночка № 103. В. Маяковский. «Я сам».

Одиночная камера № 103 Бутырской тюрьмы в Москве, где был заключен В. Маяковский в 1909 г.

Карточка В. Маяковского в Московской охранке. 1908 г.

В. Маяковский. 1912 г.

Слайд 7

Где глаз людей обрывается куцый, главой голодных орд, в терновом венце революций грядёт шестнадцатый год. Вл. Маяковский.

11 БУТЫРСКИХ МЕСЯЦЕВ. Важнейшее для меня время. После трёх лет теории и практики – бросился на баллетристику… НАЧАЛО 14-го ГОДА. …Ставлю вопрос о теме. О революционной. Думаю над «Облаком в штанах». АВГУСТ. …Вплотную встал военный ужас. Война отвратительна. Тыл ещё отвратительней… Пишу «Облако». Выкрепло сознание близкой революции. 16-й ГОД. Окончена «Война и мир». Немного позднее – «Человек»… 26 ФЕВРАЛЯ, 17-й ГОД. …Пишу в первые же дни революции Поэтохронику «Революция». Читаю лекции – «Большевики искусства». В. Маяковский. «Я сам».

«Проклятие империалистической войне». Художник В. Щеглов.

Иллюстрация М. Синявской к поэме Н. Асеева «Маяковский начинается».

Слайд 8

Может, Я Один действительно жалею, что сегодня нету вас в живых. Мне при жизни с вами сговориться б надо. Скоро вот и я умру и буду нем. После смерти нам стоять почти что рядом: вы на Пе, а я на эМ.

Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха, эпоха недавнего прошлого. Славнейший мастер-символист Блок оказал огромное влияние на современную поэзию. …Блок честно и восторженно подошёл к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять её тяжёлые, реальнейшие, грубейшие образы. В своей знаменитой, переведённой на многие языки поэме «Двенадцать» Блок надорвался. В. Маяковский. «Умер Александр Блок».

Русского футуризма нет. Есть просто Игорь Северянин, Маяковский, Бурлюк, В. Каменский… Вот возьмите для примера Маяковского – он молод, ему всего 20 лет, но у него несомненно где-то под спудом есть дарование. Ему надо работать, надо учиться, и он будет писать хорошие, настоящие стихи. А. М. Горький. «О футуризме». 1915 г.

А. М. Горький. 1910-е гг.

А. А. Блок. 1918 г.

Книга А. М. Горького «Детство» с дарственной надписью В. Маяковскому.

Обложка поэмы В. Маяковского «Облако в штанах» с дарственной надписью В. Маяковского.

Слайд 9

Когда я итожу то, что прожил, и роюсь в днях – ярчайший где, я вспоминаю одно и то же- двадцать пятое, первый день.

ОКТЯБРЬ. Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня… не было. Моя революция. Пошёл в Смольный. Работал. Все, что приходилось… В Маяковский. «Я сам».

В. Маяковский. 1925 г.

«Владимир Ильич Ленин». Обложка первого издания.

В. И. Ленин обходит фронт бойцов всевобуча на Красной площади.

Слайд 10

Отечество славлю, которое есть, но трижды- которое будет. Вл. Маяковский.

18-й ГОД. РСФСР – не до искусства. А мне именно до него… 25 ОКТЯБРЯ, 18-й ГОД. Окончил мистерию… Поставил Мейерхольд с К. Малевичем… 19-й ГОД. Езжу с мистерией и другими вещами моими и товарищей по заводам. Радостный приём… Голову охватила «150 000 000». Пошел в агитацию Роста. 20-й ГОД. Кончил «Сто пятьдесят миллионов»… Дни и ночи Роста… Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей. В. Маяковский. «Я сам».

«В. И. Ленин – вождь революции». Фотомонтаж.

«Штурм Зимнего». Художник Б. Каплан.

В. Маяковский. 1920 г.

Слайд 11

Я себя под Лениным чишу, чтобы плыть в революцию дальше. Голосует сердце- я писать обязан по иандату долга. Вл. Маяковский

23-й ГОД. Начал обдумывать поэму «Ленин»… 24-Й ГОД. …Закончил поэму «Ленин». Читал во многих рабочих собраниях. Я очень боялся этой поэмы, так как легко было снизиться до простого политического пересказа. Отношение рабочей аудитории обрадовало и утвердило в уверенности нужности поэмы… В Маяковский. «Я сам».

Окно Роста, сделано В. Маяковским.

«Семь пар нечистых». Эскиз костюмов В. Маяковского в пьесе «Мистерия – Буфф».

Слайд 12

Я планов наших люблю громадье, размаха шаги саженьи. Я радуюсь маршу, которым идем в работу и в сраженья. Вл. Маяковский.

24-й ГОД. «Памятник рабочим Курска». Многочисленные лекции по СССР… 1926-й ГОД. В работе сознательно перевожу себя на газетчика… Пишу в «Известиях», «Труде», «Рабочей Москве», «Заре Востока», «Бакинском рабочем» и других. Вторая работа… Езжу по городам и читаю. Новочеркасск, Винница, Казань, Свердловск, Тула, Прага, Ленинград, Москва… В. Маяковский. «Я сам».

Панорама строительства Днепрогэса.

Выступление В. Маяковского на одном из собраний.

Корреспондентские билеты В. Маяковского.

Слайд 13

Читайте, завидуйте, я- гражданин Советского Союза. Вл. Маяковский.

25-й ГОД. …Еду вокруг земли… «Вокруг» не вышло. Во-первых. Обокрали в Приже, во-вторых, после полугода езды пулей бросился в СССР… В. Маяковский. «Я сам». …Зачем вы ездите за границу? - Я там делаю то же, что и здесь. Там я писал стихи и выступал на собраниях, говорил о Коммунистической партии. В. Маяковский. «Выступление в Доме комсомола Красной Пресни… 25 марта 1930 года». …Я уезжаю в Европу как хозяин, посмотреть и проверить западное искусство. Искусство должно идти и служить массам. В. Маяковский. «Выступление в Большом зале консерватории 3 октября 1922 года». …Учись европейской технике, но организуй её своей революционной волей, вот вывод из осмотров Европы. В. Маяковский. «Парижские провинции».

В. Маяковский «Париж». Обложка. 1925 г.

Санитарный паспорт В. Маяковского.

В. Маяковский. Париж.

Слайд 14

Я полпред стиха – и я с моей страной вашими штатишками бросаю вызов. Вл. Маяковский.

АМЕРИКА. «Американцы бывают разные, которые пролетарские, а которые буржуазные». Сынки чикагских миллионеров убивают детей… Из любопытства… Защитники рабочего класса… Приговариваются к смерти… Буржуазия вооружена и организована. Ку- Клукс-Клан стал бытовым явлением. В. Маяковский. «Моё открытие Америки».

МЕКСИКА. …Самая богатая страна мира, уже посаженная североамериканским империализмом на голодный паёк. ОТЪЕЗД. Может статься, что Соединенные Штаты сообща станут последними вооружёнными з защитниками безнадёжного буржуазного дела… Цель моих очерков – заставить в предчувствии далекой борьбы изучать слабые и сильные стороны Америки. В. Маяковский. «Моё открытие Америки».

Мексиканская зарисовка. В. Маяковского.

В. Маяковский в Нью-Йорке. 1925 г.

Слайд 15

И я, как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, пою мое отечество, республику мою! Вл. Маяковский.

1927-й ГОД. …Основная работа в «Комсомольской правде», и сверхурочно работаю «Хорошо». «Хорошо» считаю програмной вещью, вроде «Облака в штанах» для того времени… В. Маяковский. «Я сам».

Страница выступления В. Маяковского в Ленинграде с поэмой «Хорошо!».

В. Маяковский читает поэму «Хорошо!» в Политехническом музее в октябре 1927 г.

Слайд 16

Мы всех зовем, чтоб в лоб, а не пятясь. Критика дрянь косила. И это лучшее из доказательств нашей чистоты и силы. Вл. Маяковский.

…Я не хочу ставить проблему без расчета уничтожить её корни. Дело не в вещах, а в отрыве от класса. Из бытового мещанства вытекает политическое мещанство… Из выступления на обсуждении пьесы «Клоп» в клубе рабков «Правды» 2 февраля 1926 года. …»Баня» - моет (просто стирает) бюрократов… Попытка вернуть театру зрелищность, попытка сделать подмостки трибуной – в этом суть моей театральной работы… В. Маяковский. «Что такое «Баня»? Кого она моет?»

В. Маяковский и Д. Шостакович, В. Мейерхольд, А. Родченко на репетиции пьесы 2Клоп». 1929 г.

Слайд 17

В поцелуе рук ли, губ ли, в дрожи тела близких мне красный цвет моих республик тоже должен пламенеть.

Уже второй должно быть ты легла А может быть и у тебя такое Я не спешу И молниями телеграмм мне незачем тебя будить и беспокоить В. Маяковский. «Незаконченное».

Татьяна Яковлева.

Обложка и фотомонтаж А. Родченко к первому изданию поэмы «Про это».

Слайд 18

Любовь! Только в моем воспаленном мозгу была ты! Глупой комедии оставите ход! Смотрите – срываю игрушки-латы я, величайший Дон-Кихот!

1914 год. Маяковский в Одессе. Поэт Василий Каменский, бывший вместе с ним, рассказывает: «…Маяковский влюбился здесь в красавицу Марию Александровну… Взволнованный, взметённый вихрем любовных переживаний, после первых свиданий с Марией он влетел к нам в гостиницу этаким праздничным весенним морским ветром и восторженно повторял «Вот это девушка, вот это девушка». Мама! Ваш сын прекрасно болен! Мама! У него пожар сердца. Скажите сёстрам Оле и Люде, -ему уже некуда деться. В. Маяковский. «Облако в штанах».

Нежные! Вы любовь на скрипки ложите. Любовь на литавры ложит грубый. А себя, как я, вывернуть не можете, чтоб были одни сплошные губы! В. Маяковский. «Облако в штанах».

В. Маяковский. 1918 г.

В. Маяковский с Лилей Брик. 1927 г.

Мария Денисова. 1914 г.

Слайд 19

Грудью у витринных книжных груд. Моя фамилия в поэтической рубрике. Радуюсь я – это мой труд вливается в труд моей республики. Вл. Маяковский.

В. Маяковский среди посетителей на выставке. Посвященной двадцатилетию его творчества, в Московском клубе писателей. Февраль 1930 г.

Кабинет В. Маяковского в доме по Лубянскому проезду.

Слайд 20

Я меряю по коммуне стихов сорта… Вл. Маяковский.

…мне в действительности единственное надо – чтоб больше поэтов хороших и разных. Мы духом одно, понимаете сами: по линии сердца нет раздела. Вл. Маяковский.

В. Маяковский. 1929 г.

В. Маяковский, А Фадеев, А. Сурков, В. Ставский и другие на снимке «20 лет работы Маяковского».










Владимир Маяковский - гимназист 1904 год Классная комната кутаисской гимназии. В 1902 г. В. Маяковский поступил в гимназию в Кутаиси. В июле 1906 г. от заражения крови умер его отец. После похорон отца Маяковский с матерью и сёстрами переехал в Москву, где поступил в IV класс 5-ой классической гимназии. В марте 1908 г. исключён из V класса за неуплату за обучение.


Учетная карточка московской охранки 1908 г. В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, в начале 1908 г. вступает в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909); с нее поэт исчислял начало своего творчества. После тюрьмы он прерывает партийную работу.


Мария Александровна Денисова - прототип героини из поэмы В. Маяковского «Облако в штанах». Одесса год В г. Маяковский работал над поэмой «Облако в штанах». Первые опубликованные стихотворения назывались «Ночь» и «Утро» (1912), они вошли в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу»


В июле 1915 г. поэт познакомился с Лилей и Осипом Бриками. В г. Маяковский проходил военную службу в Петрограде в автошколе. Солдатам печататься не разрешали, но Осип Брик выкупил поэмы «Флейта-позвоночник» и «Облако в штанах» по 50 копеек за строку и напечатал. Б.Л.Пастернак, С.М.Эйзенштейн, В.В.Маяковский, Л.Ю.Брик В. В. Маяковский и Л.Ю. Брик на отдыхе в Ялте, 1926 Любовь «вымучивает душу» одинокого поэта. Лиля Брик заняла центральное место в его жизни. Из своих отношений поэт-футурист и его возлюбленная стремились построить модель новой семьи. С именем Брик связаны многие произведения поэта.








В г. Маяковский совершил поездки за границу – Латвия, Франция, Германия, в 1925 г. – в Америку В. В. Маяковский и мексиканский коммунист Франциско Морено, 1925 В этот период поэт писал очерки и стихи о европейских впечатлениях: «Как работает республика демократическая?» (1922); «Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)» (1923) и др. В 1925 г. Маяковский посетил Гавану, Мехико и выступал в разных городах США с чтением стихов и докладов. Позже написаны стихи и очерк «Моё открытие Америки».


В г. В. Маяковский много ездил по Советскому союзу, выступал в различных аудиториях В. Маяковский на книжном базаре среди красноармейцев 1929 год В. Маяковский и М. Горький В. Маяковский на Красной площади 1928 год В.В. Маяковский на встрече с украинскими писателями в Госиздате, 1929 В.В. Маяковский 1925 г.


Д.Д. Шостакович, В.В. Маяковский, В.Э. Мейерхольд на репетиции пьесы "Клоп" 1929 год Комедии «Клоп» (1928) и «Баня» (1929) представляют собой сатиру на обуржуазившееся общество, забывшее о тех революционных ценностях, ради которых создавалось. В произведениях, написанных им в конце 1920-х г., стали возникать трагические мотивы.


Гибель В.В. Маяковского 14 апреля 1930 г. в 10:15 утра Маяковский покончил с собой, выстрелом в сердце из пистолета. Это произошло в Москве, в доме 3 по Лубянскому проезду, кв. 12. Вопреки посмертной просьбе поэта «В том, что умираю, не вините никого, и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил», продолжаются споры вокруг его смерти. Высказывается версия об убийстве, но дополнительные экспертизы и расследования каких-либо неоспоримых доказательств не обнаружили. С 15 по 17 апреля через зал Клуба писателей, где был выставлен гроб с телом поэта, прошло сто пятьдесят тысяч человек. 17 апреля состоялся траурный митинг и похороны в Москве, на Новодевичьем кладбище. В.В. Маяковский 1930 год


Увековечение памяти Памятник Маяковскому в Москве на Триумфальной площади В 1958 г. на площади Маяковского (ныне Триумфальная площадь) в Москве поэту был установлен памятник. На этой же площади находится восточный вестибюль станции метро «Маяковская». В столице переулок Маяковского, названный так в 1935 г. Станция метро «Маяковская» есть и в Петербургском метрополитене. В 1937 г. была создана Библиотека-музей В. В. Маяковского в Москве, в 1968 г. она преобразована в Государственный музей В. В. Маяковского. Улица Маяковского – распространённое название улиц в РФ и многих странах бывшего СССР. В 1983 г. в Киеве именем Владимира Маяковского назван проспект (жилой массив Троещина, Деснянский район). В 1997 г. была учреждена «Всероссийская литературная премия имени В. В. Маяковского».14 апреля 2005 г. фирмой «Ан Троп» был выпущен альбом-трибьют «Живой Маяковский» – диск с песнями на его стихи, музыку к которым сочинили современные музыканты. 19 июля 2008 г. в свет вышел второй диск.