Сколько было фаворитов у екатерины 2. Фавориты екатерины великой

Древнейшим народом мира, жителями Кавказа, считаются чеченцы. По мнению археологов, на рассвете человеческой цивилизации Кавказ был очагом, в котором зарождалась культура человека.

Те, кого мы привыкли называть чеченцами, появились в XVIII веке на Северном Кавказе из-за отделения нескольких древних родов. Они прошли через Аргунское ущелье по Главному хребту Кавказа и поселились на гористой части современной республики.

Чеченский народ имеет многовековые традиции, национальный язык, древнейшую и самобытную культуру. История этого народа может послужить примером построения взаимосвязей и сотрудничества с разными народностями и своими соседями.

Культура и быт чеченского народа

С III века Кавказ был местом, где пересекались пути цивилизаций земледельцев и кочевников, соприкасались культуры разных древних цивилизаций Европы, Азии и Средиземноморья. Это отразилось в мифологии, устном народном творчестве и культуре.

К сожалению, запись народного эпоса чеченцев началась достаточно поздно. Виной тому вооруженные конфликты, которые потрясали эту страну. В результате огромные пласты народного творчества - языческой мифологии, нартского эпоса - были безвозвратно утеряны. Творческую энергию народа поглотила война.

Печальную лепту внесла политика, проводимая предводителем кавказских горцев - имамом Шамилем. Он увидел в демократической, народной культуре угрозу своему правлению. За более чем 25-летнее его пребывания у власти в Чечне были запрещены: народная музыка и танцы, художество, мифология, соблюдение национальных обрядов, традиций. Разрешены были только религиозные песнопения. Все это отрицательно сказалось на творчестве и культуре народа. Но чеченскую самобытность нельзя убить.

Традиции и обычаи чеченского народа

Частью повседневной жизни чеченцев является соблюдение традиций, которые переданы предыдущими поколениями. Они складывались веками. Некоторые записаны в кодексе, но остались и неписаные правила, которые, тем не менее, остаются важными для каждого, в ком течет чеченская кровь.

Правила гостеприимства

Корни этой доброй традиции берут свое начало в глубине веков. Большинство семей жили в сложных, труднопроходимых местах. Они всегда предоставляли путнику кров и пищу. Нуждается человек, знакомый или нет - он получал это без лишних расспросов. Это заведено во всех семьях. Тема гостеприимства проходит красной линией во всем народном эпосе.

Обычай, связанный с гостем. Если ему понравилась вещь в принимающем его жилище, то эту вещь ему должны подарить.

И еще о гостеприимстве. При гостях хозяин занимает положение ближе к двери, говоря, что важным здесь является гость.

Хозяин за столом сидит до последнего гостя. Первым прерывать прием пищи неприлично.

Если зашел сосед или родственник, пусть и дальний, то обслуживать их будут юноши и младшие члены семьи. Женщины не должны показываться гостям.

Мужчина и женщина

У многих может сложиться мнение, что в Чечне ущемлены права женщин. Но это не так - мать, вырастившая достойного сына, обладает равным голосом в принятии решений.

Когда женщина заходит в помещение - мужчины, находящиеся там, встают.

Особые церемонии и приличия должны выполняться к приехавшей гостье.

Когда идут рядом мужчина и женщина, женщина должна отставать на шаг. Мужчина обязан принять первым опасность.

Жена молодого мужа сначала кормит его родителей, а уж потом мужа.

Если между парнем и девушкой имеется родство, пусть даже очень дальнее, связь между ними не одобряется, но и грубым нарушением традиции это не является.

Семья

Если сын потянулся к сигарете и отец узнает об этом, он должен через мать сделать внушение о вреде и недопустимости этого, и сам должен немедленно расстаться с этой привычкой.

При ссоре или драке между детьми родители сначала должны отругать своего ребенка, а уж потом разбираться, кто прав, кто виноват.

Тяжкое оскорбление для мужчины, если кто-то прикоснется к его папахе. Это равносильно прилюдно полученной пощечине.

Младший всегда должен пропустить старшего, дать ему пройти первому. При этом он обязан вежливо и почтительно поздороваться.

Крайне бестактно перебивать старшего или затевать без его просьбы или разрешения разговор.

Чамалалы или чамалинцы относятся к андийским народам и проживают в Чеченской Республике и Дагестане. В начале 20 века в СССР насчитывалось 3438 чамалалов, в 1967 - 4000 человек. По данным переписи 2010 года, лишь 24 жителя России назвали себя чамалалами. 18 из них живут в городах, а 6 - в сельских поселениях.

Религия и традиции

Чамалалы - мусульмане-сунниты, то есть последователи наиболее многочисленного направления в исламе. Сунниты делают особый акцент на следовании сунне пророка Мухаммеда (его поступкам и высказываниям), на верности традиции, на участии общины в выборе своего главы —халифа. Среди чамалинцев есть и те, кто проповедует шафиизм. Для вынесения правового решения шафииты используют Коран, Сунну пророка Мухаммеда, мнение сподвижников пророка Мухаммеда.

Некоторые чамалалы верили в духов гор. В народе практиковалось знахарство, гадания, обряды вызова дождя и солнца, магия.

Ремесла чамалинцев

Чамалалы традиционно занимались земледелием и скотоводством. Они выращивали пшеницу, ячмень, кукурузу. Были развиты садоводство, пчеловодство, виноградарство. В народе производили войлок, плели паласы, изготавливали медную посуду, деревянную утварь. В наше время чамалалы все также занимаются животноводством, земледелием и садоводством (выращивают яблони, груши, сливы, абрикосы).

Традиционная одежда

Одежда чамалалов немногим отличалась от традиционной одежды других кавказских народов. Женщины носили рубахи, темные платья, подпоясанные длинным поясом яркой расцветки, штаны, овчинные шубы. На голову они надевали чухту - чепец, закрывающий голову, с пришитым к нему мешочком для волос. А поверх чухты носили платок из домотканого сукна.

Традиционная мужская одежда состояла из штанов, рубахи, черкески, бешмета, овчинных шуб, курток, войлочной бурки. На голову мужчины надевали овчинную папаху конической формы.

Язык и народное творчество

Чамалинский язык принадлежит к андийской подгруппе нахско-дагестанской языковой семьи. Он распадается на два диалекта: гакваринский, который включает говоры селений Верхнее и Нижнее Гаквари, Агвали, Цумада, Ричаганих, Гадыри, Кванхи, и гигатлинский - в селениях Гигатль и Гигатль-Урух.

Важно, что чамалалы создали богатый песенный фольклор. Песни исполняются на аварском языке, а основными музыкальными инструментами являются зурна (род дудки), пандур (струнный инструмент со струнами из кишок животных) и бубен.

Зурна Фото: Большая Российская энциклопедия

Традиционное жилище

Каждое поселение чамалинцев было окружено сторожевыми башнями. В селении, как правило, было 5-12 кварталов. В каждом квартале была своя мечеть, а в центре селения - пятничная мечеть (джума). Старшину селения выбирали из числа влиятельных тухумов. Тухумы - это объединения, союз тайпов, не связанных между собой кровным родством, но объединившихся для совместного решения общих задач.

Дома у чамалинцев были каменные, одно-, двух- и трёхэтажные. Крыши домов глинобитные, но в последнее время их стали делать из шифера или кровельного железа.

Чамалинская кухня

Традиционное блюдо чамалинцев - хинкал с мясом и чесноком. Сваренные в мясном бульоне кусочки теста подаются с бульоном, варёным мясом и соусом.

Однако не стоит путать хинкал с грузинским хинкали, представляющим собой другой тип блюда.

Хлеб чамалалы едят преимущественно пресный.

Быть фрейлиной во времена царской России считалось очень престижным. Родители мечтали, чтобы их дочери были пристроены при императорской семье. Казалось бы, роскошная жизнь при дворе, наряды, балы… На самом деле все не совсем так радужно. Круглосуточное дежурство возле государыни, точное исполнение всех ее капризов и четко регламентированное поведение параллельно с посещением всех балов и праздников буквально выматывали фрейлин, служивших императрицам годами, а то и десятилетиями. Портрет графини Варвары Алексеевны Шереметевой (фрейлина императрицы Елизаветы Петровны), И. П. Аргунов, 1760 г. Обычно фрейлинами становились девушки знатных фамилий, но иногда этого статуса удостаивалась особа из бедной семьи, которая считалась лучшей выпускницей Смольного института благородных девиц. Конечно же, за «место под солнцем» велись интриги, но при этом нужно было досконально знать придворный этикет: на сколько шагов приближаться к императрице, как при этом наклонять голову, держать руки. Портрет Марии Михайловны Волконской (фрейлины императрицы Марии Федоровны). К. Е. Маковский. Можно подумать, что обязанности фрейлины состояли сплошь из балов и прогулок по дворцу. На самом же деле эта служба была довольно тяжелой. Фрейлины заступали на дежурство на 24 часа. В это время они должны были тут же являться по звонку и выполнять любые приказы императрицы или другой царской особы, которой они служили. Все придворные фрейлины имели знаки отличия: вензеля той особы, которой они служили. Они были украшены драгоценностями и крепились на бант из голубой ленты. Камер-фрейлина императрицы Елизаветы Петровны, Кантемир (Голицына) Екатерина Дмитриевна. Помимо отличительных лент, фрейлины имели наряды четко регламентированных цветов. Камер-фрейлины и статс-дамы надевали платье из зеленого бархата, обшитое золотой нитью по низу. Фрейлины императрицы носили наряды пунцового оттенка. Тем, кто прислуживал Великим Княжнам, нужно было носить голубые платья. Конечно же, с приходом новой императрицы цвета и фасоны нарядов менялись, в зависимости от желания Ее Величества. Стоит отметить, что так роскошно и богато, как при дворе российских самодержцев, фрейлины не выглядели нигде больше в Европе. Фрейлина Прасковья Репнина с фрейлинским шифром Екатерины II на муаровой ленте. Помимо своих придворных функций, некоторым фрейлинам выпадало выполнять «неофициальные» обязанности. Все это понимали, но отказаться было нельзя. Если кому-то из высокородных гостей нравилась какая-либо фрейлина, ее преподносили в качестве ночного подарка в спальню гостя. К тому же, императоры часто имели любовниц среди фрейлин, или же «продвигали» понравившихся им девушек на эту должность, чтобы те всегда были при дворе. София Васильевна Орлова-Денисова во фрейлинском платье и с шифром на банту. Самим отказаться от должности при дворе было практически невозможно. Единственным случаем становилась женитьба. Придворные дамы могли рассчитывать на знатных и богатых женихов. Кроме того, в приданое от государыни они получали наряды, кроватные и постельные уборы, галантерею на сумму от 25 до 40 тысяч рублей. Портрет статс-дамы Марии Андреевны Румянцевой (фрейлина императрицы Елизаветы Петровны), А. П. Антропов, 1764 г. Вот только на деле выходить замуж удавалось далеко не всем. Поэтому девушка взрослели, становились старыми девами, все так же прислуживая государыне, а затем в старости становились воспитательницами их детей.

Двадцать первого августа 1745 года великий князь Пётр обвенчался с Екатериной и лишь двадцатого сентября 1754 года у пары рождается сын Павел. При этом, Екатерина проживала в довольно неблагоприятной среде. Маскарады, охоты, балы, безудержное веселье, праздная и распущенная жизнь у неё сменялись приступами безысходной скуки. Она постоянно чувствовала себя под присмотром и была стеснена в действиях, и даже её большой ум и такт не смогли избавить женщину от крупных неприятностей и фатальных ошибок.

Как Пётр, так и Екатерина охладели друг к другу задолго до самой свадьбы. Чудаковатый, малоразвитой, слабый физически и обезображенный оспой правитель, оскорблял свою жену странными выходками, волокитством и бестактностью. Вступившая после дворцового переворота и свержения мужа на престол Екатерина Вторая была намного образованней Петра. Но, до этого она смогла скомпрометировать себя в глазах Елизаветы.

Однако, императрица стала известной и своими отношениями с английским послом Вильямсом, а также Понятовским и Апраксиным. Именно близкие отношения с первым из перечисленных императрица Елизавета рассматривала как государственную измену. Наличие всех этих отношений доказывают письма.

Два свидания по ночам с Елизаветой смогли образумить Екатерину, как думает, например, историк Д. Чечулин и явились для неё моментом смены жизненных приоритетов. Так в её стремление к тотальной власти входят и моменты нравственного порядка правителя.

Екатерина и Пётр отнеслись очень разно к смерти императрицы Елизаветы. Последний, узнав о кончине повёл себя беззастенчиво и странно, а вот новая императрица любыми способами пыталась выразить своё почтение памяти усопшей. Пётр Третий явно был настроен на развод, после чего, скорее всего, бывшую жену ожидал бы монастырь и вполне вероятно скорая смерть.

По утверждениям исследователей количество любовников императрицы составляло двадцать три человека. При этом, десять из них занимали пост фаворита, имея соответствующие обязанности и обладая привилегиями.

Самыми известными из фаворитов императрицы Екатерины Второй были Платон Зубов, Григорий Потёмкин и Григорий Орлов, с которым она даже планировала заключить брак после кончины мужа. Именно от них (согласно исследователям) она родила троих детей. Каждый из перечисленных, так или иначе, пытался повлиять на решения Екатерины, касательно государства, что и стало причиной многих её реформ.