Список современной литературы по языкознанию. Список литературы по предмету "языкознание"

Животный мир велик и многообразен. Животные есть животные, но взрослые решили поделить их всех на группы в соответствии с некоторыми признаками. Наука о классификации животных называется систематика или таксономия. Эта наука определяет родственные связи между организмами. Степень родства далеко не всегда определяется внешним сходством. Например, сумчатые мыши очень похожи на обыкновенных мышей, а тупайи - на белок. Однако эти животные относятся к разным отрядам. А вот броненосцы, муравьеды и ленивцы, совершенно непохожие друг на друга, объединены в один отряд. Дело в том, что родственные связи между животными определяются их происхождением. Исследуя строение скелета и зубную систему животных, ученые определяют, какие звери наиболее близки друг другу, а палеонтологические находки древних вымерших видов животных помогают установить более точно родственные связи между их потомками.

Типы многоклеточных животных: губки, мшанки, плоские, круглые и кольчатые черви (черви), кишечнополостные, членистоногие, моллюски, иглокожие и хордовые. Хордовые - самый прогрессивный тип животных. Их объединяет наличие хорды - первичной скелетной оси. Самые высокоразвитые хордовые объединены в подтип позвоночных. У них хорда преобразована в позвоночник. Остальных называют беспозвоночными.

Типы делятся на классы. Всего существует 5 классов позвоночных животных: рыбы, земноводные, птицы, рептилии (пресмыкающиеся) и млекопитающие (звери). Млекопитающие - самые высокоорганизованные животные из всех позвоночных.

Классы могут быть поделены на подклассы. К примеру, у млекопитающих выделяют подклассы: живородящие и яйцекладущие. Подклассы делят на инфраклассы, а далее на отряды . Каждый отряд делится на семейства , семейства - на роды , роды - на виды . Вид - это конкретное название животного, к примеру заяц-беляк.

Классификации примерные и все время меняются. К примеру, сейчас зайцеобразные вынесены из грызунов в самостоятельный отряд.

Фактически, те группы животных, которые изучают в начальной школе - это типы и классы животных, данные вперемешку.

Первые млекопитающие появились на Земле около 200 млн. лет назад, отделившись от зверообразных рептилий.


Вопрос о глоттогенезе - происхождении языка - это по сути вопрос из категории вечных загадок о происхождении человека или жизни вообще. Дать на него точный ответ, естественно, невозможно. И помочь в этом не сможет ни лингвистика, ни пришедшие в XX веке к ней на помощь генетика, антропология и психология. Существует масса абсолютно противоположных версий относительно всех аспектов происхождения языка: даты, первопричины, единого праязыка, роли эволюции в его становлении и т.д. Светлана Бурлак - лингвист, занимающийся сравнительным языкознанием и изучением мертвых языков - написала книгу, в которой вроде бы самой лингвистике уделено меньше всего места. Это в очередной раз доказывает, что решение проблемы глоттогенеза едва ли возможно в ближайшем будущем, так как точные науки лишь добавили новые сомнения и расширили круг вопросов. Сама же Бурлак выступает с позиции классического эволюциониста. Главный тезис ее тщательного исследования с впечатляющим списком используемого материала заключается в том, что возникновение языка - неизбежный результат развития человечества.

Занятное чтение для тех, кто никак не сподобится выучить хотя бы английский язык. Один из авторов «Магии слова» - Дмитрий Петров, филолог, переводчик, работавший с Горбачевым, Ельциным и Путиным, лингвист, знающий больше тридцати языков (и угодивший с этим рекордом в Книгу рекордов Гиннеса. Кстати, недавно на телеканале «Культура» было показано своеобразное реалити-шоу, в котором Петров по своей системе преподавал английский язык публичным персонам. Он разработал свою собственную психолингвистическую методику и совершенно серьезно считает, что любой человек может выучить любой язык, причем, не ограничивая себя в количестве этих языков. Сам Петров - наглядный тому пример. В книге собраны его беседы с журналистом Вадимом Борейко, который на себе испытал методику Петрова и описал свой опыт в их совместной книге, не забыв порассуждать о языке вообще, о языкознании и способах самореализации человека посредством языка.

Книга, которую нельзя не упомянуть в этой лингвистической подборке. В прошлом году за книгу «Почему языки такие разные?» известному лингвисту, профессору МГУ Владимиру Плунгяну досталась литературная премия «Просветитель». В небольшом Плунгян назвал свою книгу попыткой введения в основы современной лингвистики и добавил, что первоначально писал ее для детей. Но в итоге книга получилась, конечно, для взрослых - причем стала редким примером хорошего русского нон-фикшна. Получается, что Плунгян не просто написал занимательный научпоп о том, как и по каким законам изменяются языки, о том, сколько их вообще существует и как они устроены, но и, возможно сам того не ведая, раскрыл секрет создания качественного образца русского нон-фикшна - писать, ориентируясь на детское восприятие.

Лингвист и психолог Стивен Пинкер, которого иногда называют популяризатором идей, пожалуй, самого известного из ныне живущих американских лингвистов Ноама Хомского, еще в 1994 году написал свой главный труд «Язык как инстинкт», переведенный на русский лишь два года назад. Это тоже своего рода «введение в основы», только не в теоретическую лингвистику, а скорее в различные версии все того же глоттогенеза, о котором идет речь в «Происхождении языка». Для Пинкера язык - это результат естественного отбора, своеобразный «инстинкт», сформированный в процессе эволюции.

Во всех трудах по лингвистике и связанным с ней наукам, в которых поднимается проблема происхождения языка, так или иначе затрагивается тема существования некоего праязыка, на котором когда-то говорили наши предки. Две противоположные точки зрения выглядят примерно так: 1) скорее всего, праязык существовал, так как во всех без исключения языках есть общие принципы 2) скорее всего, единого для всего человечества языка никогда не было, а общие принципы всех языков связаны лишь со сходством человеческого мышления. Представителем исследователей первой группы, работающих в направлении поисков и реконструкций нашего праязыка, был выдающийся советский и российский лингвист Сергей Старостин. Некоторые результаты его исследований в этой области приведены в предисловии к сборнику научных статей, авторы которых предпринимают попытку реконструкции этого самого праязыка. Любопытнейшее издание, из которого в частности можно узнать о корнях и слогах нашего праязыка, о глубинной этимологии многих понятий, имен и названий и приблизиться к пониманию того, каким же образом некоторые люди овладевают несколькими десятками языков.