Стихи А. А

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета

А. Фет был непревзойденным мастером в художественном описании природы. Ему было присуще удивительное чувство понимания окружающего мира. В самым обыденных и незначительных деталях поэт мог увидеть проявление великого таинства природы. Ярким примером огромного таланта Фета является стихотворение «Весенний дождь» (1842 г.).

Произведение открывается картиной природы, ожидающей близкого дождя. Еще ярко светит солнце. Поэт обращает внимание на воробья, который радостно копошится в песке. При этом он использует глагол «купается», тем самым намекая на приближение благодатного дождя. Это уже становится заметно вдалеке в двигающейся «завесе», которая окрашивает горизонт в золотые краски.
Для Фета было очень важно заметить самые первые признаки природного явления, запечатлеть это неуловимое мгновение. Кульминационным событием становятся всего лишь два капли, которые сразу же преображают весь окружающий мир. Кардинальные изменения заметны даже в запахах («от лип душистым медом тянет»).

В стихотворении автор ни разу не упоминает самого слова «дождь». Этим он подчеркивает свое восторженное преклонение перед ним. Фет боготворил природу. Он считал, что она, подобно человеку, имеет собственную душу. Поэтому хлынувший дождь для поэта – не просто физическое явление, а появление особого таинственного существа. Он описывает его в безличной форме: «что-то… подошло». Рассудок человека ограничен и подчинен законам логики. Для истинного восприятия дождя нужно отрешиться от всего земного и раскрыть свою душу. Изменения в природе естественным образом повлияют на внутренний мир человека.

Стихотворение «Весенний дождь» является классическим образцом пейзажной лирики. Фет очень точно подметил главные приметы, сопровождающие дождь. Поэт всегда подчеркивал прочную связь человека с природой. В произведении нет лирического героя, но он незримо присутствует в роли восторженного наблюдателя. Становится понятно, что все изменения в природе находят отклик в его душе. Автор делится своими впечатлениями с читателем и надеется, что повлияет на восприятие окружающего мира, научит любить его и уважать.

Образ весны в стихотворении А. А. Фета «Весенний дождь»

В этом стихотворении Афанасий Афанасьевич Фет изображает приближение весеннего дождя. Всего лишь в нескольких строчках поэт смог показать изменение в природе, передать весеннее настроение.

Образ весеннего дождя - это поэтический образ. Как в природе после весеннего дождя, так и в душе человека происходит обновление.

В стихотворении Фет описывает только начало дож­дя, не употребляя при этом даже слово «дождь».

Приближение дождя, смену погоды Фету помога­ют передать такие глаголы, как «движется», «брызну­ли», «подошло», «барабанит».

В своём стихотворении поэт нарисовал привычную картину: в тёплый весенний вечер начинается дождь. Но даже в таком «обычном» природном явлении он нашёл столько красоты и неповторимости! Он видит эту красоту повсюду: и прямо за окном, и вдалеке, на опушке леса. Фет показывает нам, что всё в при­роде едино, взаимосвязано: воробей купается в пес­ке, словно предвещая дождь.

Поэт прислушивается к звукам:

Две капли брызнули в стекло…

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Он чувствует запахи весны: «…душистым мёдом тянет». Фет передаёт даже цвет: весенний луч солнца блещет, пробиваясь из-за облаков, отражаясь в кап­лях дождя «золотой пылью». Поэт показывает нам уви­денное явление как бы с разных сторон: «от неба до земли», от окна до опушки. Он изображает то целую «завесу», «золотую пыль» дождя, то всего лишь его «две капли». Чуть ли не в каждой строчке стихотворе­ния у Фета появляется новая весенняя зарисовка:

…И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса…

Вся природа словно находится в состоянии нетер­пеливого ожидания. И вот:

…что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Мы понимаем, что это «что-то» и есть дождь. Фет так заканчивает своё стихотворение, не описывая сам дождь. Поэт хотел показать нам состояние природы перед дождём, его ожидание и то невероятное чувство, которое испытывает человек, смотрящий в окно. Это чувство весеннего пробуждения, света, радости, вос­хищения, жизни.

Описывая природу, Фет подмечает все мельчайшие подробности, оттенки. Он очень точно подбирает эпи­теты: «золотая пыль», «душистый мёд», «свежие ли­стья». Вместе со строчками этого стихотворения в серд­ца читателей врывается ощущение весеннего дождя, его запаха и шума, ну и, конечно же, самой весны!

Его называли певцом русской природы, музыкантом бесконечных полей, густых лесов и цветочных лугов. Он говорил о природе с легкой точностью и удивительным мастерством. Его вздору удавалось увидеть малейшие изменения в окружающем мире, не заметные многим людям. Этим человеком, способным разглядеть простое и величественное в нашем бренном мире, был русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет.

Легкая лирика и способность уловить хрупкость каждого мига наиболее ярко отображены в стихотворениях поэта о природе. Таковым, например, стало произведение «Весенний дождь», написанное в 1857 году. Его принято относить к циклу «Весна».

Автор создает картину дождя в весенний день, теплый и праздничный. Дождь возникает незаметно. Вокруг светло, блещет солнце, резвятся воробьи - ничто не предвещает плохой погоды. И вдруг тихая картина яркого, радостного весеннего дня прерывается - начинает идти дождь. Но несмотря на неожиданную перемену, вокруг продолжает царить ощущение теплоты и радости, наслаждения жизнью.

Дождь преображает природу, делает все вокруг чище и светлее: почувствовался аромат липы и свежесть листьев и травы, опушка леса заиграла другими красками. Возникает ощущение полупрозрачности тонов и особого преломления света, ощущение нежности.

Восприятие стихотворения переживает изменения от первой до последней строфы, которых здесь всего три. Первая из них - это рисунок дня, залитого яркими лучами солнца. Но уже начальное слово «ещё» намекает на переменчивость данного состояния природы. И вправду, все стремглав изменяется во второй строфе: начинается дождь. А третья строфа дает быструю характеристику происходящей действительности.

Интересно, что в стихотворении о дожде это самое слово «дождь» не употребляется. Фет подбирает к нему самые разнообразные метафоры, называя то «золотым дождем», то «завесой». Звучащие глаголы «брызнули» и «барабанит» помогают воссоздать звуковую картину происходящего: читатель ясно слышит громкие удары капель.

Стоит отметить и то, что в стихотворении об изменении картины природы не употреблены цветовые эпитеты. Их всех Фет мастерски замени глаголом «блещет». Эта устаревшая форма глагола как нельзя лучше наделяет каждую строку светом и переливами цвета.

Воробей «трепещет», когда купается в песке, а на него льются с неба потоки света. Почему Фет использовал именно такой возвышенный глагол? Может быть, он хотел сказать, что это трепетание чувств самого автора? В данном произведении природа и душа человека соединились в одно целое…

Все вокруг находится в ожидании некого чуда, в душах людей зародилась вера и надежда. К саду подходит «что-то». Наверняка этого «что-то» и ждет лирический герой стихотворения, и этим гостем становится весна, влекущая за собой перемены.

Стихотворение довольно простое по своему построению. Оно написано четырехстопным ямбом, который позволяет передать движение, создать ритм и ощущение резких перемен.
Звуковая сторона произведения позволяет передать порывистость погоды: аллитерация буквально позволяет услышать, как стучат падающие капли по стеклу.

Самоанализ по литературному чтению. Игнатович Е.С.

Тема урока: «Образ дождя в стихотворении А.А. Фета «Весенний дождь»

Цель урока: формирование умения анализировать художественное произведение А.Фета «Весенний дождь»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Структура:

    Организационный момент.

    Актуализация знаний. Постановка проблемы.

    Учебно – познавательная деятельность.

    Физкультминутка.

    Продолжение учебно – познавательной деятельности

    Рефлексия

    Домашнее задание

Задачи: проанализировать стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь»; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас. развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное; воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно - поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, фронтальный опрос, синквейн.

I Орг.момент

Здравствуйте.

Я рада вас приветствовать.

Сегодняшний урок у вас необычный, новый учитель и много новых интересных людей. Поздороваемся.

Хочу наш урок начать с фразы: удивительное рядом…..

Как понять эту фразу? Каким должен быть человек чтобы увидеть это удивительное? Попробуйте продолжить… я продолжила ее так

Девиз нашего урока сегодня: «Удивительное рядом, умей видеть, наблюдать»

Сегодня мы будем работать с вами под этим девизом.

Сейчас попрошу закрыть глаза, расслабиться и попробовать представить, то о чем я сейчас вам расскажу.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Значит, к нам пришла... весна

Какие образы возникли? Что увидели? Что почувствовали?

II этап. Актуализация знаний. Постановка проблемы

Что происходит весной с природой? (какие явления природы весной вы знаете?)

Дождевая капля – это дождевая нота.

Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах.

Художники, музыканты представляют нам свое видение дождя.

Я предлагаю вам послушать музыку дождя и посмотреть картины на тему дождя.

Какие чувства возникли? Появились ли новые ощущения? Новое восприятие дождя?

Каждый из вас видел дождь, причем это явление природы никогда не оставляет равнодушным. Для каждого дождь представляется по-особенному.

Как вы думаете, о чем на сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить?

Сегодня я предлагать вам познакомиться с одним из произведений о весеннем дожде. Переверните листы, которые у вас есть. Прочитайте название произведения. На что еще следует обратить внимание? (автор) Обратите внимание на портрет Фета. Судя по портрету, что вы можете сказать об этом человеке? В какое время жил поэт? Наш ли это современник? Что присущи людям той эпохи? Знаком ли он вам? Может вы знаете какие произведения он писал? О чем он писал?

Фета называют мастером пейзажной лирики. Его произведения музыкальны и напевны. Именно на его стихи многие русские композиторы слагали песни.

Перед тем как познакомиться с этим произведением какие вопросы у вас возникают по данной теме? – все ваши вопросы я объединила в одну группу – учебные задачи:

Познакомиться с произведением….какие еще????

Познакомиться с новыми литературными приемами;

Расширить словарный запас;

Научиться выразительно читать стихотворение;

Ответив на эти вопросы, мы сможем увидеть образ дождя, представленный поэтом.

(это цель)

Тема нашего урока «Образ дождя в стихотворении А. Фета «Весенний дождь».

III Этап. Учебно – познавательная деятельность

Сегодня мы попробуем разобраться, какими приемами пользуется автор, чтобы создать свой образ дождя.

Из всех времён года Афанасий Фет больше всего любил весну. Ей он посвятил немало проникновенных, “задушевных” поэтических строк. Вот одни из них. (аудиозапись)

Какое настроение подарило вам это стихотворение?

Изменился ли образ дождя после прослушивания стихотворения?

Дождь – кажется обычное явление, но здесь автор пытается показать нам, что удивительное рядом.

Прежде, чем заглянуть в мастерскую поэта и понять, как удается автору простыми словами создать особое, весеннее настроение, вызвать такую бурю эмоций, постараемся понять все слова.

Прошу сейчас жужжащим чтением перечитать стихотворение и выделить те слова, которые вам не понятны. Попробуйте объяснить друг другу. Что это значит? Когда я готовилась к уроку, в словаре я нашла такие определения.

На доске

Завеса – плотная занавеска. В переносном смысле – плотная пелена, окутывающая что-либо.

Трепещет – дрожит, колеблется.

Что общего и чем отличаются наше восприятия дождя и восприятие Фета? (вернись к слайду) Почему?

- Ответы учащихся (объясняем, что Фет иначе, чем мы воспринимает дождь, потому что он поэт, чтобы выразить свое восприятие автор использует средства языковой выразительности).

Физминутка . Капля - раз, капля - два, Очень медленно сперва, А потом, потом, потом - Все бегом, бегом, бегом. Бег. Стали капли поспевать, Капля каплю догонять. Хлопки руками на каждое слово. Кап-кап, кап-кап. Свободные движения пальчиками. Зонтики скорей раскроем, От дождя себя укроем. Соединить руки над головой

С лексич. значением слов мы разобрались. Кто может прочитать нам это произведение?

В) Пошаговый анализ стихотворения.

Давайте посмотрим какие приемы использует автор чтоб показать нам образ дождя.

Прочитайте внимательно первую строфу. Какие ощущения возникли? Создается ли ощущение, что скоро хлынет дождь? (Да, небо уже затянуто облаками)

Объясните, почему "трепещет воробей"? (Он ждет, что скоро начнется дождь)

Вопрос-загадка: Какую народную примету «спрятал» А.А.Фет в своём стихотворении? (Воробьи купаются в пыли – к дождю!)

Прочите вторую строфу. Что происходит во второй строфе?

Как вы поняли, что дождь уже начался?

(строка "качаясь, движется завеса)

Обратите внимание, что Фет не употребляет самого слова "Дождь". Однако мы понимаем, что речь идет именно о нем.

Какие слова заменяют слово "дождь"? (качаясь, движется завеса)

Какой литературный приём использует для этого автор?

Этот литер. прием называется метафора. Вспомните определение метафоры.

На слайде: Метафора – скрытое сравнение, основанное на сходстве или различии предметов и явлений.

В этой же строфе поэт использует и прием сравнения. Найдите его. (будто в золотой пыли)

Что такое сравнение?

На слайде: Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.

Подчеркните слово, которое помогло вам узнать сравнение. (будто)

Прочитайте последнюю строфу. В каких строчках автору удается передать описание дождя? (Что-то к саду подошло и барабанит по листьям). Что помогло оживить додь? Что происходит с образом дождя?

Какой прием использует Фет? (Олицетворение)

Какие слова вам помогли понять, что это олицетворение? (подошло, барабанит)

Вспомните, что такое олицетворение?

На слайде: Олицетворение – придание неживому объекту свойств живого существа.

Давайте теперь попробуем передать все те чувства, которое передал нам автор и прочитать стихотворение еще раз друг другу. Похвалите своего соседа. Поблагодарите его за чтение.Кто нам может порекомендовать своего соседа?

6. Развитее образного видения лирического текста

И теперь когда мы познакомились с образом дождя который представляет на А. Фет, что-то изменилось в представлении дождя.

Мы с вами попробуем составить Синквейн. Кто знает что это такое?

Синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять»

(в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).

Синквейн - стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам. 1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о.
2 строка - два п р и л а г а т е л ь н ы х.
3 строка - три г л а г о л а.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл. 5 строка - вывод, одно(два) слова, существительное(обычно).

Составление синквейна. В парах или сами.

Итог . Возращаюсь к задачам урока. А как вы оцениваете наш урок и свой вклад в достижение задач урока. Продолжи предложения:

Самым интересным было…

Мне было трудно…

Я научился…

Действительно удивительное рядом, стоит иногда остановиться и оглянуться вокруг и тебе откроются тайны природы.

На этом уроке вы познакомитесь с особенностями творчества А.А Фета, проведёте анализ его стихотворения «Весенний дождь».

Вы видите старого человека, с лысой головой и бородой. Классиков мы привыкли видеть изображенными именно таким образом - в почтенном возрасте и когда их заслуги уже были признаны. Поэтому возникает мысль, что изображенный человек всегда был таким, как на портрете, как господь Бог, каким его изображают в церкви.

Фет не всегда был таким маститным старцем. Был он и мальчиком, и юношей. Более ранние его портреты показывают офицера с усами, примерно как и молодого Льва Толстого (рис. 2).

Рис. 2. Афанасий Фет ()

Афанасий Фет, как и многие русские дворяне, отдал дань военной службе. Он был гвардейским кавалеристом и вышел в отставку в чине штаб-ротмистра. Это приличное звание.

Фет вышел в отставку, женился и стал помещиком. Это, пожалуй, самая интересная его особенность как человека. Он был не простым помещиком, а активным, деятельным. Эта его черта поражала и поражает до сих пор. Принято было считать, что хозяйство и помещичьи дела - это нечто не поэтическое, это то, чем поэт не должен был бы интересоваться и заниматься всерьёз. В традиционном представлении, поэт - это дитя эфира, человек, который не привязан к материальному миру, не заботится о его устройстве. Конечно же, это представление несколько надуманное, преувеличенное, но что-то справедливое в нём есть.

Если рассмотреть биографии самых знаменитых, самых крупных поэтов XIX века (Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.), то хозяйственных пристрастий и интересов там нет. Как правило, эти люди действительно не слишком заботились о практической жизни, о её обустройстве и тому подобных непоэтических нуждах. А Фет заботился.

Он был очень успешным, деятельным помещиком, очень опытным. Отдавал этому делу очень много времени и сил.

Кроме того, что Фет сочинял стихи и был помещиком, он много переводил с латинского языка (с классиков древнеримской поэзии) и с немецкого языка, который был ему родной, как и русский. Фет был немцем по происхождению, но русским помещиком и русским поэтом.

Он переводил трагедию Гёте «Фауст» - крупнейшее произведение немецкого классика (рис. 3).

Рис. 3. Иоганн Гёте ()

И даже замахивался на перевод крупнейшего труда немецкого философа Иммануила Канта (рис. 4).

Рис. 4. Иммануил Кант ()

Фет был прекрасно образованным человеком, хорошо знал философию, и размах у него был эпический. Но, несмотря на то что он брался за переводы таких крупных, серьёзных творений, нам он прежде всего памятен как автор небольших лирических стихотворений. Крупных произведений он не писал, в отличие, например, от Пушкина (рис. 5), Некрасова и других своих старших современников.

Рис. 5. А.С. Пушкин ()

Фет - помещик и поэт

В школьном курсе литературы часто встречаются такие названия уроков, как «Красота родной природы» , «Родная природа» . Это не всегда бывает оправдано, потому что многие прекрасные стихи о природе написаны так, что неважно, русская она или нет. Например, Фёдор Тютчев (рис. 6) - современник и коллега Фета - много прожил в Германии, Италии и России. Он писал о природе. Как правило, невозможно сказать, какая природа у Тютчева - это природа вообще.

Рис. 6. Фёдор Иванович Тютчев ()

Что касается Афанасия Фета, это совершенно оправдано. Природа в его произведениях - русская. Этот немец как мало кто выразил особенности русского пейзажа. Наверное, так случилось потому, что он был помещиком - человеком, который имел с землёй конкретные отношения - трудовые, как крестьянин. Он, конечно, не сеял, не пахал, но лично занимался хозяйством (рис. 7).

Рис. 7. Афанасий Фет в своём поместье ()

Природа для него была не природой сада, в котором можно просто прогуливаться, не природой полей, по которым можно ездить на коне ради развлечения, ради крепости физической, как это любил делать Пушкин. Для Фета природа - это источник жизни, источник хлеба. Весенний дождь тоже имеет для автора двоякое значение. Для Фета, с одной стороны, небеса - это лейка для его полей, а с другой стороны, это некоторая красота, это то, что можно созерцать. Такая двойственность восприятия человека, который в природе одновременно и действует, и её созерцает, очень характерна. Может быть, поэтому пейзажи природы у Фета всегда такие конкретные, определённые, узнаваемо российские, русские.

Стихотворение «Весенний дождь» очень характерно для Фета потому, что он сам стоит на одном месте, как человек, который прирос к земле, это центр его мира. Из этого центра он смотрит. Он не путешественник, не турист в этой природе, в этом пейзаже, в этом ландшафте. Поэтому и пейзаж конкретен. Он носит национальные, местные, характерные черты. Фет является певцом родной природы.

«В разрывы облак солнце блещет…»

Часть неба уже затемнена облаками, но где-то сверкает солнце. Так любили изображать старые художники: золото и лазурь - всё рядом (рис. 9).

Рис. 9. Ф. Васильев. «Мокрый луг» ()

«И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет».

Все много раз видели в детской песочнице или на берегу реки, как воробьи купаются в реке. То есть человек, который стоит у окна, видит всё сразу: от неба до земли, от мелкого до большого. Это создаёт картину движения, размаха, масштаба, воздуха, света и ожидания чего-то.

Обратите внимание на рифму блещет - трепещет :

«Еще светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет».

На первый взгляд, это простая рифма, но она неслучайна. И то, и другое - в движении: и воробей, и небо. Может быть, что-то общее заставляет их двигаться, блестеть и трепетать. Мы вправе сделать такое предположение.

«А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса…» (рис. 11)

Рис. 11. А. Горбов. «Будет дождь» ()

Идёт стена дождя. В городе это нечасто видно, но за городом, в путешествии из окна машины или поезда, во время прогулки по полю, когда приближается дождь или гроза, часто видно, как солнце ещё сияет и идёт действительно стена. Дождь видно как бы со стороны: он весь подсвечный, он переливается. Виден серый занавес от неба до земли. Автор стоит у окна и сквозь него видит панораму, весь мир предстаёт целиком. Это мир, охваченный одним взглядом, одним штрихом.

У завесы есть интересное свойство. Она существует, чтобы что-то скрывать. Предположим, что перед нами театр пейзажа, театр природы. На нас идёт, качаясь, занавес, за которым, наверное, что-то есть. Занавес прозрачный, и автор сразу сообщает, что за ним - лес. Этот лес, который скрыт за золотым двигающимся занавесом, становится чем-то таинственным, влекущим. Читатель, как и автор, стоит у окна (на месте), но перспектива углубляется: всё видится дальше и дальше: воробей - небо - завеса - лес. Становится интересно, что же в лесу, хочется посмотреть, что дальше, потому что опушка леса - это следующий занавес, следующая завеса.

Фет в этих нескольких строчках ставит перед нами целую цепь зрительных загадок. Мы видим планы, как будто это - театральная сцена. Автор приглашает нас задуматься, что ещё может быть в этом мире таинственного и интересного? И всё это в двух четверостишиях. Всё это необычайно лаконично.

В момент, когда читатель вместе со взглядом автора доходит до дальнего леса, Фет делает неожиданный кавалеристский манёвр. Он резко отступает назад:

«Две капли брызнули в стекло…» (рис. 12)

Мы опять видим стекло и две капли. Всё представлено очень конкретно (рис. 13).

Рис. 13. М. Горбань. «Натюрморт» ()

Две конкретные капли - это первые вестники. Это значит, что завеса подошла вплотную, она уже перед нами. Пространство снова сворачивается, стягивается.

«От лип душистым медом тянет…»

Речь идёт о садовых липах, которые помещик Фет высадил, а потом перенёс в стихи (рис. 14).

Рис. 14. А. Герасимов. «После дождя» ()

«…И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит».

Последние две строки произведения обладают уникальной особенностью, которая и делает Фета большим лирическим поэтом. Графоман (человек, который обладает склонностью к разного рода сочинительству) написал бы проще. Например, так: «дождь пришёл…» . Фет говорит: «что-то подошло» . Он намекает читателям на некую мысль. Мы знаем, что это дождь. Но автор не хочет назвать его своим именем, потому что, наверное, этот дождь не просто дождь. То есть, с одной стороны, это дождь, а, с другой стороны, это вся природа, душа этой природы, некто таинственный, кто стоит за ней. Он подошёл и стучится.

На этом всё заканчивается. Фет нам ничего не объясняет. Вот эта широкая природа, в которую он смотрел, придвинулась к нему, оно уже на грани того, что что-то произойдёт. Ожидание свершится. Но что именно свершается, остаётся непонятным. На самом деле, понятно - идёт обычный весенний дождь, но то, как Фет нас готовит к его приходу, то, что он предлагает нам пережить - это нечто большее, чем ожидание обычного весеннего дождя. Видимо, автор хочет сообщить, что у природы есть какая-то тайна, что в ней есть что-то такое, что не сводится к отдельным её явлениям. Фет передаёт читателям не какой-то перечень событий, не какой-то рассказ, а своё восприятие мира и природы в целом. Это довольно интересное восприятие.

Есть понятие мужские и женские стихи или проза. Если снова перечитать стихотворение и спросить себя, кто рассказчик, дать ответ будет сложно. Если прочитать это стихотворение в первый раз как неизвестное, без подписи, невозможно сказать, это мужчина или женщина, старый человек или молодой. Это неслучайно. Точка зрения Фета на мир в данном стихотворении предельно обобщённая, освобождённая от личного опыта человека, от его биографии. Это взгляд человека вообще. Взгляд человеческой души, очищенной от каких-то случайных событий.

Главное в этом стихотворении - настроение и переживание мира, которое похоже на состояние спокойного счастья. Кажется, что этот помещичий сад, который находится перед нашими глазами, это некоторый безмятежный мир. Это такая идеальная страна гармонии. Такую страну когда-то, ещё во времена Древней Греции, придумали поэты и назвали её Аркадией.

Аркадия - место, где беззаботно, счастливо живётся.

Это мир, в котором ничего не происходит, в котором нет бурь, столкновений, где никто ни с кем не спорит, не происходит потрясений и войн, а течёт спокойная, неторопливая, мирная жизнь на фоне деревенской природы. Там есть леса, пастухи и овцы. Но там нет ни государства, ни политики, ни раздоров, ни спор из-за имущества. Там есть её величество Природа и человек, который может этой природой наслаждаться, освобождаясь от своих дурных настроений, душевных смут, всяческих невзгод.

Такой условный, идеальный, поэтический мир Афанасий Фет показывает в своём маленьком стихотворении «Весенний дождь». Всего 12 строчек, в которых много всевозможных значений.

Список литературы

1. Учеб-ник-хре-сто-ма-тия для 5 клас-са / под ре-д. Ко-ро-ви-ной В.Я. - М. «Про-све-ще-ние», 2013.

2. Ахметзянов М.Г. Учебник-хрестоматия «Литература в 5 классе в 2-х частях» - Магариф, 2005.

3. Е.А. Самойлова, Ж.И. Критарова. Литература. 5 класс. Учебник в 2-х частях. - М. Ассоциация XXI век, 2013.

1. Интернет портал «Афанасий Афанасьевич Фет» ()

2. Интернет портал «Стихи великих русских поэтов» ()

Домашнее задание

1. Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь».

2. Каким представлен мир читателям в стихотворении «Весенний дождь»?

3. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Весенний дождь».