Технологическая карта урока избирательное право. Урок или внеклассное мероприятие «что такое выборы? Технологическая карта урока

Тема: «Условия плавания тел».
Учитель: Бердникова Людмила Юрьевна.
Предмет: физика
Класс: 7
Учебник: Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /А.В. Перышкин. – 2-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2013. – 221, с.: ил.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Длительность: 40 мин.
Метод обучения: исследовательский.
Цели:
Обучающая: выяснить условия плавания тел в зависимости от силы тяжести и архимедовой силы, действующей на тела в жидкости, а также в зависимости от плотности жидкости и тела. Усвоить их на уровне понимания и применения с использованием логики научного познания.
Развивающая: развивать у учащихся творческую активность, творческие способности, умение самостоятельно выполнять эксперимент и научно объяснять его результаты; умение планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать.
Воспитательная: воспитание умения отстаивать свою собственную точку зрения.

Планируемый результат

Личностные умения
Метапредметные умения
Предметные умения

Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- готовность к равноправному сотрудничеству;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- убежденность в возможности познания природы;
- проявление самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений

Познавательные:
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные умения
-умение объяснять условия плавания тел на основе изученного понятия архимедовой силы и силы тяжести, действующие на тело, погруженное в жидкость, а также от зависимости плотности тела и жидкости;
- умение составлять план эксперимента, заполнять таблицу и делать вывод;
- умение работать с текстом учебника.

Оборудование:
лабораторные сосуды с водой, маслом; набор тел разной плотности; деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров; клубень картофеля; поваренная соль; пластилин; две пробирки с песком; динамометр; мензурка.

Технологическая карта урока

Этапы урока, время.

Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная

1. Организационный,
2 мин.
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе.
Обеспечивает готовность класса к уроку.
Создает положительный психологический настрой.
Включаются в учебную деятельность, готовятся к восприятию нового материала.
Демонстрируют готовность и способность устанавливать доверительные отношения и достигать взаимопонимания
Осуществляют самоконтроль.

2. Постановка цели и учебных задач,
1 мин.

Создание проблемной ситуации.
Определить цель и задачи урока.
Предлагает учащимся ответить на вопрос: почему одни тела плавают на поверхности жидкости, а другие – тонут, почему возможно плавание судов, подводных лодок?
Фиксируют проблему. Ставят перед собой цель: выяснить условия, при которых тела тонут, всплывают и плавают внутри жидкости.
Выражают свои мысли.
Сотрудничают с учителем и со сверстниками.
Самостоятельно формулируют познавательную цель урока.

3. Исследование зависимости глубины погружения тела в жидкость от соотношения значений сил Fa и Fm,
5 мин.
Выяснить, какое положение будет занимать тело, находясь в жидкости, если:

FА > Fт;
FА = Fт;
FА 1.Организует фронтальный опрос с целью: проверить уровень знаний учащихся по темам: «Сила тяжести», «Архимедова сила», «Результирующая двух сил, направленных по одной прямой» Приложение №1.
2. Предлагает учащимся для каждого случая:
FА > Fт;
FА = Fт;
FА записать в тетрадях предполагаемое положение тела в жидкости.
3. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение, опираясь на знания.
Осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию.
Понимают смысл понятий «Сила тяжести», «Выталкивающая (Архимедова) сила» и умеют применять их на практике.
Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, опираясь на полученные знания.
Участвуют в обсуждении проблемы.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, выполняют задания в тетради, наблюдают, отвечают на вопросы.

4. Проверочная работа (первичное закрепление знаний учащихся по теме урока),
5мин.
Проверить степень усвоения учащимися изучаемого материала и выявить пробелы.
Организует дифференцированную работу учащихся в парах, инструктирует, контролирует выполнение заданий, отвечает на вопросы учеников, анализирует результаты проверочной работы.
Приложение №2.
Выбирают наиболее эффективные способы решения задач.
Работают в парах.
Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности. Учатся слушать и слышать друг друга; интересуются чужим мнением и высказывают свое.
Определяют последователь –
ность действий.
Осознают качество и уровень усвоения новых знаний.

5. Лабораторное исследование условий плавания тел,
15 мин.

Экспериментально исследовать условия плавания тел.
Организует лабораторное исследование. Класс разбивается на группы по уровням подготовки учащихся. Наблюдает за их работой, оказывает необходимую помощь. Определяет, в какой последовательности группы будут отчитываться.
Приложение №3.

Каждая группа проводит эксперимент, решает свою практическую задачу.
Развивают творческое мышление.
Проявляют учебно – познавательный интерес к новому материалу.
Работают в группе.
Общаются с учителем и с учащимися. Отстаивают свою точку зрения в диалоге.
Умеют представить информацию в письменной и устной форме.
Фиксируют результаты опытов. Анализируют, делают выводы в результате проведенных экспериментов.

6. Проверка усвоения учащимися условий плавания тел при решении задач,
8 мин.

Продолжить формирование умений решения задач. Развитие творческих способностей у учащихся. Выявление пробелов и их коррекция.
Предлагает решить задачи различной степени сложности.
Приложение №4.
Направляет работу учащихся, помогает им, консультирует.
Применяют полученные знания при решении задач различной степени сложности.
Выбирают наиболее эффективные способы решения.
Описывают содержание совершаемых действий.
Осознают качество и уровень усвоения учебного материала.

7. Подведение итогов,
2 мин.
Проанализировать успешность усвоения нового материала и деятельности учащихся на уроке
Организует обсуждение достижений. Предлагает учащимся определить уровень своих достижений. Рефлексия по уроку (задает вопросы учащимся):
Что нового узнали?
Что понравилось на уроке?
Что было самым трудным?
Делает выводы по уроку и оценивает учащихся.

Участвуют в обсуждении достижений. Анализируют степень усвоения нового материала. Отвечают на вопросы. Делают выводы.
Строят понятные для собеседника высказывания. Выслушивают одноклассников, озвучивают свое мнение.
Оценивают уровень личных достижений, уточняют пробелы в знаниях. Планируют будущую деятельность.

8. Постановка домашнего задания,
2 мин.
Дать нформацию и инструктаж по выполнению домашнего задания.
Формулирует задание, комментирует его, инструктирует учащихся по его выполнению.

Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используют знаково-символические средства, проводят сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, обобщают.

Формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, используют речь для регуляции своего действия.
Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Приложение №1.

Фронтальный опрос.

Цель: проверить уровень знаний учащихся по темам:
Сила тяжести.
Архимедова сила.
Результирующая двух сил, направленных по одной прямой.
Прием – беседа.
Метод – репродуктивный.

Деятельность учителя
Деятельность ученика

Вопросы:
Ответы:

1. Какие силы действуют на тело, погруженное в жидкость?
Сила тяжести и архимедова сила.

2. Куда направлена сила тяжести?
Вертикально вниз.

3. Куда направлена архимедова сила?
Вертикально вверх.

4. По какой формуле находится сила тяжести?
Fтяж = mg

5. По какой формуле находится архимедова сила?
где
Vт – объем той части тела, которая
погружена в жидкость.

6. Дайте определение равнодействующей всех сил, действующих на тело.
Это сила, равная геометрической сумме всех сил, действующих на тело.

7. Куда направлена и чему равна величина равнодействующей двух сил, действующих на тело вдоль одной прямой в противоположных направлениях?
Рассмотреть три случая:

F1 > F2.
F2 > F1.
F1 = F2.

I случай: F1>F2.

II случай: F2>F1.

III случай: F1=F2.

8. Записать в тетрадях предполагаемое положение тела в жидкости, если:

FА > Fтяж;
FА = Fтяж;
3) FА

Приложение №2.
Проверочная работа (дифференцированная работа учащихся в парах).
Цель: проверить степень усвоения учащимися знаний и умений определения положения тела в жидкости, сравнивая значения силы тяжести и архимедовой силы. Выявить пробелы.

Низкий уровень (А).

Чему равна и куда направлена равнодействующая сил, действующих на тело?
Средний уровень (В).
Железную деталь размерами 20х20х25 см. погружают в воду. Какую силу нужно приложить, чтобы удержать эту деталь в воде?
Высокий уровень (С).

Деревянный шарик плавает на поверхности воды, как показано на рисунке. Определите плотность шарика.

Приложение №3.

Лабораторная работа «Определение условий плавания тел».
Цель: экспериментально исследовать условия плавания тел.
Учащиеся делятся на группы по уровням знаний. Каждая группа получает оборудование и карточку с заданием. Учащиеся должны выполнить опыт по инструкции, заполнить таблицу, сделать вывод, подготовить отчет о проделанном опыте и подготовить сообщение для устного ответа.
Задание первой группе.

Пронаблюдать, какие из предложенных тел тонут, а какие плавают в воде; найти в таблице учебника плотности соответствующих веществ и сравнить с плотностью воды. Результаты оформить в виде таблицы:

Плотность вещества
Плотность жидкости
Тонет или нет

Сделать вывод.
Для выполнения задания нужен сосуд с водой и набор тел: стальной гвоздь, кусок стекла, парафиновая свечка, деревянный брусок.

Задание второй группе.

Сравнить глубину погружения в воде деревянного и пенопластового кубиков одинаковых размеров; выяснить отличается ли глубина погружения деревянного кубика в жидкости разной плотности. Результат опыта представить на рисунке.
Для выполнения задания необходимы два сосуда (с водой и маслом), деревянный и пенопластовый кубики одинаковых размеров.
Задание третьей группе.

Сравнить Архимедову силу, действующую на каждую из пробирок, с силой тяжести каждой пробирки; сделать вывод.
Сила Архимеда
Сила тяжести
Тело плавает или тонет

При выполнении этого задания используются мензурка, динамометр, две пробирки с песком (пробирки с песком должны плавать в воде, погрузившись на разную глубину).
Задание четвертой группе.
Заставить картофелину плавать в воде. Объяснить результаты опыта.
Для выполнения задания используются сосуд с водой, пробирка с поваренной солью, ложка, картофелина средней величины.

Задание пятой группе.
Добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. Пояснить результаты опыта.
Для выполнения задания нужны сосуд с водой и кусок пластилина.

Приложение №4.

Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с.Талица Елецкого района Липецкой области
Колпакова Ольга Вячеславовна

Технологическая карта урока «Механизмы участия граждан в политической жизни страны»
Предмет: обществознание
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: Механизмы участия граждан в политической жизни страны
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний с элементами деловой игры
Форма проведения урока: индивидуальная, групповая, коллективная
Время проведения урока: ноябрь
Участники: ученики 9 класса
Цель: сформировать у учащихся понимание механизмов участия граждан РФ в политической жизни общества: выборах, референдуме
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД:
знать: понятия выборы, избирательное право, избирательный процесс, избирательные системы, принципы избирательного процесса в демократическом государстве, отличительные черты выборов в демократическом обществе,отличие референдума от выборов.
уметь: определять свою роль как гражданина РФ; выполнять свои права и обязанности согласно Конституции РФ, выражать сознательную гражданскую позицию и грамотно, руководствуясь нормами права, активно участвовать в политической жизни страны
личностные УУД: освоение обучающимися социальной роли избирателя, формирование готовности к саморазвитию, социальная адаптация, определение собственного отношения к современному политическому процессу, формулирование гражданской позиции;
регулятивные УУД: организация своей деятельности, применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи, определять цель и задачи урока,умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция, выдвигать версии.
коммуникативные УУД: формулирование и аргументирование своей точки зрения,
построение речевых высказываний, умение строить монологическую речь, публичное выступление, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.
познавательные УУД: классификация материала, логические действия – анализ объекта, умение делать вывод на основании сравнительного анализа, выдвижение гипотез, поиск и выделение необходимой информации, предположений, извлечение информации в соответствии с целью, умение делать обобщение и выводы, владение смысловым чтением – самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, отражение основного материала в таблице.
Основные понятия: активное избирательное право, пассивное избирательное право, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система, демократические выборы, электорат.
Межпредметные связи: социология, политология, история
Ресурсы: Конституция РФ, выдержки из Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», избирательная урна, бюллетени

Этапы урока
Содержание учебного материала, деятельность учителя
Деятельность обучающихся, ФОУД
Формирование УУД

1-й этап Организационный.

Организа-ционный момент
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, организация внимания детей.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Регулятивные: умение организовывать свою деятельность.

2-й этап информационно-деятельностный

1.Мотивация учебной деятельности,
включение в учебную деятельность
Учитель знакомит высказыванием Софокла.
Эпиграф: «Люди не хотят, чтобы ими управляли.
Они хотят, чтобы их вели вперёд.»
Софокл
О чем говорит Софокл?
К чему стремились люди во все времена?
Какое из прав человека считается основным?
Проявление интереса к материалу изучения.
Высказывание собственных предположений на основе имеющихся знаний.

Регулятивные:
-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи. Коммуникативные:
- умения формулировать и аргументировать свою точку зрения,
- строить речевые высказывания.

2.Постановка цели и задач урока
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься с вами на уроке? О чем будем говорить? – Что нам сегодня предстоит ещё выяснить? -Какова тема, цель нашего урока?
Учитель обобщает ответы учащихся и окончательно формулирует тему урока: «Голосование, выборы, референдум»; а также цель и задачи урока - знакомство с понятием «избирательное право»; знакомство с принципами избирательного права; знакомство с понятиями «выборы» и «референдум», с процедурой голосования, с формами участия граждан в выборах.
Предположения учащихся, ответ на вопросы.
Выдвигают варианты формулировок цели урока, участвуют в их обсуждении.Анализируют. Формулируют тему и цель урока.
Регулятивные:
определять тему, цель и задачи урока, выдвигать версии.

3.Постановка проблемы

Регулятивные:
-применение имеющиеся знания для решения поставленной задачи.
Познавательные:
выдвижение предположений, аргументация.

4. Познание нового путём организации самостоятельного изучения материала
Организация коллективной работы с материалом учебника, с раздаточным материалом
Комментированное чтение,
составление схем и таблиц по основным понятиям урока.
(См. Приложение 1)
Работа с материалом учебника, с раздаточным материалом. Комментированное чтение
ФОУД- коллективная.
Составление схем и таблиц по основным понятиям урока.

Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации, владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать необходимуюинформацию,
-отражение основной материал в таблицах,схемах.
Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
Регулятивные: планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

5.Закрепление полученных знаний. Контроль усвоения материала.
Учитель предлагает ряд практических заданий на применение полученных знаний:
«Разреши ситуацию»
«Найди ошибку».
«Соотнеси понятие»
(См. Приложение 2)
Работа в группах по решению практических задач.
ФОУД- групповая.
Учащиеся представляют результаты своей работы
Познавательные:
применять полученные знания для решения практических задач.
- умение определять понятие;
-анализировать, обобщать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственным опытом и знаниями.
Коммуникативные:

6.Применение полученных знаний для решения творческих заданий.
Организация деловой игры «Выборы кандидата в Совет школы»
(часть материалов готовится учащимися заранее)

Личностные:
- принятие обучающимся определенной социальной роли,
- формирование готовности к саморазвитию
- социальная адаптация.
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни.
Коммуникативные:
- развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками
Познавательные:
применение полученных знаний для решения творческих заданий, моделирования ситуации.

3-й этап рефлексия

Рефлексия
Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложение:
Сегодня на уроке я
Самым полезным и интересным для меня было.
Я встретился с трудностью при
У меня хорошо получилось..
Мне это необходимо для
Строки самому себе..
Скажи комплемент новой теме..
Анализирует деятельность по достижению цели;
самооценка результатов своей деятельности и всего класса
Личностные:
-самооценка знаний и умений.
Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

Домашнее задание.
1.§ 6, вопросы.
2. Вариативная часть
а)Написать эссе на одну из предложенных тем (по выбору учащихся):
Почему так важно участие граждан в выборах?
Зачем нужны выборы?
Как вы думаете, почему падает активность избирателей на выборах?
б) выполнить практикум №1,2,3
Учащиеся записывают домашнее задание, анализируют вариативную часть.
Личностные: личностное самоопределение


Приложенные файлы


БОУ Чувашской Республики среднего профессионального образования
«Чебоксарский экономико-технологический колледж» Министерства образования и
молодежной политики
УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе ___________О.В.Граниченко

Темы «Избирательное право»

(Открытого урока и практического занятия)

по дисциплине «Право»

Специальность: 080114 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)».

Разработала преподаватель


юридических дисциплин

Л.А.Николаева


Рассмотрен на заседании цикловой комиссии социально-экономических

и юридических дисциплин

протокол №___ от _______________
Председатель цикловой комиссии _________________ И.Т.Павлова

г.Чебоксары, 2013г.

Пояснительная записка

на методическую разработку открытого урока и практического занятия (проведение деловой игры) по дисциплине «Право» на тему «Избирательное право»


Не секрет, что молодежь в настоящее время, мало интересуется политикой, управлением страной, ее не увлечешь голосовать на выборах. Результаты некоторых исследований показывают, что молодежь в целом аполитична. Социологические исследования, проведенные МГУ им. М.В. Ломоносова, показывают, что на протяжении последних пятнадцати лет число молодых людей в возрасте 18 - 19 лет, постоянно интересующихся политикой, стало в три раза меньше, чем во времена молодости их родителей.

Молодежь – это генератор идей, созидательная основа будущей России. В нашем учебном заведении мы «взращиваем» будущую демократическую общественно-политическую элиту. Поэтому мы, педагоги, учителя, в силу своей профессии , как никто другой, должны вложить на своих занятиях то рациональное зерно, которое поможет молодому специалисту самоутвердиться, саморазвиться, самореализоваться, встроиться в сложную социальную систему – формирующееся гражданское общество России.

Я думаю, что интерес молодежи к участию в политической жизни общества отчасти может вызван проведением нетрадиционных форм уроков. В своей работе с обучающимися я делаю акцент прежде всего на развитие надпрофессиональных компетенций будущего специалиста: повышение его правовой культуры, воспитание уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку.

В данной методической разработке приводится материал проведения открытого урока

и практического занятия (проведение деловой игры) по дисциплине «Право» на тему

«Избирательное право». Преподнесение материала сопровождается презентациями, играми, тестами, что, безусловно, усиливает интерес студентов к воспринимаемой информации, активизирует их индивидуальную и групповую работу.

Данная методическая разработка может быть использована преподавателями при проведении мероприятий, посвященных проведению выборов .

Преподаватель

юридических дисциплин Л.А.Николаева

Рецензия

на методическую разработку темы «Избирательное право» по дисциплине «Право»,

разработанную преподавателем юридических дисциплин Николаевой Л.А.
В данной методической разработке предложен вариант проведения открытого урока и практического занятия (проведение деловой игры), посвященного основным вопросам избирательного права. Современное состояние правовой культуры молодежи оставляет желать лучшего, особенно в области знания и реализации прав граждан. Проведение данного мероприятия позволит сформировать представление у студентов об избирательном процессе, избирательных правах и достойно подойти к своему гражданскому выбору.

Как положительный момент работы следует отметить проведение деловой игры с целью закрепления полученных знаний обучающимися.


Рецензент: преподаватель Чебоксарского


экономико-технологического колледжа
Содержание

  1. Технологическая карта учебного занятия 5

  2. Ход урока 6

  3. Сценарий проведения урока 7

  4. Заключение 15

  5. Литература 16
ТЕМА УРОКА: ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Технологическая карта учебного занятия


Группа

11-э-12

Дата

12.12.2012

Дисциплина

Право

Тема

«Избирательное право»

Тип урока

Комплексный

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, поисково-развивающий, самостоятельная работа

Формы обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Цели урока:

· дидактическая

Сформировать целостное представление об избирательном праве, видах избирательных систем

Задачи:

Раскрыть понятие избирательного права, значение выборов в формировании государственных органов, основные этапы их проведения

· развивающая

Развитие познавательной активности и логического мышления; работать в команде, создавать собственные презентации в программе Power Point

Задачи:

Развитие способности анализировать, планировать, контролировать свою деятельность

· воспитательная

Повышение правовой культуры, воспитание уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку

Задачи:

Создание условий для проявления гражданской активности в духе уважения к закону

Междисциплинарные связи

Обществознание, история

Внутрипредметные связи

«Теория права», «Правовой статус человека и гражданина»

Студент должен знать:

Понятие и принципы избирательного права, виды избирательных систем, основные этапы избирательного процесса

Студент должен уметь:

Применять полученные знания при решении проблемных ситуаций , при проведении деловой игры

Средства обучения:

ИКТ, раздаточный дидактический материал, наглядный материал, посвященный выборам, для оформления доски

Формируемые компетенции

Коммуникативная, компетенция социального взаимодействия, саморазвития и самообразования

Учебно-методическая литература

«Избирательное право. Избирательный процесс». Комплексный образовательный проект «Шаг за шагом».- М.: НПО «Школа» - издательство «Открытый мир», 1996; Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин "Конституционное право России".- М.: Проспект, 2008; В.А. Ершов. Основы избирательного права права РФ: Учебное пособие для студентов вузов. – «ГроссМедиа», «Росбух», 2008.

ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

2. Избирательные системы.

3. Избирательный процесс.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 4 урока по 45 минут (1 занятие – лекция, 2 занятие – проведение деловой игры).

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

проектор; наглядный материал, посвященный выборам, для оформления доски;

раздаточный материал; подготовленные бланки для проведения деловой игры

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. (3-5 мин.)

2. Заслушивание сообщения студентки на тему "История выборов". После заслушивания сообщения дается под запись понятие избирательного права. (10 мин.)

3. Проведение игры (Теста) с аудиторией на тему "Кого мы выбираем?" (2-3 мин)

4. Рассмотрение нормативно-правовые актов, регулирующих вопросы выборов, виды и принципы избирательного права. Проведение игры с аудиторией на тему "Возрастной ценз избирательного права" (15-20 мин)

5. Рассмотрение вопроса "Избирательные системы" (15-20 мин)

6. Рассмотрение вопроса "Избирательный процесс" (15-20 мин)

7. Проведение деловой игры (60 – 70 мин)

8. Подведение итогов занятия, задание на дом (15-20)

Сценарий проведения урока

1.Избирательное право: понятие, основные источники, принципы.

На доске вывешен агитационный материал, посвященный выборам (плакаты, листовки, календари и т.п.)

Преподаватель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня, вы видите, у нас не совсем обычный урок .

Вопросы к студентам:

1). Как вы думаете, какой теме посвящён наглядный материал, представленный на доске?

2). А что такое выборы? Кого могут избирать граждане нашей страны?

3). Вспомните, когда последний раз проходили выборы в РФ? Кого мы избирали?

4). Участие в выборах - это право или обязанность?

5) Как характеризуются государства, в которых граждане обладают правом избирать и быть избранными?

Преподаватель:

Спасибо, ребята. Правильно. А теперь, прошу обратить внимание на доску. Давайте определим цели нашего урока:

Слайд 1 Цели урока

Цели урока:

¡ дидактическая

Формирование целостного представления о выборах как одному из институтов демократического государства;
¡ развивающая

Развитие познавательной активности, навыков работы с нормативно-правовыми актами и их применения в практической деятельности;
¡ воспитательная

Повышение уровня правовой культуры, воспитание в духе уважения к демократическим правовым институтам, правопорядку
Преподаватель:

Изучив данную тему, студент должен знать: понятие и принципы избирательного права, виды избирательных систем, основные этапы избирательного процесса.

Студент должен уметь: применять полученные знания при решении проблемных ситуаций, при проведении деловой игры.
Итак, начнем.

Некоторым студентам я поручила дома выполнить определенную работу. В начале урока давайте немного «окунемся» в историю – историю выборов. Про историю возникновения выборов нам расскажет …….


Слайд 2,3 История выборов

Историческое бытие рода человеческого изобилует примерами волеизъявлений.

В Древнем Риме предвыборная кампания начиналась задолго до дня голосования. Кандидат объявлял органам власти о своем желании баллотироваться. Должностные лица проверяли, насколько отвечает требованиям закона данный гражданин, и только тогда он вносился в список кандидатов. После этого начиналась предвыборная борьба. Происходило это следующим образом. Кандидат облачался в белоснежную тогу, что означало его чистую совесть, и отправлялся на площади и базары, прося поддержку у избирателей. В день голосования избиратель получал маленькую дощечку – "избирательный бюллетень", писал на ней имя кандидата и опускал в урну.
Слайд 4

История выборов в России начинается с IX века. Город Великий Новгород назывался «центром земли русской» и жители города решали путем голосования кого призвать князем. В России 1917 года проводились выборы в Учредительное собрание, а также в Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.


Слайд 5

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Выборы - формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Посредством выборов формируются различные органы публичной власти -парламенты, главы государств, иногда правительства, органы местного самоуправления. Выборы служат барометром политической жизни. В процессе их проведения сталкиваются интересы различных политических сил, различные взгляды и платформы, выразителями которых являются партии и иные политические объединения. Результаты выборов дают объективную оценку степени их влияния, тенденции политической жизни. Но далеко не всегда избиратели имеют возможность выбирать между хорошим и плохим или между хорошим и лучшим. Отсюда такое явление, как абсентеизм избирателей, т.е. их неявка на выборы.

Проведение игры (Теста) с аудиторией на тему "Кого мы выбираем?"

Преподаватель:

Ребята, обратите внимание на доску. На доске с помощью проектора отображен определенный перечень лиц и органов. Из этого перечня вам необходимо выделить тех лиц и те органы, которых мы выбираем.

Слайд 6 "Кого мы выбираем?"

Кого мы выбираем?

¡ Дикторов телевидения;

¡ министров;

¡ начальников отделений милиции;

¡ депутатов городской Думы;

¡ Генерального прокурора РФ;

¡ членов Конституционного Суда РФ;

¡ Президента РФ;

¡ депутатов законодательных органов власти субъектов федерации;

¡ членов органов местного самоуправления(советов, дум, собраний и т.д.)

¡ Патриарха всея Руси;

¡ директора школы.
Студентам дается время самостоятельно определиться с вариантом ответа . После этого совместно с преподавателем даются правильные ответы. (2-3 мин)

Слайд 7


Ответ

¡ Президента РФ;

¡ Депутатов парламента;

¡ депутатов Государственной Думы;

¡ депутатов городской Думы;

членов органов местного самоуправления (советов, дум, собраний и т.д.)


Преподаватель:

Теперь перейдем к рассмотрению основных источников в области избирательного права.

Слайд 8,9 Основные законы в области избирательного права и избирательного процесса:
По юридической силе нормы избирательного права подразделяются на законы и подзаконные акты. Верхнюю позицию в этой иерархии занимает Конституция Российской Федерации, закрепившая субъективные избирательные права как таковые и создавшая основу для более детального правового регулирования посредством законотворчества. Данное регулирование содержится в комплексе федеральных законов, определивших порядок и процедуры реализации соответствующих прав граждан: выдвижение кандидатов и списков кандидатов, инициирование и назначение референдума, голосование за кандидатов и списки кандидатов на основе принятой избирательной системы, голосование по вопросам референдума, установление результатов голосования и т.д. Основополагающими в числе таких законов являются:

Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года N 2-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

Федеральный закон от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";

Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
Кроме того, следует иметь в виду международные договоры , в которых закреплены мировые стандарты прав человека, в частности право участвовать в управлении своей страной:

¡ Всеобщая декларация прав человека»;

¡ «Международный пакт о гражданских и политических правах»;


  • «Конвенция политических правах женщин» и др.

Преподаватель:

Понятие избирательного права можно рассматривать в объективном и субъективном смыслах. Избирательное право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения с выборами органов государства и местного самоуправления.

Избирательное право в субъективном смысле – это конституционное право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Соответственно выделяют избирательное право активное и пассивное.

Преподаватель обращает внимание студентов на доску, где с помощью проектора представлена схема: «Избирательное право».

Слайд 10,11

Избирательные права граждан:

1. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ГРАЖДАН


(право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления). Это значит, что избирать могут все граждане, достигшие к моменту выборов 18 лет, кроме категории граждан, оговоренных в законе.

Свое активное избирательное право гражданин осуществляет, как правило, по месту жительства, расположенному в пределах избирательного округа. Однако пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

1. Граждане, признанные недееспособными;

Министерство образования Новосибирской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области «Бердский политехнический колледж»

Рассмотрено МО

«___»___02__2018г.

___________________

Технологическая карта открытого урока по дисциплине ОУД.10 Обществознание (включая экономику и право)

Группа У23тп «Технология продукции общественного питания»

Тема урока: «Избирательная система. Выборы» 1 ч.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Преподаватель: Черемных Наталья Викторовна

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. ВЫБОРЫ.

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний

Планируемые
результаты
(предметные)

Владение базовым понятийным аппаратом политической науки, умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи объектов и процессов; применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Личностные
результаты

Сформированность гражданской позиции обучающего как сознательного, активного и ответственного члена российского общества

Ключевые
компетенции

Ценностно-смысловая (формулирование собственных ценностных ориентиров по отношению к предмету и сферам деятельности), учебно-познавательная (планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности, социокультурная (определение своего места и роли в государстве); коммуникативная (владение разными видами речевой деятельности; способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы); информационные (владение навыками работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации; преобразование, сохранение и передача ее) ; коммуникативная (владение разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо); приемами действий в ситуациях общения; умение искать и находить компромиссы); социокультурная (владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: гражданина, избирателя)

Метапредметные
результаты

Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информа цию

получаемую из учебной литературы; умение ориентироваться в социально-политических событиях, оценивать их последствия; владение навыками познавательной рефлексии как осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения

Основное содержание темы, понятия
и термины

Избирательная система РФ. Классификация выборов. Процесс голосования. Выборы, избирательная процедура, избирательное право, ценз.

Образовательные
ресурсы

Видеоурок «Избирательная система РФ » [Электронный ресурс]. Учебник: «Обществознание» для профессий и специальностей технического, естествено-научного, гуманитарного профилей: учебник для студентов сред.проф.образования/А. Г. Важенин.- М.: Издательский центр «Академия»,2016.

Сценарий урока

Форма

контроля

осуществляемые
действия

формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку

Приветствуют преподавателя. Организуют свое рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный, проблемный.

Знакомит с эпиграфом:

Вы можете не заниматься

политикой, политика всё

равно занимается вами.

Шарль Форб де Монталамбер

Предлагает сформулировать тему урока и учебные задачи

Знакомятся с эпиграфом, объясняют его смысл.

Познавательные: анализируют эпиграф; высказывают свое мнение.

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную совместно с пре подавателем .

Беседа

III. Усвоение новых знаний и способов действий.

Индивидуальная.

Объяснительно -

иллюстративный, поисковы й

Организует просмотр видеоматериала «Избирательная система РФ»

Предлагает самостоятельно

проработать § 5.4(с.373-379) , используя метод активного чтения (Приложение 2 );

Смотрят видеоматериал,

делают записи в таблице (приложение 1)

Самостоятельно работают с учебным текстом, используя метод активного чтения, отвечают

Регулятивные: оценивают свои действия (индивидуальные и в группе), распределяют ответственность

Работа с текстом, таблицей , беседа
по вопросам

IV. Первичное закрепление знаний и способов действий

Беседа, работа с текстом, инсерт-метод , заполнить таблицу

(учебник,с.373- 379 )

Задает вопросы ответы на которые учащиеся должны найти самостоятельно :

Какую роль играют выборы в жизни страны?

Почему современное
российское общество
не может обойтись без процесса голосования на выборах?

В чем отличие избирательной процедуры и избирательной кампании?

на вопросы, обсуждают их; структурируют учебный материал, заполняют таблицу ;

(с. 3 73-379 ).

Выполняют задание

Познавательные: ориентируются в современных общественных проблемах (определяют эти проблемы, анализируют ситуации и события), выполняют необходимые действия по поиску материала; структурируют его .

Коммуникативные: формулируют свое мнение,
прислушиваются к мнению других

V. Контроль и самопроверка знаний

Фронтальная. Словесный. Беседа, сообщение

Предлагает продемонстрировать выполненную работу, обсудить ее результаты

Несколько студентов знакомят со своими вариантами

Коммуникативные: строят понятные для слушателей высказывания; умеют задавать вопросы

Сообщения (результаты учебных действий)

VI. Рефлексия

Фронтальная. Словесный. Беседа

Ответьте на вопросы:

Смогли ли вы их достичь?

- Какой материал был трудным, непонятным?

А что воспринималось

легко?

Попробуйте дать оценку уроку

Отвечают на вопросы

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий
и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества

Беседа по вопросам

VI I . Информация
о домашнем задании

Фронтальная. Словесный.

«Выборы – важнейший канал обратной связи между гражданами
и властью»

Обсудите это дома с родителями и запишите своё мнение и впечатление из 10-15 предложений.

Воспринимают задание, уточняют его

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Приложение 1

Известная информация и предположения

Новая информация

Приложение 2

ИНСЕРТ (INSERT) – метод активного чтения, дает возможность сохранить интерес к теме и тексту учебника.

Маркировка текста: «v», «+», « – », «?».

Данный прием расширяет кругозор обучающихся, учит их ориентироваться в современных общественных проблемах (определять эти проблемы, анализировать ситуации и события), выполнять необходимые действия по поиску материалов, формулировки своего мнения, оценивать свои индивидуальные действия и в группе – рефлексия, распределение ответственности, выявление ошибок, успехов.

Задает вопросы ответы на которые учащиеся должны найти самостоятельно:

Какую роль играют выборы в жизни страны?

Почему современное российское общество не может обойтись без процесса голосования на выборах?

В чем отличие избирательной процедуры и избирательной кампании?

Ответьте на вопросы:

Какая цель, задачи стояли перед нами в начале урока?

Смогли ли вы их достичь?

Какие умения и навыки вы приобрели на уроке?

Какой материал был трудным, непонятным?

А что воспринималось легко?

Попробуйте дать оценку уроку

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кулигинская средняя общеобразовательная школа»

Кезского района Удмуртской Республики

Методическая разработка открытого урока

на тему: «Демократические выборы. Избирательное право»

Тип урока : комбинированный

Вид урока: изучение нового материала.

Форма проведения : урок с элементами ИКТ и групповой работы

Класс, на который рассчитан урок: 10

с. Кулига

Цели и задачи занятия

Цель урока:

Закрепить и расширить у учащихся знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах различных уровней.

Задачи урока:

Образовательные:

продолжить знакомство учащихся с основами избирательного права и процесса в РФ, принципах участия граждан в выборах;

Развивающие:

Продолжить развитие навыков самостоятельной работы, работы в группах, навыков получения новых знаний из различных источников (документы, схемы, первоисточники);

Продолжить обучение учащихся вести дискуссию, аргументировать собственную точку зрения, обобщать, анализировать, систематизировать и творчески перерабатывать полученные знания.

Воспитательные:

Формировать у учащихся активную жизненную позицию, донести до их сознания необходимость участия каждого гражданина в выборах органов власти.

Способствовать воспитанию уважение к правам другого человека;

Содействовать воспитанию ответственности, законопослушания и патриотического отношения к судьбе своей страны.

Цели развития образовательного процесса

Диагностические: в процессе урока увидеть, что ребятами усвоено хорошо, где знания стали уже умениями и навыками, а где остались ещё пока просто знаниями.

Познавательные: познать и раскрыть роль правовых норм в организации выборов в РФ.

Исследовательские: цели развития образовательного процесса достигаются на этапе работы детей с текстом.

Методика проведения занятия

Формы работы: групповая

В ходе объяснения нового материала используются методы:

Объяснительно-иллюстративный

Проблемный

Частично-поисковый

Метод исследования

Сопроводительное письмо к уроку

«Демократические выборы. Избирательное право».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулигинская средняя общеобразовательная школа» Кезского района Удмуртской Республики направляет для участия в конкурсе по избирательному праву работу учителя истории и обществознания Селуковой Надежды Петровны.

Урок рассчитан на целевую аудиторию 10 класса, содержит презентацию, видеофрагмент с урока, интересные методические приемы, анкетирование.

Данный урок был удачно реализован в стенах нашей школы и направлен на формирование активной гражданской позиции детей.

ПЛАН УРОКА

I. Мотивационно-целевой этап

1)Организационный момент

II. Встреча с проблемой

1) актуализация опыта

2) создание проблемной ситуации

3) осознание и формулирование проблемы

4) постановка цели

III Построение знаний

1) выбор методов исследования

2) сбор информации

3) организация информации

4) построение объяснения

5) сопоставление с культурным аналогом

6) формулирование выводов

7) применение новых знаний

IV . Рефлексивно-оценочный блок

V . Домашнее задание

Избирательное право». (слайд 1)

Оборудование:

учебник Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, Н.И. Городецкой «Обществознание 10 класс» М. «Просвещение» 2011 г.;

учебник Дмитриева Ю.А., Исраеляна В.Б. «Избирательное право» М. «Просвещение», 2009г;

презентация по теме урока;

видеофрагменты по теме;

интерактивная доска;

раздаточный материал.

Основные понятия : избирательная система, избирательное право, избирательный процесс, активное избирательное право, пассивное избирательное право, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, электорат, имидж.

Опережающие домашние задание:

Ход урока

Мотивационно-целевой этап

I Организационный момент: учащиеся заходят в класс, занимают места, учитель приветствует учащихся: «Добрый день. Присаживайтесь поудобнее, пожалуйста, начнем наш урок. Ученики приветствуют учителя, присаживаются.

Учитель: выглядите вы сегодня отлично, так же думаю, и будете сегодня работать.

На улице не очень ясно,

А на душе так все прекрасно.

Часто дела все заслоняют

Душевный градус понижают

Но стоит мне увидеть Вас

Неординарный, умный класс-

И хочется мне сразу улыбаться

А значит и наукою заняться

Встреча с проблемой

1. Актуализация опыта

Учитель: Всем нам хорошо известны такие понятия как кандидаты, депутаты, Госсовет, ГосДума, президент, голосование. Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти понятия?

Ученик: Все эти понятия связаны с процессом выборов.

Учитель: С каким правом можно связать выборы?

Ученик: Избирательным правом.

Учитель: Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?

Ученик: Выборы

Учитель: Конечно, же, вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока «Избирательное право. Демократические выборы», запишем ее в тетрадь.

2. Создание проблемной ситуации

Учитель: В жизни человеку всегда приходится что-то выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор всегда очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о вашей будущей судьбе, будущем ваших родителей, детей, целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах. Наша задача - выяснить, как должны проходить выборы в демократическом государстве, по каким принципам, какие существуют этапы выборов.

Актуальность данной темы доказывает сама жизнь: в России активность граждан на выборах неуклонно снижается, все меньше количество населения «горит желанием» пойти на выборы и воспользоваться, своим правом избирать. Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Группе учеников нашего класса было дано задание, провести исследование в виде социологического опроса, предметом изучения которого являлось решение проблемных ситуаций в сфере участия граждан в выборах, давайте заслушаем, что же у них получилось.

Ученики предлагают вниманию свою работу и объясняют результаты.

Ученики: Мы провели небольшое исследование, участниками организованного нами опроса стали родители и взрослые, были предложены жизненные ситуации, в которых нужно было принять собственное решение.

Ученики: В результате ответов на вопросы был сделан вывод о том, что в процессе и процедуре выборов все опрошенные хорошо осведомлены. Все прекрасно понимают о роли и значении участия каждого в выборах. К партиям, существующим в РФ, относятся по-разному большинство из опрошенных не являются членами партии. Кроме того не все опрошенные верят в справедливости избирательного процесса.

Все полученные данные мы отразили в диаграмме (она вывешивается на доске для ознакомления (приложение №1).

Учитель: Благодарю за ценную работу. Присаживайтесь.

3. Осознание и формулирование проблемы

Учитель задает вопрос классу: как вы думаете, все ли граждане занимают правильную позицию в отношении выборов? (Ученики строят предположения и догадки). Знаете ли вы, в каких случаях, и в какой орган можно обращаться для получения открепительного удостоверения? В каких случаях можно голосовать на дому? Какой информацией для этого необходимо обладать? Учащиеся отвечают, что не знают, для этого необходимо знать процедуру избирательного процесса, принципы участия в выборах, тем самым формулируют цель урока. Возникает ситуация затруднения в интерпретации известного факта. Вопрос записывается на доске как главная проблема урока

4.Постановка цели:

Учитель: Молодцы ребята! Сформулировав проблему, вопрос, на который мы с вами попытаемся ответить на уроке, вы самостоятельно сформулировали цель.

Учитель озвучивает цель урока: нам с вами действительно предстоит расширить знания об избирательном праве, создать представление о демократических выборах и принципах участия граждан в выборах различных уровней.

Построение знаний

1. Выбор методов исследования

Учитель обращается к детям с вопросом: как вы можете получить ответы на интересующие вас вопросы?

Учащиеся говорят о необходимости обратиться к учебнику, документам, чтобы собрать факты, затем эти факты проанализировать, обобщить и самостоятельно ответить на вопрос. Учитель соглашается с предложенным планом.

2. Сбор информации

Учитель: для того чтобы собрать нужную информацию давайте сформируем три группы, каждой группе будет дано задание, связанное с самостоятельным изучением материала, ваша задача изучить текст учебника и источники, и ответить на поставленные вопросы в карточках. Затем заслушаем выступление каждой группы и закрепим материал.

3. Организация информации

В ходе групповой работы ученики обмениваются информацией, читают текст учебника и документы, отвечают на вопросы, содержащиеся в карточках

4. Построение объяснения

Учитель предлагает каждой группе представить свою работу, объяснить материал по своей теме. В то время когда одна группа защищается, другие очень внимательно слушают новый материал.

После выступления каждой группы все ученики отвечают на вопросы, закрепляющие полученные сведения.

Выступление первой группы

ЗАДАНИЕ: Прочитайте материал учебника и выдержки из документов, ответьте на следующие вопросы:

1) Какие компоненты включает в себя избирательная система, раскройте их содержание (Избирательная система включает в себя 2 компонента: избирательное право и избирательный процесс. Избирательное право-право человека избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Избирательный процесс - определенный порядок реализации избирательного права)

2) Что такое активное и пассивное избирательное право (Активное - право человека быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, пассивное - право человека избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления)

3) Расскажите об истории развития института выборов в нашей стране из предложенного вам документа.

Первичное родовое народовластие.

Человеку вообще свойственно выбирать. Насколько рано и активно люди использовали выборы для устройства самых важных своих дел? Элементы первичного родового народовластия принято называть «первобытной демократией». В те времена предводителей родов выбирали на совете взрослых сородичей. Следовательно, эта сходка взрослых сородичей и является первым органом «властвования», хотя в особый отряд управляющие в те времена еще не выделялись. Однако во многих случаях власть этих сходок дублировалась замкнутым кругом стариков во главе с племенным старейшиной.

Выборы в Русском государстве.

Выбирали и на Руси. Достаточно вспомнить Новгородское вече - орган прямой демократии, выросшей на фоне народных родовых общин, которые отличались развитым самоуправлением. Для русского семейно - родового строя были характерны принципы, выраженные в поговорках: «Мир - великий человек», «Куда мир - туда и мы», «Мы от мира не отметчики», «На миру и смерть красна» и другие.

В период Московского царства при государстве для участия в решении важных вопросов возникла Боярская дума, но в чрезвычайных случаях она усиливалась новыми членами и превращалась в Земский собор. В состав Собора входили все чины Московского государства: духовенство, бояре, дворяне, дьяки, выборные от городов, стрелецкие головы, гости, старосты гостиных сотен, сотники черных сотен, казаки, а также «уездные люди», т.е. вольные крестьяне. Для участия в Соборе депутаты прибывали частью по должности, но не редко и по выбору. В компетенцию Соборов входили вопросы войны и мира, присоединения новых земель, сбор финансовых средств и т.д. Соборы 1598 и 1613 гг. избирали царей Бориса Годунова и Михаила Федоровича.

Намереваясь провести правовую реформу в России, Екатерина II наметила созыв комиссии, призванной разработать новое законодательство, многие члены которой входили в нее по выбору. В «Наказе» (1766), написанном для этой комиссии, государыня провозгласила идеи общей свободы граждан и равной обязанности всех перед лицом государственной власти.

В заключении необходимо упомянуть о предшественнице нынешней нижней палаты Федерального собрания - Государственной Думе. Манифест о ее создании был подписан Николаем II в августе 1905 г. Первоначально оно являлось законосовещательным учреждением, но вскоре приобрела законодательные функции. Закон о выборах в Думу несколько раз изменялся.

В советский период в России выборы как таковые сохранялись, но представляли собой откровенный фарс, поскольку кандидаты заранее назначались партийными комитетами на безальтернативной основе и ни у кого из рядовых граждан не возникало мысли выдвинуть кандидата по собственной воле.

Вскоре после принятия «сталинской» Конституции 1936 г. Состоялись выборы в Верховный Совет РСФСР. Писатель М Пришвин записал 26 июня 1938 г. В своем дневнике: «Голосование походило на какие - то торжественные похороны: молча люди подходили к избирательным урнам и уходили. И это были действительно похороны русской интеллигенции».

Даже зачинатель перестройки М.Горбачев, всячески подчеркивавший свой демократизм, на выборах первого (и последнего) президента СССР не допустил выдвижения, помимо себя, альтернативного кандидата на этот пост.

С падением коммунистического режима в избирательной системе страны произошли существенные перемены. Она стала все больше соответствовать цивилизованным принципам народоправства.

4) творческое задание (слайд 2)

а. Выбираете кандидата в президенты класса из своей группы от демократической партии «Движение»

б. Готовите представление своего кандидата в любой форме: рекламный ролик, презентация в виде рисунков, сценки + печатную рекламу своего кандидата

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ. (Слайд 3).

После выступления первой группы всеми учениками рассматриваются ситуации:

1)Можно ли назвать выборы элементом демократии? (Да, потому что через выборы реализуется избирательное право граждан, выборы альтернативны)

2) Чем активное избирательное право отличается от пассивного? (активное - избирать, а пассивное - быть избранным)

3) Кем была создана первая Государственная Дума в России? (Николаем 2)

Выступление второй группы

ЗАДАНИЕ: прочитайте материал учебника и выдержки из Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ответьте на следующие вопросы:

1. Какой существует возрастной ценз для участия в выборах.

2. Заполните таблицу (Приложение 2)

3. В каких случаях можно получить открепительное удостоверение и голосовать на дому? Какие сведения содержаться в открепительном удостоверении? (Приложение 3)

4. Творческое задание

а. Выбирает кандидата в президенты класса из своей группы от партии «Молодая Россия»

в. Группа представляет своего кандидата

г. Кандидат участвует в дебатах по вопросу: «Представьте себе, что в России функционирует прямая интернет-демократия, т.е. голосование осуществляется средствами интернета. Как Вы полагаете, увеличится ли при этом число голосующих?

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ. (слайд 4,5)

После выступления второй группы всеми учениками рассматривается ситуация:

2. Какие требования предъявляются к кандидату в Президенты? (возраст, гражданство, оседлость)

3. Что такое открепительное удостоверение (документ, дающий право на голосование на другом участке в другом городе)

Учитель организует проведение физкультминутки. Наша работа продолжается довольно долго и вы, наверное, уже успели устать.

Самолёт.
Полетели, полетели,
Вперёд руками завертели.
А потом наоборот —
Назад помчался самолёт. (Вращение прямыми руками вперёд и назад.)

Выступление третьей группы

ЗАДАНИЕ: Прочитайте материал учебника и выдержки из Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое мажоритарная избирательная система?

2. Что такое пропорциональная избирательная система?

3. Что такое смешанная избирательная система?

4. Раскройте значение выборов в нашей стране.

ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ

Избирательный барьер обычно 5%.

СМЕШАННАЯ

Часть депутатов избирается по пропорциональной системе,

часть — по мажоритарной.

Принципы участия граждан в выборах:

1). Всеобщее избирательное право - избирать могут все, кроме лиц, указанных в Законе. Не должно устанавливаться ограничений для участия в выборах за исключением лиц, не достигших нужного возраста, недееспособных, совершивших преступления.

2). Равное избирательное право - один человек - один голос.

3). Прямое избирательное право - избиратель голосует «за» или «против» кандидатов непосредственно и лично.

3. Кто может быть лишен избирательного права?

4. Творческое задание

а. Выбирает кандидата в президенты класса из своей группы от либеральной партии «Свои люди».

б. Готовит представление своего кандидата в любой форме: рекламный ролик, презентация в виде рисунков, сценки + печатную рекламу своего кандидата

в. Группа представляет своего кандидата

г. Кандидат участвует в дебатах по вопросу: «Представьте себе, что в России функционирует прямая интернет-демократия, т.е. голосование осуществляется средствами интернета. Как Вы полагаете, увеличится ли при этом число голосующих?

д. После выступления каждого кандидата в Президенты избиратели задают вопросы, касающиеся представленных программ. (слайд 6)

После выступления третьей группы всем ученикам раздаются бюллетени, (приложение 4). Ученики голосуют за понравившегося кандидата, подводятся итоги голосования.(слайд7)

5. Сопоставление с культурным аналогом

Учитель: Молодцы поработали хорошо, а поняли ли вы теперь куда нужно обращаться в тех или иных случаях? (Да). Помог вам в этом разобраться учебник и документы?

6. Формулирование выводов

Учащиеся приходят к выводу, что выборы выполняют важные функции в обществе.

Учитель возвращается к проблемному вопросу, поставленному в начале урока: как вы думаете, все ли граждане занимают правильную позицию в отношении выборов? (Нет). Знаете ли вы, в каких случаях, и в какой орган можно обращаться для получения открепительного удостоверения? (Да в территориальную избирательную комиссию). В каких случаях можно голосовать на дому? (Можно в случаях предусмотренных законом)

7. Применение новых знаний

Давайте разберем определенные ситуации для закрепления изученного материала, пишите ответы в своей тетради, потом проверим.

Работа учащихся с тестом. Знаком «+» отметьте верное и знаком « - » неверное утверждение:

1). Граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, вправе избирать. (+)

3). Выборы Президента РФ проводятся открытым голосованием (-)

4). Избиратель, может заполнить избирательный бюллетень дома, а в день выборов принести его на избирательный участок. (-)

5). Только представители русской национальности могут принимать участие в парламентских выборах. (-)

6). Граждане, участвующие в выборах могут проголосовать на избирательном участке, отдав свой голос за всех понравившихся им кандидатов.(-)

7). Гражданин Р., проголосовав утром на избирательном участке, вечером вновь явился и, сделав вид, что он здесь впервые, еще раз взял бюллетень и проголосовал; а члены избирательной комиссии, т.к. не знают всех избирателей в лицо, позволили ему это сделать (-)

8). Гражданин В. с супругой пришли на избирательный участок, и, взяв бюллетени, вместе зашли в кабину для голосования (-)

Учитель организует взаимопроверку. Предлагаю обменяться друг с другом тетрадями и проверить работы и поставить оценки на основании приложения 5. Давайте выясним, как уяснили материал, поднимите руки, кто написал на «2», «3», «4», «5» - на доске вывешивается смайлики количественно соответствующие каждой оценке. Какой вывод можно сделать? (Приложение 5).

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель предлагает оценить факт достижения цели урока.

1. Познакомились ли вы с институтом выборов и избирательной системой, принципами и особенностями избирательного права. Ученики отвечают - да.

2. Усвоили ли вы теперь, что выборы выполняют важные функции? Какие?

3. Легко ли вам было работать на уроке? Ученики отвечают.

3. На все ли вопросы совместно составленного плана найдены ответы.

Каждый ученик получает в начале урока три жетона со своими фамилиями, которые он должен разместить в колонке с выбранным утверждением. Например, я познакомилась с основами избирательного права, значит, располагаю свой жетон напротив этого утверждения. Так необходимо разместить три жетона. (приложение №6)

Учитель организует комментирование работы учеников за урок, оценивание.

Домашнее задание

Учитель организует запись домашнего задания

Закончить заполнение таблицы.

Выучить термины.

Всем спасибо за работу на уроке. Урок окончен.

Используемая литература:

Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И. Обществознание 10 класс.

Конституция Российской Федерации, глава II.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации».

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. Учебник для 9 класса М., «Русское слово», 2008 г.

Никитин А.Ф. Право и политика, рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2002 г.

Певцова Е.А. Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание. 9 класс». М., «Русское слово», 2008 г.

Приложение 1

Анкетирование родителей, учителей, взрослых по проблемам института выборов

1) Почему Вы участвуете в выборах (из 32 опрошенных: 15 - потому что так надо, 7 - я реализую свое право участвовать в политической жизни страны, 10 - потому что от меня зависит будущее страны и детей)

2) Довольны ли тем как проводятся выборы в Российской Федерации? (из 32 опрошенных: 17 - да, 15 - нет)

3) Кто не может участвовать в выборах (из 32 опрошенных: 30 -несовершеннолетние, 2 - осужденные)

4) Вы когда-нибудь пользовались открепительным удостоверением (из 32 опрошенных: 4 да, 28-нет)

5) Состоите ли в какой-нибудь партии? В какой? (из 32 опрошенных: 21- нет, 11-да, 3 - КПРФ, 8 - Единая Россия)

6) Пропускали ли вы когда-нибудь выборы? (из 32 опрошенных: 3-Да 29-нет)

7) Вы считаете выборы справедливыми в нашей стране? (из 32 опрошенных: 17-да, 15-нет).

1. Почему я участвую в выборах

Довольны ли вы как проводятся выборы в РФ?

4. Вы когда-нибудь пользовались открепительным удостоверением

5. Состоите ли в какой-нибудь партии?

6. Пропускали ли вы когда-нибудь выборы?

7. Вы считаете выборы справедливыми в нашей стране?

Приложение 2

Этапы выборов

Ответственные

Назначение дня выборов

Президент РФ, Совет Федерации или другие уполномоченные на это органы или должностные лица.

Не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который избраны соответствующие органы или часть депутатов.

Образование избирательных округов

Представительный орган государственной власти, орган местного самоуправления.

Создание избирательных комиссий

Центризбирком РФ - действует на постоянной основе в течение 4 лет.

Избирком субъекта РФ - ? членов назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, ? назначается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Территориальные избиркомы - представительный орган местного самоуправления.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Политические партии.

Общественные движения.

Самовыдвиженцы.

Предвыборная агитация

СМИ, массовые мероприятия (митинги, демонстрации, дебаты и т. д.), выпуск печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов, иные формы (не запрещённые законом)

Со дня регистрации до ноля часов за сутки до дня голосования.

Территориальная избирательная комиссия

Приложение 3

Ст. 63 Закона РФ о выборах и референдумах

Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

6. Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комиссией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений (если избиратель содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого).

7. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в него фамилию, имя и отчество избирателя, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей, адрес участковой избирательной комиссии, наименования муниципального образования и субъекта Российской Федерации, на территории которых образован избирательный участок, наименование избирательной комиссии, выдавшей открепительное удостоверение, а также указывает свои фамилию и инициалы, дату выдачи открепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей избирательной комиссии.

8. Территориальная избирательная комиссия выдает избирателю либо его представителю открепительное удостоверение на основании сведений об избирателях, представленных в территориальную избирательную комиссию в соответствии с частью 8 статьи 15 настоящего Федерального закона. Территориальная избирательная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавший избирателю открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается.

9. Территориальная избирательная комиссия за 20 дней до дня голосования направляет в участковые избирательные комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирателях, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков. На основании соответствующей выписки член участковой избирательной комиссии в графе "Особые отметки" списка избирателей делает отметку: "Получил в территориальной избирательной комиссии открепительное удостоверение N" с указанием номера выданного открепительного удостоверения и расписывается.

11. При получении открепительного удостоверения избиратель в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений (в территориальной избирательной комиссии) или списка избирателей (в участковой избирательной комиссии) указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается.

12. Избиратель, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой избирательной комиссией из списка избирателей на соответствующем избирательном участке на данных выборах депутатов Государственной Думы и не учитывается при подсчете числа зарегистрированных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

13. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается.

Приложение 4

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

ПРЕЗИДЕНТА КЛАССА 2014/2015 гг.

Разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня

Если Вы определились с выбором, поставьте знак (галочку, крестик) в пустом квадрате напротив выбранного Вами кандидата.

Сабуров Иван

Сабурова Анна

Коньков Роман

Против всех

Приложение 5

Оценивание работы по применению новых знаний

9-10 правильных из 10 -«5»

меньше 5 - «2»

Приложение 6

Оценивание учениками полученных знаний на уроке

Приложение 7

Вспомогательный материал для учащихся

1 шаг

Перед выборами, самое главное ознакомиться с кандидатами. Изучите каждого из них, взвесьте все плюсы и минусы. Ознакомьтесь с историей каждого из них. Узнайте их планы и обещания. Это всё позволит вам не ошибиться с выбором кандидата и проголосовать именно за того, кто вам подходит.

2 шаг

Наверняка у каждого есть друзья, которые не интересуются политикой или им некогда изучать предвыборную гонку. Они не определились с выбором кандидата, а потому это ваш шанс повысить процент голосов за того, кого вы будете голосовать. Расскажите ему о вашем выборе, опишите ему своего кандидата и если вашему другу понравиться, то он точно проголосует именно за него, а возможно расскажет своим друзьям, что повысит шанс на выбор именно вашего кандидата!

3 шаг

Далее нам нужно узнать место вашего голосования. За несколько дней до голосования, к вам почтовый ящик придет приглашение на выборы. В нем будет указано место и дата голосования. Если приглашение не пришло, то вы можете узнать информацию у соседей из вашего подъезда, обычно для одного дома место голосование одно и тоже. Либо зайдите на сайт Центральной Избирательной Комиссии и в верхней части сайта будет кнопка УЗНАТЬ СВОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК, нажав на которую вы найдете свое место голосования .

ВНИМАНИЕ: Голосовать вы должны по адресу прописки указанному в вашем паспорте! Если вы находитесь в больнице или вы военнослужащий и находитесь далеко от вашего избирательного участка, то вы можете проголосовать на специально отведенных временных местах голосования. Чтобы узнать где они находятся, спросите местный персонал.

4 шаг

В назначенный день явитесь на избирательный участок. При себе необходимо иметь только паспорт.

5 шаг

Подойдите к столику избирательной комиссии и предъявите свой паспорт. После того как вас найдут в списках, вы должны будете расписаться, после чего вам выдадут один или несколько бюллетеней для голосования.

6 шаг

ВНИМАНИЕ: Если в кабинке не обнаружилось письменных принадлежностей или они вызывают у вас подозрения (например ручка которую можно стереть), тогда подойдите к наблюдателям и попросите выдать вам новую ручку. Не стесняйтесь, это входит в их обязанности.

8 шаг

9 шаг

ДЛЯ ТЕХ КТО В КОМАНДИРОВКЕ или уезжает в другой город необходимо получить открепительное удостоверение

10 шаг

Голосование вне помещения для голосования проводится, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре

В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства.

Избиратель (участник референдума) имеет право проголосовать вне помещения для голосования при следующих обстоятельствах:

а) если данные об избирателе, внесены в список на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

в) избиратель, который получил открепительное удостоверение, но по уважительной причине не может прибыть в помещение для голосования.