Технология саморазвивающего обучения Г.К. Селевко

Педагог современности Селевко Герман Константинович – академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

«Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего»

  • Творческий путь
  • Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел с семи лет и, будучи очень способным учеником, стал круглым отличником. Но тяжелые послевоенные годы привели его в химико-механический техникум. Свою трудовую биографию он начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.
  • В 1954 г., уволившись в запас по сокращению штатов, поступил в Ярославский государственный педагогический инс­титут им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант и появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.
  • В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук.
  • После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета.
  • В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.
  • Работу по обучению новых кадров учителей Г.К. Селевко сочетал с работой по повышению квалификации учителей города и области. Его методические работы: «Электрические цепи и их схемы в курсах физики и электротехники средней школы», «Основы молекулярно-кинетической теории в средней школе», «Вопросы оптики в факультативных курсах», полупрограммированное пособие «Сборник задач для повторения курса физики» были распространены во всех средних школах области.
  • В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования».
  • В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 г. факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.
  • В период подъема общественно-педагогического движения в стране Г.К. Селевко становится активным поборником перестройки школы на основах гуманизма и демократизма. Он пишет ряд статей по педагогике сотрудничества, обобщает опыт учителей области («Совершенствование методической подготовки студентов», «Педагогика сотрудничества: методические рекомендации», «Новое педагогическое мышление» и др.). Возглавляя инновационную работу образовательных учреждений в регионе с 1990 года, Г.К. Селевко участвовал в создании большинства гимназий, лицеев и социально-педагогических комплексов на территории области. Этот опыт обобщен в ряде публикаций.
  • За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

Технология саморазвития личности школьника

  • Технология саморазвивающего (по Г.К. Селевко) обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями:
  • Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:
  • в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
  • в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей и сил);
  • в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
  • в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

«Общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому учащиеся должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, социально закалёнными, нравственно стойкими, должны быть подготовлены к встрече с трудностями, быть здоровыми физически и психически. И главное, должны быть способны к саморазвитию, к непрерывному совершенствованию себя».

Г.К.Селевко



Саморазвитие личности через проектную деятельность

  • Формирование человека способности воспитывать и развивать самого себя, человека высокой нравственности, глубокого интеллекта и сильной воли.
  • Создание мотивации школы на вхождение воспитательной деятельности;
  • Помощь школьникам найти, осознать и принять цели и содержание воспитательного процесса;
  • Ознакомление теоритическими и практическими приемами и моделями «Саморазвитие личности»;
  • Формирование и умение самовоспитания и саморазвития;
  • Создание воспитательно-образовательной среды формирующую у учащихся потребности в самосовершенствовании.

Гипотеза:

Если создать мотивацию педагогов школы на осуществление воспитательной деятельности, обеспечить создание условий для развития воспитательной деятельности, то это повысит качество личности учащихся и позволит им создать единое образовательное пространство ученика.


ДЕТСКОЕ ОБЩЕСТВЕНОЕ ОБЪЕДИЕНИЕ «Кулуhун» через саморазвитие личности


Ступени клуба начальные классы, 5-11 по классы, актив «Кулуьун» и дополнительное образование «Саморазвитие личности через проектную деятельность.

  • Количество учащихся -146 (девочки - 76 , мальчики - 69)

1 ступень (1-4 кл.) – 53

2 ступень (5-9 кл.) -54

3 ступень (10-11 кл.) –39


Начальные классы:

Осознание своего «Я»


Средние классы: «Самовоспитание воли и характера»



Заключение

В результате исследования учебно-воспитательной работы через саморазвитие личности формируется установка на улучшение себя, развивается самопознание от осознания своего «Я», самоконтроль и самооценка ученика. В школе формируется саморазвитие личности. В итоге наблюдения имеет более высокий уровень, включая не только познавательную, но и нравственные, волевые качества. Первые результаты свидетельствует о её больших возможностях саморазвитии личности.


Селевко Герман Константинович - кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской «Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.).

Технология саморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий развивающего обучения и дополняет их следующими важнейшими особенностями.

Деятельность ребенка организуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но и целого ряда других потребностей саморазвития личности:

в самоутверждении (самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);

в самовыражении (общение, творчество и самотворчество, поиск, выявле ние своих способностей и сил);

в защищенности (самоопределение, профориентация, саморегуляция, кол лективная деятельность);

в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме, социальные пробы).

Целью и средством в педагогическом процессе становится доминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формирования доминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А. А. Ухтомскому

Технология обучения, основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названа саморазвивающим обучением.

Классификационная характеристика

По уровню применения: общепедагогическая.

По философской основе: гуманистическая, антропософская.

По основному фактору развития: психогенная.

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + развивающая.

По ориентации на личностные структуры: нравственно-волевое самоуправление личности - СУМ.

По характеру содержания: обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.

По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп + программная.

По организационным формам: классно-урочная + клубная.

По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.

По преобладающему методу: развивающая + саморазвивающая.

Акценты целей

Формирование человека самосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men).

Формирование СУМ - самоуправляющих механизмов личности.

Воспитание доминанты самосовершенствования, саморазвития личности.

Формирование индивидуального стиля учебной деятельности.

Концептуальные положения

Ученик - субъект, а не объект процесса обучения. -,

Обучение приоритетно по отношению к развитию.

Обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью - СУМ.

Ведущая роль теоретических, методологических знаний.

Дополнительные гипотезы

Все высшие духовные потребности человека - в познании, в самоутверждении, в самовыражении, в самоактуализации - являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию. Использовать эти потребности для мотивации ученья значит открыть путь к повышению качества школьного образования.

Доминанта самосовершенствования - установка на осознанное и целенаправленное улучшение личностью самой себя - может быть сформирована на основе потребностей саморазвития.

На внутренние процессы самосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы и средства.

Система саморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и является наилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных на познавательных мотивах.

Особенности содержания

СРО включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы (рис. 19).

1. «Теория» - освоение теоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводится существенная, принципиально важная компонента -курс «Самосовершенствование личности» с I по XI класс.

2. «Практика» - формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельность представляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня.

3 . «Методика» - реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.

ЗУН. Содержание основ наук определяется действующими образовательными стандартами.

Вариации дидактической структуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление, погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическими подходами к их изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особое значение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.

Особую группу ЗУН представляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служит системообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьного образования.

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов.

Курс построен с учетом возрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.

I-IV классы - Начала этики (саморегуляция поведения);

V кл. - Познай себя (психология личности);

VI кл. - Сделай себя сам (самовоспитание);

VII кл - Учись учиться (самообразование);

VIII кл. - Культура общения (самоутверждение);

IX кл. - Самоопределение;

X кл. - Саморегуляция;

XI кл. - Самоактуализация.

СУД. Способы умственных действий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют, применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы в осознанной форме представляют собой особого рода знания - методологические, оценочные и мировоззренческие.

В технологии СРО этим знаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, и при изучении основ наук.

В учебном процессе используется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологии Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические (классические логические) способы умственных действий применяются наравне с теоретическими (диалектическими логическими).

Внутри каждого учебного предмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности».

СУМ. Важнейшим качеством самоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активности человека, является психологическая доминанта. Она представляет собой господствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическим процессам и поведению личности определенную направленность и активность в данной сфере. Русским физиологом и философом А.А.Ухтомским была создана теория доминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянного нравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:

Осознание ребенком целей, задач и возможностей своего развития;

Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности;

Адекватные стиль и методы внешних воздействий.

Одним из концентров формирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессе занятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной и тренинговой формам работы, включающим

Психолого-педагогическую диагностику и самодиагностику учащихся;

Составление программ самосовершенствования по разделам и периодам раз вития;

Осмысливание, рефлексию жизнедеятельности;

Тренинги и упражнения по самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.

Другим концентром формирования СУМов является творческая деятельность как основная сфера самосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности, способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытие личности.

Творческая деятельность учащихся организована в системе клубного пространства школы, включающего творческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу по предметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется по обучающе-воспитательной системе И.П.Волкова.

Клубное пространство дает незаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка в огромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Я свободен, Я выбираю, Я оцениваю).

СЭН. Сфера эстетики и нравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и во внеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самое главное - при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школе обстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования как смысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являться идейной основой новой системы воспитания и образования.

Особенности методики

Основная мотивация: нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старший товарищ, знающий более высокую истину.

Позиция ученика: свобода выбора, самоопределение.

Сверхзадачей частных методик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологической установки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеют адекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельности ребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями и методической организацией учебного процесса.

Межличностные отношения «учитель - ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать, принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование (педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношения сотрудничества создают условия для удовлетворения потребностей самосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительных творческих доминант поведения.

Организация учебного процесса по предметам основана на

Перенесении акцента с преподавания на учение;

Превращении педагогического руководства самовоспитанием и самообразованием личности в приоритет организации учебно-воспитательного процесса;

Использовании нравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);

Приоритет самостоятельных методов и приемов.

Общий методический уровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразием применяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностей самопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используется система планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьник на протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методических режимах (технологиях).

В технологии СРО большое значение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителей и родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практики и методики.

Литература

I. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.

2 Берне Р. Развитие Я-концегшии и воспитание - М., 1986.

3. Газман О.С. и др. Новые ценности образования. Вып. 2. - М., 1996.

4. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. - М., 1989.

5. Кочетов А.И. Педагогические основы самовоспитания - Минск, 1974.

6. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. - М.,1996.

7 Маркова А.К.. и др. Формирование мотивации ученья. - М., 1990.

8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991.

9. Селевко Г.К. Доминанта в развитии личности / / Народное образование. - 1995. - № 8;

10. Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение. - Ярославль: ИПК, 1996.|

II. Ухтомский А.Л. Собрание сочинений. Т 1. Учение о доминанте. - Л., 1950. 12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. - М.: Интер-

пракс, 1995.

13. Шадриков В.Д. Психология деятельно сти и способности человека. - М.: Логос, 1996.

Современные образовательные технологии. Селевко Г.К.

М.: 1998. - 256 с.

В пособии рассматривается сущность педагогических технологий, их классификация, основные параметры. Дается краткая характеристика наиболее известных современных образовательных технологий, рекомендации по их изучению и использованию.

Предназначено для студентов педагогических учебных заведений, учителей и широкого круга работников образования.

Формат: pdf

Размер: 5,8 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: doc

Размер: 4,5 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
I. Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии
1.1. Личность как содержательное обобщение высшего уровня
1.2. Структура качеств личности
1.3. Знания, умения, навыки (ЗУН)
1.4. Способы умственных действий (СУД)
1.5. Самоуправляющие механизмы личности (СУМ)
1.6. Сфера эстетических и нравственных качеств личности (СЭН)
II. Педагогические технологии
2.1. Понятие педагогической технологии
2.2. Основные качества современных педагогических технологий
2.3. Научные основы педагогических технологий
2.4. Классификация педагогических технологий
2.5. Описание и анализ педагогической технологии
III. Современное традиционное обучение (ТО)
IV. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
V. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся
5.1. Игровые технологии
5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
5.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
VI. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса
6.1. Технология С.Н Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении
6.2. Технологии уровневой дифференциации
6.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
6.6. Технология программированного обучения
6.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
6.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
7.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
7.2. «Диалог культур» (В.С.Библер, С.Ю.Курганов)
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
VIII. Частнопредметные педагогические технологии
8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе (В.Н. Зайцев)
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
IX. Альтернативные технологии
9.1. Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
9.2. Технология свободного труда (С.Френе)
9.3. Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
9.4. Технология мастерских
X. Природосообразные технологии
10.1 Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
10.2. Технология саморазвития (М.Монтессори)
XI. Технологии развивающего обучения
11.1 Общие основы технологий развивающего обучения
11.2 Система развивающего обучения Л.В. Занкова
11.3 Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
11.4 Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
11.5 Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
11.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
XII. Педагогические технологии авторских школ
12.2. Модель «Русская школа»
12.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
12.4. Школа-парк (М.А. Балабан)
12.5. Агрошкола А.А. Католикова
12.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)
XIII. Заключение: технологии проектирования и освоения технологий

В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп (рис. 3).

По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.

По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.

По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.

По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов , но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.

В принципе не существует таких монотехнологий, которые использовали бы только один какой-либо единственный фактор, метод, принцип - педагогическая технология всегда комплексна. Однако своим акцентом на ту или иную сторону процесса обучения технология становится характерной и получает от этого свое название.

По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлек торные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные. По ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операц онные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоциональнохудожественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы -

По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии.

В монотехнологиях весь учебно-воспитательный процесс строится на какой-либо одной приоритетной, доминирующей идее, принципе, концепции, в комплексных -комбинируется из элементов различных монотехнологий. Технологии, элементы которых наиболее часто включаются в другие технологии и играют для них роль катализаторов, активизаторов, называют проникающими.

По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П.

Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П.Беспалько -дидактических систем):

1) классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);

2) обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);

3) система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);

4) обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;

5) система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;

6) компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);

7) система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;

8) «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:

- традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);

- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;

- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;

- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий.

а) Авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «вин тик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением ини циативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.

б) Высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидакто-центрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные от ношения педагога и ученика , приоритет обучения над воспитанием, и самыми глав ными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.

в) Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бес конфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных по тенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством дос тижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее , свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

г) Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.

д) Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии со трудничества, сотворчества.

е) Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

ж) Эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение , не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.

Способу методу средство обучения определяют названия многих существующих технологий: догматические, репродуктивные, объяснительно-иллю тративные, программированного обучения, проблемного обучения, развивающего обучения, саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, творческие и др.

Массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;

Технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);

Технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);

Различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);

Технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.

И, наконец, названия большого класса современных технологий определяются содержанием тех модернизаций и модификаций, которым в них подвергается существующая традиционная система.

Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.

Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения. По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий.

а) Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Это технологии с процессуальной ориентацией , приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания.

К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека Е.Н.Ильина и др.

б) Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Примеры: игровые технологии, проблемное обучение, технология обучения на основе конспектов опорных сигналов В.Ф.Шаталова, коммуникативное обучение Е.И.Пассова и др.

в) Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Примеры: программированное обучение, технологии дифференцированного обучения (В.В. Фирсов, Н.П. Гузик), технологии индивидуализации обучения (А.С. Границкая, Инге Унт, В.Д. Шадриков), перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении (С.Н. Лысенкова), групповые и коллективные способы обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко), компьютерные (информационные) технологии и др.

г) Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) П.М. Эрдниева, технология «Диалог культур» B.C. Библера и СЮ. Курганова, система «Экология и диалектика» Л.В.Тарасова, технология реализации теории поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича и др.

д) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; обучение по Л.Н. Толстому, воспитание грамотности по А. Кушниру, технология М. Монтессори и Др.

е) Альтернативные: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, технология свободного труда С.Френе, технология вероятностного образования А.М.Лобка.

ж) Наконец, примерами комплексных политехнологий являются многие из действующих систем авторских школ (из наиболее известных - «Школа самоопределения» А.Н.Тубельского, «Русская школа» И.Ф.Гончарова, «Школа для всех» Е.А.Ямбурга, «Школа-парк» М.Балабана и др.).

Академик МАНПО, профессор, кандидат педагогических наук

Творческий путь

Селевко Герман Константинович родился 15 февраля 1932 года в г. Ярославле в учительской семье. В школу пошел с семи лет и, будучи очень способным учеником, стал круглым отличником. Но тяжелые послевоенные годы привели его в химико-механический техникум. Свою трудовую биографию он начал на заводе, откуда был призван в ряды Советской Армии и направлен в военное летное училище. Уже в техникуме и училище проявился педагогический талант Г.К. Селевко: он всегда был помощником преподавателей, помогал учиться отстающим.

В 1954 г., уволившись в запас по сокращению штатов, поступил в Ярославский государственный педагогический институт им. К.Д. Ушинского, который окончил в 1959 году по специальности «Учитель физики и основ производства». Учебу в институте он успешно сочетал с работой учителя вечерней школы, где и расцвел его педагогический (методический) талант, появились первые печатные работы. После окончания института он как передовой учитель был приглашен для работы инспектором городского Отдела народного образования, где возглавил процесс перехода средних школ на 11-летнее обучение.

В 1962 г. поступил в аспирантуру НИИ вечерних школ АПН РСФСР, которую досрочно закончил и в 1964 г. защитил ученую степень кандидата педагогических наук.

После этого Г.К. Селевко приходит на преподавательскую работу, работая одновременно в школе и в Ярославском педагогическом институте. Здесь он проходит путь от преподавателя до декана факультета.

В 1967 году ему присвоено ученое звание доцента.

Работу по обучению новых кадров учителей Г.К. Селевко сочетал с работой по повышению квалификации учителей города и области.

В 1974 г. Г.К. Селевко награждается знаком «Отличник народного образования».

В 1985 году он приглашен для создания кафедры педагогики в Ярославском областном институте повышения квалификации. Работая в должности заведующего кафедрой, доцент Г.К. Селевко внес много нового в деятельность этого учреждения. В течение 10 лет на кафедре, возглавляемой им, были выращены кадры для открытия новых кафедр. В 1989 г. за успешную научно-педагогическую деятельность ему было присвоено ученое звание профессора. Будучи сторонником прогрессивных педагогических новаций, он является инициатором создания в 1990 г. факультета социальной педагогики в Ярославском ИПК.

За активную деятельность по подготовке педагогических кадров Г.К. Селевко был награжден медалью им. К.Д. Ушинского.

В своих исследованиях Г.К. Селевко последовательно разрабатывает технологический подход в образовании. В рамках этого подхода им разработаны оригинальные концепции: самовоспитания школьников, содержания работы классного руководителя, гуманно-личностно-ориентированного подхода к учащимся, концептуал социального педагога, концепция работы с трудными детьми, а также инновационная образовательная технология – технология саморазвития и самосовершенствования личности учащихся, основой которой является парадигма саморазвития. Особое значение при этом имели использование и разработка на технологическом уровне идей академика А.А. Ухтомского о воспитании доминанты самосовершенствования личности ребенка.

Форпостом практического освоения технологии стала её экспериментальная база, включающая более 150 экспериментальных площадок в Российской Федерации и ближнем зарубежье.

В 2000 году Г.К. Селевко награждается медалью к ордену «За заслуги перед Отечеством» второй степени.

Но главным делом жизни Г.К. Селевко является «Энциклопедия образовательных технологий», вышедшая в двух томах в 2006 году в издательстве «Народное образование». Проведенная автором работа по обобщению и интеграции педагогических технологий, концептуальному и методическому анализу позволила раскрыть сущность современных педагогических идей и закономерностей, которые отражены в конкретных технологиях, понять потенциальные возможности педагогического управления учебным процессом и развитием учащихся и реализовать их в практике обучения.