Тема природы творчестве тютчева фета. Лирика природы в творчестве Ф.И

После феномена Пушкина, в начале 19 века, многие литературные критики сомневались в том, что на небосклоне русской поэзии сможет появиться достойный имени классика поэт.

Творчество А. Фета и Ф. Тютчева

Но к счастью, уже во второй половине 19 века взошли звезды таких талантливых лириков как А. Фет и Ф. Тютчев, которые стали не только достойными приемниками Пушкина, но и внесли в поэтику собственные творческие манеры, что сделало их произведения по-настоящему уникальными и оригинальными.

Несмотря на то, что творчество обоих поэтов развивалось в русле воскресшего романтизма, их произведения кардинально отличались друг от друга.

Поэты весьма активно применяли в своих стихотворениях пейзажную лирику, однако природа и человек в стихах Тютчева - четко разграничены, у Фета - они сливаются в одно целое.

Это дает нам право говорить о том, что у Ф.И. Тютчева и А. А. Фета - два взгляда на мир, у первого он рациональный, у второго - иррациональный.

Сравнение приемов в стихотворениях Ф.Тютчева и А. Фета

В стихотворении «Это утро, радость эта…» автор описывает приход весенней поры. Весна в лирическом произведении Фета, представляет собой совокупность таких явлений как пение птиц, шум веселых ручейков, теплые, наполненные свежестью ночи, которые сплелись между собой в одно целое.

Давайте посмотрим, как выглядит весна в произведение Ф.Тютчева «Весенние воды». Автор наделяет весенние ручьи своеобразной индивидуальностью, они весело бегут, несмотря на то, что окружающая природа, в частности берега и поля, по-прежнему находятся во власти зимы.

В то время, как весна Фета неразрывно связана со многими факторами, Тютчеву достаточно говорить о ее приходе, выходя из наличия только весенних ручейков.

В стихотворении «Еще земли печален вид», Тютчев передает читателю всю глубину момента перехода окружающей природы в весеннюю негу, однако акцент делается только на нескольких основных явлениях, что противоречит манере Фета соединять в произведении и чувства, и темы бытия, и мотивы природы.

Пейзажная лирика Ф. Тютчева

В стихах «Есть в осени первоначальной» и «Осенний вечер» мы видим две разные осени - одна из них теплая, сохранившая теплый дух лета, вторая осень постепенно готовится к увяданию. Благодаря своему художественному мастерству, автор очень тонко описывает жизнь живой природы в печальный осенний период.

Нотка ностальгии по лету, таинственность осенних вечеров, благодатная прохлада, которая выступает первым предвестником зимних холодов - такой мы видим несравненную пейзажную лирику Тютчева.

Пейзажная лирика А. Фета

В стихотворении «Учись у них…» пейзажная лирика переплетается с гражданской и человеческой позицией автора. В начале стиха дуба и березу, которые привыкли к теплу, охватывает лютый мороз, которому деревья стойко противостоят.

Окружающая природа в пейзажной лирике Фета - это живой организм, который умеет чувствовать, любить и страдать. Она ассоциируется у читателя с самим человеком, представляет одно целое с ним.

Любовная лирика Тютчева и Фета

В стихе Ф. Тютчева «Последняя любовь» - радость и светлые чувства, переполняющие человека в тот момент, когда к нему приходит поздняя любовь. Лирический герой переживает своеобразное воскрешение и обновление, ведь, несмотря на прожитые годы, его сердце по-прежнему умеет любить и жаждет этого.


































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.












Назад Вперёд












Назад Вперёд

Тип: урок комплексного применения знаний и навыков (решение учебно-практической задачи).

Цель: выделение обучающимися существенных признаков поэтики стихотворений Тютсева и Фета о природе посредством комплексного анализа.

Задачи:

  • определить своеобразие поэтики каждого автора;
  • развивать способности к анализу, совершать переход от вычленения и осмысления отдельных компонентов к обобщению, синтезированию на новом уровне;
  • воспитывать бережное и чуткое отношение к мировоззрению автора, воспитывать эстетический вкус.

ХОД УРОКА

I. Подготовка к восприятию темы урока, осмысление результатов самостоятельного чтения

– Сегодня мы с вами продолжаем разговор о загадках биографии, об особенностях творчества Тютчева и Фета, двух поэтов, традиционно критиками определяемых как поэты-близнецы. Так ли это? Мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Наша с вами работа будет строится таким образом:

  • Мы познакомимся с докладами и презентациями, которые вы подготовили.
  • Услышим художественное чтение стихов Тютчева и Фета.
  • Проведем небольшой творческий эксперимент.

– В ходе работы, я думаю, мы расширим наши представления о творчестве Тютчева и Фета. Но начать сегодняшний разговор я хотела с моих любимых строк.

(Учитель читает стихотворение Тютчева «Лениво дышит полдень мглистый» и стихотворение Фета «Какая ночь…»)

«Зима недаром злится…», «Еще в полях белеет снег…», « Люблю грозу в начале мая…», «Чудная картина, как ты мне мила…», « Есть в осени первоначальной…»

II. Постановка цели урока

– Скажите, что общего у всех тех стихотворений, которые мы сейчас называли?
– Да, все они о природе, и это не случайно. Жизнь природы была одной из центральных тем в лирике Тютчева и Фета. «Не то, что мните вы, природа», – говорил Тютчев.
– А что же она? Как ее определяют поэты? Эти вопросы и будут во главе нашего сегодняшнего разговора. А рассказывать о лирике природы Тютчева и Фета будете вы, представляя свои лирические сборники, доклады и презентации.

III. Проверка домашнего задания. Работа групп

– Предлагаю работать таким образом:

а) заслушать каждое выступление;
б) зафиксировать в тетради представления поэтов о природе;
в) осмыслить услышанное через вопросы на понимание.

Группы делают доклады и читают стихи (Приложение 1 , Приложение 2 )

IV. Анализ работы групп

– Как вы считаете, совпадают ли взгляды поэтов на тему природы?
– У нас возникли две версии. Давайте посмотрим, насколько верна каждая из них, определим общие признаки и различия.
– Лирику Тютчева и Фета можно назвать пейзажно-философской. Каждый из поэтов опирается в своем творчестве на определенное направление в искусстве и философии. Мифологизация образов и олицетворение природы – излюбленные приемы и того и другого.
– Много общего, не так ли? Но теперь вглядимся пристальнее.
– И все же, чего больше, общего или различного?

Ф. И. Тютчев

Мифологизация образов

1. Диалог и борьба хаоса и космоса 1. В мире природы гармония, космическое согласие
2. Человек на грани миров (хаоса и космоса) 2. Человек – частица этого огромного мира
3. Бездна мира роковая, пугающая и манящая 3. Бездна торжественно-высокая, приобщающая человека к извечной гармонии

Олицетворение природы

Природа не одушевлена, она действительно является живой, мыслящей, чувствующей Природа – средство выражения человеческих чувств.

Опора на определенное направление в искусстве

Пантеизм. (Природа – Бог, бесконечный и вечный) Импрессионизм (Стремление передать мгновенное впечатление от картин мира)

– Если бы пришлось определять, в чем же именно своеобразие каждого из поэтов, какой бы «тютчевский» и «фетовский» элемент вы бы назвали?

V. Организация творческого эксперимента

– Стихотворение – это некое единство средств и приемов, идейного содержания. В сфере идей мы определили своеобразие каждого автора. Подтвердятся ли наши выводы на уровне звука, слова, особенностей построения произведения? Я предлагаю провести творческий эксперимент. На столах в группах лежат стихотворения, в них намеренно пропущены эпитеты. Задача групп – вписать эпитеты, реконструировать стихотворение.


_________, _________прелесть:
________ блеск и пестрота дерев,
________листьев___, ____ шелест.
_________ и __________ лазурь
Над______________ землею.
И, как предчувствие______ бурь,
______ , ________ ветр порою.

Та_______ улыбка увяданья,

Работа в группах

– Выписываем эпитеты на доску. (Ребята вписывают пропущенные учителем эпитеты. Учитель помещает на доске стихотворение без пропусков с авторскими эпитетами)

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест.
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье – и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья.

– Чем отличаются ваши эпитеты от авторских?
– В обычной речи эти слова определяют внутреннее состояние человека. А у автора они отнесены к описанию природы. Для поэта природа – живая, она мыслит и чувствует, как человек.
– Можем мы определить автора этого стихотворения? Конечно, это Ф. И. Тютчев.
– А теперь другое стихотворение. Определите авторский прием в создании образа.

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,
Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух, не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист,
Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это все весна.

– Какое ощущение пытается создать автор, используя такие морфологические и синтаксические средства? Все стихотворение написано назывными предложениями, автор только называет предметы, но они сливаются в один музыкальный аккорд, поэт как бы остановил прекрасное мгновение жизни, он не стремиться к изображению целостного и завершенного образа природы. Его интересуют в ней переходные состояния, тонкие и трудноуловимые их оттенки.
– Кто автор этого стихотворения? Конечно, А. А. Фет.

VI. Вывод

– Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку?
1. В лирике природы Тютчева и Фета много общего, но есть и различия.
2. Своеобразие стиля мы прослеживаем как на уровне идей, так и на уровне художественных средств.
3. В творчестве каждого автора есть такое стихотворение, по которому мы можем определить своеобразие его поэзии.
Поэзия Фета светлая, чистая, и средства он выбирает соответствующие
В поэзии Тютчева разлад, борьба, для нас, людей 21 века она ближе, кажется нам современнее.
– Решили ли мы задачи, поставленные в начале урока? Ответили ли на вопрос. что же такое природа в понимании Ф. И. Тютчева и А. А.ж Фета?

VII. Домашнее задание.

Результатом нашей работы должно быть сочинение на тему: «Как вы понимаете слова Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа».

Сочинение

В творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души — любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы.

Для них, поэтов-романтиков, природа — это мерило прекрасного, она противопоставляется дисгармонии общества. Мифологические, фольклорные мотивы звучат в творчестве Тютчева и Фета. «Конь морской» с «бледно-зеленой гривой», «чародейка-зима», прекрасная, но живущая лишь несколько мгновений радуга — все это дети Великой Матери-Природы, которой поклоняется Тютчев. Радостное юношеское мироощущение, выраженное

В стихотворениях «Весенняя гроза» и «Весенние воды», где резвится гром, Геба, смеясь, проливает свой кубок, мчатся вешние воды, сменяется более спокойной, умиротворенной картиной. Осенняя природа увядает «с кроткой улыбкой». «Сумрак тихий, сумрак сонный» должен утолить все печали, дать поэту «мглу самозабвенья». «Хрустальны» дни золотой осени, но ночью ветер поет о страшном хаосе, который может проснуться для новой бури и разрушить гармонию.

Поэту, похоронившему близких людей, сентябрь кажется «холодно-бесцветным». Ночное небо погружено в «вялый, безотрадный сон», похожий на забвенье смертельно больного человека. Поэт задается вопросом: когда потеряна связь человека с природой, почему «душа не то поет, что море», почему люди не чувствуют «созвучья полного в природе»? Однозначного ответа на этот вопрос не существует.

Гармоничное слияние всего живого — основная тема поэзии Фета. Передать игру света и тени, трели соловья, запах ландыша, волнение созревающей ржи — вот задача стихотворца. Фет создает в стихах свой идеальный мир, в котором царит прекрасное. «Только песне нужна красота, красоте же и песен не надо» — эти строки определяют его творческое кредо на протяжении всей жизни. Тютчев обобщенно описывает природу, Фет же, называя себя «праздным соглядатаем», старается подметить каждую мелочь, характеризующую данное мгновение. Душевные порывы Афанасия Афанасьевича связаны с явлениями природы: свирепствует зимняя буря, и «на душе не рассветает». А солнечным летним утром душа «все так же счастью… служить готова». Мечутся, кричат перед осенним отлетом ласточки, грачи, журавли, и человеку «тяжело — хоть плачь!». Весной земля дрожит от волнения, а людям хочется «лететь к безбрежью, к бездорожью через леса, через поля», — как птицам.

Как и у Тютчева, у Фета оживают деревья, светила: «ель рукавом завешивает тропинку», «робко месяц смотрит в очи».

Любовь, роковая и губительная, скорбь прощания с близкими людьми, одиночество и ожидание смерти — все эти чувства, пережитые за долгую жизнь, Тютчев отразил в своем творчестве. Особое место в нем занимает «Денисьевский цикл», посвященный возлюбленной и матери его детей. Он целиком обращен к переживаниям женщины, иногда речь ведется и от ее лица. Несчастная тоскует, негодует, но она может жить только своей любовью. Общество «предает поруганью» искреннее чувство. Но любящая женщина сохраняет чистоту своей души. Поэта мучает чувство вины перед близким человеком, но он ничего не может исправить, он может только выразить взаимную боль в своих стихах. О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Но есть у поэта и светлые, полные легкой грусти стихи о любви: «Я встретил вас…», «Последняя любовь». Смерть Елены Александровны повергла его в отчаяние:

О господи!., и это пережить… И сердце на клочки не разорвалось.

Поэту кажется, что он одинок, что душа его с каждым днем сохнет и изнывает. Ранее он писал о «слезах людских», льющихся незримо для окружающих, но неистощимых, как осенний дождь. Но постепенно чувства его успокаиваются. Терпение, умение «все пережить» берут верх.

Воспоминание о трагически погибшей возлюбленной не оставляют Фета всю жизнь. Если для Тютчева главной была любовь последняя, то для Афанасия Афанасьевича настоящей любовью была его юношеская любовь — Мария Лазич. Ее образ становится эталоном нравственности, преданности. Он считает, что духовно они всегда вместе, он проносит свет этой любви «через жизнь земную». Но одновременно он преклоняется и перед «красотой иной». Женщины в его стихотворениях опоэтизированы, они или олицетворение чувственной Евы, или «молодые владелицы сада», безмолвные, замкнутые в своем превосходстве. Один их взгляд выражает то, что «поэт пересказать не может», их красота преувеличена и возведена на пьедестал. Женщины для него — скорее объект преклонения, чем живые люди, способные думать, действовать, бороться. У Тютчева любовь представляется более динамичной, это и соединение, и поединок двух сердец.

Жизнь и смерть, смысл поэзии и любовь к Родине — все это является предметом размышлений Тютчева и Фета.

Тютчев подчеркивает, что стихотворец «редко служит властям», народ часто не понимает его. Поддаваясь настроению, он призывает поэта молчать, таить свои мысли, ведь «мысль изреченная есть ложь».

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», — пишет он в другом стихотворении, надеясь, впрочем, и на сочувствие. Иногда его охватывает полумистическая «вера в чудеса»:

Не все, что было здесь, увянет, Не все, что было здесь, пройдет.

Поэзия для Фета — это способ вырваться из обыденности, уйти от реального мира. Она уносит его «в мир стремлений, преклонений и молитв». Вдохновение рождается непроизвольно, и стихотворение складывается легко, как песня птицы («Не знаю сам, что буду петь — но только песня зреет»). Человеческий язык «беден», чтобы передать всю гамму чувств, но поэт должен стараться «схватить на лету и закрепить» «темный бред души и трав неясный запах», т. е. остановить прекрасное мгновенье.

Определение, данное Тютчевым России, стало хрестоматийным: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать -В Россию можно только верить. Любовь к Родине, вера в ее великое будущее были очень важны для Тютчева.

У Фета нет стихотворений, декларирующих верность Родине, но только человек, влюбленный в нее, может так тонко описать неброскую, скромную природу России.

Иногда стихотворения Тютчева становятся «космическими»: Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены.

Это стихотворение словно перекликается со строками Фета: Я ль несся к бездне полуночной Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис.

Трудно поверить, что эти стихотворения написаны в XIX веке. Тютчев и Фет опережают свое время. Они — предшественники и учителя поэтов «серебряного века».

Последние годы жизни стали для Фета временем раздумья над смыслом жизни и мироздания. Иногда ему кажется, что «жизнь — базар крикливый Бога», а «смерть- его бессмертный храм», иногда он жалеет о жизни, пронесшейся «без явного следа». Звезды напоминают поэту, что они — вечность, а он — миг.

Тютчев понимает, что мир постоянно обновляется, «новые садятся гости за уготовленный им пир», и старшие поколения должны дать место «новым пришельцам» без злобы, без клеветы на изменяющуюся жизнь.

«Ни в смерть, ни в грустное забвенье сегодня верить не хочу», — писал в последние годы жизни А. А. Фет, и он был прав. Гениальные лирики, тончайшие мастера стихотворного пейзажа, глубокие мыслители А. А. Фет и Ф. И. Тютчев не забыты нашими современниками. Уважение и любовь к их творчеству объединяет всех людей, которым дорого русское культурное наследие, людей разных политических взглядов и убеждений.

Природа у Фета:

Особой печатью гениальности отмечена и природная лирика Фета, воплощенная в таких стихотворениях, как "Я пришел к тебе с приветом", "Шепот. Робкое дыханье", "Какая грусть! Конец аллеи", "Это утро, радость эта" и других. Для Фета природа - это прежде всего храм. Храм, в котором живет любовь. Природа в лирике Фета играет роль особых роскошных декораций, на фоне которых развивается тонкое чувство любви. Природа, это еще и тот храм, в котором царит вдохновение, это место - или даже состояние души - в котором хочется забыть обо всем и молиться царящей в нем красоте.

Красота и гармония для Фета - это высшая реальность. Ф - великолепный пейзажист. Его пейзажи отлич-ся конкретностью, умением передать тончайшие изменения в природе в течение дня. Ему неинтересна статика, есть еле уловимая динамика. Это касается стих-й, посвящённых временами года. Природа у Фета необыкновенно очеловечена, она будто бы растворяется в чувстве лирика. В отличие от Тютчева, герой Ф воспринимает отн-е к природе гармонически. Ему неведомы хаос, бездна, сиротство. Напротив, красота природы вливает в душу ощущение полноты и радости бытия.

1848 -стих «Весенние мысли»; 1854 - стих «пчёлы»; 1866 - стих «Пришла, и тает всё вокруг»; 1884 - «Сад весь в цвету». В пейзажн лирике рожд=ся некая фетовская вселенная красоты (философичность): «на стоге сена ночью южной…». Образ мироздания величественен и близок человеку. В приобщении к красоте вселенной спасение для лир героя: «Измучен жизнью, коварством надежды».Явления природы у Ф детальней, конкретней, чем у предшественников. Стремится зафиксировать явления природы. В основном Ф использует естественный цвета, оттенки. Ему важно запечатлеть мгновения. Любимое время года - весна, т.е. это не статика. Любит описывать вечерний/утренний пейзаж.Умение «озвучить» даже немую природу - замечательное свойство муз лиризма Фета: в его стихах она не только блещет красотой, но и поёт ею.

Природа у Некрасова: Некрасов - создатель национального русского пейзажа как законченной и всесторонне развитой художественной системы. Через все творчество поэта проходит образ грустной, унылой земли: мутные краски, обесцвеченные дождями, протяжные звуки ветра, стонущего в полях, рыдающего в лесах. "Кочи, ухабины, ели бессменные! // Каркает ворон над белой равниною..." ("Пожарище", 1863); "Сентябрь шумел, земля моя родная // Вся под дождем рыдала без конца..." ("Возвращение", 1864); "Бесконечно унылы и жалки // Эти пастбища, нивы луга, // Эти мокрые, сонные галки, // Что сидят на вершине стога..." ("Утро", 1874).


Влага смешивается с землей и воздухом, образуя грязь, слякоть, изморось, туман, - излюбленные элементы некрасовского пейзажа. Раскисшие дороги покрыты лепешками мокрого снега. Сырость проникает повсюду, словно природа непрерывно плачет, сморкается, задыхается от простуды.

Некрасов создает особую эстетику "безобразного", "отвратительного" пейзажа, прямо противоположного тому идеалу "прекрасной" и "возвышенной" природы, который господствовал в поэзии долгие десятилетия: "Начинается день безобразный - // Мутный, ветренный, темный и грязный..." ("О погоде. Часть I", 1865). Одним из первых он вводит в русскую поэзию мотив дождя - не освежительного, сверкающего как у А.Фета или А.Майкова, но затяжного, заунывного, что слезами струится по окнам, меж небом и глазом "как черная сетка висит". Как петербургскому поэту, Н.Некрасову хорошо знакома атмосфера промозглой сырости, сгущенных водяных паров, отяжеляющих воздух, - у него даже "ветер удушлив".

Вместе с тем встречаются у Некрасова и красочные, праздничные описания природы, которые своей эмоциональной приподнятостью и эстетикой олицетворения восходят к фольклору (весна в "Зеленом шуме", зима в "Морозе, Красном носе").

Среди деревьев у Некрасова преобладают сумрачные, суровые - сосна и ель, среди птиц ("черных птиц за мной летела стая") - темные галки, зловещие, тяжелые вороны, жалобные кулики с их протяжными криками-стонами (в предшествующей поэзии господствовали соловьи, лебеди, жаворонки, ласточки, почти отсутствующие у Некрасова). Некрасов вводит в поэзию образы измученных, заезженных рабочих животных - не "коней", а "лошадей" ("Мороз, Красный нос", 1863; "О погоде. Часть I"; "Уныние", 1874).

Новое у Некрасова - обилие луговых и полевых мотивов. Впервые поэтизируются пшеница и рожь, колышущиеся под ветром и бегущие волнами колосья, "шелест нивы золотой" ("Несжатая полоса", 1854; "В столицах шум, гремят витии...", 1857; "Тишина", 1857; "Уныние").

Внимание поэта настолько приковано к земле, что показательной особенностью его творчества становится сравнительная редкость образов звездного неба, лунного света, вообще небесных светил, столь характерных для тютчевских и фетовских пейзажей (ср., однако "Рыцарь на час"). Нечасто у Некрасова показывается солнце, да и то скупое, тусклое, замутненное ("Несчастные", 1856). Эта некрасовская особенность - невнимание человека, занятого трудом на земле, к небу - была унаследована большинством поэтов первых десятилетий советской эпохи (включая М.Исаковского, А.Твардовского, верных некрасовским традициям).

Некрасов впервые поэтически осмысливает связь между своеобразием природы и укладом национальной жизни ("С окружающей нас нищетою // Здесь природа сама заодно". "Утро"), а также складом национального творчества, в том числе и своего собственного. Тоскливые песни ветра в полях, заунывные волчьи стоны в лесах - вот звуковой прообраз народных протяжных песен, которым вторит некрасовская муза; как голос самой русской природы, поэт осознает свое творчество в стихотворениях "Начало поэмы" (1864), "Возвращение" (1864), "Газетная" (1865).

Некрасов, основоположник городского пейзажа, впервые передал в стихах душный запах городского воздуха, впитавшего "клубы дума из труб колоссальных", вид застойной воды, зацветающей в каналах, одним словом, воссоздал природу в месте ее гибельного сплетения с цивилизацией ("Ненастье"; "О погоде" - ч. I и II, 1859-1865). Одновременно он описал деревню с точки зрения горожанина, "дачника", как "загородную" местность, которая своим вольным ветром сгоняет с души сор, навеянный столицей ("За городом", 1852; "Начало поэмы"; "Уныние")

Природа у Тютчева:

Тютчев - самый натурфилософский из всех русских поэтов: примерно пять шестых его творческого наследия составляют стихи, посвященные природе. Важнейшая тема, введенная поэтом в русское художественное сознание, - хаос, заключенный в глубине мироздания, жуткая, непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека ("О чем ты воешь, ветр ночной...", ; "Вечер мглистый и ненастный...", ; "День и ночь", }