Темы и проблемы русской литературы 19 века. Заключительное слово учителя

Девятнадцатый век в русской литературе является самым многозначительным для России. В этом веке начали проявлять свое творчество А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. Все их произведения ни на что не похожи и несут большой смысл в себе. Даже по сей день в школах проходят их произведения.

Все произведения принято делить на два периода: на первую половину девятнадцатого века и вторую. Это заметно по проблемам произведении и используемых изобразительных средств.

В чем же заключаются особенности русской литературы в девятнадцатом веке?

Первое, это то, что А.Н Островского принято считать реформатором, который принес очень много новшеств в драматургические произведения. Он первый затронул самые волнующие темы того времени. Не побоялся написать о проблемах низшего класса. Также А.Н.Островский первый смог показать нравственное состояние души героев.

Во-вторых, и И.С. Тургенев известен своим романом "Отцы и дети". Он затронул вечные темы любви, сострадания, дружбы и тему отношения между старым поколением и новым.

И, конечно, это Ф.М. Достоевский. Его темы в произведениях обширны. Вера в Бога, проблему маленьких людей в мире, человечность людей - все это он затрагивает в своих произведениях.

Благодаря писателям девятнадцатого века, нынешняя молодежь может учиться доброте и самым искренним чувствам через произведения великих людей. Миру повезло, что в девятнадцатом веке родились и жили эти талантливые люди, которые дали всему человечеству новую пищу для ума, открыли новые проблемные темы, научили сочувствию к ближнему и указали на ошибки людей: на их черствость, лживость, зависть, отречение от Бога, унижения другого человека и их корыстные побуждения.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по стихотворению Узник Пушкина 6 класс

    Для того чтобы понять смысл стихотворения «Узник», нужно понять, что А.С. Пушкин находился в этот момент в южной ссылке. Именно поэтому здесь и поднимается тема тюрьмы и заключения. Но, несмотря на всю мрачность ситуации

  • Каждый из не знает, зачем появился на свет. У каждого человека есть собственное предназначение, индивидуальная миссия. Во всяком случае, хочется в это верить

  • Дуэль Базарова и Кирсанова анализ сочинение

    Произведение Отцы и дети является своеобразной темой для споров либеральной половины населения с половиной демократической, у которых рознятся взгляды. Когда автор писал данный роман тема человеческой свободы

XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

Отличие от предыдущего столетия

Давая общую характеристику русской литературе 19 века, можно отметить, что предшествующий век отличался очень спокойным развитием. На протяжении всего предшествующего столетия поэты и писатели воспевали достоинство человека, старались привить высокие морально-нравственные идеалы. И лишь в конце столетия начали появляться более дерзкие и смелые произведения - авторы начали акцентировать внимание на психологии человека, его переживаниях и чувствах.

Причины расцвета

В процессе работы над домашним заданием или докладом на тему «Общая характеристика русской литературы 19 века» у учащегося может возникнуть закономерный вопрос: а чем же были обусловлены эти перемены, почему литература смогла достичь такого высокого уровня развития? Причиной тому послужили общественные события - это и война с Турцией, и вторжение наполеоновских войск, и отмена крепостного права, и прилюдная расправа над оппозиционерами. Все это послужило тому, что в литературе начали применяться совершенно новые стилистические приемы. Работая над общей характеристикой русской литературы 19 века, стоит обязательно упомянуть, что эта эпоха по праву вошла в историю как «Золотой век».

Направленность литературы

Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах. Значение этих вопросов она выводит далеко за пределы своей исторической эпохи. Готовя общую характеристику русской литературе 19 века, нужно помнить о том, что она стала одним из мощнейших средств воздействия как на русских читателей, так и на иностранных, приобретя славу влиятельной силы в развитии просвещения.

Феномен эпохи

Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах. Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы.

Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода. Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики. А. И. Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: "У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной".

Роль литературы в обществе

Практически то же самое говорил и Н. Г. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает всю умственную жизнь народа». Здесь стоит обратить внимание на слово «пока». Чернышевский, который утверждал, что литература является учебником жизни, все равно признавал, что умственная жизнь народа не должна в ней сосредотачиваться постоянно. Однако «пока», в тех условиях русской действительности, именно она взяла на себя эту функцию.

Современное общество должно быть благодарно тем писателям и поэтам, которые в тяжелейших социальных условиях, несмотря на преследования (стоит вспомнить о том же Н. Г. Чернышевском, Ф. М. Достоевском и других), с помощью своих трудов содействовали пробуждению в человеке светлого, духовного начала, принципиальности, активного противостояния злу, честности и милосердия. Учитывая все это, можно согласиться с тем мнением, которое выражает Н. А. Некрасов в своем послании ко Льву Толстому в 1856 г.: «Роль писателя у нас прежде всего - это роль учителя».

Общее и отличное в представителях «Золотого века»

Готовя материалы по теме «Общая характеристика русской классической литературы 19 века», стоит сказать о том, что все представители «Золотого века» были разными, их мир был неповторим и своеобразен. Писателей того времени сложно подвести под какой-то один общий образ. Ведь каждый истинный художник (под этим словом понимается и поэт, и композитор, и живописец) создает собственный мир, руководствуясь личными принципами. К примеру, мир Льва Толстого не похож на мир Достоевского. Иначе воспринимал и преобразовывал действительность Салтыков-Щедрин, чем, к примеру, Гончаров. Однако есть у представителей «Золотого века» и общая черта - это ответственность перед читателем, талант, высокое представление о той роли, которую литература играет в жизни человека.

Общая характеристика русской литературы 19 века: таблица

«Золотой век» - это время писателей совершенно разных литературных направлений. Для начала рассмотрим их в сводной таблице, после чего каждое из направлений будет рассмотрено подробнее.

Жанр Когда и где возник

Типы произведений

Представители Основные черты

Классицизм

XVII век, Франция

Ода, трагедия, эпопея

Г. Р. Державин («Анакреотические песни»), Херсаков («Бахариана», «Поэт»).

Преобладает национально-историческая тематика.

Преимущественно развит жанр оды.

Присутствует сатирическая направленность

Сентиментализм Во второй половине XVIII в. в Западной Европе и России , наиболее полно оформился в Англии Повесть, роман, элегия, мемуары, путешествия Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), раннее творчество В. А. Жуковского («Славянка», «Море», «Вечер»)

Субъективность в оценке событий мира.

На первое место поставлены чувства, переживания.

Немаловажную роль играет природа.

Выражается протест против испорченности высшего общества.

Культ духовной чистоты и нравственности.

Утверждается богатый внутренний мир низших социальных слоев.

Романтизм

Конец XVIII — первая половина XIX века , Европа, Америка

Рассказ, поэма, повесть, роман

А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), М. Ю. Лермонтов («Мцыри», «Демон»),

Ф. И. Тютчев («Бессонница», «В деревне», «Весна»), К. Н. Батюшков.

Субъективное преобладает над объективным.

Взгляд на реальность через «призму сердца».

Склонность к отражению бессознательного и интуитивного в человеке.

Тяготение к фантастике, условности всяких норм.

Склонность к необычному и возвышенному, смешение высокого и низкого, комичного и трагичного.

Личность в произведениях романтизма устремляется к абсолютной свободе, нравственному совершенству, к идеалу в условиях несовершенного мира.

Реализм XIX в., Франция, Англия. Повесть, роман, поэма

Поздний А. С. Пушкин («Дубровский», «Повести Белкина»), Н. В. Гоголь («Мертвые души»), И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»), Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Н. Г. Чернышевский («Что делать?»), И. С. Тургенев («Ася», «Рудин»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Пошехонские рассказы», «Господа Гоголевы»),

Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо?»).

В центре литературного произведения - объективная реальность.

Реалисты стремятся выявить причинно-следственные связи в событиях.

Используется принцип типического: описываются типические герои, обстоятельства, конкретное время.

Обычно реалисты обращаются к проблемам настоящей эпохи.

Идеалом является сама действительность.

Повышенное внимание к общественной стороне жизни.

Русская литература этой эпохи стала отражением того скачка, который был сделан в предшествующем столетии. Начался «Золотой век» главным образом с расцвета двух течений - сентиментализма и романтизма. С середины столетия все большую мощь обретает направление реализма. Такова общая характеристика русской литературы 19 века. Табличка поможет учащемуся сориентироваться в основных течениях и представителях «Золотого века». В процессе подготовки к уроку нужно упомянуть, что дальнейшая социально-политическая обстановка в стране становится все более напряженной, растут противоречия между угнетенными классами и простым народом. Это приводит к тому, что в середине века несколько затихает развитие поэзии. А завершение эпохи сопровождается революционными настроениями.

Классицизм

Данное направление стоит упомянуть, давая общую характеристику русской литературы начала 19 века. Ведь классицизм, возникший столетие назад до начала «Золотого века», в первую очередь относится к его началу. Этот термин в переводе с латинского языка означает «образцовый» и непосредственно связан с подражанием классическим образам. Возникло это направление во Франции в XVII веке. По своей сути оно было связано с абсолютной монархией и утверждением дворянства. Для него характерны идеи высокой гражданской тематики, строгое соблюдение норм творчества, установленных правил. Классицизм отражает реальную жизнь в идеальных образах, которые тяготеют к определенному образцу. Данное направление строго придерживается иерархии жанров - высшее место среди них занимают трагедия, ода и эпопея. Именно они освещают самые важные проблемы для общества, призваны отображать наивысшие, героические проявления человеческой натуры. Как правило, «высоким» жанрам противопоставлялись «низкие» - басни, комедии, сатирические и другие произведения, которые также отражали действительность.

Сентиментализм

Давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, нельзя не упомянуть и о таком направлении, как сентиментализм. В нем большую роль играет голос рассказчика. Данное направление, как было указано в таблице, отличается повышенным вниманием к переживаниям человека, к его внутреннему миру. В этом и состоит новаторство сентиментализма. В русской литературе особое место среди произведений сентиментализма занимает «Бедная Лиза» Карамзина.

Примечательны слова писателя, которые могут охарактеризовать данное направление: «И крестьянки любить умеют». Многие утверждали, что обычный человек, простолюдин и крестьянин, в нравственном отношении во многом превосходит дворянина или представителя высшего общества. Немаловажную роль в сентиментализме играет пейзаж. Это не просто описание природы, а отображение внутренних переживаний героев.

Романтизм

Это одно из самых противоречивых явлений русской литературы «Золотого века». Уже более полутора столетий ведутся споры о том, что же лежит в его основе, и сколько-нибудь признанного определения этому течению пока никто не дал. Сами представители данного направления делали акцент на своеобразии литературы каждого отдельно взятого народа. С этим мнением нельзя не согласиться - в каждой стране романтизм приобретает свои черты. Также, давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, стоит отметить, что практически все представители романтизма ратовали за общественные идеалы, однако делали это по-разному.

Представители этого течения мечтали не о том, чтобы улучшить жизнь в ее частных проявлениях, а о полном разрешении всех противоречий. У многих романтиков в произведениях преобладает настроение борьбы со злом, протеста против царящей в мире несправедливости. Также романтикам свойственно обращение к мифологическому, фантастике, народным сказаниям. В противовес направлению классицизма серьезное влияние уделяется внутреннему миру человека.

Реализм

Целью этого направления является правдивое описание окружающей действительности. Именно реализм созревает на почве напряженной политической обстановки. Писатели начинают обращаться к социальным проблемам, к объективной действительности. Тремя главными реалистами этой эпохи считаются Достоевский, Толстой и Тургенев. Основная тема данного направления - быт, нравы, события из жизни простых людей из низших сословий.

(с презентацией)

1.Введение. Понятие литературного процесса + презентация
2. Русская литература в контексте отечественной истории. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
3. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века .

Русский романтизм

  1. РОМАНТИЗМ В РОССИИ
  2. ТВОРЧЕСТВО ЖУКОВСКОГО
  3. ТВОРЧЕСТВО БАТЮШКОВА

Уроки по творчеству А.Пушкина в 10 кл. (повторение и обобщение)

  1. ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А.С.ПУШКИНА. (2 урока)
  2. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Основные мотивы творчества.
  3. Основные мотивы поэзии А.С.Пушкина. Продолжение.
  4. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ И МОТИВЫ ЛИРИКИ ПУШКИНА (завершение)
  5. Идея государственности и судьба отдельного человека в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».
  6. ИСТОРИЯ И НАРОД В ДРАМЕ А. С. ПУШКИНА «БОРИС ГОДУНОВ» (2 урока)
  7. Проблема народа и власти в трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
  8. МАЛЕНЬКИЕ ТРАГЕДИИ А.С. ПУШКИНА: Анализ произведения. (2 урока)
  9. СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ РОМАНА (2 урока)
  10. СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» (продолжение)
  11. Автор и его герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Роль лирических отступлений

Уроки по творчеству М.Лермонтова в 10 кл. (повторение и обобщение)

Своеобразие художественного мира М.Ю. Лермонтова. Тема родины в лирике поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю.Лермонтова. (2 урока). Любовная лирика М.Ю.Лермонтова

Уроки по творчеству Н.Гоголя в 10 классе "Невский проспект" (с ИКТ) http://dfiles.ru/files/tosakcw04

Приметы времени в повестях Н.В. Гоголя
Гоголевский Петербург.ppt Петербург в НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ
Гоголь Невский проспект.

Уроки по творчеству Гончарова http://dfiles.ru/files/d6lsilmpb

Биография и творчество Гончарова + 2 презентации
Жизнь и творчество И.А.Гончарова. Художественное своеобразие романа «Обломов»
Обломов и Штольц
Характер Обломова
Сон Обломова
Добролюбов об Обломове

Уроки по творчеству А.Островского http://dfiles.ru/files/vzg8h36vu

Биография Островского (Презентация)
Биография и творчество Островского. Введение в ГРОЗУ.doc + презентация «Биография ОСТРОВСКОГО» +ОК. Итоги творчества Островского.doc
Семейный и социальный конфликт в драме А.Н. Островского «Гроза»
Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Столкновение Катерины с «темным царством».
Внутренний конфликт Катерины. Роль религиозности в духовном мире героини. Тема греха, возмездия и покаяния.
Обзор критической статьи Н. А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве»(
Смысл названия пьесы ГРОЗА+ презентация-схема
«Бесприданница». Психологическое расследование мотива торговли (презентация с диска)
Быт и нравы русской провинции в драме А.Н.Островского «Бесприданница»

Урок по пьесе А. Островского "Гроза" с ИКТ (интерактивная таблица - презентация) http://dfiles.ru/files/9s19olshj

Уроки по творчеству И.Тургенева. Роман "Отцы и дети"

Жизнь Тургенева (презентация с диска)
Рассказ о Тургеневе (презентация с диска)
Базаров в системе действующих лиц.
Базаров и нигилисты.
Базаров через речь.
Базаров и Одинцова.
Конфликт отцов и детей.
Образ Базарова.
Мероприятие с элементами игры по творчеству Тургенева
Базаров и родители

Викторина по роману "Отцы и дети"

Проектный урок по роману "Преступление и наказание" Ф.Достоевского "Всегда ли 1 меньше 100?" (с ИКТ)

  • Введение.
  • Русская литература XIX века
  • в контексте мировой культуры.
  • Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.
  • До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных в России в 19 веке, но и поражающее разнообразие их.
  • М Горький
Как вы понимаете слова М.Горького?
  • Как вы понимаете слова М.Горького?
  • О каких талантливых писателях и поэтах говорит М.Горький?
  • Задание.
  • Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в 18 и начале 19 века.
  • 17.05.17
Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
  • Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.
  • 17.05.17
Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе.
  • Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе.
  • Крепостнический режим вызывал недовольство широких крестьянских масс. В течение всего XIX в. в России зрела могучая демократическая революция.
  • Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне этого демократического подъема; в них косвенно, а иногда и прямо отразилось
  • недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.
  • 17.05.17
Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу с литераторами реакционно-монархического, а потом и буржуазно-либерального направления, защищавшими современный им общественный строй или склонными его лишь слегка реформировать.
  • Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу с литераторами реакционно-монархического, а потом и буржуазно-либерального направления, защищавшими современный им общественный строй или склонными его лишь слегка реформировать.
  • 17.05.17
  • Декабристы на Сенатской площади.
Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У народа, лишенного общественной свободы, литература-единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»,-писал Герцен.
  • Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У народа, лишенного общественной свободы, литература-единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»,-писал Герцен.
  • 17.05.17
  • 17.05.17
  • Русские художники не были отделены от того, что происходило за рубежом.
  • Они откликались на общественные события Западной Европы, усваивали передовые достижения искусства и литературы. Необычайная интенсивность и быстрый рост русской культуры привели к тому, что течения, развивавшиеся в
  • литературе и искусстве Западной Европы на протяжении нескольких столетий, существовали в России одновременно, переплетаясь друг с другом.
  • Э. Мане. Портрет Эмиля Золя
  • 17.05.17
  • Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства, развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия.
  • Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры- выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.
В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.
  • В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.
  • 17.05.17
В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий - духовенства и дворян. Если в XVIII - первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то
  • В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий - духовенства и дворян. Если в XVIII - первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то
  • во второй половине XIX в. - разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической
  • буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.
  • 17.05.17
  • Разночинец
Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».
  • Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века - исключительное явление. Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».
  • 17.05.17
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы.
  • «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы.
  • 17.05.17
  • В начале XX в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.
  • 17.05.17
  • Конец дворянского периода освободительного движения, и начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.
  • Писатели - сотрудники журнала "Современник".
  • 17.05.17
  • В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики.
  • Н.А.Некрасов - редактор журнала "Современник".
  • Литературный журнал «Современник»
Основные события 19 века Основные темы русской литературы XIX века
  • 1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»
  • А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
  • 1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»
  • И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров «Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»
  • 1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»
  • Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»
Социально-политическая борьба во второй половине 19 века
  • Революционеры - демократы
  • Западники
  • Народники
  • Славянофилы
  • Выступали против:
  • самодержавия;
  • религии;
  • крепостничества
  • Защищали:
  • самодержавие;
  • православие;
  • крепостничество
  • Стремились:
  • к освобождению крестьян;
  • к введению республики
  • Отстаивали:
  • - верность принципам самодержавия, но не принимали николаевскую деспотию
Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить?
  • Революционеры - демократы
  • Западники
  • Славянофилы
  • Революционеры - демократы
  • Западники
  • Славянофилы
  • Спасение России только в революции
  • России необходимы реформы сверху, без революции
В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений:
  • Критический реализм
  • «натуральная школа»
  • «чистое искусство»
  • «Период с 1856 года по 1880 год – время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой)
  • Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья»
  • Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник»
Основные проблемы в литературе 19 века
  • добро и зло;
  • вина и наказание;
  • мир и война;
  • энергия человека и его бездействие;
  • мудрость и легкомыслие;
  • любовь и отчуждение;
  • деспотизм и рабство;
  • труд и праздность;
  • тело и душа;
  • вера и скепсис.
  • Основные направления в литературе 1-й половины XIX века
  • классицизм
  • сентиментализм
  • романтизм
  • реализм
  • предромантизм
  • жанр повести
  • (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский);
  • исторический роман (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь).
  • Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
  • Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.

Урок 1.

Тема: Основные темы и проблемы русской литературы XIX в.. Художественные открытия русских писателей-классиков.

Цель: охарактеризовать историческое развитие России в 19 веке, дать общую характеристику литературы 1 половины 19 в.,выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров.

Хотелось бы начать со строк стихотворения Ивана Бунина «Слово»

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь .

Ответьте на вопросы:

    Почему слово «Письмена» начинается с прописной буквы?

    Что такое «мировой погост»?

    Какова идея первого четверостишия?

    Какая строка второго четверостишия, на ваш взгляд, заключает в себе идею всего стихотворения? Объясните свою точку зрения.

Литература позволяет пронести через тысячелетия человеческую мысль, связывая далеких предков и современных их потомков.

Изучение произведений литературы в старших классах происходит в контексте историко-литературного процесса. Что он из себя представляет?

Какие литературные направления в 19 в последовательно сменяли друг друга? Какие имена писателей вы связываете с определенным литературным направлением?

Именно произведения этих писателей составляют золотой фонд русской литературы. Именно 19 век – это золотой век литературы. Обратите внимание на то, что исторический и календарный век не совпадают. Каким событием заканчивается исторический золотой век литературы?

Историко-литературный процесс тесно связан с развитием общества. В нём находят отражение как эпохи, через которые человечество прошло на своём историческом пути(например, эпоха Античности, Средневековья, Возрождения и др.) так и художественные направления или течения, выработанные культурой разных периодов (например, классицизм, романтизм, реализм).

Классицизм (Фонвизин, Грибоедов), сентиментализм (Карамзин), романтизм(Жуковский, Лермонтов), реализм(Пушкин)

Первой мировой войной

Основные темы и проблемы русской литературы 19 века:

Посмотрите в таблицу, где законспектированы произведения, изученные в 9 классе. Определите круг проблем, которые интересовали писателей того времени

Проблемы:

    Свободы

    Духовно-нравственные искания человека

    Обращение к народу в поисках нравственного идеала

    Борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека

    Проблема «праведничества»

Особенности русской литературы 19 века:

    «Учительская» миссия русской литературы. Ее задача – формировать национальное самосознание, определять духовные и нравственные ориентиры. Основная мысль: убеждённость, что перемены к лучшему зависят в первую очередь от нравственного здоровья человека, от его духовного роста, а не от перестроек существующего общественного порядка.

    Высокая идейность, осознание своего высокого предназначения и ответственности перед обществом, писатель – духовный вождь нации, защитник, спаситель.

    Публицистичность и сатирический характер литературы. Литература – ведущая форма общественного сознания, т.е. вбирает в себя философию, политику, эстетику и т.д.

    Гуманистический характер литературы, следствие этого - внимание к простому народу;

    Историзм литературы - способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи.

    Русская литературная критика как особое литературное явление (Чернышевский, Писарев, Добролюбов)

Бурное развитие журналистики («Современник», «Отечественные записки», «Русское слово»

Итоги урока