Творческий отчет учителя географии для аттестации презентация. Творческий отчет на тему:новые технологии в обучении географии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЕРМАЧИХИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Аналитический отчет учителя географии

первой квалификационной категории

Выродовой Надежды Ивановны

по методической теме:

« Развитие творческих способностей на уроках географии »

Критерий 1. Позитивная динамика учебных достижений учащихся.

Процесс обучения я организую так, чтобы у учащихся пробуждался мотивационный интерес к знаниям, шло не только штамповочное овладение умениями и навыками, а был стимул для инициативности, самостоятельности в учебной деятельности. Учащиеся могут демонстрировать, развивать и совершенствовать свои способности. Изучение учебного материала основвается на творческой и индивидуальной работе с учащимися.

По мере перехода школьника на более высокую и качественную ступень обучения,- творческие способности и познавательная активность побуждает ученика к исследовательской, научной и практической деятельности.

География – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной компетентности у учащихся приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся формируется на начальной стадии изучения предмета (6-7-е классы), т. к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока. .

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач без активизации познавательной деятельности , внимания учащихся, формирования и развития устойчивой познавательной компетентности к изучаемому материалу.

Основная цель моей работыобеспечить усвоение школьниками многообразия современного географического пространства на разных его уровнях через развитие творческих способностей.

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи:

Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся;

Учить детей думать творчески;

Развивать в них умение работать совместно с другими людьми;

Создать на уроке атмосферу партнёрства, совместного поиска и творческого решения проблем.

В своей практике использую нетрадиционные подходы в преподавании географии: объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения.

Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала применяю ИКТ.

За период своей педагогической деятельности я добилась следующих результатов:

Успеваемость учащихся достигла 100%.

Позитивная динамика «качества знаний»

Мои ученики выбирают географию для итоговой аттестации в 9 классе , принимают участие в олимпиадах. Благодаря знаниям по географии, они занимают призовые места. В большинстве своем, подтверждая свои оценки.

Таким образом, нетрадиционные технологии видятся мне наиболее перспективными

Критерий 2. Позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам.

Как учитель-предметник применяю различные формы организации внеурочной работы по географии.

1.В своей работе использую программы элективных курсов и факультативов по географии

2. Провожу предметные недели, месячник экологических знаний в апреле.

Критерий 3. Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету.

Основные тенденции развития образования в мире подразумевают, что развитие учащихся становится главным смыслом процесса обучения. Усиление практической направленности содержания курсов естественнонаучного цикла, уменьшение доли репродуктивной деятельности, увеличение доли заданий, подразумевающих применение знаний для объяснения окружающих явлений, эти факторы заставляют меня применять такие педагогические технологии и учебно-методические комплекты, которые отвечали бы целям формирования ключевых компетенций учащихся.

1. Использование УМК.

В своей работе я руководствуюсь следующими нормативными документами :

Закон об образовании.

Концепция модернизации российского образования.

Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования и науки Российской Федерации.

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Устав школы.

Программа развития школы.

Методическое обеспечение :

Ø Организовывать исследовательскую и проектную деятельность учащихся;

В своей работе я использую ИКТ, составляю презентации к урокам, пользуюсь учебными дисками, видеороликами. .

Все это позволяет активизировать познавательный интерес учащихся, уровень их мотивации к обучению.

Свои методические и дидактические разработки размещаю на страницах школьного сайта.

Курсы повышения квалификации для учителей географии по теме «Основные направления модернизации школьного географического образования: перспективы перехода на стандарт второго поколения» в ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально- педагогических технологий и ресурсов» Республики Татарстан, г.Набережные Челны, 108 часов. Удостоверение № 1706, выдано 31 мая 2012г. Курсы повышения квалификации для учителей географии по теме «Применение цифровых образовательных ресурсов при организации исследовательской деятельности учащихся по экологии» в муниципальном учреждении «Информационно – методический центр» Республики Татарстан, г. Набережные Челны, 36 часов. Удостоверение № 1181, выдано 24 января 2011г. Курсы повышения квалификации для учителей географии по теме «Использование информационных технологий учителем в предметной деятельности» в ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально - педагогических технологий и ресурсов» Республики Татарстан, г. Набережные Челны, 108 часов. Удостоверение № 6723, выдано 28 ноября 2011 г.

Творческий отчет учителя географии МОУ гимназия 46 Мериновой Л.И. в рамках Национального проекта «Образование»




Основные сведения Педагогический стаж 24 года Высшая квалификационная категория с 2000 г. Отличник народного просвещения 1996 г. Лауреат именной премии Губернатора Московской обл. в рамках Национального проекта «Образование 2008 г. Почетный знак «За доблестный труд» Главы Люберецкого района 2008 г. Руководитель кафедры учителей естественно-географического образования МОУ гимназия 46 с 2004 г. Эксперт ЕГЭ по географии в Люберецком районе с 2006 г. Дипломант I Научно-практической конференции педагогических работников Люберецкого района 2007 г. Член аттестационной комиссии МОУ гимназия 46 с 2007 г.




Темы самообразования Развитие интереса учащихся к географии с помощью разнообразных форм внеклассной работы 2003 – 2008 Создан музей «Природные и культурные достопримечательности регионов мира» Стенд «Геоновости» Проектная деятельность Летние задания Экскурсии Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и олимпиадам 2007 – 2009 Выступления на заседаниях РМО, ШМО в 2007, 2008 гг. Экспонат музея. Грамота с нулевого меридиана Великобритания 2007 г. Суздаль г. ЕНИСЕЙ Эта великая река Проект учащихся 7А класса Прохорова В. и Нежинского Н г.


Инновационные образовательные технологии Опорные логические конспекты 80 % Проблемное обучение 40 % Проектная деятельность 40 % Игровые технологии 30 % Здоровьесберегающие технологии 30 % Модульные технологии 20 % Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) 20 %


Открытые уроки 2005 г.Русская Америка Урок–конференция 7 кл. Экология Малаховского озера Урок-экологический проект 7 кл г.Экскурсия по поселку Малаховка Урок–путешествие 6 – 7 кл г.Аномальные явления погоды января 2007 года Урок – конференция 8 кл. Экономические и социальные события России января 2007 года Пресс-конференция 9 кл. Загадки мирового океана Урок – игра 6 кл. Природа и страны Южной Америки Урок – путешествие 7 кл г.Проблемы независимости Косово и размещения ПРО в Европе Заседание политклуба 9 – 10 кл. Чрезвычайные ситуации в современном мире Урок-викторина 10 – 11 кл. Знатоки Южной Америки Турнир-соревнование 7 кл г.Озера, болота, искусственные водоемы Урок с использованием ИКТ 6 кл.






Внеклассные мероприятия Круглые столы Районные олимпиады 2004 – 2005 г.7 кл.Пономарева А.1 место 8 кл.Мазурин В.1 место 8 кл.Галкина Е.3 место 10 кл.Иванова А.3 место 2006 – 2007 г.9 кл.Каменкова К.2 место 2007 – 2008 г.10 кл.Каменкова К.2 место 2008 – 2009 г 11 кл.Шора Е.3 место 2009 – 2010 г 7 кл.Жаворонков А.1 место 7 кл.Меринов А.3 место Экскурсии Краеведческий музей г. Люберцы Защита проектов


Межрегиональная Ассоциация учителей географии России (РАУГ) Цели: консолидация сил учителей географии для повышения их профессиональной квалификации, углубление межрегиональных и международных связей, повышение уровня географического образования школьников, воспитание молодежи в духе приоритета общечеловеческих ценностей, интернационализма, любви к Родине, обеспечение социальной и правовой защиты учителей Задачи: помощь учителям географии в их профессиональной деятельности; организация научно-методических конференций, семинаров, встреч; разработка новых учебных программ, учебных и методических пособий, средств обучения географии; организация научных полевых экскурсий и экспедиций по Российским и международным маршрутам, методическая помощь в организации туристско-краеведческой деятельности учащихся; проведение независимой общественной экспертизы учебных и учебно-методических пособий и участие в аттестации учителей; оказание методической помощи в проведении областных (краевых), республиканских и Всероссийской олимпиад школьников по географии; укрепление профессиональных контактов с зарубежными учеными и педагогами, с национальными объединениями учителей географии; оказание безвозмездной помощи школам-интернатам детей-инвалидов детства и сирот в обеспечении дидактическими материалами и научно-популярной литературой по географии; содействие учителям географии в защите их правовых и социальных интересов. Создана 16 – 17 февраля 1995 г. на Учредительном собрании учителей географии


Работа в РАУГ Повышение квалификации Полевые практикумы 2007 г. Иркутск Институт повышения квалификации работников образования 2008 г. Пермь Пермский краевой институт повышения квалификации работников образования июль 2007Байкал март 2008Снег и лед в природе Урала июль 2009Природно-хозяйственный комплекс Северо-Запада России


Работа в РАУГ Конференции Круглые столы В редакции газеты «Первое сентября. География»Работа с ГИС «Живая География» (Новенко Д.В.) «Школа Будущего» 2030 Москва, 2008 Мастер-классы Карелия, 2009 Вешкельская СОШ «Национальное блюдо карел – калитка» Урок – практикум по декоративно- прикладному искусству Карелии










Публичная презентация результатов педагогической деятельности и инновационной работы учителя географии
МКОУ Нововоронежская СОШ № 4

Ковалевой Галины Валентиновны

«Мое призвание - учитель. Когда спрашивают: «Кем Вы работаете?», мне трудно отвечать пустой фразой: «Учителем». Не потому, что это сейчас совершенно не престижная профессия. Просто для меня «учитель» - не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа.... Для меня «учитель» - это жизнь, смысл моей жизни. Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Еще больше скажу - учителем географии.

Нельзя представить себе по-настоящему образованного, культурного человека без знания основ географии. Изучение географии прививает любовь к Родине, её природе, доброжелательное отношение к другим странам и народам. В новых социально-экономических условиях возрастает значение образования в формировании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Главное в этом процессе - личность школьника, его способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, которые позволят ему быть успешным. Обучение тогда приносит желаемый результат, когда оно доступно и интересно.

(слайд)

В свете требований ФГОС к качеству обучения, важным является вопрос новых технологий. Они не изобретены вновь, а остались теми же, только применять их нужно в «ином свете». Поэтому основная моя педагогическая задача - создание и организация условий, которые сформируют у учащихся умения самостоятельно учиться, добывать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы.

В качестве главного ориентира в работе стало формирование компетенций, которыми овладевают учащиеся в процессе географического образования:

умение пользоваться географической картой, научно-популярной литературой, со статистическими материалами и картосхемами;

умение составлять маршрутные съемки на местности, вести наблюдения за окружающей средой;

умение работать с ресурсами Интернет;

умение работать в коллективе, команде, принимать решения и нести ответственность за них.

Применяя эти технологии, я и мои ученики достигли следующих результатов.

Вся эта работа позволила мне добиться роста качества знаний до 90 %

(слайд)

Я считаю, что повысить качество обучения и воспитания можно, умело сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Мои учащиеся участвуют в различных уровнях олимпиад. Как говорится: «Успех ученика - это и есть успех учителя». (Вот результаты за 3 года)

В школьных олимпиадах приняли участие - 53 ученика, из них 34 победителей и призеров.

В олимпиадах муниципального уровня -17 учеников из них 5 победителей и призеров.

В региональных: очная олимпиада ВГПУ - 2 ученика и 2 призера.

В федеральных (Олимпус, Мультитест, Литописец) - участвовало 148 учеников, из них 13 победителей и призеров

Участвуем в международных олимпиадах, которые проводит Департамент образования г. Москвы. Московский институт открытого образования. (ДОО) и еще олимпиада проекта «Инфоурок» - приняли участие 61ученик, из них 40 победителей и призеров.

(слайд)

Я много лет подряд занимаюсь проектной деятельностью со школьниками. А с внедрением новых стандартов ФГОС расширились возможности для проектной деятельности, и познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Начиная с 5 класса, как вы знаете, введен предмет Основы Проектной Деятельности. Я четвертый год веду ОПД. Учащиеся на уроках занимаются созданием учебных проектов.

Это позволило вывести проектную деятельность на новый уровень. За несколько лет работы было создано множество как краткосрочных, информационных проектов, так и исследовательских.

С исследовательскими проектами мои ученики выступали на различных конференциях: от школьного до федерального уровня.

За последние три года на школьных конференциях, свои проекты защитили 21 ученик, хотя над проектом работали учащиеся всех классов.

В апреле 2015 года прошла Научно-практическая конференция Нововоронежского политехнического колледжа. Тема «Война и память: к 70-летию Великой Победы», где Чеглова Татьяна, 10 А класса стала победителем.

Мои учащиеся ежегодно принимают участие в конкурсе «Золотой лев» проводимым ВИВТ.

В 2014 г. участвовали в 8 региональной научно-практической конференции школьников г. Воронежа и Воронежской области

« От любви к природе к культуре природопользования» проводимый ВГПУ, где Быкова Виолетта и Токарева Юлия, ученицы 9 Б класса, заняли 2 место.

В 2014-15 г. на 29 и 30 конференции научного общества учащихся ВГУ и секции учащихся Воронежского отделения Русского Географического общества 11 учащихся представляли свои проекты, и каждый проект был высоко оценен, учащиеся получили почетные грамоты и дипломы 1 и 2 степени. Было представлено 5 проектов.

(слайд)

Учительское счастье слагается из ученических побед и от того, как работает учитель, зависит судьба ученика, будет ли он успешен, реализует ли он себя в современном мире.

Я, как педагог понимаю, что вырастить успешного в жизни ученика - дорогого стоит, и к этому стремлюсь.

19 лет работаю учителем географии в школе № 4, и все это время являюсь классным руководителем. Естественно мой класс принимает участие во всех школьных мероприятиях, не буду их перечислять. Еще мы любим путешествовать: осенью в теплое время ходим на правый берег Дона, под обвал, проделываем восхождение с помощью обвязок и веревок на гору, на костре готовим пищу, играем в подвижные игры. Путешествуем по нашей любимой Родине. Побывали в Липецкой области в «Сафари парке». В Воронеже в музеи «Энштейниум», в Графском заповеднике веревочный городок «Ежкины дорожки». В Волгограде - экскурсия по боевым местам, посетили Планетарий. В Туле- городе герои тоже посетили боевые места, Кремль, музей Шлем, музей самоваров, побывали в Ясной поляне. Три дня были в Санкт-Петербурге, на зимних каникулах побывали в Новогодней Москве.

9 лет вела кружок « Спортивное ориентирование, туризм и краеведение». на базе нашей школы и ДДТ. Мы ежегодно участвовали в областных соревнованиях. Неоднократно моя команда занимала призовые места.

(слайд)

Для меня очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, показывая образец детям, я участвую в работе педагогических творческих групп, в конференциях и семинарах различного уровня.

В 2013 году приняла участие в конкурсе «Урок просвещение».

В 2014 г. Воронежский Государственный Педагогический Университет проводил « 2 фестиваль инновационных педагогических идей», в котором я принимала участие.

В 2015 году я вступила в Ассоциацию творческих педагогов России и отправила на конкурс проект учеников 6х классов «А все - таки она вертится» на Всероссийский фестиваль педагогического творчества «Проектная и творческая деятельность» учащихся. По итогам конкурса ученики получили Диплом, а мне Благодарность.

Я стремлюсь повысить свое педагогическое мастерство путем обмена опытом с творческими учителями через ресурсы сети Интернет, веду свою персональную страничку, участвую на педагогических форумах, а еще принимаю участие в методической работе, делюсь своим опытом с коллегами:

Регулярно принимаю участие и обмениваюсь опытом своей работы на городских методических объединениях.

В декабре 2012 года наша школа проводила День открытых дверей. Работа творческих лабораторий «Реализация и внедрение ФГОС». Я делилась опытом работы

Скажи мне и я забуду
Покажи мне и я запомню
Вовлеки меня и я научусь.
Мудрая китайская пословица.

1. Введение.

Школьная география как учебный предмет, отражающий основы науки, весомый вклад в формирование у учащихся научного мировоззрения. Чтобы научное знание, усвоенное учащимися, стало элементом мировоззрения, оно должно выполнять роль ориентира для каждой личности в ее отношениях с окружающей действительностью, в упорядочении и организации этих отношений, в понимании их смысла. Одним из показателей сформированного мировоззрения учащихся являются их ценностные ориентации, оценочные суждения о тех или иных явлениях, процессах. Это и составляет специфическое мировоззренческое отношение наших воспитанников к окружающему миру и событиям, в нем происходящим. Один из путей формирования научного мировоззрения у учащихся использование проблемных заданий, организация дискуссий.

География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях.

Знания характеризуемой науки необходимы также и для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения.

Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой.

Географическое образование - надежная основа для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли, как общего дома человечества. Именно это образование дает осознанное понимание единства современного мира и человечества в его многообразии и единстве.

И чтобы учащиеся могли правильно понять материальные, духовые и культурныеценности, окружающие их, и смысл существования человека в пространстве,необходимо накопление больших географических познаний.

Что необходимо делать для накопления географических знаний. Для накопления географических знаний учащимися необходимы современные образовательные технологии и правильный выбор методов обучения. Само определение метода упорядоченного способа взаимосвязанной деятельности учителя, направленного на достижение целей образования, делает все более актуальной проблему сотрудничества педагога и школьника в процессе обучения, которая предполагает укрепление доверия к ученику. Его надо хорошо знать, чтобы правильно выбрать метод обучения. Некоторые учителя обеспокоены тем, что интерес школьников к изучению предмета падает из-за "сухости" изложения материала в учебниках, его большого объема, высокой степени научности и недостаточной доступности для разных групп учеников. Организуя урок, надо стремиться так управлять деятельностью учеников, чтобы каждый (обязательно каждый) почувствовал окрыляющую силу успеха. Успех - первостепенное условие становления личности. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится. Для школы это особенно важно. Ученик, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в себя. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. Опытные педагоги хорошо знают это. Они никогда не злоупотребляют попреками, замечаниями, двойками. Напротив, стараются поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить - даже за незначительный шаг вперед. Если все дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если возвращаются домой довольными и ждут с нетерпением завтрашнего дня, желание учиться крепнет. На своих уроках я стараюсь поддержать учебную активность, понимать своих учеников, быть внимательной к ним, вовремя заметить усталость, переключать внимание, чтобы сохранить работоспособность. Управляю учебным процессом так, чтобы учащиеся понимали, что они делают и зачем. Иными словами, видели цель и пути ее достижения. Придаю большое значение созданию в классе спокойной обстановки, доброжелательности и взаимопомощи, чувства коллективизма т.к., на мой взгляд, это необходимые слагаемые успеха. Сосредотачиваю внимание не на ошибках и промахах, а на удачах и победах, пусть самых маленьких. Именно урок сотрудничества, на котором все получается, и рождает чувство успеха в учении, желание идти вперед. Считаю успех в труде - это основа взаимопонимания между учителем, учеником и родителями. Понимаю, что каждый шагает по жизни своей скоростью и своим путем - этого не изменить. Но как при этом не убить человечное в человеке - вот задача обучения и воспитания. Не озлобиться и не озлобить ученика. Вести за собой к знаниям, к тому лучшему, что есть в каждом. А делаю я это используя различные формы и методы обучения и воспитания: опорные конспекты, зачеты, диктанты, кроссворды, практические работы. Немалое место в моей работе занимают педагогические технологии. В настоящее время известно много таких технологий. Это и технология поэтапного формирования умственных действий, технология развивающего обучения, оптимизация образования, технология проблемного обучения Особенности урока-диспута. В дидактике существуют разные классификации уроков: по способу их проведения (уроки - экскурсии, уроки самостоятельных работ и др.). По этапам учебного процесса (вводные, первичного ознакомления с материалом, тренировочные уроки); по главной дидактической цели (изучения нового материала, совершенствования знаний и умений, обобщающего повторения, комбинированный урок).В дополнение к типологии уроков по главной дидактической цели выделяются уроки проблемные и не проблемные. Проблемным считается урок, на котором учитель создает проблемные ситуации и организует поисковую деятельность учащихся по их разрешению. Существует несколько типов проблемных уроков, об этом хорошо рассказывает в своих трудах Л.М. Панчешникова. . Основываясь на технологии проблемного обучения, Базина И.М. разработала технологию коллективной мыслительной деятельности (КМД). В условиях классно-урочной системы коллективную работу лучше всего организовывать в форме групповой деятельности школьников. В настоящее время, на мой взгляд, актуальна разработка методики проведения уроков - диспутов. Следует помнить что организация, подготовка и проведение урока-диспута требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам. Об этом хорошо сказал итальянский педагог М. Монтессори: "Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок". Учитель на уроке-диспуте ведет учеников по пути открытия, заставляет следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем, а также развитию демократических отношений. Здесь уместными могут быть слова А. Петровского: "Обучение - это общение человека с человечеством". При изучении нового материала целесообразно создавать ситуацию информационного дефицита, когда школьники почувствуют недостаточность своих знаний. Если новый материал по содержанию и способам изложения будет превосходить предполагаемый, то он произведет впечатление неожиданности, вызовет удивление, интерес и стремление узнать больше, самостоятельно разобраться в этом вопросе. Это подтверждает Ларошфуко: "Когда учителя престанут учить, ученики, наконец, смогут научиться". Таким образом, психологическая атмосфера урока-диспута заметно влияет на эмоциональные переживания ребят. Переживания, в свою очередь, влияют на формирование мировоззрения, познавательные потребности школьников. А последние важны для самообразования, формирования потребности в учении. Также считает и А. Эйнштейн: "Где это только возможно, обучение должно стать переживанием" Урок-диспут состоит из трех основных этапов: 1. Постановка проблемы. 2. Решение проблемы. 3. Подведение итогов. Тот вид диспута который я предлагаю, предполагает коллективную форму работы, взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов. Коммуникация, общение, без которых невозможны распределение, обмен и взаимопонимание,благодаря которым планируются адекватные учебной задаче условия деятельности и выбор соответствующих способов действия. Обмен способами действия - задается необходимостью построения различных способов для получения совокупного продукта деятельности - решения проблемы. Взаимопонимание - диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность. Всем известны слова А. Сент-Экзюпери "Самая большая на Земле роскошь - это роскошь человеческого общения". Чтобы исключить неудачу такого урока следует помнить "Законы продуктивности" любого учебного процесса: · ободрение, похвала; · юмор, шутка, улыбка; · умеренные жесты, мимика; · призыв работать лучшие, быстрее; · направленное формирование оценочных суждений; · создание обстановки доверия, уверенности в успехе; · отступление, связанное с темой занятия; · преобладание положительных оценок; · организация деятельности (а не поведения); · активизирующий вопрос, который приводит к диалогу; · организация групповой работы; · целенаправленная ошибка; · размышление вслух; · удачная пауза, дающая время на обдумывание; · активность учащихся превышает активность преподавателя; Методические рекомендации по проведению урока-диспута. Центром любого диспута является проблема. При подготовке к уроку-диспуту следует помнить: Проблемы, которые учащиеся считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета (см. приложение № 1). 1. При выборе проблемы важно учитывать наличие необходимых материалов. 2. Проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся. 3. Учебная проблема должна быть достаточно серьезной, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса (см. приложение № 2). 4. Выбранная проблема должна быть достаточно обычной и повторяющейся. Проблемы, касающиеся одного человека или небольшой группы, не отвечают этому критерию. 5. Выбранная проблема должна допускать различные способы решения. 6. Проблемы должны соответствовать потребностям и интересам учащихся. К проведению дискуссий учителю следует быть профессионально готовым - как по социальным причинам, так и по педагогическим. Здесь решаются задачи формирования дискуссионной культуры, социально значимых качеств учащихся (критическое мышление, терпимость, восприимчивость и уважение к чужой точке зрения). Я предлагаю проблемную дискуссию с выдвижением проектов. Руководитель четко должен выполнять следующие задачи:

В отношении проблемы

В отношении каждого участника

В отношении группы

Ясно и четко сформулировать проблему.

Проверить, насколько точно каждый понимает суть проблемы.

Поставить перед группой цель.

Разбить проблему.

Распределить функции и роли между участниками.

Установить регламент.

Поставить конкретную задачу, вопрос, на который необходимо ответить.

Спросить мнение каждого участника о решении поставленной задачи.

Выделить, сгруппировать и вслух обобщить основные точки зрения на решение задач.

Соблюдать этапность в решении проблемы.

Не допускать отклонений от поставленной задачи.

Сразу пресекать непродуктивные обсуждения и споры в которых участники задевают личность друг друга.

Подвести итог дискуссии и сравнить результат с поставленной целью.

После каждого высказывания кратко, вслух выделить основные мысли участника.

Выразить вклад

Урок начинается с задачи, которые учащиеся решают индивидуально - 10 минут. По группам 15 минут Подводится итог 10 минут В зависимости от того, на сколько сложна задача и сколько вариантов ответов, время учителем может изменяться. В группах может быть "руководитель"(лидер), «генератор идей»,» функционер», «оппозиционер», «исследователь» и др. Задачи руководителя группы: 1. Дать возможность высказать свою точку зрения каждому участнику по рассмотрению вопросов. 2. Не допускать оскорблений между участниками диспута. 3. Не допускать отклонений от поставленной задачи. Данные задачи как памятку можно оформить в виде стенда, или написать на классной доске. Генератор идей корректирует предложенные идеи и предлагает решение по идеям. Функционер – это ученик, который обрабатывает материал. Оппозиционер – ученик с высоким уровнем знаний, который должен приводить доводы, факты, опровержения выдвинутым идеям.
С целью экономии учебного времени, лист для диспута готовится заранее, для каждого участника диспута.
Можно использовать следующие варианты диспута (см. приложение № 1). · · В первой колонке, коллективное, учащиеся ставят порядковый номер коллективного решения. · Во вторых колонках ставятся номера зачитанные учителем. · В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результат. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания.

Подводится итог вместе с учителем. Если у ученика сумма индивидуального решения меньше, чем в группе, это значит у него знания не достаточно глубоки, так как он не смог доказать свою правоту в решении поставленной проблемы. Если сумма индивидуального решения больше коллективной, ученик не имеет достаточной информации по рассматриваемой проблеме, но умеет прислушиваться к мнению других, понимать их. Если сумма близка к нулю, или равна ему, ученик имеет глубокие знания и умеет применять в сложившей ситуации. Данные выводы можно, как и задачи руководителя оформить в виде стенда… 1. Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,… 2. Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо, необходимо повторить… 3. Сумма = 0. Молодец, оценка "5". Вывод. Целесообразность проведения урока - диспута. Урок - диспут обеспечивает внимание, активизирует мысль, нацеливает на поиск, развивает мыслительные способности, создает устойчивый познавательный интерес. Обручев В.А. говорил: "Огромный океан неведомого окружает нас. И чем больше мы знаем, тем больше загадок задает нам природа". А загадки всегда интересны детям. Они вызывают и любопытство и любознательность - желание глубже разобраться, понять интересующие явления, сформировать устойчивый интерес к природе. Все это помогает повышению качества знаний и способствует нормализации учебной нагрузки. Такой вид диспута исключает беспорядок на уроке. При проведении диспута учитель может проверить и оценить свои умения и реальные действия, прежде всего по активной позиции учеников. Список литературы. 1. Баринова И. И., Ром В.Я. География России. М. Издательский дом "Дрофа" М, 1997. 2. Герасимова Т.П. и др. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 1990. 3. Зверева Б.И. Образовательная программа школы. М, 1998. 4. Кларин М.В. Инновации в обучении "Анализ зарубежного опыта". М, Наука, 1997. 5. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учеб. для 7 кл. сред. шк.- 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1993. 6. Савина Н.Г. новые технологии обучения географии. Брянск, издательство БГПУ,2000. 7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное образование, М, 1998. 8. Скок Г,Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М, 1998.

Приложение 1

6 класс. Поверхность Земли в течение года освещается и нагревается неравномерно. Почему? Напротив каждой причины поставить порядковый номер. Под цифрой 1-самую главную причину. Под цифрой 5 возможно не имеющей значения в решении данной проблемы.

Причины

Индивидуальное
решение

Коллективное
решение

(-)

МЫ

(-)

1. Земная кора состоит из различных горных пород и минералов.

2. Подстилающая поверхность имеет различный цвет.

3. Влияние природного спутника.

4. Океан и суша нагреваются не одинаково.

5. Орбитальное движение и наклон земной оси.

7. Более чем наполовину уменьшилась с КНР

7 класс.

Небольшой самолет потерпел аварию и упал в центральной части Сахары, в 150 км. От ближнего жилья. Температура земли днем +50градусов. Летчики погибли. Остались целыми пассажиры и некоторые предметы. На пассажирах майка, шорты и легкая обувь. Напротив каждого предмета поставьте порядковый номер. Под цифрой 1-самый значимый предмет в данной ситуации;
11 - возможно не имеющий значения.

Предметы

Индивидуально

Коллективно

1. Крылья самолета

(-)

МЫ

(-)

2. 2 кг. Соли

3. Спички

4. Зеркальце

5. Фонарик

6. Парашют

7. Фотоснимок данной местности

8. Книга о съедобных животных в пустыни

9. Пистолет и 10 патронов

10. Пальто на каждого

11. 1 литр воды на каждого

Приложение 2

Урок по теме: Особенности рельефа Евразии. Задачи: Рассмотреть основные этапы образования рельефа материка, установить особенности размещения наиболее крупных форм рельефа; продолжить формирование умения работать с картами способом наложения; находить причинно-следственные связи. Оборудование: физическая карта Евразии, карта строения земной коры, настенные таблицы с изображением форм рельефа Евразии.

Ход урока

I Организацияучащихся на урок. Деление на группыпо 4 человека. II. Актуализациязнаний. Работа по заданию на стр. 204 учебника. III. Постановкаучебных задач. IV. Изучение нового материала. 1.Особенности рельефа Евразии. А) Исследование особенностей рельефа Евразии на основе анализа и сопоставлениякарт и использования текста учебника на стр. 205. Учащиеся заполняют таблицу.

Особенности рельефа

Примеры

Евразия значительно выше других материков.

На её территории расположены высочайшие горные системы земного шара

Равнины Евразии отличаются огромными размерами

В Евразии особенно велики колебания высот

Б) Анализ таблицы: Вопрос: Чем объясняются особенности рельефа Евразии? (учащиеся находят ответ в тексте учебника на странице 205 иподтверждают примерами с помощью тектонической карты). В) Прочитайте последний абзац статьи «Особенности рельефа Евразии» и ответьтена вопросы: 1.Что привело к образованию высочайших горных систем на материке Евразия? 2. Где и почему в Евразии образовались островные дуги и глубоководныежелоба? Г) Учитель дополняет, обобщает и делает выводы вместе с учениками посхеме: причина – следствие. 2. Основные формы рельефа. А) Описание форм рельефа, выбранных учащимися по типовому плану (смотристр. 277 учебника) . Б) Обмен информацией между группами. margin-left:36.0pt;text-align:justify;text-indent:-18.0pt">4. Области землетрясений и вулканов.

А) Вспомните, что называется сейсмическиактивной зоной?

Б) Учитель называет и показывает крупнейшие действующие вулканы. В) Диспут. Учащиеся получают карточки Почему наибольшее количество землетрясений наблюдаются вЕвразии.

Причины

Индивидуально

Коллективно

(-)

МЫ

(-)

1. Евразия единственный материк омывающийся всеми океанами.

2. На материке находятся самые высокие и низкие точки суши Земли.

3. Разнообразие рельефа.

4. В основании материка несколько платформ.

5. Повлияла хозяйственная деятельность .

· В первой колонке, индивидуально, учащиеся высказывают свою точку зрения в виде порядкового номера. · В первой колонке, коллективное, учащиесяставят порядковый номер коллективного решения. · Во вторых колонках ставятся номеразачитанные учителем. · В третьей записывается разница. Цифры третьей колонки суммируются и записываются ниже таблицы результат. Чем меньше сумма, тем ближе участник и коллектив к истине, а значит качественнее знания. Подводится итог вместе с учителем. 1 Данные выводы можно оформить в виде стенда… Коллективная > индивидуальной хорошо, но необходимо повторить,… Коллективная < индивидуальной умеешь слушать других, хорошо,необходимо повторить… Сумма = 0. Молодец, оценка "5". V . Итог урока. А) Общий вывод о взаимосвязи строения земной коры и рельефа. Б) Выставление оценок. VI . Домашнее задание:изучить текст стр.205 – 209, Подготовить сообщения на тему: «Разрушительное землетрясение в Армении1988 года», «Извержение вулканов и связанные с ними стихийные бедствия». 9 класс. Геополитическоеположение России. В 1991 году ухудшилось,и это отрицательно отразилось на её развитии.
Поставьте причины в порядке значимости.

Причины

Индивидуально

Коллективно

МЫ

1. Калининградская область изолирована от основной территории.

2. Россия не имеет общей границы с Узбекистаном.

3. Нет сухопутной границы с США

4. Уменьшилась площадь страны

5. Сузился выход к морям Атлантического океана

6. Резко сократилась граница с Польшей.

7. Более чем наполовину уменьшилась с КНР

9 класс. В чем причина большойконцентрации предприятий ВПК на территории Уральского экономического района.

Причины

Индивидуально

Коллективно

МЫ

1. Природные условия.

2.Природные ресурсы.

3. Наличие КБ.

4. Конверсия.

5. Исторический фактор.

МЫ

1. Англия является монархией.

2. И сейчас соединенное королевство имеет метрополии.

3. Специализация – овцеводство.

4. Английский язык прост для изучения.

5. Длительное историческое время Великобритания имела мощный морской флот.

6. Повлияло выгодное ЭГП.

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ НА ТЕМУ:НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ

Понравилось? Отблагодарите, пожалуйста, нас! Для Вас это бесплатно, а нам - большая помощь! Добавьте наш сайт в свою социальную сеть: