Упражнения по теме правописание приставок. Упражнения на правописание приставок

1

Морфемика. Морфемный состав слова. Словообразование и словообразовательные основы.

Основные понятия и термины:

Морфемика

Основа

Корень

Окончание (флексия)

Приставка (префикс)

Суффикс (аффикс)

Интерфикс

Словообразование

Способы словообразования
Краткий план ответа на вопрос


  1. Понятие морфемики. Определение понятий корень , основа, приставка, суффикс, интерфикс.

  2. Словообразование. Основные способы словообразования.

  3. Способы образования самостоятельных частей речи.

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

Основная единица морфемики - морфема. Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Слово состоит из основы и окончания.

В основу входят: приставка, корень, суффикс.

Глагол

1. приставочный - от глаголов: бежать  про-бежать,

2. суффиксальный , при котором глаголы образуются от

Прилагательных: красный  красн-е-ть, видный  видн-е-ть-ся,

Существительных: партизан  партизан-и-ть, толпа  толп-и-ть-ся,

Числительных: двое  дво-и-ть (‘разделять надвое’),

Междометий: ах  ах-а-ть,

3. приставочно-суффиксальный , которым глаголы образуются от

Существительных: тень за-тен-и-ть, банкрот  о-банкрот-и-ть-ся,

Прилагательных: прямой вы-прям-и-ть,

Числительных: трое  у-тро-и-ть,

Глаголов: любить  недо-любл-ива-ть, прыгать  рас-прыгать-ся, звонить  пере-зван-ива-ть-ся;

4. сложение: труд + устроить труд(о)устроить ,

5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить  у-мир(о)творить;

Наречие

1. приставочный - от наречий: долго  не-долго, как  кое-как,

2. суффиксальный

Существительных: зима  зим-ой,

Прилагательных: хороший  хорош-о,

Числительных: три  тр-ижды,

Глаголов: лежать  леж-а,

Наречий: хорошо  хорош-енько, как  как-нибудь,

3. приставочно-суффиксальный , которым наречия образуются от

Прилагательных: новый  по-нов-ому, давний  из-давн-а,

Существительных: верх  в-верх-у,

Числительных: двое  в-дво-ем,

Глаголов: догонять  в-догон-ку, скакать  в-скачь-

Наречий: долго  по-долг-у,

4. сложение с суффиксацией : мимо + ходить  мимоход-ом.

В любом производном слове выделяются минимальные значимые части — морфемы. Морфемы могут указываться при этом в их линейной последовательности; например, в глаголе наперестраиваться приставки на-, пере- , корень cmpaj (cmpoj ), суффиксы -ива- , -ть- , постфикс -ся. Морфемы могут указываться также в их семантической иерархии (морфемы с вещественным значением, затем — словообразовательным, наконец — формообразующим; в нашем случае — корень cmpaj , приставка пере- со значением действия, производимого заново, инфинитивный суффикс -ть , постфикс с возвратным значением -ся , наконец, приставка на- со значением насыщенности действием и суффикс несовершенного вида -ива- ). Может отмечаться хронологическая последовательность нанизывания в слове морфем с указанием их значения (корень cmpaj , суффикс (ть ), приставка пере- , суффиксы -ива- , -ся , приставка на- ). Исходя из сказанного, под "составом слова" целесообразнее понимать не простую совокупность выделяемых в нем в линейной последовательности морфем, а систему морфем в их отношении друг к другу в хронологическом и смысловом плане: cmpa (o )j , (ть ), пере- , -ива- , -ся , на-. Это значит, что с формальной точки зрения такие существительные, как подполковник и подвоз , имеют одинаковый морфемный состав, распадаясь на корень и приставку под- , не считая нулевой флексии. Однако эта приставка в них различается значением. В слове подполковник она используется для называния лица, которое по своему служебному положению находится на ступеньку ниже лица, называемого производящим словом. В слове же подвоз приставка под- указывает на движение в сторону какого-либо объекта. В хронологическом плане появление этой приставки в указанных словах также не совпадает. В состав существительного подполковник она вошла на первой и в данном случае единственной ступени его образования: под + полковник. В составе существительного подвоз приставка под- появилась на первой, но не последней ступени его образования: (под + возить ) подвоз.

Существительные соученик и собутыльник в формальном отношении также одинаковы по морфемному составу, оба имеют, кроме корня (и нулевой флексии), приставку со- и суффикс -ник (-еник ). И в смысловом отношении последние тождественны. Приставка со- означает совместность, а суффикс -ник (-еник ) — действующее лицо. Отличаются эти аффиксы только временем появления в составе рассматриваемых производных. В существительном собутыльник эти аффиксы появились на первом (и притом единственном) этапе его образования: со + бутыль + ник. В состав существительного соученик они вошли на разных ступенях его образования со + [(учить + ся ) + еник ].

Рассматривая состав слова, следует более подробно раскрыть понятие основа слова. Как уже упоминалось, это часть изменяемого слова без окончания. Например: реформ-a , , , -у; активный , -ая , -ое , -ые; забываj-у , -ешь , -ет. Неизменяемые слова состоят только из основы: завтра , благодаря , бац. В основе слова заключено его лексическое значение. Основа слова может иметь твердый конечный согласный (рук , ручн -ой , поручительств ) и мягкий (поруч , поруч -аю , поручител ь ), а также гласный (поручивши -сь ).

Основы слова бывают простые, содержащие один корень (фирма , объединение ), и сложные, содержащие два корня и более (сельскохозяйственный , русско-англо-французский ). Основа слова может быть непроизводной (немотивированной) и производной (мотивированной). К первому виду относятся, например, основы слов стул , снег , белый , играть; их значение нельзя объяснить при помощи более простых по составу однокоренных слов. Ко второму виду относятся, например, основы в словах столик — маленький стол , подснежник — цветок, растущий под снегом , побелить — сделать белым , игрушка — вещь, служащая для игры. Значение выделенных основ можно объяснить при помощи слов, от которых они образованы. Следовательно, основа слова может выступать как производящая, если при образовании производного к ней присоединяются аффиксы: кольцо кольцевой , внук правнук.

Основа настоящего времени глагола остается, если от его словоформы отбросить окончание (обнимаj-ут ); прошедшего времени — если отбросить окончание и суффикс -л- (обнима-л-и ). Основа прошедшего времени совпадает с основой неопределенной формы (обни-ма-ть ) и может совпадать с основой настоящего времени (нес-л-а нес-ут ).

Состав слова особенно часто просят разобрать учеников средней школы. Ведь благодаря таким занятиям ребята намного лучше усваивают материал словообразования и правописание различных выражений. Но, несмотря на легкость данной задачи, школьники не всегда выполняют ее правильно. С чем это связано? Об этом мы расскажем далее.

Общие сведения о разборе состава слова

В филологической науке разбор слова по составу называют «морфемным анализом». Считается, что это самая сложная аналитическая работа, которую следует осуществлять с лексическими единицами нашего родного языка. Но если придерживаться определенного алгоритма, данную процедуру можно провести очень легко, быстро и верно.

Состав слова

Как известно, все состоят из окончания и основы. В последнюю часть входят: суффикс, корень и приставка. Обычно их называют морфемами.

Что такое морфема?

«Морфема» с греческого языка переводится как «форма». То есть это - значимая и минимальная часть слова, которая не может расчленяться на более мелкие единицы.

Морфема обладает грамматическим значением и грамматической формой. Она способна передавать совершенно разные типы значений, а именно:


Нулевые морфемы

Следует также отметить, что помимо материально выраженных, в русском языке встречаются и нулевые морфемы, которые также обладают грамматическим значением. Приведем пример: в слове «дом» не выражено материальное окончание, а в слове «нёс» - суффикс и окончание прошедшего времени.

Из каких частей состоит слово?

Как было сказано выше, в состав слова входят: приставка, корень, основа, суффикс и окончание. Чтобы понять, как верно найти данные части, следует дать определение каждому из них:


Основные этапы разбора слова по составу

Состав слова разбирается согласно определенному алгоритму. При этом необходимо использовать специальные графические обозначения. Рассмотрим основные этапы данного анализа более подробно:


Состав слова: примеры разбора

Теперь вам известен порядок разбора слова по составу. Попробуем применить представленный алгоритм на практике. Для этого используем три разных слова: «подснежник», «повторение» и «помогать».

Большинство слов русского языка делится на определённые значимые части. Например, в слове разговорчивый выделяются части раз-, -говор-, -чив-, -ый , в слове подставка - под-, -став-, -к-, -а. Почему именно эти части выделяются в данных словах? Потому что в русском языке обнаруживаются другие слова, в которых выделяются точно такие же части с тем же значением: разговаривать, говор ить, задумчив ый, смелый , под ложить, постав ить, поправк и, улица .

Наименьшая значимая часть слова называется морфемой . В зависимости оттого, что выражает морфема, различают главные и служебные морфемы.

Главной морфемой является корень . Корень выражает основное в лексическом значении слова. Слова учу, ученик, учитель, учительский, проучиться имеют общий корень -уч -, выражающий основное в лексическом значении этих слов. Слова, имеющие один и тот же корень, называются однокоренными или родственными словами и составляют одно гнездо.

Все остальные морфемы в слове являются служебными и называются аффиксами .

Одни аффиксы служат для связи слов в предложении. Это формообразующие морфемы . Они, как правило, не меняют лексического значения слова. Другие в основном используются для образования слов. Это словообразовательные морфемы .

Основная формообразующая морфема в русском языке стоит обычно в конце слова и называется окончанием . Кроме окончания, к формообразующим морфемам относятся некоторые суффиксы. Например, -л- суффикс прошедшего времени глагола, -ее - - суффикс сравнительной степени прилагательного, -ть - суффикс неопределённой формы глагола. Часть слова без формообразующей морфемы называется основой слова. В основу слова входит корень - главная морфема- и словообразовательные морфемы, которые определяются по положению относительно корня. Морфемы, стоящие перед корнем, называются приставками (префиксами). Морфемы, стоящие после корня, называются суффиксами .

Словообразовательные морфемы, как мы видим, входят в основу слова.

Основа , в которую входят словообразовательные морфемы, называют производной , например основы слов разговорчивый, прехорошенький, подставка, подписка, записывать.

Производная основу противопоставляется непроизводной . Непроизводной основой называется такая основа, в которую не входят словообразовательные морфемы, например основы слов говорю, хороший, ставлю, пишу . Непроизводные основы совпадают с корнем.

Словообразовательные морфемы в словах с производной основой указывают на отношение значений этих слов к значению родственного слов с непроизводной основой (лесной -относящийся к лесу, лесник - лицо, охраняющее лес, лесоруб -тот, кто рубит лес).



Чаще всего каждый корень имеет в языке соответствующее слово с непроизводной основой: -дом- - дом, -рек- - река,- бел- - белый, -смотр- -смотрю . Но с развитием языка корень может утратить связь с соответствующей непроизводной основой, и тогда в языке появляются корни, которые употребляются всегда в соединении со словообразовательными аффиксами. Например, корень -дe - в словах одеть, раздеть (исторически связан с глаголом деть ). Такие корни, которые всегда используются с теми или иными словообразовательными аффиксами, называются связанными корнями.

Нужно различать слова, не имеющие окончаний, например: здесь, метро, вчера - и слова, у которых только в отдельных формах отсутствует окончание, например: лес , но леса, лесу; стен , но стены; молод , но молода. Отсутствие окончания в отдельных формах у слов, обладающих формами словоизмене­ния, квалифицируется как наличие у них нулевого окончания; стол-0, стен-0, молод-0, потому что отсутствие окончания здесь характеризует определённую форму: в слове стол , например, нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный или винительный падеж существительного, в слове стен - на множественное число, родительный падеж существительного, в слове молод - на мужской род, единственное число краткого прилагательного. Сравните неизменяемые слова: здесь, метро, вчера, у которых отсутствие окончания ни на что не указывает.

Таким образом, с точки зрения строения большинство слов в современном русском языке представляется как соединение морфем. Количество морфем в слове не бесконечно. По наблюдениям, их может быть от одной (например, в словах здесь, да (до семи) стен-а, камен-щик-о, пере-воз-чик-о, уч-и-тель-ниц-а, по-вы-брас-ыва-ть, по-на-смотр-е-л-и-сь ).

Определяя морфемный состав слова, необходимо сначала выделить формообразующие морфемы, т.е. начинать анализ следует с выделения окончания и формообразующих суффиксов. Затем в основе слова выделяется главная морфема - корень, далее - словообразовательные аффиксы: приставки и суффиксы. Все морфемы в данном слове выделяются путём сравнения его с другими словами, имеющими те же морфемы.

Итак рассмотрим, как рекомендуется проводить морфемный анализ слова. Например, анализируется форма слова обвинительному . Находим основу и окончание: сравнивая падежные формы, выделяем основу обвинительн и окончание -ому (обвинительный, обвинительного, обвинительному ). Окончание -ому образует форму дательного падежа единственного числа. Далее определим корень путём подбора родственных слов: вина, виноватый, виновник и т.п. Подбор родственных слов показывает, что корень в слове обвинительный - вин . Затем следует указать суффиксы, подобрать односуффиксные слова (учитель, спаситель, а также гаражный, уличный ), затем указываем приставку -об - и подбираем слова с подобной приставкой (облегчить, обделать, обмакнуть).

УПРАЖНЕНИЕ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Определите морфемный состав следующих слов.

Академический, аттестационный, безголосица, безобразничать, безмолвствовать, бездельничать, безнадзорный, безотносительный, безукоризненный, бомбардировочный, вербовочный, взволнованный, владычествовать, вместительность, возмутительный, вспомогательный, выразительный, дополнительный, заговорщический, заместительство, затемнение, затруднительный, изгнанница, изгибаемость, исследовательский, клеветнический, копировальщик, любительский, наблюдательный, невозмутимый, неповиновение, неоперившийся, необеспеченность, несовместимый, обвинительный, обходительный, одобрительный, опустошительный, опровержение, ориентировочный, осведомление, основательный, отеплительный, отсылочный, отталкивающий, очаровательный.

При морфемном разборе слова (разборе слова по составу) сначала в слове выделяется окончание и формообразующий суффикс (если они есть), подчеркивается основа. После этого основа слова разбивается на морфемы. Морфема- это минимальная значимая часть слова. Состав слова- это сочетание его значимых частей: основы(приставка, корень, суффикс), окончание.

18. Морфологические и неморфологические способы словообразования.

Неморфемный называется способ образования новых слов, в котором в качестве словообразовательных средств используются ударение, порядок компонентов, сращения, изменения значения и др. К неморфемный способах образования относятся морфолого-синтаксический, лексико-синтаксический, лексико-семантический. Морфемным наз. Способ образования новых слов, при котором в качестве словообразовательных средств используются морфемы- суффиксы, приставки, постфиксы, основы. Морфемный способ словообразования вкл.в себя несколько разновидностей: 1-приставочный способ-образ.нов.слова путем присоединения приставки; 2-суффиксальный способ-присоединения суффикс; 3-приставочно-суффиксальный способ; 4-постфиксальный способ –присоединения к производящей основе постфикса; 5-приставочно-постфиксальный способ; 6-бессуффиксный способ. Способы словообразования

Под словообразованием понимают образование слов от других слов с помощью определенных операций, включающих в себя семантические и формальные изменения характеристик слова. Мотивированным (производным) словом является такое слово, которое имеет мотивирующее, т.е. послужившее семантической и морфемной базой для его образования).Мотивированное слово отличается от мотивирующего или более сложной морфемной (формообразующие и словоизменительные аффиксы во внимание не принимаются) и смысловой структурой, например, слово каменный сложнее слова камень и по морфемному составу (камен-н -ый) и по смысловой структуре (сделанный из камня), или только по более сложной семантике, например, слова ботаник и ботаника имеют одинаковой сложности морфемную структуру, но слово ботаник сложнее по семантике (тот, кто занимается ботаникой) /ср. скрипка и скрипач/, или совмещением значений двух частей речи, например, в слово бегать является мотивирующим для слова бег , которое совмещает значение предметности и действия /ср. новый и новь/.

Обычно разграничивают морфологические (морфемные) и неморфологические (неморфемные) способы словообразования.

Морфологические способы :

I.Аффиксация

1)Суффиксация:

а) материально выраженная суффиксация (каменн ый, записк а, обеда ть); б) нулевая суффиксация (бег, бездарь, дичь, синь, перелет).

2) Префиксация (пере делать, пригород, некрасивый).

3) Постфиксация (где-нибудь , мыться , целовагься , запасите ).

4) Префиксация в сочетании с суффиксацией, в том числе и нулевой (па сынок , под стаканник , про седь, без волосый).

5) Префиксация в сочетании с постфиксацией (раз бежаться , на гуляться ).

6) Суффиксация в сочетании с постфиксацией (горди ться , иужда ться ).

7) Префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией (о смели ться , пере шучива гься , про штрафи ться ).

II. Сложение

8) Чистое сложение (домохозяйка, первоисточник, слепоглухонемой).

III. Сложение с аффиксацией

9) Сложение в сочетании с а) материально выраженной суффиксацией (четверостиши[ j ] е, пятилетк а, сельскохозяйственн ый), б) нулевой суффиксацией (длиннорукий, пароход, небоскрёб).

10) Префиксально-сложный (о плодотворить, у миротворить).

11) Префиксально-суффиксально-сложный (по всеместн ый, в тридорога ).

12) Сложносоставные слова занимают промежуточное положение между производным словом и словосочетанием (плащ-палатка, Иван Сергеевич Тургенев, сто двадцать пять).

Неморфологические способы

1) Морфолого-синтаксический способ (конверсия, транспозиция) - образование нового слова путём смены принадлежности к части речи. Это может быть субстантивация (столовая, больной, командировочные), адъективация (первые номера сборной), прономинализация (в данной ситуации) и т.д. В некоторых случаях здесь затруднительно провести грань между синхронным и диахроническим словообразованием. Так, например, адвербиализацию обычно рассматривают как морфологический способ (с начала , боком ).

2) Лексико-синтаксический способ (сращение, слияние) - образование главным образом адъективных дериватов на базе сочетания слов (вечнозеленый /вечно зелёный/, вышеуказанный /выше указанный/, фосфорсодержащий /фосфор содержащий/). Сращение в сочетании с суффиксацией (немогузнайк а /не могу знать, никчемн ый, сногсшибательн ый) представляет собой смешение морфологического и неморфологического способа.

3) Аббревиация - образование аббревиатур (ит. abbreviatura сокращать ← лат. brevis краткий) и сложносокращенных слов: а) инициальный тип с подтипами (БГПУ, ДТП - буквенный; ГОСТ, вуз - звуковой; ЦСКА - буквенно-звуковой);

б) слоговой тип с подтипами (спецфак, завлаб - чистослоговой; зарплата, сберкасса - слог + слово; завуч, сельпо - инициально-слоговой); в) начально-конечный тип (телескопический) - первая часть слова представляет собой инициальный или слоговой тип, а вторая конец (иногда начало + конец) второго (третьего) мотивирующего слова (мэрон - м алоэ ластичный капрон, эсминец - эс кадренный ми ноносец) 1 ; г) усечение - так называемые усеченные слова образуются путем усечения производящей основы независимо от границ морфем (универ, зам, видик, бесхозный).

4) Лексико-семантический способ - образование слов путем распада полисеманта на омонимы (боров «самец свиньи» и боров «горизонтальная часть дымохода у печи», колода, пионер). Последний способ всецело принадлежит к области диахронического словообразования, поэтому рассматривать его в рамках синхронии нецелесообразно.

Способы словообразования можно структурировать и другими способами. Например, словообразование делят на словопроизводство (используются аффиксы), словосложение (участвует две и более полнозначные единицы), транспозицию (переход слов из одной части речи в другую) и аббревиацию (сокращение исходного словосочетания).