В екатеринбурге открывают музей знаменитой конструктивистской квартиры. Как лучше добраться

Музей-квартира Блока (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Без Александра Блока не представляется культурная жизнь России начала прошлого века. 9 последних лет своей жизни он провел в Петербургской Коломне, нынешнем Адмиралтейском районе, средоточии столичных театров, картинных галерей и доходных домов с недорогими квартирами, населенными артистами, художниками, литераторами и прочим, говоря современным языком, «креативным классом». Именно здесь поэт пережил творческий взлет и кризис, написал «Двенадцать», «Соловьиный сад» и пьесу «Роза и крест», поставленную на сцене Художественного театра.

Немного истории

Александр Блок с женой Любовью Дмитриевной поселились в квартире № 21 дома № 57 на Офицерской улице в 1912 г. В 1920 они переехали к его овдовевшей матери, что не добавило мира и покоя в семье. Через год поэт умер, отвергнутый и коллегами, и советской властью. Личные вещи, библиотеку и архив его супруга передала в фонды Пушкинского дома . Только в 1980 г. наконец-то организовали в квартире Блока филиал Музея истории Санкт-Петербурга. По сути дела, он стал первым музеем, посвященным культуре российского Серебряного века.

Что посмотреть

Музей Александра Блока разделен надвое. На 4-м этаже находится его мемориальная квартира. Здесь реконструированы интерьеры кабинета, столовой, спальни и комнаты жены. Обычная обстановка, никакой особой роскоши. На обеденном столе новинка - самовар со спиртовкой, для которого не нужны дрова и высокая труба. Круглый стол застелен фамильной зеленой скатертью, на нем стоит керамическая посуда, которую собирала Любовь Дмитриевна. Ее портрет украшает столовую, где в красном углу висит венчальная икона Казанской Божией матери. Еще один образ, Спаса Вседержителя, находится над письменным столом Блока, напротив репродукция полотна Д. Б. Сальви «Скорбящая мадонна», приобретенная им из-за сходства с невестой.

Литературная часть музея расположена двумя этажами ниже. Здесь выставлены автографы поэта, иллюстрации к его произведениям. Экспозиция организована как путешествие по книжным страницам, творческий мир поэта раскрывается постепенно и полностью. Посетители отмечают царящую здесь доброжелательную атмосферу, создаваемую сотрудниками и экскурсоводами.

Для детей проводится мастер-класс «Сам себе издатель», где каждый примеряет роль автора, редактора, корректора, иллюстратора и, наконец, распечатывает собственную книгу. Старшеклассники на творческом занятии «Постигая мир поэта» знакомятся с культурой Серебряного века, пытаются написать свои первые стихи и читают их в окружении неповторимой ауры блоковской квартиры.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 57. Веб-сайт .

Как добраться: на метро до ст. «Невский проспект», затем автобусами №№ 22, 3, 27, маршрутками № 169, 180, 306; до ст. «Сенная площадь» или «Садовая», далее маршруткой № 1; до ст. «Нарвская», затем маршрутками № 1, 169, 306.

Время работы: с четверга по понедельник с 11:00 до 18:00, во вторник с 11:00 до 17:00, выходной день - среда. Цена билета для взрослых - 160 RUB, для учащихся и пенсионеров - 110 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

В эпоху мультимедиа и виртуальной реальности выставки, основанные на подлинных архивных документах, могут стать смелым решением куратора. Как рассказать две биографии одного писателя без мистификации и аллюзий и представить документы как спецэффекты? Об этом в интервью с научным куратором выставки «Булгаков. Две биографии» Марией Котовой.

«К юбилею Булгакова мы сделали историческую экспозицию, и принципиальным решением было показывать в ней только подлинные архивные документы и музейные экспонаты. У людей представление о Булгакове сформировано в основном романом «Мастер и Маргарита», его образ мифологизирован. Нам было важно показать настоящую биографию писателя и человека»

Мария Котова - филолог, ведущий научный сотрудник Государственного музея М. А. Булгакова


Мария Котова - филолог, ведущий научный сотрудник Государственного музея М. А. Булгакова, научный куратор выставки (Выставочный зал «Новый Манеж», 27.10.2016-9.01.2017). Выступила научным куратором более десятка выставок в Музее Булгакова, выставки «Одноэтажная Америка: основано на реальных событиях» (в Московском музее современного искусства 24 марта - 22 мая 2016 г.).

Выставка сделана на подлинных архивных документах, музейных предметах, в совокупности 700 экспонатов из 30 хранилищ Москвы и Санкт-Петербурга - государственных архивов, библиотек, музеев, частных коллекций. Как провести эту работу по выявлению, отбору и, самое главное, собиранию всех экспонатов? Что надо понимать, учитывать и какие сложности преодолевать?

Во-первых, надо понимать, в каких собраниях находятся нужные для выставки экспонаты, что и где смотреть.
Затем важно выстроить коммуникацию с учреждением, хранящим эти экспонаты. Хранители музеев и архивов могут подсказать, что еще у них есть по теме, что может быть неизвестно куратору. Для непосредственной работы надо учитывать, что у каждого учреждения свои правила, свой научно-справочный аппарат, условия предоставления подлинных документов и предметов. Мы столкнулись с тем, что почти все изначально предлагали копии документов, думая, что нам важно только их содержание. Архивы же хранят документ, а не выставочный экспонат, им важна сохранность документа.

Все фотографии предоставлены Музеем Михаила Афанасьевича Булгакова


Надо учитывать, что правила выдачи подлинных документов и предметов разные у государственных архивов, музеев и частных коллекционеров. Конечно, есть необходимые базовые требования: страхование, транспортировка специализированным транспортом, климат-контроль и безопасность на площадке. Наш проект организовывался и курировался Музеем М. Булгакова, но выставочной площадкой, принимающей на ответственное хранение экспонаты, был Выставочный зал «Новый Манеж». Некоторые архивы и музеи соглашались передать экспонаты нам, Музею Булгакова, а некоторые настаивали на передаче только хранителю выставочного зала. Т. е. были договоры двусторонние, а были и трехсторонние. В работе с частными коллекционерами формальных процедур меньше, но важна личная договоренность, доверие, надо увлечь концепцией и масштабом проекта. Им важно показать свое собрание в крупных, ярких проектах. Что касается условий, то кто-то из частных коллекционеров настаивал на специализированном транспорте и особых мерах безопасности, кто-то нет. Например, один из самых ярких экспонатов выставки - портрет Михаила Булгакова кисти Николая Радлова - висел в зале так же, как и у коллекционера, т. е. без стекла, но на протяжении работы выставки возле этого экспоната всегда сидела смотрительница.
Эскизы декораций и костюмов к спектаклям, поставленным по произведениям Булгакова, взятые в театральных музеях, нужно было обагечивать до вывоза, в самих музеях, только в рамах под стеклом мы их уже доставляли в выставочный зал. Какие-то экспонаты обагечивали сами музеи или их доверенные компании.
Хранители тоже на разных условиях передают нам экспонаты. Например, хранители Рукописного отдела Российской государственной библиотеки не только передали документы по актам, но и лично присутствовали на площадке в период монтажа, мониторили условия экспонирования документов их собрания в течение всего периода работы выставки. Это было их условием. Конечно, необходимы и профессиональные хранители принимающей стороны, т. е. музея или выставочной площадки. У нас было огромное количество экспонатов, поэтому был приглашен еще хранитель из другого музея, она помогала следить за сохранностью экспонатов во время их монтажа по витринам.
Выставочная площадка должна иметь отдельное оборудованное помещение для временного хранения всех подлинных экспонатов. Помещение должно быть оборудовано климат-контролем, специальным освещением, иметь сейфы, охранную сигнализацию. Когда на площадке 700 экспонатов, а застройка и монтаж витрин происходят одновременно с доставкой экспонатов, такое помещение необходимо.
Для вывоза подлинных экспонатов из разных хранилищ нужна надежная, профессиональная транспортная компания, специализирующаяся на упаковке и транспортировке культурных ценностей, музейных предметов, архивных документов. И нужно выстроить и утвердить с транспортной компанией и выставочной площадкой график доставки экспонатов, синхронизировать его с графиком застройки выставочного зала и монтажа витрин.
Важно грамотное юридическое сопровождение для оформления договоров с учетом музейного и архивного законодательства, правил и норм. И надо быть готовым к тому, что недостаточно одного универсального договора, под каждый случай договор адаптируют или разрабатывают. Нужен надежный и опытный подрядчик. Либо один подрядчик, который берет на себя все - от застройки до печати этикеток, либо разные подрядчики. У нас в проекте была проблема с этикетками, подрядчик напечатал этикетки в последний момент и доставил за несколько часов до открытия, некоторые этикетки не были напечатаны, и мы их допечатывали и раскладывали уже после открытия. Таких ситуаций, конечно, не должно быть.
В экспозиции было обилие подлинных документов, но документы - это не спецэффекты, не развлекательное действо, чтобы получить впечатление, посетитель должен проделать работу. Какие приемы вы использовали для того, чтобы у зрителя был не блуждающий взгляд, а стремление к вдумчивому чтению, погружению?

Все пространство экспозиции делилось на тематические секции (компартименты), это не было единой зоной, перегруженной документами. Например, в первом зале, посвященном литературному пятилетию Булгакова 1921-1926 годам, каждая витрина содержала законченный сюжет, документы раскладывались внутри так, чтобы были завязка, кульминация и развязка. В театральном зале компартименты-секции были посвящены пьесам Булгакова - «Дням Турбиных», «Зойкиной квартире», «Багровому острову» и т.д. Получалась некоторая рассказанная с помощью экспонатов история.

В совокупности эти истории складывались в биографию. По принципу сериала. Можно посмотреть одну серию, а можно досмотреть до конца. Подготовленному зрителю, возможно, были интересны отдельные сюжеты, он мог посмотреть экспозицию отдельными блоками. Для знаковых экспонатов, на которых важно было сделать акцент, изготовили отдельные витрины. Так, например, была сделана отдельная витрина для самого первого экспоната выставки - редчайшего (вероятно, единственного сохранившегося) номера газеты «Грозный» от 13 ноября 1919 года с первой публикацией Булгакова - фельетоном «Грядущие перспективы».
Также в витрину нужно помещать разнородные документы. Какими бы важными ни были документы, нельзя их в ряд выложить в одну витрину, их не будут читать. Если один из экспонатов в витрине - важный по содержанию документ, представляющий собой машинописный лист, то рядом должны быть фото, рисунок, какой-то предмет. Зрителю должно быть интересно разглядывать и понимать, в какой сюжет складываются экспонаты в этой витрине.
Должна быть драматургия и в содержании экспонатов. Нужно соединять противоречащие друг другу документы.
Выставка - это еще и культурно-досуговое мероприятие. Как соединить в одном проекте документированную научную составляющую и развлекательный, увлекательный компонент.

У нас сначала была идея сделать в центре экспозиции реально работающий буфет. Но это было невозможно по правилам безопасности и с архитектурно-художественной точки зрения. Тогда мы разделили пространство экспозиции на два блока. Один зал - научный: витрины с документами, фотографиями, изобразительным рядом, второй зал - как раз развлекательный. Это реконструкция последней квартиры Булгакова. В зале висела фотография этой квартиры и была воссоздана сама квартира, по которой можно было ходить. Неоновыми строчками светились цитаты из рукописей Булгакова. Это был популярный эффект: зрители фотографировались на фоне этих неоновых строк - цитат Булгакова.

Кроме того, было аудиовизуальное сопровождение - голос Елены Сергеевны Булгаковой (жены), читающей его произведения, видеозаписи спектаклей по произведениям Булгакова.
Как спроектировать выставку и учесть разные по возрасту категории посетителей?

Конечно, наша выставка - для подготовленного посетителя, зрителя. Для школьников мы делали яркие пятна в каждом разделе. В театральном отсеке экспонировались дизайнерские платья, воссоздавалось модное ателье, как в «Зойкиной квартире».
Также в театральном зале выставлялся халат Ноздрева из коллекции музея МХТ. В блоке эмиграции Елены Сергеевны Булгаковой мы поставили чемодан того времени как символ эмиграции. Может быть, школьник и не изучит эти сюжеты по документам, но он запомнит эти яркие акценты, и у него сложится впечатление.
Чем отличается научный куратор от просто выставочного куратора, арт-куратора?

Научному куратору не нужно проводить предварительное исследование. Он знает предмет детально, глубоко, целостно. Он знает, где он может брать экспонаты и какие. Источники уже проработаны. У научного куратора уже есть списки, наработки. Также он знает, какие могут быть коллекции взаимозаменяемые. Например, нам не выдали необходимые эскизы Максимилиана Волошина из рукописного отдела Пушкинского дома в Петербурге, и я знала, где я могу еще запросить такие документы. В итоге эскизы Волошина мы взяли в Музее Марины Цветаевой в Москве.
Обладая большим объемом информации по теме выставки, зная всю историю, научный куратор может выделить ключевые сюжеты, обозначить повороты, под них выстроить экспонаты. Конечно, большие проекты один научный куратор не может сделать, но он знает, как сформировать научную группу. Научный куратор понимает, кто ему нужен в работе над каждым тематическим блоком, и знает, какие задачи надо ставить. В нашем проекте я понимала, кого привлечь, например, для проработки театральной темы.
Чтобы реализовать научную концепцию в формате выставки, какие специалисты нужны, помимо технической команды застройщиков? Кто нужен научному куратору для воплощения его концепции?
Нужна команда по работе с архивами и музеями уже на этапе отсмотра. Я одна физически не могла многократно работать в 30 архивах и музеях. Я ставлю задачи, говорю, что и где нужно смотреть, а команда отсматривает на месте. Эти сотрудники должны уметь работать в архивах, понимать научно-справочный аппарат, знать правила и нормы предоставления документов для изучения, грамотно составлять списки отобранных экспонатов, говорить с сотрудниками музеев и архивов на одном языке.
Научному куратору уже на начальном этапе отбора экспонатов и формирования списков важно работать в тесном контакте с архитектором. Архитектор сразу скажет, сколько витрин вмещает зал, сколько экспонатов вмещает каждая витрина, какое должно быть расстояние между экспонатами в витрине, и определит возможные объемы. Архитектор видит готовый проект во всех деталях и просчитывает в чертежах. Я не могу держать в голове размеры экспонатов, расстояние между ними, двуязычные этикетки возле каждого предмета. Поэтому нельзя отдельно заниматься только научной и творческой работой, чтобы потом не пришлось менять всю структуру. Важно быть в контакте с художником, меньше, чем с архитектором, но тоже своевременно погрузить художника в смысловые сюжеты, чтобы он разработал визуальное их воплощение. Например, я выстраивала сюжет театральной деятельности Булгакова. Сюжет драматический: сначала Булгакова ставят в главном театре страны - МХТ, потом запрещают, он пишет либретто для балета, а в конце и вовсе уходит из театра и уже только пишет «Мастера и Маргариту». Поняв драматургию, художница нашла цветовое решение и завершила этот раздел черным цветом. Также художественно отразили мечту Булгакова быть актером. Мало кому известно, что он мечтал быть актером. Художница сделала открытую сцену с красными кулисами, как это обычно и бывает в мечтах о сцене.
Мы много рассказываем документами о неизвестной стороне жизни и творчества Булгакова, о подводных течениях в его биографии, когда я объяснила, что это мало кому известная часть биографии писателя, художница оформила зал как путешествие в закулисье.

Сохранена авторская орфография и пунктуация.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “музей Булгакова” Tag


  • Проект "Студия 40. Мемориальная мастерская Петра Кончаловского".

    «Студия 40» — первый выставочный проект в будущем музее-мастерской Петра Кончаловского. Специально для создания экспозиции,…

  • Выставка "Мастер и Маргарита" Сергея Алимова"

    В день рождения писателя, Музей М. А. Булгакова открылась выставка графики Сергея Александровича Алимова, одного из ведущих Российских книжных…

  • Выставка «МОСКВА - НЕ БЕРЛИН. 50 ЛЕТ ПУБЛИКАЦИИ РОМАНА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” В ГЕРМАНИИ»

    В Музее М.А. Булгакова проходит выставка «МОСКВА — НЕ БЕРЛИН. 50 ЛЕТ ПУБЛИКАЦИИ РОМАНА “МАСТЕР И МАРГАРИТА” В…

Адрес может удивить: в сущности Блок и Гумилев были антагонистами. В первые послереволюционные годы даже впрямую соперничали на выборах в руководство Петроградского Союза поэтов. И тем не менее выставка "Николай Степанович Гумилев. К 130-летию со дня рождения" (часть большого проекта "Блок и его окружение") расположилась тут очень органично.

Вот первый стихотворный сборник Гумилева "Путь конквистадоров" (1905 год). Изданный всего-то тиражом в 300 экземпляров на деньги родителей и усердно уничтожаемый потом автором, "Путь..." выжил чудом. Таким же чудом можно считать и второй сборник "Романтические цветы" (1908 г.), на котором значится посвящение "Анне Андреевне Горенко" - тогда еще не жене и даже не невесте поэта. Раритеты высвечивают парадоксальную судьбу и славу самого, наверное, мужественного поэта Серебряного века. Рожденный хилым, болезненным, он сделал из себя героя, умевшего добиться всего, чего хотел. Исполнения мечты (вспомним его путешествия в Африку). Любимой женщины (получал отказы от Ахматовой, но все-таки женился на ней). Репутации бесстрашного воина (георгиевские кресты с первой мировой).

Поэт, чрезвычайно популярный при жизни, мэтр, воспитавший целую плеяду "гумилят", не издавался в советские времена вплоть до 1986 года. Переписанные от руки стихи Гумилева ходили в списках. Наглядное свидетельство тому - синий блокнот, исписанный убористым почерком известного литературоведа Владимира Орлова: это рукописный сборник стихов, посвященных Елене Дюбуше "К синей звезде". Орлов переписал их с дореволюционного издания... Главный экспонат выставки - безусловно, сборник "Огненный столп". Он готовился к печати, когда Гумилев уже был в камере внутренней тюрьмы Петербургской ГубЧК. Убежденный монархист, не скрывавший своих убеждений, Гумилев не мог уберечься от большевистской пули. На стене камеры он оставил надпись: "Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь". Кому-то, видимо, такое "последнее слово" казалось слишком сдержанным.

На выставке есть и чудесный экземпляр якобы "последнего стихотворения", приписываемого Гумилеву. Этот листок в свое время переслала Орлову читательница из Швеции: она уверяла, якобы некий "однокамерник" Гумилева запомнил и записал эти строки. "Скорее всего, легенда", - замечает куратор выставки Марина Ковалева. Но каравеллы, закаты, шпаги и уплывающий в небытие Петербург вполне рифмовались с жизнью поэта...

Кстати

С любопытным фрагментом биографии Николая Гумилева в преддверии его 130-го дня рождения можно познакомиться и на стартовавшем вчера онлайн-кинофестивале "Дубль дв@". Первая конкурсная картина - "Элизиум" Андрея Эшпая, рассказывает историю самой громкой мистификации Серебряного века - поэтессы Черубины де Габриак, которая была придумана Максимилианом Волошиным и Елизаветой Дмитриевой. По легенде, Гумилев влюбился в фантомную поэтессу, и эта влюбленность стала причиной его дуэли с Волошиным. Фильм доступен на сайте d2.rf.ru в течение сегодняшнего дня.

Музей-квартира А.А. Блока располагается на улице Декабристов в Санкт-Петербурге. Музей был открыт к 100-летию со дня рождения поэта, в ноябре 1980 года в доме, где Александр Александрович прожил с июля 1912 года до своей кончины в августе 1921 года. В этот период Блок является признанным поэтом, здесь созданы циклы стихов «О чем поет ветер», «Кармен», поэма «Двенадцать» и другие. К поэту приходили в гости его знаменитые современники: А.А. Ахматова, С.А. Есенин, В.В. Маяковский, К.С. Станиславский, В.Э. Мейерхольд.

Дом был построен в 1874-1876 годах по замыслу архитектора М.Ф. Петерсона. Здание принадлежало купцу I гильдии М.Е. Петровскому. В 1911 году инженером А.И. Фанталовым была организована перестройка служебных помещений и возведена конюшня и прачечная. В 1914 году по идее архитектора Б.Н. Басина флигель, выходящий на набережную Пряжки, был расширен, и также был построен 5-тиэтажный флигель во дворе. Одним из первых людей, живших в этом доме, был будущий поэт И.Ф. Анненский, учившийся в Петербургском университете.

После кончины А.А. Блока его библиотека, архив и коллекция личных вещей были сохранены Любовью Дмитриевной (его жена). После её смерти в 1939 году их передали в Институт русской литературы АН Советского Союза, в котором они частично выставлялись в 60-70-х годах XX века.

Музей состоит из 2-ух частей: мемориальной квартиры на IV этаже, созданной из уникальных подлинных предметов убранства и обстановки, принадлежавших Блоку, и литературной экспозиции на II этаже, повествующей о его жизни и творческой деятельности. Мемориальная экспозиция находится в квартире № 21, где Александр Александрович жил со своей супругой. По воспоминаниям современников и на основе других источников была воссоздана столовая, кабинет поэта, спальня и комната его жены.

В столовой представлены бульотки, сервировочный столик, посуда, которые принадлежали Блокам, керамические предметы из коллекции Л.Д. Блок. Также здесь можно увидеть мемориальные вещи: лампу, переносную печку, шкаф, камчатую скатерть, вытканную в Шахматове в крепостной мастерской прадеда Александра Александровича.

В углу на стене находится блоковская венчальная икона Казанской Божьей Матери. Также на стенах можно увидеть портрет супруги Блока, написанный ее матерью Анной Ивановной Менделеевой, рисунок «Рыбий щенок», выполненный Т.Н. Гиппиус и подаренный художницей Л.Д. Блок, эскиз декорации «Двор замка», созданный М.В. Добужинским, к драме «Роза и крест», поставленной в Московском Художественном театре.

В кабинете стоит письменный стол, который перешел к поэту от его бабушки Е.Г. Бекетовой. Над столом в углу находится икона «Спас Вседержитель», которая всегда располагалась здесь. Диван и рабочее кресло достались от деда А.Н. Бекетова. Шкаф был приобретен женой Блока. На стене – репродукция картины «Скорбящая Мадонна» кисти Д.Б. Сальви, приобретенная поэтом в 1902 году, потому что Мадонна напоминала его невесту Любовь Дмитриевну Менделееву. Неподалеку – изображение немецкого курорта Бан-Наугейм, которое было подарено матерью в память о путешествии 1897 года, акварель «Жуковский на берегу Женевского озера» кисти Е.Г. Рейтерна.

Литературная экспозиция располагается на II этаже в квартире № 23. Повествует о жизненном и творческом пути поэта. Экспозиция построена, словно путешествие по книге, страницы которой представлены стенами музея. Творческая деятельность поэта рассматривается в объемном контексте художественно-литературной жизни Петербурга-Петрограда 10-20-х годов XX столетия. Здесь можно увидеть рукописи Блока, книги, его уникальные автографы и личные вещи.

(Musée des arts décoratifs de Paris) открылся в 1905 году. В 2006 здесь была проведена масштабная реновация: отреставрировали интерьеры и открыли новые пространства. В постоянной экспозиции около 6 тысяч произведений искусства (а всего в запасниках музея насчитывается порядка 150 тысяч экспонатов!), среди которых представлена обширная коллекция мебели. Особого внимания заслуживают комнаты с воссозданными интерьерами и предметами обстановки с конца XV до начала XX вв. На фото: интерьер спальни Жанны Ланвен, созданный декоратором (Armand Albert Rateau), 1924–1925 гг. http://madparis.fr


The Victoria & Albert Museum, Лондон

Лондонский - крупнейший в мире музей декоративно-прикладного искусства, который коллекционирует мебель уже более 150 лет. В собрании музея предметы с Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, а также более 14 тысяч экспонатов из Западной Европы. Работы (Charles and Ray Eames) здесь соседствуют с антикварными креслами, созданными специально для Марии-Антуанетты. www.vam.ac.uk

Большая кровать из Уэра - один из самых известных экспонатов мебельной коллекции музея V&A, датируется 1590 гг. Прославилась благодаря своим размерам и упоминаниями у Шекспира.

Фото: Victoria and Albert Museum, London


The Brooklyn Museum, Нью-Йорк

На четвертом этаже посетителей ждет экскурсия по 23 комнатам, оформленным в стилистике разных исторических эпох Америки. Здесь можно узнать как жили в Южной Каролине в XVII веке и побывать в квартире среднестатистического американца конца XX века. www.brooklynmuseum.org

Интерьер 1928 - 1930 годов.


Vitra Design Museum, Вайль-Ам-Рейн

Частный музей, основанный в 1989 году тогдашним президентом Рольфом Фельбаумом, заядлым коллекционером мебели культовых дизайнеров XX века. Изначально музей задумывался для хранения этой коллекции, но весьма быстро проект вышел далеко за рамки просто выставочного пространства для икон дизайна. Сегодня это один из ведущих исследовательских центров современного дизайна с лекториями, библиотекой и обширным архивом. Помимо основного здания музея, построенного архитектором (для него этот проект стал первым, реализованным в Европе), выставки проходят также в новом здании по проекту . www.design-museum.de


Liang Yi Museum, Гонконг

Музей в Гонконге был открыт в 2014 году и находится на улице Hollywood Road - месте, хорошо известном всем охотникам за антиквариатом и старинными объектами искусства. Это крупнейший частный музей Гонконга площадью более 20 тысяч квадратных метров, где собрана самая обширная в мире коллекция антикварной китайской мебели, начиная с изделий эпохи династий Мин и Цин. www.liangyimuseum.com


The Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк

Четвертый по посещаемости музей в мире. Знаменит, прежде всего, своими собраниями европейской живописи, но здесь также представлены и предметы декоративно-прикладного искусства и домашнего обихода. В Метрополитен-музее богатое собрание американской колониальной мебели и старинной европейской мебели, начиная с эпохи Ренессанса и до конца XIX в. На фото: фрагмент спальни Луи XIV, ок. 1700 г., Франция. www.metmuseum.org


The Museum of MODERN Art, Нью-Йорк

Музей современного искусства на Манхэттене - одна из главных достопримечательностей Нью-Йорка. Он был основан в 1928 году при финансовом содействии семейства Рокфеллеров. По собранию музея можно изучать историю современного дизайна: здесь есть работы фактически всех известных мастеров - от Чарльза и Рэй Имзов и (Alvar Aalto) до (Philippe Starck), (Ronan & Erwan Bouroullec) и (Marсel Wanders). И коллекция постоянно и оперативно пополняется новыми экспонатами. www.moma.org


Designmuseo, Хельсинки

Музею дизайна в Хельсинки уже 145 лет. Он был основан в 1873 году и обладает богатейшей коллекцией фотографий, мебели и графики. Он посвящен истории и развитию скандинавского дизайна и насчитывает в своем собрании порядка 75 тысяч дизайн-объектов, среди которых вы найдете все культовые объекты финских мастеров - от Алвара Аалто и