Василий Тёркин. Предыдущее Военная служба Теркина

Русский солдат в поэме Твардовского «Василий Теркин»

ДИДАКТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ

Введение

1 «Война не меняется»

Великая Отечественная война относится к тем событиям в истории страны, которые надолго остаются в памяти народа. Такие события во многом поменяли представления людей о жизни и о искусстве. Война вызвала небывалый всплеск в литературе, музыке, живописи, кино. Но, пожалуй, не было и не будет более популярного произведения о войне, чем поэма Александра Трифоновича Твардовского “Василий Теркин”.

Александр Трифонович Твардовский (1910 — 1971) - известный советский писатель, поэт. Родился 21 июня 1910 года в Смоленской губернии Российской империи. Свое первое стихотворение он написал так рано, что не мог его даже записать, ведь он был не обучен грамоте.

В этот юбилейный год сошлось несколько значительных дат:

105 лет со дня рождения А.Т.Твардовского,

70 лет Великой Победы,

70 лет со дня завершения знаменитой «Книги про бойца».

«Василий Теркин» - одно из наиболее известных произведений, созданных во время Великой Отечественной войны, прославляющих подвиг безымянного советского солдата.

В поэме Александра Твардовского «Василий Теркин» Великая Отечественная война увидена глазами ее рядового участника, простого солдата. Автор буквально сроднился со своим героем. И главный герой сразу представляется автором как один из многих, ничем не выделяющийся из солдатской массы:

2. Музыка Священная война

(Сцена 1 Проходит строй солдат)

По которой речке плыть,

Той и славушку творить. . .

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

До войны едва в помине

Был ты, Теркин, на Руси.

Теркин? Кто такой?

А ныне Теркин — кто такой? — спроси.

Девушка 1: Теркин, как же!

Девушка 2: Знаем. Девушка 3: Дорог.

Девушка 4: Парень свой, как говорят.

Словом, Теркин, тот, который

На войне лихой солдат.

Девушка 1:

На гулянке гость не лишний,

Девушка 2:

На работе — хоть куда...

Девушка 3: То серьезный, то потешный,

Девушка 4:

Нипочем, что дождь, что снег.

Это произведение "без особого сюжета", "без начала, без конца", так как на войне, когда в любую минуту можно погибнуть, "кто доскажет, кто дослышит — угадать вперед нельзя..."

Всех, кого взяла война,

Каждого солдата

Проводила хоть одна

Женщина когда-то

Не подарок, так белье

Собрала, быть может,

И чем дольше без нее,

То она дороже.

И дороже этот час,

Памятный, особый,

Взгляд последний этих глаз,

Что забудь, попробуй.

3 Музыка «Жди меня»

(Сцена проводы на фронт)

События поэмы происходят на фронте, то есть на той полосе земли, где непосредственно готовились и шли сражения. "Теркина" дает ответ на всенародный вопрос: как победить, что для этого нужно?

В центре поэмы — народный характер, в образе Василия Теркина. Это не просто балагур и весельчак, каким он кажется, это молодой боец, и мы узнаем, что ему уже порядком досталось от войны.

Тёркин-гармонист:

Я покинул дом когда-то,

Позвала дорога вдаль.

Не мала была утрата,

Но светла была печаль.

Тёркин-танкист:

И годами с грустью нежной

Меж иных любых тревог

Угол отчий, мир мой прежний

Я в душе моей берег.

Тёркин-стрелок:

Милый лес, где я мальчонкой

Плел из веток шалаши,

Где однажды я теленка,

Сбившись с ног, искал в глуши...

Тёркин-связист:

Лист к листу, листом прикрытый,

В сборе лиственном густом

Пересчитанный, промытый

Первым за лето дождем.

Тёркин-гармонист:

И в глуши родной, ветвистой,

И в тиши дневной, лесной

Молодой, густой, смолистый,

Золотой держался зной.

Тёркин-танкист:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край недавних детских лет,

Отчий край, ты есть, иль нет?

Тёркин-стрелок:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край, страдающий в плену!

Я приду — лишь дня не знаю,

Но приду, тебя верну.

Тёркин-связист:

Не звериным робким следом

Я приду, твой кровный сын,

Вместе с нашею победой

Я иду, я не один.

4. Музыка Родина моя

Воссоздавая картины прошлого, Твардовский показал нам множество самых разных, порой незнакомых друг другу, русских солдат. Мы видим, что большинство из них объединяет ненависть к захватчикам, глубокий патриотизм, верность долгу и присяге, безмерная храбрость и стойкость. Но самое главное, каждый из них готов пожертвовать жизнью во имя спасения Родины. В этом заключается сила русского воина.

Теркин встает перед всеми как бывалый солдат, для которого жизнь — это оставшийся от отца дом, милый, обжитой и находящийся в опасности. Он — работник, хозяин и защитник этого дома. В Теркине чувствуется большая душевная сила, стойкость, умение подниматься после каждого удара.

Друг-читатель, я ли спорю,

Что войны милее жизнь?

Да, война ревет, как море,

Грозно в дамбу упершись.

Я одно скажу, что нам бы

Поуправиться с войной,

Отодвинуть эту дамбу

За предел земли родной.

А покуда, край обширный

Той земли родной — в плену,

Я — любитель, жизни мирной

На войне пою войну.

Есть война — солдат воюет,

Лют противник — сам лютует.

Есть сигнал: вперед!.. — Вперед.

Есть приказ: умри!.. — Умрет.

5. Музыка «Хотят ли русские войны»

(Сцена «Сражение»)

Смерть тушит все краски жизни, она подло обкрадывает человека. Страху смерти нужно уметь по-человечески противостоять, если не можешь ее одолеть.

6. Музыка «Далеко журавли улетели»

(Сцена «Теркин и смерть»)

За далекие пригорки

Уходил сраженья жар

На снегу Василий Теркин

Неподобранный лежал.

Снег под ним, набрякши кровью,

Взялся грудой ледяной.

Смерть склонилась к изголовью:

Смерть:

Ну, солдат, пойдем со мной.

Я теперь твоя подруга,

Недалеко провожу.

Дрогнул Теркин, замерзая

На постели снеговой.

Тёркин-стрелок:

Смерть, смеясь, нагнулась ниже:

Смерть:

Полно, полно, молодец,
Я-то знаю, я-то вижу:
Ты живой, да не жилец.

Ночь, поверь, не хуже дня...

Тёркин-стрелок:

Смерть как будто бы замялась,

Отклонилась от него.

Смерть: Нужно мне... такую малость,
Ну почти что ничего.

Нужен знак один согласья,

Что устал беречь ты жизнь,

Что о смертном молишь часе...

Тёркин-стрелок:

Сам, выходит, подпишись?

Смерть: Ну так что же,
Подпишись, и на покой.

Тёркин-стрелок:

Нет, уволь. Себе дороже.

Смерть:

Не торгуйся, дорогой.

Все равно идешь на убыль.

Смерть подвинулась к плечу.

Все равно стянулись губы,

Стынут зубы...

Тёркин-стрелок:

Смерть:

А смотри-ка, дело к ночи,

На мороз горит заря.

Я к тому, чтоб мне короче

И тебе не мерзнуть зря...

Тёркин-стрелок:

Потерплю.

Смерть:

Ну, что ты, глупый!
Ведь лежишь, всего свело.
Я б тебя тотчас тулупом,
Чтоб уже навек тепло.

Тёркин-стрелок:

Смерть:

Что от счастья, что от боли —
Все равно, а холод лют.
Завилась поземка в поле.

Нет, тебя уж не найдут...

И зачем тебе, подумай,

Если кто и подберет.

Пожалеешь, что не умер

Здесь, на месте, без хлопот...

Тёркин-стрелок:

Шутишь, Смерть.

Отвернул с трудом плечо.

Мне как раз пожить охота,

Я и не жил-то еще...

Дрогнул Теркин, замерзая на постели снеговой.

Тёркин-стрелок:

Буду плакать, выть от боли,

Гибнуть в поле без следа,

Но тебе по доброй воле

Я не сдамся никогда.

Смерть:

Погоди, резон почище

Я найду— подашь мне знак...

Тёркин-стрелок:

Стой! Идут за мною.

Ищут. Из санбата.

Смерть: Где, чудак?

Тёркин-стрелок:

Вон, по стежке занесенной. ..

Смерть хохочет во весь рот:

Смерть: Из команды похоронной.

Тёркин-стрелок:

Все равно: живой народ.

И подумала впервые Смерть, следя со стороны:

Смерть:

«До чего они, живые,

Меж собой свои — дружны.

Потому и с одиночкой

Сладить надобно суметь,

Нехотя даешь отсрочку».

И, вздохнув, отстала Смерть.

7. Музыка «Туман» (слова и музыка О. Газманова)

(Сцена «Санитарки поднимают и уносят Теркина»)

Знаменательно то, что Теркин живет как бы в двух измерениях: с одной стороны, это вполне реальный солдат, стойкий боец Советской Армии. С другой стороны, это русский сказочный солдат-богатырь, который в огне не горит и в воде не тонет.

В строй с июня, в бой с июля,

Снова Теркин на войне.

Был в бою задет осколком,

Зажило — и столько толку.

И хоть было беспокойно —

Оставался невредим

Под огнём косым, трехслойным,

Под навесным и прямым.

Но, однако, жив вояка,

Курит, ест и пьет со смаком

На позиции любой.

Как ни трудно, как ни худо

— Не сдавай, вперед гляди.

Это присказка покуда,

Сказка будет впереди.

На привале

На войне — в пути, в теплушке,

В тесноте любой избушки,

В блиндаже иль погребушке,

Там, где случай приведет,

Лучше нет, как без хлопот,

Без перины, без подушки,

Примостясь кой-как друг к дружке,

Отдохнуть... Минут шестьсот.

Даже больше б не мешало,

Но солдату на войне

Срок такой для сна, пожалуй,

Можно видеть лишь во сне.

Все эти ребята, не исключая самого Теркина, — простые люди, и показаны они в самых будничных обстоятельствах. Автор специально избегает описывать героические моменты, потому что по своему опыту знает: война — это тяжелая работа.

А разговоры бойцы заводят совсем не на “высокие” темы.

Тёркин-гармонист: У кого гармонь, ребята?

Тёркин- связист: Да она-то здесь, браток...

Тёркин-гармонист: Так сыграть бы на дорожку?

Тёркин- связист: Да сыграть — оно не вред.

Тёркин-гармонист: В чем же дело? Чья гармошка?

Тёркин- связист: Чья была, того, брат, нет...

Тёркин- танкист: Командир наш был любитель
Схоронили мы его.

Тёркин-гармонист:

Тёркин- танкист:

Знаешь что,

Ну, сыграй ты, шут с тобой.

Идет война - до песен ли?!. Зачем они в страшное военное время? Выжить бы… Но надо выстоять и победить! И народ поет военные песни. Песни о войне - это песни о Родине, о Встрече и Разлуке, об Утрате и Надежде. Песни Победы! Песни, которые свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И эта нить времен не прервется, пока будут петь военные песни.

Только взял боец трехрядку,
Сразу видно — гармонист.
Для началу, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.

8. Музыка «Теркин играет на гармони»

Позабытый деревенский
Вдруг завел, глаза закрыв,
Стороны родной смоленской
Грустный памятный мотив,

И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.

От машин заиндевелых
Шел народ, как на огонь.
И кому какое дело,
Кто играет, чья гармонь.

Василий — боец умелый, храбрый, умеющий подбодрить своих товарищей в трудный час хорошей шуткой. Но понимающий, что война — тяжкий труд, гибель и страдания людей.

Тёркин-гармонист:

Я не то еще сказал бы, —
Про себя поберегу.
Я не так еще сыграл бы, —
Жаль, что лучше не могу.

Девушка 1: Знаешь, брось ты эти вальсы,
Девушка 2: Дай-ка ту, которую.. .

10. Музыка «Моя любимая»

(Сцена Все поют песню «Моя любимая»)

А гармонь зовет куда-то,

Далеко, легко ведет. . .

Тёркин-гармонист:

Тёркин- танкист: Знаешь, друг.. . Не знакомы ль мы с тобою?
Не тебя ли это, брат,
Что-то помнится, из боя
Доставляли мы в санбат?
Вся в крови была одежа,
И просил ты пить да пить. . .

Приглушил гармонь:

Тёркин- гармонист: Ну что же, Очень даже может быть.

Тёркин- танкист: Нам теперь стоять в ремонте.
У тебя маршрут иной.

Тёркин- гармонист: Это точно. . .

Тёркин- танкист: А гармонь-то,

Знаешь что, — бери с собой.

Забирай, играй в охоту,
В этом деле ты мастак,
Весели свою пехоту.

Тёркин- гармонист:

Что вы, хлопцы, как же так?..

Тёркин- танкист: Ничего.
Командир наш был любитель,
Это — память про него...

Символом народа-победителя стал в поэме Твардовского обыкновенный человек, рядовой солдат. Поэт сделал его переживания понятными и близкими для нас, его потомков. Мы относимся к нему Василию Теркину с благодарностью и любовью и никогда не забудем подвиг простого солдата.

Тёркин- гармонист:

Мать - Россия, мы полсвета

У твоих прошли колёс

Позади оставив где-то

Рек твоих раздольный плёс.

Тёркин- танкист:

Долго - долго за обозом

В край чужой тянулся вслед

Белый цвет твоей берёзы

и в пути сошёл на нет.

Тёркин- стрелок:

С Волгой, с древнею Москвою

Как ты нынче далека!

Между нами и тобою

Три не наших языка.

Тёркин- связист:

Мать - земля родная наша,
В дни беды и в дни побед,
Нет тебя светлей и краше

И желанней сердцу нет.

По дороге на Берлин

Поэт вместе со своим героем пережил все тяготы и горечь войны. Правдиво описывает он драму отступления нашей армии, солдатский быт, страх смерти, горе бойца, который спешит в только что освобожденную родную деревню и узнает, что нет у него больше ни дома, ни родных.

11. Музыка "Дорога на Берлин"

Воин твой, слуга народа,
С честью может доложить:
Воевал четыре года,
Воротился из похода
И теперь желает жить.

День и ночь в боях сменяя,
В месяц шапки не снимая,
Воин твой, защитник-сын,
Шел, спешил к тебе, родная,
По дороге на Берлин...

12. музыка «Майский вальс»

(Все поют песню. Вальс)

В образе Василия Теркина поэт сумел выразить главное в русском национальном характере, выявить его лучшие черты.

Так и уходит Василий Теркин сквозь все стихии мира в бой, в будущее, в духовную историю нашего общества.

Пусть читатель вероятный
Скажет с книжкою в руке:
— Вот стихи, а все понятно,
Все на русском языке...

Повесть памятной годины,
Эту книгу про бойца,
Я и начал с середины
И закончил без конца

С мыслью, может, дерзновенной
Посвятить любимый труд
Павших памяти священной,
Всем друзьям поры военной,
Всем сердцам, чей дорог суд.

Александр Трифонович Твардовский, первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими, он хотел, чтобы потомки оценили сделанное им и его поколением, не забыли и не растоптали все их завоевания.

Василий Тёркин обладает качествами советского человека. Он несет в себе именно те — и только те — лучшие свойства своего поколения советских людей - коллективизм, веру в победу нашего правого дела, высокое сознание своей личной ответственности «за Россию, за народ и за все на свете», которые в годину испытаний помогли этому поколению выстоять и победить.

То серьезный, то потешный,
Нипочем, что дождь, что снег, —
В бой, вперед, в огонь кромешный,
Он идет, святой и грешный,
Русский чудо-человек.

>Сочинения по произведению Василий Теркин

Образ русского солдата

Несмотря на то, что это вымышленный образ, он был изображен настолько реалистично, что люди воспринимали его, как живущего рядом с ними человека. Ведущую роль в этом сыграли, конечно же, фольклорные мотивы, использованные в поэме.

Образ Василия Тёркина – это собирательный образ неунывающего весельчака, балагура и просто смелого солдата. В нем воплощены характерные черты русского национального характера. При этом автор подчеркивает его «обыкновенность». Это обычный русский солдат из смоленского села, который встречался, чуть ли не в каждой роте, только под разными именами. Такие как он не только отчаянно сражались за родину, но и поддерживали товарищей в трудную минуту, поднимали им боевой дух.

Отважность героя, его находчивость и умение приспособиться к любой даже самой трудной ситуации проявляются на протяжении всей поэмы. Если сначала он кажется каким-то несерьезным, беззаботным весельчаком, которому только песни петь, то в следующих главах раскрывается его настоящий характер. На самом деле, он просто считает, что с шуткой и воевать легче.

Он не раз совершает подвиг, на который другие не решаются. Так, например, по ледяной воде он переправляется на другой берег, чтобы доложить командиру о ситуации. Затем из «погребушки» убивает немецкого офицера, в рукопашном бою побеждает другого немца. Когда над ним и его товарищами кружит вражеский самолет, он единственный решается выстрелить в него из винтовки. Смелое поведение героя не остается незамеченным. Его награждает орденом сам генерал. А со временем обычный солдат становится офицером.

Задача автора – показать, что такие как Тёркин нужны в каждом полку. Ведь дело не только в военных сражениях и подвигах, а в настоящем русском характере, который может перенести любые невзгоды и победить в любой схватке. По этой причине образ Василия Тёркина укоренился в русской литературе и стал воплощением национального характера.

Образ русского солдата. Василий Иванович Теркин - главный герой поэ­мы А. Т. Твардовского, рядовой пехотинец (затем офи­цер) из смоленских крестьян:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный…

Теркин воплощает лучшие черты русского солда­та и народа в целом. В качестве имени для персонажа Твардовский использовал имя главного героя романа П. Боборыкина «Василий Теркин» (1892).

Герой по имени Василий Теркин фигурирует в сти­хотворных фельетонах Твардовского периода совет­ско-финской войны (1939-1940). Об этом свидетель­ствуют и слова героя:

Я вторую, брат, войну

На веку воюю.

Духу времени, его насущным потребностям отве­чает характер героя книги. Это солдат, который счи­тает войну той работой, которую ему необходимо вы­полнить. Он живет этой войной, он не принимает никаких забот мирного времени. Даже отдохнуть так, как отдыхается вне войны, Теркин не смог: дан­ный ему недельный отдых в тылу, с четырехразовым питанием и белыми простынями на кровати, солдат не выдержал.

Не имеет права он отдыхать, когда вокруг гибнут люди. Свои люди. Когда коверкают землю. Его зем­лю. Отдохнуть можно будет потом, когда прогонят фа­шистов. А сейчас война - это его жизнь, а фронт - это его дом.

Так ли, сяк ли, Теркин дома,

То есть - снова на войне…

Интересно восприятие Твардовским той войны, на которой он сам воевал, на которой жил его литера­турный герой, его понимание военной службы:

Есть закон - служить до срока,

Служба - труд, солдат - не гость.

Есть отбой - уснул глубоко,

Есть подъем - вскочил как гвоздь.

Есть война - солдат воюет,

Лют противник - сам лютует.

Есть сигнал: вперед!.. - Вперед.

Есть приказ: умри!.. - Умрет.

Это понимает и Василий Теркин. Он воспринимает нашествие немцев не как личную трагедию, а как трагедию всего русского народа. Поэтому во всей по­эме нет сюжета, касающегося исключительно только личных переживаний героя. Все его мысли - это мысли каждого в той войне, его стремления - стрем­ления всего русского народа.

Теркин - исключительно емкий образ. С одной стороны, это человек труда со всеми присущими ему качествами: с верностью приметливого глаза, сно­ровкой опытных рук, не любящих безделья, с житей­ским оптимизмом. Это хорошо видно в главе «Два солдата», когда легко, словно шутя, Теркин чинит пи­лу, а затем часы.

Посмотреть - и то отрадно:

Завалящая пила

Так-то ладно, так-то складно

У него в руках пошла.

Обернулась - и готово.

С другой стороны, Теркин - исключительно рус­ский человек. Он наделен добродушием, терпением, скромностью, способностью «принимать все как есть» и с юмором переносить любые невзгоды, спокойным мужеством.

Вглядываясь в образ Теркина, замечаешь, что в нем соединились те национальные и общечеловече­ские черты, которые нужны были народу-солдату для войны и победы.

В литературе военных лет Теркин занимает особое место: это не просто один из литературных персона­жей своей эпохи, а ее главный герой, наиболее глубо­кий, полный и художественно совершенный образ народа, воюющего «ради жизни на земле».

С. С. Смирнов по этому поводу писал: «По моему глубокому убеждению, произведение, наиболее полно отразившее самый дух и характер Великой Отече­ственной войны, - это поэма А. Твардовского “Васи­лий Теркин”. И в этом плане - плане постижения ха­рактера народа на войне - к поэме не приближается ни одно произведение прозы».

Не отрываясь от земли, оставаясь понятным и близ­ким читателю в каждом своем душевном движении, Теркин одновременно как бы приподнят над всем тем, что имеет значение лишь для отдельного челове­ческого существования. Это проявляется между про­чим в том, что его фронтовая биография составлена лишь из таких положений, в которых за четыре воен­ных года не раз побывал почти каждый фронтовик. Это не личная, а, так сказать, общесолдатская судьба, не развернутая в виде какого-либо связного индиви­дуального сюжета, но как бы наложенная вереницей отдельных картин и эпизодов на общий гигантский сюжет войны.

Теркин и все остальные солдаты, включенные в произведение А. Твардовского, являются обычными людьми, и показаны они чаще всего в самых что ни на есть будничных, отнюдь не героических обстоя­тельствах: на ночлеге («Дремлет, скорчившись, пехо­та, сунув руки в рукава»), в многодневном и малоус­пешном бою за крошечную деревушку («Посыпает дождик редкий, кашель злой терзает грудь. Ни клоч­ка родной газетки - козью ножку завернуть»), в раз­говорах на темы совсем не «высокие» - например, о преимуществах сапога перед валенком. И заканчи­вают они свою «войну-работу» не под колоннами рейхстага, не на праздничном параде, а именно там, где у нас издавна заканчивалась всякая страда, - в бане.

После хорошей, трудной работы, наработавшись «всласть», где бы отдохнуть, как не здесь? А работал

Теркин на совесть, «не для славы, ради жизни на земле».

Теркин ворот нараспашку,

Теркин сел, глотает снег,

Смотрит грустно, дышит тяжко, -

Поработал человек.

Символом народа-победителя стал в поэме Твардо­вского обыкновенный человек, рядовой солдат. Его жизнь и ратный труд, его переживания и думы сде­лал поэт понятными и близкими для нас, его скром­ный подвиг прославил, пробудил к нему живое чув­ство уважения, благодарности и любви.

Меню статьи:

Произведение на военную тематику часто встречаются в культуре и литературе всех без исключения стран и народностей. И это не удивительно, именно война стала в жизни многих людей бесповоротным рубежом, кардинально поменявшим их жизни. В большинстве случаев такие произведения печальны и настраивают читателя на определенную трагедию. Однако это не касается произведения А. Твардовского «Василий Теркин».

Собирательность образа Василия Теркина

Александр Трифонович Твардовский в военные годы был корреспондентом на фронте, поэтому он много общался с рядовыми солдатами, и соответственно, много времени проводил на полях сражений. Такая деятельность позволила Твардовскому подмечать характерные черты солдат, особенности их поведения, а также узнавать о некоторых необычных, геройских поступках защитников Родины.

В скором времени все эти наблюдения и материалы воплотились в образе Василия Теркина – центрального персонажа одноименной поэмы Твардовского.

Биография Василия Теркина

О биографических данных Теркина известно крайне мало, Зовут его Василий Иванович. Его родина – Смоленщина. На этом информация заканчивается. Данные о внешности героя также скудны – его внешность не была запоминающейся: он не был ни высок, ни низок, не был Теркин ни красавцем, ни уродом.
Пожалуй, это связано с желанием автора изобразить типичного солдата из простой семьи. Именно благодаря таким незначительным данным создается впечатление о типичности героя – его можно подстроить под любую биографию человека реально принимавшего участие в военных событиях.

Символичность фамилии

В то время как о символичности имени главного героя поэмы говорить сложно – скорее всего, оно было взято из разряда самых распространенных имен, то его фамилия не лишена символизма и подтекста.

В первую очередь символизм фамилии Василия объясняется его оптимистическим отношением к войне и верой в победу войск, к которым принадлежит Василий.

Теркин постоянно поддерживает сослуживцев, особенно тех, которые впервые оказались на фронте и с ужасом воспринимают все происходящее. Он неоднократно говорит, что все пройдет, перетрется. Именно здесь и заключен основной посыл, объясняющий его фамилию – жизнь все время «трет» Василия, но, несмотря на все неприятности и сложности, он не теряет оптимизма и усердия.

Военная служба Теркина

Основную массу повествования занимают описание различных военных ситуаций и роль в их разрешении Василия Теркина.

Вторая мировая война – не первая война в жизни Теркина, до этого он уже побывал на фронтах финской войны, поэтому все тяжести, противоречия и сложности военной жизни Теркин не воспринимает как нечто ужасное и необычное, для него уже привычна жизнь военного человека.


Судя по всему, в Финскую войну Теркин был простым, рядовым солдатом и не был произведен в офицерское звание. Вторую мировую Теркин также начинает в звании рядового, однако, благодаря своим неоднократным подвигам, он получает значительные награды и офицерское звание.

Однажды Теркин сумел сбить винтовкой вражеский самолет. За этот поступок он был награжден генералом орденом. Однако это не единственный подвиг Теркина – он также помогает переправиться своим войскам через речку. Для этого он переплывает зимой реку, смело и самоотверженно сражается с противниками и даже был ранен, но отлеживаться не собирается, а сразу же после улучшения состояния опять порывается на фронт.

Характеристика личности

Первое, что бросается в образе Теркина – это его оптимизм. Он веселый человек и старается не унывать даже в самые печальные моменты жизни. Даже тогда, когда кажется, что надежды на благополучный исход нет, Теркин находит возможность пошутить и в такой образ поддержать своих товарищей.


Василий добрый и бескорыстный человек, у него большое сердце и щедрая душа. Теркин помнит все добрые поступки по отношению к нему и старается отплатить добром в ответ. Так, например, он помнит, как после ранения потерял шапку, а медсестра ему отдала свою. Эту шапку Теркин бережно хранит – она напоминает ему о человеческой отзывчивости и доброте. Когда его сослуживец теряет кисет, Теркин ему отдает свой. Василий считает, что на войне можно потерять все, что угодно – как материальные вещи, так и не материальные, вплоть до совей жизни. Единственное, что нельзя потерять, по мнению Теркина – это Родину.

Василий очень любит жизнь, в такой степени, что ради жизни других людей готов рискнуть своей жизнью. Однако при этом не упускает возможности в шутливой форме ответить, что он бы хотел дожить лет до 90.

Теркин – человек чести, он считает, что на войне нужно забыть о личных интересах и руководствоваться понятием чести.

Теркин умеет хорошо играть на гармошке. Своей игрой он умеет и развеселить людей, и заставить их взгрустнуть.

Кроме этого, Теркин знает много забавных историй и обладает талантом их рассказывать. Василий всегда увлекает сослуживцев своим рассказом, умеет надолго удержать их внимание на своем рассказе.

Чтобы развеять тоску товарищей, Теркин смешно умеет перекривлять пение немцев. Одним словом, Теркин, который сам не любит грустить и печалиться знает множество способов, как развеселить солдат и ободрить их. Именно поэтому, он любимчик всех солдат.

Однако не только веселые рассказы в арсенале Теркина. Так, например, он рассказывает историю о солдате, который, придя к себе в деревню с освободительной армией обнаружил, что вся его семья погибла, а дом разрушился. Теркин говорит, что, нужно помнить о таких людях и не забывать о них в то время, когда вражеская армия будет повержена.
Теркин – мастер на все руки. Он умеет делать любую работу. Так, например, пребывая в одной из деревень, Теркин чинит старикам часы и пилу.

Таким образом, образ Василия Теркина – собирательный. Он основан на множестве воспоминаний солдат Второй мировой войны и обличает наилучшие характеристики людей.

Василий всегда готов прийти на помощь другим, он честный и бескорыстный человек. Теркин во всем происходящем, в первую очередь, готов увидеть что-то позитивное, это связанно с его жизнеутверждающим настроем и верой в восстановление справедливости и победы добра.