Виктор Пекелис - Твои возможности, человек.

ВИКТОР ПЕКЕЛИС Твои возможности, человек!
ИЗДАНИЕ 5-е ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ Издательство «Знание» Москва 1986

ПЕКЕЛИС Виктор Давидович, член Союза писателей СССР и Союза журналистов СССР. Один из первых в стране начал популяризовать новую отрасль знаний – кибернетику, в дальнейшем посвятив ей несколько книг, в том числе ряд составленных им сборников из работ крупнейших советских и зарубежных ученых. Книги В. Пекелиса «Маленькая энциклопедия. О большой кибернетике» и «Кибернетическая смесь» за несколько лет выдержали у нас в стране и за рубежом более тридцати изданий.

Другая тема, разрабатываемая В. Пекелисом, – творческие способности человека. Книга на эту тему «Твои возможности, человек!» была впервые выпущена издательством «Знание» в 1973 г. Еще одна книга о возможностях человека – «Как найти себя» вышла в издательстве «Детская литература» в 1985 году.


Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! Изд. 5-ое, перераб. и доп. – М.: Знание, 1986. – 272 с.


В книге рассказывается об интеллектуальных, психических и физических резервах, которыми обладает каждый человек, о некоторых научно обоснованных приемах и средствах развития наблюдательности, памяти, внимания, творческих способностей в целом. Затрагиваются также актуальные вопросы организации творческой работы в условиях информационных перегрузок, взаимоотношений личности и коллектива, управления коллективом и его совершенствования.

Другу Александру Майорову, генералу армии и Солдату, чей образ жизни созвучен мыслям этой книги.


ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

Когда встает вопрос о переиздании, перед автором возникает дилемма. С одной стороны, ощущаешь стремление сохранить книгу в том виде, в каком она родилась первоначально: работа твоя живет, доказана ее нужность, подтверждается ее актуальность. С другой стороны, всегда есть потребность внести что-то новое, ведь жизнь не стоит на месте.

Как выйти из такого положения, как удовлетворить столь противоречивым требованиям? Каждый раз каждый автор решает задачу по-своему, но при этом никто не может пройти мимо важного факта – жизни книги, степени внимания к ней читателей и критики, их пожеланий и советов.

Судьба книги, которую вы держите в руках, примечательна, вернее, не совсем обычна. Сначала она (для проверки авторской концепции в данной теме) печаталась отдельными фрагментами в газетах и журналах. Потом под названием «Как стать гением?» полностью публиковалась на протяжении 1971 и 1972 годов в чехословацком журнале «Свет социализма», а затем под названием «Твои возможности, человек!» в 1973, 1974 и 1975 годах выходила стотысячными тиражами в Москве в издательстве «Знание». Дважды, в 1975 и 1977 годах, под названием «Стратегия и тактика жизни» издавалась в Братиславе на словацком языке. В 1976 году книгу перевели на казахский и молдавский языки, в 1977 – на французский и немецкий, в 1978 – на эстонский и грузинский, в 1979 – на армянский.

Таким образом, за десять с небольшим лет книга издавалась 13 раз на 10 языках и общий тираж теперь достиг миллиона экземпляров.

Причину такой популярности книги я как автор вижу прежде всего в самой теме. Что есть человек? – этот вопрос испокон веков волновал людей. Наша сегодняшняя действительность, изобилующая поразительными достижениями ума и рук человека, многократно обострила этот вопрос и философски и в плане житейской практики, низведя его для многих и многих к вопросу о личном здоровье и личных возможностях.

От человека, работающего в новых условиях, с.новой техникой, требуется огромная умственная отдача, правильная, научно обоснованная профессиональная ориентация, полное использование умения и таланта.

Вот почему в исследовании человека наступил новый этап. Теперь первейшим для всех стал вопрос, в каком направлении развивается человек, а наиглавнейшим для каждого – как развивать себя. И эти проблемы интересуют не только ученых. Буквально все обращают взоры к возможностям интеллекта, к возможностям развития творческой личности.

Замечу, не следует сужать понятие «творческая личность», связывая его лишь с профессиями интеллектуального труда. Творение, созидание чего-либо происходит не только в сфере духовного, но и материального тоже.

Интерес к книге проявляется еще и потому, что она в какой-то мере помогает заполнить пробел в образовании. Мы давно уже по какому-то непонятному небрежению не обращаем внимания на «космические» перегрузки в процессе обучения, при котором надо усваивать и запоминать огромный по объему материал.

В наше же время главное не загружать память все большим и большим количеством знаний, а научить творчески работать, привить, говоря кибернетическим языком, некую изначальную программу умения решать задачи, встречающиеся в процессе любой деятельности.

Философы теперь все чаще спрашивают: «Что делать с человеком?» Мне же представляется более важным, чтобы каждый задал вопрос: «Что мне делать с собой?» И не риторический, абстрактный, а конкретный: как себя вести в связи с изменениями, происходящими в окружающем нас мире, с изменениями образа жизни, уровня сознания, с развитием способностей – всех совокупных факторов, с которыми каждый связан. Ведь все мы многомерны, многогранны, многообразны, многозначны во всех сферах: от физической сути – природы до духовной сущности – культуры.

Вот почему в названии книги «Твои возможности, человек!» подразумевается не только интеллектуальный потенциал и подготовка к профессиональной деятельности, а вся совокупность развития человека: его эмоциональной и волевой сферы, нравственности и социальной ответственности, то есть жизнь во многих ее проявлениях.

В книге я пытался сделать упор на положение, кратко формулируемое так: человек – это то, что он сделал из себя сам. Поэтому акцент все время ставился на развитие и совершенствование именно тех индивидуальных качеств, с помощью которых можно достичь наибольшего приближения к уровню полного развития своих способностей. Такой подход гипнотизировал некоторых читателей кажущейся легкостью решения очень сложной проблемы. Но она затронута мною не для того, чтобы поразить воображение тех, кто с завистью взирает на творческие успехи «интеллектуалов», а только затем, чтобы каждый мог внимательно посмотреть на себя, понять себя, оценить себя, вторгнуться в самого себя.

Каждое новое издание книги вызывало поток читательских писем. В них высказано много пожеланий. Часть предложений принята автором. Книга значительно переработана и дополнена. Включены главы, посвященные «азбуке работы», «информационному взрыву», обучению и новой технике, работоспособности и возрасту. Рассмотрена проблема, связанная с возможностями человека в будущем, когда повседневностью станет искусственный интеллект.

Тем же, кто предлагал включить подробные рекомендации для развития способностей, отвечу: «Твои возможности, человек!» – не практическое руководство, а попытка увлечь идеей, которая должна быть воспринята не только умом, но и сердцем, побуждая к действию.

И еще. Не скрою, предлагая каждому реализовать в своей жизни свои возможности, автору хотелось бы, чтобы читатель, прочитав книгу и спросив себя, как жить, – мог ответить: «Надо жить так, чтобы жизнь в тебе нуждалась!»

ВИКТОР ПЕКЕЛИС


Твои возможности, человек? Если произнести эти слова в виде вопроса, то вряд ли многие из тех, к кому они будут обращены, сумеют на них правильно ответить. Не все знают в полной мере свои возможности. Хотя, вероятно, не раз каждый спрашивал себя: «А что я есть на самом деле, на что способен, сумею ли достигнуть того-то и того-то, если мобилизую все свои силы, все свои возможности?»

Но одно дело задавать себе подобного рода вопросы абстрактно, безотносительно к данным своего организма, своего характера, а другое – вести научный диалог с самим собой. Действительно, разве каждый знает, как строится чувственный и умственный образ окружающего нас мира, как возникают и сменяют друг друга различные мотивы поведения, как происходит психическое развитие. А кто из нас замерял скорость своего зрительного восприятия, объем внимания, время различных реакций, умение запоминать, силу ассоциаций, степень эмоциональной устойчивости и так далее и тому подобное? А без этого нет фотографии психологического поведения человека, объективной оценки возможностей того или иного индивидуума.

А какие же они вообще, эти возможности?

Канадский патофизиолог Г. Селье в книге «От мечты к открытию», посвященной проблемам организации научной деятельности, пришел к утверждению, что в коре мозга человека заключено столько мыслительной энергии, сколько физической энергии содержится в атомном ядре. Значит, теоретически творческие возможности человека неограничены и неисчерпаемы.

Британский физик Дэвид Дойч – не только один из основоположников теории квантовых вычислений, но и философ, стремящийся осмыслить "вечные вопросы" человечества в контексте, заданном развитием науки. Стержневой вопрос данной книги: есть ли предел для человеческого прогресса? Ответ выражен в заглавии: мы стоим у начала бесконечного пути, по которому поведет нас, выдвигая догадки и подвергая их критике, наш универсальный разум. Мы встали на этот путь в эпоху Просвещения, но с него легко сбиться под влиянием ошибочных философских идей, к которым автор причисляет многие течения мысли – от позитивизма до постмодернизма, не говоря уже о религии. Примером отступления от пути разума в науке предстает у него копенгагенская интерпретация квантовой механики. Разумную альтернативу ей Дойч видит в интерпретации Эверетта, из которой вытекает картина мира как мультивселенной. Но сфера интересов автора не ограничивается наукой. Опираясь на идеи Карла Поппера и понятие разумного объяснения, Дойч формулирует теорию познания, из которой выводит существование объективной истины в этике и эстетике, а также политические принципы, способствующие неограниченному прогрессу.

Дэвид Дойч
Начало бесконечности. Объяснения, которые меняют мир

Благодарности

Хочу выразить благодарность своим друзьям и коллегам Саре Фиц-Клэридж, Алану Форрестеру, Герберту Фройденхайму, Дэвиду Джонсону – Дейвису, Полу Таппендену и особенно Эллиоту Темплу, а также моему редактору Бобу Дэвенпорту за то, что они смогли найти время на вычитку черновых вариантов книги, за высказанные ими замечания и предложения. Хочу поблагодарить и тех, кто вычитывал отдельные главы и вносил полезные комментарии, – это Омри Серен, Артур Экерт, Майкл Голдинг, Алан Грейфен, Рути Риган, Саймон Сондерс и Лули Тэнетт.

Спасибо Нику Локвуду, Томми Робину и Лули Тэнетт за то, что они сумели неожиданно для меня столь точно перевести мои объяснения на язык иллюстраций.

Благодарю Сергея Белоусова и всю команду Российского квантового центра за возможность публикации русской версии книги.

Предисловие

Прогресс настолько быстрый, чтобы его можно было заметить, и достаточно устойчивый, чтобы незыблемо присутствовать в жизни не одного и не двух поколений, за всю историю человечества случился лишь однажды. Он начался в эпоху научной революции и продолжается до сих пор. Речь идет об успехах не только в сфере научной мысли, но и в области технологий, в развитии политических систем, моральных ценностей, искусства, во всех аспектах обеспечения благосостояния человека.

Когда бы и в чем бы ни проявлялся прогресс, всегда находились влиятельные мыслители, которые либо отрицали его реальность, либо считали его нежелательным, либо объявляли саму эту концепцию лишенной смысла. Но они заблуждались в своих рассуждениях. Существует объективное различие между ложным объяснением и верным, между хронической невозможностью решить проблему и ее решением, а также между ложью и истиной, между безобразным и красивым, между страданием и облегчением мук, а следовательно, и между застоем и прогрессом в самом полном смысле этого слова.

В своей книге я привожу доводы в пользу того, что прогресс, как в области теории, так и в области практики, обусловлен лишь стремлением людей найти то, что я называю разумными объяснениями. Стремление это присуще только человеку, но его эффективность является еще и фундаментальным фактом, описывающим действительность на самом объективном уровне, в масштабе Вселенной, а именно: действительность соответствует универсальным законам природы, которые на самом деле являются разумными объяснениями. Эта простая взаимосвязь между космическим и человеческим наводит на мысль о центральной роли человека в космической системе вещей.

Но должен ли прогресс иметь конец – будь то катастрофа или некое логическое завершение – или он нескончаем? Верно последнее. Это отсутствие предела выражается словом "бесконечность" в названии книги. Чтобы найти этому объяснение, а также понять, когда прогресс возможен, а когда нет, нам придется пройти практически по всем областям фундаментальной науки и философии. И каждый раз мы будем узнавать, что прогресс вовсе необязательно должен иметь конец, но у него всегда есть отправная точка – причина, по которой он начался, событие, которое способствовало этому, или необходимое условие для его начала и успешного развития. Каждая из таких отправных точек – это "начало бесконечности" с позиций рассматриваемой научной области. На первый взгляд кажется, что в большинстве своем они никак не связаны между собой. Однако все они – части одного целого, того, что присуще нашей действительности и что я называю собственно началом бесконечности.

1. Применимость объяснений

За всем этим, несомненно, стоит такая простая и красивая идея, что когда – лет через десять, сто или тысячу – мы додумаемся до нее, то непременно спросим: а разве могло быть иначе?

Джон Арчибальд Уилер.

Труды Нью-Йоркской академии наук (Annals of the New York Academy of Sciences), т. 480 (1986)

Несколько тысяч светящихся точек на ночном небе да тусклая и размытая полоса Млечного Пути – такой мы видим невооруженным глазом Вселенную вне пределов Солнечной системы. Но если спросить астронома, что же там на самом деле, он расскажет не о точках и не об этой полосе, а о звездах – сферах из раскаленного газа, диаметр которых достигает миллионов километров и которые удалены от нас на много световых лет. Солнце – самая обыкновенная звезда, скажет он, и выглядит оно не так, как другие звезды, только потому, что находится гораздо ближе к Земле, хотя нас и разделяет 150 миллионов километров. И хотя эти расстояния невообразимы, мы уверены, что знаем причину сияния звезд: все дело в ядерной энергии, скажет астроном, выделяющейся в результате трансмутации, в ходе которой один химический элемент преобразуется в другой (главным образом – водород в гелий).

Некоторые типы трансмутации происходят самопроизвольно и на Земле, при распаде радиоактивных элементов. Впервые это продемонстрировали в 1901 году физики Фредерик Содди и Эрнест Резерфорд, но представление о трансмутации восходит к античности. Алхимики веками мечтали о том, чтобы превратить неблагородный металл – железо или свинец – в золото. Но они так и не смогли даже приблизительно понять, что для этого нужно, поэтому у них ничего не вышло. А вот ученые XX века с этой задачей справились. Справляются с ней и звезды, когда они взрываются как сверхновые. Получить золото из неблагородных металлов путем трансмутации во Вселенной под силу только звездам – и разумным существам, разбирающимся в том, какие процессы протекают в их недрах.

ВИКТОР ПЕКЕЛИС Твои возможности, человек!
ИЗДАНИЕ 5-е ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ Издательство «Знание» Москва 1986

ПЕКЕЛИС Виктор Давидович, член Союза писателей СССР и Союза журналистов СССР. Один из первых в стране начал популяризовать новую отрасль знаний – кибернетику, в дальнейшем посвятив ей несколько книг, в том числе ряд составленных им сборников из работ крупнейших советских и зарубежных ученых. Книги В. Пекелиса «Маленькая энциклопедия. О большой кибернетике» и «Кибернетическая смесь» за несколько лет выдержали у нас в стране и за рубежом более тридцати изданий.

Другая тема, разрабатываемая В. Пекелисом, – творческие способности человека. Книга на эту тему «Твои возможности, человек!» была впервые выпущена издательством «Знание» в 1973 г. Еще одна книга о возможностях человека – «Как найти себя» вышла в издательстве «Детская литература» в 1985 году.


Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! Изд. 5-ое, перераб. и доп. – М.: Знание, 1986. – 272 с.


В книге рассказывается об интеллектуальных, психических и физических резервах, которыми обладает каждый человек, о некоторых научно обоснованных приемах и средствах развития наблюдательности, памяти, внимания, творческих способностей в целом. Затрагиваются также актуальные вопросы организации творческой работы в условиях информационных перегрузок, взаимоотношений личности и коллектива, управления коллективом и его совершенствования.

Другу Александру Майорову, генералу армии и Солдату, чей образ жизни созвучен мыслям этой книги.


ПРЕДИСЛОВИЕ К ЧЕТВЕРТОМУ ИЗДАНИЮ

Когда встает вопрос о переиздании, перед автором возникает дилемма. С одной стороны, ощущаешь стремление сохранить книгу в том виде, в каком она родилась первоначально: работа твоя живет, доказана ее нужность, подтверждается ее актуальность. С другой стороны, всегда есть потребность внести что-то новое, ведь жизнь не стоит на месте.

Как выйти из такого положения, как удовлетворить столь противоречивым требованиям? Каждый раз каждый автор решает задачу по-своему, но при этом никто не может пройти мимо важного факта – жизни книги, степени внимания к ней читателей и критики, их пожеланий и советов.

Судьба книги, которую вы держите в руках, примечательна, вернее, не совсем обычна. Сначала она (для проверки авторской концепции в данной теме) печаталась отдельными фрагментами в газетах и журналах. Потом под названием «Как стать гением?» полностью публиковалась на протяжении 1971 и 1972 годов в чехословацком журнале «Свет социализма», а затем под названием «Твои возможности, человек!» в 1973, 1974 и 1975 годах выходила стотысячными тиражами в Москве в издательстве «Знание». Дважды, в 1975 и 1977 годах, под названием «Стратегия и тактика жизни» издавалась в Братиславе на словацком языке. В 1976 году книгу перевели на казахский и молдавский языки, в 1977 – на французский и немецкий, в 1978 – на эстонский и грузинский, в 1979 – на армянский.

Таким образом, за десять с небольшим лет книга издавалась 13 раз на 10 языках и общий тираж теперь достиг миллиона экземпляров.

Причину такой популярности книги я как автор вижу прежде всего в самой теме. Что есть человек? – этот вопрос испокон веков волновал людей. Наша сегодняшняя действительность, изобилующая поразительными достижениями ума и рук человека, многократно обострила этот вопрос и философски и в плане житейской практики, низведя его для многих и многих к вопросу о личном здоровье и личных возможностях.

От человека, работающего в новых условиях, с.новой техникой, требуется огромная умственная отдача, правильная, научно обоснованная профессиональная ориентация, полное использование умения и таланта.

Вот почему в исследовании человека наступил новый этап. Теперь первейшим для всех стал вопрос, в каком направлении развивается человек, а наиглавнейшим для каждого – как развивать себя. И эти проблемы интересуют не только ученых. Буквально все обращают взоры к возможностям интеллекта, к возможностям развития творческой личности.

Замечу, не следует сужать понятие «творческая личность», связывая его лишь с профессиями интеллектуального труда. Творение, созидание чего-либо происходит не только в сфере духовного, но и материального тоже.

Интерес к книге проявляется еще и потому, что она в какой-то мере помогает заполнить пробел в образовании. Мы давно уже по какому-то непонятному небрежению не обращаем внимания на «космические» перегрузки в процессе обучения, при котором надо усваивать и запоминать огромный по объему материал.

В наше же время главное не загружать память все большим и большим количеством знаний, а научить творчески работать, привить, говоря кибернетическим языком, некую изначальную программу умения решать задачи, встречающиеся в процессе любой деятельности.

Философы теперь все чаще спрашивают: «Что делать с человеком?» Мне же представляется более важным, чтобы каждый задал вопрос: «Что мне делать с собой?» И не риторический, абстрактный, а конкретный: как себя вести в связи с изменениями, происходящими в окружающем нас мире, с изменениями образа жизни, уровня сознания, с развитием способностей – всех совокупных факторов, с которыми каждый связан. Ведь все мы многомерны, многогранны, многообразны, многозначны во всех сферах: от физической сути – природы до духовной сущности – культуры.

Вот почему в названии книги «Твои возможности, человек!» подразумевается не только интеллектуальный потенциал и подготовка к профессиональной деятельности, а вся совокупность развития человека: его эмоциональной и волевой сферы, нравственности и социальной ответственности, то есть жизнь во многих ее проявлениях.

В книге я пытался сделать упор на положение, кратко формулируемое так: человек – это то, что он сделал из себя сам. Поэтому акцент все время ставился на развитие и совершенствование именно тех индивидуальных качеств, с помощью которых можно достичь наибольшего приближения к уровню полного развития своих способностей. Такой подход гипнотизировал некоторых читателей кажущейся легкостью решения очень сложной проблемы. Но она затронута мною не для того, чтобы поразить воображение тех, кто с завистью взирает на творческие успехи «интеллектуалов», а только затем, чтобы каждый мог внимательно посмотреть на себя, понять себя, оценить себя, вторгнуться в самого себя.

Каждое новое издание книги вызывало поток читательских писем. В них высказано много пожеланий. Часть предложений принята автором. Книга значительно переработана и дополнена. Включены главы, посвященные «азбуке работы», «информационному взрыву», обучению и новой технике, работоспособности и возрасту. Рассмотрена проблема, связанная с возможностями человека в будущем, когда повседневностью станет искусственный интеллект.

] Для среднего и старшего возраста. Рисунки Б. Белова.
(Москва: Издательство «Детская литература», 1970)
Скан: AAW, обработка, формат: pohorsky, 2009

  • ОГЛАВЛЕНИЕ:
    МОИМ ДРУЗЬЯМ-ЧИТАТЕЛЯМ (3).
    ИЗУЧАЙТЕ. КИБЕРНЕТИКУ! (5).
    А
    АВТОМАТ. Тайное слово дедушки Само (7).
    АВТОМАТИЗАЦИЯ. Основная линия (14).
    АВТОМАТИКА. Секрет могущества - «органы чувств» и «мышцы» (21).
    АЛГОРИТМ. Правила для всех (32).
    Б
    БИОНИКА. «Конструкторское бюро живой природы» (37).
    БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ЦИФРОВАЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАШИНА. Молниеносный счет (44).
    В
    ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. Добрая фея (49).
    ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА. От сливовых косточек к быстродействующим машинам (58).
    ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР. Фабрика чисел (70).
    Г
    ГРУППА КОДОВАЯ. «В каждой строчке только точки» (76).
    Д
    ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ. Все из 0 и 1 (80).
    ДОКУМЕНТАЛИСТИКА. Как найти иголку в стоге сена? (85).
    Е
    ЕМКОСТЬ ПАМЯТИ. «След на восковой поверхности» (93).
    Ж
    ЖАККАРДОВ ПРИНЦИП. «Говорящие» отверстия (101).
    3
    ЗАПИСЬ ЧИСЕЛ В МАШИНЕ. Два состояния (110).
    И
    ИНФОРМАЦИЯ. Не вещество и не энергия (115).
    К
    КИБЕРНЕТИКА. Общее в разном (124).
    КИБЕРНЕТИКА В БИОЛОГИИ. Живое под «микроскопом» чисел (129).
    КИБЕРНЕТИКА В ЭКОНОМИКЕ. С формулами сквозь деньги и товары (140).
    Л
    ЛИНГВИСТИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ. Слова и числа (151).
    ЛОГИКА МАТЕМАТИЧЕСКАЯ. Три богатыря (157).
    М
    МИКРОМИНИАТЮРИЗАЦИЯ. Куда стремится карлик? (167).
    МОДЕЛИРОВАНИЕ. Одинаковые неодинаковости (176).
    МУЗЫКА ЭЛЕКТРОННАЯ. Композитор без слуха (186).
    Н
    НАДЕЖНОСТЬ. Показатель доверия (196).
    О
    ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ. От конца к началу (202).
    ОБУЧАЮЩАЯ МАШИНА. Двойку ставит автомат (207).
    П
    ПЕРЕВОД МАШИННЫЙ. «Лошадь (по имени) Чарли» (214).
    ПРОГРАММИРОВАНИЕ. Путеводитель по «машинному городу» (220).
    ПСИХОЛОГИЯ ИНЖЕНЕРНАЯ. Человек у машины (228).
    Р
    РАСПОЗНАВАНИЕ ЗВУКОВ РЕЧИ. Поговорим по-человечески (235).
    РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ. Что есть что? (243).
    РОБОТЫ. «Эрик», «Тинкер», «Сибиряк» и другие (251).
    С
    САМОПРИСПОСАБЛИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. На пути к «умному» автомату (256).
    СЕМИОТИКА. Внимание! Знаки (262).
    Т
    ТЕОРИЯ ИГР. «Красные» против «синих» (268).
    У
    УПРАВЛЯЮЩАЯ МАШИНА. Где человек не справляется (276).
    Ф
    ФОРМАЛИЗАЦИЯ. Жесткое существо дела (283).
    X
    ХАРАКТРОН. Световая «самописка» (291).
    Ц
    ЦИФРОВОЙ СУММАТОР. Электронная «застежка-молния» (296).
    Ч
    «ЧЕРНЫЙ ЯЩИК». «Ничего не знаю, ничего не вижу, никому ничего не скажу» (301).
    Ш
    ШИФРОВАНИЕ. «Тайна, покрытая мраком» (308).
    Э
    ЭВРИСТИКА. Почему так, а не этак? (315).
    ЭНТРОПИЯ. «Демон» открывает двери (321).
    Я
    ЯЗЫК МАШИН. Шоколадная помадка и «АЛГОЛ» (328).

Из вступительной статьи: ...В этой маленькой энциклопедии сделана попытка рассказать о большой кибернетике. Пришлось совместить в одной книге три, чтобы можно было одну читать, другую рассматривать, а третьей пользоваться как справочником.
В первой - небольшие рассказы об удивительном и необыкновенном в кибернетике. Во второй - детальные рисунки. Их с большой выдумкой сделал художник Борис Белов. Сделал красиво, просто и понятно - смотри, перед тобой вся суть предмета. Надеюсь, что вы с большим интересом будете рассматривать и кибернетическо-юмористические концовки, выполненные по мотивам советских и зарубежных художников. В третьей - энциклопедия от «А» до «Я». Хочешь - читай в алфавитном порядке, хочешь - можно букву на выбор, все равно перед тобой пройдут и раскроются основные термины кибернетики. Ведь каждая «буква» самостоятельна, а все вместе они составляют связное повествование о новой науке...