Воля и эмоции внимание. Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

Слайд 2

Воля

Под волей обычно понимают сознательную регуляцию человеком своего поведения, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к достижению цели. Волевое действие выполняет две функции: побудительную, заставляющую бороться с препятствиями на пути к достижению цели и преодолевать их, и тормозную – способность удерживать себя от нежелательных поступков.

Слайд 3

  • Выдержка и сдержанность – такие же проявления воли, как и активность в достижении задуманного. Образно говоря, воля – это желание, ставшее действием.
  • Волевое действие, являясь результатом тщательного анализа всех возможных вариантов, кончается оценкой того, что было совершено, и исправлением ошибок, если они были допущены.
  • Слайд 4

    Волевой акт начинается с выбора цели. Прекрасно, когда цель, продиктованная чувством долга, совпадает с желанием получить удовольствие от будущей работы. Тогда энергия человека утраивается. Возникает состояние страсти, вдохновение. Наилучшие произведения искусства, научные открытия, спортивные подвиги были совершены в этом состоянии. Но гораздо чаще между чувством долга и сиюминутным желанием возникает конфликт. Тогда происходит борьба побуждений, борьба мотивов. Человек должен решить, что он будет делать, и остановиться на чем-то одном.

    Слайд 5

    Процесс выбора – трудное состояние, иногда мучительное. У нерешительных людей оно может затягиваться на долгие часы, иногда дни и даже годы, если цель связана с выбором жизненного пути. Но вот решение принято, цель поставлена, и человек снова оказывается перед выбором: как достичь задуманное.

    Слайд 6

    Сценарии будущих действий как бы проигрываются в сознании, пока, наконец, не находится вариант, который кажется оптимальным. Только после этого следует само действие. Оно является завершающей, но не конечной стадией, потому что сознание контролирует каждый этап деятельности и при необходимости вносит в нее поправки, коррекцию результатов.

    Слайд 7

    • Способность человека оценивать сложную ситуацию и принимать нестандартные решения называется находчивостью. Она связана с волевыми качествами личности.
    • Для иллюстрации приведем один факт из биографии Ф.И. Шаляпина. Когда Федор Иванович прибыл в Италию на гастроли, вокруг него сложилась неблагоприятная обстановка: в газетах появились нападки на русское национальное искусство. За день до премьеры к нему пришли люди, которые наживались на том, что срывали спектакли, и потребовали большой выкуп.
  • Слайд 8

    Шаляпин отказался платить и выгнал вымогателей, хотя угроза была далеко нешуточной. И вот день премьеры. Ставили оперу Гуно "Фауст". На сцене Шаляпин в костюме Мефистофеля. Оркестр проиграл вступление – Шаляпин молчит. Проиграли вступление снова – то же самое. Публика в недоумении. И вдруг Шаляпин сбрасывает плащ Мефистофеля и исполняет романс "Очи черные". Публика взрывается аплодисментами. Опера проходит с небывалым успехом.

    Слайд 9

    • Для того чтобы достичь главной цели – рассеять предубеждение к русскому искусству и сохранить спектакль, Шаляпин нашел остроумный способ: неожиданной выходкой завоевал внимание зрителей.
    • Каждый человек живет среди людей. Они дают советы, пытаются убедить, а то и заставить делать по-своему. Волевой человек способен обдумать предложения, советы, согласиться с необходимым и полезным, отбросить неприемлемое.
  • Слайд 10

    Лица с недостаточно развитой волей либо идут на поводу у других, либо действуют наперекор тому, что им советуют. В первом случае проявляется внушаемость, во втором – негативизм. При анализе их действий выясняется, что они не могут обосновать свое поведение, поскольку действовали импульсивно, на уровне подсознания и эмоций.

    Слайд 11

    Эмоции

    • Эмоции – это наиболее древняя форма отражения действительности, связанная с удовлетворением потребностей. В переводе с французского слово эмоция означает "возбуждаю, переживаю".
    • В головном мозге существуют центры, возбуждение которых приводит к удовольствию или к страданию, их образно называют центрами рая и ада. Благодаря работе этих центров человек и животные на бессознательном уровне анализируют поступающую информацию и оценивают ее значение: вредные или полезные события она предвещает.
  • Слайд 12

    Различают такие проявления эмоций: эмоциональные реакции – плач, смех; эмоциональные состояния – настроение, тревога, волнение, бурная эмоциональная вспышка (аффект); эмоциональные отношения, или чувства в узком значении этого слова, – любовь, ненависть, ревность и т. д.

    Слайд 13

    Эмоциональное состояние может быть положительным, отрицательным или нейтральным, если развивающиеся события не имеют к нам отношения. В зависимости от этих состояний происходят гормональные сдвиги в организме. Так, вы уже знаете, что при страхе в кровь выделяется адреналин, а при боевом возбуждении – норадреналин.

    Слайд 14

    В связи с этим различают стенические (от греч. stheneia - сила) эмоции, повышающие работоспособность человека, и астенические (от греч. аstheneia - слабость), мешающие ему осуществлять задуманные действия. К первым можно отнести задор, уверенность в успехе дела, ко второму – волнение, мешающее думать, говорить, действовать.

    Слайд 15

    Проявления эмоционального состояния: настроение (хорошее или плохое); страсть, когда воля и эмоция сплавляются в едином порыве (высшее выражение страсти – вдохновение); стресс – напряжение, близкое к предельным возможностям организма; аффект – эмоциональная вспышка, выходящая из-под контроля воли. Именно в состоянии аффекта Иван Грозный убил своего сына Ивана. Эта сцена изображена на известной картине И.И. Репина "Иван Грозный и сын его Иван".

    Слайд 16

    Эмоциональные отношения – это те чувства, которые мы испытываем к другому человеку, животному, делу, новой информации и пр. Любовь, в том числе половая, ненависть, ревность, зависть – все это проявления различных чувств. От эмоциональных состояний их отличает направленность на определенный объект. Чувства бывают довольно противоречивыми: любовь может быть смешана с досадой, грустью, радостью, т.е. в зависимости от обстоятельств знак эмоций может меняться.

    Слайд 17

    Чувства обладают динамикой: они рождаются, достигают высшей силы, потом угасают, а то и становятся противоположными: ненависть может перейти в любовь, пылкая любовь – смениться равнодушием. Особенно скоротечны увлечения, они часто бывают в подростковом, но могут быть и в зрелом и даже в пожилом возрасте. Несмотря на пылкость, увлечения быстро угасают после первого достигнутого результата, так как, по существу, связаны с явлениями доминанты, а доминанта, как известно, после своего разрешения уступает место другой.

    Слайд 18

    Внимание

    • Вниманием называют сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии.
    • Когда у человека напряжено внимание, даже его внешний вид изменяется. У него возникают движения приспособительного характера: он вслушивается, всматривается, стараясь не пропустить ни одной детали, ни одного слова. Посмотрите на слушателей, изображенных на картине Рембрандта "Урок анатомии доктора Тюлпа" (см. рис. 1). Как выразительны их позы!
  • Слайд 19

    Внимание может быть сосредоточено и на собственных мыслях. Глаза глубоко задумавшегося человека нередко устремлены вдаль, так что расположенные рядом предметы не отвлекают от размышлений. Часто происходит задержка дыхания: оно становится более редким.

    Слайд 20

    Различают непроизвольное и произвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает помимо воли человека. Любой яркий, неожиданный раздражитель, вызывающий ориентировочный рефлекс, становится объектом непроизвольного внимания.

    Слайд 21

    Обычно непроизвольное внимание длится до тех пор, пока объект сохраняет новизну. С потерей новизны непроизвольное внимание начинает колебаться и легко утрачивается, если вызвавший его объект не вызывает интерес.

    Слайд 22

    Произвольное внимание

    проявляется при осуществлении сознательного намерения человека заняться делом, иногда малоинтересным, но необходимым, требующим приложения волевых усилий. Каждый, кто сталкивался с необходимостью выучить сложный и малопривлекательный текст, знает, как трудно усилием воли заставить себя сосредоточиться на нем.

    Слайд 23

    Но делу можно помочь, если не просто читать текст, а активно работать с ним: составлять план, конспектировать, строить схемы, выявляющие связи между описываемыми событиями или процессами. Неважно, по какой программе вы будете работать, важно, чтобы она существовала и выполнялась пункт за пунктом. Тогда внимание будет устойчивым, а работа продуктивной. Проверить наблюдательность и внимание можно в практической работе.

    Слайд 24

    Невнимательного человека называют рассеянным. Первая причина рассеянности – слабость произвольного внимания. Любой посторонний раздражитель вызывает ориентировочный рефлекс, и человек отвлекается от основного дела. Вторая причина рассеянности – глубокая сосредоточенность человека на определенном занятии: постороннее раздражение не замечается им, так как оно воздействует на заторможенные в данный момент участки мозга.

    Слайд 25

    Выводы

    Под волей понимают сознательную регуляцию поведения, обеспечивающую преодоление трудностей на пути к цели. Волевое действие может выполнять как побудительную, так и тормозную функцию.

    Слайд 26

    Эмоции связаны с возможностью (или невозможностью) удовлетворить потребности. Эмоциональные реакции (смех, плач, физиологические сдвиги в работе сердца, гормональной системы) имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные состояния (настроение, волнение, стресс, страсть, аффект и пр.) или благоприятствуют деятельности (стенические эмоции), или нарушают ее (астенические эмоции). Эмоциональные отношения, или чувства в узком смысле (любовь, ненависть, ревность и пр.), всегда направлены на определенный объект и обладают динамикой.

    Слайд 27

    Вниманием называют сосредоточенность сознания на том или ином виде деятельности, объекте или событии. Различают непроизвольное (возникающее независимо от воли и сознания) и произвольное внимание, которое поддерживается волевым усилием и требует от человека большой затраты энергии. Активная работа с объектом позволяет без напряжения сохранить внимание на длительный срок.

    Посмотреть все слайды

    Методы: наглядный, проблемный, индивидуальная и исследовательская работа, мультимедиа.

    Оборудование:

    1. Учебник Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8-й класс. М.: Дрофа, 2005.
    2. Рабочая тетрадь Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8-й класс. М.: Дрофа, 2005.
    3. Видиопроектор, демонстрационный экран, презентации учащихся “Воля”, “Эмоции” и “Внимание”.
    4. Рисунки, отражающие различные выражения лиц человека.

    Планируемые результаты:

    1. Учащиеся узнают об особенностях воли, эмоций, внимания в жизни школьника.
    2. Проведут мини-исследование своего организма.
    3. Получат рекомендации своих одноклассников для воспитания внимания, развития воли.
    4. Научаться дыхательному упражнению, которое поможет снять физическое и психическое напряжение.

    Цели урока:

    Образовательные

    • сформировать знания о воли, эмоциях, внимании;
    • знать особенности каждого познавательного процесса;
    • характеризовать их роль в жизни школьника.

    Воспитательные

    • формирование интереса к изучаемому предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;
    • стимулирование любознательности, активности на уроке.

    Развивающие

    • развитие поисково-информационных умений;
    • развитие умений выделять главное в изучаемом материале, анализировать, обобщать изучаемые факты и понятия, сравнивать, делать выводы;
    • развитие способностей к самостоятельной работе над новым материалом.

    План урока:

    1. Организационный момент. Объяснение темы и цели занятия.

    2. Работа с новым материалом:

    • Воля.
    • Эмоции.
    • Внимание.

    Лабораторная работа “Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”.

    1. Проверка изучаемого материала (ответы на задания, обсуждение).
    2. Домашнее задание.
    3. Подведение итогов.
    4. Рефлексия.

    1. Организационный момент. Сегодня наш урок посвящен познавательным процессам человека. На уроке будут использованы презентации ваших одноклассников.

    Вы уже знаете, что важнейшую роль в жизни человека играет высшая нервная деятельность (ВНД), под которой понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. ВНД связана с большими полушариями головного мозга. Поверхность больших полушарий образована серым веществом – корой, которая отвечает за речь, память, сознание, мышление, волю, эмоции, внимание. Цель этого урока познакомиться с понятиями “воля”, “эмоции”, “внимание” и выяснить их роль в жизни школьника, а также провести мини-исследование для познания себя. По ходу урока Вам необходимо составить конспект, где самое главное будет отражено кратко. И так, переходим к изучению нового материала.

    2. Работа с новым материалом:

    У вас гораздо больше шансов достичь успеха, чем потерпеть поражение – волшебная формула.

    Лабораторная работа

    “Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”

    “Я знаю, как на мёд садятся мухи,
    Я знаю смерть, что рыщет, всё губя.
    Я знаю книги, истины и слухи,
    Я знаю всё, но только не себя”.

    Франсуа Вийон
    (французский поэт XV века)

    Вот и сегодня мы будем познавать себя. Проведём мини-исследование своего внимания. Ход работы в учебнике Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс. – с.293–294. Оформить отчёт можно, используя рабочую тетрадь Д.В. Колесова. Биология. Человек. 8 класс. – с. 86.

    • определить устойчивость внимания;
    • выяснить условия его повышения.

    ХОД УРОКА

    1. Заполнить таблицу.

    2. Обсуждение результатов. Ответите на вопросы:

    1) При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания?

    2) Результаты второго эксперимента “Удержание образа при произвольном внимании”

    Если фигура исчезала

    • не более 11 раз – повышенное устойчивое внимание;
    • 12–20 – нормальная устойчивость внимания;
    • более 20 раз – недостаточная устойчивость внимания.

    3) Как можно уменьшить число колебаний внимания?

    Величину колебаний внимания можно уменьшить волевым усилием. Поэтому для развития устойчивого внимания надо:

    • дисциплинировать себя;
    • уметь сосредоточиться при выполнении заданий;
    • тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.

    4) Можно ли повысить устойчивость внимание?

    Можно при активной работе с объектом. Вот почему при объяснении учителя полезно мысленно забегать вперёд, сравнивать услышанные сведения с теми, которые известны всем, не пассивно слушать объяснения, а активно осмысливать услышанное. Полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой. Игровые автоматы в этом отношении могут быть использованы как хорошие тренажёры.

    Вывод: Поддерживать внимание с наименьшими усилиями можно. На уроке необходимо соблюдать правильный режим работы; активно участвовать в восприятии изучаемого материала и воспитывать внимание, тогда и результат обучения будет хорошим.

    3. Проверка изучаемого материала (ответы на задания, обсуждение).

    Ваше мнение:

    1) Три ученика одного класса обладают одинаковыми способностями в обучении, но имеют различные волевые черты характера:

    • один нерешительный,
    • другой ненастойчивый,
    • третий невыдержанный.

    Какие трудности в жизни ожидают этих учеников и можно ли их избежать?

    2) В старой медицинской литературе приводится поучительная легенда о холере. Холера в образе женщины обещала повстречавшему ей путнику истребить в одном городе определённое число людей. Погибло во много раз больше. Её упрекали в том, что она не сдержала слово. На это холера отвечала: “Все умершие сверх названного числа погибли не от меня, а от страха”.

    Выделите и объясните в легенде истину.

    3) Герой гоголевской повести “Шинель” Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью.

    Объясните, какова её причина.

    4) Если человек отказывается от алкоголя, курения, наркотиков – это проявление его воли?

    4. Домашнее задание: § 57.

    5. Рефлексия. Продолжите предложения:

    1. Сегодня на уроке я узнал …
    2. Я понял, что …
    3. Теперь я могу …
    4. Я думаю, что этот урок …
    5. Я попробую …

    Приветствие класса.

    Здравствуйте, ребята и члены жюри. Меня зовут Михаил Сергеевич. Сегодня урок биологии у вас проведу я. Я приехал из г. Жиздра Калужской области и очень рад, что веду урок в вашей школе.

    У нас сегодня с вами необычный урок. Во-первых, мы сегодня не будем писать в тетрадях. Обрадовались? Скажу вам, по секрету, я тоже не любил писать в тетради. Так, что можете сложить тетрадки и отложить. А книги вы любите читать? Вижу не все. А тут у нас с вами мнение расходится. Книги читать надо и я очень любил читать и до сих пор люблю. Вместо тетради у нас с вами будут информационные карты, которые вы найдете у себя на столе. А дальше самое интересное. Оценки вы сегодня будете ставить сами себе, и не в конце урока, а прямо сейчас. Поставьте оценку в инструкционной карте ту, которую вы хотели бы сегодня получить. А в конце урока мы с вами посмотрим, достигли вы своей цели или нет.

    Оценка в начале урока___________

      Актуализация знаний. (5 мин)

    На прошлом уроке вы начали знакомство с ВНД человека, выяснили, что ВНД играет важнейшую роль в жизни человека. Ответьте мне на вопрос:

    Что обозначает ВНД? (ответ: функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой).

    ВНД связана с корой больших полушарий, образованной серым веществом мозга.

    Какие процессы ВНД мы изучили на прошлом уроке? (речь, сознание, память, мышление)

    Сегодня на уроке мы продолжим изучать процессы ВНД. Посмотрите на слайд, и опишите одним словом изображенный процесс? Задавать наводящие вопросы это процесс ВНД, необходим при преодоление трудностей, и т.д. (Слайд 2,3,4)

    Значит, на уроке мы с вами должны изучить такие процессы ВНД, как воля, эмоции, внимание. (Слайд 5,6)

    Что мы с вами должны будем сегодня сделать? Какова цель сегодняшнего урока?

    А зачем? Может мы с вами и без этих знаний хорошо проживем? (знать себя, природу своих эмоций, мы живём в мире который состоит из эмоций, тренировать силу воли, внимание нам необходимо на уроках на дороге, при обращении сбытовыми приборами и др.)

      Изучение нового материала. (25 мин)

    А сейчас давайте с вами представим, что вы не просто ученики замечательной школы, а сотрудники Научного исследовательского института и вы получили распределение лабораторий. Когда вы заходили в класс, вы вытянули номер лаборатории и заняли свое место. В лабораториях есть еще и должности. У вас маленькие таблички, на которых написаны возможные должности: заведующий лабораторией, докладчик, содокладчик. Я вам даю 15 с, чтобы вы быстро решили, кто из вас будет кто.

    А в каких же лабораториях вы будете работать? Что это за лаборатории №1,2,3. Снимите листы, и прочитайте, в каких лабораториях вы будете работать. Ваше оборудование: инструкционная карта, учебник и вы сами. Приступаем к исследованию. У каждого на столе лежит табличка зеленого цвета, если у вас возникают вопросы, то вы поднимаете ее. На проведение исследования вам отводится 5-7 минут.

    I лаборатория «Воля»

    1 Задание. Напишите определение «воля», пользуясь текстом учебника с.288 первый абзац.

    Воля это - сознательная саморегуляция поведения, обеспечивающая преодоление трудностей на пути к достижению цели.

    2 Задание. Самостоятельно заполните схему «Функции волевых действий», пользуясь учебником с.288 первый абзац.

    «Функции волевых действий»


    Тормозная

    Побудительная

    Способность удерживать себя от нежелательных поступков

    Заставляет бороться с препятствиями на пути к достижению цели и преодолевать их


    Учащиеся само

    3 Задание. Самостоятельно заполните схему «Этапы волевого акта», пользуясь учебником с.288-290 третий абзац.

    Осуществление действий

    Выбор средства для достижения цели

    Борьба побуждений

    Выбор цели


    4 Задание. Пользуясь текстом учебника с.289 шестой абзац, дать определение следующим понятиям:

    Внушаемость это – автоматическое действие, отсутствие самостоятельности, пассивное следование за лидером.

    Негативизм это - автоматическое действие наперекор лидеру, вследствие недостаточно развитой воли.

    5 Задание. Попробуйте назвать внутренние препятствия, которые необходимо преодолевать для достижения поставленной цели? (усталость, желание развлечься, страх, стыд, инертность, просто лень, терпение и т.д.)

    Что выполняет важнейшую роль в преодолении затруднений на пути к достижению цели? (Осознание ее значимости).

    II лаборатория «Эмоции»

    1 Задание. Напишите определение, пользуясь текстом учебника с.289 шестой абзац.

    Эмоции это - переживания, в которых проявляется отношение людей к окружающему миру и к самим себе.

    2 Задание. Напишите определение, пользуясь текстом учебника с.289 седьмой, восьмой абзац и с. 290 шестой абзац. Приведите примеры эмоциональных реакций, эмоционального состояния и эмоционального отношения. Составите краткий рассказ.

    Эмоциональные реакции - проявление эмоций (плач, смех).

    Эмоциональное состояние - настроение человека (радость печаль грусть).

    Эмоциональное отношение - чувства (любовь, дружба, вражда, ревность, зависть).

    3 Задание. Напишите определение аффекта, пользуясь текстом учебника, с.289 последний абзац. Приведите пример состояния аффекта.

    Аффект это – бурная эмоциональная вспышка и потеря над собой волевого контроля. Пример: убийство царём Иваном Грозным своего сына.

    4 Задание. Напишите определение, пользуясь текстом учебника с.290 второй абзац. Какой учёный ввел понятие стресс? К чему приводит стресс?

    Стресс - переход на интенсивный режим деятельности. Включает состояние тревоги, устойчивой деятельности, истощения сил организма.

    Ввел понятие стресс Ганс Селье.

    Стресс приводит к утомлению, ухудшению самочувствия, неврозу, гипертонии, другим заболеваниям.

    5 Задание. - Охарактеризуйте эмоции, изображенные на рисунке.

    6 Задание. Приготовьте краткий рассказ по теме для обмена информацией.

    III группа «Внимание»

    1 Задание. Напишите определение внимание, пользуясь текстом учебника с.291 первый абзац. Как внимание изменяет облик и движения человека?

    Каковы физиологические основы внимания?

    Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на важных для нас предметах и явлениях.

    При очень напряженном внимании у человека возникают движения приспособительного характера. Он прислушивается, всматривается.

    Физиологические основы внимания - это ориентировочный рефлекс.

    2 Задание. Пользуясь текстом учебника с.291 пятый абзац, заполните схему «Виды внимания». Приведите пример каждого вида.

    3 Задание. Пользуясь текстом учебника с.291 последний абзац, напишите свойства внимания, приведите примеры.

    Свойства внимания:

    1. Устойчивость

    2. Колебание

    4 Задание. Пользуясь текстом учебника с.292 первый абзац, напишите определение слову рассеянность, напишите причины рассеянности, приготовьте краткое пояснение о причинах рассеянности.

    Рассеянность - это невнимательность человека.

    Причины рассеянности:

    1.Слабость произвольного внимания.

    2.Излишняя концентрация внимания.

    5 Задание. Предложите жизненные ситуации где вам может потребоваться повышенная концентрация внимания. Предложите профессии где требуется повышенное внимание.

    Ситуации: За рулём, при переходе улицы, на экзамене, при подписании договора, при обращении с бытовой техникой.

    Профессии: Авиадиспетчер, хирург, водитель, инженер, банковский служащий, продавец кассир.

    6 Задание. Приготовьте краткий рассказ по теме для обмена информацией.

    Время исследований подошло к концу. Я прошу во всех лабораториях прекратить работу. Первым с докладом выходит лаборатория «Воля». Все мы будем внимательно слушать, и задавать вопросы. Вторым с докладом будет выступать лаборатория «Эмоции» и третьим «Внимание».

    Выполните лабораторную работу на с. 293-294 учебника . (7 минут)

    Поскольку мы с вами работаем в научного исследовательском институте давайте проведем исследование. Объектом исследования будете вы сами, предметом исследование станет ваше внимание.

    На столах учеников разложения листы с Л.Р., они читают пояснение и ход работы, учитель демонстрирует макет усечённой пирамиды.

    После этого приступают к выполнению, результаты записываются в таблицу (она заранее отпечатана). В конце делают вывод, обсуждают результаты.

    Лабораторная работа

    “Измерение числа колебаний образа усечённой пирамиды в различных условиях”

    Цели:

      определить устойчивость внимания;

      выяснить условия его повышения.

    ХОД РАБОТЫ.

    1. Заполнить таблицу.

    Условие внимания

    Число колебаний внимания

    за 30 секунд

    за 1 минуту

    1. Непроизвольное внимание (без установки)

    2. Произвольное внимание (с установкой сохранять создавшийся образ)

    3. Произвольное внимание при активной работе с объектом

    2. Обсуждение результатов. Ответьте на вопросы:

    1) При каком внимании наблюдается наибольшее число колебаний внимания?

    2) Результаты второго эксперимента “Удержание образа при произвольном внимании”

    Если фигура исчезала

      не более 11 раз – повышенное устойчивое внимание;

      12–20 – нормальная устойчивость внимания;

      более 20 раз – недостаточная устойчивость внимания.

    3) Как можно уменьшить число колебаний внимания?

    Величину колебаний внимания можно уменьшить волевым усилием. Поэтому для развития устойчивого внимания надо:

      дисциплинировать себя;

      уметь сосредоточиться при выполнении заданий;

      тренировать способность выделять наиболее важные детали и не замечать второстепенные.

    4) Можно ли повысить устойчивость внимания?

    Можно при активной работе с объектом. Вот почему при объяснении учителя полезно мысленно забегать вперёд, сравнивать услышанные сведения с теми, которые известны всем, не пассивно слушать объяснения, а активно осмысливать услышанное. Полезно тренировать себя в быстром переключении внимания с одного объекта на другой. Игровые автоматы в этом отношении могут быть использованы как хорошие тренажёры.

    Вывод: Поддерживать внимание с наименьшими усилиями можно. На уроке необходимо соблюдать правильный режим работы; активно участвовать в восприятии изучаемого материала и воспитывать внимание, тогда и результат обучения будет хорошим.

    IV. Закрепление знаний. (8 мин)

    Кубик Блума.

    Скажите ребята вы в детстве любили играть в кубики.(да, нет) Давайте с вами поиграем в такой кубик на гранях у него написаны начала вопросов Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.. Вы покидываете кубик вам выпадет начало вопроса а я задаю соответствующий вопрос по нашей теме, если вы не отвечаете помогает команда или другая команда.

    Почему при большой концентрации внимания человек не замечает ничего вокруг?

    Почему важно воспитывать в себе силу воли?

    Почему внушаемость и негативизм одинаково нежелательны для личности?

    Почему стресс опасен для здоровья?

    Почему стресс в современном мире так распространён?

    Объясни что такое эмоциональная реакция?

    Объясни что такое эмоциональное состояние?

    Объясни что такое эмоциональное отношение?

    Объясни что такое стресс?

    Объясни что такое внимание, воля, эмоции?

    Назови функции волевых действий?

    Назови этапы волевого акта?

    Назови виды внимания.

    Назови, какой учёный ввел понятие стресс ?

    Назови, к чему приводит стресс?

    Предложи, как меньше подвергаться воздействию стресса? Предложи свой пример состояния аффекта человека?

    Предложи, как воспитать силу воли?

    Предложил, как преодолеть стресс?

    Предложил, как тренировать внимание?

    Придумай ситуацию, в которой тебе понадобятся знания о воле?

    Придумай ситуацию, в которой тебе понадобятся знания об эмоциях?

    Придумай ситуацию, в которой тебе понадобятся знания о внимании?

    Придумай , что будет, если исчезнет у человека воля? Придумай , что будет, если исчезнут у человека эмоции? Придумай , что будет, если исчезнет у человека внимание?

    Вы сами себе оценку поставили? Поставили. А теперь, поставьте себе оценку в конце урока, в зависимости от того, как вы работали. В конце урока отдайте инструкционные карты своему учителю, и ваш учитель поставит вам оценки.

    V. Домашнее задание. (1 мин) Слайд 21

    Оценка «5»- выучить стр. 288 – 292, в рабочей тетради выполнить задания №246, 247, 248.

    Придумайте упражнения для тренировки силы воли или внимания.

    Оценка «4»- выучить стр. 288 – 292, в рабочей тетради выполнить задания №246, 247, 248.

    Оценка «3»- выучить стр. 288 – 292.

    Индивидуальное творческое задание: подготовить сообщение о советском ученом (на выбор):

    Выготский Лев Семенович

    Леонтьев Алексей Николаевич

    Лурия Александр Романович

    VI. Рефлексия. (5 мин) Слайд 22

      Сегодня на уроке я узнал …

      Я понял, что …

      Теперь я могу …

      Я думаю, что этот урок …

      Я попробую …

    Вывод: мы изучили такие процессы ВНД, как воля, эмоции, внимание.

    На всякий случай.

    Ваше мнение:

    1) Три ученика одного класса обладают одинаковыми способностями в обучении, но имеют различные волевые черты характера:

      один нерешительный,

      другой ненастойчивый,

      третий невыдержанный.

    Какие трудности в жизни ожидают этих учеников и можно ли их избежать?

    2) В старой медицинской литературе приводится поучительная легенда о холере. Холера в образе женщины обещала повстречавшему ей путнику истребить в одном городе определённое число людей. Погибло во много раз больше. Её упрекали в том, что она не сдержала слово. На это холера отвечала: “Все умершие сверх названного числа погибли не от меня, а от страха”.

    Выделите и объясните в легенде истину.

    3) Герой гоголевской повести “Шинель” Акакий Акакиевич так был влюблён в своё дело, что даже на досуге видел перед собой ровные строчки и любимые буквы. Он отличался большой рассеянностью.

    Объясните, какова её причина.

    4) Если человек отказывается от алкоголя, курения, наркотиков – это проявление его воли?

    Нередко, принимая какое-то решение и понимая необходимость действовать, человек не спешит выполнить его.

    Даже психологи не всегда могут объяснить, почему люди иногда ничего не предпринимают для осуществления своих планов, решений, удовлетворения даже остро необходимых потребностей. Когда люди, обладающие необходимыми знаниями, придерживающиеся близких убеждений и взглядов на жизнь, с разной степенью интенсивности приступают к решению стоящей перед ними задачи или когда при столкновении с трудностями одни из них прекращают свои попытки, а другие действуют с удвоенной энергией – эти явления связывают с такой особенностью психики как воля. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

    Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

    Цель данной работы – дать характеристику понятию воля, а также определить и описать волевые качества личности.

    ВОЛЯ

    “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаяся от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними. ”.

    С.Л. Рубинштейн. Понятие о воле

    Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это - способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

    В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью.

    Изучение воли в историческом аспекте можно разделить на несколько этапов.

    Первый этап связан с пониманием воли как механизма осуществления действий, побуждаемых разумом человека помимо или даже вопреки его желаниям.

    Второй - связан с возникновением волюнтаризма как идеалистического течения философии.

    На третьем этапе волю стали связывать с проблемой выбора и борьбой мотивов.

    На четвёртом - волю стали рассматривать как механизм преодоления препятствий и трудностей, встречающихся человеку на пути к достижению цели.

    В данное время имеется два противоборствующих течения о вопросе и природе воли.

    Одно из них подменяет волю мотивами и мотивацией. В соответствии со взглядами представителей этого направления, сказать «против воли» - значит сказать «против желания». Желание бывает разной силы. Соответственно, в этом случае, сила желания становится заменителем «силы воли». Происходит, таким образом, подмена представлений о психическом и физическом волевом напряжении представлениями о силе переживания потребности. Воля выступает здесь скорее как сознательный (мотивационный) способ регуляции поведения и деятельности человека.

    Другое течение связывает волю только с преодолением трудностей и препятствий, т.е., по существу, делает понятие «воля» синонимичным понятию «сила воли». Такое отождествление этих двух понятий в обыденном сознании, вероятно, происходит следующим образом. Считается, что человек, умеющий преодолевать трудности, обладает сильной волей, и такой человек обычно называется волевым. Незаметно «сила воли» превратилась просто в «волю», и теперь воля понимается только как инструмент преодоления трудностей, а волевое поведение рассматривается, прежде всего, как поведение, направленное на достижение цели, несмотря на имеющиеся трудности. В связи с этим возникают представления о субъектах волевых и неволевых, т.е. обладающих или не обладающих волей. Воля здесь выступает как характеристика личности, характера.

    Первое (мотивационное) направление в понимании вопроса о воле пренебрегает изучением волевых качеств (здесь сила воли заменяется силой мотива, потребности), второе - практически исключает мотивацию из волевой активности человека (поскольку вся воля сведена к проявлению волевого усилия).

    Сведение воли к волевой регуляции, отрыв волевой регуляции от мотивации даже терминологически не очень понятны. Ведь воля не потому называется волей, что проявляется только в волевых качествах, а наоборот, волевые качества называются так потому, что они реализуют волю, потому, что они произвольно, сознательно проявляются, т.е. по воле (по желанию) самого человека. Следовательно, понятие «волевые качества» является производным от слова «воля», а не наоборот.

    Сведение воли как единого целостного психологического механизма только к волевой регуляции, т.е. к регуляции по преодолению препятствий, неправомерно и по существу. Например, А.Ц. Пуни (1973) говорит о полифункциональности воли, имея в виду не просто выполнение волей различных задач на разных этапах произвольного действия, а, скорее. Многообразные волевые качества, конкретные проявления которых соответствуют различным функциям, выполняемым волей в процессе саморегуляции человеком своего поведения, своих действий.

    Кроме того, ещё И.М. Сеченов отмечал, что воля (как механизм преодоления препятствий) просто так, без идеи, без какого-то смысла проявляться не будет. Волевой регуляции и связанным с ней волевым качествам требуется руководство, для чего и служит основание действия, поступка, т.е. мотив. Наличие же мотива отражает сознательный и преднамеренный характер регуляции, называемой произвольной. Отсюда следует, что отрывать волевую регуляцию от произвольной нельзя.

    Понять что такое воля, можно только в том случае, если удастся свести воедино крайние точки зрения, каждая из которых абсолютизирует одну из упомянутых сторон воли: мотивацию, принимаемую за волю, в одном случае, или направленное на преодоление трудностей волевое усилие, к которому сводится воля, в другом случае. Изложенные выше подходы к пониманию сущности воли отражают различные её стороны, отображают различные её функции и вовсе не противоречат друг другу. В самом деле, воля, с одной стороны, связана с сознательной целеустремлённостью человека, с предметностью его поступков и действий, т.е. с мотивацией. С другой стороны, наиболее яркое проявление воли наблюдается при преодолении трудностей, отсюда и возникает мнение, что воля нужна только для этих случаев. В действительности же волевое (или, другими словами, произвольное) управление включает и то и другое.

    В толковом словаре Ожегова воля трактуется как способность осуществлять поставленные перед собой цели. В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

    Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. Например, Юм, определив волю как “внутреннее впечатление, которое мы переживаем и сознаем, когда сознательно даем начало какому-нибудь новому движению нашего тела или новой перцепции нашего духа”, фактически указал на то, что человеку присуще сознание воли, оно носит характер переживания, волевые акты осуществляются сознательно, волеизъявление предшествует действию. Более того, в современном философском понимании воля стала неотделима от действия, “каждый истинный, настоящий непосредственный акт воли в то же время и непосредственно - проявляющийся акт тела”.

    Поэтому понимание феномена воли возможно только на основе синтеза различных теорий, на основе учёта полифункциональности воли как психологического механизма, позволяющего человеку сознательно управлять своим поведением.

    Волевые акты

    Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

    Желание, хотение, воля суть состояния сознания, хорошо знакомые всякому, но не поддающиеся какому-либо определению. Мы желаем испытывать, иметь, делать всевозможные вещи, которых в данную минуту мы не испытываем, не имеем, не делаем. Если с желанием чего-нибудь у нас связано осознание того, что предмет наших желаний недостижим, то мы просто желаем; если же мы уверены, что цель наших желаний достижима, то мы хотим, чтобы она осуществилась, и она осуществляется или немедленно, или после того, как мы совершим некоторые предварительные действия.

    Единственные цели наших хотений, которые мы осуществляем тотчас же, непосредственно, – это движение нашего тела. Какие бы чувствования мы ни желали испытать, к каким бы обладаниям мы ни стремились, мы можем достигнуть их не иначе, как совершив для нашей цели несколько предварительных движений. Этот факт слишком очевиден и потому не нуждается в примерах: поэтому мы можем принять за исходный пункт нашего исследования воли то положение, что единственные непосредственные внешние проявления – телесные движения. Нам предстоит теперь рассмотреть механизм, с помощью которого совершаются волевые движения.

    Волевые акты суть произвольные функции нашего организма. Движения, которые мы до сих пор рассматривали, принадлежали к типу автоматических, или рефлекторных, актов, и притом актов, значение которых не предвидится выполняющим их лицом (по крайней мере лицом, выполняющим их первый раз в жизни). Движения, к изучению которых мы теперь приступаем, будучи преднамеренными и составляя заведомо объект желаний, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть. Отсюда следует, что волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма. Это – первое положение, которое следует иметь в виду для понимания психологии воли. И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции. Нервные центры так устроены, что определенные стимулы вызывают в известных частях их разряд, и существо, впервые испытывающее подобный разряд, переживает совершенно новое явление опыта.

    Основные признаки волевого акта:

    1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

    2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

    3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

    4) нередко усилия воли направлены не столько на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

    Функции воли

    Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

    Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (например: человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т.д.).

    В отличие от волевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т.е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного. Она характеризуется надситуативностью, т.е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т.д.).

    По мнению В.А. Ванникова, главной психологической функцией воли является усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Реальным механизмом порождения дополнительного побуждения к действию является сознательное изменение смысла действия выполняющим его человеком. Смысл действия обычно связан с борьбой мотивов и меняется при определенных, преднамеренных умственных усилиях.

    Необходимость в волевом действии возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

    Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо, и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

    Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связан с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

    Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

    Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

    Можно выделить следующие характерные особенности воли:

    Выносливость и настойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели.

    Принципиальную последовательность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из единого руководящего принципа его жизни, которому человек подчиняет все побочное и второстепенное

    Критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокритической оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обоснованной аргументации.

    Решительность, заключающуюся в отсутствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром принятии решений и смелом проведении их в жизнь.

    Волю характеризуют по умению подчинять свои личные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

    Развитие воли у человека

    1) преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

    2) приобретение человеком контроля над своим поведением;

    3) выработка волевых качеств личности;

    4) а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

    Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человека" контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

    Внутри каждого из этих направлений развития воли по мере ее укрепления происходят свои, специфические преобразования, постепенно поднимающие процесс и механизмы волевой регуляции на более высокие уровни. К примеру, внутри познавательных процессов воля вначале выступает в форме внешне-речевой регуляции и только затем - в плане внутриречевого процесса. В поведенческом аспекте волевое управление вначале касается произвольных движений отдельных частей тела, а впоследствии - планирования и управления сложными комплексами движений, включая торможение одних и активизацию других комплексов мышц. В области формирования волевых качеств личности развитие воли можно представить как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным волевым качествам.

    Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.

    Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков - все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.

    Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.

    Особую роль в развитии воли у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков. Учение, появляющееся в последние годы дошкольного детства и превращающееся в ведущую деятельность в школе, наибольший вклад вносит в развитие произвольной саморегуляции познавательных процессов.

    Волевые качества личности

    В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что «первый шаг труден». Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Существенную роль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений; немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединённые с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, делают некоторых людей как бы бродилом в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.

    Прямую противоположность им составляют инертные натуры. Раз взявшись за дело, инертные люди также способны иногда не без упорства продолжать его, но им всегда особенно труден первый шаг: меньше всего они в состоянии сами что-то затеять и без стимуляции извне, по собственной инициативе что-то предпринять.

    Вслед за инициативностью, характеризующей человека по тому, как у него совершается самый начальный этап волевого действия, необходимо отметить самостоятельность, независимость, как существенную особенность воли. Её прямой противоположностью является подверженность чужим влияниям, лёгкая внушаемость. Подлинная самостоятельность воли предполагает, как показывает анализ внушаемости, негативизма и упрямства, её сознательную мотивированность и обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной собственной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе.

    От самостоятельности и мотивации решения нужно отличать решительность - качество, проявляющееся в самом принятии решения. Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твёрдости, с которой оно сохраняется, в противоположность тем колебаниям наподобие качания маятника в одну и в другую сторону, которые обнаруживает нерешительный человек. Нерешительность может проявиться как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения.

    Сама решительность может быть различной природы в зависимости от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности. Оно в частности определяет различную у разных людей внутреннюю природу их решительности. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению с задерживающей силой сознательного контроля. Она связана с темпераментом.

    Импульсивный тип определяется не абсолютной силой импульсов, а господством или преобладанием их над интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания. Рассудительный тип не обязательно отличается абсолютной слабостью импульсов, а преобладанием или господством над ними интеллектуального контроля. Решительность у некоторых людей сводится попросту к импульсивности, будучи обусловлена относительной силой импульсов при слабости интеллектуального контроля. Высший тип решительности покоится на наиболее благоприятном, оптимальном соотношении между большой импульсивностью и господствующей всё же над ней силой сознательного контроля.

    Но так же как решение не завершает волевого акта, решительность не является завершающим качеством воли. В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Прежде всего, здесь играет роль энергия, т.е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую, говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всеми и всяческими препятствиями за достижение цели.

    Некоторые люди вносят сразу большой напор в свои действия, но скоро «выдыхаются»; они способны лишь на короткий наскок и очень быстро сдают. Ценность такой энергии, которая умеет брать препятствия лишь с налёта и спадает, как только встречает противодействие, требующее длительных усилий, не велика. Подлинно ценным качеством она становится, лишь соединяясь с настойчивостью. Настойчивость проявляется в неослабности энергии в течение длительного периода, не взирая на трудности и препятствия. Настойчивость наряду с решительностью является особенно существенным свойством воли. Когда, не дифференцируя различных сторон воли, говорят вообще о сильной воле, то обычно имеют в виду прежде всего именно эти два свойства - решительность и настойчивость, то, как человек принимает решение и как он его исполняет. И точно так же, когда говорят о слабости воли или безволии, то имеют в виду прежде всего неумение принять решение и неумение бороться за его исполнение. Поскольку это в сущности два различных свойства воли, можно различать два разных типа безволия: 1) нерешительность, т.е. неумение принять решение, и 2) отсутствие настойчивости, т.е. неумение бороться за исполнение принятого решения.

    Такую нерешительность или ненастойчивость обычно проявляют люди, не способные гореть тем делом, которое они делают, или легко воспламеняющиеся, но быстро охлаждающиеся. Когда порыв, который человек вносит в борьбу за достижение поставленной цели, накалён страстью и озарён чувством, он выливается в энтузиазм.

    Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения - необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и пр. ради достижения цели. Эти качества воли в очень сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем.

    Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены единой линией, насколько твёрдо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей их объединяющей цели. Это беспринципные люди без чётких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все от времени до времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели - конечной цели всей его жизни и деятельности.

    Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всём великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.

    ВЫВОД

    Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.

    Развитие воли у человека связано с такими действиями как:

    · преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

    · приобретение человеком контроля над своим поведением;

    · выработка волевых качеств личности;

    · а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

    Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. В.А. Крутецкий “Психология”, Москва 1999г.

    2. Психология – учебник Москва 1998г.

    3. Бодалев А.А. Личность и общение М. 1983г.

    4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, Собр. сочинений М. 1982г. т.3

    5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М. 1989, т.2

    6. Чеснокова П.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977г.

    Вопросы в начале параграфа.

    Вопрос 1. Из каких этапов складывается волевой акт?

    Волевой акт складывается из нескольких этапов:

    1. выбор цели;

    2. выбор средств для достижения цели;

    3. действия для достижения цели;

    4. результат и его оценка.

    Таким образом, процессы волевого действия являются в значительной степени результатом мыслительных действий, которые предваряют мышечную деятельность и контролируют ее.

    Вопрос 2. Почему эмоциональные реакции одинаковы у всех людей?

    Плач, смех, проявления удовольствия, страха, печали и других чувств у всех людей сходны. Это эмоциональные реакции, которые присущи всем людям, потому что они имеют безусловно-рефлекторную природу. Эмоциональные реакции не всегда соответствуют знаку эмоции. Плакать можно от горя, но могут быть и слезы радости. Эмоциональные реакции одинаковы у всех людей, так как они вырабатывались в процессе эволюции для всего вида.

    Вопрос 3. Как люди переживают эмоциональные состояния: настроение, аффект, стресс, депрессию? Что такое эмоциональные отношения?

    Эмоциональные отношения всегда направлены на определенное лицо, объект или процесс. Любовь, дружба, вражда, ревность, зависть - все это примеры эмоциональных отношений. Обычно они объединяют различные эмоции: например, любя своего ребенка, родители и радуются его успехам, и огорчаются его неудачам, и порицают его за неправильные поступки, и одобряют его хорошее поведение.

    Когда человек включается в работу, состояние тревоги проходит. Если работа идет успешно, переживание уверенности в своих силах нарастает, доходя иногда до степени азарта. Обычно в этот период работа идет наиболее эффективно. Однако если ее приходится выполнять слишком долго, наступает утомление, которое сопровождается ухудшением самочувствия. Длительное перенапряжение может привести к неврозу, гипертонии и другим заболеваниям.

    Аффект обычно длится недолго. Когда он заканчивается, человек испытывает горькое сожаление по поводу содеяного. Состояние аффекта может проявляться в паническом бегстве, приступе агрессии, в оцепенении, близком к обмороку. Сознание в это время утрачивает ясность и сосредоточено только на выполняемом действии, а не на его последствиях. В момент аффекта проявляются основные свойства доминанты, и любое дополнительное воздействие может привести к усилению этого состояния.

    Вопрос 4. Какими свойствами обладает внимание?

    Внимание может быть устойчивым и колеблющимся. Если смотреть на неподвижный предмет без всякой цели, то уже через несколько секунд мы отвлечёмся от него, потому что отсутствие перемен приводит к торможению воспринимающих участков мозга. Устойчивость внимания при подвижных, изменяющихся объектах значительно выше. Повышает устойчивость внимания и активная работа с предметом, даже неподвижным, когда человек рассматривает его по определенной программе, направляя свое внимание сначала на одни детали, потом на другие.

    Вопрос 5. Как заставить себя быть внимательным?

    Чтобы быть внимательным, следует прежде всего знать недостатки своего внимания. Если рассеянность вызвана слабостью произвольного внимания, то необходимо тренировать именно его. Для этого выбирают упражнения, требующие длительного напряжения внимания, например выбор пути в лабиринте, прослеживание линии среди других, которые ее маскируют.

    Для выработки умения переключать свое внимание можно порекомендовать поиск разбросанных цифр, где приходится по мере нахождения одной цифры переходить к следующей. Но главное в воспитании внимания - умение активно работать с объектом, ставить перед собой ряд задач и последовательно добиваться их решения.

    Вопросы в конце параграфа.

    Вопрос 1. Что такое волевые действия?

    Волевые действия - это действия, которые требуют преодоления внешних препятствий или внутренних трудностей.

    Вопрос 2. Приведите примеры ситуаций, когда воля выполняет побудительную функцию, а когда - тормозную.

    При подготовке к экзамену воля будет выполнять побудительную (к учебным занятиям) функцию. Тормозная функция воли состоит в удерживании себя от нежелательных поступков, например отказ от вредных привычек.

    Вопрос 3. Какое значение имеют внушаемость и негативизм?

    Если человек пассивно следует за лидером, мы говорим о внушаемости. Если человек действует наперекор лидеру - о негативизме. И то и другое состояние является признаком недостаточно развитой воли, самостоятельности.

    Вопрос 4. Расскажите, какое значение в жизни человека имеют эмоции.

    Эмоции отражают переживание человеком своего отношения к окружающей действительности (к миру в целом, к людям, к их поступкам и т. д.) и к самому себе.

    Эмоции выполняют функцию оценки деятельности и ее результатов.

    Эмоции играют значительную роль в общении людей. Внешнее выражение эмоций сходно у людей разных национальностей.

    Вопрос 5. Приведите примеры аффектов и тех свойств доминанты, которыми они обладают.

    Состояние аффекта характеризуется значительным нарушением волевой регуляции действий человека, нарушается способность к установлению взаимосвязей между явлениями, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искаженное представление. В психиатрии это называется «сужением» сознания.

    В состоянии аффекта человек способен (в зависимости от преобладающей доминанты) совершить ограбление, нанести тяжелые повреждения себе или другому человеку, а также на убийство. Аффект обычно сопровождается бурными проявлениями. Но иногда вызывает, наоборот, прекращение всякой активности. Человек может оцепенеть от страха или отчаяния.

    Вопрос 6. Что такое стресс?

    Стресс - состояние общего напряжения организма, возникающее при воздействии чрезвычайного раздражителя.

    Вопрос 7. Что такое внимание?

    Внимание - внешнее выражение доминанты, направленность всей нашей психической деятельности, сосредоточенность на важных для нас предметах и явлениях. Внимание может быть двух видов: непроизвольное и произвольное.

    Вопрос 8. Почему ориентировочные рефлексы связывают с вниманием?

    Ориентировочный рефлекс является элементарной формой внимания. Он включается каждый раз, когда происходит рассогласование между тем, что ожидалось, и тем, что произошло в действительности. Чем неожиданнее и ярче будет новый раздражитель, тем больше шансов у него оказаться в центре нашего внимания.

    Вопрос 9. Каковы физиологические основы внимания?

    В основе внимания лежит ориентировочный рефлекс. Любой внешний раздражитель, если он новый и вызывает ориентировочный рефлекс, может оказаться в центре нашего внимания.