Восточная европа и хазарский каганат. Кто уничтожил Хазарию

«Начальная Русская летопись» доносит до нас обрывки сведений об истории и быте славянских племён, заселивших Брянский край.
Так, в статье о событиях 859 года говорится: «Варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен, и с мери, и с кривичей. А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма (то есть с домашнего очага)». Таким образом, мы видим, что вятичи и северяне находились в зависимости от Хазарского каганата, крупного государства, созданного кочевниками на берегах Волги.
Управлял Хазарией каган, чей титул позже иногда использовали киевские князья. Исповедовали хазары иудаизм, религию Ветхого Завета, первой части Библии.
Между тем, союз славянских и финно-угорских племён, в который входили и кривичи, изгнал было варягов-викингов и перестал платить им дань.
(Согласно другой версии, варяги - выходцы с побережья Балтийского моря, родственные славянским племенам (до XVIII в. в России Варяжским называлось Балтийское море).
Однако освободившиеся племена погрузились в междоусобные войны, и чтобы прекратить распри, пришлось снова призвать варягов.

Так новгородским князем стал Рюрик, положивший начало первой русской княжеской династии. Наследовавший Рюрику князь Олег (Вещий Олег, воспетый Александром Сергеевичем Пушкиным) захватил Киев, где до него также вили варяги, и принялся собирать земли славян вокруг Киева и торгового пути «Из варяг в греки». То есть создавать Русское государство, потому что варягов тогда называли «русью» (так их именует и Нестор -летописец). Но тут интересы Олега столкнулись с хазарскими (вспомним, вещий Олег у Пушкина «отмстил неразумным хазарам»). Данники хазар в этом случае, как радимичи, безропотно согласились отдавать хазарскую ь Олегу, в другом же, как северяне, упорствовали: «В год 884. Пошел ег на северян, и победил северян, и возложил на них лёгкую дань, и велел им платить дань хазарам, сказав: "Я враг их" и вам (им платить) зачем».


Союз с князем Олегом принёс радимичам и северянам выгоду и славу. Мы находим дружины, посланные этими племенами, в огромном войске, которым Олег в 907 году осадил столицу Византийской (Восточной Римской) империи Константинополь (славяне звали его Царьград, город Царей-Цезарей, то есть византийских императоров). Византийцы (русская опись зовёт их греками, потому что говорили они по-гречески, но сами византийцы называли римлянами-ромеями) воевать не стали - и откупились богатой данью, часть которой получили и союзники Олега. В 911 году поход повторили, и вот целому ряду городов, среди которых и Чернигов, греки обязались платить дань отдельно от Киева.
Следы руси, викингов-варягов, пришедших с Олегом и пом него, можно встретить и в наших краях. Это многочисленные серебряных монет, излюбленной добычи викингов. (Викинги считали монеты воплощением удачи. Она могла помочь варягу при жизни, a могут понадобиться и после смерти - вот почему монеты зарывали в землю) Это остатки оружия и одежды, найденные в современном Стародубском районе, а также следы поселения русов-варягов (село Левенка) на пути «Большого полюдья». Укрепление имело круглую форму. К концу XI века относят городище Чашин курган на территории Брянска, который также напоминает крепости, которые строили в большом количестве датские короли-викинги, начиная с IX века.



Городище Чашин Курган в Брянске

Сравнительно недалеко от нас, под Смоленском, находится одно из древнейших в Европе кладбищ викингов (село Гнездово, на месте которого осуществлялся сбор дани в пользу Киева), а в знаменитых курганах Чернигова - «Чёрной могиле» и «Гульбище» - найдено вооружение викингов, смешанное уже с восточным, хазарским или печенежским, и рога дикого быка-тура, окованные серебром, из которых варяги пили мёд пиво. Да разве могли эти морские скитальцы проплыть мимо Десны, которая привела бы их в хазарские земли, богатые золотом, серебром и всяким товаром?


Выдающийся русский художник Николай Константинович Рерих (№74-1947 гг.) был большим знатоком древностей. На рубеже XIX-XX веков он лично проводил раскопки славянских и варяжских курганов на северо-западе России. Картина «Заморские гости» навеяна этими раскопками. На ней изображены викинги, плывущие по одной из русских рек. Недаром наш великий земляк, поэт Алексей Константинович Толстой писал в XIX веке:

Я пью за варягов, за дедов лихих,
Кем русская сила подъята,
Кем славен наш Киев, кем грек приутих,
За синее море, которое их,
Шумя, принесло от заката!


Находки из черниговских курганов:
шлем восточного типа, турьи рога.
На заднем плане изображены этапы сооружения погребального кургана
Оружие русских дружинников конца X века.
Датский меч с городища у сёл Любожичи - Монастырище под Труческом

После Олега в Киеве правил князь Игорь. Когда Игорь погиб, вместо малолетнего его сына Святослава правила премудрая княгиня Ольга, первая христианка среди русских князей. Святослав, когда возмужал, решил покорить своей воле племя вятичей, до сей поры платившее дань хазарам.
Летопись сообщает: «В год 964. Когда Святослав вырос..., стал он собирать много воинов храбрых, и быстрым был, словно пардус (ге-пард - один из самых быстрых зверей), и много воевал.<...> И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: "Кому дань даете?". Они же ответили: "Хазарам - по щелягу (мелкой серебряной монете) с сохи даём".
В год 965. Пошёл Святослав на хазар. Услышав же об этом, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, в битве одолел Святослав хазар, и столицу <.. .> взял. <.. .> В год 966. Вятичей победил Святослав и дань на них возложил».
Святослав погиб, возвращаясь из далекого похода за Дунай. В это время окраинные славянские племена перестали платить Киеву а некоторые даже завели собственные княжеские династии - "Пример, были такие династии в Полоцке, в Турове и, как считают современные ученые, в Чернигове у северян. Победившему в династической войне князю Владимиру, будущему крестителю Руси и святому пришлось восстанавливать единство Русской земли.


Начал он с вятичей, когда то покоренных его отцом: «В год 981 <...> победил Владимир <...> вятичей и возложил на них дань - с каждого плуга, как и отец его брал.
В год 982. Поднялись вятичи войною, и пошел на них Владимир, и победил их вторично».
Видимо, вятичам понравилось жить свободно, без хозяев с берегов Волги или Днепра. Усмиренные Владимиром, они ещё долго не будут отстаивать свою независимость с оружием в руках.
Вслед за вятичами настала очередь радимичам отстаивать вольность на поле боя. Любопытные сведения содержит на этот счёт летопись: «В год 984. Пошел Владимир на радимичей. Был у него воевода Волчий Хвост; и послал Владимир Волчьего Хвоста вперед себя, и встретил тот радимичей на реке Пищане, и победил радимичей Волчий Хвост. Оттого и дразнят - русские радимичей, говоря: «Пищанцы от волчьего хвоста бегают».

Владимиров Сергей

К сожалению, мне, как студенту исторического факультета, как человеку, который хотел бы связать свою последующую деятельность с исторической наукой, очень больно смотреть на то, для каких целей используются исторические знания в провозглашаемом нами «цивилизованном» мире. В частности история всё чаще выступает «помощницей» политики, заказ которой и определяет наиболее интенсивно исследуемые периоды и проблемы истории. Однако если подходить к изучению истории с таких позиций, то история многих народов (получивших в сознании большинства людей клише «отсталых»), вековые отрезки исторического процесса окажутся просто напросто ненужными. Надеюсь, я не один считаю, что главную цель истории – установление закономерностей и выявление особенностей развития человеческого общества, с определением причин их обусловивших – невозможно достичь без учёта и изучения всех факторов, существовавших в историческом прошлом, даже если они на наш взгляд являются не существенными.

Исходя из этого положения, я хотел бы обратиться к малоизвестному сюжету из истории нашей страны, сюжету, имевшему место на ранних этапах становления Древнерусского государства и касающегося отношений между славянами и русами с одной стороны и Хазарским каганатом с другой. Хронологически эти отношения, а точнее известная нам их часть, охватывают вторую половину IX – середину X вв. Однако у любой истории есть своя предыстория и в нашем случае она уходит в VIII век, когда население Хазарского каганата вошло в непосредственный контакт с племенами восточных славян.
Почему я выбрал именно эту тему? Дело в том, что время зарождения Древнерусского государства, процессы, происходившие в то время, определили векторы его дальнейшего развития. Без понимания истории восточных славян VIII-X вв. невозможно понять и историю Древнерусского государства XI-XII вв., т.е. домонголького времени. Именно в то время происходило сложение культуры (духовной и материальной), которая, безусловно, не состояла только лишь из славянских компонентов, но вбирала в себя достижения соседних славянам племён и народов. Тогда же складывалась система внешнеполитических отношений и связанных с ними направлений внешней политики, сохранявшихся на протяжении последующих веков. Изучение всего этого помогает лучше понять историю нашего государства и доказывает, что исследования в области ранней истории государства не менее важно, чем исследование его более поздних периодов.
Из сказанного выше становится понятным, что основное внимание я попробую уделить отношениям Хазарского каганата и восточнославянских племён, позднее Древнерусского государства. Однако для полного понимания исторических реалий того времени мне не удастся обойтись без освещения отношений хазар с другими окружавшими их народами, потомки многих из которых входят сейчас в состав Российской Федерации.

РАННИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА

Первые сведения о хазарах появляются в письменных источниках начала VII века. В них этот народ фигурирует в качестве составной части Западно-Тюркского каганата, ведшего в то время войны с Ираном. Хазары проживали на северо-западном побережье Каспийского моря и оттуда совершали набеги на территорию Закавказья, входившую в состав Ирана. До сих пор неясным остаётся вопрос о времени появления хазар в Предкавказье и путях их миграции в этот район. Скорее всего, как считают многие исследователи, хазары входили в состав гуннской орды, вторгшейся в степи Юго-Восточной Европы в середине IV века из Средней Азии.
В середине VII века, после распада Западно-Тюркского каганата, хазары создали собственное государство, считавшееся преемником Западно-Тюркского, о чём говорит преемственность титула и то, что правитель Хазарского каганата происходил из рода Ашина – правящего рода Тюркского каганата. О деятельности хазар во второй половине VII века нам мало что известно, однако к концу века западные границы каганата достигли Крымского полуострова. Отсюда становится ясным, что после образования своего государства, хазары занялись расширением его границ и первыми, кто оказался у них на пути были булгарские племена.
Булгары занимали в то время практически всю территорию степей Юго-Восточной Европы и состояли из нескольких племенных союзов. В первой половине VII века булгары были объединены ханом Кубратом и это объединение получило в византийских хрониках наименование «Великая Булгария». Но после смерти Кубрата это достаточно эфемерное политическое образование распалось, и было поделено между сыновьями Кубрата. Письменные источники разнятся в вопросе о количестве сыновей, но сообщают, что одно из объединений булгар, которое возглавлялось Аспарухом (сыном Кубрата), спасаясь от хазар, вынуждено было бежать на Дунай. В дальнейшем там образуется Болгарское царство, с которым Византия будет вести многочисленные войны и сможет покорить лишь в начале XI века. Братья Аспаруха покорились хазарам и вошли в состав каганата.
К началу VIII века Крымский полуостров кроме Херсонеса принадлежал хазарам, однако византийские авторы сообщаю о хазарском наместнике в Херсонесе, что предполагает либо то, что город какое-то время находился под властью хазар, либо существовал кондоминиум – совместное хазаро-византийское владение городом. Дочь или сестра хазарского кагана была выдана замуж за наследника византийского трона Константина V (741-775), а их сын Лев Хазар правил империей в 775-780 гг.
Таким образом, несмотря на противоречия между Византией и Хазарией, эти два государства сосуществовали, имея общие границы, в мире. Одной из причин этого стало нарастание экспансионистских стремлений Арабского халифата, в то время халифата Омейядов. Арабы угрожали и Византийской империи, например, в 717-718 гг. Константинополь смог выстоять только благодаря помощи болгар. Также арабы угрожали хазарам, претендуя на Закавказье, которое считалось сферой влияния каганата. Несколько раз арабским войскам удавалось проходить Дербент, являвшийся самым быстрым путём из Закавказья в Предкавказье, но их встречали войска кагана, не допуская продвижения арабов вглубь страны. Только в 737 году будущему халифу Мервану удалось сломить хазар и продвинуться, как указывают арабские источники, до «славянской реки», в которой одни исследователи видят Волгу, а другие Дон. После этого каган был вынужден принять ислам, но только на время, пока войска Мервана не были вынуждены покинуть границы Хазарии. В халифате вскоре начались восстания, одно из которых привело к падению династии Омейядов. При Аббасидах хазары несколько раз вторгались в Закавказье, но целью походов был не захват территории, а грабёж. В IX-X вв. отношения арабов и хазар были уже мирными: велась активная торговля, заключались браки между дочерьми кагана и визирями халифата и т.д.
Хотелось бы отметить, что в связи с противостоянием каганата и халифата, хазар часто сравнивают с франками, которые в 732 году под руководством Карла Мартелла сумели остановить арабские войска в битве при Пуатье. Другие же указывают на то, что каган в 737 году фактически был разбит арабами и уступил Мервану, тогда как франки заставили арабов отступить. Здесь следует указать, что арабы были вынуждены отступить из-за смерти своего предводителя. В любом случае, хазары, даже если и проиграли сражение, смогли воспрепятствовать проникновению арабов в Восточную Европу.
Таким образом, ко второй половине VIII в. Хазарский каганат, выдержав соперничество с Византийской империей и Арабским халифатом, стал одним сильнейших государств Восточной Европы.

ОТНОШЕНИЯ ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА С СОСЕДЯМИ. ПЕРИОД РАСЦВЕТА (середина VIII- конец IX вв.)

С середины VII в., как было сказано выше, Хазарский каганат фактически прекращает вести крупные войны и его внешнеполитическое положение стабилизируется. Вместе с этим наблюдается и внутренняя стабилизация.
Именно этим временем датируется формирование единой в рамках каганата культуры, получившей в литературе наименование Салтово-Маяцкой. В рамках этого процесса наиболее важным событием, на мой взгляд, явилась седентеризация кочевых булгарских племён. Это было связано с тем, что Хазарский каганат препятствовал проникновению новых кочевнических орд в степи юга Восточной Европы. Нельзя не отметить и появление в Подонье достаточно многочисленного аланского населения. До сих пор дискуссионным остаётся вопрос о причинах появления алан на этой территории. Одни исследователи полагают, что часть алан покинула Предкавказье, спасаясь от походов арабов. Другие же считают, что аланы были насильно переселены для защиты северных границ каганата, а в дальнейшем для сбора дани с покорённых хазарами славянских племён.
Из упоминаемых в древнерусских летописях восточнославянских племён дань хазарам платили поляне, племенным центром которых был Киев – будущая столица Древнерусского государства, северяне, радимичи и вятичи. С призванием Рюрика в Новгород в 862 году под его контроль из восточнославянских племён попали словене и кривичи. Считается, что практически одновременно с этим поляне перестали платить дань хазарам, подчинившись Аскольду и Диру. Таким образом, возникли две зоны влияния на основной территории расселения восточнославянских племён: варяжская и хазарская. Однако вскоре князь Олег подчинил радимичей и северян, а вятичи оставались данниками хазар вплоть до 965 года.
Из не славянских племён дань Хазарскому каганату платили финно-угорские народы, жившие в Поволжье. Помимо этого данником каганата была Волжская Булгария, но мы знаем, что к 922 году она уже освободилось от этого бремени. Также дань хазарам вынуждены были платить некоторые кавказские племена.
Исходя из даннического отношения славян и Хазарского каганата, можно было бы предположить взаимную вражду после исчезновения этих отношений и подчинения тех же северян и радимичей Киеву. Но это предположение опровергается археологическими данными. Так в ходе раскопок памятников славян и населения Хазарского каганата в зоне контакта этих культур было выявлено их взаимовлияние и сосуществование. В частности на памятниках Салтово-Маяцкой культуры находят славянскую керамику, печи-каменки, которые свидетельствуют о славянском влиянии и смешанных браках. В то же время, на славянских памятниках обнаружены сельскохозяйственные орудия характерные для Салтово-Маяцкой культуры и не встречаемые на других, отдалённых от зоны контакта, восточнославянских территориях.
Сравнение материальной культуры позволяет говорить, что в области земледелия население Хазарского каганата не отставало от славян, но даже опережало его. Земледельцы каганата практиковали трёхполье, имели широкий набор орудий для обработки почвы – от мотыг до плуга с применением тягловых животных, разнообразные типы кос разных форм и функций, зернотёрки и ручные мельницы. Население Хазарского каганата выращивало ячмень, пшеницу, овёс, просо, бобовые, при этом вместимость хозяйственных ям, в которых и хранили урожай, исчисляется несколькими десятками центнеров. Кроме того в Хазарском каганате, в частности на Нижнем Дону, занимались виноградарством. В гончарном деле славянским лепным грубым горшкам можно противопоставить изящные чёрнолощёные и тонкостенные сосуды населения Хазарского каганата. Нельзя не упомянуть и о том, что именно через хазар на Русь попала сабля, которая со временем вытеснит меч из набора вооружения русского воина.
Всё это позволяет говорить о том, что Хазарский каганат играл не отрицательную роль в развитии восточнославянских племён, как это принято считать, но наоборот, являясь экономически более развитым, способствовал ускорению развития славян.
Помимо контактов славян и населения Хазарского каганата в Подонцовье, археологические данные позволяют также говорить о проживании славян на Нижнем Дону ещё до похода Святослава 965 года, что доказывает их мирное сосуществование с населением каганата.

УПАДОК ХАЗАРСКОГО КАГАНАТА (первая половина IX в. – 965 год)

На основе имеющихся источников как археологических, так и письменных, можно отметить, что признаки нестабильности Хазарского каганата стали проявляться ещё в первой трети IX в., когда центральная власть вынуждена была подавлять восстание кабар не довольных принятием правящей верхушкой каганата иудаизма. Примерно с этого же времени начинается интенсивное строительство крепостей в Подонье.
Одной из самых известных был Саркел, на месте которого возникнет русское поселение Белая Вежа. Как свидетельствуют византийские хронисты, Саркел был построен при помощи греков и по просьбе кагана, обратившегося за помощью к Феофилу. Среди рассматриваемых исследователями причин постройки Саркела следует отметить следующие: стремление к контролю торгового пути по Дону; защита от появившихся в степи мадьяр; конфликты кагана и выделяющейся знати, представленной вождями племён.
Какими бы ни были причины постройки Саркела, в последующие десятилетия подобные, но меньшего размера, крепости появляются на территории всего Подонья. Все эти крепости похожи по форме, технике и основным приёмам строительства на Саркел. Это привело некоторых исследователей к мысли об участии византийских строителей при сооружении этих самых крепостей. Здесь проявляется заинтересованность Византии в укреплении своего давнего внешнеполитического партнёра – Хазарского каганата.
Почему постройка крепостей началась именно с первой трети IX в.? – на этот вопрос существует две версии-ответа: во-первых, именно в это время в степи проникаю мадьяры, а вскоре и печенеги; во-вторых, активизируются восточные славяне, которые под предводительством и вместе с русами беспокоят границы Византии, совершая грабительские походы, появляются на Каспии, занимаются торговлей, используя Волгу и Дон в качестве торговых путей.
Необходимо отметить, что до этого времени в торговле между севером и югом посредниками были хазары, но со второй половины IX в. славяне всё больше предпочитают торговать сами без посредников, что не могло удовлетворять хазар, одной из главных статей дохода которых была торговля. Таким образом, строительство крепостей было направлено против набиравших силу восточных славян, большая часть которых вошла в состав Древнерусского государства.
В начале Х в. положение Хазарского каганата ухудшилось в связи с вторжением в степи юга Восточной Европы вслед за мадьярами печенегов. Именно к этому времени относится затухание Салтово-Маяцкой культуры, проявившееся в затухании жизни на селищах и городищах Подонья и уходе населения с обжитых мест. Какая-то часть этого населения осталась, другая присоединилась к печенегам, третья же ушла на север и поселилась на землях, занятых славянами.
В первой половине X в., как нам сообщает текст еврейско-хазарской переписки сановника Кордовского халифата Хасдая ибн Шафрута и хазарского бека (царя) Иосифа, отряды руссов, куда безусловно входили и славяне, часто плавали в Каспийское море, минуя столицу Хазарии город Итиль, с торговыми целями. Однако не редко эти отряды занимались грабежом стран, находившихся на побережье моря. Одной из своих заслуг хазарский правитель ставил препятствование проникновению русов в Закавказье по морю и по суше через Дербент.
Таким образом, становится ясным, что Хазарский каганат к середине X в. стал помехой для Древнерусского государства, прежде всего в сфере торговли. Были и вооружённые конфликты: например, около 914 года, возвращаясь после очередного грабительского похода, отряд русов был разгромлен мусульманской гвардией бека близ Итиля. Крупный конфликт произошёл в конце 930-х годов. В Византии незадолго до этого начались гонения на евреев, в ответ в Хазарском каганате были убиты христиане, что видимо, имело место в Крыму, где их больше всего проживало в пределах каганата. Тогда византийцы подкупили «русского царя Хельгу» и тот взял город С-м-к-рай (Самкрец), но вскоре правитель той области освободил город, осадил Херсонес и, получив с жителей города дань, пошёл войной на Хельгу, которого и победил, принудив к войне с врагами каганата. Известно, что к 941 году относится поход русов на Константинополь, а к 943 поход в Азербайджан.
В 945 году Святослав Игоревич совершил поход в низовья Дона и Волги. В результате похода Хазарский каганат перестал существовать как политическое образование. Самкрец под названием Тьмутаракань и Саркел под названием Белая Вежа вошли в состав Древнерусского государства. Поход Святослава Игоревича можно считать поворотным в истории Древнерусского государства, так как был разгромлен главный на тот момент противник – Хазарский каганат, под контролем оказался торговый путь по Дону и переволока на Волгу, Древняя Русь фактически стала союзницей Византии в борьбе с кочевниками, занявшими степи юга Восточной Европы: печенегами, а затем и половцами.
Что касается дальнейших упоминаний о хазарах, то в 985 году Владимир совершил ещё один поход, обложив хазар данью. К 1016 году относится подавление мятежа стратига Херсонеса Георгия Цуло, который объявил себя «архонтом Хазарии». Последнее упоминание о хазарах относится к 1083 году, когда Олег Святославович «иссёк» живших в Тьмутаракане хазар.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из очень краткого обзора славяно(русско)-хазарских отношений, приведённого выше можно сделать вывод о их многостороннем характере. На имеющихся в наших руках сведениях можно проследить развитие этих отношений от даннических в середине VIII – первой половине IX вв., через мирные во второй половине IX в., к враждебным в Х в. Также нужно отметить культурный контакты и взаимообмен культурными достижениями между населением Хазарского каганата и Древнерусского государства. Всё это должно способствовать более объективной оценке роли и места Хазарского каганата как в истории отдельных народов, проживающих на территории РФ, так и в истории вообще.

Список использованной литературы

1) Артамонов М.И. Очерки древнейшей истории хазар. Л., 1936.
2) Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2001.
3) Археология СССР: Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981.
4) Винников А.З. Донские славяне и алано-болгарский мир: мирное сосуществование или противостояние // Хазары: миф и история. М., Иерусалим, 2010.
5) Колода В.В., Горбаненко С.А. Сельское хозяйство носителей салтовской культуры в лесостепной зоне. К., 2010.
6) Магомедов М.Г. Образование Хазарского каганата (по материалам археологических исследований и письменным данным). М. 1983.
7) Михеев В.К. Подонье в составе Хазарского каганата. Х., 1985.
8) Новосельцев А.П. Хазария в системе международных отношений VII-IX веков.// Вопросы истории. 1987. № 2.
9) Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.
10) Плетнёва С. А. От кочевий к городам // Материалы и исследования по археологии СССР: От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. М., 1967. №142.
11) Плетнёва С.А. Очерки хазарской археологии. М., Иерусалим, 2000.
12) Семёнов И.Г. Образование Хазарского каганата.// Вопросы истории. М., 2008. № 8.
13) Сорочан С.Б. Византия и хазары в Таврике: господство или кондоминиум?// Проблемы истории, филологии, культуры. М., Магн., 2002. Вып. XII.
14) Усманов Э.М. Русы и Хазары на Волге в IX-X вв. // Салтово-маяцька археологiчна культура - 110 рокiв вiд початку вивчения на Харкiвщин: збiрник наукових праць, присвячених проблемам та перспективам салтовознавства, за матерiалами Мiжународноï науковоï конференцïï «П"ятнадцятi Слобожанськi читання». Х., 2011.
15) Флёров В.С. «Города» и «замки» Хазарского каганата. Археологическая реальность. М., 2011.
16) Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора. М., 1980.

Античные историки были уверены, что на территории Древней Руси живут воинственные племена и «люди с песьими головами». С тех прошло много времени, но многие загадки славянских племен не разгаданы до сих пор.

Северяне, живущие на юге

Племя северян в начале VIII века населяло берега Десны, Сейма и Северского Донца, основало Чернигов, Путивль, Новгород-Северский и Курск.
Название племени, по мнению Льва Гумилева, связано с тем, что оно ассимилировало кочевое племя савиров, которое в древности жило в Западной Сибири. Именно с савирами связывают и возникновение названия "Сибирь".

Археолог Валентин Седов считал, что савиры были скифско-сарматским племенем, а топонимы северян имеют иранское происхождение. Так, название реки Сейм (Семь) происходит от иранского śyama или даже от древнеиндийсого syāma, что означает «темная река».

Согласно третьей гипотезе, северяне (северы) были переселенцами из южных или западных земель. На правом берегу Дуная жило племя с таким названием. Его запросто могли «подвинуть» вторгшиеся туда булгары.

Северяне были представителями средиземноморского типа людей. Они отличались узким лицом, вытянутым черепом, были тонкокостны и носаты.
В Византию они везли хлеб и меха, обратно - золото, серебро, предметы роскоши. Торговали с болгарами, с арабами.
Северяне платили дань хазарам, а затем вошли в союз племен, объединенных новгородским князем Вещим Олегом. В 907 участвовали в походе на Царьград. В IX веке на их землях появились Черниговское и Переяславское княжества.

Вятичи и радимичи – родственники или разные племена?

Земли вятичей располагались на территории Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тульской, Воронежской и Липецкой областей.
Внешне вятичи напоминали северян, но не были так носаты, зато у них была высокая переносица и русые волосы. В «Повести временных лет» указано, что название племени пошло от имени родоначальника Вятко (Вячеслав), который происходил «от ляхов».

Другие ученые связывают название с индоевропейским корнем "ven-t" (влажный), или с праславянском "vęt" (большой) и ставят название племени в один ряд с венедами и вандалами.

Вятичи были умелыми воинами, охотниками, собирали дикий мед, грибы и ягоды. Было распространено скотоводство, подсечное земледелие. Они не входили в состав Древней Руси и не раз воевали с новгородскими и киевскими князьями.
По преданию, брат Вятко Радим стал родоначальником радимичей, которые расселились между Днепром и Десной на территориях Гомельской и Могилевской областей Беларуси и основали Кричев, Гомель, Рогачев и Чечерск.
Радимичи тоже восставали против князей, но после битвы на Пещани покорились. Летописи упоминают о них в последний раз в 1169 году.

Кривичи – хорваты или «ляхи»?

Доподлинно неизвестно прохождение кривичей, которые с VI века жили в верховьях Западной Двины, Волги и Днепра и стали основателями Смоленска, Полоцка и Изборска. Название племени пошло от родоначальника Крива. От других племен кривичи отличались высоким ростом. Имели нос с выраженной горбинкой, четко очерченный подбородок.

Антропологи относят кривичей к валдайскому типу людей. Согласно одной версии кривичи - это мигрировавшие племена белых хорват и сербов, по другой – выходцы с севера Польши.

Кривичи тесно сотрудничали с варягами и строили корабли, на которых те ходили в Константинополь.
В состав Древней Руси кривичи вошли в IX веке. Последний князь кривичей Рогволод был убит с сыновьями в 980 году. На их землях появились Смоленское и Полоцкое княжества.

Словене-вандалы

Словены (ительменские словены) были самым северным племенем. Жили на берегах озера Ильмень и на реке Мологе. Происхождение неизвестно. Согласно преданиям, их предками были Словен и Рус, которые еще до нашей эры основали города Словенск (Великий Новгород) и Старую Руссу.

От Словена власть перешла к князю Вандалу (известен в Европе как остготский предводитель Вандалар), у которого было три сына: Избор, Владимир и Столпосвят, и четыре брата: Рудоток, Волхов, Волховец и Бастарн. Жена князя Вандала Адвинда была из варягов.

Словене то и дело воевали с варягами и соседями.

Известно, что правящая династия происходила от сына Вандала Владимира. Славене занимались земледелием, расширяли владения, оказывали влияние на другие племена, занимались торговлей с арабами, с Пруссией, с Готландом и Швецией.
Именно здесь стал княжить Рюрик. После возникновения Новгорода словене стали зваться новгородцами и основали Новгородскую Землю.

Русы. Народ без территории

Посмотрите на карту расселения славян. У каждого племени – свои земли. Русов там нет. Хотя именно русы дали название Руси. Существуют три теории происхождения руссов.
Первая теория считает русов варягами и опирается на «Повесть временных лет» (написана с 1110 по 1118 год), в ней сказано: «Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, - вот так и эти».

Вторая говорит о том, что русы - отдельное племя, пришедшее в Восточную Европу раньше или позднее славян.

Третья теория гласит, что русы – высшая каста восточнославянского племени полян или же само племя, которое жило на Днепре и на Роси. «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» - было написано в «Лаврентьевской» летописи, которая шла за «Повестью временных лет» и была написана в 1377 году. Здесь же и слово «Русь» употреблялось в качестве топонима и название русы употреблялось и как название отдельного племени: «Русь, чудь и словене», - так летописец перечислял народы, населявшие страну.
Несмотря на исследования генетиков, споры вокруг русов продолжаются. По версии норвежского исследователя Тура Хейердала, варяги сами являются потомками славян.

Хазария была одним из внешних факторов, способствовавших объединению разрозненных славянских племен в централизованное государство.
Границы Хазарского каганата на западе простирались до Днепра и Средней Волги, на севере - до заволжских степей, на востоке - до Хорезма, на юге - включали степи Северного Кавказа и Крым. В состав населения Хазарии входили тюркские, иранские, славянские и палеокавказские народы, а также еврейские общины Крыма и Кавказа. В конце VIII - начале IX века хазары приняли иудаизм. Племена полян, радимичей и северян платили им дань.
Хазарское иго. Историки издавна спорят о том, каково было влияние Хазарского каганата на восточных славян. Одни придерживаются негативного взгляда на кочевников и утверждают, что славянским племенам пришлось вести с ними многолетнюю борьбу, отрицательно повлиявшую на экономическое развитие Руси. Другие отмечают, что хазары были защитниками торговых путей на Нижней Волге, обеспечив славянскую колонизацию и торговлю со странами Юга и Востока. Третьи видят в хазарах "защитную стену" Восточной Европы от "азиатских орд". И сегодня продолжаются острые дебаты, но большинство современных исследователей признают, что славяне оказались "естественными союзниками хазар", и их власть объективно "способствовала усилению Руси".
"Я - враг их!". Созданное князем Олегом государство стало мощным конкурентом Хазарскому каганату в Восточной Европе. Можно предположить, что на рубеже IX-X веков имел место военный конфликт хазар и Руси. Отголоски этого противоборства мы встречаем в известиях "Повести временных лет", где сообщается, что в 884 году Олег присвоил хазарскую дань северян, заявив: "Я враг их, и вам им платить незачем". Год спустя он освободил от хазарского ига радимичей. Чем ответил на это каганат, летопись не сообщает: составитель "Повести временных лет" опирался на русские устные предания и византийский хронограф.

Трудные годы Хазарин. Хазария переживала в это время трудные времена. Ее отношения с Византией постоянно ухудшались. Одновременно стремились выйти из-под хазарского влияния степные кочевые племена. С востока хазар стали теснить печенеги. В конце IX века, заручившись союзом с огузами, каганат нанес им поражение в междуречье Волги и Урала. Однако это не облегчило его положения, поскольку печенеги прорвались через его земли в Северное Причерноморье, где разгромили венгров, являвшихся союзниками хазар. Противостояние Олега Хазарскому каганату закономерно влекло его к сближению с Византийской империей.


Для увеличения изображения карты щелкните мышкой по карте

Осипов В.В.

История взаимоотношений вятичей и Хазарского каганата является далеко не новой проблемой. Еще в 1865 г. известный орловский краевед Г.М. Пясецкий изложил свое мнение по данному вопросу, указав, что вятичи хотя и были данниками хазар, при этом дань от первоначальной «беле и кунице с дыма» в VIII в. выросла до «шеляга от рала» к X в., но и являлись частью Хазарского каганата, пользуясь защитой от кочевых набегов и свободой торговли (7). Однако к настоящему времени историография хазарского вопроса пополнилась целым списком исторических исследований, изучено огромное количество археологических памятников, прошли многочисленные дискуссии, уточнившие самые разнообразные детали и выявившие широкий спектр мнений относительно хазарско-славянских отношений. В связи с этим представляется целесообразным попытаться приложить накопившиеся факты и гипотезы к сфере взаимоотношений вятичей и хазар, чтобы, возможно, сделать некоторые поправки и уточнения в краеведческих работах. Действительно, больше половины летописных сведений о вятичах относятся к вопросу о взаимоотношениях Руси и Хазарского каганата, поэтому уточнение вопроса о «хазарском факторе» неизбежно повлечет и корректировку нашего видения племени вятичей. Более того, поскольку вятичи оставались под властью хазар на три четверти века дольше радимичей и северян – практически до самого разгрома каганата князем Святославом, история хазарско-вятических отношений может служить своеобразной лакмусовой бумажкой, свидетельствующей о роли хазарского каганата в истории славян в целом. В то же время, даже с учетом накопленных историками и археологами новых сведений, выявить все особенности взаимоотношений вятичей и хазар с высокой степенью доказательности по-прежнему не представляется возможным. Поэтому поставленную задачу будем решать, сочетая проверенные факты и устоявшиеся концепции с новыми гипотезами, проводя аналогии, анализируя каждую из потенциальных возможностей.

Что же относительно взаимоотношений вятичей и хазар нам дают исторические источники? Факт проживания славяно-русской диаспоры на территории Итиля подтверждается многочисленными арабскими источниками. Есть свидетельства, что на территории каганата славяне ходили вооруженными и даже участвовали в сражениях на стороне хазар. По сведениям восточного автора Ибн-А’Сама ал-Куфи, в ходе арабо-хазарского конфликта VIII века войскам халифата удалось захватить обширные территории, принадлежащие хазарам. Дойдя до Славянской реки (очевидно, Дона), арабы пленили обитавшие там угро-финские народы и 2000 славянских семей. Опираясь на эти сведения, А. Н. Сахаров указывает на участие славян в борьбе с халифатом на стороне хазар в качестве их вассалов (8, с. 194-195). По данным арабского историка ал-Мас’уди, русские и славянские воины также присутствовали в хазарском войске (8, с. 103). Но если вассальные обязательства перед Хазарским каганатом булгар и буртасов не вызывает сомнений, то в отношении славян, в том числе вятичей, такое утверждение спорно. И дело даже не в непроходимых вятических лесах, которая зачастую сильно преувеличивается. Летописец, характеризуя вятичей как полудиких лесных обитателей со «звериными» обычаями, преувеличивал, что убедительно доказано Т.Н. Никольской. К тому же, при описании вятического погребального обряда, летописец указывал, что урны с прахом ставились на «столпы» при дорогах, тем самым признавая относительную окультуренность «лесной земли» вятичей. Скорее всего, славяне и вятичи, в том числе, обладали весьма широкой автономией, включавшей право селиться в хазарских городах и вести самостоятельную военную политику. С другой стороны, не вызывает сомнений присутствие хазарских воинов в русских дружинах, характеризуемых полиэтничным составом. Более того, степняки оказали весомое влияние на дружинную культуру в целом. Такие виды вооружения, как сабли, чеканы, а также шлемы конической формы были заимствованы русами из восточных степей. Поясные приборы салтово-маяцкого типа, а также конская упряжь хазарского производства являются частым атрибутом погребального инвентаря дружинных курганов. Гарнитуры ремней, изготовленные мастерами каганата, даже экспортировались через территорию Руси в Европу и Скандинавию. Но еще более серьезным фактором степного влияния на русских дружинников следует признать заимствование ими хазарских традиций в погребальном обряде, и даже в лексике (5, с. 100-101). Наиболее вероятно, что хазары в русской дружине и славяне в войске кагана были наемниками - профессиональными воинами, оказавшимися на службе по собственному желанию. Таким образом, широкие контакты славян и хазар на сегодняшний день являются практически единственным утверждением, бесспорно, принимаемым как противниками, так и сторонниками идеи «хазарского ига». Однако на первый взгляд, сама суть данничества является унизительной, поэтому патриотичные произведения В. Иванова, Б.Рыбакова и Л.Гумилева не могут не вызывать симпатии у незнакомого с сутью проблемы читателя.

Действительно, согласно летописи, хазары добились выплаты дани путем военного давления на славянские племена («…доискахом оружием…»). Однако известный факт уплаты дани не может не порождать вопроса о форме ее сбора и передачи хазарам. Исходя из опыта Руси можно предположить наличие трех вариантов сбора дани: 1) регулярные объезды подданых с целью непосредственного сбора дани, сюда же можно включить баскачество с постоянным военным присутствием хазар на территории вятических племен; 2) сбор дани и передачу ее хазарам вятическими «князьками» в виде «выхода»; 3) сбор дани отдельными родами и передачу ее во время отправки торговых поездок.

Вариант с баскачеством представляется довольно неубедительным: многочисленные и воинственные вятичи в случае неизбежных в быту победителей и побежденных межэтнических споров могли с легкостью расправиться с небольшими отрядами, крупные же хазарские силы неминуемо оставили бы свой след в вятической земле, чего не зафиксировано археологами. Исключением служит найденная у села Верховье каменная баба, которая, несомненно, имела культовое значение для какого-то степного народа. Однако, не было точно выяснено, были ли это хазары, скифы, либо половцы (1, с. 205).Правда, некоторую возможность хазарского военного присутствия допускали орловские краеведы, исследуя этимологию местного топонима – вятического города «Карачев». Так, в «Трудах Орловской ученой архивной комиссии» за 1906 год дается следующее толкование: «Корень здесь мы видим в тюркском же слове - «Карачи» - приближенный, поверенный хана. В свое время подобных поверенных, несомненно, хазары имели в подвластной им земле вятичей. Нет ничего мудреного, что город в ту эпоху был резиденцией такого ханского или каганского наместника – Карачи, и от этого получил свое имя» (7, 22). Схожие названия имеются и на территории других подвластных хазарам племен. Так, одно из славянских городищ Воронежской области на «славянско-хазарском пограничье» также именуется Карачевка. Однако в настоящее время гораздо убедительнее представляется версия происхождения данного топонима от глагола «корчевать» - еще в XVIII в. лес между Орлом и Карачевом назывался «Корчак». Более серьезные аргументы в пользу хазарского военного присутствия содержит в себе концепция В. Кожинова, который, основываясь на обнаруженных С.А. Плетневой на реках Оскол, Дон, Северской Донец хазарских каменных крепостях с практически поголовной военизацией населения. В. Кожинов, ссылаясь на мнение С.А. Плетневой и приводя данные фольклора, доказывает что эти крепости были опорными пунктами, проводящими в жизнь «наступательную политику каганата» (3). Однако автор совершенно не учитывает, что хазарские крепости были окружены славянскими укрепленными городищами, хотя и сам же приводит эти сведения. Думается, в случае антиславянской агрессии хазар эти городища существенно снижали бы наступательные возможности каганата, поэтому были бы неминуемо разрушены в самом начале строительства хазарских крепостей. Не отрицая полностью возможности использования данных крепостей в качестве «аргумента» при воздействии на вятичей, предположим, что главной их целью было все-таки сдерживание, причем не славянских племен, а более северных «гостей» - норманнов. О «заслугах» хазар по сдерживанию норманнов хорошо известно из письма Иосифа. Однако, на основании археологических источников можно сделать вывод, что натиск скандинавов не был преувеличенным. Так, среди археологических материалов большой интерес представляет серебряная скандинавская фибула X века, найденная под Ельцом в 1900 году (2, с. 75), которая по мастерству изготовления не уступала даже лучшим скандинавским образцам. Еще одним подтверждением контактов с норманнами является обнаруженный на территории Дмитровского района Орловской области клад серебряных арабских монет с нанесенными на поверхность руноподобными символами скандинавского типа. Следовательно, норманны в IX-Xвв. действительно усилили давление на каганат, причем не только по Днепровскому, но также по Донскому и Волго-Окскому направлениям. Для ограждения территорий каганата от присутствия соперников с севера и предупреждения возможности заключения ими союза со славянам и были построены хазарские крепости. Это подтверждается также тем, что крепости хазар были расположены на крупных реках, которые сами по себе предоставляли норманнам возможность проникать вглубь каганата вплоть до Керчи, не опасаясь угрозы нападения степной конницы. Кроме того, предполагаемые В. Кожиновым регулярные карательные походы на славян-данников, сопровождаемые поимкой рабов, делали бы невозможной славянско-хазарскую торговлю (купцы непременно рассматривались бы как лазутчики), о широком распространении которой будет сказано ниже. Таким образом, вариант жесткого «силового» сбора дани не выдерживает критики. Хотя, безусловно, наличие самой по себе военной угрозы со стороны Хазарского государства, являвшейся основой славянского данничества, действительно имело место.

Вторая версия – о сборе дани вятическими «князьками» кажется вполне допустимой. При этом следует учитывать, что известный археолог «земли вятичей» Т.Н. Никольская относит появление таких князьков только к X в., а упомянутый орловский краевед Г.М. Пясецкий подчеркивает наличие крепких родоплеменных отношений у вятичей еще в XI веке. Между тем, процесс сбора дани неизбежно усиливал бы княжескую власть и укреплял бы элементы государственности. В то же время такой способ, безусловно, больше соответствовал типу характерных для хазар взаимоотношений с подчиненными племенами, которые С.А. Плетнева именует «кочевым феодализмом», при котором хазарский царь был уже настоящим феодальным сюзереном.

Третья версия – о выплате дани совместно с торговыми пошлинами – тесно связана с вопросом о самой хазарско-славянской торговле. Тот факт, что славяне были частыми гостями на рынках хазарских городов не вызывает сомнений и подтверждается как археологическими находками, так и арабскими источниками. В полной мере это можно отнести и к вятичам, земля которых была «богата» на пользующиеся спросом в восточных странах меха, воск, природные ресурсы. Этим и объясняется приток на Русь восточных дирхемов, клады которых часто встречаются на территории вятичей. Орловские археологи С.Д. Краснощекова и Л. Н. Красницкий даже предположили льготные условия при торговле на Волге и Дону, которыми вятичи обладали, как данники каганата (2, с. 255). О том, какое важное значение торговля с вятичами играла для хазарских купцов, может свидетельствовать сражение, состоявшееся в 1088 г. (в период, когда вятичи еще пытались отстаивать свою независимость) между наследницей каганата Волжской Булгарии с русскими князьями, пытающимися монополизировать торговлю на Волге и Оке. Отдельные свидетельства хазарско-вятических торговых отношений дают краеведческие материалы Орловской области. Так, в окрестностях древнего города Новосиль сохранилось предание о местечке Торжок, на котором якобы славяне торговали с хазарами. Археологические раскопки 2008 г., проводимые при участии Института Археологии РАН, показали, что поселение в районе Новосиля действительно возникло в «хазарский период» на границе IX-X вв.. Кроме того, при раскопках было найдено значительное количество привозных предметов. Все это делает данное предание весьма правдоподобным. Еще одно подтверждение торговому присутствию хазар на границе с вятическими землями дает топонимика. Недалеко от г. Новосиля, в Залегощенском районе Орловской области, на р. Неручь с давних пор существует с. Казарь, о котором известные русский географ Семенов Тянь-Шанский писал: «Само название села указывает на его древность» (311), при этом допуская славяно-хазарскую торговлю в качестве причины появления топонима. Далее. В центральной и западной части бывшей Орловской губернии «сохранилось слово рахманный, хвалебный эпитет хорошего, доброго человека», которое П.И. Якоби связывал с хазарами (12). Закрепление данного слова в орловском диалекте также может быть связано скорее с торговлей, а не с военной экспансией. Наконец, убедительным подтверждением торговли являются археологические находки хазарской керамики, которая, конечно, попадала к вятичам в качестве емкости, возможно, с самой Тьмутаркани-Самкерчи: экспедиция Т. Н. Никольской во время раскопок городища Кромы обнаружила фрагменты красноглиняных амфор, принадлежащих к салтово-маяцкой культуре (1, 256).

Таким образом, наличие торговых связей между вятичами и хазарами является вполне доказанным. Это, как уже говорилось, подтверждает тот факт, что каганат не использовал методы «выколачивания» дани и не охотился за славянскими рабами. Однако, поскольку не только славяне ездили в Хазарию, но и хазарские купцы тоже присутствовали на вятических землях, то и версия о привозе дани представителями каждого вятического рода во время торговых поездок также является неубедительной. Действительно, благодаря посредничеству далеко не все вятические «купцы» доезжали до Хазарии, да и контролировать количество данников в этом случае было бы затруднительно.

Крушение Хазарской державы имело для вятичей ряд последствий, как положительных, так и отрицательных. С одной стороны, русские владения продвинулись на восток, город Тмутаракань стал столицей нового княжества. Поэтому доходы от торговли с Причерноморьем уже шли прямиком к самим вятичам. С другой - каганат, не проявлявший активной враждебности по отношению к Древнерусскому государству, был заслоном на пути полудиких кочевых племен. После распада Хазарии южные степи заполонили печенеги, совершавшие постоянные грабительские набеги, а позднее на их место пришли половцы, также представлявшие угрозу Руси. Поэтому и торговля, и сама безопасность вятичей оказалась под угрозой. Далее. Новая киевская династия постепенно подчинила себе славянские племена, бывшие данниками хазар. В 966 г. тем же Святославом была предпринята военная экспедиция по принуждению вятичей к выплате дани. Почему же вятичи, долго и исправно платившие дань хазарам, оказали сопротивление куда как более близкому в этническом и культурном плане Древнерусскому государству, да и в дальнейшем вели себя непокорно? Вероятно, это объясняется отсутствием у Хазарского каганата политических и территориальных притязаний - его вполне устраивала экономическая зависимость вятичей, в то время как Киев стремился сделать своих данников частью административной системы Руси. Такая перспектива никак не радовала свободолюбивое племя, привыкшее к самостоятельному принятию решений и не желавшее идти под руку Святослава. Более того, факт долгого сопротивления вятичей Киеву – вплоть до времен Владимира Мономаха – в свете археологических данных о развитии у вятичей земледелия, торговли и ремесла, большом количестве вятических городищ не может не порождать мысль, что вятичи и другие входившие в состав каганата славянские племена играли в VIII-XIвв. гораздо большую роль, чем это отмечено в летописях. Не случайно в словаре В.Даля можно встретить слово «вятший» - «больший», т.е. летописный Вятко был старшим братом всех происходивших от упомянутых императором Константином «лендзян» родоначальников славянских племен. Отчасти это и отражает выдвинутая известным археологом В.В. Седовым концепция «волынцевской культуры» вятичей и донских славян как «Русского каганата».

Таким образом, трактовка Хазарского каганата как жестокого притеснителя славян не выдерживает критики. Заключение даннических отношений было вполне естественным явлением для раннего Средневековья, и тяжкий гнет далеко не всегда был его следствием. И как бы патриотично не звучала версия о героическом сопротивлении славян страшному «хазарскому игу», она, являясь следствием идеологических установок, не соответствует истине. Следовательно, направленный против хазар поход Святослава 964-965 гг. был ошибкой князя, за что он и поплатился, лишившись головы от рук врагов хазар – печенегов. Думается, Киеву было бы целесообразней не громить ослабший из-за усобиц каганат ради кратковременной наживы, а заключить с хазарами долговременный военный и торговый союз, предполагающий переход славянских племен в сферу влияния Руси, уменьшение дани и торговых пошлин, и как компенсацию – военную помощь.

Библиографический список

  1. Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь. / Л. Н. Гумилев. – СПб., Кристалл, - 2001. – 768 с.
  2. Краснощекова, С. Д., Красницкий, Л. Н. Археология Орловской области. // С.Д. Краснощекова. Краеведческие записки. - №5.- Орел, Вешние воды, - 2006.
  3. В. Кожинов. История Руси и русского Слова. [Электронный ресурс]. / old-rus.narod.ru
  4. Корзухина, Г. Ф. Русские клады. / Г. Ф. Корзухина - М., 1954.
  5. Петрухин В. Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI веков. [Электронный ресурс]. / old-rus.narod.ru
  6. Плетнева, С.А. Хазары. / С.А. Плетнева. – М., Наука, 1976.
  7. Пясецкий, Г.М. Покорение вятичей казарами. / Г.М. Пясецкий. Материалы к истории Орловской губернии. // Орловские епархиальные ведомости. – 1865. - № 22. – С.659-676.
  8. Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси. - М., Мысль, - 1980.
  9. Сахаров А. Н. Дипломатия Святослава. - М., Международные отношения, - 1991.
  10. Семенов-Тянь-Шанский, П.П. Россия. Полное географическое описание нашего Отечества. / П.П. Семенов-Тянь-Шанский. Спб., – Т.2. – С.
  11. Талашов, М.В. Этноконфессиональные отношения на территории Хазарского каганата. Отечественная историография вт. пол. XVIII – нач. XXI вв. / М.В. Талашов. – Диссер… к.и.н., - Ярославль, 2005. – 277 с.
  12. Якоби, П.И. Вятичи в Орловской губернии. / П.И. Якоби. СПб., „Герольд", 1907. – 237 с.
  • История Руси (допетровская эпоха)

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»