Вы прочитали еще. Еще одно мгновение, или каждый твой вздох

1. Вы прочитали ещё одно произведение И. Тургенева - «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?

2. Как можно назвать рассказы мальчиков - россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?

Я бы именовал рассказы мальчишек прямо за Тургеневым «поверьями»: «- Покойников во всяк час видеть можно, - с уверенностью подхватил Ильюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знач все сельские поверья…»

3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.

Я думаю, что детали, щедрость красок нисколечко не заслоняют главное, потому что конкретно на этих описаниях и приёмах держится единство текста, его смысл. Только задумайтесь, рассказ именуется «Бежин луг», а означает, главное в нём - именно природа, конкретно все эти описания, чувства рассказчика и мальчишек, рождающиеся именно из восприятия природы вокруг их.

5. Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Из этого рассказа можно было выяснить, что Наша родина - очень одухотворённая страна: с ранешнего возраста люди в ней думают о смысле бытия. Обитатели её хранят богатую устную традицию, передают её из поколения в поколение. Наша родина - очень прекрасная, богатая природой страна.

1. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым.

2. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?

Описания природы в этом рассказе помогают нам лучше ощутить и узреть русскую душу: как она одухотворённая, близкая к природе, ко всему естественному. Ведь все чувства и мысли героев (рассказчика и мальчишек) появляются конкретно под воздействием на их окружающей обстановки - Бежина луга и его окружностей.

Тьма, ночь, жуткие предания, вероятнее всего, символизируют трудные времена для крестьянства, для их малышей. Но обычный российский люд сильный, смелый (как Павел), он всё переживёт, выдержит, не ужаснется - и наступит рассвет, утро (наилучшие времена, может быть, даже отмена крепостного права). Пришествие утра выступает в этом рассказе в роли предсказания.

3. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?

4. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.

3. 4. Федя . Около 14-ти лет, прекрасный, хороший мальчишка из богатой крестьянской семьи. У него нет необходимости ехать ночкой на луг сторожить табун, но он всё равно отчаливает туда с друзьями: он реальный российский человек, любит природу и тянется к ней.

Павел . Около 12-ти лет. Большой, не очень красивый, но прочно сложенный мальчишка. Самый серьёзный, смелый и сильный из всех пятерых. Немногословен, видно, что он не очень верует во все эти страшилки. Его собственная история о затмении солнца завершается бытовым, а совсем не магическим разрешением. Рассказчику он нравится больше всего. Конкретно он не дремлет на рассвете - такие, как он, будут биться за улучшение жизни крестьян. И пусть он через год погиб (такие уж пока у нас тёмные времена), на российской земле ещё много таких, как он, они выстоят.

Илюша . Двенадцать лет. Не очень приметный мальчишка. Зато он лучше всех знает и хранит устную традицию российских поверий: он ведает и про домового, и про приказчика Ермилу с барашком, и про покойного барина, что отыскивает разрыв-траву, и про то, как люди прогуливаются на паперть глядеть пророчество, кто в этом году умрёт, и про Тришку, и про лешего.

Костя . 10 лет. Печальный, грустный мальчишка, и ведает грустную историю про русалку и плотника Гаврилу, склонен думать о смысле жизни. Незначительно труслив. Его история и на поверье-то не достаточно похожа: она базирована на его ужасах.

Самый небольшой: ему всего лет семь. Не труслив. Маленький мечтатель.

Лучшей рекомендацией любого произведения Белинский считал переиздания. Народ и время - вот непогрешимые ценители, благодаря которым всякий рано или поздно попадает на свою полочку. При жизни автора и только на русском языке «Записки охотника» перепечатывались свыше 120 раз. Никакое другое произведение в эту эпоху не получило столь массового распространения.

В отклике на цикл рассказов и очерков французская писательница Жорж Санд писала: «Это - новый мир, в который вы позволили нам проникнуть; ни один исторический памятник не может раскрыть нам Россию лучше, чем эти образы, столь хорошо вами изученные, и этот быт, так хорошо увиденный вами».

Правда, в 1852 году государь император, ознакомившись с изданной в Москве книгой «Записки охотника», заметил, что значительная её часть имеет решительное направление «к унижению помещика». Однако популярность «Записок охотника» настолько возросла, что в 1864 году Тургенев был приглашён на официальный обед в честь третьей годовщины освобождения крестьян от крепостного права. В речи сановника Н. Милютина было сказано: «Государь лично объявил, что чтению „Записок охотника" Тургенева он обязан в сильной степени своей решимости отменить крепостное право».

Отрывки из этого произведения помещались в хрестоматиях и учебно-педагогических пособиях ещё с конца 1840-х годов и перепечатывались в 1850-е годы.

В. Громов

Из примечаний к «Бежину лугу»

Рассказ «Бежин луг» не случайно создавался вслед за появившимся до него рассказом «Певцы». Оба эти произведения означали новый поворот и расширение темы: русский крестьянский мир показан в его одарённости и духовной красоте и в то же время обнажён трагизм положения. В письмах Тургеневу современники сообщали, что «Бежин луг» усиленно обсуждается и «произвёл в Москве огромный эффект на публику»; отмечалась «бездна удивительных подробностей», «которых нет даже у Гоголя». О. Миллер обращал внимание на детский крестьянский мир в «Бежином луге» не только со всей налёгшей на него с колыбели неприглядной тьмой суеверий, но и со всей бодростью и находчивостью существ, тоже почти с колыбели выведенных на открытое поле жизни и предоставленных почти совершенно самим себе.

Место действия «Бежина луга» Тургенев изобразил со всей топографической точностью. Бежин луг расположен в 13 километрах от Спасского-Лутовинова...

По А. Л. Гришунину

Вопросы и задания

  1. Вы прочитали ещё одно произведение И. Тургенева - «Бежин луг». Каково ваше впечатление? Что вам особенно понравилось в нём: мальчики, их рассказы, пейзаж?
  2. Как можно назвать рассказы мальчиков - россказнями, преданиями, поверьями? Как их называл сам Тургенев?
  3. Один из рецензентов «Записок охотника» упрекал автора в излишней детализации, щедрости красок и мелких оттенков, что, по его мнению, затемняет, заслоняет целое, главное. Согласны ли вы с этим суждением? Подтвердите свои мысли цитатами из текста.

    Жорж Санд писала, что Тургенев помог раскрыть Россию с помощью образов из «Записок охотника». Как вы думаете, что именно можно было узнать о России из этого произведения? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

    Рассмотрите иллюстрации разных художников к «Бежину лугу». Так ли вы себе представляли эти места, пейзаж и героев рассказа?

  4. Опираясь на описание Бежина луга у И. С. Тургенева и впечатления И. Смольникова, попробуйте устно или письменно рассказать о Бежином луге. Включите в свой рассказ эпитеты, сравнения, метафоры, использованные И. С. Тургеневым.
  5. Какую роль в рассказе играют описания природы, смены дня и ночи? Как вы думаете, что символизируют тьма, ночь и рассвет, утро?
  6. Сопоставьте рассказы мальчиков. Какие из них особенно интересны и как они характеризуют самих героев?
  7. Подготовьте характеристику каждого рассказчика с фрагментами из их рассказов.

Холпи и Клэю со всей моей любовью

Автор выражает признательность Майклу Баблу, любимому певцу, с симпатией и благодарностью; Дане и Ричарду Лекони, двум прекрасным людям, делающим прекрасным окружающее; Дику Смиту, пилоту и другу; Джеймсу и Николь Трасселам III, чью свадьбу я пропустила, чтобы издать книгу в срок; Тамаре Андерсон, моему консультанту по правовым вопросам, коллеге писательнице и настоящему другу; Джо Гранту, моему второму консультанту по правовым вопросам и дорогому другу; семейству Дженест: Джордану, Митчелу, Дженевьеве, Александре и Анастасии, пожертвовавшим совместным празднованием Дня благодарения и многим еще ради этой книги… и особенно производственному отделу издательства «Бэллантайн Рэндомхаус», сотрудники которого так никогда и не оправятся от усилий, которые потребовались, чтобы выпустить эту книгу в срок.

Глава 1

Особняк Уайаттов гордой короной венчал покрытый снегом холм. Готические шпили вздымались прямо в небо, витражи в окнах сверкали драгоценными камнями.

В миле от него развертывался настоящий парад роскошных автомобилей. Лимузины и супердорогие машины медленным потоком направлялись к затянутому в униформу охраннику, стоящему у входа в ворота. Каждый раз, когда рядом останавливалась очередная машина, охранник сверял имена пассажиров со списком гостей и вежливо, но непреклонно сообщал водителю:

– Мне очень жаль, но из-за сегодняшнего снегопада мистер Уайатт не разрешает машинам парковаться во дворе.

Если за рулем был наемный шофер, охранник отступал, позволяя ему сворачивать на подъездную дорожку, чтобы доставить пассажиров к самому дому, прежде чем вернуться на основную дорогу и ждать окончания вечера.

Если же машину вел сам владелец, охранник показывал ему на длинный ряд блестящих черных «рейнджроверов», припаркованных на перекрестке. Из выхлопных труб вились дымки, означавшие, что двигатели остаются включенными.

– Пожалуйста, подъезжайте сюда и оставьте машину у служителя, – объяснял он. – Вас отвезут к дому.

Однако, как скоро обнаруживал каждый вновь прибывший, этот процесс был вовсе не так прост и удобен, как казался на словах. Хотя служителей, как и свободных «рейнджроверов», было немало, высокие сугробы и припаркованные машины так сузили дорогу, что местами было совершенно невозможно проехать, а нескончаемая процессия медленно движущихся автомобилей превратила четыре дюйма никем не убранного снега в густой слой слякоти.

Вся процедура донельзя нервировала и раздражала... Всех, кроме... детективов Чилдресса и Макнила, сидевших в неприметном «шевроле» без номеров, стоявшем в боковом проезде, в ста пятидесяти ярдах от входа в поместье Уайаттов. Оба были членами тщательно отобранной команды, созданной только сегодня утром и призванной держать Митчела Уайатта под круглосуточным наблюдением.

В восемь часов вечера они проводили его машину сюда, в поместье Сесила Уайатта, где он ловко ускользнул от охранника, пытавшегося остановить его, а потом свернул на дорожку, предназначенную для хозяйских машин, и исчез из поля зрения. После этого детективам не оставалось ничего, кроме как припарковаться и вести запись всех, с кем общался объект слежки. Чтобы облегчить себе задачу, Чилдресс обозревал сцену действия в прибор ночного видения, диктуя номера машин и всякую полезную информацию Макнилу, который старательно заносил все в блокнот.

– К старту приближается новый участник соревнования, – пробормотал Чилдресс, когда очередная пара фар приблизилась к охраннику, после чего вслух прочел номер машины и описал ее и водителя: – Белый «мерседес», модель этого года или прошлогодняя, водитель – белый мужчина, лет пятидесяти с лишним, пассажирка – белая женщина, лет двадцати с лишним, прижимается к улыбающемуся папику.

Не дождавшись ответа, Чилдресс поднял глаза и понял, что внимание Макнила сосредоточено на машине, медленно спускавшейся с холма справа.

– Должно быть, кто-то, кто живет там, наверху, – пробормотал Чилдресс, но тут же добавил, увидев, как черный «линкольн таун-кар» остановился, закупорив выезд с дорожки, где они стояли: – Смотри-ка, да он еще и любопытен.

Задняя дверца отворилась, и оттуда вышел мужчина лет сорока в длинном черном пальто. Чилдресс опустил стекло, намереваясь извиниться за свое присутствие в неподходящем месте, но когда тот остановился и поднес к уху мобильник, мгновенно узнал его и прошептал:

– Это Грей Эллиот. Что он здесь делает?

– Живет в этих местах. Может, приглашен на вечеринку.

– Или решил присоединиться к нашей компании и вести наблюдение, – пошутил Чилдресс без особого, впрочем, воодушевления.

Всего год в должности прокурора штата – и Грей Эллиот успел стать героем для каждого здешнего копа: блестящий прокурор, не боящийся браться за самые трудные и рискованные дела. Тот факт, что он принадлежал к числу людей, которые предпочитали служить обществу, вместо того чтобы приумножать и без того немалое состояние, только добавлял блеска его героическому имиджу.

И Макнил симпатизировал ему именно по этим причинам. Впрочем, он всегда любил Грея, даже когда тот был беззаботным, легкомысленным, сумасбродным подростком, которого сам Макнил несколько раз приводил в участок за мелкие нарушения.

Закончив разговор, Эллиот подошел к машине, наклонился и заглянул внутрь.

– Вы, должно быть, Чилдресс, – бросил он вместо приветствия, но тут же обратился к Макнилу: – Мак, можно вас на пару слов?

Макнил вышел и, обогнув машину, остановился у багажника. Ветер стих, и работающий двигатель гнал по ногам теплые выхлопные газы.

– Я просил, чтобы вас назначили на это расследование, – начал Грей, – потому что вы возглавляли дело по исчезновению Уильяма Уайатта и знакомы со всеми участниками...

– Не со всеми, – перебил Мак, не сдержав любопытства. – До сегодняшнего дня я и слыхом не слыхал ни о каком Митчеле Уайатте. Кто он такой, черт возьми, и почему мы за ним следим?

– Сводный брат Уильяма Уайатта. И, по моему мнению, именно он виновен в исчезновении Уильяма.

– Сводный брат? – повторил Мак, с сомнением качая головой. – После пропажи Уильяма я опросил всех членов семьи и его друзей. Никто и словом не обмолвился о существовании сводного брата. Мало того, когда я говорил с Сесилом Уайаттом, старик несколько раз повторил, как важно найти и вернуть жене и ребенку его единственного внука.

– Вас намеренно ввел в заблуждение чванливый, хитрый старый дьявол, не желавший объяснить, что у него есть еще один внук которого он никогда не хотел признавать. Я знаком с Уайаттами всю жизнь и тоже понятия не имел о сводном брате Уильяма. Как, впрочем, и сам Уильям до июня этого года. Если верить истории, которую я только сейчас услышал, отец Уильяма, Эдвард, спутался со своей секретаршей, когда ребенку было года два, и его мать умирала от рака. Секретарша забеременела, а рак вскоре доконал мать Уильяма. Но когда любовница стала давить на Эдварда, требуя, чтобы тот женился, как обещал, он стал увиливать, а потом вообще отрекся от отцовства. Хитрая бабенка пригрозила поведать свою печальную историю репортеру «Трибюн».

1