Юный скайуокер. Кто такой Дарт Вейдер? "Звездные войны"

Чтобы правильно понимать принципы работы с цветом,понимать почему возникают те или иные необходимо иметь представление о цветовом круге.

Цветовой круг- это элементарное приспособление совершенно незаменимо при подборе цветовых сочетаний

Цветовой круг разделен на сегменты, все вместе они составляют полный цветовой спектр.

Основные (первичные) цвета в цветовом круге

Красный, синий и желтый - основа для прочих цветов. Каждый из семи миллионов оттенков, которые мы различаем, можно составить из этих основных «строительных блоков». Сами же основные цвета нельзя получить при смешении других красок. Если красный, синий и желтый смешать в равных долях, то получится черный обозначены на рисунке цифрой 1.

Вторичные цвета круга

Получаются при смешении двух основных цветов. К ним относятся: фиолетовый (комбинация красного и синего), оранжевый (смешение красного и желтого) и зеленый (желтый плюс синий) обозначены на рисунке цифрой 2

Третичные цвета в цветовом круге

Это такие цвета, которые можно создать смешением одного основного и одного вторичного цветов. Их шесть: шафрановый (красный с оранжевым), цитрусовый (желтый с зеленым), сиреневый (синий с фиолетовым), пурпурный (красный с фиолетовым), янтарный (желтый с оранжевым), бирюзовый (синий с зеленым). - цифрой 3.

Все они составляют внешнюю кайму круга. Цвета на внутренних кольцах получены путем добавления белого или черного, в результате возникают различные оттенки одного и того же цвета.

И еще о цветовых кругах

В данном примере мы рассмотрели 12-частный цветовой круг.

12 частный круг известен еще, как круг Итена. В материале о вы сможете скачать бесплатно заготовку цветового круга и посмотреть видео о том, как самому сделать цветовой круг.

Под частями круга понимают количество сегментов на внешнем диаметре круга.

Первое впечатление - это все. Пословица «По одежке встречают, по уму провожают» актуальна не только в жизни, но и в дизайне. Впечатление от дизайна состоит из множества факторов, и один из важнейших - это цвет.

Понять, какие цвета сочетаются друг с другом не всегда просто, в этой статье описаны основы теории цвета, которые пригодятся при выборе цветовой схемы для дизайна сайта. Начнем с самого простого.

Основные цвета (Primary Colors)

Основные цвета палитры - красный, желтый и синий. Если говорить об основных цветах на экранах различных устройств - это RGB, красный, зеленый и синий.

Вторичные цвета (Secondary Colors)

Если равномерно смешать красный и желтый, желтый и синий, синий и красный получатся соответственно вторичные цвета - оранжевый, зеленый и фиолетовый. Сочетание этих цветов в проекте может придать дизайну контраст.

Третичные цвета (Tertiary Colors)

Третичный цвет получается если смешать основной и вторичный. Например, красный-фиолетовый, синий-фиолетовый, синий-зеленый, желтый-зеленый, красный-оранжевый, желтый-оранжевый.

Мы разобрались с основами «колеса цветов». С помощью него легко подбирать хорошо сочетающиеся цвета для дизайна. Перейдем к более сложным сочетаниям.

Дополняющие цвета (Complementary Colors)

Как понятно из схемы, дополняющие цвета противоположны друг другу на колесе. Придают дизайну больше контраста, но использовать их следует с осторожностью, иначе будет «вырви-глаз-дизайн»

Аналогичные цвета (Analogous Colors)

Располагаются рядом на колесе цветов. Соседние цвета создают ощущение разнообразия, например синий-зеленый или желтый-оранжевый.

Триады (Triads)

Используя триады на цветовом колесе можно добиться достаточного разнообразия, но в то же время хорошего баланса.

Расщепленные дополняющие цвета (Split Complementary Colors)


Такое сочетание цветов добавляет контраста и разнообразия дизайну.

Квадратная схема (Square Colors)

Такая схема хорошо работает при одном усиленном цвете и трех приглушенных.

Прямоугольная схема (Tetradic Colors)

Похожа на предыдущую схему, а точнее просто ее вариация.

Использование света и тени (Tints and Shades)

Придает дизайну объем и цветовое разнообразие.

Теплые и холодные цвета (Warm and Cool Colors)

Холодные и теплые цвета сами по себе являются классическими цветовыми схемами. Главное их отличие в восприятии человеком. Теплые цвета вызывают летние ассоциации: тепло, солнце, зеленые пейзажи, а холодные цвета ассоциируется с зимой: холод, снег, пасмурная погода.

Понимание теории цвета и грамотное использование ее на практике - это один из важнейших навыков хорошего дизайнера. Правильное сочетания цветов на сайте улучшает общее восприятие дизайна и может вызывать различные эмоции.

В дополнение могу посоветовать

Пользуясь многообразной гаммой оттенков, люди не задумываются о такой категории, как цвет. Он образуется при преломлении лучей обычного света, представляющего собой электромагнитные волны различной длины. Попав в другую среду, они преломляются под разными углами, раскладываясь на семь спектральных цветов.

Что такое цвет?

Впервые такой опыт был проделан Ньютоном. Радуга после дождя также представляет собой преломление солнечных лучей, проходящих через капли воды. Пропустив спектр через можно увидеть, как эти семь цветов соединяются обратно в белый.

Удивительно, но в природе не существует цвета - он является зрительным ощущением человека под воздействием электромагнитных волн, попадающих на сетчатку глаза. Цвет появляется при отражении предметом определенной длины волны, свойственной падающему лучу. И хотя это восприятие достаточно субъективно, у всех людей оно однотипно. Человек видит лист дерева зеленым, потому что поверхность листа, поглощая лучи света различной длины, отражает волны именно того участка спектра, который соответствует зеленому цвету.

Значение в жизни человека

Тем не менее цвет является важной характеристикой предмета, одним из его физических свойств и играет огромную роль в человеческой жизни. объекта является определяющим во многих сферах деятельности: живописи, торговле, дизайне, архитектуре. Его значение понимали еще в древние времена. Об этом говорят прекрасные памятники архитектуры Франции и Италии, сохранившие великолепные витражи и настенную роспись, которые отличались яркостью и прочностью. Китайская керамика уже в XII веке славилась необыкновенно красивыми оттенками лунного света и морской волны. Полотна знаменитых художников также поражают необычной цветовой гаммой. Каждый из них в своей манере сочетал различные цвета, получая уникальные тона, которые трудно сегодня воспроизвести.

Человек черпает до 80 % информации об объекте с помощью цвета, который является также фактором глубокого физического и психологического воздействия на организм. Некоторые тона способствуют повышению артериального давления и частоты пульса, в то время как другие успокаивают нервную систему. В медицине существует раздел цветотерапии, сущность которого заключается в том, что цвета воздействуют по-разному на организм человека. Согласно принципам восточной медицины, для лечения каждой болезни используется определенный тон.

Классификация цветов

С давних времен велись попытки классификации цветов. Процедура заключалась в сведении многообразия существующих оттенков в определенную систему. Впервые такую попытку осуществил Леонардо да Винчи, выделив четыре основных цветовых группы. Научную основу понятия цвета заложил Ньютон своими опытами по преломлению световых лучей. Великий поэт Гете, работая над систематизацией данного понятия, предложил цветовой круг, в котором три тона (главные) составляют равносторонний треугольник - красный, желтый и синий. Если смешать их в равной пропорции, получится черный оттенок. Их назвали первичными цветами.

Из трех базовых образуются остальные цвета. Но непосредственно главные нельзя получить смешением каких-то других оттенков, поэтому их называют чистыми. Чтобы понять, какие цвета являются вторичными, надо смешать попарно базовые в равных пропорциях. При этом получаются цвета второго порядка. Они располагаются между главными. Оранжевый, зеленый и фиолетовый - это вторичные цвета. В они точно так же образуют равносторонний треугольник, только перевернутый по отношению к первому.

Третичные цвета

Существуют цвета третьего порядка - они образуются при смешивании трех первичных с вторичными в равных пропорциях. Первичные, вторичные и третичные цвета вместе образуют 12-цветный круг. Эта фигура называется 12-частотным кругом Й. Иттена - швейцарского искусствоведа, который и предложил это новшество. Остальное множество цветов получают при смешивании этих двенадцати в нужных пропорциях.

Цвета можно разделить на теплые и холодные. Если посередине цветового круга провести прямую линию, то та половина, в которой окажутся оттенки с желтого по зеленый, включая первичные и вторичные цвета, будет состоять из теплых тонов, а вторая половина - из холодных. Это деление в некоторой степени условно, поскольку в третичных цветах, где сочетаются все тона, более теплым будет казаться тот, в котором желтого цвета больше.

Колористика

В живописи, дизайне, архитектуре, парикмахерском искусстве важно находить вызывающую более положительное восприятие человеком. цветов, искусстве их сочетания называется колористикой. Умение комбинировать тона позволяет достичь В то же время подобное понятие для каждого человека индивидуально - это субъективное понятие. Тем не менее существуют общие правила гармоничного сочетания различных оттенков, которыми необходимо владеть в некоторых профессиях. Например, при оформлении производственного помещения следует учесть, что предлагает колористика: первичные и вторичные цвета теплых тонов ускоряют обмен веществ, повышают мышечную активность. Что касается холодных оттенков, то они эти процессы угнетают. Некоторые из них при длительном воздействии на человека утомляют его, причем неважно, какие - вторичные цвета или первичные. Самыми оптимальными в этом отношении являются зеленые тона с добавлением желтого.

Сочетание цветов

Руководствуясь цветовым кругом, можно правильно подобрать подходящее сочетание различных тонов. Гармонично будет составлена комбинация, состоящая из оттенков одного цвета, поскольку она благотворно воздействует на нервную систему. Возможна также контрастная композиция. В этом случае сочетаются те тона, которые размещены на противоположных сторонах круга (кстати, это могут быть и вторичные цвета). Они называются взаимодополняющими или комплиментарными. Такая система будет наполнена энергией. Гармонично сочетаются в цветовом круге тона, которые находятся относительно друг друга под углом 90 градусов.

Прекрасно будут выглядеть вместе три цвета, если их правильно подобрать. Композиция из трех тонов, расположенных на равных расстояниях друг от друга, даст ощущение гармонии и яркий контраст. В таких случаях можно использовать вторичные цвета. Если внутри цветового круга начертить равнобедренный или то правильно комбинируются тона, расположенные в вершинах данной фигуры. В колористике существуют четкие правила сочетания цветов. Руководствуясь ими, можно самостоятельно создавать различные комбинации, отличающиеся гармонией и красотой.

Вторичные цвета: получаются путем смешивания двух первичных цветов. К вторичным цветам света относятся: маджента, желтый и циан (зеленовато-голубой). Вторичные цвета пигментов:красный, зеленый и фиолетовый.

Третичные цвета: образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов. К ним относятся - оранжевый, пунцовый, светло-зеленый, ярко-голубой, изумрудно-зеленый, темно-фиолетовый.

Дополнительные цвета: располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Та, например, для красного является дополнительным зеленый (полученный путем смешения двух первичных цветов - желтого и циана (зеленовато-голубого). А для синегодополнительным является оранжевый(полученный путем смешения желтого и мадженты).

Закон цветности это основная система понимания цветовых взаимоотношений. Смешивая цвета, можно убедиться, что сочетание одних и тех же цветов дает одинаковый результат. Красный и синий цвета, смешанные в равных пропорциях, всегда дают фиолетовый. Равные доли синего и желтого всегда создают зеленый цвет. Из равных долей красного и желтого цветов всегда получается оранжевый. Эта система и называется законом цветности, поскольку указанные законы сочетаемости цветов являются результатом неоднократных проверок, доказавших их достоверность.

Основные первичные цвета

Основные цвета нельзя получить путем смешивания. Это синий, красный и желтый. Все остальные цвета - производные от них. Цвета с преобладанием синего называются холодными, с преобладанием красного и желтого - теплыми.

Синий - самый темный из основных цветов. При добавлении его к другому цвету, полученный цвет становится темнее и холоднее. Синий - единственный холодный из основных цветов, при добавлении его к любому первичному, вторичному и третичному он становится доминирующим (рис. 1). Делая другой цвет холодным, синий, кроме того, усиливает его глубину, придает темный оттенок. Гранулы синего пигмента самые большие, концентрация его наиболее высока.




Рис. 1

Вторичные цвета

Вторичные цвета - это зеленый, оранжевый и фиолетовый. Они получаются при сочетании двух, и только двух, первичных цветов в равных пропорциях. Зеленый - это сочетание синего и желтого, оранжевый - красного и желтого, фиолетовый - синего и красного. Зеленый и фиолетовый имеют в своем составе синий, поэтому являются холодными тонами. В оранжевом сочетаются красный и желтый цвета, поэтому он теплый (рис. 2).


Рис. 2 Вторичные цвета

Третичные цвета

Это сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-фиолетовый и желто-зеленый.

Третичные цвета создаются при смешивании первичного цвета со смежным вторичным. Сине-зеленый и сине-фиолетовый - холодные тона, красно-фиолетовый - тоже холодный, но не настолько, как два предыдущих, потому что в нем преобладает красный. Красно-оранжевый и желто-оранжевый - теплые тона. Желто-зеленый - теплый тон, но не настолько, как два предыдущих, потому что в нем присутствует синий (рис. 3).


Рис. 3 Третичные цвета

Первичные цвета : разделяются первичные природные цвета света и первичные цвета пигментов. Это цвета, которые не создаются путем смешивания. Если смешать первичные красный, синий и зеленый лучи, то получится белый свет. Если смешать первичные мадженту(пурпурный), циан(голубой) и желтый - цвета пигментов - то получим черный цвет.

Вторичные цвета : получаются путем смешивания двух первичных цветов.

Третичные цвета : образуются путем смешивания первичного и вторичного цветов.

Дополнительные цвета:

располагаются на противоположных сторонах хроматического круга. Так, например, для красного является дополнительным зеленый

RGB (аббревиатура английских слов

Red, Green, Blue - красный, зелёный,

синий) - аддитивная цветовая модель, как правило, описывающая способ синтеза цвета для цветовоспроизведения.

Выбор основных цветов обусловлен особенностями физиологии восприятия цвета сетчаткой человеческого глаза. Цветовая модель RGB нашла широкое применение в технике.

Модель CMY : основана на голубом (Cyan), пурпурном (Magenta) и желтом (Yellow) цветах. Модель описывает отраженные цвета (краски), которые образуются в результате вычитания части спектра падающего света на поверхность. При смешении двух цветов результат темнее обоих исходных. От английского Subtract (вычитать) модель CMY называют субтрактивной.

Модель CMYK : Модель CMYK описывает реальный процесс цветной печати на офсетной машине и цветном принтере. Четвертый компонент K – черный (blacK) цвет. Основные субтрактивные цвета достаточно яркие и поэтому не годятся для воспроизведения темных цветов. Используя только голубой, пурпурный и желтый цвета нельзя вывести на печать черный цвет – получается грязно-коричневый цвет. Черный цвет в модели CMYK также используется для подчеркивания теней, создания темных оттенков. Использование черной краски позволяет существенно уменьшить расход других красок. Интенсивность цветов изменяется от 0% до 100%.

5)Система HSL

Другой популярной цветовой системой является HSL (от "hue, saturation, lightness" - "тон, насыщенность, яркость"). У этой системы есть несколько вариантов, где вместо насыщенности используется хроматичность (chroma), светимость (luminance) вместе с яркостью (value)

(HSV/HLV). Именно эта система соответствует тому, как человеческий глаз видит цвет.

YUV - цветовая модель, в которой цвет представляется как 3 компоненты - яркость (Y) и две цветоразностных (U и V).

Модель широко применяется в телевещании и хранении/обработке видеоданных. Яркостная компонента содержит «черно-белое» (в оттенках серого) изображение, а оставшиеся две компоненты содержат информацию для восстановления требуемого цвета. Это было удобно в момент появления цветного ТВ для совместимости со старыми черно-белыми телевизорами.

В цветовом пространстве YUV есть один компонент, который представляет яркость (сигнал яркости), и два других компонента, которые представляют цвет (сигнал цветности). В то время как яркость передается со всеми деталями, некоторые детали в компонентах цветоразностного сигнала, лишённого информации о яркости, могут быть удалены путем понижения разрешения отсчетов (фильтрация или усреднение), что может быть сделано несколькими способами (т.о. есть много форматов для сохранения изображения в цветовом пространстве YUV).

6. Общая характеристика базовых алгоритмов ОИ. Задачи дискретизации и квантования.

Обработка изображений (Computer Vision) - это преобразования изображений. Входными данными является изображение, и результат обработки - тоже изображение. Примерами обработки изображений могут служить: повышение контраста, чёткости, коррекция цветов, редукция цветов, сглаживание, уменьшение шумов и так далее. В качестве материала для обработки могут использоваться космические снимки, сканированные изображения, радиолокационные, инфракрасные изображения и т. п.Задачей обработки изображений может быть как улучшение в зависимости от определенного критерия (реставрация, восстановление), так и специальное преобразование, кардинально меняющее изображения. В последнем случае обработка изображений может быть промежуточным этапом для дальнейшего распознавания изображения. Например, перед распознаванием часто необходимо выделять контуры, создавать бинарное изображение, разделять по цветам.

Методы обработки изображений могут существенно отличаться в зависимости от того, каким путем получено изображение - синтезировано системой КГ либо это результат оцифровки черно-белой или цветной фотографии.

Дискретизация.

Раскрывающийся список Sub Sampling (Дискретизация) задает количество пикселей однородного участка. При установленном по умолчанию значении 1: 1 тонируются все пиксели. Значение 8: 1 задает тонирование каждого восьмого пикселя. Увеличение дискретности часто используется при экспериментировании с различными источниками света и материалами для предварительного просмотра результатов тонирования, поскольку, чем выше дискретность, тем меньше время тонирования. Получив удовлетворительный результат, можно опять установить значение 1: 1, обеспечивающее наилучшее качество изображения.

Квантование.

В этом разделе задается точность, с которой вычисляется каждый пиксель. Норма квантования (sample rate) определяет, сколько квантов (т.е. участков одного цвета) вычисляется на каждый пиксель. Например, если норма квантования равна ¼, то один квант вычисляется на каждые четыре пикселя. Если норма квантования больше единицы, для каждого пикселя вычисляется больше одного кванта. Чем меньше минимальная норма квантования, тем быстрее выполняется тонирование, однако тем менее аккуратным будет результат. Максимальная норма квантования применяется, когда соседние пиксели недостаточно контрастные. Параметр Contrast color (Контрастность цветов) используется для определения текущих норм квантования с учетом минимальной и максимальной нормы.

7)Гамма-характеристика. Задача коррекции гамма-характеристики

Блок-схема аппаратуры ввода

Линейный

Наблюдаемая

Насыщение

Воспринятая

пространственный

логарифмирования

Логарифмическое преобразование, введённое в блок-схеме, является большим упрощением. Но, не смотря на недостатки, эта модель является полезной и реализуемой в виде гаммахарактеристики.

Термин «Гамма» в системах КГ и ОИ относится к нелинейной характеристике электроннолучевой трубки (ЭЛТ) монитора. ЭЛТ не производит световую интенсивность, равную входному напряжению, а имеет место нелинейная зависимость, называемая γ-характеристика. Гамма регулирует электростатические заряды в электронных пушках, а не светимость люминофора. Значение гаммы для большинства ЭЛТ приблизительно 2.0-2.5

Гамма характеристика – характеристика передачи уровней (яркости) – зависимость уровней яркости телевизионного изображения от уровней яркости объекта.

Информация о яркости в аналоговом виде в телевидении и в цифровом виде в большинстве распространенных графических форматов, хранится в нелинейной шкале. Яркость пиксела на экране монитора в первом приближении можно считать пропорциональной:

I ~ Vγ

I – яркость пиксела на экране дисплея (или яркость составляющих а: красный, зеленый, синий в отдельности),

V – численное значение цвета, γ – показатель гамма-коррекции.

График γ-характеристики

Нижняя линия - гамма монитора, верхняя - гамма файла, прямая линия - гамма изображения

Коррекция гаммы

Исторически это обусловлено тем, что у электронно-лучевой трубки зависимость между количеством испускаемых фотонов и напряжением на катоде близка к экспоненциальной зависимости. Для ЖК мониторов, проекторов и т.д., где зависимость между напряжением и яркостью имеет более сложный характер, используются специальные компенсационные схемы.

Калибровка устройств.

Гамма-коррекция – формула для исправления гаммы: y=1 , Где- гамма монитора.

Гамма коррекция необходима для более точной передачи интенсивностей монитором. Не все компьютерные мониторы имеют гамму точно 2.5; некоторые могут быть 2.2, в то время как другие могут быть ближе к 2.7. Кроме того, красные, зеленые и синие электронные пушки могут иметь индивидуальные значения напряжения/яркость.

Рисунок показывает исправленные значения гаммы системой

калибровки монитора. Гамма Красного, зеленого, и синего различны.

При переносе графического файла между компьютерами копия изображения может выглядеть светлее или темнее, чем оригинал. В разных операционных системах (например Microsoft Windows, GNU/Linux и Macintosh) существуют разные стандарты встроенной гамма коррекции.

Например, встроенная в формат PNG гамма-коррекция работает следующим образом: данные о настройках дисплея, видеоплаты и программного обеспечения (информация о гамме) сохраняется в файле вместе с самим изображением, что и обеспечивает идентичность копии оригиналу при переносе на другой компьютер.