Юрьев день что значит. Народный праздник Юрьев день: значение и традиции

26 ноября (по старому стилю) - церковный праздник в честь св. Георгия, с которым в России XV-XVI вв. связывалась возможность перехода крепостного крестьянина от одного феодала к другому. В общегосударственных масштабах запрет перехода крестьян иначе как за неделю до и после Ю. д. был узаконен Судебником 1497 г. В конце XVI в. закон полностью запретил переселение крестьянства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЮРЬЕВ ДЕНЬ

установленный в Русском государстве 15–16 вв. срок, в который разрешался переход крестьян от одного землевладельца к другому. Срок этот был приурочен к полному окончанию всех полевых работ (26 ноября по старому стилю). Установление Ю. д. ограничило существовавшую ранее свободу крестьянского перехода – «выхода». Срок был выбран так, чтобы затруднить переход крестьян: крестьянину было гораздо труднее переходить к новому хозяину в начале зимы, когда при этом терялся озимый посев и нужно было иметь запасы продовольствия, достаточные до нового сбора урожая. Крестьяне переходили обычно от дворян-помещиков к крупным феодалам (боярам-вотчинникам), которые помогали им ликвидировать свою задолженность помещикам и «вывозили» крестьян.

Русское правительство периода образования централизованного государства, опиравшееся на дворянство и поддерживавшее его в борьбе с боярством, установило Ю. д. в интересах дворянства.

Судебник 1497 г. (см.) установил единственный срок в году для перехода крестьян, разрешив «христианам отказываться из волости в волость, из села в село один срок в году – за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего.

Неполное определение ↓

Юрьев день... когда был введен? что значил? когда отменен? почему говорят "вот тебе и Юрьев день"?

  1. ЮРЬЕВ ДЕНЬ -26 ноября по старому стилю. Один из двух церковных праздников в честь св. Георгия.
    В России 15-16 века время перехода крестьян от одного феодала к другому. Судебник 1497 года установил срок перехода за неделю до Юрьева дня и неделю после. Отменн указом о заповедных летах в1580-90-х годах.

  2. Юрьев день
    (26 ноября) определенный законом срок, когда в Московской Руси поселившийся на господской земле и заключивший с владельцем "порядную" крестьянин имел право уйти от хозяина, выполнив предварительно все свои обязательства по отношению к нему. Это было единственное время в году, по окончании осенних работ (неделя до и после 26 ноября), когда зависимые крестьяне могли переходить от одного владельца к другому. По традиционному взгляду, высказанному еще Татищевым, право крестьянского выхода отменено предполагаемым указом царя Федора Иоанновича от 1592 г. (который, будто бы, подразумевается в указе 24 ноября 1597 г.), и таким образом Ю. день потерял силу. Взгляд Татищева на отмену крестьянского перехода законодательным путем принят был Костомаровым и Сергеевичем; но теперь, после работ Погодина, Беляева и особенно В. О. Ключевского и новейшего труда профессора Дьяконова, наиболее обоснованным является мнение, что Юрьев день не был отменен законом, а в силу тяжелых социально-экономических условий (крайней задолженности крестьян, зависимости от сильных землевладельцев и т. д.) "крестьянское право выхода замирает само собой, без всякой законодательной отмены его, прямой или косвенной, и крестьяне уже до предполагаемого указа царя Феодора Иоанновича не пользовались (фактически) правом выхода" (Ключевский). В тверской вотчине князя Симеона Бекбулатовича (по писцовой книге 1580 г.) из 60 случаев, когда упоминается время перехода, на Ю. день приходится лишь два случая. Указ 1597 г. сам по себе не создавал общего прикрепления: он говорил лишь о пятилетней давности для исков о беглых, и в истории постепенно сложившегося крестьянского прикрепления не играл никакой роли (см. Крестьяне). В конце XVI и начале XVII вв. право перехода сменилось двумя явлениями: побегом крестьян на окраины и "свозом" их на земли крупных владельцев, и законодательство направлено было на устранение этих явлений (указы 1601 и 1602 гг., 1642 г., указ о переписи 19 октября 1645 г.).
    Литература. Беляев, "Крестьяне на Руси" (М., 1860); Костомаров, "Должно ли считать Бориса Годунова основателем крепостного права" (в "Монографиях", т. I); Погодин, "Историко-критические отрывки" (книга II, М., 1867; статья под тем же заглавием и "Ответ Костомарову"); J. Engelmann, "Die Leibeigenschaft in Russland" (Лейпциг, 1884); В. О. Ключевский, статья в "Русской Мысли" (1885, VIII и X и 1886, V, VII, IX и X); В. Сергеевич, "Русские юридические древности" (т. I, СПб.); М. А. Дьяконов, "К истории крестьянского прикрепления" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1893, июнь); С. Ф. Платонов, "Лекции по русской истории" (вып. 2, СПб., 1900).
  3. Юрьев день -религиозный праздник поздней осенью, когда с полей убран урожай.
    До введения на Руси крепостного права в этот день крестьяне могли переходить от одного землевладельца (помещика) к другому, к лучшему. Когда законодательно крестьян закрепили в частную собстсенность (установили крепостное право) они узнали только в Юрьев день.
    и поговорка звучит так: " Вот тебе, бабушка, и Юрьев день"
  4. Юрьев день (Егорьев день) церковные праздники в честь св. Георгия. Отмечаются весенний (теплый) 23 апреля и осенний (холодный) 26 ноября (по старому стилю) . Два Егорья: один холодный, другой голодный (26 ноября, 23 апреля) .

    править Весенний Юрьев день
    Юрьев день день памяти св. Георгия, отмечаемый у православных 23 апреля / 5 мая, (у католиков 24 апреля. У южных славян Юрьев день основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днем Юрьев день делит год на два полугодия дмитровское и юрьевское.

    По Далю Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал.

    У восточных славян Юрьев день основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: ее украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котел, в который ее доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические (прежде всего апотропеические) действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов. На востоке Балкан одним из основных эпизодов праздника Юрьева дня было принесение в жертву ягненка (см. Курбан) .

    На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов. Во время этих выходов иногда совершались молебны с водосвятием, однако часто выход происходил без участия священнослужителей. Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросенка) . Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. Во время обходов предпринимались разнообразные действия для защиты посевов от града, непогоды. В поля втыкали ветки, освящнные в церкви в Вербное воскресенье, специально изготовленные из этих веток крестики, освящнные свечи, вертел от юрьевского ягненка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.

    В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд Зеленый Юрий. В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали ее сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причем некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии Зелного Юрия, а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно Юрий или Зеленый Юрий. У словенцев парни вели Зелного Юрия к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

    У южных славян в Юрьев день (серб. уревдан; болг. Гергьовден) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные

  5. юрьев день (26ноября ст. ст.) в 14-16 вв. время, когда крестьяне могли уйти от феодала (за неделю до юрьева дня (осеннего) или в течение недели после него.) . С дальнейшим развитием крепостного права в России в конце 16в. право ухода крестьян в Ю. д. было отменено.
    Вот тебе и Юрьев день (разг. шутл.) -возглас по поводу какой-то неприятной неожиданности.
  6. Юрьев день или День памяти великомученика Георгия Победоносца день почитания святого Георгия Победоносца в христианстве, отмечаемый 23 апреля (6 мая), 26 ноября (9 декабря)
  7. К этому дню был приурочен выход крестьян (перемена владельца) в Судебнике 1497 (неделя до и неделя после Юрьева дня) . Судебник 1550 подтвердил право крестьян. В 1580-е гг. с введением заповедных лет право выхода было отменено. Родилась поговорка "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день"
  8. В юрьев день отменили переход крестьян от одного помещика к другому, было введено полное крепостное право, отменено во второй половине 19ого века царм Александром - освободителем...
  9. В Юрьев день крепостные могли перейти к другому хозяину, в другое село. Когда этот переход отменили - и родилась поговорка. Это было в Х1Х веке.

План
Введение
1 Значения святого Георгия для этого праздника
2 Весенний Юрьев день
2.1 У восточных славян
2.2 У южных славян

3 Осенний Юрьев день
Список литературы

Введение

Юрьев день (Егорьев день ) - церковные праздники в честь св. Георгия. Отмечаются весенний (тёплый) 23 апреля (6 мая) и осенний (холодный) 26 ноября (9 декабря).

Два Егорья: один холодный, другой голодный.

1. Значения святого Георгия для этого праздника

Юрий-Георгий был едва ли не самым любимым святым у восточнославянских народов: еще до принятия христианства он считался покровителем земледелия и диких зверей, хранителем домашнего скота. Само имя означало земледельца: ge - земля, ergon - дело. «Молодой Егорий, светло-храбрый, по локоть руки в красном золоте, по колена ноги в чистом серебре. И во лбу солнце, в тылу месяц, по концам звезды перехожие» - так выглядел в народном представлении святой, лик которого безо всяких добавлений был до XV века гербом русского государства. В Древней Руси его изображение даже выбивалось на монетах.

2. Весенний Юрьев день

Юрьев день - день памяти св. Георгия, отмечаемый у православных 23 апреля (6 мая), у католиков - 23 апреля. У южных славян Юрьев день - основной календарный рубеж первой половины года. Вместе с Дмитриевым днем Юрьев день делит год на два полугодия - «дмитровское» и «юрьевское».

По Далю Юрий, праздник пастухов: их дарят и кормят в поле мирскою яичницей. На Егорья пастуха окачивают, чтобы во все лето не дремал .

2.1. У восточных славян

Юрьев день у восточных славян - основной скотоводческий праздник года, день первого выгона скота на пастбище, у южных славян и на Карпатах - день ритуального доения овец, первого замера молока и др. У южных славян немало магических действий в Юрьев день было связано с овцой, предназначенной для первого доения: ее украшали венком из трав и цветов, отдельный венок вешали на котел, в который ее доили. В Юрьев день совершались многочисленные обряды и магические (прежде всего апотропеические) действия, направленные на то, чтобы обеспечить благополучие скота во время летнего выпаса, способствовать его плодовитости, защитить скот от ведьм и нечистой силы, от волков, от укусов змей. В ряде мест в Юрьев день чествовали пастухов. На востоке Балкан одним из основных эпизодов праздника Юрьева дня было принесение в жертву ягненка (см. Курбан).

На Украине и в Белоруссии, а также на востоке Балкан (особенно в Болгарии) в Юрьев день имели место обрядовые выходы в поле с целью осмотра посевов. Во время этих выходов иногда совершались молебны с водосвятием, однако часто выход происходил без участия священнослужителей. Сами хозяева обходили с утра все принадлежащие семье и засеянные злаковыми культурами участки земли, устраивали на поле трапезы, по окончании которых закапывали в землю остатки пищи (скорлупу яиц, кости поросенка). Чтобы увеличить урожайность посевов, уберечь их от града или засухи, хозяева катались (кувыркались) по посевам. Иногда выгон скота и обход посевов соединялись в один обряд: скот ненадолго выгоняли на зеленеющие посевы злаковых культур: считалось, что у коров будет больше молока и в то же время это благоприятно повлияет на рост хлебов. Во время обходов предпринимались разнообразные действия для защиты посевов от града, непогоды. В поля втыкали ветки, освящённые в церкви в Вербное воскресенье, специально изготовленные из этих веток крестики, освящённые свечи, вертел от юрьевского ягненка; на поле молились, кропили посевы святой водой, целовали землю.

2.2. У южных славян

В Словении, на северо-западе Хорватии, а также в Славонии известен обряд «Зеленый Юрий». В Юрьев день по селу ходила процессия, во главе которой вели человека, с ног до головы покрытого зеленью. У сербов Славонии в ночь накануне Юрьева дня мужчины плели огромную корзину из зелени, покрывали ее сплошь зеленью, венками и, перевернув днищем вверх, надевали на голову и плечи человека, который в таком виде носил корзину по селу. Процессия состояла из пеших и конных мужчин, украшенных цветами, причем некоторые из них трубили в трубы и играли на других музыкальных инструментах. Они останавливались перед каждым домом, где исполняли юрьевские песни, в которых сообщалось о прибытии «Зелёного Юрия», а хозяева в ответ награждали их и обливали водой из подойника. У хорватов ряженый в зелень персонаж назывался обычно «Юрий» или «Зеленый Юрий». У словенцев парни вели «Зелёного Юрия» к реке и бросали его в воду; по другим данным, в воду бросали маску-корзину или же обливали водой и ряженого.

В Юрьев день (серб. Ђурђевдан; болг. Гергьовден) отменялись многочисленные пищевые табу. До этого дня можно было есть только старые овощи, а всю молодую зелень запрещалось даже вносить в дом. В Юрьев день также теряли свою силу запреты на молодое мясо и молочные продукты (которые не ели с начала Великого поста или с 1 марта): в этот день первый раз ели домашнюю птицу и ягнятину, пили молоко, готовили сыр и угощали им гостей и т. д. Особенно строгими были ограничения, касающиеся молока. Если у какой-либо овцы погибали ягнята, ее молоко все равно не пили, а выливали в реку, после чего обязательно мыли руки, чтобы не оскверниться молоком, которое еще не было освящено. Первое надоенное молоко, как и любые другие первые продукты, было предназначено предкам (молоко раздавали соседям на помин души, лили в воду и др.). Нарушение этого правила грозило гибелью приплода и болезнью всего стада. Наиболее последовательно запрет пить молоко до Юрьева дня соблюдался женщинами, у которых умерли грудные дети. По южнославянским поверьям, на «том свете» такие дети сидят на молочном дереве и пьют молоко. Если мать умершего ребёнка нарушит запрет, он отлучается от дерева, остаётся голодным и проклинает её.

Во многих славянских традициях Юрьев день связан с защитой от града: болгары и словаки в этот день воздерживались от работ, ассоциирующихся с «битьем» и иным производством шума: не били белье вальками, не пользовались ручными мельничками, не ткали, а также не выносили за пределы дома молоко и не употребляли в пищу на улице молочные продукты. У сербов и болгар группа парней обходила ночью село или поле, неся с собой кожу закланного в Юрьев день ягненка, задвижку от мельничной запруды, лопату, живую курицу, а по окончании обхода закапывала все это в землю в том месте, откуда обход начался, тем самым символически запирая круг и предохраняя село или поле от града.

Юрьев день - первый в ряду нескольких праздников, когда практиковался сбор лекарственных трав и прочих полезных и наделяемых магическими свойствами растений; эти травы хранили для лечения, ими закармливали в Юрьев день скот, украшали дома и все хозяйственные постройки в апотропеических целях (для защиты от града, засухи, насекомых-вредителей).

В обрядности южных и восточных славян Юрьев день посвящен магии, связанной с обеспечением здоровья. В этот день собирали росу, которую использовали для лечения, взвешивались на весах, прикреплённых на молодом дереве, чтобы весь год быть здоровыми; опоясывались по голому телу зелёными ветками, катались и кувыркались по росе и др. С этим днем связаны у южных славян многочисленные гадания по сорванной зелени: увядшие к утру стебли предвещали домочадцам болезни и смерть, а сохранившие свежесть - здоровье и долголетие.

В Болгарии с 1880 года в день святого Георгия Победоносца отмечается День храбрости. В этот день освящаются боевые знамена и проводится воинский парад, то есть, по сути дела, отмечается день Болгарской армии.

Особенное значение Юрьев день имеет для балканских цыган, почитающих святого Георгия своим покровителем. Празднование этого дня по-цыгански называется «Эдерлези». В этот день балканские цыгане закалывают и зажаривают ягнят. Также, у них считается, что на Юрьев день можно вымолить здоровье больному ребёнку.

3. Осенний Юрьев день

Осенний Юрьев день, 26 ноября по старому стилю (9 декабря по новому стилю в XX-XXI вв.) - празднование Русской православной церкви, в честь освящения церкви великомученика Георгия в Киеве в 1051 г.

26 ноября - дата, с которой в России связывалось осуществление права перехода крестьян от феодала к феодалу (Выход крестьянский), так как к этому времени завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам.

В общегосударственном масштабе выход крестьянский был ограничен в Судебнике 1497 двухнедельным периодом - по неделе до и после Юрьева дня . Судебник 1550 подтвердил это положение.

Право перехода крестьян было временно отменено с введением заповедных лет (историки датируют введение различно - 1580, 1581 или 1584-85), а затем запрещено законодательством 90-х гг. XVI в. (распространение запрета на бобылей и тяглых горожан). (Но опубликованного закона об отмене Юрьева дня до сих пор не найдено). Соборное уложение 1649 подтвердило запрет переходов тяглого населения.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (поговорка, появившаяся с уничтожением этого права при царе Алексее Михайловиче после введения Соборного уложения 1649 года).

Список литературы:

1. Мир русских икон и монастырей. История, предания. Т. С. Еремина - М.: Наука, 1998

Право на «крестьянский выход» (смену одного помещика на другого) подневольные труженики сельского хозяйства официально потеряли при Федоре Иоанновиче, предшественником которого был Иван Грозный. При Грозном «Юрьев день» не могли отменить по вполне объективным причинам.

«Вот тебе бабушка и Юрьев день!»

Эта поговорка общеизвестна, но немногие знают, что она означает. День памяти святого Георгия (в народе Юрия) отмечается 26 ноября. Это ключевая дата, служившая в свое время вехой, сезонной отметкой – к ноябрю заканчивались сельскохозяйственные работы, и у крестьян начинался «период покоя», до весны. В XV на Руси законодательно было установлено, что в течение двух недель (до Юрьева дня) и после него крестьянская семья может «мигрировать» – уйти на земли нового хозяина.

Впоследствии действие этого правила временно приостанавливалось, а при Фёдоре Блаженном, царствовавшем с 1584 по 1598 годы, «крестьянский выход» («заповедные лета») был официально запрещён. Фёдор сменил на своем посту отца, Ивана IV Грозного, которого ошибочно называют автором указа, закрепощающего крестьян.

Почему приписывают отцу

Впервые персонифицировал идею закрепощения крестьян российский историк Татищев, который утверждал, что это официальное закабаление произошло в 1592 году при активном участии боярина Бориса Годунова, шурина придурковатого Федора Блаженного, которого историки считают истинным правителем Руси в этот период. Документа, подтверждающего факт закрепощения, нет, Татищев только пересказал его суть. Есть косвенные свидетельства того, что монарший указ на самом деле издавался (в частности письмо монахов Пантелеймоновского монастыря государю, где сообщается, что по царскому указу «крестьяном и бобылем выходу нет»).

Историк Ключевский гипотезу Татищева поставил под сомнение, отметив, что опираться на предположения, а не на документально подтвержденные факты антиисторично, это всего лишь домыслы.

Она была как и у Татищева в значительной степени конспирологической, поскольку Борис Дмитриевич предположил, что во времена Ивана Грозного широко развилась барщина, и потому Иван IV издал в 1581 году соответствующий указ о закрепощении крестьян. Современный историк Роман Скрынников это предположение опроверг, сославшись на то, что оно ни коим образом документально не подтверждено.

Так кто же автор запрета?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать сохранившиеся с тех времен документы, а их немного. Косвенно (поскольку соответствующих царский указ не сохранился) подтверждается версия Татищева о повелении закабалить крестьян Федором Иоанновичем: во-первых, никаких других документов, помимо монастырских грамот, на этот счет нет, во-вторых, Уложение 1607 года свидетельствует именно об авторстве Федора Блаженного при издании запретительного документа об отмене «Юрьева дня». Именно царь Федор, согласно Уложению, повелел составить писцовые книги, тем самым закабалив крестьян.

Перепись населения 1593 – 1597 годов формально не упраздняла «Юрьев день», однако закон разрешал землевладельцам разыскивать беглых крестьян в течение 5 «урочных лет», что, по сути, являлось узаконенной формой закабаления.

В этом году исполнилось 515 лет Судебнику Ивана III (1497 г .). Самой известной статьёй этого Судебника является 57-я статья, в которой был установлен срок перехода крестьян от одного землевладельца к другому. Этот переход разрешался за неделю до и неделю после Юрьева дня.

Юрьев день - церковный праздник, посвященный св. Георгию Победоносцу. Отмечается 9 декабря (26 ноября по ст.ст.). По традиции на Руси в этот день осуществлялся переход крестьян от одного феодала к другому. До конца 16 в. крестьяне - это лично свободные земледельцы-общинники, у которых был земельный надел, рабочий скот и орудия труда, необходимые для обработки земли.



Крестьяне, как и феодал ы, появились на Руси не сразу. Земледелец из родовой общины не являлся крестьянином. Он участвовал в управлении своим коллективом (в народном собрании) и был воиномво время войны. Это не влияло на его положение в обществе, а земледелие не являлось его основным занятием. Общинник превращается в крестьянина, когда перестаёт быть воином и участвовать в народном собрании. Процесс формирования крестьянства шёл двумя путями: в крестьян превращались рабы, посаженные на землю и полностью зависевшие от своего господина, а с другой стороны, князья и дружина сосредоточивали в своих руках права, которыми располагала община, оставляя общине лишь то, что не могло отразиться на их могуществе. Появление соседской общины сыграло огромную роль в образовании крестьянства, т.к. её деятельность основывалась на хозяйственных связях. Такой коллектив было труднее подчинить знати, следовательно, община служила ограничителем растущих прав господствующего класса. Крестьянство делилось на лично зависимых и государственных. Поначалу на Руси преобладали крестьяне-общинники, которые зависели от коллектива феодалов. В письменных источниках они выступают под именем «люди» и «Русская Правда» не отделяет их от других сословий, т.е. не наблюдается понижения основного статуса земледельцев. Большесемейная община называлась вервь. Она насчитывала 150-400 человек. Вервь домонгольского периода являлась верховным собственником всей земли. С течением времени функции общины сузились, в ведении общинного суда находились дела семейные и внутренние дела общины. Наличие богатства не давало преимущества при выходе из общины: человек мог выйти из неё только со своим имуществом, но без земли. Таких людей называли изгоями. Они могли уйти на землю частного феодала и превратиться в зависимых людей. Рабство (холопство) было основным источником формирования зависимого от князя и дружинников крестьянства. Переводить холопов на землю феодалов вынуждала экономическая необходимость. Этот источник дохода принадлежал только феодалу.

Кроме холопов к зависимым крестьянам относились смерды, находившиеся в личной зависимости только от князя. Если холопы попадали в зависимость через внеэкономическое принуждение, то закупы и рядовичи - через экономическое, через заключение договора (ряда) с частным владельцем, на основе которого рядовичи выполняли определённый объём работ. Купа - ссуда, которая бралась в долг, и закуп должен был её отработать в хозяйстве заимодавца, который предоставлял закупу всё необходимое для работы (скот, инвентарь). Таким образом, в личной зависимости от феодала находились: челядь, изгои, смерды, рядовичи, закупы, но общая численность названных категорий не превышала 10-15% от всего населения Древней Руси, т.е. общество состояло, в основном, из свободных людей. Постепенно все вышеупомянутые группы слились в одно сословие - крестьянство.

Термины «крестьяне» и «деревня» появились в Северо-Восточной Руси и известны с 14 в. Община 14-16 вв. называлась волостью. Волость была единственной формой сословного объединения крестьян. Она ведала общими угодьями и сооружениями, отстаивала в суде интересы каждого крестьянина и всей общины в целом. Волость имела право взимания податей с членов общины, несла ответственность за выплату нужной суммы (круговая порука). Наличие полномочий не означало самостоятельного существования общины; она имела право на существование, если признавала над собой поземельную и судебно-политическую зависимость. Собранные с крестьян платежи в княжескую казну, перереспределялись между членами правящей верхушки. Крестьяне не были полностью свободны, а находились в зависимости от всего класса феодалов в целом.

Расширение частносеньориальной собственности началось с 13 в. с преобладания княжеских доменов. Существовали дворцовые (княжеские) и частнофеодальные крестьяне (половники).Половник вёл самостоятельное хозяйство, получив у феодала ссуду на хозяйственные цели и землю.Власть феодала над наделом половника не ограничивалась ни традицией, ни законом - только экономической целесообразностью. Половник - тот, кто платил феодалу половину урожая, но это имело место лишь в исключительных случаях, обычно он платил 3-й, 4-й или 5-й сноп. Дееспособность половника была ограничена. Постепенно половники втягивались в общинную организацию, что ослабляло их личную зависимостьот феодала, но при этом возрастала поземельная зависимость. Поскольку в 13-15 вв. шёл процесс унификации крестьянства, то исчезает множественность в наименовании сельского населения и в 15 в. термин «половник» исчезает.

Частнособственнические крестьяне объединялись в общины. Приближенность к сеньору, проживание на его земле ограничивало дееспособность общины, но нигде землевладелец не отказывался от общинной организации. Он рассматривал её как низшее звено сеньориального аппарата и использовал для фискальных целей. Это усиливало зависимость общины, но феодалы не вмешивались в её хозяйственную жизнь, ограничиваясь сбором дохода с общины и выполнением ею повинностей.

Сословный статус крестьянства как единого сословия оформился в связи с объединением русских земель. При этом появилось стремление законодательно принизить положение крестьян. По Судебникам 1497 и 1551 гг. честь крестьянина оценивалась в 1 руб. Других мер дискриминации пока нет, нет и юридического оформления сословного статуса крестьянства. Крестьяне признаются лицами дееспособными: сами отвечают в суде за свои поступки, имеют право обращаться в суд на княжескую администрацию и частного владельца. Ограничение личной свободы крестьян сказалось в крепостничестве, которое начало складываться в 15-16 вв. В это время остро встала проблема перехода крестьян из одних владений в другие.

С сер.15 в. отмечаются грамоты великих и удельных князей, в которых запрещается или ограничивается срок срок перехода крестьян, но это касалось лишь монастырских крестьян. Встречались и временные запреты на переход крестьян в другие вотчины. Но в конечном итоге, эта тенденция получила звучание в Судебнике 1497 г., установившем срок перехода крестьян за неделю до и неделю после Юрьева дня осеннего (26 ноября по ст. ст.). К этому времени заканчивался годовой цикл с/х работ и происходил расчёт по натуральным и денежным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным податям. 57-я статьяСудебника предусматривала уплату специальной пошлины (пожилого), которая распространялась на всё крестьянство, независимо от его юрисдикции (государственные, монастырские, частновладельческие). Это указывает на поземельное, а не личностное прикрепление. Таким образом, статья 57 фиксирует важнейший общий признак крестьянства, как отдельного сословия, а именно их прикреплённость к земле. В то же время распространение нормы уплаты пожилого, характерной для категории личнозависимых крестьян, на всё крестьянство, является показателем усиления форм личной зависимости. Статья 57 Судебника 1497 г. была лишь начальным этапом длительного процесса закрепощения крестьян. В Судебнике ещё нет определения понятия побег, не было и предусмотрено никакого наказания за нарушение установленной нормы, т.е. крестьянин фактически мог оставить своего владельца в любое время. Тем не менее, тенденция закрепощения стала приобретать черты общегосударственной политики.

Проведённые в 30-50-е гг. 16 вв. реформы увеличили самостоятельность крестьянской общины. Складывалась более высокая форма организации крестьянства, элементы которой могли бы приблизить крестьян к управлению государством. Для России не существовало фатальной неизбежности перехода к крепостному праву. Однако во 2-й пол.16 в. нашу страну ожидал иной ход событий.

В Судебнике 1551 г. право перехода крестьян в Юрьев день было подтверждено, но уже оформился новый порядок исчисления пожилого, который зависел от количества лет, в течение которых крестьянин работал на земле: чем дольше он пользовался наделом, тем сложнее было расплатиться с землевладельцем. Крестьянину оставалось или смириться или бежать. Бегство крестьян с частновладельческих земель стало серьёзной проблемой в 16 в. Бежали на вновь присоединённые или осваиваемые земли. Колонизация оказала заметное воздействиеи на становление крепостного права. Воможность переселения в отдалённые районы, где разыскать беглого было нереально, с одной стороны сдерживала закрепощение, с другой - побуждала феодалов добиваться законодательного оформления своего права свободно распоряжаться трудом и судьбами сельских жителей. Более простым способом перемены участи для крестьян был вывоз, т.е. переезд к другому землевладельцу, который мирно улаживал все дела с прежним хозяином (платил пожилое) или защищал крестьянина от притязаний последнего.

Закрепощение крестьян было мерой вынужденной, вызванной природными условиями России и государственными потребностями, заключавшимися прежде всего в «умножении войска». Огромные земельные пространства России были относительно слабо заселены, поэтому между землевладельцами шла борьба за рабочие руки. В этой борьбе брали верх богатые светские вотчинники и монастыри, располагавшими большими средствами для предоставления крестьянам льгот.Между тем основу государственного войска составляли дворяне и дети боярские, которые должны были нести свою службу за населённые земли (поместья) «конно, людно и оружно». Доходы с этих земель могли поступать только тогда, когда было кому обрабатывать эти земли. Кроме того, частновладельческие крестьяне были тяглецами, т.е. должны были платить подати в казну и выполнять некоторые государственные повинности. При таком положении дел государство было вынуждено принять некоторые меры, направленные к прекращению незаконных крестьянских выходов.

В 80-е гг. 16 в. были введены заповедные лета, т.е. временное запрещение крестьян переходить от феодала к феодалу в Юрьев день. В 1597 г. вышел указ об «урочных летах», согласно которому устанавливался пятилетний срок сыска беглых крестьян. В 1607 г. появился указ Василия Шуйского об увеличении срока сыска беглых крестьян до 15 лет. Юридически крепостное право было зафиксировано в Соборном уложении 1649 г. Крестьяне были навсегда прикреплены к земле, Юрьев день был отменён и установлен бессрочный сыск беглых крестьян.

Таким образом, в первой половине 17 в. из сидевших на земле холопов и формально свободных крестьян сформировалось новое сословие крепостных. Меньшая часть населения закрепостила большую. Именно тогда, в кон. 16 - нач. 17 вв., и появилась знаменитая поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

P .S . Предлагаю сделать Юрьев день праздником - Днём Свободы!