Засекреченные экспедиции. Группа дятлова и другие загадочно пропавшие экспедиции

Пропавшие экспедиции. 7 исчезнувших экспедиций: главные тайны

5 (100%) 1 vote

Пропавшие экспедиции. 7 исчезнувших экспедиций: главные тайны

Пропажа целой экспедиции – всегда загадка. Подготовленные люди, полярники, исследователи тропиков, первопроходцы – исчезали при таинственных обстоятельствах. Следы некоторых групп так и не были найдены.

Экспедиция Лаперуза

1 августа 1785 года граф де Лаперуз на кораблях «Буссоль» и «Астролябия» отправился в рискованное кругосветное путешествие, чтобы систематизировать открытия, сделанные Куком, и наладить торговые отношения с туземными племенами.

За первый год путешествия Лаперуз обогнул мыс Горн, посетил Чили, остров Пасхи и в июле 1786 года дошел до Аляски.

В следующем году исследователь прибыл к берегам Северо-Восточной Азии, и открыл там остров Кельпаэрт.

Затем экспедиция двинулась к Сахалину – найдя пролив, который теперь носит имя графа. В конце 1787 года Лаперуз уже был у берегов Самоа, где потерял 12 человек в стычке с дикарями.

Зимой 1788 года экспедиция передаёт через британских моряков последнее сообщение на родину. Больше их уже никто не видел. Только в 2005 году удалось достоверно идентифицировать место кораблекрушения, однако судьба Лаперуза до сих пор неизвестна. Вместе с ним также погибла и большая часть его записей.

«Террор» и «Эребус»


Эти два британских судна с 129-ю людьми на борту майским утром 1845 года покинули причал Гринхайт. Под руководством сэра Джона Франклина они намеревались исследовать последнее белое пятно на карте канадской Арктики и закончить открытие Северо-Западного прохода.

Уже 170 лет судьба этой экспедиции не даёт покоя учёным и писателям.

Рекомендуем почитать

Но всё что удалось обнаружить за это время — лишь несколько могил и два зимовочных лагеря.

На основании находок был сделан вывод, что корабли затёрло во льдах, а команда, страдающая от цинги, пневмонии, туберкулёза и жуткого холода, не гнушалась каннибализмом.

Пешком через Австралию


4 апреля 1848 года немецкий исследователь Людвиг Лейхгард вместе с восьмью спутниками двинулся в путь. Он планировал за три года пересечь австралийский материк с востока на запад пешком.

Однако спустя оговоренное время никто из членов этой экспедиции так и не объявился. В 1852 году на поиски отправилась первая команда, за ней последовала вторая, потом третья и так семнадцать лет подряд.

Пока один скитающийся по материку бродяга случайно не обмолвился, что жил несколько месяцев на берегу реки Мулиган с неким Адольфом Классеном.

Когда он узнал, что это один из тех, кого так давно ищут, то отправился на его поиски, но погиб в пути.

И лишь спустя долгое время выяснилось, что Классен почти тридцать лет прожил в плену у дикарей. Они же его и убили примерно в 1876 году. С ним погибла и последняя надежда узнать о судьбе Лейхгарда и его экспедиции.

В поисках Арктиды


В 1900 году барон Эдуард Васильевич Толль на шхуне «Заря» отправился в экспедицию по поиску новых островов в Арктике. Толль также свято верил в существование так называемой Земли Санникова и хотел стать её первооткрывателем.

В июле 1902 года барон, в сопровождении астронома Фридриха Зееберга и двух охотников Василия Горохова и Николая Дьяконова, покинул шхуну, чтобы на санях и шлюпках достигнуть заветной Арктиды.

Туда же через два месяца должна была подойти «Заря».

Однако из-за плохой ледовой обстановки корабль получил повреждения и вынужден был уйти в Тикси. На следующий год под руководством, тогда ещё лейтенанта, Колчака была собрана спасательная экспедиция.

Они обнаружили стоянку Толля, а также его дневники и записи. Из них следовало, что исследователи решили не дожидаться «Зари» и продолжили путь самостоятельно. Других следов этих четырёх человек так и не нашли.

Геркулес


Это небольшое зверобойное судно, на котором в 1912 году опытный полярник Владимир Александрович Русанов вместе с членами своей экспедиции отправился к острову Шпицберген, чтобы раньше других стран закрепить за Россией право на добычу там полезных ископаемых.

Всё прошло удачно. Но по неизвестным причинам Русанов решил возвращаться через северо-западную оконечность Новой Земли, а если уцелеет судно, то идти на восток до первого встречного острова. Телеграмма с его намерениями стала последней весточкой с «Геркулеса».

Только в 1934 году на одном из островов близь берега Харитона Лаптева был обнаружен столб с вырезанной надписью «Геркулес 1913». А на соседнем острове были найдены вещи с Геркулеса: мореходная книжка, записи, куски одежды и т.д. Но тел членов экспедиции так и не нашли.

Всем известна фраза «победа куется в тылу». Однако, вспоминая войну, мы очень часто забываем вклад тех, кто своим трудом, здоровьем, а иногда и жизнью обеспечивал эти победы. Считаю актуальным и необходимым восполнить базу данных погибших на войне именами тех, кто отдал свою жизнь на Иркутской земле в годы войны. В моем исследовании речь пойдет о пропавшей в 1942 году геологической изыскательной экспедиции Кошурникова. Они проложили маршрут будущей железной дороги к так необходимым в тот момент месторождениям стратегического сырья.

Гипотеза исследования - гибель группы Кошурникова была неизбежна из-за просчетов во время подготовки экспедиции, однако, это был оправданный риск, так как в случае успеха страна получала необходимое для ведения войны сырье и экономила огромные средства.

В начале Великой Отечественной войны, в связи с оккупацией европейской части страны, правительству Советского Союза стало понятно, что для того, чтобы восполнить сырье для военного производства, необходимо соединить богатую стратегическим сырьем Восточную Сибирь с Кузбассом, а для этого - срочно строить железную дорогу через Саянский хребет на соединение с Транссибирской магистралью. Идею проложить дорогу через Саянские хребты, инженеры высказывали еще более ста лет назад. Во второй половине 19 века и начале 20 за это дело брались русские и иностранные предприниматели. Однако, познакомившись с маршрутом поближе, отказывались от идеи. Считали, что, согласно техническим условиям, прокладка железной дороги через Саяны невозможна. Вторили и западные газеты: "Абсурд, — писали зарубежные журналисты, — такая дорога невозможна в инженерном отношении, русские ее не построят". Однако война внесла в эти планы коррективы.

В 1942 году Новосибирский НИИ «Сибтранспроект» получил задание на изыскание и проектирование новой железной дороги от Абакана на восток, до выхода на Транссиб. Существовало пять вариантов этой дороги: на Клюквенную, Канск, Иланскую, Тайшет и Нижнеудинск. По первым четырём направлениям с середины 1942 года проводились полевые изыскания под общим руководством инженера «Сибтранспроекта» Александра Михайловича Кошурникова, а по пятому, Нижнеудинскому, инженер Кошурников решил пойти сам.

Именно это направление конечного звена Южно-Сибирской железной дороги инженер-изыскатель считал наиболее перспективным. Ведь это был самый короткий маршрут. Кроме того, две трети условного варианта проходили по долине реки Казыр. Легче строить дорогу вдоль реки - всегда над берегом есть терраса, всегда под руками надежное транспортное средство, всегда полно рыбы, леса, питьевой и технической воды.

Однако, сама изыскательная экспедиция представляла собой огромный риск. Предстояло пройти 250 км по практически нехоженым местам, без хороших карт, наметить будущую трассу и найти проход в 700-километровом горном хребте, расположенном поперек будущей Южно-Сибирской магистрали. В пояснительной записке к смете на изыскания Кошурников писал: «Немногочисленные экспедиции, обследовавшие Восточный Саян, всегда сопровождались человеческими жертвами: в порогах при сплаве на плотах, при переправах через реки, в горных обвалах и лавинах». Вместе с ним в экспедицию пошли инженер Алексей Журавлёв, хорошо зарекомендовавший себя в изыскательных партиях, и техник Константин Стофато, ни разу не бывавший в тайге. На месте Стофато по идее должен был быть опытный геолог, однако, к сожалению, в условиях войны не удалось найти нужного специалиста.

Кроме того, задание группа получила уже осенью и должна была выйти в октябре, что, учитывая сибирские условия, изначально превращало экспедицию практически в гонку со смертью: не успеют до снега и замерзания реки - шансов выйти из тайги не будет. Однако, в 1942 г. стране нужен был этот маршрут любой ценой. Предварительный маршрут необходимо было описать уже к зиме. Поэтому и поручили его изыскание одному из лучших и опытных изыскателей страны. И именно у него были самые высокие шансы не только провести группу по осенней тайге и вывести ее, но и выполнить правительственное задание.


Теперь рассмотрим вопрос экипировки и обеспечения экспедиции

Как свидетельствуют источники, в Новосибирске, снаряжая экспедицию, им дали только две ложки и две кружки на троих, вместо котелка — кастрюлю. Кое-как Кошурников получил сапоги, один топор, одну пилу, одно долото, а самое главное — разрешение поехать в этот район, ведь рядом проходила в то время государственная граница. Продуктов было мало, техническое снаряжение оставляло желать лучшего, теплых вещей - в обрез. О рации не могло быть и речи. С трудом уже на месте упросили дать с собой острогу и ружьё. И это не безалаберность или безответственность. В военные годы достать продукты, одежду, снаряжение было очень сложно даже для такой экспедиции. После сборов Кошурников отправился в Покровск. Здесь нужно было как можно скорее найти транспорт и проводника.

Как проходила сама экспедиция, можно проследить по изыскательному дневнику Кошурникова, который каждый день вел записи.
5 октября 1942 г. экспедиция отправилась по маршруту Нижнеудинск-Абакан. Отряд за 5 дней достиг долину реки Казыр. Исследуя каждый километр ее берега, породы, слагающие склоны долины стало ясно, что берегом дальше не пройти: вплотную к воде подступали скалы, а между ними - завалы из поваленных деревьев. Кроме того, через несколько дней исчез мох - корм для оленей, пришлось проводнику повернуть назад. С проводником Кошурников отправил жене последнее письмо: Не скучай, скоро увидимся. Если меня долго не будет, то жди спокойно - не раз я выходил из тайги даже среди зимы. Не могу я погибнуть, у меня слишком большая жажда жизни..."

Дальше решили сплавляться на плоту. Началось все хорошо, но на следующий день погода испортилась, подул сильный встречный ветер, резко похолодало, плот несколько раз застревал на камнях, и его приходилось сталкивать обратно. Все это очень сильно тормозило исследователей. Дальше дела пошли еще хуже: внезапно выпал постоянный, зимний снег, Константин Стофато сильно простудился и практически не мог оказывать никакой физической помощи. Перебравшись через Саянский порог, Кошурникову и Журавлеву пришлось вдвоем делать новый плот. К сожалению, этот плот тоже вскоре пришлось оставить, в узком месте река замерзла, и исследователям пришлось весь день перетаскивать вещи вниз по реке. Новый плот пришлось бросить 25 октября, дойдя до Китайского порога.

О том, каких трудностей стоил этот путь, можно судить по записям Кошурникова.

"11 октября. Воскресенье. Прошли за день километров 9-10, но со сплошной рубкой. Километров 8 рубил я, пока не устал, потом меня сменил Журавлев».
"15 октября. Четверг. Прошли две шиверы благополучно, а на третьей сели, да так плотно, что пришлось всем лезть в воду и по пояс в воде под снегом сталкивать плот… Сегодня весь день температура ниже 0» .
"22 октября. Четверг. Неудачный день… Река замерзла на протяжении свыше 200 м. Речка… вся зашугована,.. Решили перейти на правый берег и там делать плот, что чуть не стоило жизни Журавлеву, который провалился под лед и едва выцарапался на берег…».
25 октября было принято решение идти дальше пешком, взяв на человека только по 15 кг груза, остальные вещи пришлось подвесить на видном месте. Еле передвигая ноги, падая, по колено увязая в снегу, почти разутые, они шли вперёд из последних сил. 31 октября решили снова плыть по реке, пока она не замёрзла совсем. Но и этот плот пришлось бросить. Кроме того, начался сильный снегопад.
«31 октября. Суббота. Заметно слабеем, что выражается в чрезмерной сонливости. Стоит только остановиться и сесть, как сейчас же начинаешь засыпать. От небольшого усилия кружится голова. К тому же все совершенно мокрые уже трое суток. Просушиться нет никакой возможности… Продовольствие кончилось, остался маленький кусочек мяса».
Уму непостижимо, но они все же прошли 180 километров по клокочущей и на глазах замерзавшей реке. Через пороги Щеки, Саянский, Китатский, через последний Базыбайский.

И даже в этих условиях инженеры выполняли свою работу на высочайшем уровне. Все пройденные 180 км маршрута Кошурников вел дневник, оценивая местность, подробно описывая берега Казыра, его излучины и притоки, геологическое строение намечаемой трассы, набрасывал чертежи, брал образцы породы, отмечал удобство трассировки линии вдоль реки. Будущая трасса отражена в профессиональных ремарках Кошурникова: "террасы, каменные отложения, левый берег Казыра удобнее для трассирования... Бачуринская шивера - легкий порог, проходимый в любую воду на плотах и на лодках. Идти нужно под правым берегом, там прямой слив без камней... От речки Воскресенки до Верхнего Китата выходят обнажения коренных пород-граниты, серпентины, порфириты и базальты, осадочных нет..."

1 ноября они сделали последний в своей жизни плот. 2 ноября отправились в путь. Так как река была слишком непредсказуемой и опасной, то Журавлев и Стофато плыли на плоту через шугу, Кошурников шел по берегу, следя за рекой. Внезапно плот потащило на стремнину. А впереди - лед. В. Чивилихин в своей книге «Серебряные рельсы» так описал события: «Он с ужасом увидел, что плот вдруг нырнул под лед, а с ним - Костя. Журавлев метнулся за товарищем, провалился по шею,.. Кошурников ухнул в реку, пополз навстречу товарищу, разгребая эту дьявольскую кашу из снега, воды и льда. Потянул Алешу за воротник полушубка, а тот почему-то едва передвигался, неестественно скрючив сведенные судорогой руки. Кошурников лихорадочно, рывками подвигал друга к берегу, не замечая, что Алеша - обмяк, завел стекленеющие глаза. До берега было не больше метра… Силы его были на исходе. Под самым берегом он долго и безрезультатно дергал Алешу, который уже не подавал никаких признаков жизни… Кошурников медленно пополз вверх, к кедрам. Кое-как достал из нагрудного кармана кителя спички, но головки их превратились в коричневую кашицу. С него текла вода. Едва передвигаясь, побрел вдоль берега на запад, туда, куда бежал Казыр».
На другой день Кошурников напишет в дневнике: "Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю... Иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, сегодня замерзну". Это была последняя запись.

Пропавшую экспедицию будут искать долго и серьезно. Поставят в известность всех охотников, пограничников, рыбаков и работников связи. Задействуют даже авиацию. Поисковая группа пройдет практически весь маршрут вслед за экспедицией Кошурникова. Но все было напрасно.

Почти через год — 4 октября 1943 года — рыбак посёлка Нижне-Казырский Иннокентий Фомич Степанов нашёл останки Кошурникова и его дневник в 48 километрах от ближайшего селения Нижняя Тридцатка. На место находки тотчас же вылетит следственная группа.

Сегодня найденный дневник Кошурникова — бесценный по зафиксированным в нем данным изысканий и потрясающий документ человеческой силы духа.
Александра Кошурникова похоронили на высоком берегу Казыра. А на месте его гибели высится скромный обелиск. И написано просто: "Изыскатель А.М. Кошурников. 1905—1942. Он шел всю жизнь теми дорогами, которые больше всего были нужны людям".

Шла осень 1943 года. Завершился коренной перелом в войне. Острой необходимости в абаканской трассе уже не было. Да и продолжить изыскания можно было не раньше 1944 года. Поэтому работу по данному маршруту отложили на послевоенное время. Изыскания продолжил в 1948 году ученик Кошурникова Евгений Алексеев, который использовал результаты поисков погибшей экспедиции.

Несмотря на содержащиеся в дневнике Кошурникова положительные отзывы о Нижнеудинском направлении, изыскатели все-таки выбрали Тайшетское направление. В глухой Саянской тайге теперь одновременно передвигалось уже порядка 20 экспедиций и партий, оснащенных в разы лучше, чем группа Кошурникова. В этот раз обошлось без жертв. В 1959 году проект был утвержден. Началось строительство дороги «Абакан - Тайшет».

Подведем итоги:

1. На момент работы изыскательной экспедиции инженера Кошурникова, поиск оптимальной трассы железной дороги через Саяны имел государственное и первоочередное значение. Именно поэтому было принято решение отправить ее осенью, в надежде на нормальный по времени приход зимы.
2. Группа к прохождению маршрута в сложившихся природных условиях была готова плохо (слабое материальное снабжение, нарушенные сроки выхода в тайгу, отсутствие в группе геолога, нахождение в ней неопытного, ни разу не бывавшего в тайге техника Стофато). Однако, у группы были все шансы выйти из тайги вовремя, учитывая опыт и таежные навыки Кошурникова, который неоднократно заканчивал изыскания уже по зиме. К сожалению, в этот раз природные аномалии, сверхсложность трассы, цепь трагических несчастных случаев не дали группе шансов на выживание.
3. Данная экспедиция и результаты ее работы имеют даже сегодня для страны стратегическое значение: во многом благодаря этим результатам удалось проложить трассу «Абакан - Тайшет», единственную железную дорогу в данном регионе. По ней перевозят большие объемы леса, угля и ходят пассажирские поезда.
4. Считаю, что гибель группы Кошурникова была неизбежна из-за просчетов во время подготовки экспедиции. Однако это был оправданный риск, так как в случае успеха страна получала бы необходимое для ведения войны сырье и экономила огромные средства.

Слава им, которые не побоялись оставить теплые и уютные жилища, хлебосольные столы и отправились в неизвестность, рискуя своей жизнью, с одной лишь целью - познать тайну или приблизить остальных к ее разгадке.

Однако не все походы закончились успешно. Многие экспедиции были непостижимым образом потеряны. Одни так и не удалось разыскать, найденные останки других не проливают свет на причины их гибели, давая больше загадок, чем ответов на вопросы.

Многие пропавшие экспедиции и сегодня являются объектом расследования, поскольку пытливым умам не дают покоя странные обстоятельства их исчезновения.

По следам пропавшей арктической экспедиции

Одной из первых в печальном списке пропавших числится экспедиция Франклина. послужило первопричиной снаряжения этой экспедиции в 1845 г. Она должна была обследовать неизвестный участок Северо-Западного прохода, лежащего между Атлантическим и Тихим океанами в зоне умеренных широт, протяженностью приблизительно в 1670 км и завершить открытие неизвестных арктических областей. Экспедицию возглавил офицер английского флота - 59-летний Джон Франклин. К этому времени он уже был участником трех экспедиций в Арктику, две из которых он возглавлял. Джон Франклин, экспедиция которого тщательно готовилась, уже имел опыт полярника. Вместе с экипажем он на кораблях «Эребус» и «Террор» (водоизмещением приблизительно 378 тонн и 331 тонна соответственно) отправился из английского порта Гринхайт 19 мая.

История пропавшей экспедиции Франклина

Оба корабля были хорошо оснащены и приспособлены для плавания во льдах, многое было предусмотрено для удобства и комфорта экипажа. В трюмы был загружен большой запас провизии, рассчитанный на три года. Галеты, мука, засоленная свинина и говядина, мясные консервы, запасы лимонного сока против цинги - все это измерялось тоннами. Но, как обнаружилось позднее, консервы, которые дешево поставил экспедиции недобросовестный производитель Стивен Голднер, оказались плохого качества и, по предположению некоторых исследователей, послужили одной из причин гибели многих матросов из экспедиции Франклина.

Летом 1845 года родственники членов экипажа получали немногочисленные письма. В письме, отправленном Осмером, экономом с «Эребуса», говорилось, чтобы ждали их возвращения на родину в 1846 году. В 1845 году капитаны китобойных судов и Даннетт рассказывали о встрече с двумя кораблями экспедиции, ожидавшими подходящих условий, чтобы пересечь пролив Ланкастера. Капитаны были последними европейцами, которые видели живыми Джона Франклина и его экспедицию. В последующие 1846 и 1847 годы никаких известий от экспедиции больше не поступало, 129 ее членов пропали навсегда.

Поиски

Первая поисковая группа по следу пропавших кораблей была отправлена по настоянию жены Джона Франклина только в 1848 г. Кроме кораблей Адмиралтейства к поиску известного мореплавателя в 1850 г. присоединились тринадцать сторонних кораблей: одиннадцать из них принадлежали Британии и два - Америке.

В результате долгих настойчивых поисков отрядам удалось обнаружить некоторые следы экспедиции: три могилы умерших матросов, консервные банки с клеймом Голднера. Позднее в 1854 г. Джоном Рэ, английским врачом и путешественником, были обнаружены следы пребывания участников экспедиции на территории теперешней провинции Канады Нунавут. По свидетельству эскимосов, люди, пришедшие к устью реки Бак, умирали от голода, и среди них были случаи каннибализма.

В 1857 году вдова Франклина после тщетных попыток уговорить правительство об отправке очередной поисковой команды сама отправляет экспедицию, чтобы найти хоть какие-то следы пропавшего мужа. В общей сложности в поисках Джона Франклина и его команды участвовали 39 полярных экспедиций, некоторые из них были оправлены на средства его жены. В 1859 г. члены очередной экспедиции, возглавляемой офицером Уильямом Хобсоном, находят письменное сообщение о смерти Джона Франклина 11 июня 1847 г. в пирамиде, сложенной из камней.

Причины гибели экспедиции Франклина

Долгих 150 лет оставалось неизвестно, что «Эребус» и «Террор» оказались затерты льдами, а команда, вынужденная оставить корабли, пыталась дойти до канадского берега, но суровая арктическая природа шансов выжить никому не оставила.

Сегодня мужественный Джон Франклин и его экспедиция вдохновляют художников, писателей, сценаристов на создание произведений, рассказывающих о жизни героев.

Загадки сибирской тайги

Тайны пропавших экспедиций не перестают бередить умы наших современников. В сегодняшнее прогрессивное время, когда человек шагнул в космос, заглянул в морские глубины, раскрыл тайну атомного ядра, остаются необъяснимыми многие загадочные события, которые происходят с человеком на земле. К таким тайнам относятся некоторые пропавшие экспедиции в СССР, самой таинственной из которых остается туристическая группа Дятлова.

Огромная территория нашей страны с ее загадочной сибирской тайгой, старинными Уральскими горами, разделяющими материк на две части света, рассказами о многочисленных кладах, сокрытых в недрах земли, всегда привлекала пытливые умы исследователей. Пропавшие экспедиции в тайге - это трагическая часть нашей истории. Как ни пыталась советская власть скрывать и замалчивать трагедии, информация о сгинувших целых командах, обрастая слухами и неправдоподобными легендами, доходила до людей.

Необъяснимые обстоятельства гибели Игоря Дятлова и его экспедиции

С названием горы Холат-Сяхыл (что переводится как «гора мертвецов»), расположенной в северной части Урала, связана одна неразгаданная тайна, относящаяся к пропавшим экспедициям в СССР. Проживающие в этих местах народности манси не зря дали хребту такое зловещее название: здесь много раз бесследно исчезали или погибали по непонятным причинам люди или группы людей (обычно в составе 9 человек). Необъяснимая трагедия случилась на этой горе ночью с 1 на 2 февраля в 1959 году.

А началась эта история с того, что 23 января отряд из девяти свердловских туристов, возглавляемый Игорем Дятловым, отправился в запланированный лыжный переход, сложность которого относилась к высшей категории, а протяженность составила 330 километров. Опять девять! Что это: случайное стечение обстоятельств или роковая неизбежность? Ведь в 22-дневный поход изначально должны были отправиться 11 человек, но один из них по уважительным причинам отказался в самом начале, а другой, Юрий Юдин, отправился в поход, но по пути заболел и вынужден был вернуться домой. Это спасло ему жизнь.

Окончательный состав группы: пять студентов, три выпускника Уральского политехнического института, инструктор турбазы. Из девяти членов - две девушки. Все туристы экспедиции были лыжниками со стажем и имели опыт проживания в экстремальных условиях.

Целью отряда лыжников был хребет Отортен, что с языка манси переводится предостерегающе «не ходи туда». В злополучную февральскую ночь отряд обустроил лагерь на одном из склонов Холат-Сяхыл; вершина горы находилась от него на расстоянии трехсот метров, а гора Отортен - в 10 км. Вечером, когда группа готовилась к ужину и занималась оформлением газеты «Вечерний Отортен», произошло нечто необъяснимое и ужасное. Что могло ребят так напугать и почему они панически разбегались из разрезанной ими изнутри палатки, непонятно до сегодняшнего дня. В ходе следствия было установлено, что оставляли туристы палатку впопыхах, некоторые даже не успели обуться.

Что случилось с экспедицией Дятлова?

В назначенный срок группа лыжников не возвратилась и не дала о себе знать. Родные ребят забили тревогу. Они стали обращаться в учебные заведения, на турбазу и в милицию, требуя начать поисковые работы.

20 февраля, когда истекли все сроки ожидания, руководством политехнического института был отправлен первый отряд на поиски пропавшей экспедиции Дятлова. Вскоре за ним последуют другие отряды, будут вовлечены милицейские и военные структуры. Только двадцать пятый день поиска принес какие-то результаты: была обнаружена палатка, разрезанная по боковой стороне, в ней - нетронутые вещи, а неподалеку от места ночевки - трупы пяти человек, смерть которых наступила в результате переохлаждения. Все туристы находились в скорчившихся от холода позах, у одного из них была зафиксирована черепно-мозговая травма. У двоих - следы носового кровотечения. Почему выбежавшие из палатки босиком и полураздетые люди не могли или не захотели вернуться в нее? Этот вопрос по сей день остается загадкой.

После нескольких месяцев поисков на заснеженном берегу речки Лозьвы были найдены еще четыре трупа участников экспедиции. У каждого из них были обнаружены переломы конечностей и повреждение внутренних органов, кожа имела оранжевый и фиолетовый оттенок. Труп девушки нашли в странной позе - она на коленях стояла в воде и у нее не было языка.

Впоследствии вся группа была захоронена в Свердловске на Михайловском кладбище в а место их гибели обозначено с именами погибших и с кричащей надписью «Их было девять». Непокоренный группой перевал с тех пор стал называться перевалом Дятлова.

Вопросы без ответов

Что же случилось с экспедицией Дятлова? До сих пор существуют только многочисленные версии и предположения. Одни исследователи обвиняют в гибели отряда НЛО и как доказательство приводят слова очевидцев о появлении в ту ночь у Горы Мертвецов желтых огненных шаров. Государственная метеостанция также зафиксировала неизвестные "шарообразные объекты" в районе гибели маленького отряда.

По другой версии ребята вышли к древней арийской подземной сокровищнице, за что были убиты ее хранителями.

Существуют версии, по которым пропавшая экспедиция Дятлова погибла в связи с испытаниями различных видов оружия (от атомного до вакуумного), с отравлением спиртом, с ударом шаровой молнии, с нападением медведя и снежного человека, со сходом лавины.

Официальная версия

В мае 1959 года было вынесено официальное заключение о гибели В нем указывалась ее причина: некая стихийная сила, преодолеть которую ребята не могли. Виновников трагедии не нашли. По решению первого секретаря Кириленко дело было закрыто, строго засекречено и передано в архив с предписанием не уничтожать его до специального распоряжения.

Через 25 лет хранения все закрытые уголовные дела уничтожались. Однако "Дело Дятлова" по истечении так и осталось лежать на пыльных полках.

Пропавшая шхуна "Святая Анна"

В 1912 году шхуна отправилась в плавание вокруг Скандинавского полуострова и пропала. Только через 2 года пешком вернулись на Большую Землю штурман В.Альбанов и матрос А.Кондар. Последний замкнулся в себе, резко изменил вид деятельности и ни разу ни с кем не пожелал обсудить, что произошло со шхуной. Альбанов, напротив, рассказал, что зимой 1912 года "Святая Анна" вмерзла в лед и ее понесло в Ледовитый океан. В январе 1914 года 14 человек из команды получили разрешение капитана Брусилова сойти на берег и своими силами добираться до цивилизации. В пути 12 погибло. Альбанов развил бурную деятельность, стараясь организовать поиски затертой льдамы шхуны. Однако корабль Брусилова так и не был найден.

Другие пропавшие экспедиции

Многих поглотила Арктика: аэронавтов под руководством шведского ученого Саломона Андре, Карскую экспедицию под началом В. Русанова, команду Скотта.

Другие пропавшие экспедиции 20 века связаны с трагическими и загадочными обстоятельствами гибели искателей Золотого города Пайтити в бескрайних джунглях Амазонии. Для разгадки этой тайны были организованы 3 научные экспедиции: в 1925 году - под руководством британского военного и топографа Форсета, в 1972 году - франко-британская команда Боба Николса и в 1997 году - экспедиция норвежского антрополога Хавкшолла. Все они бесследно сгинули. Особенно поражает исчезновение в 1997 году, когда техническое оснащение экспедиции было на самом высоком уровне. Их не смогли найти! Местные утверждают, что все, кто ищет Золотой город, будут уничтожены племенем Уачипайри - индейцами, которые охраняют тайну города.

Пропавшие экспедиции… Что-то загадочное и зловещее кроется в этих словах. Эти экспедиции снаряжались и отправлялись для того, чтобы решить какую-то проблему или объяснить миру какую-то загадку, но само их исчезновение стало для современников и потомков непостижимой тайной.

Прусский натуралист Фридрих Лейхгардт прибыл в Австралию в 1842 году после длительного (и довольно бессистемного) обучения в Берлине, Лондоне, Париже и т.д. Сразу же по прибытии он отправился из Сиднея в Новый Южный Уэльс, чтобы исследовать флору, фауну и методы земледелия.

Затем в 1844 году Лейхгардт совершил свое первое большое путешествие в центральные районы Австралии, начавшееся в Брисбене и окончившееся в Порт-Эссингтоне (если ты, как и мы, не очень разбираешься в географии Австралии, уточним, что это около 5000 км). Во время похода отряд многократно подвергался атакам воинственных аборигенов, сам Лейхгардт подхватил малярию и однажды чуть не сгорел, заснув у костра (разбудил его дым от горевшей на голове шляпы). Но после похода он стал национальным героем, был награжден медалью Великого географического общества в Лондоне.

В 1845 году Лейхгардт решил перейти Австралию с запада на восток и отправился в трехгодичное путешествие, из которого не вернулся. Последнее сообщение исследователь прислал через год после начала экспедиции.

Предполагается, что все участники похода (их было семеро: пятеро европейцев и два аборигена-гида) погибли во время бури в Большой Песчаной пустыне. Так как экспедиция предполагалась трехлетней, забеспокоились о Лейхгардте только в 1850 году, а на поиски отправились в 1852-м. Но что случилось, доподлинно так и не удалось выяснить.

Правда, экспедиция Дейла Карнеги в 1896 году нашла у аборигенов Большой Песчаной пустыни жестяной спичечный коробок и седло, предположительно принадлежавшие Лейхгардту. А в 1900 году несколько ружей были найдены в пустыне, однако не под слоем песка, а под слоем речного ила. Так что, возможно, причиной гибели Лейхгардта стало наводнение.

Гашпар и Мигель Корте Реал

В 1503 году португальский придворный Васко Корте Реал снарядил корабль на поиски своего брата Мигеля Корте Реала, который за год до этого отправился на поиски их с Васко брата Гашпара. А тот пропал, пытаясь разыскать морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг. Король Мануэль I, решив, что с него достаточно пропавших братьев Корте Реал, запретил Васко экспедицию. Что случилось с Мигелем и Гашпаром, так и осталось тайной.

Васко, Мигель и Гашпар были сыновьями португальского дворянина Жоао Корте Реала, который, кстати говоря, возможно, плавал к берегам Америки еще до Колумба, в 1470 году. Гашпар решил повторить экспедицию отца и в 1500 году отправился на трех кораблях к Ньюфаундленду. Флотилия попала в шторм и была вынуждена разделиться. Два корабля успешно вернулись домой, а тот, на котором был Гашпар, пропал. В 1502 году Мигель снарядил еще три корабля и отправился на поиски брата. Корабли решили разделиться, чтобы охватить как можно большую территорию. Два корабля вернулись домой, а тот, на котором плыл Мигель, исчез.

Современные исследователи предполагают, что один или оба братьев Корте Реал прошли через Гудзонский пролив и были затерты льдами возле Лабрадора.

Вандино и Уголино Вивальди


Генуэзские братья-мореходы, в 1291 году отправились на двух галерах в плавание с целью через Гибралтарский пролив обогнуть Африку и доплыть до Индии. Оба корабля пропали. Но есть сведения, что им удалось доплыть до Марокко, так как сын Уголино Сорлеоне Вивальди отправился на поиски отца в 1315 году и услышал о нем аж в Могадишо.

Правда, неизвестно, можно ли считать эти сведения истинными, так как Сорлеоне сообщили, что путешественники лишились кораблей из-за шторма, но попали в Царство пресвитера Иоанна (мифическое государство, пользовавшееся популярностью у просвещенных европейцев в средневековье).

Эверетт Руесс

Путешественник-одиночка, с 16-летнего возраста исследовавший безлюдные пространства Аризоны, Колорадо, Нью-Мексико, Йосемитский национальный парк. С семьей он связывался, посылая редкие открытки, а на жизнь зарабатывал, продавая свои пейзажи.

Эверетт пропал предположительно в 1934 году (по крайней мере, тогда семья это заметила и начала волноваться). Последний раз его видели в пустыне Юта одиноко бредущим с двумя ослами. За исключением коренных американцев и местных ковбоев, Эверетт был практически первым человеком, исследовавшим эти территории.

В 2009 году в пустыне Юта было обнаружено захоронение. Пожилой индеец навахо заявил, что это могила Эверетта Руесса, убитого двумя индейцами, которые хотели забрать его ослов. Останки Эверетта были отправлены на ДНК-экспертизу. Но позднее зубная экспертиза доказала, что это не Эверетт, а какой-то неизвестный индеец.

Джордж Басс

Военно-морской хирург Джордж Басс был одним из самых крупных фигур в исследовании Австралии. Он проплыл 18 тысяч километров, изучая побережье страны, причем первые свои путешествия совершил на небольшой лодке, которую назвал Thumb Tom («Мальчик-с-пальчик»), размером немного больше ванны. После того как Бассу выделили нормальный корабль, он отправился к побережью Тасмании и доказал, что это не полуостров, как считалось, а остров. В результате пролив, отделяющий Тасманию от Австралии, назвали проливом Брасса.

В 1803 году Басс на корабле отплыл из Сиднея к берегам Южной Америки (предположительно, чтобы незаконно продать там груз). Далее его судьба неизвестна, он либо попал в шторм и затонул, либо был взят в плен и провел остаток жизни, работая на серебряном руднике в Перу.

Генри Гудзон

Британский мореплаватель начал свою карьеру с юнги на борту торгового корабля. В 1607 году Московская торговая компания наняла его для поисков Северного пути в Азию. На корабле «Хоувелл» Гудзон достиг Гренландии и составил карту побережья. Он вернулся назад, не дойдя до Северного полюса всего 1000 километров, но на следующий год вновь отправился к нему и снова потерпел неудачу.

Затем он нанялся в Ост-Индскую торговую компанию и на корабле «Халве Маан» отправился к Новой Земле. Однако из-за недовольства команды Гудзону пришлось изменить первоначальный курс: он пересек Атлантический океан и по ходу дела открыл остров Манхэттен (позднее там будет заложен Новый Амстердам, переименованный впоследствии в Нью-Йорк), поднялся по реке Гудзон (названа, кстати, в честь мореплавателя). Северный путь Гудзон так и не нашел, но не оставил попытки.

В 1610 году уже под эгидой Британской Ост-Индской торговой компании он вновь отправился на поиски Северного пути. Гудзон исследовал побережье Исландии и Гренландии и, перезимовав во льдах, собирался продолжить поиски, которые были близки к успеху. Но команда взбунтовалась и высадила самого Гудзона, его семилетнего сына и семь матросов на гребную лодку без запасов еды и воды.

Фрэнсис Мойра Крозье

Капитан британского военно-морского флота, совершивший шесть исследовательских арктических и антарктических экспедиций. Начинал свою карьеру с низших должностей на судне, затем дослужился до офицера. В 1821 году попросился в экспедицию по отысканию северо-западного прохода к капитану Уильяму Эдварду Паррипо, где получил опыт зимовки на льду. Затем служил на судне у берегов Португалии и в 1831 году отправился уже в должности коммандера на судне «Террор» в составе исследовательской экспедиции к берегам Антарктиды. В результате экспедиции был открыт Южный магнитный полюс, а Крозье был избран членом Королевского общества.

В 1845 году он вновь отправился в плавание к берегам Арктики, чтобы попытаться найти северо-западный проход. В составе экспедиции было два корабля: флагманский «Эребус», которым руководил Джон Франклин, и «Террор» Фрэнсиса Крозье. В 1847 году Джон Франклин умер (ему было 62 года - солидный по тем временам возраст), и Крозье возглавил всю экспедицию. Однако оба корабля пропали, и о судьбе их команд ничего не известно. Жена Джона Франклина, используя свои связи, снарядила несколько спасательных операций, но не были найдены ни корабли, ни останки членов экипажа.

К слову, про поход Крозье в 2007 году Дэн Симмонс написал роман «Террор», в котором предложил свою версию гибели экспедиции (нет, это не спойлер!). Обязательно прочитай, не пожалеешь.

Мир вокруг нас полон тайн, для разгадки которых люди не раз оставляли свои дома и отправлялись в опасные путешествия. Однако не всем экспедициям было предрешено завершиться удачно. Многие из них были потеряны из виду, и долгие годы их судьба оставалась загадкой. А причины исчезновения других до сих пор вызывают массу споров и остаются неизвестными.

Путешествие к полюсу аэронавтов под руководством Саломона Андре – одно из самых рискованных мероприятий в истории человечества. Трое шведских ученых, Саломон Андре, Нильс Стриндберг и Кнут Френкель поставили своей целью достичь Северного Полюса на воздушном шаре. Организаторы экспедиции полагали, что пытаясь сделать это по морю и по льдам, путешественники подвергают себя огромному риску, который исключает путешествие по воздуху. Однако, аэростат особой конструкции под гордым именем «Орел» не принес им удачи. Вышедшие из строя механизмы, превратили его в неуправляемый объект, отданный на волю ветру. Приземлившись на лед, путешественники безуспешно пытались добраться до большой земли и, наконец, решили зимовать во льдах. Нуждаясь в продуктах питания, они охотились на тюленей и моржей. У них была палатка, примус и спички… но все они погибли при весьма загадочных обстоятельствах. Среди множества версий их гибели наиболее правдоподобны смерть от холода во сне, заболевание трихинеллезом и отравление угарным газом. Тела членов пропавшей экспедиции были обнаружены в 1930 году.

Карская экспедиция Владимира Русанова – государственное поручение, целью которого была разведка запасов угля на Шпицбергене. Получение корректных данных было важно для закрепления права России на использование природных богатств. Руководителем экспедиции был назначен геолог Владимир Русанов. В 1912 году на судне «Геркулес» команда отправилась в поход. Согласно предварительно разработанному плану, экспедиция Русанова должна была пройти в Тихий океан из Атлантического, следуя по Северному морскому пути. Однако команда сгинула бесследно. Ни корабля, ни одного из 11 членов его экипажа не было обнаружено до сих пор. Следы экспедиции были обнаружены в районе Карского моря: кострище, фрагмент рукописи и столб с вырезанным на нем именем корабля и датой – 1913 год. Кроме того, вещи участников экспедиции были найдены на острове Попова-Чухчина. Тела самих участников экспедиции или окончательные сведения об их судьбе найти так и не удалось.

Арктическая экспедиция Франклина – мероприятие, руководство которым было доверено опытному исследователю, на себе испытавшему тяготы трех арктических походов. Целью Джона Франклина в этот раз стало исследование Северо-Западного прохода. Но экспедиция его пропала. Последний раз корабли «Эребус» и «Террор» были замечены в 1845 году в районе моря Баффина. Они ждали подходящих условий для пересечения пролива Ланкастер. Пришвартованные ко льдам, они были встречены капитаном китобойного судна Робертом Мартином. С тех пор их никто их не видел, и только спустя 150 лет удалось выяснить, что же произошло с экспедицией. Ее участники стали жертвой льдов, затерших корабли. Пытаясь добраться до канадского побережья, все они погибли в пути.

Экспедиции, пропавшие в поисках Золотого Города Пайтити на Амазонке – то, что не перестает ужасать местных жителей и порождать слухи среди приезжих. Именно здесь, в глубине Амазонской Сельвы, по легенде находится легендарный Золотой Город. Экспедиций, поставивших своей целью обнаружить его, было целых три. И все они пропали в глубине джунглей. Следов их так и не удалось обнаружить. В 1925 году здесь пропала экспедиция британского топографа и военного Перси Гаррисон Форсета. В 1972 франко-британская команда под руководством Боба Николса. И, наконец, в 1997 на территории диких лесов сгинула экспедиция Ларса Хавкшолла, норвежского антрополога. Все они могли стать жертвами хищников, сурового климата или охраняющих, согласно легенде, тайну индейцев из племени Уачипайри.

Пропавшая группа Дятлова – современная легенда, которая до сих пор не дает покоя пытливым умам. Почему в 1959 году погибла группа туристов Уральского политехнического института? Ответа нет до сих пор. Следы радиации на их одежде, жуткие подробности бегства из разрезанной изнутри палатки, босые ноги участников похода и их странные предсмертные позы – все это рождает массу предположений. Не дает исследователям покоя и странный кадр, оставшийся на фотоаппарате туристов. Одна из самых правдоподобных версий гласит, что участники экспедиции стали жертвами военных испытаний, о которых не должны были и не могли знать. Другая версия гласит, что они стали жертвами инопланетян. А кое-кто утверждает, что туристы могли стать жертвами странных обрядов местных северных племен. Вину за гибель группы Дятлова даже возлагали на иностранных разведчиков. Но на 100% ничего доказать так и не удалось.

Пропавшая экспедиция «Святой Анны» - тайна, покрытая мраком. Начиналось все, как желание 20-летней дочери гидрографа Жданко покататься на шхуне. А закончилось вмерзшим в лед кораблем. После ссоры с капитаном Брусиловым, штурман Валерьян Альбанов и часть команды покинули корабль. До большой земли дошли только двое. Что стало с кораблем Брусилова – неизвестно.

Пропавшие корабли Лаперуза – одна из самых известных трагедий, произошедших на море и в океане. «Буссоль» и «Астролябия» - такие имена носили корабли, на которых Жан Лаперуз выполнял поручение короля Людовика XVI по исследованию всех тех земель, которые не смог открыть капитан Кук. Некоторое время тщательно спланированное кругосветное путешествие проходило удачно. Путники побывали даже в России. Но с января 1778 года о них не было никаких вестей. Остатки вещей членов экипажа были обнаружены на острове Ваникоро. Предположительно корабли или один из них налетели на рифы. Подробности того, как закончили свою жизнь европейцы – неизвестны. Некоторые даже предполагают, что, ввиду трагических событий Французской Революции, они вполне могли остаться жить на острове среди местного населения.