Жорж Милославский: история создания, биография и характер персонажа. Исторические ляпы в «Иван Васильевич меняет профессию Князь милославский иван васильевич

МИЛОСЛАВСКИЕ

дворянский род из литов. выходцев (кон. 14 в.), возвысившийся в сер. 17 в., когда Мария Ильинична М. стала женой царя Алексея Михайловича, а на ее сестре Анне женился царский воспитатель боярин Б. И. Морозов. Отец царицы Илья Данилович М. (ум. 1668) получил боярский чин, а после Моск. восстания 1648 возглавил пр-во. Он стал крупным феодалом, занимался предпринимательской деятельностью (железо- делательный завод, производство, скупка и продажа поташа, пеньки и др.). Земельные пожалования получили и др. М. Своей политикой М. вызвали ненависть нар. масс, к-рые громили их дома во время Московского восстания 1662. Во время Крест. войны 1670-71 Иван Богданович М. был воеводой Симбирска, к-рый в сент. - окт. 1670 осаждался войском восставших во главе с Разиным. Он и гл. обр. Ю. Барятинский руководили подавлением восстания и жестоко расправлялись с повстанцами. При Федоре Алексеевиче видную роль в пр-ве играл боярин Иван Михайлович М. (ум. 1685). С воцарением в апр. 1682 Петра I M. на короткое время были удалены от дел. Их влияние было восстановлено в результате восстания 1682, когда Иван V Алексеевич был избран "первым" царем, а царевна Софья Алексеевна возглавила пр-во. После падения царевны Софьи в 1689 М. были окончательно отстранены от власти. Род М. пресекся в кон. 18 в.

В. И. Буганов. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "МИЛОСЛАВСКИЕ" в других словарях:

    Дворянский род, происходящий, по сказаниям родословцев XVII века, от литовского выходца Вячеслава Сигизмундовича, прибывшего в Москву в свите Софии Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича, в 1390 г. Его внук Терентий Федорович… … Википедия

    МИЛОСЛАВСКИЕ, боярский и дворянский род 15 18 вв. Милослав ские выехали из Литвы в конце 14 в., возвысились в 17 в. Дочь боярина Ильи Даниловича Мария (1625 69) стала первой женой царя Алексея Михайловича, а её сестра Анна женой боярина Б. И.… … Русская история

    Русские дворяне и бояре 15 18 вв., выехали из Литвы в кон. 14 в., возвысились в 17 в. Дочери боярина Ильи Даниловича: Мария (1625 69) первая жена царя Алексея Михайловича; Анна жена боярина Б. И. Морозова. Иван Богданович (? 1681), боярин,… … Большой Энциклопедический словарь

    Русские дворянский род, происходящий, по сказаниям древних родословцев, от литовского выходца Вячеслава Сигизмундовича, прибывшего в Москву в свите Софии Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича. Его внук Терентий Федорович принял … Биографический словарь

    Дворянский род литовского происхождения. Родоначальник Вячеслав Сигизмундович, прибывший в Москву в 1390 в свите Софии Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича. Его внук Терентий Фёдорович принял фамилию Милославский. Род… … Москва (энциклопедия)

    Русские дворяне и бояре XV XVIII вв., выехали из Литвы в конце XIV в., возвысились в XVII в. Дочери боярина Ильи Даниловича: Мария (1625 1669) первая жена царя Алексея Михайловича; Анна жена боярина Б. И. Морозова. Иван Богданович (? 1681),… … Энциклопедический словарь

    Большая биографическая энциклопедия

    Дворянский род, перешедший на Русь из Литвы в конце 14 в. М. возвысились в середине 17 в., когда царь Алексей Михайлович женился на Марии Ильиничне М., а воспитатель царя боярин Б. И. Морозов на её сестре Анне. Отец Марии и Анны Илья… … Большая советская энциклопедия

    Дворянские роды, происходящие, по сказаниям древних родословцев, от литовского выходца Вячеслава Сигизмундовича, прибывшего в Москву в свите Софии Витовтовны, невесты великого князя Василия Дмитриевича, в 1390 г. Его внук Терентий Федорович… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Милославские - МИЛОСЛÁВСКИЕ, боярский и дворянский род 15–18 вв. М. выехали из Литвы в кон. 14 в., возвысились в 17 в. Дочь боярина Ильи Даниловича Мария (1625–69) стала первой женой царя Алексея Михайловича, а её сестра Анна – женой боярина Б.И … Биографический словарь

Книги

  • Самоуправцы. Трагедия в пяти действиях , Писемский Алексей Фиофилактович. Русский писатель. Родился в 1820. Центральное произведение Писемского - роман`Тысяча душ`. Широкий резонанс имел`антинигилистический`роман Писемского`Взбаламученноеморе`. Его перу принадлежат…

Обложка нидерландского издания 1835 года

«Ю́рий Милосла́вский, или Русские в 1612 году» - первый в России исторический роман вальтерскоттовского типа . Опубликован в 1829 году с указанием имени автора - М. Н. Загоскина .

Один из самых популярных романов России XIX века : только при жизни автора выдержал 8 изданий. Он был переведён на 6 иностранных языков .

Загоскин для написания романа изучал «Историю государства Российского » Н. М. Карамзина , «Опыт повествования о древностях русских» Г. П. Успенского , летописи, сочинения русских авторов XVII века , и среди них знаменитое «Сказание» келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия Палицына об обороне лавры во время осады её поляками, а также описания допетровской России и быта того времени.

Действие романа происходит на фоне русско-польской войны , с конца 1611 года по конец 1612 года . Действующие лица как вымышленные, так и реальные.

Главные герои романа

  • Юрий Дмитриевич Милославский - боярин ;
  • Алексей Бурнаш - его слуга;
  • Кирша - запорожский казак;
  • Кручина-Шаломский - боярин;
  • Анастасия Тимофеевна - его дочь;
  • Омляш - холоп Кручины-Шаломского;
  • Земский ярыжка;
  • Дмитрий Мамстрюкович Черкасский - князь;

Сюжет

Юрий Милославский - вымышленный персонаж. Он присягнул польскому королевичу Владиславу , и поэтому считал, что не может сражаться с поляками. Юрий Милославский влюблён в неизвестную ему боярскую дочку, с которой встречался в московском храме Спаса на Бору .

Поляки посылают Милославского с письмом к боярину Кручине-Шаломскому. По дороге Милославский спасает казака Киршу. В доме боярина Кручины происходит ссора хозяина дома с Милославским. Неизвестная Милославскому боярыня оказывается дочкой Кручины-Шаломского. Она обручена с польским паном Гонсевским.

Кручина-Шаломский отправляет Милославского в Нижний Новгород с поручением уговорить нижегородцев не воевать с поляками. Одновременно Кручина-Шаломский приказывает своему холопу Омляшу захватить Милославского живым.

Милославский приезжает в Нижний Новгород, где становится свидетелем воззвания Минина и сбора средств на войну.

Омляш захватывает Милославского и тяжело ранит Алексея. Алексей через 4 месяца лечения встречается с отрядом казаков под руководством Кирши. Кирша с небольшим отрядом освобождает Милославского, которого держат в подвале заимки боярина Кручины.

Милославский едет в монастырь и становится послушником Авраамия. Авраамий снимает с Милославского клятву Владиславу и посылает его в ополчение .

Кручина-Шаломский со своим отрядом и дочерью Анастасией Тимофеевной едет в Москву , чтобы воевать за поляков. Отряд Кручины встречается в лесу с отрядом шишей (партизан). Анастасия Тимофеевна попадает в плен к шишам, они хотят её повесить, как невесту пана Гонсевского. Священник отец Еремей просит отложить казнь до утра. Ночью он венчает Милославского и Анастасию Тимофеевну. Она теперь не невеста Гонсевского.

Милославский едет в Москву и участвует в освобождении Москвы от поляков.

На тридцатый год царствования Михаила Феодоровича Романова Кирша приезжает в Москву. На погосте Троицкого монастыря он видит могилы Юрия Дмитриевича и Анастасии Тимофеевны с надписью «Лета 7130-го , октября в десятый день преставися раб божий болярин Юрий Милославский и супруга его Анастасия…»

Театральные постановки

Оценки

Роман был очень популярным среди всех слоёв русского населения. Выпускались табакерки, платки и другие предметы с изображениями сцен из «Юрия Милославского». Свидетельством необыкновенной популярности романа, распространившейся повсеместно, вплоть до провинциальных уездных городов, откуда «хоть три года скачи - ни до какого государства не доскачешь», является сцена хвастовства Хлестакова в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» :

Анна Андреевна . Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?
Хлестаков . Да, это мое сочинение.
Марья Антоновна . Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.
Анна Андреевна . Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.

Хлестаков . Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.

Михаил Николаевич Загоскин получил посредственное домашнее образование, и впоследствии в рукописях допускал многочисленные грамматические ошибки, часть из которых попадала и в печатные издания. Жуковский писал в письме Загоскину:

Главная критика на оба ваши романа («Юрий Милославский» и «Рославлев») может относиться только к правильности языка. Много ошибок, которые бы заметил вам последний ребенок, который знает грамматику. Этих ошибок у вас быть не должно, но вы, имея истинный талант, должны непременно обратить внимание на мелочи, не вредящие главному, но такого рода, что вы уже теперь обязаны не делать подобных проступков.

Критики сравнивали роман Загоскина с историческими романами

Кто не знает эту весёлую комедию Леонида Гайдая? Таких среди россиян, пожалуй, нет. Мы обожаем смотреть это фильм и не устаём смеяться над весёлыми приключениями героев.

Сегодня я хочу поговорить об исторических деталях кинокартины: достоверно ли показано время Ивана Грозного и какие ляпы, невзирая на кропотливую работу, допустила киногруппа.

В целом, обстановка тех времен передана довольно точно. Интерьеры и одежда героев переносят нас в те далёкие времена. Впрочем, есть и небольшие ошибки. Давайте изучим их детально.

Жена Ивана Грозного. Мы помним, что в фильме женой царя была Марфа: «Марфа Васильевна я».

Действительно, третью жену самодержца звали как раз Марфа, вот только супругой она пробыла всего пятнадцать дней. Даже, если допустить, что Бунша с Милославским прибыли именно в этот период, всё равно получается нестыковка. Марфа Васильевна серьёзно заболела сразу после свадьбы и скончалась как раз через две недели. Супруга же царя из фильма выглядит очень здоровой и цветущей.

Крымский хан на Изюмском шляхе безобразничает. То, что в фильме назвали безобразничаньем на самом деле было настоящей войной. Давлет Гирей или, как ещё называют хана, Девлет Герай пытался отнять у Ивана Грозного завоеванные им Астраханское и Казанское ханство, для чего предпринял военный поход, по пути уничтожая русские города и сёла. А позднее крымский хан, объединившись с Речью Посполитой и Османской империей, и вовсе дошел до Москвы и сжег столицу.

Князь Едигей. Князь из Золотой Орды, следующий за шведским послом, как мы помним по фильму, так и не попал на приём к царю. Да он и не мог этого сделать, поскольку к тому времени давно умер. Кроме того, князья Золотой Орды вряд ли считали русского царя ровней и уж точно не ждали аудиенции.

«То не сильная туча затучилась». Эта песня хоть и была написана при Иване Грозном, но всё-таки немного позднее - примерно через год, если считать, что (возвращаясь к первому пункту) Бунша и Милославский попали в покои царя при Марфе Васильевне. Песню написали в честь Молодинской битвы, в которой русские войска наконец разбили армию крымского хана.

Князь Милославский. Такие дворяне действительно существовали, только уже при Романовых. Дьяк Феофан никак не мог знать ни казненного, ни живого князя Милославского: в то время эта фамилия ещё не была знатной.

Скипетр и держава , а их, как мы помним Бунша держит, принимая послов, стали символом царской власти значительно позже, в 17 веке при Фёдоре Иоанновиче. Правда некоторые историки с этим готовы поспорить и утверждают, что эти предметы вполне могли появиться уже при Иоанне IV.

Казань брал, Астрахань брал, Ревель брал. На самом деле Ревель (нынешний Таллин) так и не был взят. Русская армия действительно осадила город, потребовав его сдать, но после нескольких месяцев сняла осаду и отступила. Так что, строго говоря, Ревель никто не брал.

Вот такие исторические ляпы встречаются во всенародно любимом кинофильме, что, впрочем, ничуть не умаляет его достоинств.

Псевдоним, под которым пишет политический деятель Владимир Ильич Ульянов. ... В 1907 г. выступал без успеха кандидатом во 2-ю Государственную думу в Петербурге.

Алябьев, Александр Александрович , русский композитор-дилетант. … В романсах А. отразился дух времени. Как и тогдашняя русская литература, они сантиментальны, порою слащавы. Большая их часть написана в миноре. Они почти не отличаются от первых романсов Глинки, но последний шагнул далеко вперед, а А. остался на месте и теперь устарел.

Поганое Идолище (Одолище) - былинный богатырь…

Педрилло (Пьетро-Мира Pedrillo) - известный шут, неаполитанец, в начале царствования Анны Иоанновны прибывший в Петербург для пения ролей буффа и игры на скрипке в придворной итальянской опере.

Даль, Владимир Иванович
Многочисленные повести и рассказы его страдают отсутствием настоящего художественного творчества, глубокого чувства и широкого взгляда на народ и жизнь. Дальше бытовых картинок, схваченных на лету анекдотов, рассказанных своеобразным языком, бойко, живо, с известным юмором, иногда впадающим в манерность и прибауточность, Даль не пошел

Варламов, Александр Егорович
Над теорией музыкальной композиции Варламов, по-видимому, совсем не работал и остался при тех скудных познаниях, которые могли быть вынесены им из капеллы, в те времена совсем не заботившейся об общемузыкальном развитии своих питомцев.

Некрасов Николай Алексеевич
Ни у кого из больших поэтов наших нет такого количества прямо плохих со всех точек зрения стихов; многие стихотворения он сам завещал не включать в собрание его сочинений. Некрасов не выдержан даже в своих шедеврах: и в них вдруг резнет ухо прозаический, вялый стих.

Горький, Максим
По своему происхождению Горький отнюдь не принадлежит к тем отбросам общества, певцом которых он выступил в литературе.

Жихарев Степан Петрович
Его трагедия «Артабан» ни печати, ни сцены не увидела, так как, по мнению князя Шаховского и откровенному отзыву самого автора, была смесью чуши с галиматьей.

Шервуд-Верный Иван Васильевич
«Шервуд, — пишет один современник, — в обществе, даже петербургском, не назывался иначе, как Шервуд скверный… товарищи по военной службе чуждались его и прозвали его собачьим именем «фиделька».

Обольянинов Петр Хрисанфович
…фельдмаршал Каменский публично обозвал его «государственным вором, взяточником, дураком набитым».

Популярные биографии

Петр I Толстой Лев Николаевич Екатерина II Романовы Достоевский Федор Михайлович Ломоносов Михаил Васильевич Александр III Суворов Александр Васильевич

Жорж Милославский - невероятно обаятельный жулик, созданный некогда Михаилом Булгаковым. С ним может сравниться разве что блистательный Остап Бендер Ильфа и Петрова. В каких произведениях упоминается фигура Милославского и кто его сыграл лучше всего на экране?

История создания персонажа

Легендарный Михаил Булгаков впервые упомянул личность Юрия Милославского в своей пьесе «Блаженство» 1934 г. Это произведение не публиковалось вплоть до 1966 г. Практически никто о нем не знал. Но фактически оно представляет собою основу, на которой немного позже была создана более совершенная пьеса под названием «Иван Васильевич».

В «Блаженстве» действие начинается с момента, когда в доме изобретателя Евгения Рейна появился управдом и потребовал полного возмещения квартплаты. В ответ Рейн делится с Буншем своим новым открытием - машиной времени. Сначала изобретатель запускает машину и открывает портал в 16 век, в результате чего царь Иван Грозный перемещается в современность. Затем Рейн убирает стенку между двумя квартирами, и тут перед нами предстает тот самый легендарный вор-мошенник Милославский. Заканчивается пьеса тем, что все трое отправляются в 2222 год.

Пьеса «Иван Васильевич» перекликается с сюжетом «Блаженства», однако она более известна современным любителям кино и театра благодаря фильму Леонида Гайдая.

Характер Жоржа и стиль работы

Настоящее имя авантюриста Милославского - Юрий. У Юрия есть сразу два прозвища: «Жорж» и «Солист». «Жорж» - так произносится имя Юрий на французский манер. Последнюю кличку вор получил из-за того, что работает всегда в одиночку, а еще из-за своей привычки рассказывать всем, что он является известным актером.

«Артист малых и больших театров» - вот кем представлялся Жорж Милославский в случае чего. А когда собеседник просил уточнить фамилию, мошенник отказывался ее называть и делал оскорбленный вид.

Многие не сомневались в принадлежности Жоржа к искусству, поскольку внешность у него была довольно холеная: выбритое лицо, элегантный костюм...

Квартиры мошенник грабил исключительно в черных перчатках. Но не всегда его кампании заканчивались успешно: несколько раз Милославского все-таки сажали.

Где хранил деньги Жорж Милославский, неизвестно, но гражданам он советует хранить своё добро в Эта фраза Жоржа превратилась в крылатый слоган, который нередко используют банки в целях рекламы депозитных услуг.

Пьесы с участием Милославского

Жорж Милославский фигурирует всего в двух пьесах Михаила Булгакова.

«Блаженство» автор начал писать в 1934 г., после того как заключил договор с мюзик-холлом. Но заказчику не понравилась эта пьеса. Поэтому вскоре Булгаков приступил к ее доработке и расширению. Так в 1935-м появилась пьеса «Иван Васильевич».

Разница между этими произведениями была значительна. Во-первых, главного героя звали уже а не И сначала он убрал стенку между своей комнатой и квартирой Шпака, а только потом отправил своих друзей в 16 век. В новой пьесе не было и намека на последующее путешествие в будущее.

Первая редакция пьесы «Иван Васильевич» подразумевала, что все описанное произошло на самом деле. Но потом Булгаков принял решение превратить всё это в сон. В 1965 г. произведение впервые напечатали сразу во второй редакции, согласно которой все невероятные события просто приснились изобретателю.

К сожалению, обе пьесы Михаила Булгакова, в которых фигурировал Жорж, пролежали «в столе» более тридцати лет, прежде чем их опубликовали.

Фильмы с участием персонажа

Жорж Милославский является действующим лицом всего лишь трех фильмов: «Иван Васильевич меняет профессию», «Старые песни о главном-3» и «Черные перчатки».

«Иван Васильевич…» был снят в 1973 г. На роль изобретателя Тимофеева режиссер позвал своего любимого героя Александра Демьяненко. Чтобы не разрушать привычный образ простофили Шурика, инженера переименовали из Николая в Александра. А в остальном фильм выдержан строго по пьесе, за исключением мелких деталей.

В свою картину Гайдай пригласил сниматься таких знаменитостей, как Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Савелий Крамаров, Наталья Селезнева. В том же году режиссер выпустил короткометражку «Черные перчатки», стилизованную под немое кино, которая полностью была посвящена «подвигам» Милославского.

В 1997 году создатели популярной новогодней передачи «Старые песни о главном-3» вернулись к сюжету булгаковской пьесы и фильма Гайдая. Согласно версии развлекательного фильма, Жоржу Милославскому в 70-х снова пришлось отправиться в 16 век и остаться регентом на троне, пока сбежавший Иван Грозный пытался на киностудии «Мосфильм» начать актерскую карьеру.

Жорж Милославский: кто играл его из артистов?

Удивительно, но у авантюриста Милославского на экранах есть всего лишь одно «лицо» - это актер Леонид Куравлев. Он сыграл мошенника во всех трех упомянутых фильмах. Жорж Милославский - чуть ли не лучшее перевоплощение Леонида Куравлева в кинематографе.