Злоумышленник главные герои и их характеристика. А.П

Характеристики главных героев в рассказе Злоумышленник, и получил лучший ответ

Ответ от Марат Баймухаметов[гуру]
Всех нас с детства учили говорить правду и не обманывать, не нарушать закон и отвечать за свои поступки. Если живешь честно, то тебя не гложет стыд за то, что ты сделал раньше. И еще нас УЧИЛИ сначала подумать, а потом сделать и вообще стараться поступать так, чтобы никому не навредить. Обо всем этом думаешь, когда читаешь рассказ русского писателя Антона Павловича Чехова «Злоумышленник» .
Хотя главный герой этого рассказа - бедный тощий мужичина, грязный и нечесаный, босой Денис Григорьев - никого не обманывает. Он правдиво отвечает на вопросы следователя в суде.
Выясняется, что вина его состоит в том, что он на железной дороге открутил гайку, которая прикрепляет рельсы к шпалам. Сделал он это для того, чтобы изготовить из гайки грузило для ловли рыбы. Иначе в их местности рыбу не поймаешь, это знает даже «самый последний мальчишка». Сделал Денис Григорьев это по нескольким причинам, одна из них - бедность: «Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится» .
Денис Григорьев не собирался устраивать крушение поезда: «...Мыслей таких в голове не было.. .Уж сколько отвинчиваем.. .оставляем.. .Не без ума делаем.. .понимаем...». Гайки, оказывается, отвинчивают все климовские мужики, а Митрофан Петров делает неводы «и господам продает. Ему много этих самых гаек требуется. На каждый невод, почитай, штук десять...». Вот и вторая причина, по которой выкручивают гайки на железной дороге: для господских неводов, ведь господа тоже ловят рыбу.
То есть господа знают, откуда берутся гайки для их неводов и закрывают глаза на то, что «повреждение железной дороги.. .может подвергнуть опасности.. .транспорт.. .последствием сего должно быть несчастье». Это знают и мужики, и господа. Мужики виноваты из-за господской прихоти. Судья понимает, что невозможно взять под стражу и отослать в тюрьму всех господ в округе (ведь это для них мужики отвинчивают гайки) , и не может поэтому вынести приговор; он что-то пишет, не слушая Дениса. Денис же оправдывается и говорит, что не обманывает и готов подтвердить это под присягой.
Следователь так и не принял никакого решения - в рассказе нет об этом упоминания. А Денис, сопротивляясь двум дюжим солдатам, бормочет: «Надо судить умеючи, не зря.. .Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести...». Он так и не понимает, в чем его обвиняют.
Злоумышленниками в этом рассказе являются вовсе не Денис Григорьев и его братья или кто-то из климовских мужиков, а те господа, из-за которых мужики нарушают закон. Если бы они действительно поступили не по совести, они готовы были бы за это отвечать, но не зря же! То есть название чеховского рассказа «Злоумышленник» иронично. Настоящие злоумышленники - не простые крестьяне, а их господа.

Юмористический рассказ А.П. Чехова «Злоумышленник» впервые был опубликован в 1885 году и продолжил серию иронических рассказов автора. Главная проблема, которую рассматривает Чехов в своем произведении – сословные противоречия крестьян и господ в России того времени. Основная идея рассказа заключается в раскрытии проблемы халатности, которая всегда, в любую историческую эпоху, была так характерна для нашей страны. Разве виноват русский мужик в том, что он беден, притом, что работает он не покладая рук. И такой ли он страшный преступник, если в поисках средств к существованию он вытаскивает гайки из железной дороги, чтобы мастерить неводы и затем продавать их? Безусловно, этот поступок достоин порицания и всяческого осуждения, ведь из-за этого поезда сходят с рельсов и погибают люди. Но так ли провинился этот несчастный мужик, чтобы величать его преступником. Кто же виноват в сложившейся ситуации?

Читая рассказ, не чувствуешь к Денису презрения или ненависти, ведь у него не было умысла причинять вред людям. Перед судом он предстает босой, у него нет денег, чтобы купить себе даже самую дешевую обувь. Разве есть его вина в том, что он добывает себе пропитание? Ведь желания убивать людей у него никогда и в мыслях не было.

В рассказе автор четко формулирует проблему того, кто является истинным виновником халатного отношения к жизням невинных людей. Из сюжета становится ясно, кого Чехов называет настоящим злоумышленником. Ведь тот, кто соглашается покупать сделанные деревенскими мужиками снасти, отлично понимает, к каким последствиям может привести подобное занятие. Но они предпочитают молчать и продолжают покупать неводы с гайками из железной дороги. Их не волнует судьба людей, которые в любой момент могут погибнуть и которые не знают, какая участь им уготовлена с легкой руки предприимчивых господ.

Рассказ «Злоумышленник» можно смело отнести к направлению реализма, поскольку в нем отражена картина российской действительности того времени. Произведение обладает необычной структурой, поскольку не имеет вступления и концовки. Итог судебного разбирательства так и остается неизвестным. Автор хотел бы, чтобы читатель сделал собственные выводы и вынес вердикт самостоятельно.

Анализ 2

Замечательный писатель, некогда произнесший: «краткость – сестра таланта», опытный врач, отличный по натуре человек – Антон Павлович Чехов – в своих произведениях часто поднимает проблему «маленького человека». Рассказ «Злоумышленник» не является исключением, ибо в нём Чехов продолжает раскрывать сложности и трудности русского быта, разные взгляды людей на одну вещь. Написан он в 1885 году, опубликован был в «Петербургской газете».

Произведение «Злоумышленник» навевает после прочтения одновременно веселость и грусть. Смех появляется от той ситуации, что происходит в книге: люди, обсуждающие одно, глядят и толкуют о происшествии по-своему. Герой, имя которого Денис Григорьев, предстает перед судом. Он провинился и был пойман за свое деяние: откручивал болтики, благодаря которым держатся рельсы, проезжает поезд. Судья утверждает, что такое действие не есть здравое, так как люди, находящиеся в поезде, могли пострадать, рельсы имеют возможность сходить со своего конкретного положения, если их лишать такой опоры, как болты. Григорьев отрицает свою вину, ибо считает, что это действие совершено лишь из-за бедственного положения героя. С одной стороны у судьи своя правда: подсудимый виновен в том, что воровал принадлежности, с помощью которых крепятся рельсы. Много жизней могла с собой забрать смерть, если бы поезд отклонился и сошел с курса. Но с другой стороны: Денис Григорьев пытался выжить. В стране ужасно трагичное положение, из-за которого не имеется средств к существованию. В этом и проблема, ибо воровство начинается тогда, когда власть ограничивает народ в чём-то потребном.

Что же нагоняет тоску и уныние после прочтения рассказа? Дело кроется в необразованности подсудимого. Он не осознает, какой вред мог принести множеству людей. Потери бы были неисчислимыми, но герой не может этот факт понять. Печально, что очевидные вещи не представляются персонажем. Когда ему выявляют, что он виновен, тот лишь задается вопросом: «за что?» Действительно страшно, когда человек не способен осознать: в чем его проступок. Ему настолько кажется доступным и дозволенным совершение определенного действия, что об отрицательном воздействии на окружающих забывается. И это трагедия!

Денис Григорьев, находясь на суде, пытается донести следователю, что его деяние продумано до мельчайших подробностей, что персонаж делает все «с головой». Однако сразу раскрывается сущность героя. Защищая свои права, словно крестьяне в историческое время, становится понятно, что от героя следует ожидать что угодно, его шаги будут совершенно непредсказуемы, ибо персонажа заботят только собственные интересы, да выгода, что он может вынести из того или иного поступка. Дениса Григорьева волнует, как он будет жить дальше, на какие средства сможет существовать. Поэтому неудивительно, что он выходит за рамки дозволенного. Герой такой натуры, его не переделать.

Помимо того, что Антон Павлович обращает внимание читателей на власть, что сделала из народа толпу, заставляя тех слепо следовать за главарем, писатель указывает нам на халатность и безрассудность людей, которые, прикидываясь «дурачками», мечтают найти выход из сложившегося затруднительного положения. Неужели и сейчас в нашей жизни такого не происходит?

5, 6, 7 класс

Несколько интересных сочинений

  • Описание деревни Собакевича в поэме Мертвые души

    Все усадьбы землевладельцев, посещаемые Чичиковым, замечательно показывали натуры собственников. То же можно сказать и про деревню Собакевича. Она соответствует хозяину – такая же огромная. Всё в имении сделано надёжно и прослужит долгие года.

  • Сочинение Авторская оценка Тараса Бульбы (с цитатами)

    Николай Гоголь написал свое произведение «Тарас Бульба» в 1842 году своей жизни. Это произведение стало классикой, которая заставила многие сердца биться быстрее и чаще. Это произведение написано не просто, как описание и подтверждение истории тез времен

  • Анализ пьесы Месяц в деревне Тургенева

    Произведение относится по жанровой направленности к драматической драме, хотя сам писатель называет свое творение повестью, написанную в форме драмы.

  • Характеристика и образ Швабрина в повести Капитанская дочка Пушкина сочинение 8 класс

    Алексей Иванович Швабрин является второстепенным и отрицательным героем повести «Капитанская дочка». Это молодой, образованный офицер из состоятельной семьи

  • Сочинение по произведению Поднятая целина Шолохова

    В данном великолепном произведении рассказывается история, полная человеческого горя, про которое очень трудно рассказывать, так как все ужасы, которые коснулись той эпохи, происходили на самом деле

Название произведения: Злоумышленник

Год написания: 1885

Жанр произведения: юмористический рассказ

Главные герои: Денис Григорьев – мужик, Следователь - судебный работник.

Сюжет

Рассказ написан в виде диалога следователя суда и простого мужика Дениса Григорьева. Иван Семёнов Акинфов, сторож железной дороги застал крестьянина за откручиванием гайки, которая держит рельсу. Как оказалось она ему была нужна в качестве грузила для рыбной ловли. Она и удобная, уже сразу с дыркой и покупать не надо, как свинец или подобный материал. Обвинения, что из-за халатности могли пострадать люди не действуют на Григорьева. Скорее наоборот. Денис оправдывается и не считает себя злоумышленником. Мысля лишь о рыбалке, мужик умом не способен постичь опасность человеческим жизням. Оказывается, гайки массово идут на изготовление неводов господам. Дениса отдают под стражу, а он так и не понял причину ареста.

Вывод (мое мнение)

Чехов ярко показал настоящие черты русского народа. Самый главный человек, о котором стоит беспокоиться ты сам. Читается критика на систему, под началом которой люди попросту тупеют, неспособны принимать здравые решения. А господа, покупающие неводы тоже злоумышленники. Им все известно, но закрывают глаза на угрозу. Рассказ побуждает понять, что рядом живут такие же люди как мы. Если каждый человек подумает о ближнем, мир станет лучше.

Рассказ «Злоумышленник» был впервые опубликован летом 1885 года в «Петербургской газете». Он привлек внимание читателей. Лев Толстой даже включил его в личный список лучших произведений. Позднее рассказ вошел в сборник, получивший название «Пестрые рассказы». Сюжет основывается на реальном событии. Прототипом для главного героя этого произведения стал крестьянин из Московской губернии Никита Пантюхин.

Денис Григорьев – крестьянин. «Тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах ». Видно, что из-за нужды и бедности переболел оспой. Лицо, «изъеденное рябинами». В конце XVIII века российская деревня страдала от недородов. И крестьяне выживали, как могли. Мужики, в том числе и Григорий, занимались рыбалкой. Григорьев был безграмотным, и все, что ему говорил следователь, доходило до его сознания медленно. Он часто переспрашивал. Он не мог понять своим мужицким умом того, что откручивание гаек может привести к катастрофе.

Следователь – старается быть справедливым, но в откручивании гаек усматривает терроризм и покушение на жизнь людей. Он не верит, что из гаек мужики делают грузила. Следователь вспоминает, что год назад поезд сошел с рельсов и начинает понимать, почему это произошло.

Рассказ заканчивается тем, что Дениса Григорьева уводят в тюрьму. Прошло сто с лишним лет, а на Руси про-прежнему воруют все, что «плохо лежит». Теперь наловчились снимать электропровода, уносить оградки с кладбищ. Рассказ не утратил свое актуальности, и еще долго будет интересовать и волновать читателя.

Тема урока: Анализ рассказа А.П.Чехова

«Злоумышленник».

Цели урока : Проанализировать рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник», учить читать вдумчиво, выразительно, читать по ролям; активизировать самостоятельную работу учащихся;

Развивать связную речь, мышление, расширять словарный запас, а также творческие способности учащихся;

Воспитывать гражданскую позицию, негативное отношение к воровству;

Уметь давать портретную характеристику литературному герою.

Оборудование : Портрет А.П.Чехова, рассказ «Злоумышленник», выставка книг, посвященная творчеству А.П.Чехова, выставка детских рисунков «В гостях у Антоши Чехонте», на доске – новые слова, вопросы, учебник «Литература 7 класс», Толковые словари, наглядные пособия: «Псевдонимы А.П.Чехова», «Характеристика литературного героя».

ХОД УРОКА.

1.Настрой учащихся на урок.

2.Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим изучать творчество замечательного русского человека, врача, писателя – А.П.Чехова.

Нам предстоит проанализировать новый рассказ А.Ч.Чехова «Злоумышленник».

Проверка домашнего задания.

Расскажите о выдающемся русском писателе А.П.Чехове.

А.П.Чехов- русский писатель, почётный академик Петербургской Академии Наук(1900-1902).Родился в Таганроге в многодетной семье… В большой семье Чехова было четверо братьев и сестра. Но главным в семье был отец…

Беседа по вопросам:

Каким человеком был отец А.П.Чехова? (Суровым, религиозным)

Где учился А.П.Чехов? (В гимназии, одновременно помогал отцу в торговле).

Когда семья разорилась и была вынуждена уехать в Москву, Антон остался в Таганроге. Чем юноша зарабатывал на жизнь? (Уроками для богатых детей).

Чем ещё занимался Антон в этот период жизни? (Сочиняет свои первые рассказы, создаёт рукописный журнал).

В 1879 году, окончив гимназию в Таганроге, куда поступает А.П.Чехов? (На Медицинский факультет Московского университета).

Слово учителя.

Он аккуратно посещал лекции, слушал профессоров, сдавал экзамены, между тем « Пока я учился,- вспоминал Чехов, я успел написать сотни рассказов под псевдонимом А. Чехонте, который, как видите, очень похож на мою фамилию».

Ребята, вспомните, что такое псевдоним? (Это подпись, которой автор заменяет свою настоящую фамилию).

У А.П.Чехова в начале творческого пути было много псевдонимов. Вспомните, как ещё он подписывал свои рассказы (А.Ч., Человек без селезенки, Брат моего брата).

А теперь посмотрите, как ещё подписывал свои ранние рассказы А.П.Чехов. (Внимание ребят обращается на наглядное пособие «Псевдонимы А.П.Чехова).

Ребята, какими же должны быть рассказы, подписанные такими псевдонимами? (Смешными, весёлыми, поучительными).

Какие рассказы Антоши Чехонте вы прочитали ранее? («Лошадиная фамилия », «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», « Хамелеон», «Тоска», « Размазня», «Каштанка» и др.)

К каким рассказам А.П.Чехова вы подготовили рисунки? (Доска. Выставка рисунков « В гостях у Антоши Чехонте».

Действительно, первые рассказы Антоши Чехонте смешные, забавные, остроумные. А самым точным будет только одно слово. Это рассказы какие? (Юмористические).

Что же такое юмор? (Вид комического; доброжелательный и весёлый смех. Способ раскрытия характера героя в смешном виде).

Слово учителя.

Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Важно заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды жизни, которые может попасть любой человек. А вот из-за чего становятся комическими эти истории, нам и предстоит выяснить.

3.Объяснение нового материала.

Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» одновременно весёлый и грустный.

Наша задача понять – почему?

Над чем с грустью смеётся писатель? Что его огорчает?

(Записать в рабочие тетради тему сегодняшнего урок)

Словарная работа.

Ребята, дома вы прочитали рассказ «Злоумышленник». Назовите слова из текста, лексическое значение которых вы не поняли.

Пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);

Знамо – конечно, естественно;

Живец - маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы;

Выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;

Учинить – сделать, совершить;

Недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;

Умысел – заранее обдуманное намерение;

- «чаво» – простонародное – что;

Верста – 1,06км. старая русская мера длины.

Доска.

Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов и найдите им современные соответствия:

Седьмого числа сего года (седьмого числа этого года)

Иван Семёнов Акинфов (Иван Семёнович Акинфов)

Уложение о наказаниях (Закон о наказаниях)

Слово учителя.

Над чем вы смеялись в рассказе?

Что смешно, а что грустно в рассказе?

Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга.

Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса Григорьева, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.

Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа?

Вспомните содержание произведения. (Краткий рассказ сюжета)

Виноват ли Денис в своём проступке?

Дайте характеристику Дениса по плану. (Доска.)

Характеристика литературного героя.

а) Место, занимаемое героем в произведении.

б) Положение героя в обществе.

в) Портретная характеристика.

г) Речевая характеристика.

При характеристике Дениса Григорьева обратим внимание на его портрет, который свидетельствует не столько о бедности, сколько о неопрятности героя.

Найдите подтверждение вышесказанного в тексте. (…мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза,едва видны из-за густых, нависших бровей…На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос…Он бос».)

Слово учителя.

А.П.Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства!

Ребята, а как вы понимаете значение слова «достоинство»?

Найдите в толковых словарях значение этого слова. (Достоинство – это совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе; положительные качества).

Таким образом, слово « достоинство» синонимично слову какому слову? (самоуважение).

Уважает ли себя Денис Григорьев? (Нет).

Обратим внимание на речь Дениса Григорьева. Речь Дениса отличается тем, что слов он фактически не произносит, а когда начинает говорить, сам подчас не понимает смысла сказанного.

Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

Как ответил Денис Григорьев на вопрос следователя об отвинчивании им гайки? («Знамо, было»).

Если Денис так ответил, то о каких чертах характера это говорит?

(Простодушный, глуповатый).

Для чего ему нужна была гайка? (Для грузила).

Как Денис объясняет, что гайка годится для грузила? (« …свинец не найдёшь, купить надо, а гвоздик не годится»).

Что пытается объяснить следователь Денису о его действиях и последствиях этих действий? (Отвинчивание гаек ведёт к аварии).

Следователь говорит Денису: « Ты людей убил бы!»

Найдите отрывок, где Денис ответил ему на эту фразу.(«Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещёные или злодеи какие?...век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких не было…»)

Как вы думаете, почему Денис не понимает, что его действия преступны? («тёмный», необразованный).

Скажите, ребята, а вы понимаете, к чему ведут такие действия?

Слово учителя.

Сейчас,когда в стране происходят массовые теракты, массовое хищение металла, этот юмористический рассказ обретает печальную окраску. Тысячи таких Денисов думают только о сиюминутной выгоде и не задумываются о последствиях. Отвинтил, отпилил, разобрал, а дальше хоть потоп!

Люди гибнут из-за настоящих злоумышленников и злоумышленников по глупости!

Другой герой рассказа относится к «власть имущим», он представляет государство и закон.

Называет ли его имя? (Нет).

Почему? (Он лишён в рассказе человеческих черт, является лишь олицетворением судебно- правовой системы).

Как речь характеризует Дениса?

А как следователя? (Говорит правильно, он образованный человек).

Чем же отличается речь Дениса от речи следователя? (Следователь говорит грамотно, а Денис - простонародно).

Подтвердите свои слова текстом.

Физкультминутка. Упражнения для глаз.

Слово учителя.

Таким образом, перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга.

Можно ли Дениса Григорьева назвать злоумышленником?

Считает ли его злоумышленником следователь? (Да).

Почему рассказ так называется?

Учебник. Работа со статьёй (стр.309).

Прочитаем отрывок « А.П.Чехов» из очерка М. Горького «Литература и жизнь».

Что мы можем сказать об отношении Чехова к проблеме рассказа Злоумышленник» и его герою Денису Григорьеву?

Почему А.П.Чехов говорит, что отпустил бы Дениса на месте судьи? (Наказание без осознания не имеет смысла!)

Как вы думаете, чем опасно наказание человека, не понимающего, за что его наказывают?

Какие чувства вызывает у Горького собеседник Чехова, молодой юрист? Как мы узнаем об этом?

Что бы вы сделали на месте судьи?

Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможным?

По злому ли умыслу Денис отвинтил гайки? (Нет, не осознавал последствий!)

А вы всегда осознаёте последствия своих поступков?

Таким образом, « ПРЕЖДЕ ЧЕМ СДЕЛАТЬ – ПОДУМАЙ, К ЧЕМУ ПРИВЕДЁТ ТВОЙ ПОСТУПОК!» (записать в тетрадь).

Учитель. Выставление оценок за урок.

А теперь проведём викторину « Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова». (Определите, кому принадлежат данные фразы? Из какого они рассказа?)

4.Домашнее задание.

Стр.311,№6.Письменно объясните запись «Лучше от дураков погибнуть, чем принять от них похвалу».

приложение

Викторина «Самый внимательный читатель рассказов А.П.Чехова».

Определите, кому принадлежит эта фраза? Из какого она рассказа?

1.«Ну, полно! Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему это чинопочитание!»

2 «Ну! Уж сколько лет всей деревней гайки отвинчиваем и хранил Господь, а тут крушение…людей убил… Ежели б я рельсу унёс или, положим, бревно поперёк ейного пути положил, ну, тогды, пожалуй, своротило бы поезд, а то… тьфу! Гайка!»

3. «По какому это случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец? …Кто кричал?»

4. «Надумал, ваше превосходительство! – закричал он радостно, не своим голосом, влетая в кабинет к генералу. – Надумал, дай бог здоровья доктору! Овсов! Овсов фамилия акцизного! Овсов, ваше превосходительство!»

5. «Оба глаза наполнились слезами…На длинном хорошеньком носике выступил пот. Бедная девочка!

Я раз только брала, - сказала она дрожащим голосом. – Я у вашей супруги взяла три рубля…Больше не брала…»

6. «Вы меня извините, я человек, который работающий…работа у меня мелкая. Пущай мне заплатят, потому – я этим пальцем,может, неделю не пошевельну…Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть…Ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете..»

1.Кому принадлежит фраза______________________

Рассказ «_____________________________________»

2.Кому принадлежит фраза______________________

3.Кому принадлежит фраза_______________________

Рассказ «______________________________________»

4.Кому принадлежит фраза_______________________

Рассказ «______________________________________»

5.Кому принадлежит фраза_______________________

Рассказ «_______________________________________»

6.Кому принадлежит фраза________________________

Рассказ «________________________________________»