Анализ стихотворения Некрасова «Демону.

/ / / Анализ стихотворения Некрасова «Демону»

В 1855 году Николай Некрасов создает свое литературное стихотворение «Демону». Он планирует отдать ему особую роль – открытие нового сборника рифмованных работ. Однако этому не суждено было случиться. Через год после написания данной работы, Некрасов публикует целый сборник новых творений. Только вот открывает его совершенно другая работа «Поэт и Гражданин». А для годовалого «Демона» места вообще не нашлось.

Эти два стихотворения необычайно схожи. Кажется, что второе стихотворение является плавным продолжением первого. Перед читателем появляется стихотворец. Но он изображен как обычный человек, со своими страхами, эмоциями, жизненными ошибками. И в душе такого творческого человека обязательно живет свой собственный Демон. Это вторая часть натуры, вторая часть души.

Некрасов сопоставляет понятие демонизма и гражданственности. Через эти черты характера можно увидеть отношения поэта с властью, с окружающим его обществом. И когда стихотворец теряет данные качества, он практически не способен слагать рифмы на общественные, социальные темы. Поэтому, Николай Некрасов убежден в том, что каждый поэт должен иметь в душе своего собственного Демона. А если последний перестает бушевать внутри, значит, стихотворец уже выполнил свою литературную миссию.

Образ Демона, по мнению Некрасова, не отождествляется с чем-то сверхъестественным. Он наделен земными качествами, которые присуще обычному человеку.

Если сравнивать две стихотворные работы, можно заметить, что некоторые их строки повторяются и в тексте «Демону» и в строках «Поэт и Гражданин». Разница только во временных окончаниях, которые использует автор в рифмованных строках.

Сопоставить можно такие словосочетания: «… глубоко ненавижу, бескорыстно люблю …» и «… честно ненавидел, искренно любил …».

Думаю, что временная разница напрямую связана с теми душевными изменениями, которые произошли внутри самого автора. Ведь Николая Некрасова всегда воспринимали, как революционного приверженца, который воспевал принципы демократии и свободы. Сейчас же, современники отдают предпочтение любовной поэзии поэта, которая так же прекрасна и глубока.

«Демону» Николай Некрасов

Где ты, мой старый мучитель,
Демон бессонных ночей?
Сбился я с толку, учитель,
С братьей болтливой моей.

Дуешь, бывало, на пламя —
Пламя пылает сильней,
Краше волнуется знамя
Юности гордой моей.

Прямо ли, криво ли вижу,
Только душою киплю:
Так глубоко ненавижу,
Так бескорыстно люблю!

Нынче я всё понимаю,
Всё объяснить я хочу,
Всё так охотно прощаю,
Лишь неохотно молчу.

Что же со мною случилось?
Как разгадаю себя?
Всё бы тотчас объяснилось,
Да не докличусь тебя!

Способа ты не находишь
Сладить с упрямой душой?
Иль потому не приходишь,
Что уж доволен ты мной?

Анализ стихотворения Некрасова «Демону»

Стихотворением «Демону», написанном в 1855-ом, Некрасов изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было претвориться в жизнь. Первым в книге оказалось произведение « «. «Демону» же места в сборнике не нашлось. При этом сочинения явно связаны между собой. Мыслью, которой завершается «Демону», начинается «Поэт и Гражданин». Некрасов представляет читателям стихотворца как обычного человека, который может совершать ошибки, в чем-то сомневаться, быть подверженным депрессиям. Демон — это часть его двойственной натуры. Здесь важно сопоставление Демона с Гражданином, практически их отождествление. В этих образах заключено отношение творческих людей с властью, обществом. Фактически демонизм становится равен гражданственности. Как только уходит Демон, Поэт больше не способен писать на темы социальные. Нуждается ли стихотворец во второй части своей души? Скорее да, нежели нет. Усомниться в однозначности ответа заставляют две последние строки стихотворения:
Иль потому не приходишь,
Что уж доволен ты мной?
Возможно, Поэт уже выполнил свою миссию перед обществом. В его гражданской лирике более нет необходимости.

В произведении по-новому представлен образ Демона. Он не похож на образы, созданные ранее Лермонтовым и Пушкиным. Некрасовский Демон практически лишен налета сверхъестественности, таинственности. В результате получается образ почти земной, в некоторой степени даже обыкновенный, обыденный.

В стихотворении «Демону» есть строки:
Так глубоко ненавижу,
Так бескорыстно люблю!
Сходные мысли присутствуют в «Поэте и Гражданине». Главное отличие между ними — смена времени с настоящего на прошлое:
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
В этой трансформации очень хорошо заметны метаморфозы, произошедшие с внутренним миром Некрасова примерно за год.

Интересно, что в советское время Николая Алексеевича воспринимали в первую очередь как певца революционной демократии. Соответственно, на первый план вышла как раз гражданская лирика поэта. Сам Ленин весьма благожелательно относился к творчеству Некрасова. Сейчас разнообразное наследие Николая Алексеевича рассматривается не столь однобоко. Все более известной становится его любовная поэзия, значительная часть которой представлена так называемым «панаевским циклом».

Николай Алексеевич Некрасов

Где ты, мой старый мучитель,
Демон бессонных ночей?
Сбился я с толку, учитель,
С братьей болтливой моей.

Дуешь, бывало, на пламя —
Пламя пылает сильней,
Краше волнуется знамя
Юности гордой моей.

Прямо ли, криво ли вижу,
Только душою киплю:
Так глубоко ненавижу,
Так бескорыстно люблю!

Нынче я всё понимаю,
Всё объяснить я хочу,
Всё так охотно прощаю,
Лишь неохотно молчу.

Что же со мною случилось?
Как разгадаю себя?
Всё бы тотчас объяснилось,
Да не докличусь тебя!

Способа ты не находишь
Сладить с упрямой душой?
Иль потому не приходишь,
Что уж доволен ты мной?

Николай Некрасов

Стихотворением «Демону», написанном в 1855-ом, Некрасов изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было претвориться в жизнь. Первым в книге оказалось произведение «Поэт и Гражданин». «Демону» же места в сборнике не нашлось. При этом сочинения явно связаны между собой. Мыслью, которой завершается «Демону», начинается «Поэт и Гражданин». Некрасов представляет читателям стихотворца как обычного человека, который может совершать ошибки, в чем-то сомневаться, быть подверженным депрессиям. Демон — это часть его двойственной натуры. Здесь важно сопоставление Демона с Гражданином, практически их отождествление. В этих образах заключено отношение творческих людей с властью, обществом. Фактически демонизм становится равен гражданственности. Как только уходит Демон, Поэт больше не способен писать на темы социальные. Нуждается ли стихотворец во второй части своей души? Скорее да, нежели нет. Усомниться в однозначности ответа заставляют две последние строки стихотворения:

Иль потому не приходишь,
Что уж доволен ты мной?

Возможно, Поэт уже выполнил свою миссию перед обществом. В его гражданской лирике более нет необходимости.

В произведении по-новому представлен образ Демона. Он не похож на образы, созданные ранее Лермонтовым и Пушкиным. Некрасовский Демон практически лишен налета сверхъестественности, таинственности. В результате получается образ почти земной, в некоторой степени даже обыкновенный, обыденный.

В стихотворении «Демону» есть строки:

Так глубоко ненавижу,
Так бескорыстно люблю!

Сходные мысли присутствуют в «Поэте и Гражданине». Главное отличие между ними — смена времени с настоящего на прошлое:

Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!

В этой трансформации очень хорошо заметны метаморфозы, произошедшие с внутренним миром Некрасова примерно за год.

Интересно, что в советское время Николая Алексеевича воспринимали в первую очередь как певца революционной демократии. Соответственно, на первый план вышла как раз гражданская лирика поэта. Сам Ленин весьма благожелательно относился к творчеству Некрасова.

Владимир Ильич Ленин (Ульянов)

Сейчас разнообразное наследие Николая Алексеевича рассматривается не столь однобоко. Все более известной становится его любовная поэзия, значительная часть которой представлена так называемым «панаевским циклом».

Примечания

Печатается по Ст 1873, т. Д, ч. 1, с. 120-121.

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1861, ч. 1. Перепечатывалось в 1-Й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".

В Ст 1856 не вошло, однако в списке стихотворений, которые Некрасов предполагал туда включить, значится "Демон" - ГБЛ (Зап. тетр. No 2, л. 43 об.).

Беловой автограф ст. 1-16 без заглавия - ЦГАЛИ (Зап. тетр., л. 18).

В Ст 1879 датировано: "1860" (вероятно, по времени первой публикации). Наличие указанного автографа позволяет датировать стихотворение 1855 г.

На полях своего экземпляра Ст 1873, т. I, ч. 1 Некрасов против стихотворения "Демону" пометил: "Нужно примечание" (Ст 1879, т. IV, с. LVI). Действительно, смысл стихотворения не вполне ясен. Возможно, под "учителем", о котором здесь говорится разумелся В. Г. Белинский (подробно об этом см.: Гаркави А. м\ К теме "Некрасов и Белинский". - Некрасовский сборник. Калининград, 1972, с. 62-66). Стихотворение могло быть задумано как зашифрованное от цензуры обращение к Белинскому (ср. комментарий к стихотворению "Памяти Белинского" на с. 613-614 наст, тома). В этом случае "братьей болтливой моей" поэт, вероятно, называет стихи. "Демон бессонных ночей" и выраженная в последующих строках скорбь об утрате "учителя" могут быть отчасти сопоставлены с теми словами, которые, если верить мемуаристке, Некрасов произнес в беседе с Добролюбовым: "Я с каждым годом всё сильнее чувствую, как важна для меня потеря его <Белинского>. Я чаще стал видеть его во сне, и он живо рисуется перед моими глазами. Ясно припоминаю, как мы с ним, вдвоем, часов до двух ночи беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустелым улицам в каком-то возбужденном настроении, столько было для меня нового в высказанных им мыслях..." (Панаева, с. 290).