Асмолов институт развития образования. Кавказская пленница: о том, как Шурик развалил храм отечественного образования (Репортаж с фестиваля грязи)

Асмолов Александр Григорьевич родился 22 февраля 1949 г. Окончил факультет психологии МГУ в 1972 г. Кандидат психологических наук, доктор психологических наук. Профессор. Работает в МГУ с 1972 г., в должности профессора кафедры общей психологии с 1992 г. Главный психолог Гособразования СССР (1988-1992 гг.); зам. министра образования России (с 1992 г.); вице-президент Общества психологов СССР при АН СССР (с 1989 г.); член президиума Российского Общества Психологов (с 1996 г.), член-корреспондент Российской Академии Образования (с 1995 г.); член 5-ти редакционных советов и 2-х экспертных советов; награжден почетными значками Гособразования СССР и Минобразования Российской Федерации; заведующий кафедрой психологии личности.

Область научных интересов: общая психология, психология личности, историческая психология и этнопсихология. Докторская диссертация выполнена на тему: «Историко-эволюционный подход в психологии личности». На факультете психологии МГУ А.Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историческая психология личности».

Александр Григорьевич опубликовано свыше 140 научных работ, среди них основные научные труды: «Личность как предмет психологического исследования», «Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов», «Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе», «Психология личности: принципы общепсихологического анализа. Учебник для вузов», «Культурно-историческая психология и конструирование миров».

Книги (4)

Культурно-историческая психология и конструирование миров

В данную книгу избранных трудов известного психолога вошли его работы, посвященные разработке методологии современной психологии, а также использованию возможностей психологии в социальном реформировании реальности.

Книга предназначена для психологов, педагогов и студентов, готовящихся к психолого-педагогической деятельности.

На пути к толерантному сознанию

Книга содержит конкретные методические разработки и программы, направленные на формирование у учеников средней школы установок толерантного сознания - терпимого отношения к себе и к окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принадлежности.

Впервой части книги даны программы специальных курсов учебных занятий в школе. Вторая часть представляет собой методическое руководство по организации и проведению тренинга толерантности. В ней изложен тематический план и подробный сценарий занятий.

По ту сторону сознания

По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии

Учебное пособие, обобщающее 25 лет научной работы автора, посвящено неклассической методологии анализа реальности бессознательного, деятельности, психических процессов, личности и невербальной коммуникации. Адресуется психологам, философам, всем тем, кого интересует методология познания истории, общества и человека.

Вернуть в состав российских вооруженных сил политруков, которых за четверть века успели подзабыть. Но даже авторы этого занятного предложения, люди военные, оказались не столь бронетанково бескомпромиссны, как вице-спикер Госдумы Ирина Яровая. Они предполагали воскресить политруков не в замену, в помощь армейским психологам. В то время как Яровая – видимо, в порядке заботы о цивилизационном наследии отечества (на заседании соответствующей рабочей группы) – настаивала на «зачистке» школы от психологов для заполнения зачищенного места воспитателями. Не знаю, насколько можно рассматривать самих воспитателей в качестве «цивилизационного наследия»: такой штатной единицы не знала даже советская школа, где имелись только замдиректора по воспитательной работе. Но, как известно, то, что начальству, вроде Яровой, удастся пропихнуть в штат, то автоматически становится «цивилизационным наследием России».

Упоминаемый моим коллегой и другом Александром Асмоловым «консультант» Яровой, который путает педологию с педофилией, - пасквилянт, лжец, безграмотный и, мягко говоря, не перенагруженный умственным трудом человек - на своем месте. Яровая давно уже пытается заменить собой несколько профильных думских комитетов, пополняя общепарламентский пакет наиболее одиозных законопроектов. Некоторые вскоре становятся губительными для развития страны федеральными законами. Шурочка из рязановского фильма «Служебного романа», которой пришлось напомнить, что она работает в бухгалтерии. Правда, Шурочка, в отличие от Яровой, была совершенно безвредной.

Не думаю, что новая затея Яровой пройдет, но на отношении общества к школьным психологам, понимании им их места и задач, подобные – чисто аффективные, ничем рационально не подкрепленные - выпады думских «Шурочек» сказываются весьма негативно. Надежда на разумные силы, которые представлены и в Комитете по образованию ГД, и в лице министра образования и науки Ольги Васильевой. И которым не нужно объяснять, почему развитие российского образования невозможно без психологической поддержки.

Владимир Кудрявцев

«Агенты варварства»

Академик РАО Александр Асмолов - о предложении Ирины Яровой упразднить школьных психологов

На заседании рабочей группы по вопросам цивилизационного наследия РФ заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая заявила, что Министерству образования нужно пересмотреть свой подход к внедрению психологов в российских школах, так как школы не нуждаются в психологах, и их функции должны выполнять классные руководители и воспитатели.

«Минобразования предлагает выделить большие деньги на психологов, но я позволю себе утверждать, что нам нужны не психологи, а воспитатели.

Детям не нужны психиатры и психологи, детям нужны воспитатели, и деньги надо тратить в стране на воспитателей!» - цитирует Яровую издание ИА REGNUM.

Прокомментировать это предложение депутата согласился заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик Российской академии образования Александр Асмолов.

Я очень впечатлен идеей Ирины Яровой сэкономить на специалистах по тревожности, профилактике детских суицидов, развитию личности, на мастерах по неодинаковости и поддержке индивидуальности - на практических психологах образования.

Практическая психология образования вошла в советскую жизнь, подчеркиваю - в советскую, а не в российскую, - с 1988 года, и это было решение председателя Госкомитета СССР по образованию, уникального Геннадия Алексеевича Ягодина.

Но, возможно, сейчас, когда стране так трудно, когда всюду надо экономить, логика Яровой - это важная логика. Если страна в кризисе, и ей тяжело, давайте убирать дублирующие структуры. Психологи в школе - это люди, которые, по сути, ведут своего рода аналитику, я бы сказал, надзор за развитием ребенка. Чтобы минимизировать риски этого развития, создать максимальную безопасность для психического здоровья детей.

Прокуроров на местах куда больше, чем практических психологов в школах. Продолжим инициативу Яровой: убираем школьных психологов - убираем и прокуроров.

Аналогия же прямая: одна из задач практической психологии образования - это страхование от ошибок социализации и индивидуализации в развитии личности ребенка. Одна из задач прокуратуры - страхование от тех или иных ошибок следствия.

- Психология образования однажды уже была разрушена. Это были мрачные 30-е годы.

В 1936-м было постановление о педологических извращениях в системе Наркомпроса. Тогда же разрушили службу диагностики развития ребенка.

Были преданы анафеме все педологи и психологи, расстрелян Алексей Гастев - выдающийся ученый, создатель научной организации труда (НОТ), умер в застенках великий Вавилов. Было сломано, умерщвлено разнообразие жизни в стране, везде: в политике, в культуре, в образовании.

И сегодня у нас есть целый ряд агентов варварства. Они снова схлопывают разнообразие, ведут Россию назад. Они куда опаснее иностранных агентов.

Когда Ирина Яровая говорит, что детям в школах не нужны психологи и психиатры, а нужны воспитатели, ощущение такое, что она просто не видит разницы между тремя этими совершенно разными профессиями.

Абсолютно. У психолога, психиатра и воспитателя разные функции и разные задачи. Отсутствие компетентности должно компенсироваться консультацией со специалистами. Можно предположить, что в качестве консультантов Ирины Яровой был тот самый мой «коллега», который путает педологов с педофилами. Он писал, что педофилия пришла в школу от педолога Выготского.

- Вы шутите?

Нет, к сожалению. Подобного рода моменты были, и они вне комментариев, потому что мы имеем дело с ярким проявлением варварства. Варвары всегда хотят не одно вместе с другим, а одно вместо другого - что-то разрушить.

Детям, конечно же, нужны и психолог, и классный руководитель, и воспитатель, а в определенных случаях и дефектолог. Вместе с коллегами мы написали об этом подробно в нескольких книгах, они изданы.

Служба практической психологии образования является уникальной службой страхования рисков детства. Эта служба выполняет, прежде всего, человековедческие задачи. Она готовит ребенка к встрече с ситуациями неопределенности нашего не простого времени, работает с мотивацией, с ценностными установками. Я эту службу возрождал, создавал, для меня это призвание и миссия. И я счастлив, что эта служба при всех сложностях привела к тому, что вернулись уникальные комплексные программы развития личности ребенка. Программы, которые разрабатывали великие, уникальные педологи, - такие, как Лев Выготский, благодаря которому фигура психолога в России перестала напоминать улыбку чеширского кота. И началась психологизация воспитателей и классных руководителей. Это работа всей моей жизни, начиная с 88-го года. Она продолжается и сегодня. И чрезвычайно важно, что министр образования РФ Ольга Васильева поддерживает психологию образования как перспективу развития.

Сложно представить, как будет работать воспитатель с суицидально настроенным ребенком. Или с подростком, которого притягивает тема колумбайна. У психолога есть свой инструментарий диагностики. Правда, Ирина Яровая и этот факт подвергла странной критике, заявив, что «идеи психологических тестов для детей и родителей похожи на «умопомрачение».

Тестирование - это признанный во всем мире частный случай диагностики. Есть огромное количество и других путей диагностики, также признанных во всем мире. Что такое диагностика? Это оценка различных вариантов типологического и индивидуального развития. Выступать против нее - значит выступать против развития ребенка, приближать его кризис.

Поводом для этих заметок послужила статья В. Попова «Теневая фигура. Откуда есть пошла вариативность». Лит. Газета №39 05. 10. 2016г., где, наконец, назван и тем самым разоблачен главный виновник развала отечественного образования. Это не кто иной, как доктор психологических наук Александр Григорьевич Асмолов. За истекшие десятилетия прошла череда министров образования, которые неизменно становились мишенью для критики, но все они, по мнению автора, были лишь пешками, покорными исполнителями воли кукловода А.Г. Асмолова. На месте Фурсенко и Ливанова я бы смертельно обиделся такой жалкой отведенной им роли в истории отечественного образования. Об ушедших из жизни министрах молчу, ибо «мертвые срама не имут».

Мы еще вернемся к тексту статьи, но прежде несколько предварительных замечаний. Каждый человек формируется под воздействием ключевых исторических событий своего времени. Обманувшие надежды в настоящем заставляют искать ошибки в прошлом, в истории. Этот опыт имеет определяющее значение для всей жизни.

В нашей динамической ситуации, когда у каждого своя история (версия прошлого), войны памяти неизбежны. Их ведут те, кто призывает к состраданию к жертвам, против тех, кто настаивает на своей преемственности в деле их мучителей. Войны памяти ведут национальные государства, политические партии, историки, писатели и обычные люди. Как педагог, я вижу, что иногда в одной же семье ее члены культивирую разные версии прошлого, что приводит к острым конфликтам. Ибо для одних людей патриотизм – это безоговорочное восхищение всеми без изъятия страницами отечественной истории, а для других – патриотизм, наряду с гордостью за славное прошлое, определяется мерой стыда, который человек испытывает за преступления, совершенные от имени его народа.

Войны памяти в равной мере касаются и седой старины, и событий новейшей истории. Что, между прочим, просматривается в подзаголовке статьи В. Попова: откуда есть пошла вариативность. На память немедленно приходит летописный зачин: « Откуда есть пошла земля Русская, и кто в Киеве нача первее княжити».

И еще одно предварительное замечание. Мы, советское поколение, чувствовали себя полностью включенными в советскую жизнь, искренне радовались таким элементам советской идеологии, как воспевание коллективизма, интернационализма, равенства и заботы о детях, которая не была пустыми словами. Отсюда ощущение реальности человеческого счастья, уюта и благополучия той жизни, где наряду со страхом были успехи и порядок. В этом, помимо прочего, источник постсоветской ностальгии значительной части людей моего поколения. Вот и В. Попов имеет свою версию недавнего прошлого. Бога ради.

Но на войне, как на войне! Идеологическая война диктует свои законы. Измазать грязью представителя иной точки зрения – святое дело. Примечательно, что во многих странах мира существует фестивали грязи, где участники, барахтаясь в жирной грязи, расслабляются, бросая друг в друга ее комья. Среди этих стран: Корея (разумеется, южная), Америка, Германия… Психологам судить, насколько эти веселые праздники снимают человеческую агрессию. Для таких фестивалей выделяется специальное время и место.
У нас грязевой фестиваль приобрел перманентный характер с той особенностью, что вместо натуральной естественной грязи используется грязь словесная.

«Выдающийся атнисоветчик», «образцовый демагог» и т. п. – вот лишь некоторые эпитеты, которыми награждает своего идейного противника В. Попов. Забавно, что автор Литературной газеты (!) в качестве порочащих оппонента связей рассматривает его близость к писательской среде, которая играла роль овечьей шкуры для волка Асмолова.

Сам академик Асмолов в защите не нуждается. И едва бы стоило обращать внимание на этот дежурный грязевой поток, когда бы автором ни была предпринята атака на принцип вариативности образования. Людей не искушенных в школьном деле легко ввести в заблуждение, представляя дело так, что вариативность образования позволяет каждой школе жить по принципу «что хочу, то и ворочу», разрушая единое образовательное пространство России. Спешу успокоить встревоженных граждан. «Не» с глаголом во всех школах отечества по-прежнему учат писать отдельно, равно, как и складывать простые дроби и далее по списку усложняющегося содержания школьного образования. Вариативность же предполагает учет особенностей детей, которые, как известно, такие разные. Учет состояния психофизического здоровья ребенка, его способностей и склонностей (чем, собственно говоря, и призваны заниматься психологи) позволяет индивидуализировать процесс обучения, перестать ориентироваться на несуществующего так называемого среднего ученика. Благодаря этой самой вариативности появляются адаптивные программы для детей с проблемами в развитии, профильные классы, учитывающие способности и интересы старшеклассников, уже выбравших свою будущую профессию. Прикажите вновь построить всех в колонну по четыре и вести вперед с головой повернутой назад, в идеализированное советское прошлое?

Да, знаменитый треугольник Асмолова указывает на полюса: одаренные дети, дети с проблемами в развитии, и дети с дивиантным (отклоняющимся) поведением. Но В. Попов спутал треугольник Асмолова с Бермудским треугольником. Остальные дети никуда не проваливаются. Напротив, знание полюсов позволяет педагогам массовых школ индивидуализировать процесс обучения, подбирая соответствующие методики и технологии под конкретный контингент детей. И здесь роль психологической службы неоспорима, ибо психолог специалист по неодинаковости. Другое дело, что хроническое недофинансирование образования не позволяет повсеместно усиливать психологическую службу, укомплектовывая ее квалифицированными кадрами.
Тем не менее долголетняя работа не прошла даром. Сохранив положительный опыт советской школы с ее фундаментальным подходом к преподаванию предметов естественно-научного цикла, дополнив его необходимыми степенями свободы, которые представляет вариативность образования, мы постепенно начинаем занимать ведущие места в международных рейтингах. Так что слухи о развале отечественного образования, которыми руководствуется автор статьи, я не подтверждаю. Такова суть дела.

Но вернемся к форме статьи. Она, на мой взгляд, не случайна. Автора подвела безоглядная любовь ко всему советскому. В частности к такому забытому газетному жанру, как политический донос.
Тем, кто забыл, напомню, что по закону данного жанра необходимо выдвинуть конспирологическую версию, объясняющую провалы во внутренней и внешней политике и указать на врагов народа. Одним словом, если в доме нет воды, значит выпили сами понимаете кто: либерасты и толерасты.

В статье В. Попова фигура серого кардинала Асмолова вырастает до вселенских масштабов. Дергая за ниточки кукол-министров, он четверть века разваливал российское образование, подрывая нашу духовность и соборность. И куда только смотрел Президент, утверждая назначения на ведущие министерские посты китайских болванчиков? Здесь только одна неувязочка. Серый кардинал всегда действует тайно, за политической сценой. А Асмолов – фигура публичная, он никогда не скрывал своих взглядов, всегда выражая их открыто в СМИ. Бывало, что смело шел на амбразуры, заявляя о своем несогласии с министрами, которые далеко не всегда разделяли его воззрения.

Демонизацию Асмолова автор статьи завершает описанием разрушительных последствий его дьявольской деятельности. Это и развал воспитательной работы в российской школе, и рост детских суицидов. Асмолову ставится в вину даже недавний скандал в 57 московской школе, поскольку тамошний психолог (читай последователь Асмолова) не оказала помощь девочке, подвергшейся домогательству со стороны учителя.

Но на дворе двадцать первый век, с его новыми открывшимися технологическими возможностями. Статья – донос – это уже архаика. По законам жанра за ней должен последовать телевизионный фильм, в котором мрачная фигура Асмолова будет явлена на фоне дымящихся руин российского образования.

Кстати о фильмах. Любимый культовый советский фильм: «Кавказская пленница». Там есть эпизод. Одурачивая Шурика, его обвиняют в том, что он предавался оргиям на развалинах древнего замка.

А что, замок тоже я развалил? – спрашивает ошарашенный Шурик.
- Нет, это было до вас, в пятнадцатом веке, – успокаивают его.
Повзрослевшему Шурику, Александру Асмолову, предъявляют более серьезные, но такие же смехотворные обвинения.


Россия

Научная сфера: Место работы:

Федеральный институт развития образования Министерства образования и науки РФ

Учёная степень:

доктор психологических наук

Учёное звание: Альма-матер : Научный руководитель: Награды и премии


почётные знаки Гособразования СССР и Минобразования Российской Федерации, золотая медаль РАО , лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея»

Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (род. 22 февраля , Москва) - известный российский психолог , политик и учёный. Академик Российской академии образования .

Биография

А. Г. Асмолов прогнозирует появление научных дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную науку, выступающую фактором эволюции общества.

Разработана концепция уровневой природы установок личности, как механизмов стабилизации поведения, дана классификация неосознаваемых психических явлений, смысловая концепция индивидуальности.

Обоснована парадигма развивающего вариативного образования, способствовавшая изменению социального статуса психологии в сфере образования России, а также общей гуманизации образования.

На факультете психологии МГУ А. Г. Асмолов ведет раздел фундаментального курса общей психологии «Психология личности и индивидуальности», а также спецкурс «Историческая психология личности».

Основные научные труды

  • Деятельность и установка (1979)
  • Личность как предмет психологического исследования (1984)
  • Принципы организации памяти человека: системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов (1985)
  • Психология индивидуальности. Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе (1986)
  • Культурно-историческая психология и конструирование миров (1996).
  • Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. - 416 с.
  • По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии. М.:Смысл. 2002-480 с.
  • Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007-528 с.
  • Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий. М.: Просвещение. 2007
  • Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества// Вопросы образования № 1, 2008 С.65-86
  • Vygotsky today: on the verge of non-classical psychology. New York. 1998

Награды

Примечания

Ссылки

  • Колонка Асмолова А. Г. в журнале «Психология на каждый день»
  • А.Г.Асмолов – Размышления О Психологии Личности Видеолекции 18 частей

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 22 февраля
  • Родившиеся в 1949 году
  • Родившиеся в Москве
  • Кавалеры ордена Дружбы (Россия)
  • Награждённые медалью К. Д. Ушинского
  • Заслуженные работники высшей школы Российской Федерации
  • Лауреаты премии Правительства РФ
  • Психологи по алфавиту
  • Психологи СССР
  • Психологи России
  • Члены президиума Российского еврейского конгресса
  • Академики РАО
  • Лауреаты премии Правительства РФ в области образования

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "" в других словарях:

    Член корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М. В. Ломоносова; родился 22 февраля 1949 г. в г. Москве; окончил МГУ в 1972 г., доктор психологических наук; в 1991 1991 главный психолог… … Большая биографическая энциклопедия

    - … Википедия

    Асмолов, Александр Григорьевич - (р. 1949) д р психологических наук (1996), профессор (1997), член корреспондент РАО (1995; Отделение психологии и возрастной физиологии), зав. кафедрой факультета психологии МГУ. (Бим Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.,… … Педагогический терминологический словарь

    Асмолов, Александр Григорьевич - (1949 г.р.) Российский психолог, окончил факультет психологии МГУ (1972), доктор психологических наук (1996), член корреспондент РАО (1995). С 1988 по 1992 год А. – главный психолог Гособразования СССР, с 1992 года – зам. министра образования… … Кто есть кто в российской психологии

    - … Википедия

    Асмолов русская фамилия. Асмолов, Александр Григорьевич (род. 1949) российский психолог, политик и учёный. Асмолов, Василий Иванович (1828 1881) известный российский промышленник, основатель и владелец Ростовской табачной… … Википедия

    Является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и… … Википедия

    Является консультативным органом, осуществляющим предварительное рассмотрение вопросов и подготовку предложений для Президента Российской Федерации, касающихся взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями и… … Католическая энциклопедия

    В 1996 2001 гг. консультативный орган, созданный в целях информирования Президента Российской Федерации по вопросам, связанным с решением проблем инвалидности и инвалидов в Российской Федерации, разработки предложений по формированию и проведению … Википедия

Годы жизни: 1949 — по наши дни

Родина: Москва (СССР)

А.Г. Асмолов родился 22 февраля 1949 года в Москве в семье служащих (мать Мария Самойловна — экономист, отец Григорий Львович — заслуженный энергетик СССР).

В 1966 г. поступил в Московский областной педагогический институт им. Н.К. Крупской, а в 1968 г. перевелся на II курс факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, который окончил в 1972 г. Здесь же на факультете он прошел путь от лаборанта лаборатории психофизики до заведующего первой в России кафедрой психологии личности (с 1998 г. по настоящее время).

В сфере государственной службы А.Г.Асмолов занимал должности главного психолога Гособразования СССР (1988—1992); заместителя и первого заместителя министра образования России (1992—1998).

Наряду с научной, организационной и педагогической деятельностью А.Г. Асмолов активно участвует в общественной деятельности. С 1989 по 1992 г. он был вице-президентом Общества психологов СССР при АН СССР. В настоящее время — председатель специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии» в МГУ им. М.В. Ломоносова; член Научно-координационного совета Министерства образования и науки РФ; председатель экспертной группы «Совершенствование содержания и технологий образования» Федерального института развития образования; член Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ; член президиума по психологии УМО по классическому университетскому образованию; вице-президент Российского психологического общества; член Президиума Федерации психологов образования России.

В 1976 г. А.Г. Асмолов защитил кандидатскую диссертацию на тему «О месте установки в структуре деятельности» под руководством А.Н. Леонтьева, а в 1996 г. — докторскую диссертацию «Историко-эволюционный подход к психологии личности».

2 стр., 951 слов

62.7. Маклаков А.Г./ Общая психология / СПб, Питер, 2008. 8. Немов Р.С. / Психология, / М., Высшее образование, 2005, стр.12-48;80 ... . / Введение в общую психологию, / М., ЧеРо – Юрайт, 2002, стр.9- ... .. 2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. /Атлас по психологии, / М., Педагогическое общество России, 2003, стр. 12-43. 3. Гиппенрейтер Ю.Б...

А.Г. Асмолов является последователем научной школы культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, прямым учеником А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия. Он один из ведущих разработчиков методологии системно-деятельностного подхода в психологии и его реализации в социальной практике образования. Научные и педагогические труды А.Г. Асмолова способствовали выделению психологии личности как самостоятельной дисциплины в современной психологии. Вошедшие в хрестоматии, учебники, энциклопедии и словари представления об иерархической уровневой природе установок как механизмов регуляции поведения личности, о бессознательном, о смысловых образованиях как структурных единицах личности и историко-эволюционном подходе к развитию личности стимулировали фундаментальные исследования нового поколения ученых.

В 1995 г. А.Г. Асмолов был избран членом-корреспондентом, а в 2008 г. — действительным членом РАО. В ходе своей профессиональной и общественной деятельности он способствовал развитию следующих направлений науки, образования и социальной практики:

разработка и формирование в общественном сознании установок межкультурного диалога, миролюбия, толерантности, профилактики межнациональных и межличностных конфликтов;

разработка принципов историко-эволюционного подхода и представлений о взаимопомощи, кооперации в ходе процесса эволюции как методологии анализа закономерностей биологической эволюции, социальной истории и индивидуального в социальных и поведенческих науках;

психология личности как самостоятельное направление человекознания и образовательной дисциплины в университетах России.

Научные результаты исследований А.Г. Асмолова нашли отражение в следующих работах: «Деятельность и установка» (1979), «Личность как предмет психологического исследования» (1984), «Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход» (1985), «Психология индивидуальности: основы методологии историко-эволюционного подхода» (1986), «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990), «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996), «Vygotsky Today: On the Verge of Non — Classical Psychology» (1999), «Образование и развитие человеческого потенциала в России» /В кн.: «Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации» /Программа развития ООН/ (1999), «По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии» (2002), учебник по психологии для классических университетов «Психология личности: принципы общепсихологического анализа» (1990, 2002), «Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека» (2007), «Социальная компетентность классного руководителя. Режиссура совместных действий» (2007, в соавторстве), «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» (2008, в соавторстве).

5 стр., 2014 слов

Направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации... в повышенной или пониженной активности личности. Под психическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень...

В 2008 г. им опубликованы работы по методологии психологии и модернизации образования: «Неодеятельностная историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование», «Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества». Труды А.Г. Асмолова переведены на иностранные языки.

На основе методологии системно-деятельностного подхода с 1988 по 2008 г. А.Г. Асмоловым были разработаны и внедрены проекты, концепции и программы, оказавшие влияние на развитие системы образования РФ и формирование в современном обществе:

организация службы практической психологии образования в СССР и России; подготовки кадров по новому направлению «практическая психология образования»;

6 стр., 2623 слов

Его учениками и сотрудниками концепция психологии установки. Установка есть неосознанное состояние, предваряющее и определяющее... Н. Узнадзе Экспериментальные основы психологии установки Общее учение об установке Постановка Проблемы установки Иллюзия объема. Возьмем два... развертывание любых форм психической деятельности. Установка выступает как состояние мобилизованности, готовности к...

разработка и реализация государственных программ «Творческая одаренность», «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Социально-правовая и психолого-медико-педагогическая служба помощи детям и подросткам», «Дети Чернобыля: социально-психологические и медико-педагогические аспекты»;

участие в восстановлении репрессированной в 1936 г. педологии — комплексной науки о диагностике и поддержке индивидуального развития ребенка;

создание концепции вариативного образования как основы проектирования образования, обеспечивающего компетентный выбор человеком индивидуальных образовательных траекторий и самореализацию личности; внедрение стратегии и принципов вариативности в систему образования РФ;

разработка, организация и осуществление научного руководства федеральной целевой программой «Формирование и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001—2005), а также разработка проектов по толерантности в рамках федеральной целевой программы «Развитие образования» (с 2005 г. по настоящее время).

А.Г. Асмолов является главным редактором журнала «Век толерантности», членом редколлегий журналов «Вопросы психологии» и «Мир психологии». Он автор более 330 работ по проблемам межкультурного диалога, социального доверия, формирования установок толерантного сознания, профилактики конфликтов, культурно-исторической психологии и образования. Под его руководством защищено 15 кандидатских и 5 докторских диссертаций.

В контексте разработанной по поручению Президента РФ федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» А.Г. Асмоловым развиваются представления о толерантности как цивилизационной норме, обеспечивающей возможность межкультурного диалога и согласия между различными народами, религиями и мировоззрениями. А.Г. Асмолов неоднократно выступал в составе государственных и общественных делегаций с докладами, посвященными формированию политики и идеологии миролюбия, веротерпимости и толерантности на конференциях, симпозиумах и семинарах по линии ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, ЮНИСЕФ, Института Европы в Стокгольме, Страсбурге, Вене, Женеве, Варшаве, Париже, Вашингтоне, Сеуле и Токио.

5 стр., 2114 слов

Человек находится; оказания влияния – изменение состояния, поведения, ценностно-смысловых образований партнера (намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, активности, действий, вкусов, норм и... составу участников. В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив...

В 2007 г. под руководством А.Г. Асмолова была разработана и реализована первая в России инновационная программа по психологии переговоров и разрешению конфликтов.

А.Г. Асмолов активно способствует формированию в обществе установок миролюбия, толерантности, веротерпимости и профилактике ксенофобии, выступая в широком спектре средств массовой информации.

За профессиональную деятельность А.Г. Асмолов отмечен следующими наградами и званиями: «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (2005); медаль К.Д. Ушинского за заслуги в области педагогических наук (2003); «Высшая школа СССР» (нагрудный значок за заслуги в области высшего образования СССР, 1990); золотая медаль «За достижения в науке» Российской академии образования (2007); лауреат Национального психологического конкурса «Золотая психея» (2005); «Заслуженный профессор Московского университета» (2009).

_______________________