Биография. Великая княгиня Елена Павловна Романова – дочь императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, герцогиня Мекленбург – Шверинская Личные качества и попытка резюме

) года в . Она была первенцем в семье принца Павла Карла Фридриха Августа , младшего сына короля Фридриха I , и принцессы Шарлотты Саксен-Альтенбургской (1787-1847). При рождении получила титул принцессы Вюртембергского дома.

Отец Шарлотты не мог ужиться со своим старшим братом , ставшим в 1816 году королём, и в 1818 году переселился из своего дома в Штутгарте в Париж , где отдал дочерей, Шарлотту и Паулину, в пансион госпожи Геруль . И хотя время проведённое в этом пансионе было непродолжительным, оно оставило на принцессе Шарлотте неизгладимый отпечаток: она научилась справляться с трудностями и утверждать себя среди достаточно «пёстрых» воспитаниц пансиона, дочек зажиточных буржуа , всем сердцем ненавидевших вюртембергских принцесс. В парижский период жизни большое влияние на девочку оказало знакомство с известным французским учёным-естествоиспытателем Кювье (в пансионе обучались его родственницы), с которым вела оживлённую переписку и после отъезда из Парижа. Принц Павел частенько посещал с детьми парижский салон Кювье, в котором встречались интереснейшие люди того времени. В нём бывали физик Андре-Мари Ампер, учёный и путешественник Александр фон Гумбольдт, писатели Проспер Мериме и Фредерик Стендаль, художник Эжен Делакруа и др. Вращение в кругу знаменитых учёных, дипломатов и людей искусства оказало решающее влияние на формирование личности молодой принцессы и побудило её к организации, по примеру своего наставника, собственного салона в Михайловском дворце Санкт-Петербурга.

В браке родились пять дочерей, две из которых умерли в раннем детстве . Большой трагедией для супругов стала смерть ещё двух дочерей.

В 1825 году у молодой великокняжеской пары родился первенец. Великий князь очень хотел сына, из которого мог бы воспитать солдата, но Елена Павловна подарила ему 9 марта девочку. Её нарекли Марией. Через год, 26 мая 1826, родилась ещё одна девочка - Елизавета. На следующий год, 16 (28) августа 1827 года, снова девочка - Екатерина.

В 1849 году Михаил Павлович умер, 28 августа Михайловский дворец перешёл к Елене Павловне. Ей было 42 года, когда она овдовела. С этого момента и до самой смерти Елена Павловна носила траур.

После кончины Великого князя количество роскошных балов во дворце сократилось, зато он стал «средоточием всего интеллигентного общества » Санкт-Петербурга. И это способствовало укреплению авторитета Елены Павловны в придворных кругах. За этими приемами закрепилось название «фр. les soirees morganatiques » - «морганатические вечера», где члены императорской фамилии встречались с лицами, официально ко двору не представленными. Подобные вечера оказались более притягательными, чем прежние пышные приёмы «мадам Мишель», как её полушутливо звали при дворе. Здесь обсуждались планы освобождения крестьян и преобразования, реализованные в ходе реформ 1860-1870-х годов .

Проявила себя как меценат: дала средства художнику Иванову на перевоз картины «Явление Христа народу » в Россию, покровительствовала К. П. Брюллову , И. К. Айвазовскому , Антону Рубинштейну . Поддержав идею учреждения Русского музыкального общества и консерватории , финансировала этот проект, внеся крупные пожертвования, в том числе вырученные от продажи лично ей принадлежавших бриллиантов. Начальные классы консерватории открылись в её дворце в 1858 году .

Оказала поддержку актёру И. Ф. Горбунову, тенору Нильскому, хирургу Пирогову .

Содействовала посмертному изданию собрания сочинений Н. В. Гоголя . Интересовалась деятельностью университета , Академии Наук , Вольного Экономического общества .

Великая княгиня оказывала попечительство училищу святой Елены; была главной попечительницей Елисаветинской детской больницы (Петербург), основала в память дочерей детские приюты Елисаветы и Марии (Москва, Павловск); реорганизовала Максимилиановскую больницу , где по её инициативе был создан постоянный стационар.

В своей благотворительной деятельности проявляла не только высокие духовные качества, но и организационный и администраторский талант.

В 1853-1856 годах выступила одной из основательниц Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия с перевязочными пунктами и подвижными лазаретами; устав общины был утверждён 25 октября 1854 года. Ею было обнародовано воззвание ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, с призывом о помощи больным и раненным. В распоряжение общины, под склад вещей и медикаментов, были предоставлены помещения Михайловского замка , Великая княгиня финансировала её деятельность. В борьбе со взглядами общества, не одобрявшего такого рода деятельность женщин, Великая княгиня ежедневно ездила в больницы и своими руками перевязывала кровоточащие раны.

Главная её забота заключалась в том, чтобы дать общине тот высокорелигиозный характер, который, воодушевляя сестер, закалял бы их для борьбы со всеми физическими и нравственными страданиями.

Для креста, который предстояло носить сёстрам, Елена Павловна выбрала Андреевскую ленту. На кресте были надписи: «Возьмите иго Мое на себя» и «Ты, Боже, крепость моя». Свой выбор Елена Павловна объяснила так: «только в смиренном терпении крепость и силу получаем мы от Бога» .
5 ноября 1854 года после обедни Великая княгиня сама надела крест каждой из тридцати пяти сестёр, а на следующий день они уехали в Севастополь, где их ожидал Пирогов .

Здесь всё возможно, всё я помнить буду
Всё кстати, всё прелестно до конца
В таком дому всегда есть место чуду -
Оно - обычай Вашего дворца.

По словам Елены Павловны: «маленький кружок… приносит великий вред: он суживает горизонт и развивает предрассудки, заменяя твердость воли упрямством. Сердцу нужно общение только с друзьями, но ум требует новых начал, противоречия, знакомства с тем, что делается за стенами нашего дома».

Наряду с устройством блестящих празднеств, отличавшихся особым вкусом и оригинальностью , она создала нейтральную почву, на которой могла встречаться с интересовавшими её людьми, не ставя их в зависимость от обычных условий придворной жизни и приглашая во дворец от имени княжны Львовой или княгини Одоевской. Встречали «в высшей степени внимательный и ласковый, сознательно обдуманный прием» начальник 2-го отделения Императорской канцелярии граф Д. Н. Блудов , председатель Государственного Совета и Комитета министров князь А. Ф. Орлов , министр юстиции граф В. Н. Панин , князь А. М. Горчаков , граф Н. Н. Муравьев-Амурский , граф П. Д. Киселёв , прусский посланник князь Отто фон Бисмарк , Н. А. Милютин , князь В. А. Черкасский , В. В. Тарновский , Г. П. Галаган , Ю. Ф. Самарин , К. Д. Кавелин , И. С. Аксаков , А. В. Головнин , граф М. Х. Рейтерн , граф Ю. М. Виельгорский , князь В. Ф. Одоевский , Ф. И. Тютчев , Гумбольдт , барон Гакстгаузен , маркиз А. де Кюстин , К.-Э. Бэр , Струве , граф С. С. Ланской , К. В. Чевкин . На собраниях присутствовал Император Александр II , Императрица Мария Александровна , другие члены Императорской фамилии.

«С изумительным искусством умела она группировать гостей так, чтобы вызвать государя и царицу на внимание и на разговор с личностями, для них нередко чуждыми и против которых они могли быть предубеждены; при этом все это делалось незаметно для непосвящённых в тайны глаз и без утомления государя».

Живо интересовалась первыми шагами новых учреждений и очень горячо принимала к сердцу слухи о том, что после падения министра юстиции Замятнина, Судебным Уставам может грозить серьёзная опасность. Просила Самарина написал «Исторический очерк крепостного состояния в его возникновении и влиянии на народный быт», а также историю освобождения крестьян и значения его в народной жизни, находя, что для этого автору достаточно лишь «заставить себя мысленно пережить эпоху славной борьбы». Через Ю. Ф. Самарина заказала профессору Беляеву исследование о началах представительных учреждений в России.

В марте 1856 года совместно с Н. А. Милютиным был выработан план действий для освобождения крестьян в Полтавской и смежных губерниях, получивший предварительное одобрение Государя. Согласно этому плану, Великая княгиня обратилась к помещикам Полтавской губернии В. В. Тарновскому, князю А. В. Кочубею и другим, с призывом содействовать своими сведениями и соображениями выработке общих оснований освобождения крестьян в Полтавской, Харьковской, Черниговской и Курской губерниях. Учитывающая замечания и отредактированная профессором Кавелиным записка была передана Великому князю Константину Николаевичу , который, совместно с Н. А. Милютиным в полной мере использовал позитивный пример Карловской инициативы.

Великая княгиня Елена Павловна выступила покровительницей Н. А. Милютина, предоставляя ему доступ к высшим должностным лицам Империи и Государю. У себя на вечере она представила Милютина Императрице и дала ему возможность провести с ней длительный разговор об освобождении крестьян; познакомила его с князем Горчаковым; подготовила в феврале 1860 года у себя в Михайловском дворце встречу и длинный разговор Милютина с Императором о трудах Редакционной комиссии; постаралась установить доверительные и сочувственные личные отношения между Милютиным и Великим князем Константином Николаевичем ; сообщала ему о своих контактах с Государем, имеющих отношение к делу освобождения крестьян, постоянно, письменно и словесно, старалась поддержать в нём бодрость и веру в успех, говоря ему словами Писания: «Сеющие в слезах пожнут с радостью». Главные сотрудники Милютина - князь В. А. Черкасский и Юрий Самарин - были постоянными её посетителями, и в разгар работ Редакционной комиссии, летом 1859 и 1860 годов, жили в её дворце на Каменном острове.

А. Ф. Кони отводил ей роль «главной и, во всяком случае, первой пружины освобождения крестьян».

За свою деятельность по освобождению крестьян Великая княгиня получила почётное прозвание в обществе «Princesse La Liberte» . Была награждена Императором золотой медалью «Деятелю реформ».

В конце 1871 года Елена Павловна заболела рожистым воспалением головы, последствием чего явился страшный упадок сил. По рекомендации врачей она отправилась в Италию и поселилась во Флоренции, где к ней вернулась былая бодрость. Вскоре, однако же, наступила опять слабость. Желая умереть дома, Елена Павловна решила вернуться в Россию. Ни советы, ни убеждения окружающих не смогли удержать её от возвращения в Петербург. С лихорадочным нетерпением она ускорила свое путешествие, первые десять дней в Петербурге она чувствовала прилив сил и принимала в свой день рождения посетителей. Но уже 1 января 1873 года она не смогла присутствовать в Зимнем дворце. Ночью 4 января у неё началась рвота и она не смогла подняться с постели, 8 января произошел внезапный упадок сердечной деятельности и случился паралич мозга. Скончалась в полубессознательном состоянии 9 января 1873 года в Санкт-Петербурге. Похоронена в Императорской усыпальнице в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, рядом со своим супругом и дочерьми Александрой и Анной.

Многочисленные факты, приводимые в воспоминаниях современников указывают на неординарные личные качества Великой княгини Елены Павловны.

Самостоятельно, с помощью учебников изучила русский язык; в результате могла не только в день своего приезда в Россию (1823) приветствовать каждого из 200 представленных особ по-русски, проявив присущий ей по отзывам современников дар чувствовать собеседника и располагать к себе, но и прочесть в подлиннике «Историю Государства Российского» Карамзина .

«Еще 45 лет назад я в первый раз увидела её и эту стремительность походки её, которая поражала как особенность внешняя, привлекательная, как живое радушие. Эта стремительность была лишь верным выражением стремительности характера и ума её, стремительности, которой она увлекала все мало-мальски живые умы, которые её самую иногда увлекала и приводила за собой не мало разочарований, но сама по себе была очаровательна. Ни лета, ни болезнь, ни горе не изменили этой особенности».

Обладала энциклопедическими знаниями, была прекрасно образована, одаренная тонким чувством изящного. Она любила беседовать с видными учеными и художниками. Всю свою жизнь проявляла большой интерес к искусству и покровительствовала русским художникам, музыкантам, писателям. Ей, по словам сенатора А. Ф. Кони, "доставляло истинную радость «подвязывать крылья» начинающему таланту и поддерживать уже развившийся талант. Император Николай I называл её le savant de famille «ум нашей семьи» .

"Это женщина с обширным умом и превосходным сердцем. На её дружбу вполне можно положиться, если она раз удостоит ею. Воспитанная под надзором Кювье, друга её отца, принца Вюртембергского, она сохранила воспоминания о всём, что видела и слышала в молодости. Выданная молодой замуж, она не переставала изучать науки и быть в сношениях со знаменитостями, которые приезжали в Петербург или которых встречала во время своих путешествий за границей. Разговор её с людьми сколько-нибудь замечательными никогда не был пустым или вздорным: она обращалась к ним с вопросами, полными ума и приличия, вопросами, которые просвещали её… Император Николай Павлович говорил мне однажды: «Елена - это учёный нашего семейства; я к ней отсылаю европейских путешественников. В последний раз это был Кюстин, который завёл со мной разговор об истории Православной Церкви; я тотчас отправил его к Елене, которая расскажет ему более, чем он сам знает…». Граф П. Д. Киселёв

Язык и ум теряя разом,
Гляжу на вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда б судьбы того хотели,
Когда б имел я сто очей,
То все бы сто на вас глядели.

Общаясь с интеллектуальной элитой России, Великая княгиня демонстрировала широкий кругозор и блестящие знания, по словам князя В. Ф. Одоевского «вечно училась чему-нибудь». Свидетельства современников неоднократно указывают на эти свойства характера Елены Павловны:

Выдающиеся свойства ума и тонкая сердечная деликатность великой княгини, выражавшиеся в умении ставить себя в положение других, разделяя и понимая их интересы, способность делать это с чарующей простотой, сразу уничтожавшей условность и натянутость отношений, чуткость в симпатиях и верность в дружбе завоевывали ей преданность всех встречаемых и отыскиваемых ею на жизненном пути. До конца своих дней она интересовалась всеми явлениями в области знания и умственной деятельности, часто приходя, где было нужно, на помощь своим участием, содействием и материальной поддержкой .

По поручению Елены Павловны были переведены и изданы на французском языке литургия Святого Иоанна Златоуста, краткий молитвослов и покаянный канон Андрея Критского , «чтобы познакомить иностранцев с красотою и глубиною нашего богослужения и облегчить принявшим православие понимание наших молитв». В 1862 году в Карлсбаде А. И. Кошелев с одобрения Великой княгини инициировал подписку на строительство там православного храма, законченную уже через два года.

Великую княгиню также отмечает личная скромность и непоказная самоотверженность:

«…как она могла при огромных размерах, принятыми лечебными учреждениями своими, уделять столько мелких сумм, раздаваемых с руки на руки. Никто из нас не помнил, чтобы она когда-либо отказала в такой помощи по просьбе кого-либо из нас. Она могла не отказывать никому, потому что себе отказывала во многом. Однако она жила открыто, (…) давала не часто, но великолепные большие праздники, одевалась, по своему положению в свете, всегда богато. (…) Но баловства самой себе она не позволяла, фантазий разных не имела. Даже в то время, когда поездка за границу всех членов императорской фамилии оплачивалась казной, она отказывалась не раз от требуемых докторами поездок»

По словам графа П. А. Валуева , с кончиной Великой княгини Елены Павловны: «угас блистательный умственный светильник. Она покровительствовала многому и создала многое…»; «Вряд ли кто её заменит», - с грустью записал И. С. Тургенев.

ЕЛЕНА ПАВЛОВНА (Фредерика-Шарлотта-Мария), великая княгиня (28.12.1806-09.01.1873). Из германского владетельного дома. Дочь принца Павла-Карла-Фридриха Вюртембергского (1785-1852) генерал-майора русской армии и кавалера орденов Святого Владимира 2-го класса, племянника императрицы Марии Фёдоровны, от брака с принцессой Шарлоттой Саксен-Альтенбургской (1787-1847).

Воспитывалась в Париже, в пансионе известной писательницы Ж.-Л. Кампан. В парижский период жизни большое влияние на Великую княгиню оказало знакомство с известным французским учёным-естествоиспытателем Кювье, с которым вела оживлённую переписку и после отъезда из Парижа. Знакомство со знаменитым ученым-зоологом Ж. Кювье и беседы с ним во многом содействовали развитию принцессы, от природы любознательной и даровитой.

В возрасте 15 лет была избрана Вдовствующей Императрицей Марией Фёдоровной -- также представительницей Вюртембергского дома, в супруги Великому князю Михаилу Павловичу, четвёртому сыну Императора Павла I, самостоятельно, при помощи словаря и учебника грамматики, изучила русский язык.

В 1823 прибыла в Россию и в первый же день своего приезда каждому из 200 представленных ей лиц сумела сказать по-русски несколько приветливых слов: Н.М. Карамзину заметила, что читала его "Историю Государства Российского" в подлиннике, с адмиралом А.С. Шишковым говорила о славянском языке, с генералами - о сражениях и походах и пр. Этот дар применяться к своим собеседникам и позже составлял ее отличительную черту.

В декабре 1823 приняла православие и наречена великой княжной Еленой Петровной, а 8 февраля 1824 вступила в брак с великим князем Михаилом Павловичем (1798-1849).

Умная (император Николай I сказал о ней: "Это ум нашей семьи"), энциклопедически образованная, одаренная тонким чувством изящного, Е.П. любила беседовать с учеными и известными художниками. Имп. Николай I, питавший к Е.П. чувство глубокого уважения, нередко советовался с ней в семейных делах и при всей своей самостоятельности прислушивался к ее мнению.

В 1828, согласно завещанию императрицы Марии Фёдоровны, к Е.П. перешло управление Мариинским и Повивальным институтами. Она состояла шефом 10-го драгунского Новгородского полка. В 1849 Елена Павловна овдовела. В 1854, во время Крымской войны 1853-56, великая княгиня основала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия и обнародовала воззвание ко всем русским женщинам, не связанным семейными обязанностями, о помощи больным и раненым; дворец ее превратился в большой склад для вещей и медикаментов; она направила в Севастополь отряд врачей, в состав которого входили хирурги во главе с Н.И. Пироговым. Крестовоздвиженская община явилась предшественницей Русского Общества Красного Креста.

Е.П. проявляла большой интерес к искусству. Ей, по словам сенатора А.Ф. Кони, "доставляло истинную радость "подвязывать крылья" начинающему таланту и поддерживать уже развившийся талант. Проявила себя как меценат: дала средства художнику Иванову на перевоз картины "Явление Христа народу" в Россию, покровительствовала К. П. Брюллову, И. К. Айвазовскому, Антону Рубинштейну.

Ей обязан И.Ф. Горбунов ласковым приемом в петербургском обществе и принятием на казенную сцену; она обратила внимание на выдающийся голос Никольского и содействовала тому, что безвестный певчий придворного хора стал знаменитым тенором русской оперы; Антон Рубинштейн всю жизнь с восторгом вспоминал о ее плодотворном покровительстве и задушевном к нему отношении. Под влиянием музыкальных вечеров у вел. княгини зародилась мысль об учреждении Русского музыкального общества и его органов - консерваторий. За осуществление этой мысли Елена Павловна взялась со свойственною ею пылкостью и настойчивостью, принесла для этого личные материальные жертвы и даже продала свои бриллианты". В ее дворце открылись (1858) первые классы консерватории под руководством А.Г. Рубинштейна.

С конца 1840-х гг. по инициативе Е.П. в Михайловском дворце проводились вечера ("четверги"), на которых обсуждались вопросы политики и культуры, идеи западников и славянофилов, литературные новинки. Салон великой княгини пользовался особым авторитетом среди петербургской дворянской интеллигентской элиты, здесь бывали многие будущие активные деятели реформы 1861 (Н.А. Милютин, Ю.Ф. Самарин, кн. В.А.Черкасский и др.). Е.П. сыграла заметную роль в деле подготовки крестьянской реформы 1861; она представила проект освобождения крестьян (с землей) в своем крупном (свыше 9 тыс. десятин земли) имении Карловка Полтавской губ. В последние годы жизни Е.П. была занята мыслью об устройстве такого лечебного заведения, в котором молодые врачи могли совершенствоваться в практической деятельности и которое оновременно было бы объединяющим центром для научной и учебной деятельности врачей. Мысль эта осуществилась лишь после ее смерти открытием в 1885 "Клинического института вел. княгиня Елены Павловны". Скончалась в СПб. в возрасте 66 лет; похоронена в Петропавловском соборе. Личность Е.П. привлекала многих современников. Лица, к ней близкие, отзывались о ней восторженно: "Сохраняя под нежной женственной оболочкой мужественную и стойкую волю, всегда направленную к возвышенным целям, Елена Павловна обладала тем огнем, который зажигает сердца людей как для преданной любви, так и для вражды". По словам гр. П.А. Валуева, с кончиной Е.П. "угас блистательный умственный светильник... Ни одна из областей человеческих знаний и искусств ей не была чуждою. Она покровительствовала многому и создала многое. Но я несколько раз призадумывался над вопросом... насколько было в ее разнообразной, кипучей и блистательной деятельности долей ума и сердца, искренности и преднамеренности. Теплом от нее не веяло. Она сама несколько раз мне говорила, как первые годы ее жизни у нас на нее подействовали, и должны были подействовать сжиманием и обледенением. Быть может, ее влияние было бы еще значительнее и знаменательнее, если бы она не подверглась гнету этих первых лет". В придворных кругах Е.П. упрекали в честолюбии и стремлении к рекламе: "Всеми она признана мастерицей устраивать праздники и пленять своим умом; если бы эта умная женщина не мешалась в государственные дела, она, конечно, была бы украшением нашего двора".

От брака с вел. князем Михаилом Павловичем имела 5 дочерей, вел. княжон Марию (1825-1846); Елизавету (1826-1845), замужем за герцогом Адольфом-Вильгельмом Нассауским; Екатерину (1827-1894), замужем за герцогом Георгом Мекленбург-Стрелицким; Александру (1831-1832) и Анну (1834-1836).

Елена Павловна - не самое привычное сочетание имени и отчества в контексте истории царской семьи в России. Это вам не Мария Федоровна, не Елизавета Петрова и уж, конечно, не Петр Алексеевич, в исторических учебниках она не упоминается. Да и невелика беда: была она всего лишь женой четвертого сына Императора Павла I, вот уж где седьмая вода на киселе…

А между тем Великая княгиня Елена Павловна Романова - одна из самых примечательных исторических женских фигур в царской семье Романовых. И, без сомнений, самая недооцененная.

Для начала будет полезным исключить возможную путаницу с еще одной Еленой Павловной Романовой, родной дочерью Павла I. Здесь нам помогут две приметы: дочь Павла I была Великой княжной, а его невестка (наша героиня) имела статус Великой княгини.

Вторая примета устойчивее. Они жили в разное время. Императорская невестка родилась в 1806 году, через три года после смерти княжны (дочь Павла I умерла в юном возрасте в 1803 году).

Парижское детство

Здесь у княгини Елены Павловны было все что положено для будущих русских принцесс. Она была типичным полуфабрикатом для производства конечного продукта в виде европейской принцессы и кандидатки в чьи-нибудь невестки. В девичестве ее звали Шарлоттой Марией Вюртемберг, она приходилась родной внучкой королю Фридриху I, родившись в Штутгарте. Казалось бы, стандартная и малоинтересная биография очередной немецкой девочки «из хорошей семьи».

Но в судьбах незаурядных людей часто находятся чрезвычайно интересные факты детства и отрочества, которые затем сказываются на событиях взрослой жизни. В биографии Великой княгини Елены Павловны такие факты, безусловно, есть.

Счастливое выпадение из стереотипов связано с отцом девочки принцем Павлом Карлом Фридрихом Августом. Он попросту сбежал из родного дома с семьей в Париж, не выдержав постоянных ссор во дворце со своим старшим братом, будущим королем Вильгельмом I.

Шарлотта Мария выпала из конвейера подготовки немецких принцесс к европейским престолам. Это было серьезнейшее испытание для маленькой девочки. Ей пришлось учиться в парижском пансионе вместе с дочками из новых богатых буржуазных семей, которые относились к ней со всей страстью детской ненависти. Решение проблем, борьба с трудностями и самоутверждение: всему этому будущей Великой княгине Елене Павловне пришлось научиться еще в 12-летнем возрасте.

Принц Павел, отец юной Шарлотты Марии, был многогранным интереснейшим человеком, который вел активную светскую жизнь с интеллектуальным акцентом. Он часто брал дочерей в знаменитый парижский салон, принадлежащий ученому биологу Кювье с замечательными людьми того времени в качестве гостей. Андре Ампер, Проспер Мериме, Александр Гумбольд, Эжен Делакруа: ученые, художники, писатели и гуманисты повлияли в итоге на формирование личности юной девушки. Будущие знаменитые четверги Великой княгини Елены Павловны Романовой в Михайловском дворце Санкт-Петербурга были организованы по образу именно этого парижского салона.

Замуж в пятнадцать лет

На переезде в незнакомую холодную страну в самом юном возрасте проблемы не заканчивались. Все дело было в женихе, это окащалась настоящая беда. Мало того, что Великий князь Михаил Павлович был попросту невоспитанным и малообразованным солдафоном. Вишенкой на торте была его поразительная ненависть ко всему, что связано с браком с немецкой принцессой.

Эта ненависть была плодом влияния старшего брата Константина после его собственной семейной неудачи. Миропомазание со вступлением в православную веру, обручение и свадьба состоялись в 1824 году под давлением матери жениха - вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Холодность жениха замечали все, вместе с этим все отмечали воспитанность и обаяние молодой невесты. Оставалось надеяться лишь на знаменитое русское «стерпится - слюбится».

Буквально через год после свадьбы Великая княгиня Елена Павловна с супругом переехали в только что достроенный Михайловский дворец. Совместную жизнь легкой назвать никак было нельзя. На фоне великолепного образования княгини Елены Павловны ее супруг, «добрый угрюмец», прочитал в своей жизни лишь одну книгу - армейский устав. Так, по крайней мере, говорили о нем члены семьи Романовых.

Молодая жена Михаила Павловича Великая княгиня Елена Павловна всей душой старалась сглаживать шероховатости совместной жизни. У пары родилось пять девочек, с которыми также было немало проблем из-за здоровья. В живых остались две девочки, а до совершеннолетия дожила лишь одна Екатерина Михайловна. Одной из самых замечательных работ Карла Брюллова является портрет Великой княгини Елены Павловны с дочерью. Молода, красива, умна и прекрасно образована. Эти факты признавались всеми: ее начали любить и уважать. Смирился с браком даже Михаил Павлович.

Еще в молодом возрасте, в 1828 году, Великая княгиня Елена Павловна получила в управление от императрицы Марии Федоровны два важнейших института тогдашнего российского здравоохранения: Мариинского и Повивального. Дел хватало с самого начала супружеской жизни.

Брак продлился двадцать шесть лет. Главные события в жизни княгини начались после смерти супруга Михаила Павловича в 1849 году.

Новая жизнь «мадам Мишель»

Вдовство началось в сорок два года. Такой возраст у женщин девятнадцатого века традиционно считался весьма зрелым, от них мало чего ждали. Но и здесь Елена Павловна выпадала из стереотипа. Все вокруг отмечали ее красоту и очарование вдобавок к активнейшей общественной жизни. Следует отметить, что траур по мужу княгиня носила всю свою жизнь до самой смерти.

Михайловский дворец приобрел новое значение, став местом «средоточия всего интеллигентного общества» Санкт-Петербурга. Приемы княгини Елены Павловны Романовой были уникальными. Это были знаменитые «морганатические» четверги, где собирались и встречались члены царской семьи и люди, которые официально не могли быть представлены к царскому двору.

Такое было возможно благодаря личным качествам княгини. Сейчас это назвали бы харизмой, эмпатией и высоким эмоциональным интеллектом. Тогда таких понятий не было, но Елена Павловна обладала этими навыками в полной мере. Ее умение выстроить беседу и сделать так, чтобы всем участникам разговора было комфортно и интересно, стало легендарным. Ей было все по плечу: и высокоинтеллектуальные форумы, и блестящие праздники, которые всегда отличались оригинальностью.

Ее вечера любили все, никто не упускал возможности заехать в Михайловский замок на прием. Эти четверги стали местом обсуждения многих прогрессивных преобразований и реформ в российском государстве. Все, что происходило в России в знаменательный период 1860 - 1870-х годов, обсуждалось и планировалось на приемах Великой княгини.

Консерватория во дворце

Меценатство давно было принято в европейских аристократических кругах. Поддержка искусств и науки в виде августейшего внимания являлась обязательным атрибутом особ из царских семей. Приятно оставить след в истории, меценатство мало к чему обязывает, да и неплохое развлечение в рутинной жизни, расписанной по минутам.

У Елены Павловны все было не так. Она отдавалась своим многочисленным инициативам со всей душой и с настоящими пожертвованиями. Чтобы, например, чтобы учредить и открыть консерваторию в Санкт-Петербурге, она продала свои бриллианты. Более того, начальные консерваторские классы были открыты в месте, где она жила - в Михайловском замке.

В итоге ее покровительство Русского музыкального общества и Петербургской консерватории было «легализовано» указом Императора Александра II.

Русские художники, музыканты и писатели находили в ее лице надежного друга, соратника и единомышленника. Немалое число живописных портретов Великой княгини Елены Павловны - хорошее тому подтверждение. Художники любили писать ее, они делали это от души. Это видно по портретам.

А теперь общественное здравоохранение

Великая княгиня была отличным, как сейчас бы сказали, топ-менеджером. Ей удалось преобразовать целую отрасль, которая традиционно является самой сложной и неблагодарной в социальной сфере деятельности - здравоохранение, включая охрану здоровья детей.

В память об умерших дочерях она основала и открыла детские приюты под Москвой в Павловске. Максимилиановская поликлиника была первой в России, где принимали больных вне зависимости от сословия и пола. Елена Павловна навела там управленческий порядок, дополнительно создав стационарное отделение. Впоследствии эта больница «нового поколения» постоянно находилась в зоне внимания княгини, она стала входить в неформальное объединение «Ведомство Великой княгини Елены Павловны». Туда же вошли и детская Елисаветинскя больница с училищем святой Елены, в которых она была главным попечителем.

Санкт-Петербургская медицинская академия постдипломного образования (Императорский клинический институт Великой княгини Елены Павловны) обязана своим появлением княгине, которая вместе со своим близким соратником профессором Э. Э. Эйхвальдом вложила немало сил в создание учебной клиники нового типа. Для системы здравоохранения того времени это была по-настоящему революционная форма подготовки и повышения квалификации врачей.

Эра милосердия: кровь, война и предрассудки

Главное же дело в сфере охраны здоровья было связано с понятием милосердия, которое для России того времени также являлось новым. Великая княгиня Елена Павловна организовала Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия. Перевязочные пункты и передвижные лазареты в ее составе были важным, но не самым трудным компонентом работы.

Главным препятствием было дремучее предубеждение общественности против вовлечения русских женщин в дело помощи раненым и больным. Главным адресом воззвания княгини с призывами о помощи были женщины без семейных обязанностей (таких было немало). Чтобы преодолеть общественное сопротивление, сестра милосердия княгиня Елена Павловна ездила по больницам каждый день и на глазах у всех делала перевязки кровоточащих и гнойных ран.

Ведь это только в кино сестры милосердия ходят среди раненых в нарядных белоснежных фартуках и накрахмаленных косынках. Госпиталь с ранеными - это всегда кровь, гной, ужасный запах и страдания. Кроме перевязок нужно и судно вынести из-под лежачего больного, который вовсе не тихий ангел по воспитанию и поведению.

Работа была тяжелейшей во всех смыслах, поэтому силу религиозной веры сестер милосердия княгиня Елена Павловна считала самым надежным способом справиться с трудностями. Милосердие здесь было самым настоящим.

В знаменательный день, 5 ноября 1854 года, выступая в качестве сестры милосердия, княгиня Елена Павловна вручила крест с Андреевской лентой каждой сестре из первого Крестовоздвиженского выпуска. На следующий день все тридцать пять выпускниц уехали в Севастополь к Николаю Ивановичу Пирогову, великому русскому хирургу и еще одному верному единомышленнику княгини. В общей сложности под патронажем Николая Ивановича работало около двухсот сестер милосердия нового поколения. Это было началом нового важнейшего этапа развития общественного здравоохранения не только в России.

Принципы организации работы в экстренных условиях были взяты на вооружение современным Международным Красным Крестом. Его основатель Анри Дюнан писал в свое время, что Красный Крест обязан крымскому военному опыту Ее Высочества Великой княгини Елены Павловны…

Российские реформы из Михайловского дворца

Больше двадцати лет проводились знаменитые «морганатические» четверги с обсуждением проблем и вопросов культуры, политики, литературы и т. д. В русской истории XIX века ничего подобного больше не было. Помимо широкой разнообразной повестки обсуждений отмечалось их качество и глубина. В Михайловский дворец приглашались лучшие умы общества вне зависимости от их статуса, чина и социального положения. Такая особенность имела чрезвычайно высокую ценность, так как постоянными гостями княгини были государь с государыней и другие особы из царской семьи Романовых.

Таким образом, Александр II имел уникальную возможность общаться с личностями, чьи взгляды были для него чужими, и кто никогда бы не смог получить его аудиенцию вне стен Михайловского замка. Да и у передовых людей была возможность донести свои идеи до царских ушей напрямую, чего они никак не смогли бы сделать без такта и коммуникационного таланта Великой княгини Елены Павловны. Мало кто понимал, как ей удавалось формировать группы гостей таким образом, чтобы и государь не утомлялся, и гостям было комфортно, и обстановка была непринужденной.

Княгиня считала, что узкий круг общения приносит только вред, при котором сужается горизонт, а вместо твердой воли формируется упрямство. Это сердце просит удобного и комфортного общения с друзьями. А ум баловать не нужно, ему нужны противоречия, новые идеи и знание всего, что делается за стенами родного дома.

Знаменитые четверги княгини Елены Павловны были для передовых умов России середины XIX века местом, которое сейчас назвали бы социальной платформой. Ну а сама княгиня выполняла роль контент-менеджера высочайшего уровня. Все великие реформы того времени начинались с обсуждений именно там, в Михайловском дворце. Отмена крепостного права в том числе.

Карловская инициатива и отмена крепостничества

Елена Павловна была весьма небедной женщиной. Она владела многими селениями в разных российских губерниях. Одной из жемчужин в ее владениях было ставшее впоследствии известным имение Карловка, расположенное под Полтавой. Именно с ним связана знаменитая "Карловская инициатива".

Дело в том, что участие Елены Павловны в реформаторских проектах всегда было максимально ресурсным. Для консерватории она продавала бриллианты, для общины сестер милосердия, отдавала целое крыло дворца под склады, да еще и финансировала сестринскую учебу.

Ну а когда вопрос об отмене крепостного права начал обсуждаться самым серьезным образом, Елена Павловна и вовсе перестала мелочиться. Стремясь показать пример русскому дворянству, она освободила в 1856 году около пятнадцати тысяч крестьян в своей Карловке.

Как и водится у ответственных людей, это было не просто освобождение, а тщательно разработанный проект с поэтапным планом личного освобождения каждого крестьянина с наделением его землей за выкуп. После согласования с Государем Александром II Елена Павловна обратилась к помещикам Полтавской и соседних губерний с просьбой о содействии в освобождении крепостных в рамках общих правил и обоснований.

Составленная аналитическая записка и замечания по ходу этой труднейшей реформы были переданы Великому князю Константину Николаевичу для дальнейшего использования опыта в Карловке в качестве успешного примера реформы.

Многие называли Елену Павловну первой и поэтому главной пружиной отмены крепостного права в России. Главный разработчик и идеолог реформы Н. А. Милютин был ближайшим соратником княгини, а милютинская рабочая группа по планированию и реализации реформы попросту жила в ее дворце на Каменном острове в течение всего времени реализации плана.

За самоотверженность в деле освобождения крестьян Александр II наградил княгиню золотой медалью «Деятелю реформ».

В чем образ Елены Павловны определенно не нуждается?

Нельзя не упомянуть густые заросли псевдоисторической литературы, которые разрастаются с катастрофической скоростью вокруг каждой более или менее заметной фигуры российского исторического ландшафта.

Княгиню путают не только с дочерью Павла I княжной Еленой Павловной, что беда небольшая. Имя Великой княгини удивительным образом связывают со странной книгой Елены Хорватовой «Мария Павловна. Драма Великой княгини». Роман сомнительного качества относится к литературной разновидности приторных женских мелодрам. Неважно, о какой эпохе они написаны, лишь бы героиня была «Великой», и чтобы обязательно страдала. От несчастной любви, само собой. Видимо, читательниц такого рода романов вводят в заблуждение два рядом стоящих слова: "великая" и "княгиня".

Непонятно, к примеру, почему в запросах часто выделяется барон Розен - «приближенный Великой княгини Елены Павловны». Приближенных у княгини было много, единомышленников тоже, был и военный инженер барон Розен, один из многих, не самый близкий… По-видимому, где-то в зарослях исторической клюквы затесался барон, любивший великую княгиню. Или она ее любила безответно. И звали его Розен...

Вся эта клюква не имеет никакого отношения к реальному портрету княгини Елены Павловны. Более того, ее жизнь настолько интересна и насыщена, что она не нуждается в специях для оживления образа. Про княгиню хорошо бы снять качественный сериал, потому что широкоформатного фильма по лимитам длительности будет мало. Одна история с приездом в Россию Рихарда Вагнера чего стоит. Как она помогла художнику Иванову… Как она издавала Гоголя… Вот только над сценарием нужно хорошенько поработать с привлечением профессиональных историков, чтобы исключить любые намеки на дешевую мелодраму или исторические искажения.

Литературного произведения о Великой княгине Елене Павловне тоже еще никто не написал. А зря. Роман мог бы получиться на славу. И никаких повестей, только роман. Большой и настоящий. Чтобы затем получить за него литературную Нобелевскую премию. Елена Павловна того стоит. Давайте ждать.

Личные качества и попытка резюме

Она всегда училась чему-нибудь. Ей все было интересно. Елена Павловна была стремительна во всем: в походке, в принятии решений и умении очаровывать окружающих.

Старость ее не меняла. Ведь если разобраться, постареть можно и в тридцать лет, это вопрос не физиологии, а состояния души.

Природа и обстоятельства отлично потрудились над ней еще в детстве. Первая одарила ее чувством прекрасного, живым умом, готовностью меняться и учиться. Обстоятельства жизни научили ее держать удар, защищать свое достоинство и исключительному терпению. Если сюда добавить великолепное образование и возможность встречаться с великими умами современности, начнет вырисовываться силуэт удивительной женщины, которая стала настоящим подарком судьбы для русского царского двора.

Кажется, что одним из главных личных качеств Елены Павловны была ее уникальная врожденная эмпатия - способность понимать, сопереживать и ставить себя на место другого. В ее отношениях с людьми никогда не было натянутости и искусственности. Ее искренняя чуткость была видна всем и сразу. Именно поэтому княгиня была всегда окружена множеством преданных ей людей.

Елена Павловна умела дружить: она была верным соратником, готовым прийти на помощь в трудную минуту. Помощь всегда была быстрой, эффективной и действенной, в данном вопросе сказывались ее несомненные управленческие таланты.

Если говорить на языке современных хедхантеров, занимающихся поиском и охотой на лучших топ-руководителей, то деловой опыт, профессиональные достижения и персональные качества Великой княгини на одной странице не уместятся. Например, безусловные личные компетенции княгини Елены Павловны кратко:

  • эмоциональный интеллект;
  • межличностные навыки и управление конфликтами;
  • привлечение талантливых сотрудников и создание эффективной команды;
  • способность принимать комплексные многоуровневые решения;
  • умение мыслить в глобальной перспективе;
  • стратегическое видение;
  • эффективное управление ресурсами;
  • эффективное планирование;
  • нацеленность на результат и т. д. (список можно продолжать) …

Знаете, что у нас получилось? Универсальная модель компетенций современного лидера. Такая модель строится для развития высшего топ-менеджмента, чтобы они по ходу карьеры стремились к ней, набирая постепенно недостающие навыки.

В списке Елены Павловны уже все есть. А если к нему добавить функциональные обязанности и достигнутые результаты (так пишут в современных резюме), у нас получится описание редкого типа лидера, который по-настоящему влиял на государственные и мировые процессы с помощью уникальных качеств личности. И добавить реальное фото Великой княгини Елены Павловны, с ним тоже все в порядке. Сразу видно, это крупный руководитель.

Она умерла от болезни в 1873 году в возрасте шестидесяти семи лет. Иван Сергеевич Тургенев грустно заметил тогда, что вряд ли кто-нибудь ее заменит. Он оказался прав, других таких княгинь больше никогда не было.

пока набиралась ванная - долистала альбом "Великая княгиня Елена Павловна - хозяйка Михайловского дворца" [Альманах Русского музея вып. 163, Спб.: Palace Editions, 2007]. эта женщина всегда нравилась мне в первую очередь за свой острый ум, либеральные взгляды и непростые интересы (к тому же о её собраниях так много писал мой любимый граф Одоевский).
из альманаха я открыла для себя несколько новых её портретов и решила окончательно, что внешне она все-таки тоже особа весьма приятная (хотя два портрета Брюллова резко отличаются от всех остальных). впрочем, пусть каждый судит сам... я для себя собрала самые интересные портреты.

Ж.Кур Портрет Вел.княгини Елены Павловны. 1842. Государственный Русский музей

Неизвестный художник Портрет Вел.княгини Елены Павловны 1824 г.


Портрет принцессы Шарлотты Вюртембергской, 1820-е гг.

Лагрене А. Ф.Елена Павловна (великая княгиня, вторая половина 1820-х) - кость, акварель, гуашь. Государственный Русский музей

Неизвестный художник Портрет Вел.княгини Елены Павловны 1820е.


Портрет Великой княгини Марии Павловны. Первая половина XIX века. Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства.


Ансельм-Франсуа Лагрене. Елена Павловна. 1820-е. миниатюра


Felice Schiavoni. La granduchessa Elena Paulowna.


спасибо con_certo

Карл Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны. 1829 г. ГАРФ

Джордж Доу. Портрет Великого князя Михаила Павловича. начало 1820-х. Государственный Русский музей

К.Брюллов. "Портрет великой княгини Елены Павловны". 1830. Государственный Русский музей

К. Кронноветтер. Портрет Великой Княгини Елены Павловны. Около 1830 г. Государственный Русский музей


Кристина Робертсон. Портрет Елены Павловны. ГМЗ "Павловск". спасибо elize_sun

А. Граль. Портрет Великой Княгини Елены Павловны. Около 1830 г. Государственный Русский музей

Сюдор. Портрет Вел.княгини Елены Павловны (литография из собрания Н.В.Соловьева). 1836. Государственный Русский музей

В. И. Гау. Портрет Великой княгини Елены Павловны. 1840

Виннергальтер Франсуа Ксавье. Портрет Великой княгини Елены Павловны. 1862.

Л. Ноэль. Портрет Великой княгини Елены Павловны (литография с портрета Ф.Виннергальтера). 1863. Государственный Русский музей


И. фон Гальбиг. Бюст Елены Павловны. мрамор. 1867. Государственный Русский музей

А.П.Рокштуль. Портрет Вел.княгини Елены Павловны. 1869. Государственный Русский музей.

Х. Шмид. Портреты великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича верхом. Вторая четверть XIX века. Государственный Русский музей


В. В. Матэ. Портрет Елены Павловны в окружении сотрудников консерватории. ксилография. Государственный Русский музей

Великая княгиня Елена Павловна в числе сестёр милосердия, середина 1850-х годов

Открытки из коллекции В.Н. Лапина

З. Ермакова

В сентябре 1823 года принцесса Вюртембергская Фредерика-Шарлотта-Мария, избранная в жены Великому князю Михаилу Павловичу, ехала в Россию. При встрече на границе казаки приветствовали ее громким «Ура!» «Спасибо, ребята», - по-русски ответила она и, обращаясь к сопровождающим, заметила по-французски: «Я чувствую, что въезжаю в отечество».

В Гатчине принцессе было представлено около 200 человек, и каждому она нашлась что сказать. С А. С. Шишковым беседовала о славянском языке, с генералами - о сражениях и походах. Князю Голицыну, министру духовных дел и народного просвещения, в ведении которого находилось и почтовое сообщение, мило улыбнулась: «Я вам весьма обязана за ту быстроту, с которой мне сменяли подставы на каждой станции». Н. М. Карамзин с приятным удивлением услышал, что принцесса читала его «Историю Государства Российского» в подлиннике. «Умница редкая! - отзывался о ней сенатор Ю. А. Нелединский-Мелецкий. - Все в этом согласны. Но, кроме ума, она имеет самый зрелый рассудок и были примеры решительной ее твердости. И все в 16 лет!.. Личико у нее (...) имеет черты правильные, свежесть розана, взгляд живой, вид ласковый»1.

Фредерика-Шарлотта, дочь принца Павла, родилась 28 декабря 1806 года в Штутгарте. С девятилетнего возраста жила в Париже, воспитывалась в пансионе писательницы Кампан, где подружилась с дочерьми наполеоновского генерала графа Вальтера, близкими родственницами знаменитого натуралиста Жоржа Кювье. Беседы с Кювье, продолжительные прогулки с ним весьма содействовали развитию принцессы, от природы любознательной и даровитой. Покинув Париж, она продолжала вести с Кювье оживленную переписку.

Венчание Фредерики-Шарлотты и Михаила Павловича состоялось 8 февраля 1824 года. Посаженным отцом был Александр I. Приняв православие, принцесса при крещении получила имя Елена. Прожила в браке 23 года, овдовев в 1849 году. Император Николай I, ежедневно вплоть до своей кончины посещавший ее, питал к ней чувства самой искренней приязни и глубокого уважения, не уставая повторять: «Елена - это ученый нашего семейства, я к ней отсылаю европейских путешественников»2.

Елену Павловну - женщину энциклопедически образованную - все интересовало, она всех знала, всему сочувствовала и, по словам В. Ф. Одоевского, бывшего домашним человеком во дворце Великой княгини, «вечно училась чему-нибудь». В. А. Инсарский вспоминал, что его товарищи - агроном Лоде и лесовод Петерсон - читали лекции Великой княгине по этим предметам. (...) Понятно, что если эта «сушь» не отталкивала ее, то и другие занятия не были ей чужды»3. Д. А. Милютина, представившего Елене Павловне «Первые опыты военной статистики», она пригласила в Павловск и в разговоре «обратила внимание на такие подробности, на которых едва ли останавливались многие даже из ученых специалистов»4. Д. А. Оболенский, познакомившись с Великой княгиней, впервые «увидел женщину, которая ясно знала и понимала, что такое Гражданская палата»5. Известный славянофил А. И. Кошелев свидетельствовал: «Она была чрезвычайно любезна и поражала обширностью и развитостью своего ума, взгляд ее на дела был истинно государственным»6.

По завещанию императрицы Марии Федоровны Елена Павловна стала попечительницей Мариинского и Повивальных институтов. «Зная твердость и доброту характера своей невестки, - писала Мария Федоровна, - я убеждена, что в таком случае эти институты будут всегда процветать и приносить пользу государству»7. Великая княгиня проявила себя не только как заботливая покровительница, но и как рачительная хозяйка, входившая в малейшие подробности жизни этих заведений. Современника поразило ее требование к воспитанницам Мариинского института на экзамене по истории говорить о темных сторонах нашего прошлого «с русским чувством, но правду». Вскоре к ней перешло высшее заведование Максимилиановской больницей, которую Елена Павловна совершенно преобразила, значительно расширив и открыв стационарное отделение. В ее ведении состояло также первое в России бессословное женское училище святой Елены.

Судьба не пощадила материнских чувств Великой княгини, из пяти дочерей потерявшей четыреех. Но Елена Павловна не опустила рук и в память о покойных девочках основала в Москве Елисаветинскую клиническую больницу для малолетних детей, а в Петербурге и Павловске - приют Елисаветы и Марии. В последние годы жизни она была занята мыслью об устройстве лечебно-благотворительного и одновременно научно-учебного учреждения, где молодые врачи могли бы повышать квалификацию. Эти планы осуществились уже после ее кончины в 1885 году, когда открылся Клинический Институт Елены Павловны.

С принятием православия небесной покровительницей Великой княгини стала равноапостольная Елена, царица Константинопольская, отыскавшая в IV веке Крест Господень. И Елена Павловна сроднилась с праздником Воздвижения. Особенно сочувственно относилась она к Воздвиженскому храму, находившемуся в Московской Ямской слободе в Петербурге, подарив ему икону равноапостольных Константина и Елены с частицами Креста Господня, честных мощей Иоанна Предтечи, апостола Андрея Первозванного, равноапостольного Константина и святителя Иоанна Златоуста. «Меня побуждает к тому, - писала она, - мое искреннее благоговение к святому символу нашей веры и надежды, к которому я часто прибегала в минуты скорби и постигавших меня несчастий»8. Не ограничившись этим поистине бесценным даром, Елена Павловна заказала для храма большой запрестольный образ Воздвижения Креста Господня. Образ создавался иконописцем Фадеевым в особо отведенной зале Михайловского дворца.

По поручению Елены Павловны были переведены и изданы на французском языке литургия Иоанна Златоустого, краткий молитвослов и покаянный канон Андрея Критского, «чтобы познакомить иностранцев с красотою и глубиною нашего богослужения и облегчить принявшим православие понимание наших молитв»9. В 1862 году в Карлсбаде А. И. Кошелев с одобрения Великой княгини затеял подписку на строительство там церкви, законченное уже через два года.

В Крымскую войну Елена Павловна принялась за организацию сестринской медицинской помощи раненым бойцам. К этой работе она привлекла многих врачей, в том числе знаменитого Н. И. Пирогова, в судьбе которого сыграла немаловажную роль. В 1847 году Пирогова командировали на Кавказ, где в труднейших условиях он самоотверженно оперировал и приобрел бесценный опыт применения новых хирургических методов спасения раненых. Возвратившись в Петербург, Пирогов получил жесточайший разнос от военного министра графа Чернышева за нарушение формы одежды. «Я был так рассержен, - вспоминал позже хирург, - что со мной приключился истерический припадок со слезами и рыданиями»10. Он даже собирался подать в отставку и уехать навсегда за границу. Слух о том, как Чернышев приструнил «проворного резаку», распространившись по Петербургу, дошел и до Елены Павловны, которая, не будучи еще знакома с Пироговым лично, тем не менее пригласила его в Михайловский дворец. «Великая княгиня возвратила мне бодрость духа, она совершенно успокоила меня и выразила своей любознательностью уважение к знанию, входила в подробности моих занятий на Кавказе, интересуясь результатами анестезий на поле сражения. Ее обращение со мной заставило меня устыдиться моей минутной слабости и посмотреть на бестактность моего начальства как на своевольную грубость лакея»11.

Разразившуюся Крымскую войну Пирогов назвал «травматической эпидемией» и обратился к начальству с просьбой отправить его в действующую армию. Ответа не последовало. Устав ждать, Пирогов написал Елене Павловне, и его просьбу незамедлительно удовлетворили. Кроме того, были оговорены конкретные вопросы создания военной общины сестер милосердия с перевязочными пунктами и подвижными лазаретами. Николай I не сочувствовал этой идее - его шокировала мысль о присутствии женщин в военных лагерях, но ему пришлось уступить энергичному напору невестки. В скромном деревянном флигеле Калинкинского госпиталя начинала свою деятельность знаменитая впоследствии община сестер милосердия, названная Еленой Павловной Крестовоздвиженской. «Главная ее (Великой княгини. - З. Е.) забота заключалась в том, чтобы дать общине тот высокорелигиозный характер, который, воодушевляя сестер, закалял бы их для борьбы со всеми физическими и нравственными страданиями»12. Для креста, который предстояло носить сестрам, Елена Павловна выбрала Андреевскую ленту. На кресте были надписи: «Возьмите иго мое на себя» и «Ты, Боже, крепость моя». Свой выбор Елена Павловна объяснила так: «Только в смиренном терпении крепость и силу получаем мы от Бога»13.

Устав Крестовоздвиженской общины был утвержден 25 октября 1854 года. 5 ноября после обедни Великая княгиня сама надела крест каждой из тридцати пяти сестер, а на следующий день они уехали в Севастополь, где их ожидал Пирогов. Затем последовали другие отряды. Так возникла первая в мире фронтовая община сестер милосердия. «В этом Россия имеет полное право гордиться своим почином. Тут не было обычного заимствования «последнего слова» с Запада - наоборот, Англия (...) стала подражать нам, прислав под Севастополь (...) мисс Найтингель со своим отрядом»14. Через 10 лет швейцарец А. Дюнан основал Международный Красный Крест, прототипом которого явилась Крестовоздвиженская община.

Михайловский дворец на время войны превратился в склад медикаментов. «Взявшись помочь раненым и больным, она (Елена Павловна. - З. Е.) позаботилась о том, чтоб все было доставлено верно, скоро и сохранно. Все отправления транспортов были материально обеспечены и нравственно, так сказать, застрахованы ее заботливыми распоряжениями. (...) Госпитальные принадлежности уже не гнили и не залеживались на пути. Хины у нас было слишком мало. Великая княгиня воспользовалась своими сношениями за границей и через брата своего, принца Августа, выписала (...) громадное количество хины из Англии. (...) Все в ее дворце работали по ее примеру. Внизу тюки принимались, разбирались, уставлялись, распределялись, вверху у фрейлин свои и посторонние шили, кроили, примеряли, делали образцы чепцов, передников, воротников для сестер, записывали их имена. В конторе с раннего утра и до поздней ночи принимали ответы, посылали отзывы, писали условия с подрядчиками, с врачами, с аптекарями»15.