Богородицкая площанская мужская пустынь. Казанская богородицкая площанская мужская пустынь

ПЛОЩАНСКАЯ ПУСТЫНЬ И ЧУДОТВОРНАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ. Беседа с иеромонахом Диомидом (Кузьминым), преподавателем Брянского духовного училища … "Я рад, что ты побывала в Площанской пустыни, я и сам ее очень люблю, да и как и не любить, 23 года проведши. А икона Царицы Небесной – пречудная и неизреченной доброты, от одного на неё зрения нельзя не придти в умиление." Преп. Макарий Оптинский После обретения Казанской иконы Божией Матери в XVI веке, с неё стали делать множество списков, которые расходились по городам и тоже прославлялись чудесами. В месяцеслове упоминается шестнадцать чудотворных списков Казанской иконы Богородицы, но чтимых Казанских икон, конечно, гораздо больше. Некоторые из них почитаются только местными прихожанами, к другим приезжают паломники со всех концов России. Одна из таких икон находится в Казанской Богородицкой Площанской пустыни в Брянской области. Лик Богородицы В Площанскойиконе пустыне заметно отличается от Её изображения на других Казанских иконах. Он написан в более натуралистичной манере, а черты лица несколько непропорциональны. Взор Божией Матери глубок и печален, и в то же время в нём читается ласковая улыбка. Площанская обитель не входит в число самых известных русских монастырей, хотя многое роднит её со знаменитой Оптиной пустынью. С середины XVIII века в Площанском монастыре подвизались старцы. Среди них был отец Василий (Кишкин) - последователь преподобного Паисия Величковского,святые Макарий и Лев Оптинские. Некоторое время в обители жил молодой послушник Димитрий Александрович Брянчанинов – будущий святитель Игнатий. Последним площанским старцем был блаженный Герман, который после революции претерпел гонения, но продолжал окормлять духовных детей даже в психиатрической больнице. И всё-таки краса и слава Площанской пустыни - это Казанская икона Божией Матери. В честь неё монастырь и получил свой название: Казанский Богородицкий. Об этой святыне рассказывает иеромонах Диомид (Кузьмин), преподаватель Брянского духовного училища. Площанская пустынь- Отец Диомид, Площанская пустынь - монастырь очень древний. Всегда ли он был посвящён Казанской иконе Божией Матери? - Первые документальные сведения о монастыре относятся в концу XVI века. Ранее, до Смутного времени, он был посвящен святителю Николаю Чудотворцу. - А на монастыре как-то отразились события Смутного времени? - Монастырь был разрушен войском Лжедимитрия. Остались одни развалины, которые, как гласит легенда, увидели новые насельники, пришедшие из Киевских пещер – иеромонах Прокопий Гречанин с учениками. - Список Казанской иконы Божией Матери был подарен монастырю царём Михаилом Фёдоровичем Романовым. Какими чудесами прославился этот образ? Какова его дальнейшая судьба? - Первым чудесным событием от подаренной царем Михаилом иконы стало таинственное обретение ее на сосне, когда братия утомилась от трудов и заснула. Это место на старинных картах было обозначено как урочище Святая сосна. Расположено оно в версте от самой обители. Много чудес было от иконы во время болезней таких, как эпидемия холеры в 1847 году в Севске и в 1848 году в Брянске. Были чудеса при нашествии саранчи в Брасово, при пожарах в монастыре и соседних селах. В 1925 году решением советской власти икона была передана обновленческому приходу в Севске, и в годы войны следы ее затерялись. - Могла ли утраченная Площанская икона быть непосредственном списком с чудотворного образа, явленного в XVI веке в Казани? - Думается, что это был список, выполненный в Оружейной палате Кремля. Возможно, и с этого чудотворного образа! - А когда была написана Площанская Казанская икона Богородицы, которая почитается в монастыре сегодня? - Этот список с Площанской иконы был сделан в 50-е годы XIX века монахом, а впоследствии иеромонахом Савватием. Этим же иконописцем написан образ, подаренный великому князю Михаилу Александровичу, который ныне хранится в храме святого Серафима Саровского на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Жители Петербурга давно почитают этот список! Об этом написана замечательная книга игумена Митрофана (Баданина). - Отец Диомид, а какие ещё святыни есть в Площанской пустыни? - В обители хранятся святые останки старца Василия Площанского, учителя Оптинских старцев, который при жизни почитался святым. Перед его подвигом преклонялись братия множества монастырей юго-западной России, в жизни которых он принимал непосредственное участие. - Канонизирован ли последний площанский старец, отец Герман? - Для канонизации старца Германа требуются архивные документы, которые мы пока не в состоянии отыскать, неизвестна даже дата его кончины. Однако поиски таких документов ведутся. - Много ли паломников приезжает в Площанскую пустынь в праздник «осенней» Казанской иконы Божией Матери? - Всех паломников в этот день монастырский храм вместить не может, люди стоят и слушают Божественную службу снаружи. Поэтому у братии есть огромное желание восстановить соборный храм в честь Казанской иконы, разрушенный в 60-е годы ХХ века. - А много ли у монастыря прихожан среди местных жителей? - Потомственными прихожанами обители являются жители села Крупец и окрестных деревень, а в новое время ими стали жители поселка Локоть и других селений района. Беседовала Ольга Надпорожская




Казанская Богородицкая Площанская пустынь Брасовский район Брянской области


Казанская Богородицкая Площанская пустынь (действующий мужской монастырь)


В пустыни жили многие духовные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), св. Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них – Герман – прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, жил в обители уже в XX веке.

Казанская Богородицкая Площанская пустынь (г. Локоть)

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь находится на р. Березке в 12 км от с.Брасово. Расположена на возвышенном плоском месте, на берегу живописного озера. Свое название она получила по главному храму в честь Казанской Пресвятой Богородицы, а также, по наименованию Площанского озера.

Площанский Богородицкий мона­стырь - одна из знаменитых древних обителей Брянщины, основанная в XVI в. как мужская пустынь. В период Смуты (нач. XVII в.) он был разорен и затем восстановлен. В середине XVIII и в XIX веках здесь развернулось обшир­ное каменное строительство: возведе­ны главный храм обители - Казанский собор, трапезный корпус и церковь Покрова, а затем церковь Святого Духа

С церкви Святого Духа началось возрождение монастыря


Казанская Богородицкая площанская мужская пустынь - одна из знаменитых древних обителей Брянщины. Фото 2006 г.

Вот как описана пустынь в небольшой книжке о ней, вышедшей в 1855 году:"Она не заключает в себе ни огромных зданий, ни великих богатств, не поражает посетителя дикостью или особенным величием природы: в ней все просто, скромно и привлекательно этою скромною простотой своей... Удаленная от всякого жилого места, окруженная со всех сторон лесами, пустынь вполне соответствует характеру уединенной иноческой жизни".
После разорения поляками монастырь начал возобновляться в 1613 году. По словам игумена Серапиона, старейший насельник обители монах Ефрем утверждал, "что де
при сей пустыни были великие леса и в сей же пустыне в горе, при источнике, который называется площанский колодезь, почему она и именуется Площанской пустынею, жили де во оной горе, в землянке три монаха, из коих один иеромонах Прокопий".
Прокопий пришел сюда из Киево-Печерской Лавры, родом же был грек.
"Можно полагать, что Прокопий и поселившиеся с ним два инока, ища места, удобного для иноческих трудов и богомыслия, знали о существовании здесь прежде пустыни,
разоренной поляками". Прокопий ходил в Москву к царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу испросить благословения на устроение обители, кое и
получил. А также за свое усердие был награжден двумя иконами - Спасителя и Божией Матери Казанской, чудотворный список с которой и сегодня пребывает в обители.
Монастырь начал потихоньку отстраиваться, знал он периоды внешнего расцвета и упадка.
В 1709 году обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Матери Божией была перестроена.Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь свт.Николая Чудотворца - ранее, в 1746 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св.Духа (1815). Вместо деревянного
корпуса трапезной был возведен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека постоянно пополнялась новыми церковно-богослужебными и
духовно-назидательными книгами.В пустыни жили многие духоносные старцы: Леонид и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), свт.Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них - Герман - прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, подвизался в обители уже в ХХ веке.
После 1917 года здесь была организована коммуна "Пчела". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года.
В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери.Умирая, он завещал вернуть икону
обители, когда придет светлое время ее возрождения.

Монастырь Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь расположен почти посередине между Москвой и Киевом (438 км Киевского шоссе), под Брянском. По архивным данным, она была образована еще в XV веке. Основные храмы были возведены в середине ХVII -- начале XIX века. Здесь жили старцы Лев и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), свт. Игнатий (Брянчанинов). В 1924 году монастырь был ликвидирован. Один из монахов при закрытии пустыни спас чудотворную икону Казанской Божией Матери и завещал ее монастырю. Икона вернулась в родную обитель в 1996 году, а возрождение ее началось двумя годами ранее. В настоящее время идет активное возрождение монастыря. На праздники в обитель приезжает до полутысячи паломников из Брянска и окрестных населенных пунктов. Первый наркозависимый появился в монастыре 7 лет назад. Опыт реабилитации оказался удачным. Сегодня в монастыре постоянно находится до 12-14 наркозависимых. Преимущественно это молодые мужчины 18-28 лет.

Пустынь «на плоском месте» существовала уже в XV в. После литовского разорения возобновлена около 1620 г. по просьбе монаха Киево-Печерской лавры Прокопия с разрешения царя Михаила Феодоровича и с благословения Патриарха Филарета. Он с двумя монахами построил небольшую деревянную церковь и в ней поставил привезенные из Москвы иконы Спасителя и Казанской Божией Матери - вклад царя, сюда же перенесли из часовни резное на дереве изображение святителя Николая, явленное в этих местах. Церковка была сооружена во имя Казанской иконы Божией Матери, впоследствии построен придел во имя святителя Николая Чудотворца. Постепенно образовалась небольшая обитель под названием Богородицкая Площанская пустынь.
Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, относились ранее к Орловской епархии (Севскому уезду) и были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. И сегодня все здесь как будто дышит древней Русью. Кажется, вот-вот заклубится над безбрежными полями пыль, засверкают доспехи, появятся развевающиеся на ветру хоругви - вихрем пронесется княжеская конница.
После 1917 года здесь была организована коммуна \"Пчела\". Монастырь был ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1932 году 30 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы ГПУ и впоследствии погибли в сталинских лагерях. Разрушен величественный Казанский собор, уничтожена надвратная церковь Всех Святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет светлое время ее возрождения.
Обитель была возвращена монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Из четырех храмов уцелел только один, сохранились также развалины Казанского собора,остатки крепостной стены и братских келейных корпусов.
Адрес: Россия, 242331, Брянская обл., Брасовский район, п. Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь, тел. 9-51-76.
Проезд: Трасса Москва-Киев, 438 км, поворот с указателем "Монастырь Площанская пустынь", далее 3 км. Общественным транспортом ехать от Брянска автобусом на Севск, Локоть, Комаричи, Белгород до остановки "Пост ДПС "Локоть".


Развалины Казанского собора на территории Площанской Пустыни. Казанский собор-один из 4 храмов Площанской Пустыни. Храм был разрушен после 17 года 20 века. Основанная киево-печерскими иноками в глубокой древности, Площанская Пустынь расположена в живописном месте, на вершине горы над Площанским озером, давшим название и самой обители. Пустынь находится в Брянской области в п. Пчела Брасовского района.


Копия литографии, отпечатанной в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре в 1873 году с изображение Казанского собора среди прочих построек монастыря


Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Собор Казанской иконы Божией Матери


Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Церковь Сошествия Святого Духа.

Церковь Святого Духа в Площанской пустыни (Брасовский район) построена в стиле зрелого классицизма в начале XIX века


Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Церковь Всех Святых.

Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Пчела. Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. Часовня Николая Чудотворца.

Очень интересно было узнать историю этого храма, истории жизни монахов и иноков, истории исцеления людей, которые приходили за помощью в храм. ...Лечат души в Пустыни не столько словом, сколько личным примером.

Все это нам рассказал монах Зосима, который уже много лет живет в храме. Во время экскурсии по территории мы собирали целебные травы в лесу, окружающем храм, и узнали от каких болезней какая трава помогает.

После мы отправились в трапезную, где помогали накрывать на стол для всех паломников. Подкрепившись, мы отправились на святой источник. Взрослые паломники рассказывали нашим ребятам как правильно окунаться в святые воды.

По пути домой, также как и по пути в храм, вместе с нашими руководителями и другими паломниками мы читали молитвы. Очень необычной и интересной стала для нас эта поездка.

Лариса Абрамченкова, 5 «В» класс, клуб «Паломник»


Богородицкой Площанской мужской пустыни


вокруг восстанавливаемого Казанского собора был совершен многолюдный Крестный ход с еще одной старинной Казанской иконой Божией Матери, написанной в XVIII столетии.


Богородицкая Площанская пустынь - один из
знаменитых древних монастырей Брянщины.
Богородицкая Площанская мужская пустынь находится на
р.Березке в 12 км от с.Брасово. Расположена на возвышенном
плоском месте, на берегу живописного озера. Свое название она
получила по главному храму в честь Казанской Пресвятой
Богородицы, а также, по наименованию Площанского озера.
Единственным источником по древнейшей истории
монастыря служат устные предания, записанные игуменом
Серапионом в 70-гг. 18 в. Монастырь, по этим устным
преданиям, существовал еще в 16 в., но в Смутное время (нач.
17 в.) был полностью разорен и возобновлен по царской и
патриаршей грамотам иеромонахом Киево-Печерской лавры
Прокопием ок. 1620 г.
Восстановление и яркий расцвет Площанской пустыни
пришлись на 18-19 вв. Это была одна из знаменитейших
обителей дореволюционной России. До второй трети 18 в. все
строения монастыря были деревянными, но уже в 1740-1750 гг.
в нем было развернуто обширное каменное строительство. В
1741-1746 гг. был возведен главный храм обители - Казанский
собор. Высота его колокольни достигала 59 метров.
Знаменитой святыней пустыни является чудотворная
икона Казанской Божьей Матери, подаренная царем Михаилом
Федоровичем (1613-1645 гг.) и патриархом Филаретом (1619-
1633 гг.).
Площанская пустынь была известным центром духовного
развития России. Помолиться и духовно отдохнуть в
Площанскую пустынь приезжали многие известные люди, в том
числе и представители царской семьи.
Но не столько внешней красотой и богатством была
известна обитель. Большую славу принесли ей знаменитые
старцы - Паисий Величковский, иеромонах Василий Кишкин
, схимонах Афанасий Захаров.
История монастыря была прервана после революции 1917
г. 2 августа 1924 г. монастырь был ликвидирован как духовно-
культурный центр, иноки были разогнаны, бесследно исчезли
святые иконы.
Казанский собор просуществовал до 1961 г., а
монастырские постройки были сломаны на кирпич. В
настоящее время от огромного собора остались лишь руины
нижних ярусов его колокольни.
До последних лет уцелевшие два здания монастыря
использовались под хозяйственные нужды, в келейном корпусе
располагалась школа.
22 октября 1994 г. Площанская пустынь была возвращена
Русской Православной церкви. Настоятель игумен отец Сергий
и пять иноков пришли сюда, чтобы восстановить внешний вид
и духовную значимость знаменитой обители.
19 марта 1995 года Богородице-Площанская пустынь была
освящена архиепископом Брянским и Севским
Мелхиседеком.
Весть об открытии и восстановлении монастыря облетела
весь православный мир. В Площанской пустыни появляются
первые паломники. Они приезжают не только поклониться
святым местам, но и оказать посильную помощь в
восстановлении обители.

Богородицкая Площанская мужская пустынь. Брянская область, Брасовский район.

Самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

"Благодатная пустынь: нельзя о тебе замолчать! Ты уединяешься в лесу сосновом и березовом, имеешь каменную церковь, довольное число келий... Написанные на вратах твоих лики являют собою обитателей твоих, посвятивших себя уединению, с намерением трудиться для спокойствия душевного и для избежания сует мирских. Ты имеешь чистейшую воду речную и ключевую. Тебя от солнечного зноя осеняют деревья; тебя же они охраняют от свирепых ветров. Ты вмещаешь в себя до 60 человек, …именующихся братиями. Твой начальник, титулуемый строитель, тем только отличает свое начальство от рядовых братий, что он первый в молитве в церкви, где вечер, заутро и полудне благословляют Господа, и первый на работе, где копают, сеют, садят и собирают плоды. Твоя чада вяжут мрежи, работают резцами и другими орудиями… Часы на колокольне определяют время, положенное для молитвы и работ. Притекающие в твой храм истинные поклонники не находят в твоей ограде ничего оскорбляющего чистоту их сердечных расположений…" Г.И. Добрынин


Церковь во имя Всех святых над восстановленными Святыми вратами

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь возникла на юго-западе Святой Руси еще в незапамятные времена и в течение почти пяти столетий занимала одно из важных мест среди русских православных обителей. С 1882 года к монастырским землям вплотную примыкали владения Великого князя Георгия Александровича, а после его смерти эти земли перешли к его брату, Великому Князю Михаилу Александровичу. Великий Князь бывал и в монастыре, после молебна приложился к кресту и храмовой Казанской иконе Божией Матери. Затем Его Высочество изволил посетить настоятельские покои, где, как пишут "Орловские Епархиальные ведомости", откушал чаю и удостоил настоятеля милостивого разговора. После чая Его высочество посетил святой монастырский колодезь, после чего отбыл из пустыни в свое Брасовское имение".

К началу XX века Площанская Пустынь считалась одной из самых благоустроенных в России. Из тринадцати монастырей Орловской епархии она прочно занимала ведущее место. Площанская пустынь гостеприимно принимала всех приезжающих паломников. Уже при выходе на станцию Брасово богомольцы могли отдохнуть и переночевать в странноприимном доме, располагавшемся прямо на станции. До пустыни паломники ехали на пролетке по булыжной мостовой, выложенной до самой обители или доходили пешком за три часа.


Звонница, установленная на руинах колокольни Казанского собора, взорванного хрущевскими богоборцами

Прекрасная липовая аллея вела к главному храму обители - огромному Казанскому собору с трехъярусной колокольней и старинными часами, отбивающими даже минуты. Справа от собора взору открывалась средних размеров Духо-Сошественская церковь, а слева за ней и за собором - малая Покровская. Величественные павлины разгуливали среди цветов и деревьев у одноэтажного настоятельского корпуса. В монастырской лавке торговали иконами, крестиками, книгами и четками. На конном дворе рядом с каменным двухэтажным флигелем эконома помещались кучерская и шорницкая мастерская, кузница, каретный сарай, две конюшни, навесы, сарай для землемерного инвентаря.


Храм Сошествия Святого Духа на апостолов

С начала Первой мировой войны в Площанскую пустынь устремились монашествующие из разоренных войной монастырей, и гостеприимная обитель, как всегда, радушно принимала в своих стенах этих людей. На поддержание лазарета, располагавшегося при Бело-Бережском монастыре, Площанская обитель, наряду с другими монастырями епархии, отчисляла большие денежные средства. Для службы в передвижных госпиталях в распоряжение фронта были откомандированы три площанских иеромонаха.


Ротонда на территории монастыря


Руины Казанского Собора и Покровский храм

После октябрьского переворота Площанскую обитель постигла печальная участь. В 1924 г. монастырь был закрыт и разграблен до основания.Из храмов остались не взорванными только два -Казанский собор и храм Сошествия Святого Духа. На территории монастыря организовалась коммуна "Пчела". В 1930 году тридцать площанских монахов, скрывавшихся от преследований властей по окрестным деревням, подверглись аресту и впоследствии разделили участь многочисленных узников совести.


Спуск к святому источнику

В послевоенные годы в храме Сошествия Святого Духа вновь начались богослужения и открылся приход. Но ненадолго. Комсомольцы совхоза"30 лет ВЛКСМ", созданного на базе коммуны "Пчела", писали "наверх" письма с просьбой закрыть приход. И храм Площанской пустыни был закрыт в 1962 году по "желанию трудящихся"В Казанском соборе был открыт инкубатор по выращиванию цыплят, Вандалы предприняли попытку взорвать собор и разрушили два яруса.


Часовня у Святого источника

Только в 1994 году начались работы по восстановлению обители. В 1996 году две женщины из поселка Локоть вернули главную святыню обители - почитаемый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери. В годы репрессий эти женщины скрывали в своем доме площанского монаха, даже не зная его имени. Во время разграбления монастыря этот монах сумел спасти икону, с которой уже была снята серебряная риза. Он завещал вернуть святыню в обитель, когда закончатся гонения на церковь.

Сейчас возрождается архитектурный ансамбль монастыря, три раза в день проходят богослужения. Занимается монастырь и социальными вопросами. Площанская пустынь тесно сотрудничает с Центром реабилитации лиц, пострадавших от алкоголизма, наркомании и сект.


Вид на Площанское озеро

Казанская Богородицкая Площанская пустынь. Мужской монастырь

Россия, Брянская обл., Брасовский р-н, пос. Пчела.

Земли, на которых расположен монастырь Казанская Богородицкая Площанская пустынь, были свидетелями событий, связанных с формированием и развитием Русского государства. И сегодня все здесь как будто дышит древней Русью.

Севск и его окрестности были просвещены светом Христовой веры в XII веке преподобным Кукшей, затем они подверглись полному разорению Батыем, часто опустошались московскими воеводами. Находясь на границе с Литвой, Севск видел Лжедмитрия I, разбитого именно здесь, под Севском, войсками Бориса Годунова, а также и Лжедмитрия II, который подарил этот город своему мнимому тестю воеводе Юрию Мнишеку.

По преданию, пустынь «на плоском месте» существовала с незапамятных времен, что весьма вероятно, так как место это было труднодоступно и могло служить надежным прибежищем монахам во времена лихолетья.

После литовского разорения возобновлена около 1620 года с разрешения царя Михаила Федоровича и с благословения патриарха Филарета по просьбе монаха Киево-Печерской лавры Прокопия. Он с двумя монахами построил небольшую деревянную церковь и в ней поставил привезенные из Москвы иконы Спасителя и Казанской Божией Матери – вклад царя, сюда же перенесли из часовни резное на дереве изображение святителя Николая, явленное в этих местах. Церковка была сооружена во имя Казанской иконы Божией Матери, впоследствии построен придел во имя святителя Николая Чудотворца. Постепенно образовалась небольшая обитель под названием Богородицкая Площанская пустынь. В 1709 году обветшавшая деревянная церковь была перестроена.

Каменный Казанский собор был освящен в 1749 году, придел в честь святителя Николая Чудотворца – в 1746 году. Были построены храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754 год), во имя Всех святых над Святыми вратами (1780 год) и во имя Сошествия Святого Духа (1815 год). Вместо деревянного корпуса трапезной был построен каменный, в нем размещены (кроме трапезной) поварня, хлебня, несколько братских келий. Монастырь обнесен деревянной стеной, библиотека пополнилась новыми церковно-богослужебными и духовно-назидательными книгами.

Многие духоносные старцы жили в пустыни: Лев и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), Афанасий (Захаров), святитель Игнатий Брянчанинов и др. Последний из них – Герман – прозорливец и мученик, чьим именем назван здешний святой источник, жил уже в XX в.

После 1917 года здесь была организована коммуна «Пчела». Монастырь был ликвидирован в 1924 году, но церковные службы продолжались до середины 30-х годов. В 1932 году 70 площанских монахов, прятавшихся от преследований по окрестным деревням, были арестованы агентами ГПУ и впоследствии по гибли в лагерях. Погиб величественный Казанский собор, нет надвратной церкви Всех святых, не пожалели и скромную церковь Покрова Божией Матери. Один из монахов при закрытии пустыни в 1924 году сумел спасти чудотворную Казанскую икону Божией Матери. Умирая, он завещал вернуть икону обители, когда придет время возрождения.

Первые насельники вновь открытой Площанской пустыни приехали сюда в конце 1994 года. Былая цветущая обитель встретила монахов руинами. Поселились в маленьком здании бывшей просфорной с протекающей крышей. В 1996 году обители была передана часть келейного корпуса, еще через два года местная школа освободила здание полностью. В 1997 году началось восстановление на старом фундаменте храма Покрова Богородицы, восстановлен теперешний главный храм обители – Сошествия Святого Духа.

Летом 1998 года произошло радостное событие: список Казанской иконы Божией Матери был возвращен вновь возрожденному монастырю.

Из полной разрухи постепенно возрождается бывший дом игумена. Теперь это гостиница и трапезная для богомольцев, которых с каждым годом сюда приезжает все больше. Вдоль обновленной южной стены в 2000 году начали возводить гостиничный комплекс, а в следующем году – южные ворота обители. Бывший дом наместника в 2000 году был разобран, и вместо него воздвигнута гостиница для приезжающих священнослужителей.

В 2001 году над строящимися святыми вратами, была возведена церковь Всех святых, обретшая свой окончательный облик лишь в 2002 году. В 2001 году была застеклена вместительная теплица, собранная на старом фундаменте.

В 1999 году были произведены археологические раскопки фундамента Казанского собора и расчищены три его алтаря. В 2001 году в Площанский монастырь были перенесены мощи игумена Никодима (Спиридонова) – последнего настоятеля монастыря в 20-х годах XX века. До этого они находились на Афанасьевском кладбище города Орла. В 2002 году была завершена восточная стена, и выстроены две угловые башенки с восточными вратами.

В апреле 2002 года произошло радостное событие – поднятие из-под спуда мощей старца XIX века, иеромонаха Василия (Кишкина). По благословению священноначалия начата подготовка к его прославлению в лике преподобных нашей Церкви.

Из книги Великие монастыри. 100 святынь православия автора Мудрова Ирина Анатольевна

Раифская Богородицкая пустынь. Мужской монастырь Татарстан, Зеленодольский р-н, пос. Раифа.Казанская Раифская (в честь преподобных Отцев, в Синае и Раифе избиенных) Богородицкая общежительная пустынь была основана иноком Филаретом в 1613 году при царе Михаиле Федоровиче.

Из книги Православные старцы. Просите, и дано будет! автора Карпухина Виктория

Свято-Введенский мужской монастырь (Кизический монастырь) Татарстан, г. Казань, ул. Декабристов, д. 98.История основания Кизического монастыря такова. В 1654–1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань – только в самом городе и его

Из книги автора

Седмиозерная Богородичная пустынь. Мужской монастырь Татарстан, Высокогорский р-н, пос. Седмиозерка.В 1615 году в пустынном месте, куда захаживали только язычники-черемисы, поселился схимонах Евфимий, выходец из Великого Устюга. Вскоре, узнав о подвижнической жизни

Из книги автора

Калужская Свято-Успенская Тихонова пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., пос. Льва Толстого.Исторически Тихонова пустынь известна с тремя наименованиями: в древности она называлась Малоярославецкой, с XVIII столетия ее именовали Медынской, а в XIX в. получила

Из книги автора

Спаса Нерукотворного пустынь. Мужской монастырь Россия, Калужская обл., Козельский р-н, с. Клыково.История основания монастыря берет свое начало в 1924 году, когда после разорения Свято-Введенской Оптиной пустыни часть братии во главе с казначеем игуменом Пантелеимоном

Из книги автора

Вознесенская Давидова пустынь. Мужской монастырь Россия, Московская обл., Чеховский р-н, пос. Новый Быт.Монастырь находится в 85 км от Москвы, недалеко от города Чехова. Пустынь расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре,

Из книги автора

Заиконоспасский мужской монастырь Россия, г. Москва, Никольская ул., д. 7–9.Возник на территории одного из древнейших московских монастырей – Николы Старого, известного уже в XIV в. На исходе XVI в. западный участок древнего монастыря с расположенной на нем церковью

Из книги автора

Благовещенский мужской монастырь Россия, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, д. 8.Расположен на высоком берету реки Оки в месте ее впадения в Волгу. Основан в 1221 году, при закладке Нижнего Новгорода благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем, при святителе Симоне,

Из книги автора

Свято-Успенская Саровская пустынь. Мужской монастырь Россия, Нижегородская обл., г. Саров.Летописи свидетельствуют, что первым монахом-отшельником, избравшим Саровскую гору для подвижнической жизни, был пензенский монах Феодосий, пришедший на Старое городище в 1664 году.

Из книги автора

Юрьев мужской монастырь Россия, г. Великий Новгород, ш. Юрьевское, д. 10.Монастырь святого великомученика, Победоносца и Чудотворца Георгия, на протяжении столетий традиционно именуемый Юрьев, принадлежит к числу древнейших обителей не только Новгородской епархии, но всей

Из книги автора

Никандрова Благовещенская пустынь. Мужской монастырь Россия, Псковская обл., Пороховский р-н, на р. Демьянке, в 76 км от г. Пскова.Пустынь была основана преподобным Никандром (в миру Никоном). Он родился 24 июля 1507 года в семье крестьян в селе Виделебье на Псковщине. В 17 лет

Из книги автора

Савватиева пустынь. Мужской монастырь Россия, г. Тверь.Монастырь берет свое начало с небольшой пещерки, в которой поселился около 1390 года палестинский монах Савватий. По преданию, он пришел в Тверь из святого града Иерусалима и принес с собой небольшой деревянный крест, в

Из книги автора

Казанская Свято-Амвросиевская пустынь. Ставропигиальный женский монастырь Россия, Калужская обл., Козельский р-он, пос. Шамордино.Монастырь был основан оптинским старцем иеросхимонахом Амвросием на земле, пожертвован ной монахиней Амвросией (в миру – помещица А.Н.

Из книги автора

Николо-Теребенская пустынь. Женский монастырь Россия, Тверская обл., Максатихинский р-н, с. Труженик(прежнее назв. Теребени).В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее место и

Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь возникла на юго-запа­де Святой Руси еще в незапамятные времена и в течение почти пяти столе­тий занимала одно из важных мест сре­ди русских православных обителей. Она славилась строгостью устава и высокой духовной жизнью насельников, непре­рывно несших в ее древних стенах свой монашеский подвиг. Площанская пус­тынь вписала яркую и самобытную страницу в летопись истории отечества, в полной мере разделив его судьбу.

История обители уходит вглубь веков. По легенде, монастырь у Площанского озера, давшего название обители, повелел основать святитель Николай. Достоверно известно, что уединённый монастырь был разорён поляками и после 1613 года начал возобновляться иеромонахом Киево-Печерской лавры Прокопием.

По преданию, чудотворная Казанская икона Божией Матери была пожалована Прокопию патриархом Филаретом в благословение обители, резная икона святителя Николая была обнаружена Прокопием в развалинах монастыря, а древняя икона Всемилостивого Спаса была пожалована царём Михаилом Фёдоровичем.

В XVIII веке в монастыре началось активное строительство: в 1709 году была перестроена обветшавшая деревянная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери; каменный Казанский собор был освящен в 1749 году. Были построены также храмы во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1754), во имя Всех Святых над вратами обители (1783) и во имя Сошествия Св. Духа (1815). В 1764 году монастырь стал заштатным.

Монастырь закрыт в 1917 году, окончательно ликвидирован в 1921 году, но церковные службы продолжались до 1924 года. В 1919 году на хозяйственной базе монастыря была организована Коммуна «Пчела», которая в течение XX века превратилась в посёлок.

Монастырь был возвращён монашествующим в конце 1994 года в разоренном состоянии. Настоятелем был назначен архимандрит Сергий (Булатников). Из четырёх храмов уцелел только один святодуховский храм, сохранились также развалины Казанского собора, остатки крепостной стены и братских келейных корпусов. Началось восстановление монастыря.

В 2001 году над святыми вратами, была возведена церковь Всех святых. И не так давно, начато восстановление разрушенного собора.

Названия пустыни на протяжении ее всей многовековой истории звучали по-разному: Николаевская пустынь, Пло­щанская пустынь, Плосская пустынь, Площанский монастырь, Пречистен­ская Площанская пустынь, Николаев­ская Площанская пустынь, монастырь Площанская пустынь, Богородицкая Пло­щанская пустынь, Севская Богородиц­кая Площанская пустынь и, наконец, Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь.

КАЗАНСКИЙ СОБОР

Первый каменный храм монастыря был воздвигнут на месте деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, построенной в начале XVII столетия. Церковь имела два придела - во имя святителя Николая Чудотворца (освящен в 1746 году) и в честь Киккской (Кипрской) иконы Божией Матери (освящен в 1828 году). Главная святыня монастыря, чудотворная Казанская икона Божией Матери, снабженная богатейшей ризой, стояла в первом ряду иконостаса, слева от Царских врат. На челе Богородицы было украшение с бриллиантами в три ряда, в середине - большой изумруд, на венце - корона, а на плече - звёздочка из горного хрусталя с бирюзой. Жемчуг украшал и края ризы около лика Божией Матери. Убрус на голове был вышит мелким жемчугом; вокруг иконы на серебряной полосе изображались чудеса от неё. Во время пожара, случившегося 16 ноября 1879 года икона осталась совершенно целой, тогда как даже по потолку храма пошли трещины - столь сильным был огонь.

В приделе Киккской иконы Божией Матери пребывала местночтимая Киккская икона Божией Матери, которую, по преданию, принес в монастырь старец Василий (Кишкин).

ХРАМ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Тёплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы возводилась в 1752-1754 годах. Руководил работами тогдашний строитель пустыни иеромонах Пафнутий (Козёлкин), управлявший монастырем после старца Иоасафа, с 1746 по 1758 год.

В этой церкви был ещё придел в честь Рождества Иоанна Крестителя, который был перенесён в построенный Храм Сошествия Святого Духа. В частности, это стало следствием и общего обветшания Покровской церкви.

После возобновления монашеской жизни в Площанской пустыни этот храм был восстанавлен первым.

ХРАМ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ


Храм строился при строителе иеромонахе Павле (Крячкове) на средства помещиков из Карачева, Верёвкиных. Освящён был в 1815 году и имел два придела - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и в честь Рождества Иоанна Предтечи.

Главной святыней этого храма был образ Всемилостивого Спаса, который украшала сребропозлащённая риза, имевшая в венце четыре крупных драгоценных камня в обрамлении одиннадцати мелких камней. Риза была снабжена надписью: «Сооружена риза сия на образ Всемилостивого Спаса, жалованный блаженной памяти Великим Государем, Царем и Великим Князем Михаилом Феодоровичем всея России с образом Казанския Богородицы на благословение сей Площанской пустыни строителю иеромонаху Прокопию. А сия риза устроена подаянием Христолюбивых подателей при строителе сей пустыни игумене Серапионе в 1798 году 14 февраля; весу в ней 10 фунтов».

НАДВРАТНАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ ВСЕХ СВЯТЫХ

Надвратная церковь была построена в начале 1780−х годов при строителе иеромонахе (позже игумене) Серапионе. Освящена была в 1783 году епископом Севским Дамаскином (Рудневым) перед его переводом в Нижний Новгород.

Надвратный храм представлял собой четверик, окруженный галереей, на который был водружен, равный в сечении основанию, купол.

В советскую эпоху церковь подверглась разрушению; была восстановлена в 2002 году.

КАК ДОБРАТЬСЯ ДО КАЗАНСКОЙ БОГОРОДИЦКОЙ ПЛОЩАНСКОЙ МУЖСКОЙ ПУСТЫНИ

По Трассе Москва-Киев, 438 км, поворот с указателем «Монастырь Площанская пустынь», далее 3 км. Общественным транспортом ехать от Брянска автобусом на Севск, Локоть, Комаричи, Белгород до остановки «Пост ДПС „Локоть“.

Адрес: 242301, Брянская область, Брасовский район, п. Пчела