Чеченский полевой командир абу аль-валид. Из фетв и высказываний

Настоящее имя Абу аль-Валида – Абд-аль-Азиз аль-Гамиди. Он родился в 1967 году в саудовской провинции Бальджураши в семье торговца недвижимостью, древесиной и красками Саида бен Али аль-Гамиди. Абу аль-Валид — арабский террорист, специалист по диверсионно-подрывным операциям, в 1995-2004 принимал участие на стороне сепаратистов в чеченском конфликте, с середины 2002 года был командующий Восточным фронтом ВС Чеченской Республики Ичкерия.

Лидер арабских боевиков в Чечне, преемник .

Объявлялся в розыск российскими правоохранительными органами и Интерполом.

Биография

Родился в 1973 году в Саудовской Аравии. Утверждают, что, недоучившись в школе, аль-Валид в 17 лет поступил в армию Саудовской Аравии, где окончил школу минёров, участвовал в военных операциях против Южного Йемена, задействовался спецслужбами, был кадровым офицером одной из саудовских спецслужб. По некоторым сведениям, закончил Академию Национальной гвардии Саудовской Аравии, после чего отбыл в командировку в Анголу.

Также полагают, что он состоял в организации «Братья-мусульмане», по крайней мере, получал от неё помощь, представлял её в Чечне.

По некоторым сведениям, проходил подготовку по работе с взрывчаткой в Афганистане при правлении талибов. Там же, в Афганистане, познакомился с Усамой бен Ладеном.

В начале 1990-х годов два года воевал в Таджикистане.

В Чечне

В Чечне с конца 1995 года, прибыл вместе с Хаттабом. По другим сведениям, с 1997 года. Сразу же стал принимать непосредственное участие в операциях против российских войск, в подготовке и командовании диверсионно-подрывными операциями на Кавказе и в других регионах России. Занимался созданием и управлением тренировочными лагерями боевиков в Чечне.

Входил в ближайшее окружение Хаттаба, стал одним из его ближайших помощников, а затем и первым заместителем. В то же время поступали сообщения о конфликтах и соперничестве между ними из-за финансирования.

После гибели Хаттаба 20 марта 2002 года был назначен «амиром» арабо-мусульманской группы в Чечне, выполнял функции координатора финансовых поступлений боевикам. По некоторым сведениям, подозревался в к . По оценкам ФСБ России, представлял собой «одну из самых влиятельных фигур в руководстве чеченских боевиков».

Летом 2002 года согласно сайту чеченских сепаратистов «Кавказ-центр» стал командующим новообразованного Восточного фронта ВС ЧРИ.

В ноябре 2003 г. было объявлено о вознаграждении в размере 3 миллиона рублей или 100 тысяч долларов США за помощь в его нейтрализации или сообщение о местонахождении Абу аль-Валида. Вознаграждение намеревались выплатить из средств, находившихся в распоряжении самого Абу аль-Валида.

В преддверии президентских выборов в России 2004 года выступил с заявлением, что если будет избран тот, кто выступает за войну в Чечне, значит, русские объявляют войну чеченцам, от этого зависит проведение терактов на территории РФ.

3 октября 2007 года согласно сайту чеченских сепаратистов «Кавказ-центр» президент ЧРИ своим указом посмертно наградил его высшим орденом ЧРИ «Честь Нации».

За предшествующие его смерти несколько лет сообщения о его смерти поступали семь раз: в бою в апреле и июле 2000 года (оказался только ранен), в сентябре 2001 года, в марте (якобы убит неизвестным убийцей) и в июне-июле 2002 года (утонул во время наводнения), в сентябре 2003 года (застрелен снайпером в бою, тело унесли боевики) и в ноябре того же года.

16 апреля 2004 года был убит во время артиллерийского обстрела федеральными войсками одного из горных районов Чечни. После гибели Абу аль-Валида командиром этого отряда стал Абу Хафс аль-Урдани. Его смерть была подтверждена родственниками (через телеканал Al Arabiya её подтвердил его брат Абдулла аль-Сайед, находившийся в Эр-Рияде) и боевиками через «Кавказ-Центр».

Однако представители российских спецслужб объявляли, что не могут официально подтвердить его смерть. Только 24 сентября 2004 года представитель Регионального оперативного штаба по проведению контртеррористической операции на Северном Кавказе (РОШ) Илья Шабалкин подтвердил информацию о ликвидации Абу аль-Валида в середине апреля 2004 года.

Террористические акции Абу аль-Валида:

В апреле 1996 года совместно с Хаттабом подготовил в Аргунском ущелье.

Летом 1999 года участвовал в разработке планов , готовил взрывы в Москве и Волгодонске, Российская Генпрокуратура объявляла его и Хаттаба заказчиками этих терактов.

В апреле 2000 года руководил нападением на колонну 51-го парашютно-десантного полка 106-й (тульской) дивизии ВДВ.

В марте-апреле 2001 года его отряд совершил подрыв бронетехники федеральных сил на южной окраине селения Сержень-Юрт и ряд обстрелов зданий органов исполнительной власти в Шалинском районе.

Абу аль-Валид лично принимал участие в уничтожении в августе 2001 года армейского вертолёта в 1,3 км севернее населённого пункта Верхатой Веденского района (боевики снимали запуск ПЗРК на видео).

30 сентября 2001 года в селении Шалинского района боевиками из группы Абу аль-Валида были захвачены заместитель военного коменданта Веденского района по артиллерии подполковник Боряев, сотрудник МВД Чеченской Республики (личность не установлена), а также 11 чеченцев, сотрудничавших с федеральными силами. Абу аль-Валид лично допрашивал подполковника Боряева и снимал допрос на видеокамеру.

Abu Hafs Al Masri brigades

  • Европейская ячейка

Взяла на себя ответственность за большинство терактов, организованных " Аль-Каидой" в Европе за последние годы.

Группировка названа в честь Абу Хафса - египтянина, ("Аль-Масри" - это прозвище, на арабском "египетский"), одного из ключевых членов "Египетского Исламского Джихада" - группировки, которая входит в состав (несет ответственность за убийство египетского президента Садата 6 октября 1981 года).

Абу Хафс воевал вместе с бин Ладеном в Афганистане в начале 80-х, как бывший полицейский офицер, отвечал за безопасность в Аль-Каиде. Когда Аль-Каида базировалась в Судане в 1992-1993 гг., Абу Хафс аль-Масри принимал участие в борьбе против операции войск ООН и США в Сомали. Принимал участие в организации бойни туристов в Луксоре в 1997 году. 16 ноября 2001 года Абу Хафс ал-Масри погиб от американской ракеты под Кабулом. За десять месяцев до этого бин Ладен назвал его имя в качестве возможного преемника на случай своей смерти.

Абу Хафс Наджм ад-дин Умар ибн Мухаммад ан-Насафи (461-537/1068-1142). Родился в городе Насаф (сегодняшний Карши в Узбекистане), который в средние века был одним из научных центров Средней Азии, как и соседние, более известные города Бухара и Самарканд. Скончался же учёный в Самарканде. Он учился у шейхов Абу Мухаммада ан-Нухи ан-Насафи, Абу ал-Иусра ал-Баздави и Абу Али ан-Насафи. Источники сообщают, что он был учёным в области фикха, тафсира, хадиса, литературы, языка и истории, передавал хадисы от 550 шейхов, был аскетом. Также известно, что он был одним из учителей имама Бурхана ад-дина ал-Маргинани.

Имам ан-Насафи является автором примерно ста трактатов и книг по различным отраслям исламских наук. Ему принадлежит историческое произведение «ал-Канд фи тарих улама Самарканд» и комментарий к Корану на персидском языке. Среди его сочинений книга «Китаб фи байан мазахиб ал-мутасаввифа» («Разъяснение суфийских толков»).

Особое место среди его трудов занимает «Насафитский символ веры» («ал-Акаидан-Насафийа»). Это небольшое сочинение относится к жанру акида (мн. ч. акаид), особому роду мусульманской богословской литературы, появившейся в период активного сложения догматико-правовой системы Ислама, т. е. начиная с VIII века. Сочинения этого жанра представляют собой сжатое, чёткое изложение позиции школы или отдельного автора в основных вопросах догматики и права. Их текст носит прокламационный характер. Постулируемые положения предваряются формулами «необходимо уверовать в...», «мы убеждены, что...» и подобными им. Являясь своеобразным фондом догматов, идей, представлений, краткий «символ веры» - необходимый элемент традиционного мусуль¬манского образования.

В своём символе веры Абу Хафс ан-Насафи собрал воедино главные и основные положения суннитского вероучения в достаточно краткой форме, лёгкой для запоминания. Главным источником этого кредо была книга «Табсират ал-адилла», написанная имамом Абу-л-Муином ан-Насафи (ум. в 508/1114 г.).

Как писал Дж. Валиди, «самым популярным сочинением в мусульманских медресе было «Акаид Несефи» с комментарием Тафтазани». До революции заучивали текст этого сочинения наизусть и изучали не только толкование ат-Тафтазани, но и комментарии. Османские турки также изучали насафитский символ веры, некоторые шейхи читали и разъясняли его своим мюридам после намаза ал-Аср.

Из книги «Исламское вероучение. Аль-Акаид ан-Насафия»